Барто перед сном для читательского дневника
СИНТЕЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ И ДЕТСКОЙ ЛИРИКИ В СТИХОТВОРЕНИИ АГНИИ БАРТО «ПЕРЕД СНОМ»
Агния Львовна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981)(см. Приложение 1) – советский детский поэт. С именем Агнии Барто связано рождение и становление советской детской поэзии в 20 – 30-е годы. С ее именем сопряжены и поэтические открытия 40 – 70 годов. Агния Барто – детский поэт не потому, что писала для детей, а потому, что лучшее ее стихи стали детским фольклором. Они словно бы утратили авторство и превратились из поэзии для детей в поэзию самих детей, став адекватным выражением своих мировосприятия, чувств, стремлении.[1 с.1].
Стихи Барто в основном написаны для детей, они читаются весело, легко и интересно. В них нет навязчивой дидактичности, голых поучении, они будят в читателе самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление к подлинной красоте, отвращение ко всякому рода фальши, внешней и внутренней. Вот почему стихотворения отдельных циклов, взятые вместе, воспринимаются в целом как прямой, дружеский разговор о душевном мире нового человека. [2 с.78]
Стихотворение «Перед сном» (см. Приложение 2) изучается в 3 классе по программе «Школа 2100» (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения. Часть 2 [1, с.129]). Стихотворение дано в сокращенной форме.
Тридцать пять стихотворений входят в цикл Агнии Барто «Думай, думай…». В стихах «Я часто краснею», «Перед сном », «В саду», «Думай, думай…», «Именинница», «Полный кворум», «Одиночество», «Совесть», «Фантазия», «Думаю ли звери?» выражено разнообразие чувств и настроения.[2]. И неудивительно, ведь в данном разделе А. Барто передает читателям детскую лирику, которую можно даже назвать философской.[2 с.79]
Проанализируем название стихотворения А. Барто «Перед сном».
Название стихотворения «Перед сном» вызывает у опрошенных (15 чел.) следующие ассоциации: сказки, постель, колыбелька, сумрак, сон, болтовня, мечты, бабушка. Словоформа «Перед сном» является стилистически нейтральным и вызывает положительные эмоций: спокойствие, отдых, мечтательность.
Стихотворение начинается со строк «Зажигают фонари/ За окном./ Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из которых мы понимаем, что кто-то, ложась спать, просит с ним поговорить, но зная творчество Агнии Барто, мы можем предположить, что одним из персонажей может быть ребенок, однако в первой строчки еще не понятно, от чего лица идет речь от взрослого или ребенка, или от лица двух детей. Лирический герой обращается «Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из этих строк мы рисуем портрет, либо дети между собой могут говорить, либо младший брат просит поговорить с ним старшего брата, либо ребенок просит поговорить маму или бабушку, то есть здесь мы видим ситуацию, где более слабый просит поговорить более сильного, чтобы ощутить чувство заботы.
«Целый вечер/ Ты со мной не была./У тебя все дела/ Да дела»мы наблюдаем, что речь идет к лицу женского пола и тогда круг предположении сужается, это может быть бабушка, мама, сестра, подружка то есть самые близкие люди. По фразе У тебя все дела/ да дела мы понимаем, что тот, к кому обращаются старше, чем тот кто говорит, то есть у старшего есть дела, а у лирического героя, от имени которого идет речь, нет дел и мы понимаем, что чаще всего дела есть у наших родителей, бабушек, дедушек.
Но скорее всего обращение лирического героя идет к матери, потому что перед сном мы всегда хотим поговорить с мамой. Мама дарит нам заботу, любовь, нежность, ласку и ей можно доверить все свои секреты.
«У тебя я/ Не стою/ Над душой. / Я все жду, / Все молчу,/ Как большой…»
Из этих строк понятно, что ребенку грустно, что на него не обращают внимание. Это желание быть любимым, желание общения с матерью, нежность матери являются теми проблемами, которые свойственны для маленьких детей. Агния Барто показывает эти эмоции, чувства ребенка, как серьезную проблему в жизни человека. У каждого возраста есть свои проблемы, и они будут серьезными.
Не стою/ Над душой. Здесь нужно пояснить значение фразеологизма «Стою на душой».
Стоять над душой чьей-л., у кого-л., над кем-л. — надоедать неотступным контролем, опекой, присутствием; навязчиво приставать с чем-либо.[4]
Отсюда следует, что лирический герой не хочет надоедать маме, этому сигнализирует отрицательная частица НЕ. Он как бы боится нарушить ту атмосферу деловитости, в которую поглощена мать, боится напомнить о себе, поэтому все ждет, все молчит. Фраза как большой говорит о том, что ребенок хоть и молчит как большой, но ребенок есть ребенок и он нуждается в любви и ласке, заботе и в простом человеческом внимании со стороны родного существа. Отсюда типичная ситуация, что такое свойственно для многих детей, то есть это образец детского лирического произведения.
«Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном,/ Поглядим/ На фонари/ За окном.»
Из этих строк понятно, что ребенок просит маму отвлечься от своих дел и поговорить с ним. Причем в стихотворении нигде не обозначено о чем просит поговорить лирический герой. Отсюда следует, что лирический герой просит поговорить, не для того чтобы обсудить какую-нибудь проблему, а сам факт побыть рядом с мамой и ощутить заботу, любовь и нежность матери. И фонари За окном они заиграют по-новому. Если в начале стихотворения они символизировали наступление вечера и наводили грусть, тоску и одиночество лирического героя, то в конце стихотворения они символизируют радость и тепло, потому что лирический герой проведет вечер с мамой, побудет с ней рядом и посмотрит на фонари за окном.
Таким образом, из анализа стихотворения «Перед сном» мы видим схожесть с колыбельной песней. По толковому словарю С. И. Ожегова, колыбельная песня – небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение.[3с.285].Колыбельную песню поют перед сном, когда укладывают спать ребенка. (См. Приложение 4) В древней Руси колыбельную пели не просто, для того чтобы усыпить ребенка, а защитить его от злых духов, дать силы для сна и роста, чтобы он был богатым и здоровым в будущем. Другими словами колыбельная была своего рода оберегом для ребенка. Из этого можно сделать небольшой вывод, что когда мать поет колыбельную своему ребенку, она дарит ему свою любовь, свою душевную теплоту, ласку и нежность, дает понять ребенку, что он желанен, и любим, а это всегда присутствует в колыбельных песнях [5].
Так же как и колыбельная песня, стихотворение «Перед сном» пронизано баюкающим «колыбельным ритмом». Оно напевно. Его действия развертываются, как и действие колыбельной песни перед отходом ко сну. Только разница с колыбельной песней здесь в том, что не мать обращается к сыну, а сын обращается к матери. Мы видим, что все произведение пронизано отношением между двумя близкими людьми, ребенком и мамой. Стихотворение учит нас и любить маму, и заботиться о ней, и в то же время ощущать сердечную любовь и нежность матери к ребенку. Ведь детишкам этого очень не хватает.
Список литературы
Бунеев, Р. Н. В одном счастливом детстве. Ч.2 : книга для чтения в 3-м классе / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – 3-е изд., перераб. – М. : Баласс,2001. – 224 с.
Каштымов, Б. Жизнь и творчество Агнии Барто: сборник /Оформ. / Б. Каштымов. – М.: Дет. лит., 1989. – 336 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Барто Агния стихотворение «Вовка — добрая душа»
Читательский дневник по сборнику стихотворений «Вовка — добрая душа» Агнии Барто
Автор: Агния Львовна Барто
Название произведения: «Вовка — добрая душа»
Главные герои: Вова.
Второстепенные герои: взрослые и дети с Вовкиного двора.
Характеристика главных героев:
Вовка — вежливый и приветливый мальчик.
Верит в добро. Открытый и позитивный ребёнок.
Характеристика второстепенных героев:
Взрослые — любят отзывчивого мальчика.
Дети — обожают героя, который им во всём помогает.
Краткое содержание сборника «Вовка — добрая душа»
Автор познакомилась с новым мальчиком.
Он оказался приветливым и весёлым, всем старался помочь.
Мальчик успокаивал детей в колясках.
Вовка пообещал стать старшим братом Кате, за которую некому было заступиться.
Он знал, кто крадёт молоко у черепахи, в сильную жару раздавал людям воду и самодельные веера.
Герой помогал животным, любил собак и не уважал хитрецов.
Но потом мальчик стал взрослеть и застеснялся своей доброты.
Вовка пытался стать как все мальчишки, но ночами просил прощения у кошек и закопал рогатку.
Стихотворения сборника:
Основная мысль сборника «Вовка — добрая душа»
Главная мысль сборника в том, что нельзя стесняться делать добро.
Основная идея сборника в том, что, помогая людям, человек сам становится лучше.
Чему учит сборник стихотворений
Стихи учат быть отзывчивыми, искренними и улыбчивыми.
Учит помогать людям и животным.
Учит заступаться за слабых и маленьких.
Краткий отзыв по циклу стихотворений «Вовка — добрая душа» для читательского дневника:
Прочитав этот сборник, я подумала о том, что каждый человек должен стараться приносить пользу другим людям, жить не только для себя.
Герой стихов — маленький мальчик, но открытый и отзывчивый.
Он не был равнодушным к чужим бедам и старался всем помочь.
Это очень интересное и местами смешное стихотворение.
Поэтессе удалось придумать занимательный образ, мальчика, живущего для других людей, помогающего окружающим.
Мне понравился Вова.
Он находчивый, умный, всегда смеющийся мальчик.
Не пройдёт мимо, если кому-то плохо.
Он всегда найдёт выход из сложной ситуации.
Я всем советую прочитать этот сборник и подумать о том, что доброго человека знают и любят все.
И потому быть добрым очень приятно.
Пословицы к сборнику:
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Закричал мне из окна:
Ещё читательские дневники по произведениям Агнии Львовны Барто
Библиотека произведений автора пополняется.
Барто «В театре» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Барто Агния Львовна.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Главная героиня и Люба приходят в театр смотреть балет.
2) Они сдают свои вещи в раздевалку и получают номерки.
3) Вот идёт балет, и главная героиня ни на что не отвлекается.
4) Но вдруг раздаётся шум оркестра в трубах, девочки вздрагивают, главная героиня теряет номерок.
5) Вот ищут девочки номерок.
6) Когда они находят его, свет в зале зажигается, предвещая конец представления.
Читайте по теме:
Главные герои
Главная мысль
Важно всегда соблюдать нормы поведения в обществе, чтобы не прослыть белой вороной и не попадать в последующем в нелепые ситуации.
Чему учит
Стихотворение Агнии Барто учит читателей тому, что не стоит вести себя неподобающе в обществе. Не нужно никого отвлекать или кому-то мешать. Важно всегда соблюдать определённые правила, чтобы никого не обидеть и самому не пострадать.
Отзыв
Мне очень понравилось данное стихотворение. Главная героиня по неосторожности потеряла номерок и была вынуждена его искать. Помешала своей подруге полюбоваться балетом, отвлекла других людей и сама пропустила всё представление. Так вести себя в театре нельзя. Нужно было этой девочке положить номерок в сумку или карман. В крайнем случае необходимо было дождаться конца представления и только потом при свете пытаться найти номерок.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.
Стихотворения А.Барто
На стихах Агнии Барто выросло не одно поколение, но они и сегодня остаются интересны детям и взрослым. Именно с ее простых, запоминающихся строчек начинается знакомство ребенка с поэзией и русским языком.
В нашу подборку вошли как короткие стихотворения для самых маленьких, так и сказки в стихах для школьников.
ИГРУШКИ
Зайка
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Грузовик
Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Козленок
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шерстку языком.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!
Взъерошенный, лохматый
Пришел домой сынок
И заявляет маме:
— А я валялся в яме.
Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревет, не спит он!
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Советоваться к мужу
Медведица пошла:
— Сынок-то наш все хуже,
Не ладятся дела!
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!
Отец сердито воя,
Отшлепал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)
А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
— Бить детей недопустимо!
У меня душа болит.
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.
Игра в стадо
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
Девочка чумазая
— Я на солнышке
Лежала,
Руки кверху
Держала.
Вот они и загорели.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченый.
— Я на солнышке
Лежала,
Нос кверху
Держала.
Вот он и загорел.
— Я на солнышке
Лежала,
Пятки кверху
Держала.
Вот они и загорели.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
Мы ее ототрем.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Я расту
Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно.
Идет борьба
За чистоту,
Я подметаю
И расту.
Сажусь я с книжкой
На тахту,
Читаю книжку
И расту.
Стоим мы с папой
На мосту,
Он не растет,
А я расту.
Отметку ставят мне
Не ту,
Я чуть не плачу,
Но расту.
Расту и в дождик,
И в мороз,
Уже я маму
Перерос!
Я выросла
А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса.
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Ути-ути
Рано, рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
— Вы плывите, ути-ути,
Плавно, в ряд.
Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит.
— Плыви, плыви,
Утеныш,
Не бойся,
Не утонешь.
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками.
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
— Я жду урожая.
Жил на свете самосвал
Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал,
Еле вылез самосвал.
Говорит:- Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте.
У меня помята рама!
Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему?
Лет шесть!
Где Алеша? Спит уже,
Дома спит, не в гараже.
Мы не заметили жука
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Откроем раму!
Башмаки
Дело было в январе
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Сто одежек
Лиф на байке,три фуфайки,
На подкладке платьице.
Шарф на шее, шаль большая,
Что за шарик катится?
Сто одежек, сто застежек.
Слова вымолвить не может.
«Так меня закутали,
Что не знаю, тут ли я?»
Чудеса
Погремушка
Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит – что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается звон?
Машенька
Кто, кто
В этой комнате живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.
Здесь не комната большая –
Здесь огромная страна,
Два дивана-великана,
Вот зеленая поляна –
Это коврик у окна.
Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»
Она дошла до стула,
Немножко отдохнула,
Постояла у стола
И опять вперед пошла.
Стала Маша подрастать.
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка –
Ей скоро пол годочка.
Она лежит не плачет,
Глаза от света прячет.
Чтоб у нас она спала,
Снимем лампу со стола.
Уехали
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком –
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он даже не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Сонечка
Тронь ее нечаянно –
Сразу: – Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
– Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
– Голова болит.
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
– Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько выйдет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок.»
Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано –
Чтенье и грамматика.
Я сижу гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски»
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Зайка в витрине
Зайка сидит в витрине.
Он в серенькой рубашке из плюша.
Сделали серому зайке
Слишком большие уши.
В плюшевой шубке серой
Сидит он, прижавшись к раме.
Ну как тут казаться храбрым
С такими большими ушами?
Смешной цветок
Смешной цветок поставлен в вазу!
Его не полили ни разу,
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги.
А почему такой он важный?
А потому, что он бумажный!