дацан в чите на богомягкова официальный сайт
Ритуалы и обряды
Помимо молебнов в Дацане совершаются традиционные буддийские ритуалы. Многие из них составляют часть хуралов, но могут проводиться и самостоятельно.
Ламы совершают ритуалы по просьбам верующих буддистов, оказывая помощь в решении сложных жизненных ситуаций, проблем, утраты жизненных сил, для укрепления здоровья, при начале важного дела, во время важных дат жизни человека, семьи. Деятельность на благо страдающим живым существам — основа практики Махаяны, связанная с обетами Бодхисаттвы. Миряне благодарят лам подношениями в виде продуктов или денежных пожертвований — по возможностям.
Обратиться к ламам для проведения ритуалов или консультации можно в любой день, кроме среды, с 12 до 19.
Какие ритуалы и для чего выполняют буддийские ламы?
Сержем (Серджим) — подношение Золотого напитка
Ритуал Сержем присутствует практически во всех хуралах. Проводится он и в других обстоятельствах — для умиротворения неблагоприятных условий и скорейшей реализации целей.
«Сержем — это обряд подношения «Золотого напитка»: мы подносим жидкую субстанцию и обращаемся к высшим силам, божествам и хранителям с просьбой о помощи. Существуют разновидности сержема — это уже зависит от традиции и линии передачи. В сержеме есть определенная последовательность подношения: сначала первую часть подносят Гуру и Йидамам. После этого совершают подношение Дакиням и Защитникам Учения Будды. В традиции Гелугпа, к которой мы принадлежим, основными Защитниками являются Шестирукий Махакала (Гомбо), Каларупа (Чойжал), Вайшравана (Намсарай) и Шри Деви (Палдэн Лхамо), поэтому идет обращение к ним с просьбой принять «Золотой напиток», помочь устранить неблагоприятные факторы на жизненном пути и помочь во всех благих начинаниях. Каждый из этих Защитников обладает своими особенностями и качествами, помогая человеку на духовном и мирском путях преодолевать конкретные препятствия. После этого можно обратиться к другим божествам, например к Чатурмукх (Шалши), Бегдзе (Жамсаран), Ситипати (Дурдаг) и другим.
Защитники, которых мы упомянули выше, относятся к классу тех, кто вышел из колеса перерождения — сансары. Если вы работаете с ними в своих просьбах и молитвах, это поможет вам избавиться от коренных причин страданий и создаст благоприятные условия для зарождения причин благополучия. Кроме этих божеств, есть и мирские Защитники, например Табан Хаан (Махапанчараджа) — Йидам, одна из форм подателя благополучия. Он выступает как Дхармапала из разряда кармовых, то есть помогающих в течение одного или нескольких перерождений. Далее следует Дамжан Дорлиг — божество-покровитель искусных людей: кузнецов, ювелиров, плотников, столяров, портных и швей, поэтов и писателей, музыкантов, костоправов и многих других.
Дамжан Дорлиг сахюусан принадлежит к разряду гневных божеств, которые приняли буддийские обеты от учителя Падмасамбхавы, когда тот распространял учение в Тибете, поэтому наравне с Дамжан Дорлигом почитают и его гуру — Падмасамбхаву, как учителя божества. Эти божества не освобождены от перерождений, но связаны обязательством помогать живым существам на пути к Просветлению.
Текст сержема завершает подношение остальным классам мирских божеств, предкам и духам, а ламы читают «Дебжед сержем» выдающегося учителя Нубчен Сангье Еше.
При качественной визуализации и искренности, молящийся обретает в итоге то, чего желает.»
Лусууд (Лусаад) — умиротворение хозяев воды и подземелья — духов нагов
Ритуал Лусууд — один из буддийских ритуалов, направленных на благополучие людей и устранение негативных влияний. Основное действо составляет обращение и совершение подношений особому классу существ — нагам (по-бурятски «лусууд», «лусад»).
Кто такие наги?
Нагами называют подземных и водных духов. Их изображают в виде змееподобных существ с человеческой верхней частью туловища и головой. Согласно преданиям, нагам принадлежит подземный мир — питала, где находится их столица Вхо-гавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Описания нагов встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках». Сам Шакьямуни, ещё до того как стать Буддой, несколько раз перерождался в образе нага. Одна из известных легенд рассказывает о том, как великий буддийский философ Нагарджуне (его имя Арджуна получило приставку «Наг») добыл у нагов бесценные тексты Дхармы, в том числе сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания.
Считается, что все осадки, природные водные явления, а также природные катаклизмы происходят по велению этих существ. Их характер описывается как чрезвычайно гневливый.
Всю поверхность земли, а также воды, наги воспринимают как своё владение и как часть себя. Поэтому любое вмешательство в эти среды, нарушение их покоя, шум, загрязнение, добыча природных ресурсов вызывает их гнев. Они насылают заболевания крови, кожи, лимфы, суставов, большинство женских болезней, некоторые болезни желудка и лёгких. При слабой кармической защите могут отнять даже жизнь, опять же с помощью воды. Большие проблемы, как показывает жизнь, возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы, камни из недр земли. Любые защитные ритуалы носят временный характер. В данных случаях самым лучшим защитным ритуалом является, пожалуй, Лусууд.
Как выполняется ритуал Лусууд?
В буддизме считается, что все существа равно достойны счастья и избавления от страданий. Неразумные действия людей по отношению к природе отражаются на состоянии многих созданий, в том числе таких духов, как наги, от чего те терпят ущерб и причиняют вред людям. Тем же, кто относится к нагам с уважением, они, как хранители мудрости, даруют энергию и духовные постижения.
Обряд Лусууд призван успокоить и исцелить водно-подземных духов с помощью особых подношений и молитв.
Ламы подготавливают различные субстанции, называемые «три белых» — молоко, масло, простокваша, «три сладких» — сахар, мёд, патока, а также драгоценности — золото, серебро, медь, бирюза, кораллы, жемчуг, хрусталь, формируют специальное подношение — торма в форме символического змея.
Во время ритуала ламы с помощью медитативной практики мысленно преобразуют все эти подношения в драгоценности и лекарства для духов воды, после чего в сопровождении звуков ритуальных инструментов почтительно бросают подношения в воду.
Цетар — обряд «выкупа жизни» с дарованием жизни живым существам
Цета́р (на санскрите «пранидан») — в переводе означает «практика дарования жизни». Буддийский обряд при проведении в Дацане и в целом как личная практика направлен на благое действие — спасение живых существ (в частности, на ритуалах в Дацане Гунзэчойней — рыб). К такому действию относится не только избавление от фактической гибели, и поддержание их жизнедеятельности и жизнеспособности. В более глубоком смысле, совершая Цетар тем самым мы практикуем освобождение от тягостной ситуации и обстоятельств, создающих страдания живым существам, чему нас учил Великий Будда Шакьямуни. Практика дарования жизни — самое большое благодеяние, которое отчасти подвластно и человеку.
Осознанное участие в обряде «выкупа жизни», так ещё иначе называют Цетар, и искренние намерения позволяют накопить участникам благие заслуги, создать соответствующие кармические условия для улучшения собственной жизни.
На кого может быть направлено намерение посодействовать и осуществить освобождение и спасение:
Личная и общая практика Цетар развивает в нас стремление избавлять таких людей и живых существ от реальной угрозы смерти через конкретные действия вместе с так называемым символическим «выкупом их жизни», высвобождать на волю, оказывать необходимую помощь — социальную, медицинскую, юридическую и так далее.
Очень важно при Цетаре, целенаправленном или ситуационном — незапланированном, совершать его бескорыстно, не ожидая благодарности или ответных похожих действий по отношению к вам.
Необходимо исключить сомнения и вопросы, вызывающие неуверенность, например: «Стоит ли мне помогать?», «Насколько значительна моя помощь?», «Есть ли польза спасать одно живое существо, не имея возможности помочь всем?» и другие. И настроиться на правильные мысли и мотивацию, что помогут вам в осуществлении благих действий: в этот момент думайте о том, что вы совершаете свои действия на благо всех живых существ, пребывающих в сансаре, помогая им освободиться от страданий и с пожеланиями переродиться в наивысшей форме существования. Вы желаете конкретным и в их лице всем живым существам долгой и счастливой жизни, здоровья и процветания. Пусть будет благо от сделанного Цетар!
Цог (практика подношения) — очистительный ритуал для накопления заслуг и мудрости, восстановления обетов
Цог — это тантрический ритуал подношения с целью умиротворения божеств, защитников и охранителей Учения, а также местных духов и всех видов окружающих нас существ, возвращения наших кармических задолженностей и, таким образом, устранения самых различных препятствий, будь то препятствия в духовной практике или же просто болезни, и разрешения сложных жизненных обстоятельств. В своей основе Цогом является подношение самых лучших даров, преображённых в нектар, Учителям, Гуру, Буддам, Бодхисаттвам, Йидамам, божествам. Цог призван очистить наши ошибки в духовной практике, восстановить обеты, уменьшить омрачения и негативную карму.
Духовный смысл Цога заключается в практике даяния. Если вы способны искренне поднести все самое прекрасное Буддам и Бодхисаттвам, это означает, что вам для них ничего не жалко — ни еды, ни питья, ни денег, ни своего счастья, ни даже собственного тела. Но это не только серьёзная атака против эгоизма: Цог помогает расстаться с тремя омрачениями, которые держат нас в самсаре — неведением, привязанностью и гневом.
На санскрите Цог звучит как «ганачакра» или «ганапуджа». Слово «Гана» переводится как «накопление» или «сбор», а слово «чакра» буквально означает «колесо». «Пуджа» — в переводе «подношение». «Колесо накопления» — таков прямой перевод этого словосочетания. А накоплений или собраний, согласно буддийским текстам, во время Цога происходит несколько: собрание практикующих, собрание подношений, собрание божеств, и в конце концов — заслуг и мудрости. В ходе Цога благословляются субстанции подношений, преобразуясь в нектар. Подлинное значение цога — нераздельность блаженства и пустоты, объединение метода и мудрости, поэтому субстанции вкушают с чистыми помыслами и с чистым восприятием. Если мы пока не способны ощутить подобные переживания, по крайней мере, можем представить, что переживаем их.
Для тех, кто имеет посвящение в высшие Тантры, участие в ритуале Цог и совершение такого подношения — одно из обязательств, так как это метод восстановления самай и тантрических обетов, устранения препятствий в практике. Если вы совершали ошибки в чтении мантр, визуализации или порождали нечистую мотивацию, Цог поможет очиститься и избежать неблагой кармы в следующих жизнях.
Участвовать может любой желающий. Считается, что на Цог нужно приносить всё самое лучшее: фрукты, печенье, конфеты — пищу, которую вы любите сами. Эти подношения станут субстанцией Цога, а после ритуала участники забирают принесённые подношения домой, которыми можно угостить близких людей и друзей.
Читинский Дацан Дамба Брайбунлинг
Чити́нский даца́н «Дамба́ Брайбунли́нг» (в переводе с тибетского — « место, где собран рис учения Будды » )
Хуралы Читинского дацана 2021
Молебны Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг». Расписание Хуралов на 2021 год.
Сагаан Шүхэртэ хурал
Первый в Чите буддийский дацан появился в 2010 году
Строительство культового сооружения началось в 2002 году и продолжалось 8 лет. В 2009 году из Улан-Удэ были доставлены статуя Будды Шакьямуни высотой два метра, фигуры львов, сделанные из латуни и жертвенный сосуд-курильница. Все это предназначалось для украшения дацана, и сейчас используется в ритуальных мероприятиях.
15 августа 2010 года дацан был освящен. Основная деятельность дацана – проведение служб-хуралов, посвящённых самым важным событиям буддийской истории. В дацане ежедневно проходят ритуалы, посвященные защитникам и хранителям учения — сахюсанам. Проводятся обряды, очищающие от негативных сил.
Расписание
Хуралов
Молебны Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг». Расписание на 2020 год.
Заказать
молебен (Хурал)
Во время молебнов ламы обращаются к божествам с просьбой даровать защиту от зла, помощь и поддержку, исцеление, успех в начинаниях.
Правила
посещения
Люди любой национальности и любого вероисповедания, а также неверующие люди могут свободно посещать буддийские храмы (дацаны)
01 октября
Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; Делать добрые дела, проводить обряд «жабтуй», брать деньги в долг, ставить закваску, покупать и продавать вещи, а также проводить похороны и поминки. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к разочарованию, задуманное не получится. Стрижка волос – к ухудшению зрения, к усталости.
02 октября
Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; Совершать добродетель, проводить обряды «даллга абаха», «жабтуй», устроить праздник, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, делать домашние дела, следить за своим распорядком дня, шить и кроить одежду, ставить закваску, копать землю. Отправляться в дорогу – к находке, все задуманное исполнится. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; Отдавать свои вещи на время, дарить или продавать коров, лошадей и овец. Стрижка волос – к счастью, к достижению задуманного.
03 октября
Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; почитать и просить Бога богатства – Намсарай, ставить закваску, собирать друзей, покупать новые вещи, ставить закваску, а также проводить похороны и поминки. Неблагоприятный день, чтобы устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты. Отправляться в дорогу – к несчастью. Стрижка волос – к удаче, везению в делах.
04 октября
Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади и Собаки; Встретиться с любимым человеком, составлять договор, брать обещание, переправляться через реку, проводить обряд «жабтуй», «жинсэриг», для окончательного решения вопросов. Отправляться в дорогу – к приумножению материального богатства. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; Приводить невестку, отдавать дочь в невесты, повышать физическую нагрузку, а также проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к конфликтам и спорам.
05 октября
Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Змеи, Лошади и Свиньи; делать добрые дела, почитать Три Драгоценности, завершать начатое дело, судиться, заказывать обряды «табан харюулга», «жинсэриг», для жесткого решения некоторых вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Обезьяны и Курицы; Устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, покупать домашнюю живность, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к ухудшению самочувствия, к слабости.
Читинский дацан (Дамба Брайбунлинг)
Дамба Брайбунлинг — культовое сооружение Читы. Этот монастырский комплекс занимает важное место в религиозной жизни Забайкальского края, где проживает огромное число последователей буддизма.
Читинский дацан открыт для представителей всех конфессий, здесь всегда рады гостям и готовы выслушать каждого. Туристам дацан интересен как памятник архитектуры и место, где можно приобщиться к удивительной культуре, познакомиться с традициями и философией буддизма.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильный квадрат, площадью 108 на 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму смог совершить священный обход и другие традиционные для буддистов ритуалы.
Дамба Брайбунлинг окружен высоким забором, вход осуществляется через главные ворота. От них до храма протянуты гирлянды разноцветных треугольных флажков с надписями. Они называются хии-морин, или «кони ветра». Считается, что ветер шевеля флажки разносит вокруг благие пожелания.
Сразу от ворот вошедший в Читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония подразумевает обход территории слева направо, согласно движению Солнца, нечетное количество раз.
Первыми на пути появляются беседки с молитвенными барабанами которые следует вращать. Прокручивание барабанов с мантрами заменяет многократное прочтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен располагаются кафе национальной кухни и жилые домики для администрации и обитателей дацана.
Далее взору открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. По соседству с юртой находится ступа в виде остроконечной беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят вокруг, но в Читинском дацане в нее можно войти и оставить подношение.
Священный обход заканчивается у главного храма — великолепного образца старинного бурятского зодчества. Специалисты утверждают, что внешне дацан очень похож на сгоревший в 1914 году дуган. Он также имеет три яруса, черепичную крышу и обильно украшен деревянной резьбой, покрытой яркими минеральными красками. Внешний декор святыни наполнен символизмом. В центре композиции — дхармачакра — символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в Читинский дацан установлена курительница для благовоний. Возле нее часто оставляют подношения (продукты или деньги).
Внутри обители прихожанам также следует совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи пускают только монахов. Главная святыня Дамба Брайбунлинга — алтарь с 2-метровой статуей Будды. Золоченая фигура дополнена портретом Далай-ламы XIV, малой скульптурой Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленным декором.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно совершаются хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в сложных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в астрологии и врачевании.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Дамба Брайбунлинг открыт ежедневно, от восхода до заката солнца. С раннего утра желающие попасть на прием к ламам выстраиваются в очередь у домиков. Время общения не лимитировано, разговор длится столько, сколько потребуется для решения вопроса.
Службы в храме проходят по расписанию. Ознакомиться с ним можно на официальном сайта Читинского дацана.
Правила посещения
Перед визитом в дацан следует изучить несколько правил. Одно из них касается внешнего вида. Как женщинам, так и мужчинам, следует выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, майки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется надевать брюки. При входе нужно снять головной убор, разуться или надеть бахилы, стараться думать о хорошем.
На территории двора запрещено курить, ругаться, распивать алкогольные напитки, мусорить, целоваться и обниматься, кричать, переходить дорогу ламам, трогать подношения, указывать пальцем на алтарь и проч. Полный свод правил Читинского дацана доступен по ссылке.
Как добраться
Дамба Брайбунлинг находится в Центральном районе Читы. Точный адрес: улица Богомягкова, 72. Прямо у главных ворот располагается остановка «Госпиталь ветеранов», где ходят автобусы № 9, 30, 41 и маршрутки № 3, 26, 28, 38, 47, 136.
Остановочных комплексов нет, чтобы не проехать остановку предупредите водителя или кондуктора.
Главные ворота дацана и парковка на google-панораме:
Добраться до святыни быстро и с комфортом поможет такси. В Чите работают известные компании Maxim, Яндекс Go и Gett.
Читинский Дацан
Тибетское название Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг» («Место, где собран рис учения Будды»). Дацан относится к организациям Буддийской традиционной Сангхи России.
Он расположен в Забайкальском крае, в городе Чита, ул.Богомягкова, д.72.
Читинский Дацан запись закреплена
Ступа Совершенной Победы
ㅤМы начинаем строительство Ступы Совершенной Победы в июне 2016 года на территории села Авдей (Туян). Это бурятско-русская деревня, с населением более трехсот человек. Мы знаем этих людей лично, большинство из них являются глубоко верующими буддистами. Мы решили общими усилиями возвести святыню, поскольку в селе отсутствуют какие-либо буддийские сооружения.
Показать полностью.
Ступа будет построена по коренным текстам и иметь высоту 7 метров. В неё будет заложено множество драгоценных реликвий полученных от Его Святейшества Далай Ламы и Ринселы учителей Богдо Гегена Ринпоче, Дилго Кенце Ринпоче и других.
ㅤПодобную ступу, благодаря общим усилиям, мы построили в 2013 году в селе Арахлей, чему была и посвящена эта группа, фотографии и информацию можно увидеть ниже в ленте новостей.
Приглашаем принять участие в благом деле!
ㅤКонтактные лица:
+79162085845 Дмитрий Дубарь (Москва)
+79104556696 Лхамо (Москва) номер в Чите будет указан
+79255060006 Сергей (Москва)
ㅤРеквизиты для сбора средств на Ступу:
ㅤДУБАРЬ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ
Номер карты VIZA: 4276 3800 5686 0112
Номер счета карты: 40817810838095301137
Банк получателя: Сбербанк России
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
ИНН: 7707083893
КПП: 775001001
ㅤЧУМИТОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Сбербанк г.Москва
Номер карты MasterCard: 5469 3800 4433 4695
Большая просьба указывайте имя и цель назначения платежа. Все имена будут заложены в ступу.
Читинский Дацан
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и пожертвования производятся по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
г. Чита, ул. Богомягкова, 72.
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Показать полностью.
Все вы знаете, что в это время во многих населённых пунктах края начинаются ежегодные молебны малой родины «Обоо тахилга». На эти мероприятия собираются, съезжаются не только жители местности, но и земляки, живущие в других регионах.
Поэтому, в целях сохранения здоровья и профилактики коронавируса, мы вынуждены провести с ограничением участия жителей. Будут присутствовать ламы, организаторы мероприятия. Ответственные на местах организуют сбор подношений на онлайн счета и трансляцию. Надеемся на понимание и поддержку.
Совершайте простирания, подношение Сагаан эдеэн табаг, Сэржэм, призывание Далга из дома.
Дид Хамбо лама по Забайкальскому краю Цырен Дондукбаев
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Читинский Дацан запись закреплена
Далай-лама
Далай-лама. Как обрести покой ума
Мы, люди, все хотим быть счастливыми. Его Святейшество Далай-лама уверен, что ключ к счастью — это обретение покоя ума. В этом коротком ролике он рассказывает, как разрушительные эмоции нарушают наш внутренний покой и что надо делать, чтобы его сохранить.
Нашла интересную статью о Хамба-ламе Калмыкии, почитайте, если интересно, ссылку оставлю
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
БУРЯТСКИЕ БЫТОВЫЕ ЗАПРЕТЫ
— Нельзя лежать, спать, вытянув ноги в сторону божницы и очага.
— Нельзя наступать на упавшую шапку или переступать через нее. Также не переступают через вещи, особенно через книги. Книги, различные буклеты и календари с изображением Будды и Бодхисаттв помещают на верхних полках (выше пояса).
Показать полностью.
— Нельзя бросать в огонь мусор, заливать водой. Это может разгневать и Духа огня и Духа воды. При тушении остатков мусора со двора или огорода надо капнуть в воду молоко.
— Нельзя рубить топором что-либо у огня. Считается, что так топор рубит голову огню.
— Часто можно видеть, как «умные» водители моют свои машины рядом с озером, рекой, когда грязная вода обратно стекается в водоем. Гнев Духа воды Лусуд Хана бывает жестким и неизбежным. Человека начнут преследовать болезни, неудачи.
— Помните о том, что человек почти на 80 процентов состоит из воды, так что Лусуд Хану ничего не стоит «поймать» таких нерадивых водителей, — всех тех, кто загрязняет водоемы. Женщинам в определенные дни не стоит купаться.
— У целебного источника, «аршана» нельзя мыть грязные вещи, плеваться.
— Нельзя убивать животных для своего удовольствия, без нужды рвать растения и цветы, рубить деревья. Нельзя срубать одиноко стоящее дерево в степи или в лесу. Обычно внутри таких деревьев живут разные духи. Понятно, что оскорбившись, они могут навредить человеку.
— На охоте запрещается убивать животных с детенышами, а также беременных самок.
— Запрещается убивать змей. Считается, что змея является хозяином различных невидимых духов, поэтому духи могут разгневаться и отомстить обидчику.
— Нельзя давать детям спиртное. Детский организм ответит стрессом и болезнями.
— Нельзя заставлять других пить спиртное. Раньше такое давление на гостей приравнивалось к оскорблению. Нынче, похоже, все в порядке вещей. Хозяева начинают давить, приговаривая: «Если уважаешь – выпьешь», «Зло не оставляй» и так далее.
— Когда приходит гость, при нем не производят уборку, не выносят мусор.
— Заходя в дом, нельзя наступать на порог. На пороге также запрещается сидеть, стоять, разговаривать.
— Нельзя заходить в гости с пустой посудой. В крайнем случае, на крышку или в саму посуду кладут что-нибудь. Также нельзя возвращать пустые емкости, сумку – обязательно положите монетку, конфеты и т.д.
— Нельзя давать пищу гостю в чашке с разбитым и отломленным краем. Когда дают угощение, его всегда берут двумя руками.
— В сумерках, в темное время суток нельзя окликать человека по имени – считается, что зловредные духи, бодрствующие в это время, могут навредить человеку, узнав его имя.
— Также в темное время категорически воспрещается колоть дрова, качать воду, шуметь на улице. Голодные духи могут прийти к вам во двор на звуки и остаться у вас надолго.
— Нельзя переходить дорогу перед монахами, пожилыми людьми. В транспорте надо всегда уступать место пожилым, женщинам. Когда сами постареете, вам также будут уступать места.
Читинский Дацан запись закреплена
Антонио Маргаретти
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Пабонка Ринпоче
Освобождение на вашей ладони
Читинский Дацан запись закреплена
Янгажинский Дацан «ДАШИ ШАРВАВЛИН»
Идамы и год рождения
Конечно, возможность обратиться к Учителю для определения покровителя существует далеко не у каждого. В этом случае вполне можно руководствоваться своеобразными «буддийскими гороскопами» – таблицами, которые соотносят год рождения человека и его Идама. Одним из наиболее распространенных является девятилетний тибетский цикл, рассчитанный на период 1928—2035 годов:
Показать полностью.
Манджушри — 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991, 2000, 2009, 2018, 2027;
Будда Шакьямуни — 1929, 1938, 1947, 1956, 1965, 1974, 1983, 1992, 2001, 2010, 2019, 2028;
Зеленая Тара — 1930, 1939, 1948, 1957, 1966, 1975, 1984, 1993, 2002, 2011, 2020, 2029;
Будда Медицины — 1931, 1940, 1949, 1958, 1967, 1976, 1985, 1994, 2003, 2012, 2021, 2030;
Будда Шакьямуни — 1932, 1941, 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995, 2004, 2013, 2022, 2031;
Ваджрапани — 1933, 1942, 1951, 1960, 1969, 1978, 1987, 1996, 2005, 2014, 2023, 2032;
Ваджрасаттва — 1934, 1943, 1952, 1961, 1970, 1979, 1988, 1997, 2006, 2015, 2024, 2033;
Ваджрапани — 1935, 1944, 1953, 1962, 1971, 1980, 1989, 1998, 2007, 2016, 2025, 2034;
Авалокитешвара – 1936, 1945, 1954, 1963, 1972, 1981, 1990, 1999, 2008, 2017, 2026, 2035.
Отсчет начинается с 1928 года, а Идамы чередуются каждые 9 лет. При этом некоторые из них встречаются чаще других (по несколько раз). Это связано с тем, что они имеют множество форм и воплощений и могут приходить разным людям в разном обличии.
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета
Мы втиснулись в маленькую темную комнату и сидели плечом к плечу. Потолок был покрыт такой многолетней копотью, что образовались черные сталактиты. Глаза слезились от дыма благовоний и тлеющих лепешек яка, которые используют здесь в качестве топлива.
Показать полностью. Свет, проникающий через дверь выхватывал из темноты пожилое лицо, несущее отпечаток суровой тибетской жизни на высоте свыше 4200 метров. Там, в углу, в коробке для медитации сидела Шераб Зангмо, она крутила молитвенный барабан.
Когда Шераб Зангмо была молодой монахиней, она отправилась в темный ретрит на 49 суток, практикуя Дзогчен в полной темноте. В это время у нее было видение Еше Цогьял, супруги Гуру Падмасамбхавы.
«Она три раза показала мне мудры, а затем превратилась в Цанг Янг Гьямцо (ученик первого Цокни Ринпоче, основавшего женский монастырь Гетчак). Он переместился на макушку моей головы, а затем растворился в моем теле, речи и уме. Мы стали единым целым. Я плакала и плакала. В тот момент я напрямую постигла природу ума. Я пережила многое – хорошее и плохое, но мой ум всегда оставался стабильным – ни хорошо, ни плохо».
Когда мы уезжали молитвенный барабан Шераб Зангмо продолжал крутиться, а она начитывала Стослоговую мантру Ваджрасаттвы, порождая молитву, наполненную спокойствием и силой практики длиною в жизнь.
Источник: Lion’s Roar
Великая йогиня Шераб Зангмо ушла из жизни в просветленной старости в возрасте примерно 86 лет.
Некоторое время она болела, но потом её состояние улучшилось, она была бодра духом и в эти дни давала монахиням наставления по медитации и часто пела молитву «Призывание ламы издалека».
Незадолго до смерти её тело и лицо помолодели и уменьшились до размера ребенка. Она сказала тем, кто был с ней рядом, что может ясно видеть Джецун Тару и что она направляется в Девачен, Чистую Землю Будды Амитабхи. Она посоветовала монахиням усердно служить своим наставникам и жить в гармонии друг с другом, а также не переживать, т.к. их ждет хорошее будущее.
Весь день после её смерти небо было по утреннему ясным. В посмертной медитации «тукдам» она пребывала 6 дней.
Читинский Дацан запись закреплена
Буддизм шаг за шагом.
Размышления о семейной жизни
54
Семья — основная, наиболее значимая ячейка общества. Если в семье царит согласие и дух уважения к общечеловеческим ценностям, то счастливая жизнь и лад обеспечены не только родителям, но и детям, внукам, а может быть, даже следующим поколениям. Если они почитают религию, то и дети, несомненно, унаследуют это почитание.
Показать полностью. Если между родителями царит ласковое обращение, если их поведение нравственно1, если они любят и уважают друг друга, помогают нуждающимся и заботятся об окружающих, то им предоставляются все возможности для того, чтобы и их дети поступали так же и сами несли ответственность за себя и других. Напротив, если мать и отец постоянно враждуют и злословят в адрес друг друга, если они позволяют себе все, не считаясь с окружающими, они не только никогда не обретут счастья, но и, несомненно, лишат этого дара своих детей.
[1] Под нравственным поведением в буддистской традиции, развиваемой Далай-Ламой, понимается поведение, предписывающее воздерживаться от любых поступков, которые могут причинить зло другим.
55
Как последователь буддизма, я часто напоминаю жителям Тибета, что, если есть место, где им надлежит сосредоточить все усилия для восстановления и развития учения Будды, то таким местом является именно семья. Именно в рамках семьи родители должны насаждать свою веру, воспитывать детей, становясь для них истинными духовными наставниками. Родителям недостаточно лишь показывать детям картинки, рассказывая о том, что на них изображено то или иное божество. Родителям надлежит разъяснять большее: вот это божество олицетворяет сострадание, это — высшую мудрость и так далее. Чем больше родители будут проникаться заповедями Будды, тем более ощутимое положительное воздействие они смогут оказывать на детей. Очевидно, что это также приемлемо и для людей, являющихся наследниками других духовных традиций или религиозных верований.
56
Одна семья передаст свой опыт другой, та, в свою очередь, — следующей, та — еще десяти, сотне, тысяче семей — и все человечество в конце концов сможет приблизиться к лучшей жизни.
57
Когда некоторые утверждают, что люди утратили уважение ко всему, тогда как в обществах, которых в меньшей степени коснулось влияние технического прогресса, люди ведут себя зачастую более сознательно, — необходимо смягчить это суждение. Индийские поселения в Гималаях, например, труднодоступны и еще более труднодосягаемы для веяний технического прогресса. Действительно, там почти не совершается краж и убийств, ибо люди привыкли довольствоваться тем, что имеют. Есть даже местности, где обычай предписывает оставлять дверь открытой, уходя из дома, для того, чтобы вероятные случайные прохожие могли войти, расположиться в доме и подкрепиться в ожидании возвращения хозяина. Напротив, в крупных городах, таких, как Дели, многочисленны преступления, людям свойственно постоянное недовольство жизнью, — а это создает многочисленные трудности. Но я полагаю, что неверным было бы, исходя из этих трудностей, говорить о неблагоприятном уровне экономического развития и о необходимости возврата в прошлое.
58
Доверие и уважительное отношение к другим, присущие традиционным формам общественного уклада, часто проистекают из требований выживания и, по предполагаемому незнанию, из представлений о том, что существуют какие-то иные возможные стили жизни. Спросите тибетских кочевников, не стремятся ли они к тому, чтобы чувствовать себя более защищенными от зимних холодов, располагать источниками тепла, не дающими копоти, оставляющей черный налет на стенах жилища и на предметах домашней утвари? Не хотят ли они получать надежную медицинскую помощь в случае болезни или иметь возможность наблюдать за тем, что происходит на другом конце Земли с помощью телевизионного приемника? Я заранее знаю их ответ.
59
Экономический и технический прогресс благоприятен и необходим. Он зависит от множества факторов, о сложности которых мы не задумываемся, и было бы наивным полагать, что, внезапно затормозив его, можно будет разом решить все проблемы. Но развитие не может быть пущено на самотек. Техническое и экономическое развитие общества неотделимы от стремления к нравственному совершенствованию. Наш долг, долг всех живущих на Земле — заботиться о разрешении этих двух связанных друг с другом проблем сообща. Это ключ к нашему будущему. Лишь общество, в котором материальное благосостояние и нравственное развитие дополняют друг друга, может считаться счастливым.
60
Семья призвана играть свою основополагающую роль. Если в семьях царит истинный мир, если семья является не только оплотом и источником передачи жизненного опыта, но и истинных духовных ценностей, если в семье возможно непосредственно приобщиться к опыту посредством отношений, основанных на искренности и любви к ближнему, — то становится возможным довести общество до его совершенного состояния. Для меня семья — это, прежде всего, сообщество, основанное на громадной ответственности.
61
Главное, чтобы именно в семье дети по-настоящему развивались, приобретали и совершенствовали заложенные в их натуре основополагающие человеческие качества, достойно вели себя, дабы духовные силы помогали им морально поддерживать друг друга. Дети должны быть небезразличны к тому, что происходит вокруг, и служить примером для остальных. В дальнейшем такие дети смогут полностью посвятить себя избранному жизненному пути, подавая пример последующим поколениям. Я убежден, что даже если они превратятся в стариков-профессоров, смотрящих на мир сквозь толстые линзы своих очков, они смогут сохранить благородные привычки, заложенные в юные годы.
62
Чтобы семья могла успешно справляться с этой возложенной на нее задачей, необходимо, чтобы с самого начала союз мужчины и женщины основывался не на простом влечении к физическому совершенству друг друга, упоении звуком голоса или прочих внешних проявлениях. Мужчине и женщине необходимо сначала научиться пристально изучить себя и друг друга. Если каждый находит в своем спутнике определенные достоинства, если чувства мужчины и женщины взаимны, то их союз, основанный на взаимном уважении и снисхождении, сможет с большой долей вероятности продлиться долгие годы и принести истинное счастье.
63
Если же, напротив, людей связывает простое стремление к удовлетворению полового влечения, биологическая привязанность, сродни стремлению торговать своим собственным телом, исключающие интерес к душевным качествам друг друга, взаимное уважение, то они будут связаны друг с другом лишь до тех пор, пока в них сильно сексуальное влечение. Но если чувство взаимной привязанности не подкреплено чувством глубокого взаимного уважения, то, как только пройдет лихорадочное возбуждение от внезапно нахлынувшей страсти, совместная счастливая жизнь станет невозможной. Эту любовь называют слепой. Спустя некоторое время такая любовь часто превращается в свою противоположность. Если у супружеской пары есть дети, то они, в свою очередь, рискуют лишиться родительской любви. Очень важно подумать об этом, прежде чем принимать решение связать свою жизнь с кем-либо.
64
Однажды в Сан-Франциско я встретил христианского священника, помогавшего молодым найти свою пару. Всем он рассказывал, что им необходимо познакомиться с большим числом молодых людей или девушек, прежде чем сделать окончательный выбор. Принимая поспешное решение о заключении брака сразу же после первой встречи, они сами становились жертвой собственных заблуждений. Я посчитал, что иначе и быть не могло.
65
Не следует забывать, что с момента заключения брака двое составляют единое целое. Даже когда мы одни, то, о чем мы думаем с утра, может противоречить тому, о чем мы думаем вечером. Излишне говорить, что у двух людей, живущих вместе, разногласия могут возникать в любой момент. Если каждый из супругов интересуется лишь собственными мыслями и не принимает во внимание мысли своей «половины», то такие люди не могут жить вместе.
66
С того самого момента, как мы приняли решение связать свою жизнь с кем-то, мы приняли на себя обязанность трепетно заботиться о нем и проявлять внимание к ходу его мыслей. Что бы ни случилось, каждый из супругов обязан нести свою долю ответственности. Совместная жизнь двоих не может быть делом лишь кого-то одного.
67
Мужчина призван удовлетворять потребности женщины, и женщина призвана удовлетворять потребности мужчины. Если ни один, ни другой не выполняют своего долга, единственный возможный выход— размолвка и расставание. Если у супругов нет детей, в этом нет ничего страшного. Судебная тяжба, оформление документов — простое изведение бумаги. Но если в семье есть дети, то у них на всю жизнь останется чувство горькой обиды.
68
Многие супружеские пары распадаются. Часто для этого есть веские основания. Но все же, по моему убеждению, сначала необходимо, чтобы они сделали все возможное для того, чтобы продолжить счастливую совместную жизнь. Конечно, это требует определенных усилий и размышлений. Если же разрыв неминуем, то главное — не принимать скоропалительных решений, дабы не причинять друг другу непоправимого зла.
69
Если вы решите связать свою жизнь с кем-либо, примите это решение серьезно и неторопливо. Если вы уже живете вместе, подумайте об ответственности, которую возлагает семейная жизнь на каждого из вас Создание семьи — серьезный, ответственный шаг. Сделайте все для того, чтобы создать счастливую семью, чтобы уметь удовлетворять ее потребности, воспитывать детей, обеспечивая им счастливую жизнь в будущем.
70
Предпочитайте количеству качество. Это правило применимо ко всем жизненным ситуациям. Предпочтительнее, чтобы в монастыре было меньше монахов, но чтобы они относились к жизни серьезно. В школе важно не большое количество учеников, а качество образования. В семье важно не большое количество детей, а высокий уровень их физического и нравственного совершенства.