демон у стен монастыря

Иллюстрации Врубеля к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова

«Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 — 1841), о падшем ангеле полюбившем смертную девушку. В 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, но ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902).

История создания

Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910) — русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. Его самобытное творчество, близкое к стилю живописи «модерн», сочетало в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь — с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков.

Врубель работал над «Демоном» более пяти лет. Впервые он сообщил о его замысле художнику В. Серову летом 1885 года, а в 1886 году он создал картину «Демон» (которая вызвала отвращение у его отца), но позже уничтожил ее. Осуществить задуманное ему удалось лишь в 1891 году.

В 1891 году у владельцев типографии и книгоиздательства товарищества И. Н. Кушнерёва в Москве явилась мысль издать юбилейный двухтомник сочинений М. Ю. Лермонтова с иллюстрациями «лучших наших художественных сил». Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике.

Выполнить рисунки к «Демону» было предложено В. Серову, но художник предложил обратиться к малоизвестному М.А. Врубелю, который к тому времени уже долго работал над своим «Демоном». Руководящий проектом П. П. Кончаловский сразу увидел в нём огромный талант и поручил ему исполнить иллюстрации не только к «Демону», но и к «Герою нашего времени» и некоторым стихотворениям.

Из 36 рисунков, которые выполнил Врубель в рамках этого заказа, 20 вошло в издание типографии И. Н. Кушнарева, из них 11 рисунков иллюстрировали «Демона».

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций), при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь — за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «„всепонятность“ становилась в его глазах так же подозрительной, как другим — „непонятность“». Однако именно иллюстрации Врубеля как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

Иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью; монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным

Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Иллюстрации Врубеля к «Демону» Лермонтова

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыряАлександр_Ш_Крылов все записи автора демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме «Демон» как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Без иллюстраций Врубеля цель художественного издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, стереотипными, они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Шишкин, являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, а не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Между тем критики больше всех поносили именно Врубеля за «непонимание Лермонтова», за безграмотность и неумение рисовать. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля, их адекватность произведениям поэта. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

____________________________________________Михаил Лермонтов. Автопортрет

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Демон летящий

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Голова Демона. Золотая акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Голова Демона на фоне гор. Золотая акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Голова Демона. Черная акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон и Ангел с душой Тамары

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон у ворот монастыря

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон летящий. Черная акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон смотрящий. Черная акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон у стен монастыря

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон, смотрящий в долину. Черная акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Демон, смотрящий на танец Тамары

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Тамара и Демон. Золотая акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Свидание Тамары и Демона. Акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Тамара в гробу. Черная акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Тамара в гробу. Черная акварель, фрагмент

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

«Несется конь быстрее лани. » Золотая акварель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

«Русалка плыла по реке голубой, озаряемая полной луной. «

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Журналист, читатель и писатель

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому, что весело тебе.

Рубрики:русские творцы
литература
живопись
графика
поэзия

Метки: Врубель Демон Тамара Лермонтов

Процитировано 47 раз
Понравилось: 33 пользователям

Источник

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и. отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса. Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.

«. в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа. я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. часы досуга. проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

. Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и. в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Роза.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Белый ирис.

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем.

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «. я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «. в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною. отталкивающею. пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий.

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Голова демона.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Демон у монастря.

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой.

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Сирень

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Гадалка.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Пан.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Валькирия.

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Волхова 1.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Морская царица.

Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный. величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей.

Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел «в одном флаконе».

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая.
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов. », — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный.

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

демон у стен монастыря. Смотреть фото демон у стен монастыря. Смотреть картинку демон у стен монастыря. Картинка про демон у стен монастыря. Фото демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год.

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *