дача графа воронцова геленджик
Воронцова дача и ее знаменитые владельцы
Михаил Воронцов остался верен Петру III (родственница графа была фавориткой императора) и отказывался присягнуть Екатерине II, которая получила корону, свергнув законного императора.
Граф Михаил Воронцов
Финансовые дела графа сильно пошатнулись, и ему пришлось продать любимую дачу.
В газетах появилось объявление о продаже:
«По Петергофской дороге на 18 версте продаётся двойная дача его сиятельства канцлера графа М. И. Воронцова с лесом и сенными покосами. Дом каменный о трёх этажах, покрыт железом, с домовыми уборами; разные дворовые каменные и деревянные службы, притом грот, террасы, оранжереи, решётки и столбы каменные, до 300 саженей длины прудов, три сада, два партера. Также шесть семей карельских крестьян, в которых мужеского пола 16, женского 18 душ».
Дом был продан только после смерти Воронцова. Новые владельцы здесь долго не задерживались. Только в начале 19 века здесь прочно обосновался Александр Нарышкин с супругой, которые дали своему имению французское название Бельвю (что значит «прекрасный вид»). Покупка дома обошлась Нарышкиным в 63 тысячи рублей.
Анна Воронцова (Строганова)
Александр Нарышкин, гостеприимный хозяин. Принимал в своем имении «Бельвю» весь высший свет. Прослыл заводилой и шутником, «острые слова сами вырывались из уст его, без напряжения ума».
Вокруг дачи располагался уютный парк с беседками для отдыха, которые не сохранились до наших дней.
У Нарышкиных гостила мадам де Сталь, которая отмечала красоту усадьбы и специфику северной погоды.
«Загородная резиденция его столь же приятна, как вообще может быть приятна природа, обработанная рукой человека: это некий оазис посреди бесплодных и болотистых земель. Поднявшись на верх террасы, видишь Финский залив и различаешь вдали очертания дворца, который Пётр I велел построить на его берегах. Однако расстояние между морем и дворцом остаётся почти невозделанным, и только лишь парк господина Нарышкина радует взор. Обедали мы в молдавских покоях, то бишь в зале, оформленной по вкусу этого народа — так, чтобы обезопасить себя от солнечного зноя, — предосторожность, в России весьма бесполезная».
«Готичный домик» и дача Воронцовых через дорогу. Оба здания в 1892 году были переданы для устройства больницы-колонии для душевнобольных.
Дача Воронцовых стала павильоном больницы для сумасшедших. Постепенно число больных прибывало и достраивались новые корпуса. Страшилки о Воронцовой дачи мне не встречались, славу жуткого места обрел именно «готичный домик».
Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook,
Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
Невозможный Воронцовский дворец. Удивительное рядом.
Согласно устоявшейся теории, данное сооружение построено в начале позапрошлого века силами крепостных крестьян по проекту английского архитектора Э.Блора (который, к слову сказать, в Крым и не приезжал, но при этом был хорошо осведомлён о рельефе местности). Это каким же крутым нужно быть архитектором, чтобы на скалах построить подобное, ибо местность, мягко говоря, не сильно ровная.
Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).
Даже при современной технологии алмазной резки камня (появилась только в шестидесятые годы прошлого века) построить дворец из диабаза практически невозможно. Но в начале девятнадцатого века даже не было технологии алмазной резки камня! А может, все-таки была, а потом ее почему-то утратили? Или в то время умели обрабатывать диабаз как-то иначе, более легко и просто (правда, и эту фантастическую технологию взяли и… потеряли).
Кстати, искусство фотографии появилась несколько позднее, чем, по официальной версии, был сооружен Воронцовский дворец. А потому доказать, что он строился именно в это время и непременно крепостными крестьянами, не представляется возможным. Картинки и словесные описания – это не доказательства, особенно для современного человека, который прекрасно знает, как фальсифицируется история (правда, сегодня для этих целей научились подделывать также фото- и видеоматериалы, однако в позапрошлом веке еще не было компьютеров и цифровых технологий).
На представленных фотографиях (смотрите ниже) можно увидеть, как ювелирно обработан диабаз. Вряд ли такое возможно даже при современных технологиях. Одно дело выточить на алмазном станке какую-то деталь из долерита, и совсем другое – собрать дворец из довольно больших плит и блоков, исключительно точно обработанных и подогнанных.
Вот наиболее интересная вещь: несколько плит состыкованы друг с другом, при этом в них проделаны углубления с одинаковой, довольно странной формой профиля по всей высоте. Эта форма внутри расширяется, т.е. простым скалыванием такого эффекта достичь нельзя.
А оконные рамы, они тоже из камня! Даже если бы это был материал значительно более мягкий чем долерит, как это можно сделать чтобы не расколоть или не сломать?
Декоры сложнейшей формы также выполнены из долерита.
«В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы. Все работы производились вручную, примитивными инструментами» (это цитата из википедии).
А вот фото разрушенной и кое-как отреставрированной стены. Почему нынешние реставраторы не рискнули использовать диабаз и подогнать стену под общий стиль дворца? Да потому что это попросту невозможно для них…
Мне это вот что напоминает:
Это участок разрушенной стены с высокотехнологичной полигональной кладкой, реставрированной уже в наше время (Перу). Вообще, примеров таких примитивных латаний стен по всему миру предостаточно.
Из долерита выстроен не только дворец. Вокруг дворца всё из этого камня. Мрамор, правда, тоже присутствует.
Однако не всё сохранилось. Встречаются и обломки, в частности колонн.
Знаменитая дворцовая лестница, ведущая к морю, тоже сделана из долерита.
В пользу предположения о том что какое-то время нижняя часть дворцового комплекса была под водой говорят и ступеньки парадной лестницы. Они имеют ярко выраженные следы эррозии и отслоений.
Сам ландшафт этого участка местности представляет собой долеритовый склон горы.
Внизу у моря лежат огромные валуны, будто лазером обрезанные:
Напрашивается вывод: Воронцовский дворец был построен с использованием фантастических технологий, которые невозможно было получить в 19 веке, во всяком случае в том 19 веке, каким мы его представляем.
Старые фотографии Геленджика дореволюционного периода
Старые фотографии Геленджика дореволюционного периода, до образования СССР.
Подборка самых интересных фотографий Геленджика дореволюционного периода (Российская империя, как государство, существовала в период с 1721 года до Февральской революции 1917 года). Фотографии приведены в период с 1897-1920 гг.
Небольшой посёлок в 1916 году имел: 3 церкви, почтово-телеграфную контору, 2 низших училища, 2 ремесленных училища, 1 прогимназию смешанного типа, греческое училище, окружную больницу, частную аптеку, просветительное общество, книжно-газетный киоск, 2 библиотеки, несколько купален, общественный парк, 2 курзала со сценами, несколько гостиниц, несколько ресторанов и кофеен, кондитерскую, рынок, несколько магазинов, общество потребителей, банк взаимного кредита, ссудо-сберегательную кассу, 2 общественных благоустройства, общество дачевладельцев южной стороны, общество дачевладельцев Тонкого мыса, санатории. Уникальные кадры Геленджика, каким он был до образования города-курорта:
Центральная гостиница
Дачи и санатории
Цементный завод Франко-русского акционерного общества
Лермонтовский бульвар
Купальня Николайшвили
Шоссейная улица
Центральная пристань
Старые фотографии Геленджика дореволюционного периода
1894 — в Геленджике открыт цементный завод Франко-русского акционерного общества портландских цементов;
1897 — фотография дольмена;
1899 — новый маяк на Толстом мысе;
1899 — пристань Геленджика;
1900 — дача Фирсовой;
1900 — открыт первый санаторий доктора М.Ф.Сульжинского;
1900-1910 — вид на центр Геленджика;
1904 — «Центральная гостиница»;
1903-1905 — «Южный курзал» — первый общественный клуб курорта;
1907 — дачевладельцы объединились в общество по благоустройству Тонкого мыса (общество дачевладельцев Тонкого мыса), которые благоустроили приморский бульвар, провели дороги, посадили деревья вдоль улиц, обустроили общественный парк;
1908 — вид с Толстого мыса;
1908 — купальня Николайшвили;
1912 — дом-дача генерала Вишневецкого;
1913 — в курортном районе Солнцедар был открыт санаторий «Надежда» доктора Платонова;
1913 — Кубанское медицинское общество на Тонком мысе основало стационарный детский костно-туберкулезный санаторий им. Пирогова;
1913 — Общество дачевладельцев Тонкого мыса построили церковь-часовню в честь Св. Благоверного князя Михаила Черниговского, на 300-летие династии Романовых. Проект академика архитектуры Покровского;
Дача графа Воронцова «Новознаменка»
Если бы у нас была возможность перенестись во времени на несколько веков назад, то, отправившись в путешествие по Петергофской дороге, пролегающей вдоль побережья Финского залива, мы бы с вами встретили просто бесчисленное количество великолепных дач и восхитительных садов. Увы, в наши дни о былой роскоши нам напоминают лишь единичные строения. Сегодня я предлагаю вам прогуляться по парку бывшей усадьбы «Новознаменка» и взглянуть на восстановленный после войны господский дом.
Дача графа Воронцова «Новознаменка»
Как добраться
Усадебный парк расположен на значительном удалении от линий метрополитена. Ближайшая отсюда станция метро, «Проспект ветеранов», находится в семи километрах ходьбы. Но вы сможете без труда добраться сюда другими видами общественного транспорта: рядом с парком расположено несколько автобусных, трамвайных и троллейбусных остановок. Построить маршрут поездки можно с помощью онлайн-карт.
Если же вы решите добраться до бывшего господского дома на машине, то его адрес — улица Чекистов, 13В.
Немного истории
Территория для строительства усадеб у Петергофской дороги была разделена ещё при Петре I. Размеры каждого участка составляли 100 на 1 000 саженей (213 на 2 130 метров). Конфигурация многих дач, расположенных здесь, была примерно одинаковой: в глубине на возвышенности находился господский дом, перед которым разбивались сады и парки с водоёмами.
Фасад, выходящий на улицу Чекистов
Главный вход
За свою многолетнюю историю усадьба, о которой мы сегодня говорим, неоднократно меняла своих хозяев, нас же среди прочих интересует граф Михаил Илларионович Воронцов. Именно при нём в 1750-х годах началось возведение усадебного комплекса, в который входили главный дом, кухонный и конюшенный корпуса, скотный двор, парк и оранжереи.
Готический домик
Архитектором господского дома являлся Карло Джузеппе Трезини, племянник именитого зодчего петровских времён. Сегодня на стене здания можно найти мемориальную табличку с упоминанием другого мастера, известнейшего Антонио Ринальди, построившего, например, Мраморный дворец. Именно он продолжил работы, начатые Трезини.
Карло Джузеппе Трезини и Антонио Ринальди — зодчие, участвовавшие в возведении дачи
После смерти Воронцова территория вновь перешла новым владельцам, не раз менявшимся с течением времени. К известным хозяевам усадьбы можно отнести, например, статского советника Александра Николаевича Зубова, вице-канцлера Александра Борисовича Куракина, директора императорских театров Александра Львовича Нарышкина, князей Александра Михайловича и Михаила Андреевича Голицыных. В XIX веке территория усадьбы включала в себя пять бывших «петровских дач». Само же название «Новознаменка» появилось в 1830-х годах при покупке земли сенатором Петром Васильевичем Мятлевым.
Живописный пруд
В последней четверти XIX века усадьба была передана в казну, на её территории была организована Городская больница-колония для душевнобольных. В советское время в зданиях больницы размещалась трудовая колония, часть бывшей дачи занял совхоз «Пролетарский труд».
Сегодня парк является излюбленным местом отдыха местных жителей и приезжающих сюда туристов
Главный усадебный дом был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны. То здание, которое мы можем видеть сегодня, — результат восстановительных работ 1957–1960 годов. Руководил ими Михаил Михайлович Плотников, один из создателей ленинградской школы научной реставрации. В наши дни здесь располагается Санкт-Петербургская международная школа.
Судя по информации из интернета, это осушенный пруд XVIII века
Кстати, по пути в «Новознаменку» вы можете встретить ещё одну усадьбу, восстановленную после войны, — Чернышеву дачу. За ней простирается парк «Александрино» — отличное пространство для неспешных прогулок.
Если кратко, в целом:
- интересное историческое место; неподалёку расположено несколько остановок общественного транспорта; в летний период можно добраться сюда на велосипеде, прокатившись вдоль всех садов и бывших усадеб Петергофской дороги.