бани на фонарном переулке
Фонарные бани в Санкт-Петербурге
23 апреля на пересечении набережной реки Мойки и Фонарного переулка официально откроются Фонарные бани: спустя 15 лет после закрытия и ровно полтора века после того, как они впервые распахнули свои двери. Татьяна Потапова отправилась в Санкт-Петербург, чтобы изучить историю этих знаменитых бань и представить, какое будущее их ждет.
23 апреля — не абстрактная дата. И дело тут не в пятнице и не в неделе перед майскими, когда Питер традиционно заполняется туристами. Именно в этот день 150 лет назад бани, построенные по проекту архитектора Павла Сюзора — за них он получил медаль Политехнической выставки в Вене, — начали свою работу. Открылись они под вывеской «Воронинские» (по фамилии владельца, предпринимателя и ученого, члена-корреспондента Петербургской академии наук Михаила Степановича Воронина). При советской власти бани технически модернизировали (именно тогда там появились большие мощные печи), а буржуазное название сменили на скромный номер — 43. Но в народе благодаря переулку они так и звались Фонарными, или просто Фонарями. Именно народное название и осталось после реставрации.
Архитектор «Воронинских бань» Павел Сюзор
Вернуть историческое название — дело нехитрое, а вот все остальное пришлось реставрировать и воссоздавать. «Когда началась реконструкция, мы зашли в полуразрушенное здание и собрали осколки всего того, что удалось найти: лепнину, декор, кронштейны, тяги, карнизы, — рассказывает руководитель проекта реновации Артем Шахназаров. — А потом просто вернули на свои места, воссоздав по оставшимся фрагментам. Так что та лепнина, которую можно увидеть в бане, не выдумка современного художника или архитектора. Это „родной“ декор, который был при Сюзоре. Просто обновленный».
Фото: Александр Андреев
Фото: Дмитрий Цыренщиков
Ну очень инстаграмные краны тоже делались на заказ по образу и подобию исторических, но с учетом современных требований к эргономике и пропускной способности воды: снаружи они отлиты из бронзы, внутри спрятана нержавейка, а на рукоятках сделаны вставки из дуба. Их проектировали специально для этих бань, так что других таких вы нигде не найдете.
А вот чугунные раковины каким-то чудом сохранились: их лишь почистили и обработали, а затем повесили на стены. В мужском классе (я туда, разумеется, не заходила, но верю Шахназарову) в зоне у бассейна они висят на своих исторических местах: можно свериться по гравюрам. Еще в мужском отделении стоит действующая печь-камин времен Сюзора. Не изменилась ни сама конструкция, ни декор: камин, который не функционировал с 1930-х, почистили и пробили дымоход, а изразцы помыли и ликвидировали сколы.
В женском классе камин тоже есть, но он носит скорее декоративный характер (работающей печи там никогда не было). По записям первого архитектора стало известно, что изначально выполнен он был в стиле Людовика XVI, поэтому команда Фонарных бань заказала винтажный камин тех времен из Франции, и он хорошо вписался.
Кабинки в комнатах отдыха тоже сделаны лишь по образцу сюзоровских — в советское время от них избавились, так что реставрировать было нечего.
Фото: Дмитрий Цыренщиков
«Мы старались ничего не придумывать, — рассказывает Артем. — Да, зона ресепшена выглядела иначе, но сейчас она декорирована резьбой по дереву, характерной для Фонарных бань».
Даже керамическая плитка, которую вы увидите при входе, выглядит точно так же, как 150 лет назад, — фрагмент старинной плитки был найден при демонтаже старой деревянной кассы (она, к слову, тоже сохранилась и находится там, где стояла в 30–40-х годах прошлого века). Производитель с тех пор поменялся, но цвет, размер, форма и конфигурация — те же.
А вот белая плитка, которой выложены стены и пол в помывочной, равно как и все устройство мыльных зон — уже современный дизайн-проект. Воссоздать целиком баню XIX века не удалось бы при всем желании, исходя хотя бы из санитарных норм (не говоря уже о целесообразности): раньше в мыльной использовался асфальтовый пол (он не скользил), а стены обшивались досками.
Задачу гармонично соединить современный дизайн и исторические интерьеры поставили перед дизайн-бюро Megre Interiors, и, кажется, все удалось.
Фото: Дмитрий Цыренщиков
Фото: Дмитрий Цыренщиков
«Это единственная приличная историческая реконструкция в России. В большинстве бань либо советские интерьеры, либо евроремонт, либо Венеция, замешанная с Марией-Антуанеттой. Фонарные отличаются интересной первоначальной архитектурой, выбранными материалами и цветовой гаммой, — говорит автор банного блога и продюсер интерьерных съемок Анна Артемьева. — Этот проект отличает подход — его делают люди, которые любят баню в традиции, хотят сохранить доставшееся наследие, заявляют определенный сервис и свой особенный стиль». Единственное, что не понравилось Анне, — большое количество дверей и внутренняя логистика: входная группа, выбор процедур, бар, мастера, оплата расположены, на ее взгляд, неудобно, что добавляет хаос банному процессу. Но нашлись и поклонники организации пространства.
«Здесь очень приятно ходить туда-сюда, думая о своем и сгоняя с себя дневной стресс, — рассказывает журналистка „Проекта“ Ольга Чуракова. — Невероятно красивый хаммам и купель с ледяной водой. Я заглядывалась на литые краны и бочки: все детали выполнены классно. А в раздевалке я минут 15 разглядывала плитку на полу: до того она показалась мне интересно уложенной».
Но, возможно, еще важнее создания внешней красоты и воссоздания интерьерной идентичности то, что во время реконструкции удалось сохранить печи. Не первые, времен Сюзора (маленькие, на дровах, их переделали еще в советские времена), а те, что остались после реновации 30-х годов. «Фактически это то же, что и было, они расположены на том же месте, имеют те же своды, тот же объем, тоже загружаются камнем, и сделаны они из того же кирпича, — уверяет Артем Шахназаров. — Сохранились даже створки, но их точные копии мы все-таки отливали. Парные тоже на своем месте и тех же габаритов. Так что спустя почти сто лет можно попробовать тот самый знаменитый пар бань на Фонарном».
Причем уже можно — Фонари работают в тестовом режиме — в бани, в которых, если верить официальному пресс-релизу, парились Сергей Довлатов и Борис Гребенщиков (а по городским легендам захаживал и Григорий Распутин) пускают по предварительной записи.
«После того как я узнала про Фонарные бани, то подписалась на их инстаграм, — рассказывает Ольга Чуракова. — Подруга из Петербурга подсказала, что им можно позвонить и они принимают по записи. Когда я оказалась в Петербурге в командировке, не особенно надеясь на успех, я позвонила день в день, и неожиданно получилось записаться». И повод попытать удачу есть — сейчас на все банное меню действует скидка 20% (а цены на банный сеанс выше средних, особенно по питерским меркам, — 2000 рублей за два часа плюс 500 рублей за каждые следующие 30 минут).
К слову о паре, москвичам он может показаться непривычным. В Фонарях не услышать фразу «Милые дамы, приглашаем вас в парную» — общественные парения, когда все желающие забираются на полки, а парщица кидает воду на камни и лихо крутит полотенцем под потолком каждые полчаса (да и 45 минут), тут не практикуются: так не принято не только в банях на Мойке, но и в городе на Неве в целом. Здесь в парной постоянно поддерживается оптимальная температура и влажность: работницы бани периодически поддают, обливают стены и проветривают помещение. А все желающие либо парятся самостоятельно, либо заказывают у профессионалов сеанс парения (в Фонарных есть пять разных видов).
«Вся баня подчинена процедурам — это пространство, где тебя ведет банщик или банщица, — рассказывает Анна Артемьева. — Вообще Фонарные — третья баня в Петербурге после Круглых и Дегтярных, где тебя в принципе могут попарить в общественном классе, и вторая после Дегтярных, где женщин парят женщины. Парная тоже устроена так, чтобы было удобно работать мастерам. В женской есть окно под полоками, за счет чего она круто проветривается».
Где это невероятное место: «Фонарные бани» в Петербурге
В Санкт-Петербурге после долгой реставрации открываются «Фонарные бани» — один из старейших банных комплексов в России, которому в этом году исполняется 150 лет. Рассказываем, почему туда непременно стоит заглянуть даже тем, кто считает себя особенным фанатом телесной и банной культуры.
Общественные бани на углу набережной Мойки и Фонарного переулка (отсюда и народное название, которое теперь стало официальным) открыл в 1871 году академик, купец и статский советник Михаил Воронин. Здание построили по проекту Павла Сюзора, который также известен культовым домом компании «Зингер» на Невском проспекте.
Кирпичное здание было обустроено по последнему слову техники: кладка держалась на цементе «Роше», устойчивом к сырости, а своды — на портландском цементе, который от влаги становится тверже. Интерьер напоминал дворец с фонтанами и мраморными бассейнами, в которых можно было регулировать температуру и уровень воды. Проточная вода поступала из отдельного артезианского колодца.
Бани работали вплоть до 2006 года, когда их признали ветхими и закрыли. Четыре года спустя собственник здания начал реконструкцию. Реновацией комплекса занималось бюро Megre Interiors, проектом руководил Артем Шахназаров. В работах принял участие и почетный реставратор Санкт-Петербурга Рафаэль Даянов. Парны́е, печи и интерьеры воссоздали в историческом виде. Банные краны выполнены по образцу середины прошлого века. В мужском классе отреставрировали изразцовый камин, а в бассейн вернули бронзовый маскарон с головой тритона. В женском классе восстановили исторические деревянные кабины.
До 1930-х годов бани называли «Воронинскими», в честь владельца. Советские власти переименовали комплекс в скромные «Бани № 43», но петербуржцы продолжали называть его «банями на Фонарном», «Фонарными банями» или «Фонарями». По словам нынешнего директора по развитию комплекса Григория Музиля, возвращение народного названия бань означает начало новой вехи в их истории.
«Здесь будут сочетаться любовь и уважение к прошлому с современным подходом и высокими стандартами обслуживания», — рассказал Музиль изданию AD. Он добавил, что при банях планируется открыть бар и ресторан Ginza Project, музей банной истории Петербурга и сувенирный магазин.
Бани распахнут свои двери для публики 23 апреля, в день юбилея комплекса. Сейчас туда можно попасть по предварительной записи. Посещение мужского класса стоит от 3000 рублей за два часа для взрослых и 1500 рублей для детей; женского — от 2000 рублей для взрослых и 1000 рублей для детей.
В апреле редакции Perito удалось заглянуть в бани, восхититься реставрацией и кайфануть. Максимально вежливый персонал, бережно восстановленные интерьеры, невероятной красоты камин в мужском классе. Завсегдатаи бань, которые были рядом, отмечают удивительные створки печки в мужском отделении.
За еду и напитки в бане отвечает Ginza, поэтому пиво по 420 рублей — это минимум. Еда — от жареной или вяленой корюшки до цыпленка по-галльски и лосося. Есть и гренки с чесноком, и жареные или отварные креветки.
Важно:
До 23 апреля на вход действует скидка в 20 %, потому что открытие пока только техническое. Зато уже в ближайшем будущем обещают более демократичный класс обслуживания, который будет стоить дешевле. Правда, действовать он будет только для мужчин.
Комплекс «Фонарные бани»
Адрес: Санкт-Петербург, Фонарный переулок, 1
Координаты: 59.929754, 30.304217
Сайт: fonari.ru
Ищите лучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать везде, но особенно удобно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram-канале. Плюс, у нас есть Instagram, там красиво! А еще — можете поддержать нас на Patreon, если тексты Perito доставляют вам радость и помогают в путешествиях!
Большой гид по Фонарным баням. Как общественная парная с 150-летней историей превратилась в самый красивый комплекс города и что еще там появится
После долгой реконструкции в Петербурге снова открылись Фонарные бани — возможно, самый известный банный комплекс города. Перезапуск совпал с его 150-летием.
Сейчас в историческом здании в Фонарном переулке работают два класса: мужской и женский. Здесь можно не только париться самостоятельно или заказывать парение у профессиональных банщиков, но и отдохнуть в хаммаме, сделать обертывание или массаж. В будущем в банях появится барбер и еще один мужской класс.
«Бумага» побывала в банях, пообщалась с командой проекта и узнала, как будут развивать пространство. Читайте об истории здания и его реконструкции, услугах и планах по запуску гастрономических проектов.
Адрес: набережная реки Мойки, 82 (вход с Фонарного переулка, 1)
Режим работы: 8:30–22:00
Как началась история общественных бань на Мойке
Каменный жилой дом на участке между набережной Мойки и Фонарным переулком появился в конце XVIII века, а в 1871 году здание перепрофилировали. Владелец объекта, купец 3-й гильдии и статский советник Михаил Воронин, решил открыть здесь бани. Для воплощения идеи он пригласил знаменитого архитектора Павла Сюзора — автора многих известных петербургских зданий и крупнейшего строителя общественных бань того времени.
Сюзор решил надстроить четвертый этаж и изменил декор фасадов, сохранив, впрочем, первоначальный внешний облик дома, спроектированного в стиле эклектики. Значительным изменениям подверглось внутреннее убранство: для кладки и сводов использовали цементы, которым была не страшна сырость, а стены в парильнях обшили корабельной доской. В бассейнах можно было изменять уровень и температуру воды — ее подавали из собственного артезианского колодца (этот факт, кстати, использовали в рекламе бань).
Бани Воронина и Сюзора были ультрасовременными для своей эпохи: банщиков и парильщиков вызывали с помощью звонка, номера освещали газовой бронзовой люстрой, для работников выделили отдельные помещения, котлы топили бездымным кардиффским углем, а на случай повреждения водопровода у комплекса был собственный запас воды.
Впечатляющим был и интерьер: в женском отделении выставили мебель в стиле эпохи Людовика XVI, внутри помещения установили терракотовые статуи скульптора Йенсена, а на Фонарный переулок выходило большое окно с венецианскими матовыми стеклами. Бани были доступны широкому кругу: самый дешевый класс стоил три копейки, а отдельные пятикомнатные номера можно было снять за шесть рублей.
Неудивительно, что бани привлекли внимание петербуржцев: в книге Игоря Богданова «Три века петербургской бани» отмечается, что Народные бани Воронина больше напоминали дворец, чем традиционные бани той эпохи. Уже в 1872 году автор проекта Павел Сюзор получил за бани золотую медаль Политехнической выставки в Вене, а к концу 1870-х годов Воронинские бани стали своеобразным эталоном. Власти издали постановление, обязывающее ориентироваться на стандарты этого комплекса при строительстве и проектировании новых бань.
PaperApp — наше приложение с лучшими местами на карте города 🍕🌳🏨
Скачивайте, читайте советы «Бумаги» и пользователей, а также делитесь своими рекомендациями. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь.
Почему бани пришли в упадок и как их реконструировали в XXI веке
В советское время роскошное внутреннее убранство было по большей части утрачено. При СССР важнейшим баням города присвоили порядковый номер 43, но у них сохранилась репутация главного банного комплекса: в народе их прозвали «Фонарными», или «Фонарями». Но попасть туда было крайне сложно: бани пользовались репутацией места, куда пускали только по блату. Завсегдатаем «Фонарей» был, например, писатель Сергей Довлатов — он часто приходил вместе со своим другом поэтом Сергеем Вольфом.
В 1990-е бани официально закрыли, хотя фактически они продолжали работу — с нерегулярным графиком, несколько дней в неделю. Окончательно комплекс прекратил работу в 2006-м — бани решили реконструировать. Долгое время работы буксовали, но почти 15 лет спустя их всё же перезапустили.
Отдельные исторические интерьеры сохранились: гости могут увидеть подлинные скульптуры атлантов, балки на потолках и раковины у бассейнов. На стене в будущей сувенирной лавке оставили несколько старых «культурных слоев» — от дореволюционного до советского. Сейчас эта часть недоступна для гостей, но после открытия лавки все желающие смогут осмотреть следы разных эпох.
Другие элементы интерьера воссоздавали по старым фотографиям и гравюрам — например, бронзовую фигуру тритона в мужском бассейне, изразцовый камин в комнате отдыха или антикварный фальшкамин. При этом весь интерьер в целом выглядит очень современным.
Задача проекта реконструкции — поставить на историческую базу актуальные для нашего времени вещи и технологии, говорят создатели пространства. По их словам, эта концепция перекликается с первоначальной идеей Воронина и Сюзора, которые тоже делали модернистскую для XIX века баню.
Григорий Музиль
управляющий Фонарными банями
— Мы хотим подчеркнуть, что начинается новая страница в истории этого места. Здесь будут сочетаться любовь и уважение к прошлому с современным подходом и высокими стандартами обслуживания.
Какие услуги предлагают гостям
Сауна и хаммам в мужском классе чуть горячее, чем в женском, зато девушкам предлагают больше сопутствующих услуг. Мужчинам доступны парение, мыльные процедуры и массаж, женщины же могут заказать обертывания, пилинг и маски. Ассортимент общих услуг в женском классе тоже выше: девушки могут выбрать из десяти различных мыльных процедур, мужчины — только из пяти. Кроме того, женщин в Фонарных парят банщицы — комплекс стал вторым в Петербурге после Дегтярных бань, где посетительницам предлагают такую услугу.
Обновленные Фонарные бани — место недешевое. Старорусское парение для мужчин обойдется в 4,2 тысячи рублей, а увлажняющая маска для женщин — в 1 тысячу. Простое двухчасовое посещение без услуг парильщиков и предоставления банных принадлежностей стоит 2 тысячи рублей для женщин и 3 тысячи для мужчин, часовая аренда кабины для отдыха на четыре — шесть человек — от 1,5 до 2,9 тысячи рублей (в зависимости от класса и размера).
Предлагают гостям и питание: посетители Фонарных бань могут заказать блюда от Ginza Project. Сейчас в мужском и женском классах действует сокращенное меню с завтраками, закусками, салатами, супами, горячими блюдами и напитками. Разброс цен существенный — от 250 рублей за чай или яичницу до тысячи за жареные креветки или бефстроганов.
Такая ценовая политика уже вызвала критику в медиа. «Пока заведение выглядит как пафосный спа-центр. Банной культуры от вас не требуется — достаточно банковской карточки», — говорится, например, в публикации «Фонтанки». «Мы все-таки про то, что невозможно вместить в баню всех: она не резиновая, есть какой-то ценовой уровень, который здесь будет», — отвечает один из управляющих банями, Александр Давидан.
По словам предпринимателя, сегодняшний уровень цен не будет константой: в Фонарных банях будут льготные дни и часы. Еще один способ сэкономить — приносить все необходимые аксессуары (тапки, шапку, шампунь и так далее) с собой. «Это расширит возможности — меньше денег потратите», — отмечает Давидан.
Доходный дом и народные бани М. С. Воронина
Доходный дом и народные бани М. С. Воронина эклектика
наб. р. Мойки, 82
Пам арх. (регион)
Доходные дома и народные бани Воронина ведут свою историю с конца XVIII века. Вплоть до начале XIX века на угловом участке, между наб. реки Мойки и Фонарным пер., существовал каменный жилой дом. В 1874 г. по проекту арх. П. Ю. Сюзора дом был надстроен еще одним этажом с изменением декора фасадов. Четырехэтажный каменный дом сохранил свою первоначальную структуру и декор фасадов в характере эклектики.
Разрез. «Зодчий», 1872, Вып.6, Л.28
(добавил miraru1)
План 1-го этажа.
«Зодчий», 1872, Вып.2, Л.5
План 2-го этажа.
«Зодчий», 1872, Вып.2, Л.5
(Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия
второй половины XIX века) (добавил О.Лабзина)
Журнал «Всемирная
иллюстрация», 1871,
№148, С. 280
Журнал «Всемирная
иллюстрация», 1871,
№148, С. 280
(добавил S.P. )
Общественная баня в Санкт-Петербурге,
построенная в центре города
купцом Ворониным.
Гравюра К.У. Хабис, 1884 г
(добавил YURIY ALEKSANDROV )
ВПг на 1914 О. II С. 1209
Лицевые фасады здания имеют симметрично-осевую композицию с ярко выраженными центральным и боковыми ризалитами, которые оформлены, в свою очередь, арочным проездом с позднейшим воротным заполнением, балконами на кронштейнах с ограждением, венчающими аттиками криволинейной и прямолинейной формы. Венчает здание профилированный карниз с сухариками; над входами металлические козырьки; цоколь облицован известняковым камнем.
Фасад по Фонарному пер.
Фасад по наб. Мойки.
Воронинские бани
За постройку этой бани Сюзор получил в 1872 г. золотую медаль Политехнической выставки в Вене.
Бани Воронина сразу после открытия привлекли всеобщее внимание. Вся кладка строения была выполнена на цементе Роше, которому не страшна никакая сырость. Своды держались на портландском цементе, который от сырости становится только тверже. Стены в мыльнях и парильнях были обшиты шпунтованной палубной корабельной доской. Окна располагались на высоком уровне.
Внутри были фонтаны, сводчатые потолки, три мраморных бассейна. В бассейнах можно было менять и уровень воды, и температуру. Вода была проточная, поступала из собственного артезианского колодца, в бассейнах можно было плавать. В потолок над бассейном в первом классе было встроено зеркало. На случай повреждения водопровода был запас воды.
В бане была специальная вентиляция, разработано новое устройство печей, все каменки были изразцовые, а вокруг самой большой была устроена скамья, чтобы греть спину. Дорогие номера освещались газовой бронзовой люстрой.
В женском отделении была мебель в стиле Людовика XVI.
На лестнице при входе стояло чучело медведя (до 1950-х гг.).
Банщики и парильщики вызывались с помощью воздушного звонка. В бане была «бабка» для оказания помощи. Пока посетитель мылся, можно было выстирать, высушить и погладить белье, в прачечной при бане это стоило 1 коп. Мочала в Воронинских банях были двух видов: лубочные, из рогожи и кокосовые, которые делали на канатной фабрике Гота из пеньки. За хранение одежды, за веники нужно было платить, расчески выдавались бесплатно.
Во дворе было два ларя, торговавшие пряниками, квасом, вениками, папиросами и спичками.
В бане были классы за 3, 5, 8 и 15 коп. В бане имелись шестирублевые номера из пяти комнат, одна из которых была отделана в турецком стиле. Специальный номер посещали и великие князья. Уже в первый год в штате бани было 500 человек. Впервые здесь были предусмотрены помещения для работающих.
1860-е живописец, график П. П. Соколов
(Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд Всеобщая адресная книга С-Петербурга 1867-1868. O. III. C. 446)
на 1900. С. 589, на 1901. С. 598, на 1902. С. 648, на 1903. С. 80, на 1904. С. 672, на 1905. С. 664, на 1906. С. 682,
на 1907. С. 731, на 1908. С. 778, на 1909. С. 812, на 1910. С. 872, на 1911. С. 919) (добавил Val 39 )
Центральный фасад
дворового корпуса.
Фасад дворового корпуса,
обращенный к пер. Пирогова.
Двор.
Фото Ольги Петровой, 07.2017
Двор. Северный фасад бань
Справа западный
фасад бань
Западный фасад бань
Вид на север. Справа западный
фасад бань. Арка во двор
доходного дома
Вид на восток.
Слева южный фасад бань
Вид на восток.
Слева южный фасад бань
Прочие банные
дворики
Бани имеют четыре дворика.
Юго-восточный дворик,
вид на север
Трубв в одном
из банных двориков
Дворовые фасады доходного
дома. Вид на восток
Дворовый фасад
по Мойке
Вид в сторону
Фонарного пер.
Крыло по Фонарному.
Слева окна угловой
парадной
Вид в сторону Мойки, справа крыло
по Фонарному, слева бывшая баня
Вид в сторону пер. Пирогова
В 2008 г. в Петербурге досрочно была завершена реставрация так называемых доходных домов и народных бань М. С. Воронина, которые расположены на углу наб.р. Мойки, Фонарного пер. и пер. Пирогова.
Реставрационные работы начались в июне 2007 г. На тот момент лицевой фасад здания находился в крайне неудовлетворительном состоянии: штукатурный слой имел продольные и поперечные трещины, утраты, красочный слой был загрязнен и шелушился, отслаивалась в зонах намокания, а на отдельных участках обнажилась кирпичная кладка, элементы и детали архитектурно-лепного декора были частично утрачены. В ходе работ обнаружилось, что скульптуры выполнены из керамики. Отреставрирован архитектурный и лепной декор за счет восполнения утрат методом моделирования по сохранившимся образцам, воссоздан изначальный цвет здания, металлические детали и элементы (исторические решетки в оконных проемах, козырьки).
Доходные дома и народные бани Воронина ведут свою историю с конца XVIII в. Вплоть до начале XIX в. на угловом участке, между наб.р. Мойки и Фонарным пер., существовал каменный жилой дом.
В 1874 г. по проекту арх. П. Ю. Сюзора дом был надстроен еще одним этажом с изменением декора фасадов. Четырехэтажный каменный дом сохранил свою первоначальную структуру и декор фасадов в характере эклектики. Лицевые фасады здания имеют симметрично-осевую композицию с ярко выраженными центральным и боковыми ризалитами, которые оформлены, в свою очередь, арочным проездом с позднейшим воротным заполнением, балконами на кронштейнах с ограждением, венчающими аттиками криволинейной и прямолинейной формы. Венчает здание профилированный карниз с сухариками; над входами металлические козырьки; цоколь облицован известняковым камнем.
Народные бани М. С. Воронина в С.-Петербурге
(П. Сюзор. «Зодчий», 1872, Вып. 8-9, С. 134-138, добавил miraru1 )
1954: Бани № 43, наб. р. Мойки, 82 (Бюллетень Ленгорисполкома, № 1, 1954)
1988: Бани № 43, наб. р. Мойки, 82 ([ 125 ], [ 213 ]. C. 54)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (210).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры № 10-7 от 24.02.2010 г. в соответствии с Заключением от 30.11.2004 N 1.2, составленным ООО «АРС» (отчет N 81) по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия [ ].