дача грубе в петергофе
Градозащитный Петербург
Новости петербургской градозащиты
Дача Бенуа в Петергофе — Артрезиденция СПбГУ
В течение десяти лет студенты и преподаватели СПбГУ разрабатывают проект ревитализации дачного комплекса в Петергофе на берегу Финского залива. В комплекс входят дачи М.Н. Бенуа, А.А. Грубе и Л.И Крона.
Фото: Instagram @andrei_mikhailov
Дачный комплекс находится в ведении СПбГУ с 1970-х годов. Изначально университет планировал создать студенческий городок со спортивной базой, однако наличие памятников на территории и заболоченность местности заставили руководство принять другое решение. Тогда за концепцию возрождения взялись студенты и преподаватели вуза.
Таким образом, Евгения Петрашень — архитектор-художник и преподаватель СПбГУ вместе со студентами программы «Дизайн среды» с 2010 года начали работать над возрождением дачного комплекса.
Евгения Петрашень и студенты готовятся к презентации проекта в Доме Архитектора
Обобщенный опыт исследований и творческих апробаций разных авторов лег в основу проекта магистрантки Марины Светловой. Согласно концепции, дачи отреставрируют как арт-резиденцию. В обсуждениях концепции участвовали российские и иностранные студенты, преподаватели СПбГУ, специалисты в области архитектуры и реставрации. Проект получил одобрение руководства ВУЗа и представителей КГИОП, который написал официальное «письмо поддержки» для заявки на получение гранта.
Дачи Бенуа считались местом традиционного летнего семейного отдыха, своеобразным «семейным гнездом», и центром культурной, творческой жизни, как Пенаты в Репино. Архитектор Леонтий Николаевич Бенуа в 1890 — 1892 годах построил три дачи для себя и родственников. После революции уцелела только одна — дача Михаила Бенуа, брата архитектора.
Леонтий Николаевич Бенуа
Соседние дачи Л.И. Крона и А.А. Грубе относятся к той же эпохе и стилю модерн. Предположительно, дача также создавалась по проекту Л.Н. Бенуа. Дача архитектора Артура Грубе строилась позже остальных, в начале XX века.
В советские годы на территории дачного комплекса размещались здравницы, а затем — Дом отдыха работников просвещения. В 1970-х годах дачи в ведение Ленинградского университета (СПбГУ), в них располагались общежития для иностранных студентов. К концу 1980-х годов здания начали постепенно ветшать, и в итоге их перестали использовать.
Новый проект преобразует дачный комплекс в арт-резиденции для творческой молодежи с выставочными площадками, мастерскими, кафе. Таким образом авторы проекта надеются дать зданиям новую жизнь, связать историческое значение места с современными тенденциями.
На конференции «Сохраняй!» в ноябре прошлого года Евгения Петрашень, рассказала о проекте ревитализации.
Евгения: «На основе опыта семьи Бенуа, вовлекавшей друзей в дачный отдых, появилась идея будущего развития дач. Эта концепция устойчивого развития, в которой учитываются сохранение наследия, доступность образования, экологичность, близость расположения к городу и, конечно, искусство. Выявлены целевые группы, которых заинтересует проект. Территория дач находится в зоне охраны памятников: здесь нельзя строить новое, можно только развивать старое».
Музейными пространствами, по словам Евгении, стоит делать те интерьеры, где возможно близкое воссоздание декора и планировки: по фотографиям, акварелям, сохранившимся архитектурным элементам. Дача М.Н. Бенуа сохранилась лучше остальных дач петергофского побережья. Ее реконструкция не требует перепланировок. Именно здесь, как выразилась Евгения, будет сердце арт-резиденции. На первом этаже дачи разместится краеведческий музей, посвященный семье Бенуа и другим знаменитым петергофским дачникам. На втором этаже планируются мастерские художников.
Дача Людвига Крона сохранилась хуже остальных. Кроме того, в середине марта на территории дачи произошел пожар, в результате которого горел кухонный корпус. Пристройка не имела особой ценности, так как была сильно перестроена в советский период.
Дача Л.И.Крона.
Оригинальные чертежи дачи утрачены. Марина Светлова разработала близкий к историческим интерьерам план. В обновленных интерьерах обустроят жилые номера категории VIP и иммерсивное кафе с имитацией атмосферы конца XIX века.
Проект ревитализации дачи Л.И.Крона
Дачу А.А. Грубе планируется приспособить под «более скромный вариант» для размещения преподавателей и студентов творческих вузов во время художественных практик.
Дача А.А.Грубе
Фото: Instagram @andrei_mikhailov
Евгения: «Если по законодательным причинам не будет возможности использовать дачи как жилые помещения, то их заменят творческими мастерскими».
Территория парка с береговой линией залива будет концептуально «держать пространство». Половина парка посёлка «Просвещение», где находятся дачи, входит в состав особо охраняемой природной территории, ООПТ, поэтому никаких существенных изменений здесь не предусматривается. Парк задуман как общественно-краеведческое пространство. На территории будет место для туризма, пленэрной живописи, наблюдений за природой. В планах архитекторов — восстановить сад дачи Бенуа, особенно ценный для создания комплексного музейного пространства.
Евгения: «Мы разработали модель, которая ляжет в основу развития концепции парка «Берег-связующая нить». Береговая линия — самая впечатляющая часть этого ландшафта. Судя по мемуарам художников, она притягивала и вдохновляла творческих личностей».
Архитекторы опасаются, что за период проектирования и разработки документации дачи могут сильно разрушиться.
Разрушения на даче Л.И. Крона. Фото Марина Селезнёва
Первоочередная задача — поиск ресурсов для скорейшего начала работ. Первый этап работ начнется летом с расчистки территории и обустройства мест отдыха во входной зоне парка. Реставрация дачи Людвига Крона и консервация двух других дач совместно с облагораживанием парка станет вторым этапом. На третьем этапе начнется реставрация дачи Михаила Бенуа и строительство видовой террасы у дачи Крона. Последней будет отреставрирована дача Артура Грубе. Работы согласовываются с КГИОП и с дирекцией особо охраняемых территорий.
Полностью восстановить дачный комплекс возможно только при помощи фандрайзинга, финансовой поддержки университета и коммерческой деятельности. Команда проекта постоянно находится в поиске грантов и подает заявки на софинансирование проектов.
В феврале этого года партнерством с проектом заинтересовалась туристическая компания, проведены первые переговоры.
В планах у Евгении и помощников — создать волонтерский лагерь, музейные и экологические экспедиции с участием жителей. Университет планирует организовать междисциплинарную школу развития, летнюю ландшафтную школу, межвузовские практики и выставки, кураторские экскурсии на месте дач. Каждое лето СПБГУ проводит на территории дач пленэры, но пока только для своих студентов. Ведутся круглые столы, связанные с темами проекта: реставрация, музеи, природное наследие. Разработан список культурных проектов, который постоянно дополняется и уточняется. Среди них — временные экспозиции на Даче Бенуа, посещение которых, по словам Евгении, станет «гвоздём программы» кураторских благотворительных экскурсий.
Для проекта созданы онлайн-ресурсы. Две группы в социальных сетях: одна «вконтакте», другая в «фейсбуке», аккаунт на boosty.to для сбора средств на развитие проекта. Материалы сайта Евгения внесет в книгу или фильм о Даче Бенуа и её возрождении. Кроме того, студенты разработали 3D модель реконструкции дачного комплекса и видеоролик на ее основе.
Евгения: «Реконструкция дач достижима, хотя требует большого финансового вложения. Но, согласитесь, что в таких дачах и современные художники, писатели и туристы с удовольствием отдыхали, общались бы и творили. Подобные места не утрачивают ценности».
21 марта в петергофской Центральной библиотеке имени С.С. Гейченко открылась выставка «Дачи Бенуа, Грубе и Крона — между прошлым и будущим…». В экспозиции представлен план проекта ревитализации, 3D реконструкция дачного комплекса, акварели Александра и Альберта Бенуа, план несохранившегося сада дачи Бенуа. Современное состояние обветшалых дач демонстрируют картины петербургских художников, среди которых — потомки семьи Бенуа.
Дача Грубе в Петергофе
Здание дачи выполнено в стиле эклектики с элементами неоготики, модерна и русских мотивов.
Первоначально строение было отделано изящными резными украшениями.
До Великой Отечественной войны дача архитектора Артура Александровича Грубе и соседние дачи принадлежали санаторию Союза работников просвещения.
Позже территория передана под дом отдыха ЛГУ.
Во времена дома отдыха здесь был размещен спальный корпус, и здание претерпело значительные переделки.
Резные украшения были зашиты простой вагонкой.
В первоначальном виде, к сожалению, она не сохранилась, но и в переделанном образе видна ее первоначальная красота.
В настоящее время дача принадлежит СПбГУ, не используется, обветшала, стоит с заколоченными дверями и окнами.
Дачи М.Н. Бенуа, А.А. Грубе и Л.И Крона под Петергофом — Артрезиденция СПбГУ
В течение десяти лет студенты и преподаватели СПбГУ разрабатывают проект ревитализации дачного комплекса в Петергофе на берегу
Финского залива. В комплекс входят дачи М.Н. Бенуа, А.А. Грубе и Л.И Крона.
Дачный комплекс находится в ведении СПбГУ с 1970-х годов. Изначально университет планировал создать студенческий городок со спортивной базой, однако наличие памятников на территории и заболоченность местности заставили руководство принять другое решение. Тогда за концепцию возрождения взялись студенты и преподаватели вуза.
Таким образом, Евгения Петрашень — архитектор-художник и преподаватель СПбГУ вместе со студентами программы «Дизайн среды» с 2010 года начали работать над возрождением дачного комплекса.
Обобщенный опыт исследований и творческих апробаций разных авторов лег в основу проекта магистрантки Марины Светловой. Согласно концепции, дачи отреставрируют как арт-резиденцию. В обсуждениях концепции участвовали российские и иностранные студенты, преподаватели СПбГУ, специалисты в области архитектуры и реставрации. Проект получил одобрение руководства ВУЗа и представителей КГИОП, который написал официальное «письмо поддержки» для заявки на получение гранта.
Дачи Бенуа считались местом традиционного летнего семейного отдыха, своеобразным «семейным гнездом», и центром культурной, творческой жизни, как Пенаты в Репино. Архитектор Леонтий Николаевич Бенуа в 1890 — 1892 годах построил три дачи для себя и родственников. После революции уцелела только одна — дача Михаила Бенуа, брата архитектора.
Соседние дачи Л.И. Крона и А.А. Грубе относятся к той же эпохе и стилю модерн. Предположительно, дача также создавалась по проекту Л.Н. Бенуа. Дача архитектора Артура Грубе строилась позже остальных, в начале XX века.
В советские годы на территории дачного комплекса размещались здравницы, а затем — Дом отдыха работников просвещения. В 1970-х годах дачи в ведение Ленинградского университета (СПбГУ), в них располагались общежития для иностранных студентов. К концу 1980-х годов здания начали постепенно ветшать, и в итоге их перестали использовать.
Новый проект преобразует дачный комплекс в арт-резиденции для творческой молодежи с выставочными площадками, мастерскими, кафе. Таким образом авторы проекта надеются дать зданиям новую жизнь, связать историческое значение места с современными тенденциями.
Дача грубе в петергофе
Петергофские дачи Бенуа, Крона и Сан-Галли
На южном берегу Финского залива, в живописном местечке близ Старого Петергофа в конце XIX-начале XX века находился цветущий дачный посёлок Бобыльское. Владельцами здешних участков были знаменитые петербургские семьи, среди которых – Бенуа, Кроны, Мейснеры, Грубе, Сан-Галли. Сегодня от некогда великолепного посёлка остались только три запущенные дачи.
Сегодня на даче М.Н.Бенуа обитает сторож с собакой, а вот состояние других здешних строений удручает. Дача семьи Сан-Галли (по некоторым источникам это дача архитектора А.А.Грубе) стоит неподалёку с заколоченными окнами. На участке мною был найден люк с надписью «Сан-Галли» на крышке, что скорее подтверждает первую версию.
В ещё более плачевном состоянии находится дача купца Людвига Ивановича Крона. После революции здание вместе с соседними дачами на берегу Финского залива передали санаторию Союза работников просвещения. Затем, после Великой Отечественной войны, она оказалась в управлении Ленинградского государственного университета и использовалась для отдыха сотрудников. В 1990-х она горела и с тех пор находится фактически в бесхозном аварийном состоянии. В 2012-м у постройки обрушилась часть фасада.
Все три дачи находятся на балансе Санкт-Петербургского госуниверситета по сей день. Университет объяснил, что последние годы не имел возможности содержать и ремонтировать дачи. В 2012 году на факультете искусств СПбГУ были с успехом защищены две магистерские диссертации, посвящённые преобразованию территории вокруг дачи Бенуа и реконструкции самих дач. Но, судя по всему, средств для воплощения этой неплохой задумки до сих пор не нашлось. Сейчас руководство СПбГУ планирует совсем от них отказаться.
Бобыльские дачи однозначно стоит посетить, пока ветхие строения ещё живы. Прогулка вдоль залива оставляет чудесные воспоминания. Вход в старинный парк абсолютно свободный.
Адрес: Петергоф, Приморская ул., 8 (парковка слева от маяка)
_________________
Дополнительно:
Вторая красивейшая дача Л.И.Крона, построенная в 1892 году по проекту Л.Н.Бенуа, находилась наверху, на Собственном пр., 15 и сгорела в ночь с 20 на 21 октября 1995 года.
Леонтий Николаевич Бенуа не только известный архитектор и редактор популярного в начале XX века тематического журнала «Зодчiй», но и последний частный владелец картины «Мадонна» Леонардо Да Винчи, которую сейчас можно увидеть в Эрмитаже.
Когда Академия художеств временно прекратила свою работу в 1919 году, Леонтий Николаевич перевёз свою творческую архитектурную мастерскую на свою Петергофскую дачу, и именно сюда к нему приезжали заниматься студенты. Почти сразу после возвращения мастерской в город, его дача сгорела. А вот стоящему поблизости старинному вязу (см. последнее фото) повезло.
«С этим вязом связана интересная семейная легенда», — рассказала Евгения Петрашень — «Бенуа и Мейснеры посадили рядом с дачами два дерева — ясень и вяз. Ясень прижился сразу, а вяз начал «болеть». А так как семья Бенуа родом из Франции, кто-то вспомнил испытанное французское средство — откопать больное дерево, вылить ему под корни шампанское и закопать обратно. Так и сделали. Ясеня уже нет несколько лет, а вяз стоит!». Сегодня могучее многоствольное дерево словно олицетворяет собой сложное генеалогическое древо семьи Бенуа, символизирует крепость семьи и её традиций.
Новая жизнь дач Бенуа в Петергофе
Комплекс дач Бенуа в Петергофе находится в запустении и разрушается. Владелец зданий, Санкт-Петербургский государственный университет, не предпринимает никаких мер по выполнению охранного обязательства, чем вызывает недовольство КГИОПа. В результате спасением дач занялись преподаватели и студенты.
Комплекс дач Бенуа в Петергофе находится в запустении и разрушается. Владелец зданий, Санкт-Петербургский государственный университет, не предпринимает никаких мер по выполнению охранного обязательства, чем вызывает недовольство КГИОПа. В результате спасением дач занялись преподаватели и студенты.
Сейчас на территории бывшей деревни Бобыльской — живописном участке между Петергофом и Ораниенбаумом — осталось всего четыре старинные дачи. Они принадлежали семьям Бенуа, Грубе, Кронов и Сан-Галли. Но когда-то здесь был настоящий город-сад.
В конце XIX века Альберт Бенуа проводил в деревне Бобыльской топографическую съемку местности. Выяснилось, что есть три свободных участка. Пустынный, с редкими соснами берег Финского залива приглянулся акварелисту, и Альберт предложил братьям Михаилу и Леонтию купить участки. Леонтий Бенуа спроектировал три дачи: для брата Михаила, для семьи Мейснер и для себя. Последние две дачи сгорели в 1920 году. Немного поодаль находятся дачи Грубе, Крона и Сан-Галли.
Дачи строились в особом стиле: это смесь русского деревянного зодчества и немецкой и английской готики. Настоящей новацией были стеклянные козырьки, придуманные Леонтием Бенуа. Сады были спроектированы во вкусе модерна. Таких садов практически не сохранилось, так как их долгое время не считали ценными и переделывали. Однако некоторые фрагменты планировки читаются до сих пор, также сохранились подлинные чертежи и сведения об использованных растениях. В залив уходили длинные деревянные мостки, придававшие пейзажу, как вспоминал Александр Бенуа, «нечто японское». Зимой устраивали катальные горки. Таким образом, в данном месте соединились в гармоничное целое своеобразная архитектура, ландшафтное искусство и естественная красота природы.
После революции в помещениях дач разместилась здравница работников просвещения, затем дом отдыха «Учитель». В 70-х годах прошлого века дачи передали в ведение Санкт-Петербургского государственного университета. По его заказу институт «Спецпроектреставрация» разработал в начале 1990-х годов проект реконструкции дач. Проект не был завершен, к тому же основная концепция не вполне соответствовала месту — предполагалось развивать дачи как спортивный комплекс. В итоге реставрация так и не началась. Кафедра физической культуры университета, взявшаяся было за устройство дач, отказалась от них. Здания остались бесхозными, не закрепленными ни за одним подразделением университета. До сих пор дачи, которые являются памятниками регионального значения, никак не используются, стоят пустыми, заколоченными и постепенно разрушаются.
«Карповка» уже писала о плачевном состоянии дачи Крона и попытках КГИОПа потребовать от университета исполнения охранного обязательства. Однако положение дел оказалось несколько сложнее.
Поскольку ни университет, ни государство не предпринимали никаких мер по сохранению дач, ими занялись частные лица. В 2011 году Евгения Петрашень, преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ и праправнучка Леонтия Бенуа, смогла привлечь студентов, коллег и зарубежных исследователей к спасению петергофских дач.
Так, дачами заинтересовались французский архитектор Оливье Дамме и директор Руэнской архитектурной школы Фабьен Фендри. По их мнению, работ на комплексе хватит лет на 20. Профессор Берлинского университета технических наук Йорг-Ульрих Форнер ведет поиски софинансирования, а профессор Коламбия-колледжа в Чикаго Деннис Рич устанавливает связи с Университетом Беркли, у которого уже есть опыт конверсии исторической усадьбы в университетскую творческую резиденцию.
В октябре этого года студенты СПбГУ работали группами над выявлением туристического, образовательного и рекреационного потенциала дач, а также над стратегией реализации проекта реконструкции в условиях необходимого поиска источников финансирования. В течение 2012 и 2013 годов студенты под руководством преподавателей работали с архивами, выполняли обмеры, трудились над созданием трехмерной модели реконструкции комплекса.
Итогом всех усилий стала концепция реконструкции дач Бенуа, согласно которой бывшая «колония» художников переродится в сад-лабораторию, межвузовскую творческую резиденцию, открытую площадку для образовательных программ в области архитектуры и ландшафтного дизайна.
Концепция уже получила поддержку в Союзе архитекторов, а также была одобрена на ученом совете факультета искусств СПбГУ, которому, по мнению госпожи Петрашень, логичнее всего передать дачи. Сейчас концепция принимает участие в IV Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший нереализованный проект культурного и исторического наследия». Летом 2014 года в ходе студенческих практик будут завершены необходимые для доработки концепции обмеры, что позволит приблизить начало осуществления реставрации.
Согласно концепции, на первом этапе будет введена в эксплуатацию только дача Михаила Бенуа, в том числе интерьеры, поскольку имя Бенуа является своего рода брендом территории, а сама дача сохранилась значительно лучше других. В ее помещениях разместятся учебный музей и творческие мастерские, по историческим планам будут восстанавливать сад серебряного века и парк. Если удастся воплотить эти замыслы в жизнь, то обеспечить финансирование для других объектов будет намного проще.
Первой будет полностью восстановлена дача Л. И. Крона, которая сейчас находится в самом плохом состоянии. После завершения реконструкции она сможет принять на себя всю нагрузку, связанную с развитием деятельности комплекса на втором этапе, что позволит приступить к реставрационным работам на дачах Грубе и Михаила Бенуа. Воссоздание полностью утраченных объектов планируется как третий, завершающий этап восстановления ансамбля. На всех этапах к работам под руководством профессионалов будут привлекаться студенты и молодые специалисты — архитекторы, дизайнеры, реставраторы и строители для приобретения и совершенствования практического опыта. Если концепция будет утверждена КГИОПом, проектом продолжит заниматься ЗАО «Архитектурная мастерская Романова».
«Карповка» спросила историка архитектуры Михаила Мильчика, можно ли использовать концепцию, разработанную не профессионалами в проектной документации. По его мнению, если концепция хороша, ее нужно немедленно отдать на проверку специалистам, после необходимых правок и дополнений утвердить в КГИОПе и положить в основу проекта реставрации. Господин Мильчик также высказался о том, что университет просто обязан найти необходимые и средства и привести дачи в надлежащее состояние, так как они являются уникальными памятниками и связаны с жизнью выдающейся семьи.
Начальник петродворцового отдела Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Татьяна Прохорова считает инициативу Евгении Петрашень и работу студентов лучом света. По ее мнению, концепцию обязательно нужно поддержать и реализовать. По основному закону Российской Федерации об объектах культурного наследия 73-ФЗ привлечь университет к ответственности или изъять дачи может КГИОП, но у комитета на это не хватает воли. Если бездействовать, дачи могут разрушиться, а окружающая зона будет застроена коттеджами, опасается госпожа Прохорова.
Главная задача в данный момент — найти достаточные для реставрации средства. По мнению Евгении Петрашень, даже если университет согласится оплачивать работы, то сможет потянуть только часть расходов. Поэтому необходимо искать источники софинансирования и стремиться к тому, чтобы о дачах узнало как можно больше людей, готовых поддержать сохранение и развитие комплекса.
Евгения Петрашень смотрит в будущее оптимистично. Она понимает недовольство КГИОПа по поводу несоблюдения СПбГУ сроков исполнения охранного обязательства, но считает, что не только университетские объекты деревянного зодчества находятся сейчас в таком состоянии — проблема стоит чрезвычайно остро во всем Петродворцовом районе, да и в масштабе всей страны, что свидетельствует о чрезвычайной сложности ее решения. Тем не менее надежда на изменение этой ситуации есть.