дом культуры фото фасадов
Дом культуры фото фасадов
Источник фото на обложке: persk.org
Дворец культуры в Первоуральске (ДК ПНТЗ) был прогрессивным зданием для своего времени. В 1966 году его макет, созданный московским архитектором Яковом Лившицем, завоевал золотую медаль на всемирной выставке ЭКСПО–1967 в Канаде.
В 2021 году ДК может стать не только площадкой для творческих коллективов, но и центром притяжения туристов, зоной для различных бизнес- и культурных проектов. Ниже три примера, как подобное удалось сделать в различных уголках России.
Культурно-образовательный центр им. Жуковского — Белевский центр развития культуры и туризма, Тульская область
Культурный центр в селе Мишенское Тульской области — пример того, как можно на месте ветхого здания сделать интересных для туристов и полезный для местных жителей объект. Авторы проекта учли, что в конце 18-го века в этих местах родился наставник Пушкина — поэт Василий Жуковский. Фасад советского дома культуры был переделан под усадьбу, территория вокруг — облагорожена.
Внутри здание разделили на образовательную и функциональную зоны. В первой расположена экспозиция, посвященная жизни поэта книги, рисунки и портрет Жуковского, прижизненное издание стихов Пушкина. Рядом со стариной находится мультимедийная книга. Перелистывание страниц сопровождается звуками из той эпохи.
Пространство внутри и вокруг ДК авторы используют для проведения театральных перформансов, экскурсий, исторических квестов, выступлений творческих команд, мастер-классов и много другого.
Культурный центр «Московский» в Казани
Пример бережного отношения к прошлому и настоящему из Казани. На территории Дворца культуры когда-то находился поселок Авиаторов. Эта тема стала ключевой в дизайне центра и прослеживается в оформлении повсеместно — от фасада до стеклянных перегородок внутри холла.
Гордость объекта — модернизированный актовый зал. Строители по-максимуму сохранили советское наследие в виде пышных люстр и раритетных потолочных частей. При этом зал украсили дизайнерской лепниной и установили систему для первоклассного акустического звука. В итоге зал стал концертной площадкой на 500 человек.
В соседнем помещении сделали первую детскую киношколу в Казани. Дети снимают фильмы на профессиональные камеры, на месте монтируют и отсматривают съемочный материал. Раз в несколько месяцев в ДК проходят премьеры лучших картин.
В здании появилось несколько общественных пространств: большая площадка для коворкинга, информационный центр, удобные зоны ожидания с Wi-Fi. После ремонта в ДК также заработал большой спортзал с площадками для волейбола, баскетбола и мини-футбола.
А вот как выглядело это здание до ремонта.
Источник: Яндекс Карты
Культурный центр «Соломбала-Арт» (Архангельская область)
При модернизации ДК в Архангельской области была сделана ставка на развитие территории вокруг здания. Второй акцент — образование посетителей. В сквере возле культурного центра установили огромные деревянные фигуры моржа, северного оленя и белого медведя.
Зимой к ним добавляются ледяные фигуры других обитателей Арктики. У каждого зверя размещается стенд с информацией о животном. В сквере отличное освещение, на территории находятся кафе и детские зоны, так что место стало центром притяжения горожан в выходные.
Внутри самого здания находится мультимедийный «Центр арктических тайн и чудес». Внутри воссоздан арктический остров: белоснежные стены и пол цвета морской волны, показавшийся сквозь толщу воды белый медведь, птичьи базары, берлога полярного хищника.
С помощью сенсорной панели можно отправиться в виртуальное путешествие — пройти по маршруту экспедиции Седова или прогуляться по арктическому побережью. По голосовым командам потолок превращается в полярное звездное небо или в полярное сияние.
Этот ДК не центральный в Архангельске, район Соломбала находится на отшибе. Но, благодаря работе сотрудников культурного центра, место стало популярным и у горожан, и у туристов. Сейчас ДК частично переориентировался на приезжих. Сотрудники заведения помогают туристам с бронью гостиниц и проводят экскурсии по центру.
Городские пространства в Первоуральске тоже ждет новая жизнь. Преображением знакомых горожанам мест занимаются специалисты «Центра аналитики города» под руководством Сергея Капкова в рамках соглашения между Группой ЧТПЗ, правительством Свердловской области и мэрией.
Как должен выглядеть современный сельский клуб
Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус «бюрократической отписки»: раз в селе есть клуб, значит в нем есть «социально-культурные объекты для населения». Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?
Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о «курсе на деурбанизацию» и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.
Запросы сельской молодежи
Организация пространства клуба
Схематично всё вышеописанное выглядит так:
Организация досуга населения
А теперь давайте рассмотрим схему функционирования «нового сельского клуба» на конкретном, пусть и гипотетическом примере.
По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб «с нуля», то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной «коробки» площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во «внутреннее содержание» клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.
Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс «деурбанизации» в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.
Что делать с советскими ДК?
Жизнь человека не ограничивается домом и работой, нам всем требуется «третье место» для отдыха, развлечений, встреч с друзьями и саморазвития. Сейчас за это отвечают развлекательные центры, базы отдыха, бары, рестораны и многие другие места.
В советские годы было иначе: у государства была полная монополия над всеми сферами жизни общества, в том числе и над культурной. Поэтому в наших городах и сёлах стали появляться Дворцы культуры с кружками, залами для выступлений и своей программой — ничего подобного за пределами бывшего СССР нет.
После развала не все дирекции перестроились на новые экономические и культурные реалии, многие оказались не у дел. В итоге ряд зданий брошены и просто разваливаются, некоторые переделаны под другие нужды (привет К&Б) и лишь малая часть продолжает выполнять какие-то функции. Многие чиновники и политики видят в ДК одни проблемы: здания требуют больших вложений и не очень понятно, а нужны ли они вообще людям сейчас.
ДК нужны, просто их нужно переосмыслить. Вот несколько примеров, кто и как это делает.
Зачем сохранять старые ДК?
В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Одновременно с этим всё чаще в наших городах вскрывается проблема скуки: людям просто нечем себя занять в свободное время.
Многие ДК были типовыми, но за годы работы они обросли человеческими историями и уникальными чертами, став носителями социокультурной жизни страны на протяжении 80 лет — ничего подобного не было за границами СССР. Снос и перестройка ДК — это уничтожение местных культурных особенностей и истории места.
Например, на фотографиях внизу — «Малахитовая комната» во дворце культуры города Дегтярск, посвящённая произведениям писателя Павла Бажова. Он стал известен благодаря сборнику сказов «Малахитовая шкатулка», но немногие знают, что другое название этого сборника — «Уральские сказы». Сюжеты сказок Бажова можно увидеть в декоре многих уральских ДК.
Идентичность в типовом и Воронеж
Что делать с этими ДК? Это хороший вопрос, которыми задались в 2018 году архитекторы Алексей Боев и Дарья Наугольнова: они работали над проектами переосмысления ДК «Машиностроителей» в Воронеже, но в какой-то момент осознали масштабность задачи и начали исследовать другие ДК в поисках уникальных черт в типовых решениях. С помощью социокультурной настройки и учёта новых реалий они ищут способы оживить старые стены, придав им новые функции с сохранением истории.
Так появился проект «Идентичность в типовом», в рамках которого в 2018-2019 годах переосмыслили Городской ДК в Воронеже. Сейчас завершены работы с фасадом и первым этажом:
Архитекторы максимально раскрыли фасадное остекление, избавившись от ненужных штор и заложенных проёмов и добившись того, чтобы первый этаж дворца стал открытым и прозрачным. Гипсовые элементы на фасаде сохранили, очистив и покрасив, — сбитым оказался лишь барельеф на вертикальном объёме лестницы. Для него изготовили декоративное панно из сочетаний слов «дворец», «культура», «Воронеж».
Может показаться, что здесь просто обновили интерьеры, оставив основные черты эпохи модернизма в деталях, но всё куда сложнее: сначала здесь изучили здание, выяснили, как оно работает, чего не хватает посетителям и району в целом. Только после этого появился проект и вышли строители. В задачи архитекторов также входило повышение эффективности и рентабельности учреждения.
Каменка из Красноярска
В промышленном районе Красноярска есть бывший «ДК Сибтяжмаша» в сталинском стиле. Сейчас это пространство «Каменка» и точка притяжения городского масштаба. Внутри смесь старого и нового:
Здесь часто проводят разные фестивали, лекции и показы под открытым небом, здесь же есть кафе и сувенирный магазин. Район вокруг скорее считается неблагополучным, но за счёт работы с жителями и активности ситуация постепенно исправляется: раньше территорию вокруг вандалили, а сейчас молодые жители сами приходят помогать.
В 2018 году я делал отдельный пост про это место, тогда здесь ещё не успели привести главный зал в порядок. Возможно, сейчас реконструкция всего здания уже завершена.
Системное обновление в Татарстане
Культурный центр «Московский» в Казани — первый опыт переосмысления старых ДК (ранее это был ДК имени Урицкого) в Республике, про него я рассказывал отдельно. Само здание изменилось до неузнаваемости и добавились новые функции.
В декабре же я посмотрел на культурный центр Сайдаш (бывший ДК Строителей). Он был построен в 1972 году по проекту архитектора Зиннурова и инженера Щербакова из Татаргражданпроекта. В 2018 году здесь начали капитальный ремонт: рабочие усилили фундамент, восстановили кирпичную часть здания, провели гидроизоляцию, утеплили наружные несущие стены, отремонтировали кровлю, обновили интерьеры и установили новое оборудование. Всего на Сайдаш ушло порядка 500 млн рублей.
Тут деликатнее подошли к деталям: почистили металлическую чеканку с национальными узорами, восстановили мозаичное панно «Райские птицы» и витраж «Дарить города» на фасаде здания. Только над витражом около года трудились 12 специалистов:
Сам интерьер осовременили, исторические вставки хорошо в него вписались: