балерина сидящая на полу

Стекло в пуантах и «балеруны». Главные мифы о балете

Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.

Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

«Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун»

Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – «балерин». Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.

«Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом»

Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.

«Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты»

Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

«Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру»

Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.

Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.

«Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде»

Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

«У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день»

Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.

Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам. В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.

«Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла»

Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы. Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.

Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

«Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь»

Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.

«В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал»

Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво». Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.

Источник

Феи в кровоподтеках

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Анастасия Волочкова: В гримерке мне угрожали ножом!

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Партнеров балерины жестоко избивали, чтобы они не выходили с ней на одну сцену.

Директор Большого театра Анатолий Иксанов пытался лишить меня партнеров. Танцовщиков, которые продолжали участвовать в моих спектаклях, избивали! Больше всех досталось Жене Иванченко. Накануне открытия сезона в Большом театре в 2003 году, где мы должны были танцевать с ним «Лебединое озеро», он внезапно исчез. Оказалось, его избили в подъезде дома, предупредив, что если он еще раз появится на пороге Большого театра или рядом с Волочковой, то будет еще хуже.

Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь!

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Будущая балерина должна обладать длинными конечностями. У балетных есть даже специальный индекс «длинноногости», который высчитывают при приеме в училище.

Конкуренция в балете просто чудовищная: из 500 пришедших на просмотр возьмут только 30, из них в училище доучится всего половина, а ведущие партии будет танцевать лишь одна.

Самые сложные испытания для юных балерин приходятся на учебные будни.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Но есть в балете и счастливые люди, которые могут есть, что хотят, без всяких последствий для фигуры. Алла Михальченко всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию.

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, они страдают расстройством пищеварения, нарушением менструального цикла, артритом, остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не редки среди танцовщиц случаи бесплодия.

Именно поэтому прежде, чем надеть новые пуанты, балерина их тщательно готовит: разбивает молотком носок, делая его мягче, выдирает стельку, подошву трет кухонной теркой, а самый кончик туфельки надрезает, зашивая образовавшуюся дыру толстыми нитками.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

После выпуска из училища для балерины начинается борьба за сцену.

Несмотря на обширные связи, дочь известного юмориста Владимира Винокура так и осталась просто хорошей балериной.

Справиться с неимоверными физическими и психологическими нагрузками под силу не каждой. Большинство балетных, чтобы танцевать, превозмогая боль, горстями глотают обезболивающее, а некоторые подсаживаются на сильнейшие транквилизаторы и алкоголь.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Большевики, придя к власти, тоже не брезговали «барским» увлечением. Сам Иосиф Сталин обожал любоваться, как в Большом театре танцует Ольга Лепешинская, и всегда после спектакля подвозил приму домой. Иногда вождь уезжал от балерины уже под утро.

Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Берия, не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе девушку по настроению.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой, хотя на тот момент был женат. Их роман длился пять лет, дочка генсека все это время помогала ему в карьере.

Балет всегда ассоциировался с гомосексуализмом. Поэтому каждый танцовщик должен иметь жену, которая становится защитой от подозрений. Только имея спутницу жизни, есть перспектива стать выездным. Но находились смельчаки, которые не боялись своей ориентации. Например Вахтанг Чабукиани. Этот легендарный танцовщик обладал мужественной внешностью, ярким темпераментом и. бесконечной любовью к мальчикам.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Источник

«Встречаетесь с партнерами?», «Голова не кружится?», «Лучшее средство от мозолей?». Задаем дурацкие вопросы балерине

При знакомстве молодые люди спрашивают у балерин, могут ли они сделать шпагат, и зря так поступают. Артисткам уже надоело. Мы красавчики, ничего такого не спросили и вообще вели себя в Большом театре Беларуси максимально хорошо. Артистка кордебалета Диана Рожкова сразу обозначила себя смелой девушкой и заявила, что не боится улететь в оркестровую яму. Просто потому, что балерины работают по центру сцены, а ее край — это для стендапа, который в академических театрах пока не практикуют. Призраки, пенсионный возраст, романы с партнерами и лучшее средство для лечения мозолей — почувствуйте нашу любовь к бредовым вопросам.

— Если у балерины перевес, ее пускают на сцену?

— Смотря какой перевес. У каждой балерины есть норма. Общепризнан следующий стандарт: минус 120 от роста. Но все немножечко сложнее. Нужно учитывать возраст балерины и ее рост: 178-сантиметровой артистке крайне трудно весить 50 килограммов, надо же где-то брать силы и энергию для работы. В подобных случаях граница допустимого не столь строгая.

Но нас постоянно взвешивают, контролируют, чтобы все были в форме. И в принципе, общая часть труппы показывает примерно одинаковые значения — 47—50 килограммов. Кто-то весит 51—52, 52 — своеобразная граница, которую стараются не нарушать.

— Балерины поджирают?

— Перед спектаклем, если он предполагает много прыжков и бега, едим минимально. Тело должно быть максимально легким. Допустим, обед — это кусочек мяса, салат, гарнир по желанию и что-то сладкое, чтобы мозги работали эффективнее, с горячим чаем.

В общем и целом, стараемся питаться правильно. Хотя после спектакля можно прийти домой и ночью навернуть пиццы. Просто нужно понимать соотношение физнагрузки, которую мы получаем, и количества потребленных калорий. Я работаю в нескольких местах и везде отдаюсь максимально. Значит, могу позволить себе прямо постоянно жевать и не сильно задумываться, что я ем. Хочется вредного — будет вредное. Просто от полезной пищи организму больше толку.

В моем представлении самый сложный спектакль — «Лебединое озеро». После него можно съесть все. Но слона навернуть не получится. После спектакля в первую очередь мучит жажда. Приходя в магазин, скупаешь воду. Сразу не до еды. Но в целом это как спорт: если не ешь — значит, работаешь некачественно. Энергию же надо откуда-то брать.

— В опере есть призраки, а в балете?

— Нет, я ни одного не встречала.

— Есть лишний билет?

— Как правило, нет. Но вопрос задают часто — я всех отправляю в кассы. Артисты не знают ничего о количестве проданных билетов. По крайней мере в кордебалете так. Солисты могут получить какие-то пригласительные, но это не очень распространенная практика.

— Можете передать привет со сцены?

— Могу и иногда очень хочу, особенно если знаю, где сидят мои близкие. Так и хочется что-то сделать, но все движения должны быть в контексте спектакля. Посреди «Лебединого озера» поднять крыло и начать махать родственникам в любом случае не станешь. Это может быть какой-то деликатный жест, о котором вы предварительно условитесь со своим зрителем, и он среагирует на увиденное.

Правда, не факт, что ты при этом видишь зал. Все зависит от освещения — оно разное для разных постановок. Когда сцена не очень наполнена светом, все видно. Правда, мы зрителя не разглядываем. Есть задача смотреть поверх голов. Мы как бы находимся в глубине спектакля, но с посылом зрителю.

— Что такое рабочий день балерины?

— По-разному. Иногда весь свой рабочий день можно назвать одним неприличным словом. Потому что очень тяжело. А иногда ты порхаешь и получаешь постоянное удовольствие. Восприятие работы зависит от спектакля, над которым работаешь прямо сейчас.

А вообще, кордебалет приходит на работу к 10:00. Как правило, в 9:30, потому что надо переодеться и разогреться перед уроком классики. С 10:00 до 11:00 — урок классики. До 14:00 — репетиция. Перерыв — с 14:00 до 18:00.

В это время кто-то занимается бытовыми вопросами, кто-то преподает, кто-то в студиях танцевальных работает, кто-то занимается репетиторской работой, кто-то спортсменов консультирует. Все очень по-разному. У меня вот был опыт: помогала бодибилдерам. Они ограничены в плане пластики и растяжки. Так что стало модно обращаться к специалистам, чтобы подготовить произвольные программы. Весело было, как будто медвежатам движения показываешь. Очень хорошие ребята, очень старались.

Если вечером спектакль, надо появиться примерно к 18:00. Ты постепенно готовишься: грим, прическа, костюмы. И в 19:00 все начинается. В воскресенье спектакль начинается в 18:00, все сдвигается на час.

— Сколько балерина может заработать?

— Как и в любой профессии, чем больше ты занят, тем больше денег. Чтобы держать себя в отличной форме, хватает. Получается от 300 до 800 рублей. Может, 900 — потолок, если ты задействована во всех спектаклях. Это артисты кордебалета. У солистов зарплата выше. Но точно не скажу какая. Мы редко делимся этой информацией друг с другом.

— Халтуры бывают?

— Да, но я слово это не люблю. Халтура — это что-то плохо выполненное, а нас приучают делать качественно.

В последнее время стал популярен образ балерины. Иногда зовут на свадьбы или корпоративы каких-то крупных компаний. И это не просто выйти и покрутиться. Стали заказывать какие-то грандиозные и очень эффектные номера. Красивые костюмы, большой масштаб, сильная музыкальная обработка — может быть и так.

Но этим занимаются далеко не все. Каждый решает для себя. У кого-то масса вопросов бытового характера, у меня вон студия. Для многих подработки на корпоративах — это уже нет. А для студенческих лет — очень актуально.

— Балеринам пенсионный возраст тоже продлили?

— Нет, слава богу, мы еще можем уйти из профессии красивыми и молодыми. Приблизительно в 40 лет. Начало карьеры — в 18—19. Стаж работы — 20 лет. А если декрет, то годы нахождения в нем артистка должна доработать.

Отпуск у нас 48 дней, только летом. Весь год идет активная работа театра. Максимальное количество артистов должно находиться здесь. У нас зима — важный период, когда труппа уезжает на гастроли.

Летом какое-то время уходит на реабилитацию, потому что за год появляются вопросы со здоровьем. Колени отвалились или спина болит — у каждого свое.

— Выступали когда-нибудь на уколах?

— И не раз. Спектакль — замены нет, еще и зрители свои сидят в зале. Уйти со спектакля — без вариантов. Были очень разбиты пальцы на ногах. Когда балерина работает, чаще всего разбиваются ногти — до очень крупных гематом. Сильно болят. По ощущениям, это нестерпимо и не сравнимо ни с чем. Ты продолжаешь прыгать всем весом на ногтях, а все движения нужно делать легко и воздушно. Так что без обезболивающего никак.

Это укол — либо в место, которое болит, либо в мышцу. Нам колют «Кеторол» или другие препараты. У нас в театре есть врачи, которые всегда рядом и всегда могут оказать помощь. Обезболивающее держит часа четыре. Можно позволить себе нагрузку и какие-то сложные вещи. Можно забыть про проблемы на срок примерно до шести часов. Это точно.

— Балерине есть смысл делать педикюр?

— Есть. Сейчас очень много модных покрытий, они действительно крепкие, долго держатся. Это своего рода барьер. Можно избежать всех этих ужасных историй про отбитые ногти.

Вряд ли балерины могут шокировать мастеров по педикюру. Плюс я стараюсь человека предупредить, что там все нормально. Просто профессия накладывает отпечаток. На косточках есть натруженные мозоли, которые визуально кажутся деформацией суставов. Но это самая настоящая трудовая мозоль. Как от ручки на пальце, если долго писать. То есть я говорю мастеру: «Танцую, это мой рабочий инструмент, там все нормально».

Бывает, снимаешь пуанты после спектакля, а они полны крови. Необязательно, чтобы были повреждения, просто от нагрузки может лопнуть какой-то сосудик. Но не литрами мы эту кровь вычерпываем. Естественно, понемножку.

И поверьте, каждая артистка следит за ножками. На педикюр приходит не Фредди Крюгер. Это обычные ноги. Просто натруженные. Потому никакой катастрофы. Картинки, которые бьются в интернете, с жуткими разодранными пятками, вывернутыми наизнанку пальцами — это что-то сказочное. Нужно совсем не следить за собой, чтобы довести себя до такого состояния.

— Лучшее средство от мозолей?

— Я спасаюсь розовым маслом. Мало кто знает, но если просто покапать на мозоль эфирное розовое масло (говорю об откровенной ране), то все очень быстро затягивается. Можно жить.

Знаете, я не считала, сколько метров пластыря тратит за сезон одна балерина. Но вы же понимаете, что количество приличное. Если заблаговременно подумать о ногах и внимательно следить за ними, конечно, пластырь можно сэкономить. Но когда что-то все-таки случилось, начинается лечение. Это катушки пластырей и тейпов — метров по 5—10.

— Дома перед зеркалом танцуете?

— Да, те же движения, что и на дискотеке. Только не балет, совсем не балет. Я целыми днями исполняю его на работе и слушаю классическую музыку, но музыка эта, кстати, не надоедает. Просто есть композиции, которые нравятся и которые совсем не нравятся.

— Голова не кружится?

— Кружится при резких сменах положения. Есть очень амплитудные движения. Нужно после долгого статического состояния резко изменить позу. В такие моменты, бывает, начинает шатать. Учитывая покат сцены, кажется, что не удержишься. Но потом собираешься и все-таки остаешься в нужном положении.

Самое интересное, что после фуэте никогда не падала. Фуэте — это вращение на одной ноге. В балете это считается трюком, потому что только сильнейшие артистки владеют им. И важно не столько умение выполнять движение, сколько количество повторов. Минимум 32 — это признанная норма для ведущей солистки. Но сейчас чистые фуэте крутят редко. Это двойные или тройные туры с переменой положения рук. Чтобы произвести впечатление на зрителя, движение максимально усложняют.

А падала я конкретно во время фуэте — прямо на пятую точку. Хорошо, что это было еще в училище перед госэкзаменами. А еще партнер меня как-то ронял. Правда, искренне следом падал под меня, чтобы я не разбилась. Естественно, руки иногда устают. Видимо, где-то мышца подрасслабилась, чуть-чуть не удержал. Возможно, рука с купальника соскользнула. Выбор одежды для репетиций не всегда бывает удачным. Но снова-таки партнер шлепнулся первее, так что я приземлилась на него сверху.

— Артисты балета мутят друг с другом?

— У нас есть семейные пары, есть ребята, которые встречаются. Да, это очень широко распространено. Потому что постоянно рядом, сутками в театре, многие интересы только здесь. Но для меня это табу. Думаю, было бы тяжело постоянно находиться вместе и дома, и на работе.

— Почему балет так долго идет?

— Раньше было долго. Спектакли шли по четыре-пять часов. Это тяга из прошлого. Это достояние искусства. А для современного зрителя их укорачивают. Все понимают, что смотреть на балет некогда, но очень важно окультурить людей. Потому многие постановки сжимают.

— А мужикам из балета трико не натирает?

— Это спросите у мужчин. Есть другой элемент одежды, с которым имеются проблемы. Но он очень личный. Вряд ли артисты станут об этом говорить.

— В футболе и политике все разбираются, а в балете?

— Тоже все, но не все об этом знают. Просто балет — это же не только танцы. Это и музыка, и декорации, и вся атмосфера театра. У нас, в принципе, большинство людей не доходило до театра. И новые знакомые удивляются, когда узнают, где я работаю: «А у нас есть такое?» Хотелось бы, чтобы такого было меньше.

Источник

Балерины-лебеди в пачках и без. Снимаем за кулисами театра

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

«Ты когда поднимаешь Лену, сам обходи, как хочешь! Главное, чтобы она оставалась на опорной оси. Максик, ты знаешь что? Дай ей доделать все арабески, переходы. Ты немножко торопишься, понимаешь? Вот! Вооот! Сейчас правильно абсолютно. Макс, запомнил? Надо повернуть ее до этого ракурса, а ты оставляешь… Из-за этого весь сыр-бор»… В балетном классе Екатеринбургского академического театра оперы и балета идет репетиция. В центре комнаты солисты театра, Максим Клековкин и Елена Воробьева. В стороне стоят педагоги-репетиторы заслуженный артист Россиии Юрий Веденеев и народная артистка России Лилия Воробьева. До спектакля «Катя и принц Сиама» остаются считанные часы, а судя по нескончаемым замечаниям педагогов, работы еще непочатый край.

— Ты только встаешь на пируэт — и уже готовишься с него сойти, а его еще сделать надо, — говорит Лене ее наставница Лилия Воробьева.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Понять, о чем педагог говорит с балериной, не зная балетную терминологию, довольно сложно.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Елена снова и снова повторяет элемент — сначала в тишине, потом под музыку.

Музыка заканчивается, и начинается разбор полетов.

— У тебя вообще-то пассе… Опустившись с пассе, ты сразу носок продвигаешь. Ты с опорной сойди. Сейчас немножко за ногой вперед ходишь. Здесь надо только к арабеску вывести. Давай еще раз, — просит Лилия Воробьева.

Балет требует максимальной сосредоточенности, постоянной работы над собой и самодисциплины. Это большой труд. Во время подготовки к новому спектаклю у артистов бывает по две репетиции в день. Каждая длится по нескольку часов. В другие дни они ходят на занятия, чтобы не потерять форму.

— Когда будешь брать, вот так вот станцуй руками, даже немножко пошире чуть-чуть жесты, — Лилия Воробьева показывает Елене, как нужно взять веер.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

В это время Юрий Веденеев разговаривает c солистом театра Максимом Клековкиным. Объясняет, что все движения должны выполняться технично, что каждое движение несет эмоцию…

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Сейчас некоторые движения, замечает он, получаются слишком «пышными», и смысл, скрытый за ними, пропадает.

Елена и Максим — солисты, то есть уже многое умеют, но все равно слушают внимательно. Сами обращаются к педагогу редко и только по существу. В балетном классе никогда не услышишь споров. Слово педагога, хореографа здесь закон.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Елена Воробьева: «Самое главное в хореографии — это показать свой замысел при помощи одних движений. Это просто головокружительно».

— Любой труд достоин уважения, но в балете самая сложная профессия — это хореограф. Нужно уметь составить спектакль, представить свои задумки, донести их до художника, до композитора, — объясняет нам Елена Воробьева после репетиции. — Если, допустим, спектакль пишется вместе с музыкой, нужно буквально поминутно развести хореографические фантазии, объяснить это композитору. Составить либретто так, чтобы каждому в зале было понятно, что происходит на сцене. Но самое главное в хореографии — это показать свой замысел при помощи одних движений. Это просто головокружительно…

В разговоре выясняем, что от хореографа зависит не только успех спектакля, но и безопасность актеров. Елена приехала в Екатеринбург из Челябинска и сейчас рассказывает случай, произошедший в челябинском театре.

— Спектакль назывался «El Mundo de Гойя». Хореограф решил посыпать сцену опилками. В этом случае, естественно, чувствуешь пол не так хорошо, особенно в пуантах. В какой-то момент я потеряла контроль и поскользнулась на прыжке. Это случилось в тот момент, когда моя героиня должна была умереть. И свою смертельную сцену я сыграла, говорят, гораздо лучше, чем обычно, но рука была сломана. Я дотанцевала и хотела идти на поклон, но не смогла.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Елена работает в Театре оперы и балета третий сезон. В день спектакля она приходит в театр за несколько часов до начала, чтобы успеть подготовиться к выступлению. Грим она наносит сама.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

А вот с прической ей помогают…

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Елена рассказывает, что в балет попала «из зависти», большого желания стать балериной у нее не было. Напротив, были успехи в гимнастике. «У моего старшего брата была подруга, за которой я, что ли, «тянулась». Она помогала другим девочкам делать растяжку. Вот и я пошла в хореографический класс, чтобы она мне тоже уделила внимание. Но со временем любовь к балету становится все сильнее», — рассказывает Елена.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Елена Воробьева готовится выйти на сцену. Она выступает в роли Кати в спектакле «Катя и принц Сиама».

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

У партнера Елены Воробьевой Максима Клековкина, напротив, с детства было все ясно. Он родился в семье балетных.

В Театре оперы и балета начинал свою карьеру еще отец Максима. Сам он успел пожить и поработать в пяти городах — Уфе, Красноуфимске, Новосибирске, Челябинске (здесь, кстати, они с Еленой и познакомились) и вот сейчас — в Екатеринбурге.

— Как оказались в екатеринбургском театре?
— Я слышал, что зрители здесь очень хорошо ходят и, опять же, большой репертуар. Есть постоянная загрузка. Это большой театр, здесь и возможностей больше.

— Сложно было пройти отбор? Наверное, большая конкуренция?
— Сейчас конкуренция выше, чем была тогда. Стало больше ведущих солистов, много пар. Труппа возросла, уровень тоже поднялся. Люди идут, потому что им интересно, они и работают с отдачей. Вот в феврале готовится новый кастинг, придут еще ребята…

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Почти с каждым театром Максим выезжал куда-то на гастроли: Япония, Англия, Италия, Америка, Узбекистан, Турция, Сараево… На фото: Максим Клековкин и Елена Воробьева в спектакле «Катя и принц Сиама» (Фото Сергея Гутника).

Больше всего, рассказывает он, понравилось в Японии — хорошо принимали. Но и без курьезов во время гастролей не обходилось.

— Я танцевал в парике, потому что перед этим коротко подстригся. На сцене — «Лебединое». Боковые лампы светят очень сильно. Я готовлюсь к выходу, стою около лампы. За это время парик нагрелся. Я выбегаю, а за мной шлейф дыма… Парик горит на мне! Но ничего, потушили.

Репетиции солистов и кордебалета проходят параллельно.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Мы поднимаемся на этаж выше, где сейчас занимается Лариса Люшина — 20-летняя артистка, мечтающая тоже когда-нибудь выступать на сцене с сольными партиями. И, судя по всему, у девушки есть все шансы.

Педагоги как раз стали давать балерине новые партии, она начала пробовать себя сольно. «Тьфу-тьфу-тьфу, пока все налаживается, все хорошо», — Лариса стучит по дереву, чтобы не сглазить.

— Где вас сейчас можно увидеть?
— Я танцую двоечку в «Кате и Принце», больших лебедей, Розалинду в «Ромео и Джульетте». Па-де-труа в «Щелкунчике», — торопливо перечисляет девушка. — Это вот все кордебалетные партии, корифейские. Сольные некоторые партии готовлю.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

В театре девушка проводит весь день — с 10 утра до 8 вечера. Часок-другой поспит — и снова на репетицию. Потом перерыв на обед и опять репетиция, но на этот раз уже сольной партии. И так до вечера, пока буквально не валится с ног от усталости.

Лариса признается, что такой график ей нравится гораздо больше, чем одна репетиция кордебалета в день, а потом — домой. «Так ты поддерживаешь себя в форме и потом увереннее чувствуешь себя на сцене», — говорит она. Муж никогда не ругает Ларису за то, что та пропадает на репетициях. Он работает в Театре оперы и балета уже пятый год. «Он в кордебалете, также в корифейских партиях», — говорит Лариса.

Сама Лариса поступила в труппу Театра оперы и балета совсем недавно — полтора года назад. Она выпускница Новосибирского государственного хореографического колледжа, после работала в Михайловском театре в Санкт-Петербурге.

— Я не хочу об этом вспоминать. Там мне сказали так: «Либо ты стоишь в кордебалете, либо увольняешься». Там не было возможности развиваться дальше, не было никакого карьерного роста. А для молодого артиста это потеря времени и сил. Но без кордебалета стать солисткой невозможно. Кордебалет закаляет, дает очень большую силу ногам. Кордебалет — это одно целое, то есть ты не можешь сделать так, как тебе хочется, где-то выделиться. Нужно делать как все. В кордебалете нет личности. Только в сольных партиях можно раскрыть свою душу.

Мы сидим в гримерке. Здесь к выходу готовятся девушки из кордебалета.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

В комнате — творческий беспорядок: на стульях брошена одежда, на столике — пуанты, лак для волос, расческа, грим, тарелки с едой, чтобы перекусить после репетиции.

С едой у девушек из балета вообще особые отношения.

— Когда я пришла в театр, то весила 53 кг, — рассказывает Лариса. — Сейчас я вешу 43.800. В последний раз взвешивалась только вчера. Чтобы стать солисткой, мне нужно было похудеть. Потому что образ балерины предполагает утонченные длинные линии, длинную худую шею, длинные худые руки и ноги. Нужно, чтобы, когда надеваешь пачку, на тебя было приятно смотреть. А если там, извиняюсь, большая попа и ляжки галифешной формы… Я невысокого роста, но с моим ростом многие балерины танцуют даже Лебедя.

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Лариса признается, что ее мечта — станцевать Лебедя и Баядерку.

— Я поставила цель: похудею — и докажу всем, что я могу стать солисткой. Тогда я добьюсь всего.

— В театре сейчас большая конкуренция? Наверное, многие мечтают о сольных партиях?
— Скоро будет кастинг, в феврале приедут девочки и мальчики и, наверное, все приедут на солистов…

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу

Определить возраст артисток кордебалета довольно сложно. На вид — совсем молоденькие девчонки, а на деле выясняется, что работают в театре они не меньше 10 лет.

— Какая тут конкуренция, что ты выдумываешь? У тебя нет конкуренции, — тут же реагируют другие девочки из кордебалета.

— Мне кажется, начальство именно для этого и проводит кастинги, чтобы была конкуренция. Потому что когда нет здоровой конкуренции, артист балета успокаивается. Даже на занятиях — стоит рядом девочка, подняла она выше ногу, чем ты, и появляется желание сделать больше, чтобы выделиться, доказать, что ты можешь еще лучше вращаться, прыгать… Для меня всегда есть конкуренция, когда ты стремишься к своей цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

балерина сидящая на полу. Смотреть фото балерина сидящая на полу. Смотреть картинку балерина сидящая на полу. Картинка про балерина сидящая на полу. Фото балерина сидящая на полу