гатчинский дворец фото фасада
Большой Гатчинский дворец
История Гатчинского дворца
Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.
Строительство дворца в Гатчине
Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.
Хоть к строительству дворца приступили практически сразу после покупки земли, работы длились медленно. Дворец довели до карниза только к 1768 году, а работы над фасадом Гатчинского дворца начались лишь в 1770 году, и затянулись на 2 года. Внутри работы были окончены к 1771 году. О ходе строительства напоминала доска из меди, на которой было выгравировано: строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года».
Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.
Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.
Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.
Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.
Дворец при Павле I
Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.
Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.
Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.
Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.
Период до революции 1917 года
Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.
Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.
Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.
В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.
Дворец Павла 1 в Гатчине после революции
После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.
Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны
Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.
Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.
До 1944 года дворец был в оккупации, перед отступлением фашисты его заминировали и подожгли. Некоторые ценности были полностью уничтожены, часть же – украли и вывезли в Германию. До сих пор на одной из стен сохранилась надпись, выскобленная на штукатурке: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто», реставраторы оставили ее в нетронутом виде.
Послевоенная реконструкция
Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.
Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.
В разные годы в здании дворца размещались Военно-Морское училище и ВНИИ «Электростандарт», а в 1960 году его лишили статуса памятника архитектуры. Только спустя 10 лет удалось добиться признания дворца – культурным наследием, но планы восстановления от архитекторов по-прежнему не утверждались.
Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.
Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.
Архитектура Гатчинского дворца
Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.
Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.
Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.
Интерьеры дворца
На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.
К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.
На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.
В Гатчинском дворце есть подземный туннель, который выходит за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо» в парке на северной стороне дворца. Протяженность подземного тоннеля составляет 120 метров.
Подземный туннель в Гатчинском дворце
Где находится Гатчинский дворец
Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.
Из Санкт-Петербурга можно доехать от станции метро «Московская» на маршрутных такси № 18 и 18А, а также на автобусе № 431. Также доехать можно на электричке, которая отправляется с Балтийского вокзала.
Телефон для справок: 8 (812) 958 0366
Гатчинский дворец.Суровый внешне, а внутри?
Смена архитектурных стилей прослеживается на истории строительства, создании интерьеров и перестройках, связанных с деятельностью выдающихся архитекторов и мастеров.
Первый период (1766–1781 годы) связан с именем архитектора А. Ринальди.
Второй период (1792–1798 годы) отмечен работами архитектора В. Бренны.
Третий период (1845- 1856 годы) — время значительных перестроек дворца, выполненных архитектором Р. Кузьминым.
Дворцовое здание поставлено на самой высокой точке господствующего над всем ландшафтом. Средний трехэтажный корпус — строгий вытянутый прямоугольник протяженностью 45 метров. Южная сторона среднего корпуса акцентирована тремя арками входных дверей и балконом по второму этажу.
Главный корпус соединяется с трехэтажными, почти квадратными корпусами — каре, строения которых образуют обширные дворы. Углы каре выделены трехъярусными восьмигранными башнями. Башни, примыкающие к полуциркульным галереям, завершены куполами.
В каре находились помещения сначала чисто утилитарные — конюшни и кухни. Позже в них все большее место занимали комнаты семей царствующих монархов.
Перед парковым фасадом дворца — широкая восьмиступенчатая лестница, средняя выступающая часть которой имеет всходы с трех сторон.
Статуя «Мир».Авторами являются венецианские скульпторы Дж. Маркиори и И.-М. Морлейтера.
Посмотрим па памятник императору Павлу I И.Витали, который был отлит на заводе Дюваля в Петербурге. Скульптура была доставлена в Гатчину в феврале 1851 года.
Пришло время поспешить во дворец.
Парадные помещения больших дворцов, как это было принято во всей европейской архитектуре, и в Гатчинском дворце располагались во втором этаже Главного корпуса, пойдем по лестнице на второй этаж.
Строго отделанная Парадная лестница с железной кованой решеткой, по проекту Р. И. Кузьмина.
Гобелен » Богиня плодородия Церера». Эта сравнительно небольшая — всего 50 квадратных метров — прямоугольная комната, обращенная двумя окнами в парк, не отвечает сложившемуся представлению об образе интерьера, где глава Российской империи восседал на троне, принимал установленные ритуалом почести.
Мраморная столовая. Название помещения объясняется характерной особенностью ее убранства — шестнадцатью каррарского мрамора колоннами коринфского ордера.
«Эрот, натягивающий лук» (итальянская копия, XVIII в., с античного оригинала Лисиппа).
Мраморная столовая. Плафон «Селена и Эндимион» написанной художником Я. А. Казаковым. Селена и Эндимион полюбили друг друга. Каждый день Селена спускалась с неба к своему возлюбленному. Время шло. Богиня Луна знала, что когда-нибудь придет час разлуки и ее возлюбленный должен будет спуститься в царство Аида. Селена не могла представить себе жизни без Эндимиона. И обратилась она к Олимпу и к повелителю молнии Зевсу с просьбой подарить Эндимиону вечную молодость. Зевс не мог противиться мольбам богини Луны, но не мог он и нарушить установленный в мире порядок. Тогда решил он сохранить Эндимиону вечную молодость, погрузив его в вечную дремоту. И теперь каждую ночь Селена могла видеть своего возлюбленного, не страшась больше о будущем. Богиня, остановив колесницу, спускалась в пещеру, нежно склонялась над спящим юношей, целовала смежившиеся очи и произносила те слова, которые поэты дарят своим возлюбленным.
Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску. Воют, закинув головы, псы и волки.
Вот такая грустная история.
Малиновая гостиная. Рядом с Тронной Павла I Бренна создал насыщенную звучным колоритом Малиновую гостиную. Резная золоченая французская мебель, обитая малиновым бархатом в тон основному цвету гобеленов, дополняла архитектурный, лепной и живописный декор интерьера.
Стол — треножник со столешницей. Россия 18 век.
В систему «представительских» интерьеров Главного корпуса входила и Парадная опочивальня.
Гатчинский дворец
Продолжаем прогулку по Гатчине. После Приоратского дворца дворца предлагаю посетить Гатчинский дворец. История дворца в Гатчине начинается с 1765 года, когда Григорий Орлов получил в подарок от Екатерины II это имение. И с 1766 года под руководством Антонио Ринальди началось строительство прекрасного дворца. К 1781 году дворец был готов, но судьба распорядилась иначе и в 1783 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупает дворец для своего сына Павла Петровича, хотя у Павла уже был прекрасный дворец в Павловске. Теперь для меня неудивительно, что здание начал переустраивать любимый архитектор Павла I Винченцо Бренна. После трагической гибели Павла его вдова Мария Федоровна осталась хозяйничать в Гатчине, а уже после ее смерти перестраивал Гатчину Николай I. Затем настала небольшая пора забвения усадьбы, но после воцарения Александра III в 1881 году Гатчинский дворец обрел вторую молодость. Этот император любил Гатчину и проводил здесь довольно много времени. После революции Гатчина стоновится музеем, что спасало ее от разграбления, но во время Великой Отечественной войны музей сильно пострадал. Реставрационные работы здесь идут до сих пор.
И теперь предлагаю пройти во дворец.
Сразу говорю, что в подземный ход не пойдем, потому что туда ходят группами, а у нас индивидуальный тур… Хотя вестибюль впечатляет не меньше
Основное время проведем на втором этаже среди парадных залов. Начнем с Мраморной столовой, предназначавшейся для парадных обедов
Верхняя Тронная Павла
Далее осматриваем Малиновую гостиную Марии Федоровны. Здесь выделяется гобелен из серии «История Дон Кихота», подаренной Павлу Людовиком шестнадцатым в 1782 году во время путешествия по Европе «графа и графини Северных» (под этими именами посещали дворы Европы Павел Петрович и Мария Федоровна). Серия была из трех гобеленов, но после войны два из них забрали в восстанавливаемый Павловск, чтобы компенсировать утрату тамошних гобеленов — их еще перед Великой Отечественной войной продали за границу. В Гатчине ждут возвращения своих гобеленов, а в Павловске их отдавать похоже не собираются
Парадная опочивальня Марии Федоровны. Здесь после войны интерьер полностью восстановлен. Кстати, можно опять сравнить с Павловском))
Овальный будуар Марии Федоровны
Без Тронной Марии Федоровны никак обойтись нельзя. А при Орлове комната была Китайской, потом уже Картинною, затем стала Тронной
Вот мы и подошли к самому большому помещению дворца — Белому залу. Здесь проводились балы и другие торжества.
очень понравился наддверник, изображающий льва в колосьях пшеницы, омары, живущие над другой дверью, не получились(((
Чесменская галерея еще не отреставрирована. А ведь тоже был роскошный зал когда-то
А вот Домовая церковь почти не пострадала ни от войны, ни от времени. И службы проходят в интерьере, сохранившимся с девятнадцатого века.
И немного о лестницах))) вот так сейчас выглядит дорога к храму
И лестница Сигнальной башни, на которую я попыталась подняться, но не смогла
Большой Гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка
Среди дворцовых пригородов Санкт-Петербурга Гатчина стоит несколько особняком — дворец построен в нехарактерном для России стиле английского охотничьего замка.
Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века
История Гатчинского дворца
История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.
Дворец графа Орлова
В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.
Гатчина при Павле
После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.
В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.
Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.
Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.
Гатчина после революции
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.
После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.
Фотографии Большого Гатчинского дворца
Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.
Лестница на Сигнальную башню
Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни
Панорама Гатчины с Сигнальной башни
Панорама Гатчинского дворца с Сигнальной башни
Часы и колокола на башне
Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.
Парадная лестница Гатчинского дворца
Аванзал
Мраморная столовая
Тронный зал
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны
Парадная опочивальня
Туалетная
Картинный зал
Белый зал
Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.
Чесменская галерея
Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце
Мраморная лестница
Портрет Александра III
Мраморная лестница
Трон Александра III
Личные покои Александра III и членов его семьи
Личные покои Александра III и членов его семьи
Личные покои Александра III и членов его семьи
Личные покои Александра III и членов его семьи
Кабинет управляющего
Галерея
В сторону парка из дворца идет подземный ход.
Подземный ход
Галерея
К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.
Адрес, режим работы, проезд
Адрес: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной — понедельник, санитарный день — первый вторник месяца.
Телефоны: 8 (812) 958 0366 (справки, администратор); 8 (81371) 93 492, 8 (81371) 76 715 (заказ экскурсий)
Сайт: gatchinapalace.ru
Проезд:
Кроме того, Вы можете заказать экскурсию по Гатчинскому дворцу и парку.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Я раньше частенько бывал в Гатчине, и мимо дворца ходил.