белые стены древней москвы
Белый город
Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато на один из главных вопросов истории столичной топонимики — почему Москву иногда именуют городом из белого камня — эксперты отвечают с удовольствием. МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.
Белохрамовая
Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.
Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.
С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.
«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси. После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.
В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.
Белые стены древней москвы
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1)Мы говорим не так, как пишем, и если записать разговорную речь, то она будет выглядеть настолько непривычно, что нам невольно захочется внести в неё поправки в соответствии с нормами книжной речи. (2) этого делать не следует, потому что разговорный стиль подчиняется своим собственным нормам. (3)То, что не оправдано в книжной речи, вполне уместно в непринуждённой беседе.
1) Разговорный стиль подчиняется собственным нормам.
2) При записи разговорной речи, подчиняющейся собственным нормам, не следует руководствоваться нормами речи книжной.
3) Записать разговорную речь можно только при помощи современных коммуникационных устройств.
4) Нормы книжной речи не должны быть ориентиром при записи разговорной речи, которая подчиняется собственным нормам.
5) Разговорная речь имеет множество отличий от книжной речи.
Верный ответ: Однако; Но
1) То, что связано с оформлением или хранением книги. К. переплёт. Книжная полка, К. шкаф. К. магазин. К. киоск.
2) Почерпнутый только из книг, не подкреплённый практической деятельностью, отвлечённый. Книжные знания, представления.
3) Основывающийся на знаниях, почерпнутых только из книг; далёкий от жизни. Это был слишком к. человек.
4) Характерный для письменного изложения, несвойственный живой устной речи. Книжные обороты речи. Книжные слова. К. стиль.
довЕрху
прозорлИва
начАвшись
нарвалА
крАны
Верный ответ: Доверху
Верный ответ: Производственное
Величественно и великолепно небо начала сентября месяца с ещё ясным, чистым небом, на котором можно увидеть столько звёзд!
Верный ответ: Месяца
УДВАИВАТЬ силы
известные ЛЕКТОРЫ
ОТСРОЧИВАТЬ дату встречи
экзотических КУШАНИЙ
ЕХАЙТЕ быстрее
Верный ответ: Поезжайте
А) нарушение в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение сложного предложения
Верный ответ: 58174
Если в словах корни с чередующимися гласными (пер-пир, бер-бир, лаг-лож), то проверить такие гласные нельзя, они пишутся согласно правилам орфографии. Также нельзя проверить гласные корней слов, имеющих иностранное происхождение, или если это слова-исключения. Таким образом, проверяем то, что остаётся (ударение ставим на гласную корня):
Верный ответ: Невнимательным
ТАК(ЖЕ), как и прежде, владелец поместья не жалел средств на обустройство прекрасного парка, не внимая ничьим советам, распоряжаясь наследством (ПО)СВОЕМУ усмотрению.
(ОТ)ТОГО напоминающего замок здания, что виднеется (В)ДАЛИ, веет седой стариной.
На картине, написанной первокурсником, был изображён хрустальный кувшин с веточками КАКОГО(ТО) дерева и фарфоровое блюдце с росписью, на котором лежало (ПОЛ)ЯБЛОКА.
Почти весь посев пропал (В)СЛЕДСТВИЕ засухи, (ПО)ЭТОМУ приходилось очень экономно использовать запасы зерна.
Дискуссия может стать бесконечной и (ПО)ТОМУ, что её участники, говоря об одном и том же, используют одни и ТЕ(ЖЕ) слова, но каждый вкладывает в эти слова свой смысл.
Верный ответ: Вследствиепоэтому; Поэтомувследствие
Поставле(1)ая среди клязьменских лугов церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только одним из самых соверше(2)ых храмов, которые были созда(3)ы на Руси, но и одним из величайших художестве(4)ых памятников мирового искусства.
И.И. Левитан(1) вглядываясь в небесную синеву(2) сквозящую в жаркий день в верхушках деревьев(3) словно купающихся в этой синеве(4) вдохновенно работал.
Мечта о полёте к звёздам возникла у людей(1) вероятно(2)в ту пору, когда они впервые взглянули в ночное небо и вдруг поняли, что их манит ввысь неодолимая сила; но прошли(3) как известно(4) тысячи и сотни тысяч лет, прежде чем эта мечта осуществилась.
После того как посетители музея рассмотрели все картины (1) экскурсовод предложил ещё раз обратить внимание на полотно(2) на втором плане(3) которого (4) было изображено старинное здание.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(8)В XIX веке политэкономы ввели понятие «человека экономического», которое предполагало, что человек в значительной степени рационально формирует свои потребности, исходя из материальных условий и условий потребления. (9)Уже в XX веке во французской социологии появилось понятие «человека социального». (10)Согласно этому подходу, невозможно полностью определять современного человека только через мир вещей, который необходим «человеку экономическому», а нужно учитывать его культурные и духовные запросы, связанные с тем обществом, в котором он живёт. (11)И уже в последние годы учёные всё чаще начали фиксировать возрастающую зависимость мира идей от процессов развития информационно-коммуникационных технологий, от медийной среды.
Белый Город (Стена Белого Города – памятник зодчества конца 16 века)
Автор: Angel · Опубликовано 07.12.2017 · Обновлено 31.01.2019
Остатки стены Белого Города — памятник зодчества
В 1995 году в начале Покровского бульвара (Хохловская площадь) были обнаружены остатки стены Белого Города – памятника зодчества и фортификации, которому насчитывается около 500 лет. Некоторые из найденных камней кладки были с уникальной резьбой, некоторые были из бывших великокняжеских палат Кремля. Также здесь были найдены предметы быта и монеты.
Долгие годы решалась судьба древнего артефакта (как вариант, рассматривалась засыпка его с целью сохранения для будущих поколений), пока, наконец, в 2017 году не было принято решение о реставрации остатков стены Белого Города и открытия здесь первого в Москве археологического парка.
Возведение стен Белого Города
Вернемся в Москву конца 16 века. Это был уже крупнейший европейский город, который состоял из Кремля, Малого Города, обнесенного Китайгородской стеной, и Большого Посада. Ограничивал линию Большого Посада вал, именуемый в источниках «земляной осыпью». Вал проходил по кольцу теперешних бульваров и при Иване Грозном был довольно внушительным сооружением.
В источниках (Г. Штаден) указывалось, что вал тянулся от ворот до ворот, которые были «сделаны из бревен и снаружи вокруг обложены землей и дерном».
После того, как эти деревянные укрепления вокруг Москвы сгорели в результате набега крымских татар в 1570-х годах, по решению правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым, территорию Белого Города было решено защитить каменной крепостной стеной. Хронограф 1617 года говорит, что в 1586 году царь Федор Иоанович «повеле на Москве делать град каменной нареча ему имя Царев Белой каменной город».
Возведение крепостных стен Белого Города было самой крупной стройкой на Руси 16 века, необходимость которой диктовалась задачей обороны столицы государства. Для руководства этой грандиозной по тем временам стройкой был выбран зодчий Федор Савельевич Конь (источники упоминают, что фамилия зодчего была Иванов, «Конь» же было прозвищем, связанным с какими-то его личными качествами).
Крепостные стены Белого Города – это первое известное сооружение зодчего Фёдора Савельевича Коня (в дальнейшем он возводил каменный Смоленский Кремль). Этот государев мастер времен правления Бориса Годунова – один из немногих древнерусских зодчих, чье имя зафиксировано в Хронографах 17 как «мастера из русских людей».
Фёдор Конь возводил исключительно каменные стены и башни, которые отличала высокая техника и продуманность конструкций. Современники зодчего тщательно изучали приемы и изобретения Ф. Коня, и с восхищением описывали их в источниках тех времен.
За основу он взял римские каноны строительства: не кирпич на кирпич, а хаотичную кладку. Именно этот способ строительства во времена Смуты (1598-1613) позволил избежать полного разрушения стен Белого Города.
Кирпич для стены делали на московских кирпичных заводах, белый камень же доставляли из подмосковного села Мячково. Известь для побелки стены использовали золотоордынскую, привезенную в Москву в самый разгар строительства в 1591 году.
Некоторые работы требовали высококлассных специалистов. Для сооружения крепостной стены вокруг Москвы царь заставил принять семь тысяч каменщиков. (Д. Горсей, Записки о Московии 16 в.).
Источники сообщают, что вначале строились Тверские ворота, ведущие на улочки Белого Города. По дороге же, выходящей из них, путники отправлялись в Тверь и Санкт-Петербург. Рядом с Тверскими воротами обосновались кузнечных дел мастера, выстроились мучные и мясные лавки.
Далее строительство стены Белого Города велось в обе стороны.
В результате Москва получила новый пояс каменных укреплений, которые сразу же были снабжены «хорошими медными орудиями», преимущества которых перед железными и чугунными уже были известны.
Стена Белого Города стала третьей, самой внешней оборонительной фортификацией. Сначала шла Кремлевская крепостная стена, затем стена Китай-города, и наконец, крепостная стена Белого города, которая была выше Китайгородской и так же, как и Кремлевская, была увенчана зубцами и «ласточкиными хвостами». Согласно Описной Книге 1701 года, длина стены была более 9,5 км, и состояла она из 28 прясел (часть крепостной стены между башнями) и 27 башен. Стены и башни Белого Города образовывали в плане неправильное полукольцо, охватывающее территорию 695704 кв. сажени (более 3 миллионов кв. метров).
Несмотря на то, что «величества ради и красоты» новый пояс укрепления Москвы был назван Царьградом, народ всегда называл его Белым.
В разных источниках датами окончания строительства стены Белого Города называются и 1588, и 1589, и 1591 годы. Однако в июле 1591 года к Москве подошло войско крымского хана Казы-Гирея. Подошло и быстро отступило к Котлам и Воробьевым горам: на приступ Москвы хан больше не решился! А позже именно эта третья внешняя оборонительная стена сыграла важнейшую роль в 1612 году в битве за Москву с поляками.
Стены Белого Города, помимо того, что обладали отличными фортификационными свойствами, были еще и художественно выразительны. Современники называли стену «красивой» и «изумительной». Слава о Белом городе, о величественности его стен и башен и их обороноспособности распространялась далеко за пределы «Московии». Благодаря им Москва, уже давно привлекавшая внимание путешественников и подчас вызывавшая их удивление, стала для них своеобразным чудом света. Отмечая, что она выделяется среди всех других русских городов, они очень часто восхищались ею так, как не восхищались никаким другим европейским городом. «Имать же Российское царство многи грады каменныя и твердыя, паче же всех Москва, град царствующий величеством зело превеликий, и крепок, тремя стенами каменными огражден, ему же величеством и крепостию едва во всей Европии подобен град обретается», — говорится в итальянском описании всего света, переведенном в конце XVII в. на русский язык.
Укрепление Белого Города
Едва окончилось строительство Белого города, как в быстром темпе стали возводить наружное кольцо укреплений. Дерево-земляная крепость охватывала всю тогдашнюю территорию города кольцом (теперешнее Садовое кольцо Москвы). Длина нового кольца укреплений, названного за быстроту его постройки Скородомом, достигала 15 км, на земляном валу было возведено 50 башен, том числе 34 проездные. В условиях того времени дерево-земляные укрепления противостояли артиллерийскому огню не хуже, чем каменные, и в дальнейшем наиболее распространенными оборонительными сооружениями стали земляные бастионы. Высотные и водные препятствия не имели уже того значения, что в XV в., и рвы Скородома, Белого города и Китай-города были значительно уже и мельче, чем Кремлевский. Деревянные заборола и башни были очень живописны и выдержаны в лучших традициях русской архитектуры. Лет через 20 после постройки Скородома поляк С. Маскевич писал о нем: «Вся ограда была из теса, башни и ворота весьма красивые, как видно стоили трудов и времени». Высоту деревянной части стены он определяет «в три копья», то есть, в 6-8 метров.
Что же представлялось взгляду дозорного на самой высокой точке Москвы – колокольне Ивана Великого в Кремле? Он видел изнутри уже все четыре линии укреплений Москвы с широкими плацдармами перед ними и расходящуюся от Кремля и Красной площади запутанную сеть улиц. Видел проездные башни, к которым эти улицы сходились, образуя пучки. Вот от Владимирских ворот Китай-города расходятся, как лучи, Мясницкая и Лубянка, от Воскресенских – Дмитровка и Тверская, от Арбатских ворот Белого города – Поварская и Смоленская. Они выходят далее к разным воротам Скородома, также к воротам отовсюду сворачивают многочисленные кривые переулочки. В тех местах, где улицы пересекаются с кольцевыми плацдармами, перед воротами образовались площади, пустыри, небольшие поля, а дальше за стенами Скородома на расстоянии виднеются монастыри-форты.
Словом, перед взором дозорного простиралась сложная и на первый взгляд беспорядочная сеть улиц, которую мы называем теперь радиально-кольцевой системой планировки города.
Посещавшие Москву в конце XVI в. иностранцы признавали ее одним из самых больших по размерам городов Европы, правда, со значительно меньшей плотностью населения. Они писали, что «город очень велик и многолюден, и его почти нельзя сравнить ни с каким немецким городом»; что Москва «обширнее Праги», «больше Флоренции»; что «город в целом больше, чем Лондон с предместьями». А по количеству населения Москва превосходила в 4 раза второй по размерам из тогдашних русских городов – Великий Новгород, и в 6 с лишним раз – Псков или Казань. Такой была столица России к концу XVI века.
Крепостная стена Белого Города сильно пострадала в Смутное время (1598-1613), а после окончания Северной войны (1700-1721) и вовсе потеряла свое фортификационное значение: с ворот Белого Города сняли охрану и перестали запирать ворота на ключ по ночам.
По указу Екатерины Великой крепостные стены Белого Города были разобраны «за излишностию, ветхостию и неудобностию».
Памятник просуществовал 200 лет, о чем свидетельствуют гравированные аксонометрические планы и фасадные изображения Москвы 17-18 веков.
Москва строилась, стройматериалов не хватало, и москвичи стали разбирать стены для строительства собственного жилья. Известны и значительные здания, построенные из камня стены Белого Города, к примеру, Дом генерал-губернатора на Тверской, Воспитательный дом.
В 1720 году, во времена массового сноса Белгородской стены, Тверские ворота снесли и на их месте возвели Триумфальную арку для торжественного въезда Петра I, заключавшего в тот момент Ништадтский мир. Стену Белого Города разрушили в этом районе в 1770 году, кузнецов и лавочников переместили в другие места, а через пять лет здесь разбили Тверской бульвар, который стал первым публичным прогулочным местом Москвы.
Считается, что последними были снесены Арбатские Ворота – в июле 1792 года. Однако еще в 1805 году существовал фрагмент Белгородской стены на берегу Неглинки с проломом для русла реки.
С конца 18 века на месте стены Белого Города постепенно возникает Бульварное Кольцо, которое окончательно сформировалось в первой половине 19 века. Бульварное Кольцо, сформированное по контуру крепостной стены Белого Города, так же, как и стена, имеет форму подковы, упирающейся в набережные Москвы-реки.
На месте проездных башен крепостной стены, после их разрушения сформировались площади, в названиях которых сохранились упоминания о том, что здесь некогда были ворота: Чертольские (по указу набожного царя Алексея Михайловича переименованные в Пречистенские), Смоленские (Арбатские), Никитские, Тверские, Петровские, Сретенские, Фроловские (Мясницкие), Покровские, Яузские.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вчера обсуждая тему Как выглядели Кремлевские куранты во времена Ивана Грозного один из комментаторов обратил внимание на то, что на графике 1700 года московский Кремль стоит красный.
Да, все в курсе, что Москва была «белокаменная», но в какие годы Кремль был белым, а в какие красным все помнят? Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было?
Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.
Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.
Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.
Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.
1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.
1797, Жерар Делабарт.
1819, художник Максим Воробьёв.
В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
1830-е, художник Раух.
1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.
1850, Йозеф Андреас Вейс.
1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.
1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.
Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.
Фотография 1860 года.
Фотография 1866 года.
1879 год, художник Пётр Верещагин.
1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.
1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.
1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.
1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.
1909 год, облезные стены с остатками побелки.
Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.
1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.
1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.
1914, Константин Коровин.
Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.
А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.
Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.
И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.
1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html
Спасская башня
Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.
1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.
1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.
А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.
1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.
Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.
Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.
Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.
Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.
1870-е. Башня красная.
1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.
Никольская башня
1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.
1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.
1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.
1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.
1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.
Троицкая башня
1860-е годы. Башня белая.
На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.
И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.
Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.
Стены Кремля сегодня
фото: Илья Варламов
На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.
Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова