Бунин сны чанга план

Краткое содержание произведения Бунина «Сны Чанга»

Бунин сны чанга план. Смотреть фото Бунин сны чанга план. Смотреть картинку Бунин сны чанга план. Картинка про Бунин сны чанга план. Фото Бунин сны чанга план Бунин сны чанга план. Смотреть фото Бунин сны чанга план. Смотреть картинку Бунин сны чанга план. Картинка про Бунин сны чанга план. Фото Бунин сны чанга план

Второе сновидение

Подробное описание воспоминаний животного включает далее краткое содержание. «Сны Чанга» – это произведение, построенное по принципу контраста грез пса и жалкой реальности, в которой он теперь очутился. Автор обращает внимание на то, что капитан сильно опустился, много пьет и дает выпивать и своей собаке. Под влиянием алкоголя пес снова видит прекрасный сон: он наслаждался великолепным утром у берегов Аравии и слушал беседы своего хозяина, который рассказывал ему о своей любви к жене и дочери. Этот момент очень важен для понимания последующих событий, ведь именно данный эпизод показывает, что семья была для капитана смыслом жизни и что его чувства были так сильны, что он даже сам боялся своей привязанности. Однако он чувствовал себя счастливым, и вместе с ним был счастлив и пес.

Будни героев

Понять характеры и судьбы героев повести помогает ее краткое содержание. «Сны Чанга» – история о несчастной любви капитана и жизни его пса, который удивительно чутко воспринимает все происходящее с хозяином. Писатель создает резкий контраст между сновидениями собаки и той грубой жизнью, которую она вынуждена вести. Оба ходят по кабакам и трактирам, пьют, смотря на пьяниц. При этом капитан почти всегда молчалив, при встрече со знакомыми начинает говорить о том, что жизнь человека не имеет никакого смысла. Такое отношение к своей судьбе объясняется новым сном пса: он видит, как капитан показывает ему фотографии жены и дочери и при этом рассказывает ему, что супруга его не любит. И читатель понимает, что несчастная любовь стала причиной всего случившегося.

Краткое содержание

Прошло шесть лет с тех пор, как Чанг узнал капитана – «своего хозяина, с которым соединилось его земное существование». И вновь ночь – снежная, холодная, совсем не такая, как в Китае, когда Чанг и капитан впервые встретили друг друга. В такую погоду жизнь в Одессе «начинается не рано», и старые приятели тоже не спешат просыпаться. Теперь они уже не плавают, а, как говорят моряки, «живут «на берегу»» – в темной, холодной комнате «на чердаке пятиэтажного дома, пахнущего каменным углем, населенного евреями».

Чанг спит в уголке за камином, «из которого всегда дует свежим ветром», а капитан – на старой продавленной кровати с тонким матрацем и грязной подушкой. А ведь раньше у него была чудесная кровать – крепкая, высокая, с ящиками и неизменно чистым бельем. Но даже на такой кровати капитан никогда не спал так крепко, как теперь – за день он сильно устает, ему некуда спешить, да и «чем может обрадовать его новый день?».

Когда-то в жизни капитана, которому едва исполнилось сорок лет, было две правды, «постоянно сменявших друг друга». Первая гласила, что жизнь прекрасна, вторая утверждала, «что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь же у капитана была одна правда – жизнь не приносит радости.

Чанг знает, что после пробуждения его хозяин будет лежать в кровати не менее часа и потому спокойно закрывает глаза и начинает дремать. Ему видится «сон томительный, скучный», как его, рыжеватого щенка, продал русскому веселому капитану какой-то «старый, кислоглазый китаец». Три недели Чанг «мучился морской болезнью» и совсем не запомнил своего путешествия.

Внизу кто-то грохочет дверью, сон пса обрывается. Просыпается капитан, и тут же «пьет прямо из горлышка» водку, а после наливает «огненную воду» и своему верному собутыльнику – Чангу. Капитан закуривает, ложится на кровать, в его ногах удобно устраивается Чанг, и вскоре оба впадают «в то блаженное состояние, которое всегда дает водка».

Пес вновь засыпает и видит в полудреме «то далекое утро», когда он впервые вышел на палубу корабля. Капитан, расчерчивая морские карты, долго рассказывал щенку о своей маленькой дочери, живущей в Одессе. Девочка уже знала о своем «пушистом» подарке и с нетерпением ждала его. В ту пору капитан был очень счастлив, ведь у него была красавица-жена и очаровательная дочурка, которых он любил больше жизни.

Сон Чанга вновь прерывается – хозяин зовет его на улицу. Уже два года капитан и его верный пес ежедневно ходят по местным пивным и закусочным, где «пьют, закусывают, глядят на других пьяниц». Они встречают одного из старых знакомых – художника в цилиндре, и до поздней ночи бродят вместе по забегаловкам, жалуясь друг другу на несправедливость жизни.

Под звуки скрипки в ресторане Чанг засыпает и видит себя «неразумным, доверчивым к миру щенком на пароходе». Они с капитаном славно проводили вместе время, но «тогда уже пахло вином от него». Однажды капитан показал щенку фотографию своей дочки и жены, похожей на грузинскую царевну. С горечью он сказал, что «эта женщина» не будет их любить. Она всегда мечтала о роскоши, «о пикниках на яхтах» и постепенно отдалялась от мужа, который не мог ей этого предложить.

Чанг просыпается от сильного грохота. Спросонья он никак не может понять, что это за шум – то ли это опять, как три года назад, пароход врезался о подводные скалы «по вине пьяного капитана», то ли «опять выстрелил капитан из пистолета» в красавицу-жену. Но все не то – это хозяин что есть силы ударил по столу, проклиная всех женщин на свете.

Вот и прошел еще один день – «сон или действительность?» Жизнь Чанга течет размеренно и однообразно, пока однажды, проснувшись ранним утром, пес понимает, что его хозяин мертв. В комнате появляются разные люди, но Чанг лежит с закрытыми глазами, «чтобы не видеть мира, чтобы забыть о нем».

На похоронах капитана несчастного пса замечает художник и забирает к себе. Чанг лежит возле камина в хорошо обставленной, уютной комнате и видит «взором памяти» капитана, который будет жить до тех пор, пока жив его верный пес…

Перемены в судьбе

Идейный смысл

Таким образом, по-своему очень тонким психологическим произведением является рассказ «Сны Чанга». Очень краткое содержание, в принципе, отражает основной идейный смысл, который вложил писатель в свое произведение. Это ощущение временности жизни и предчувствия вечности. Эта идея отчетливо прозвучала в финале повести, когда Чанг как бы подводил итоги своего существования.

Размышления над рассказом Бунина «Сны Чанга»

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.

О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.

В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга ». Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию. Рассказ «Сны Чанга » был написан в 1916 году. Уже само начало произведения («Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.

А сюжет произведения таков.

В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?

В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях человеческого счастья. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые «работящие люди»;

Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение – образ капитана. Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет. В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы.

Таким образом, рассказ «Сны Чанга » является, прежде всего, философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.

Понравилось сочинение » Размышления над рассказом Бунина «Сны Чанга», тогда жми кнопку

Источник

Бунин сны чанга план. Смотреть фото Бунин сны чанга план. Смотреть картинку Бунин сны чанга план. Картинка про Бунин сны чанга план. Фото Бунин сны чанга план

Серые будни

С момента знакомства Чанга и капитана прошло 6 лет. За это время они успели состариться, хоть хозяину собаки нет ещё и сорока лет. Они давно перестали плавать по морям и поселились на чердаке многоэтажного дома. Действие происходит в Одессе зимой, когда колючий снег больно сечёт лицо, стоит только выйти на улицу.

В эти дни капитан спит особенно долго. У него ужасная железная кровать, продавленная почти до пола. Раньше этот человек почти не спал. Тогда он управлял кораблём, и ему было не до этого, а сейчас сказывается усталость и отсутствие надежд на хорошее завтра.

Собака по утрам долго не может прийти в себя. Сон Чанга содержит хорошо знакомые события прошлого:

Бунин сны чанга план. Смотреть фото Бунин сны чанга план. Смотреть картинку Бунин сны чанга план. Картинка про Бунин сны чанга план. Фото Бунин сны чанга план

В те времена хозяин Чанга считал, что вся его жизнь движется по намеченному пути. Он верил в Праматерь, указывающую дорогу всему сущему. Называл себя счастливым человеком, но немного сокрушался о том, что слишком жаден до радостей жизни.

Перемены в жизни

Повествование в рассказе Бунина «Сны Чанга» то переходит в фазу сновидений и прошлого, то возвращается в реальность. Собака уже не спит: теперь она с хозяином в кабаке, где тот объясняет случайному собутыльнику, что в жизни нет ничего хорошего. Он уверяет, что если и есть правда, то она злая и низкая.

Бунин сны чанга план. Смотреть фото Бунин сны чанга план. Смотреть картинку Бунин сны чанга план. Картинка про Бунин сны чанга план. Фото Бунин сны чанга план

Чанг не знает точно, прав капитан или нет. Только закрывает глаза и вслушивается в музыку. Она заставляет его снова возвращаться в штурманскую рубку, где они проводили вместе свои счастливые дни. Вдруг раздаётся грохот, и пёс на минуту теряется между прошлым и настоящим. Ему кажется, что это корабль налетел на скалы, или капитан снова выстрелил из пистолета в свою жену.

Но нет, это просто хозяин громко стучит по столу кулаком, доказывая собеседнику, что от женщин исходит одно зло. С ним не соглашаются, и он злится. Потом ресторан закрывается, и они возвращаются домой.

Смерть капитана

Дни текут однообразно. Чанг проснётся однажды и поймёт, что его хозяин мёртв. В комнату будут приходит его друзья, а капитан продолжит лежать с закрытыми глазами, чтобы не видеть этого мира.

Собака приходит в себя только тогда, когда видит гроб хозяина. Её глаза наполняются слезами, и за этим изумлённо наблюдает художник. Это тот самый человек, с которым капитан ранее спорил из-за женщин.

Он забирает Чанга к себе. Художник тоже живёт на чердаке, но это место тёплое и уютно обставленное.

Бунин сны чанга план. Смотреть фото Бунин сны чанга план. Смотреть картинку Бунин сны чанга план. Картинка про Бунин сны чанга план. Фото Бунин сны чанга план

Почти всё время пёс лежит у камина, а память о прежнем хозяине продолжает жить в его разуме. Он до сих пор неуверен в том, где же была правда: в словах капитана о предначертанном пути и счастливой жизни, или в том, что вокруг одни проблемы и горечь обиды.

Когда человеку доведётся читать «Сны Чанга», то ему тут же бросится в глаза то, как правда капитана противопоставляется тому, что говорит художник. Анализ сочинения писателя позволяет выделить в нём три истины:

Бунин, будучи фаталистом, не даёт персонажам ни намёка на то, что они могли бы жить иначе. Мнения его героев равносильны, и они подкреплены материальными событиями. Но вместе с этим он оставляет и долю непознаваемого. Рассказать настоящую правду сможет только истинный хозяин Чанга, а с ним он встретится после смерти.

Источник

Сны Чанга

С тех пор как пёс Чанг узнал своего хозяина, капитана огромного океанского судна, прошло шесть лет. И вот опять наступает утро, а старый Чанг всё дремлет. На одесских улицах хозяйничает злая и мрачная зима. Она гораздо хуже той китайской зимы, когда пёс встретился со своим капитаном.

В такие ненастные дни с ветром и колючим снегом, который больно сечёт лицо, капитан и Чанг просыпаются поздно. За эти шесть лет жизнь их сильно изменилась, они превратились в стариков, хотя капитану нет ещё и сорока лет. Капитан уже не плавает по морям, а живёт в холодной, скудно обставленной комнате на чердаке пятиэтажного дома, населённого евреями.

У капитана старая железная кровать, но спит он на ней очень крепко.

Какова эта чуть не до полу продавленная кровать и каков матрац на ней, легко представит себе всякий, живавший на чердаках.

Раньше капитан не спал так даже в качку, хотя кровать у него была чудесная — высокая, с ящиками и тонким бельём. Сейчас он устаёт за день, да и тревожится ему не о чем — капитан знает, что наступающий день ничем его не обрадует.

Когда-то в жизни капитана было две правды. Одна гласила, «что жизнь несказанно прекрасна», а вторая — «что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь же для капитана существует только одна правда: жизнь не приносит радости.

По утрам капитан долго лежит на кровати, Чанг тоже утром мутен и слаб. Он дремлет и видит сон.

Чангу снится, как «старый, кислоглазый китаец» продал его — похожего на лису щенка — молодому капитану теплохода. Три недели после этого пёс страшно «мучился морской болезнью» и не увидел ни Сингапура, ни Коломбо. На океане бушевали осенние шторма, и Чанг всё это время просидел в «жарком полутёмном коридоре», куда ему раз в день приносили еду.

Чанг просыпается от громкого хлопка двери. Капитан тоже поднимается, пьёт водку прямо из бутылки, а остатки выливает в миску Чанга. Пёс выпивает водку, засыпает и видит во сне утро в Красном море.

Штормить перестало, и Чанг впервые вышел на палубу корабля. Капитан подхватил его на руки и отнёс в штурманскую рубку, накормил, а потом долго расчерчивал морские карты и рассказывал Чангу о маленькой девочке, своей дочери, которая живёт в Одессе. Девочка уже знала о щенке и с нетерпением дожидалась его.

Тут Чанг поставил лапы на карту, за что получил от хозяина первую пощёчину. Не обращая внимания на обиду пса, капитан начал рассказывать, какой он счастливый человек, ведь у него есть красавица-жена и чудесная дочка. Потом он начал рассуждать о китайской вере в Праматерь, которая указывает путь всему сущему. Этому пути нельзя противиться, но капитан слишком «жаден до счастья» и порой не может понять, тёмен его путь или светел.

Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь.

Из жаркой Аравии Чанг снова переносится на холодный чердак — его зовёт хозяин. Уже два года капитан и пёс каждый день обходят одесские рестораны, пивные, закусочные. Обычно капитан пьёт молча, но он иногда встречает кого-то из прежних друзей и начинает говорить о ничтожестве жизни, угощая спиртным себя, собеседника и Чанга.

Сегодня они встречаются с одним из таких друзей — художником в цилиндре. Сначала они сидят в пивной, среди краснолицых немцев, потом отправляются в кофейню, набитую евреями и греками, а заканчивают день в ресторане, полном всякого отребья. И капитан снова уверяет художника, что «есть только одна правда на свете, злая и низкая».

Всё это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости.

Капитан считает, что «жизнь — скучный, зимний день в грязном кабаке». Чанг не знает, прав хозяин или нет. В ресторане играют музыканты. Пёс «всем существом своим отдаётся музыке» и снова видит себя щенком на пароходе в Красном море.

Чанг вспоминает, как хорошо ему было тогда. Они с хозяином сидели в рубке, стояли на палубе, обедали, ужинали, а вечером смотрели на закат, и от капитана уже тогда пахло вином.

Помнит Чанг и последовавшую за тем днём страшную ночь, когда на судно накатывали огромные, светящиеся в темноте волны. Пароход сильно качало, и капитан держал пса на руках.

Потом они отправились в капитанскую каюту, где стояла фотография капризной девочки в локонах и молодой дамы, стройной, тонкой и прелестной, «как грузинская царевна». Капитан считал, что эта женщина не будет любить Чанга.

Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят.

Ночью капитан жалобно кричал во сне.

Вдруг Чанга оглушает грохот. Пёс не понимает, что случилось. То ли это опять, как три года назад, по вине пьяного капитана пароход налетел на скалы, то ли капитан снова выстрелил из пистолета в свою жену. Но нет, это пьяный хозяин Чанга стукнул кулаком по столу, споря с художником — капитан проклинает женщин, а его друг с ним не соглашается.

Вскоре ресторан закрывают, и капитан с Чангом отправляется домой.

Опять прошёл день, — сон или действительность? — и опять в мире тьма, холод, утомление.

Так однообразно течёт время Чанга. Но проснувшись однажды зимним утром, пёс понимает, что капитан мёртв. Потом в комнату приходят друзья капитана, а Чанг лежит в углу, закрыв глаза, чтобы не видеть этого мира.

В себя Чанг приходит у дверей костёла, видит гроб хозяина над одетой в чёрное толпой и слышит неземные песнопения. Шерсть пса становится дыбом от боли и восторга. Из костёла выходит художник и с изумлением смотрит в полные слёз глаза Чанга.

После похорон Чанг переселяется к новому хозяину — художнику. Он тоже живёт на чердаке, но его комната тепла и хорошо обставлена. Пёс тихо лежит возле камина, капитан ещё жив в его памяти.

В этом мире должна существовать только одна правда, но про неё знает только последний Хозяин, к которому скоро вернётся Чанг.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Урок внеклассного чтения по теме «Сны Чанга» И.А. Бунина. Цели урока:

1) Дать представление о философском характере прозы Бунина, ориентированной на исследование внутреннего мира человека.

2) Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение наблюдать и отмечать особенности языка писателя.

3) Способствовать развитию интереса к творчеству И.А. Бунина, русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 10 классе»

Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 10 классе

Тема урока: И. А. Бунин «Сны Чанга».

Дать учащимся представление о философском характере прозы Бунина, ориентированной на исследование внутреннего мира человека.

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение наблюдать и отмечать особенности языка писателя.

Способствовать развитию интереса к творчеству И.А. Бунина, русской литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты рассказа.

Вступительное слово учителя.

— Кажется, жанр рассказа был наиболее почитаем И.А. Буниным. Наверное, это не случайно. Исследователи его творчества полагают, что малые формы прозы обусловлены его стремлением сосредоточиться на внутреннем облике героев в какой-то конкретной ситуации. Постижение внутреннего мира, душевных переживаний героя, пожалуй, главное для писателя. Вспомните, для кого ещё это бы характерно?

Из большого разнообразия рассказов Бунина трудно выбрать какой-то один. Они все интересны, значимы, важны для понимания сути его творчества. Они все дают представление о человеке и человеческом бытии, написаны выразительно, мастерски.

И всё-таки обратимся к одному, может быть, самому непростому, «зашифрованному, для восприятия, понимания, загадочному (как иногда говорят) рассказу «Сны Чанга», написанному в 1916 году. Каким представляется это время?

— Уходит XIX век, исчезают многие идеалы, связанные с ним.

— Это время разлома мира, рубежа эпохи.

— Идёт I мировая война, Россия накануне двух революций.

— Почему-то вспоминается «Чёрный квадрат» Малевича. Кажется, он точно передаёт ощущение этого времени, тревожное, трагическое.

— Всё кажется таким зыбким, непрочным. Предчувствие какой-то беды, большого несчастья…

II. Беседа по содержанию рассказа (анализ).

Учитель: О чём это произведение?

— О смысле жизни человека.

— О счастье и несчастье.

— Об утраченной любви

— Об утраченном смысле жизни, радости бытия…

— Это вечные вопросы. Философские…

Учитель: Значит, перед нами писатель-философ, размышляющий над вечными вопросами человеческого бытия. Как можно объяснить такое начало рассказа: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на Земле»?

— Может, Бунин хотел сказать о типичности человеческой судьбы, размышляя о человеческой жизни вообще.

— Второе предложение в этой фразе, наверное, наиболее значимо. Мне кажется, писатель-гуманист утверждает этим ценность любой человеческой жизни, уникальность каждого.

— Может, такой зачин – чисто «писательский» приём, чтобы заинтересовать читателя, подготовить его к восприятию повествования, «погрузить» в философию рассказа…

Учитель: В чём необычность рассказа?

— Всё показано «глазами» собаки, через её «восприятие».

Учитель: Известны ли вам произведения русской литературы XIX. XX веков, где это один из важных (иногда главных) персонажей? Почему, как вы думаете?

— «Каштанка», «Муму», «Белый пудель», «Униженные и оскорблённые», «Мастер и Маргарита», «Верный Руслан»…

— Наверное, это позволяет авторам произведений глубже представить внутренний мир человека. Собака – верный, преданный друг человека. Она всё понимает, а сказать не может. А писатель даёт ей такую возможность.

— Иногда для писателя важно подчеркнуть одиночество героя. Собака – своеобразный символ верности. Преданности.

— В некоторых произведениях противопоставляются пороки персонажа и нравственное поведение собаки.

Учитель: Как соотносятся название рассказа, содержание и композиция? Какую роль в повествовании играют сны Чанга?

— Сны Чанга «держат» весь рассказ, объединяют, «сцепляют» отдельные эпизоды, дают читателю относительно целостное представление о жизни капитана.

— Это скорее не сны. А реальность, своеобразные воспоминания, в которых фрагменты, кусочки прежней жизни капитана.

Учитель: А какая это прежняя жизнь?

Пересказ, комментированное чтение учащимися эпизодов.

Учитель: Какого его отношение к жизни?

— «Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима лишь для сумасшедших».

Учитель: Что было главным в жизни капитана, как вам кажется?

— Дело и любовь. («Я. Чанг, всё-таки счастливый человек…)

— Пожалуй, больше любовь. («Я. братец, так люблю её, что даже боюсь своей любви: для меня весь мир только в ней…»)

Учитель: Почему же боится?

— Человеческое счастье порой так хрупко, что страшно за него…

— Человек боится своего счастья, потому что «ничто не вечно под луной». Боится всепоглощающей силы любви (как жить, если это исчезнет?).

Учитель: Гармония мира действительно нарушена, когда рядом не оказалось двух любимых женщин – жены и дочери. Каким видит героя читатель теперь?

— Жизнь утратила смысл.

Учитель: Что случилось? Кто виноват?

— Автор не даёт прямого ответа на этот вопрос. Мы можем только домыслить: что-то не сложилось в личных отношениях – произошёл какой-то разрыв, наверное («Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь»).

— Наверное, у неё не было такой всепоглощающей любви, как у него. (Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и от этого от самого себя никогда и никого не любят»).

— Здесь какая-то загадка (может, потому рассказ считают загадочным?). Беда человека в неспособности, в невозможности постичь чужую душу (так и вспоминается: «Человек есть тайна»).

Учитель: Почему упоминается восточное божество Тао?

— Капитан плавал в тех краях, знаком был, очевидно, с восточной мифологией.

— Может быть, это какое-то увлечение самого Бунина? (Для познания души человека писателю важны любые средства).

Учитель: Какова тональность рассказа?

— Очень грустный рассказ.

— Тревожащий, бередящий душу читателя.

Учитель: На какие художественные особенности обратили внимание, читая это произведение?

— Унылый пейзаж: «Погода злая, мрачная…» Он соответствует состоянию души, нынешней жизни капитана. Как и описание его жилища…

— Но есть и другой пейзаж: «Ночь же настала страшная и великолепная…» Небо, море, звёзды – огромный, таинственный, непостижимый мир – Космос. Вот так и душа человека таинственна и непостижима.

— Часто повторяющееся прилагательное «серый» (лицо, дым, небо…) И жизнь сейчас такая же унылая, серая, лишённая красок, лишённая радости.

— Есть и тревожный цвет в рассказе: «винно-красное…солнце» (очень необычное сложное прилагательное. Наверное, только у этого автора можно встретить), «красные звёзды», «тёмно- огненная митра».

— Очень выразительные, соответствующие содержанию рассказа сравнения («как песок в корабельных часах», «как мёртвый», «солнце…похожее на тёмно-огненную митру»).

Учитель: Всё прочитанное, сказанное сегодня, наверное, позволяет сделать вывод о Бунине не только как о большом философе, исследователе жизни, души человека, но и великолепном мастере слова. Вы убедитесь в этом, читая и другие его произведения.

Учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *