арысь поле главные герои

Арысь-поле

Арысь-поле (Мать-рысь) — русская народная сказка (в сборнике Афанасьева имеет номер № 266) о матери, превращенной ведьмой в рысь, а мужем — обратно в человека. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне — Томпсона имеет номер 409.

Сюжет

Вдовец-старик женится на злой ведьме. А у него растёт дочь-красавица от первого брака, которую ведьма невзлюбила и потребовала у мужа выгнать из дома. Но старик выдаёт дочь замуж за хорошего человека, и та рождает мальчика. Позавидовала ведьма и обратила свою падчерицу в рысь (Арысь-поле), прогнав в дремучий лес, а в платье своей падчерицы обрядила родную дочку, так что никто не заметил подмены, кроме одной догадливой старой няни. С того самого дня, как только ребенок проголодается, няня уносила его в лес и пела:

Арысь-поле сбрасывала свою шкурку под колоду, и кормила младенца. Отец заметил уходы няни в лес, и решил подсмотреть цель её визитов. Когда Арысь-поле стала кормить ребёнка, то, подкравшись из-за кустов, спалил шкурку рыси. С того времени его жена приняла прежний вид, и обо всём рассказала мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму с дочкой и сожгли.

Распространение сюжета

Сказки, с подобным специфическим сюжетом о подмененной жене, есть у эстонцев, ливов, латышей, словинцев, башкир, в сербохорватских сказках, в украинском и белорусском фольклоре.

А. М. Смирнов-Кутачевский в своей докторской диссертации «Сказки про мачеху и падчерицу» (1941), приводит свидетельства о древности сюжета с превращением матери в рысь, по сравнению с мотивом утопления и превращения в рыбу или русалку.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Арысь-поле» в других словарях:

Арысь (значения) — Арысь или Арыс Арысь поле существо из славянской мифологии. В Казахстане Арыс (Арысь) город. Арыс (Арысь) река. Арыс горько солёное озеро … Википедия

Арысь — или Арыс Арысь поле существо из славянской мифологии. В Казахстане Арыс (Арысь) город. Арыс (Арысь) река. Арыс горько солёное озеро … Википедия

Кудимова, Марина Владимировна — Марина Владимировна Кудимова Дата рождения: 25 февраля 1953(1953 02 25) (59 лет) Место рождения: Тамбов, РСФСР, СССР Гражданство … Википедия

Кудимова, Марина Владимировна — Род. в г. Тамбов. Окончила Тамбовский пед. институт (1973). Печатается с 1969: тамбовская газ. «Комсомольское знамя». Автор кн. стихов: Перечень причин. М., 1982; Чуть что. М., «Современник», 1987; В антракте, в провинции.… … Большая биографическая энциклопедия

Духи славян — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Кудимова — Кудимова, Марина Владимировна Марина Владимировна Кудимова (род. 25 февраля 1953, Тамбов) поэт, переводчик, публицист. Содержание 1 Биография 2 Библиография 3 Премии … Википедия

Кудимова, Марина — Марина Владимировна Кудимова род. 25 февраля 1953 (Тамбов) поэт, переводчик, публицист. Содержание 1 Биография 2 Библиография 3 Премии 4 Ссылки … Википедия

Кудимова М. — Марина Владимировна Кудимова род. 25 февраля 1953 (Тамбов) поэт, переводчик, публицист. Содержание 1 Биография 2 Библиография 3 Премии 4 Ссылки … Википедия

Кудимова М. В. — Марина Владимировна Кудимова род. 25 февраля 1953 (Тамбов) поэт, переводчик, публицист. Содержание 1 Биография 2 Библиография 3 Премии 4 Ссылки … Википедия

Кудимова Марина Владимировна — Марина Владимировна Кудимова род. 25 февраля 1953 (Тамбов) поэт, переводчик, публицист. Содержание 1 Биография 2 Библиография 3 Премии 4 Ссылки … Википедия

Источник

Арысь-поле

арысь поле главные герои. Смотреть фото арысь поле главные герои. Смотреть картинку арысь поле главные герои. Картинка про арысь поле главные герои. Фото арысь поле главные герои

Арысь-поле (обычно слово переводят как «Матушка-рысь») — русская народная сказка о матери, превращенной ведьмой в рысь, а также сказочное, быстрое существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой; Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи только могла Арысь-поле превращаться в женщину, а потом должна была убежать за тридевять земель; к счастью, её муж похитил у ведьмы чародейный прутик, трижды ударил им заколдованную жену — она перекинулась через голову и вновь обернулась той же красавицей, еще лучше прежнего. [1] В одноименной сказке приведен несколько иной вариант развития событий.

арысь поле главные герои. Смотреть фото арысь поле главные герои. Смотреть картинку арысь поле главные герои. Картинка про арысь поле главные герои. Фото арысь поле главные герои

Арысь-поле пример оборотня из славянской мифологии. Если в Европе оборотни в большинстве своем это отрицательные персонажи, то в славянской мифологии и сказках это положительные герои, почти всегда красивые девушки, превращенные в оборотня ведьмой из чувства мести или зависти.

Содержание

Этимология [ править ]

Этимология (происхождение) слова «Арысь-поле» для науки не ясна. Дело в том, что в сказке не указано в какого именно зверя превращается женщина, вывод о том, что это рысь, делается исключительно из её имени. С другой стороны, в Казахстане, например, есть город поселкового типа Арысь и одноименная река, однако рыси в Казахстане не водятся. Кроме того у славян существовало женское имя Марыся (на Украине существует и сейчас), как вариант имени «Маруся», а значит «Арысь» может быть производным от него. Таким образом нет однозначных фактов, говорящих о том, что данное имя имет отношение к рысям.

Текст сказки [ править ]

У старика была дочь красавица, жил он с ней тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику: «Прогони её из дому, чтоб я её и в глаза не видала». Старик взял да и выдал свою дочку за хорошего человека; живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика. А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила её вместо настоящей жены. Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не видит. Только старая мамка и смекнула, а сказать боится. С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка несет его к лесу и запоет:

Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес. «Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает отец. Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил её. «Ах, что-то дымом пахнет; никак моя шкурка горит!» — говорит Арысь-поле. «Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли». Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказалКурсивное начертаниеа все своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли её вместе с дочерью.

Галерея [ править ]

Иллюстрация из словаря славянской мифологии Елены Глушко и Юрия Медведева.

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

арысь поле главные герои. Смотреть фото арысь поле главные герои. Смотреть картинку арысь поле главные герои. Картинка про арысь поле главные герои. Фото арысь поле главные герои

Арысь — поле

арысь поле главные герои. Смотреть фото арысь поле главные герои. Смотреть картинку арысь поле главные герои. Картинка про арысь поле главные герои. Фото арысь поле главные герои

Русская народная сказка «Арысь — поле»

Волшебный мир русских народных сказок — это огромный пласт нашей родной культуры, необыкновенный чудесный мир любви, добра и хороших дел.

Разнообразные сюжеты увлекают читателей, и взрослых, и детей, многому учат и уроки, из них извлеченные, остаются с нами на всю жизнь. Эти сюжеты бывают и вымышленные, а бывают и взятые из реальной жизни.

Здесь зло, обман, жадность всегда наказываются, а любовь, доброжелательность, честность и ум всегда вознаграждаются.

Часто главные герои русских сказок представляются в виде различных животных, их наделяют человеческими чертами характера. Лиса всегда ассоциируется у читателей с хитростью и обманом, волк со злостью и жадностью, медведь с силой и добротой, а заяц с трусливостью и слабостью. Бывает, что животные в сказках помогают главным героям победить злодея или найти выход их трудной ситуации.

Иногда, по сюжету сказки, главного героя чья-то злая воля превращает в зверя. Так случилось и сказке «Арысь – поле».

В этой сказке рассказывается об отношениях в семье, где вместо родной матери дочь растила злая мачеха.

Раньше отец с девочкой хорошо жили, но вот в доме появилась другая женщина и люто невзлюбила свою приемную дочь. Отец, попытавшись избежать конфликтов, выдал дочь замуж и она ушла жить к мужу.

Семейная жизнь девушки складывалась очень хорошо, вскоре у молодоженов родился сын. Всем бы радоваться, а злая мачеха – ведьма обозлилась еще больше. Она завидовала девушке и придумала, как причинить ей зло и от нее избавиться.

Она превратила молодую падчерицу в Арысь-поле, а вместо нее поселила в доме у ее мужа свою дочь. Она переодела дочку в одежду ненавистной приемной дочери и колдовством ведьма заставила всех – и мужа, и отца, и соседей – не заметить подмены.

Но оставшийся без матери маленький ребенок чувствовал, что в доме не родная мать, а чужая женщина. Она не кормила и не поила малыша. Он часто плакал голодный, скучал по матери. Когда он очень сильно плакал, то нянька относила его в лес и звала Арысь-поле. Мамка тоже догадалась о подмене, но боялась разоблачить ведьму и ее дочку.

Несчастная девушка в обличье зверя выходила из леса, сбрасывала свою шкуру под колоду, успокаивала и кормила своего дитя. Потом мать возвращалась в лес и ждала новой встречи с сыном. Но однажды молодой отец проследил за мамкой и увидел удивительную картину.

Все изменилось в один день и добро восторжествовало.

Что произошло дальше с персонажами сказки вы узнаете, дочитав ее до конца.

Эта волшебная сказка научит ребенка быть добрым, любить своих близких. Дети поймут, что нельзя добиваться своих целей обманным путем, потому что ложь всегда откроется и обманщики будут наказаны.

С помощью волшебных аллегорий передаются традиционные русские ценности – любовь к семье и детям, крепость родственных уз, сочувствие и сопереживание чужому горю.

Сказка еще раз показывает читателю ценность материнской любви и заботы и ребенок сможет задуматься о том, что как это хорошо, когда у тебя есть семья и любящие родители.

Читайте русскую народную сказку «Арысь — поле» онлайн бесплатно и без регистрации.

У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:

— Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видела.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж. Живет она с мужем да радуется, и родился у них мальчик.

А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо стариковой дочери.

Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не заметил. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.

С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

— Арысь — поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь — поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес.

«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает отец. Стал за нею присматривать и увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку, стала кормить малютку.

Отец подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

— Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! — говорит Арысь-поле.

— Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь — поле приняла прежний вид и рассказала все мужу.

Тотчас собрались люди, схватили ведьму и прогнали ее вместе с ее дочерью.

Источник

Арысь-поле

У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не взлюбила она падчерицу, пристала к старику:

— Прогони ее из дому, чтоб я ее в глаза не видала.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.

А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицино платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены.

Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не видит.

Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.

С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкуру под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкуру и уйдет в лес.

«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает отец. Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку.

Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

— Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! — говорит Арысь-поле.
— Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказала все своему мужу.

Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с дочерью.

Источник

Сказка «Арысь-поле» дошла до нас с большими потерями. Видимо, популярностью она не пользовалась, потому что популярные сказки обрастали деталями, подробностями, диалогами. От «Арысь-поле» сохранился только стержневой сюжет. Но в таком виде сказка интересна мотивами черной магии, оборотничества, подменной жены, которые сами по себе очень древние и восходят времена индоевропейской общности.

У старика была дочь красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не возлюбила она падчерицу, пристала к старику: «Прогони её из дому, чтоб я её и в глаза не видала».

Современное изображение Арысь-поле. Неверное.

Комментарий. Начало традиционное: отец, овдовев, снова женился. Новая жена оказалась колдуньей. Этот момент был утерян в сказке «Морозко», но сохранился в «Арысь-поле». То что колдунья была злая дает нам право предположить, что новая жена не была славянкой, потому что свой колдун никогда своему роду вредить не стал бы. А вот поверье, что другие земли населены злобными колдунами, существовало у всех древних народов. Новая жена могла быть или из германского, или из балтского племени, с которыми контактировали венеды.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живёт она с мужем да радуется и родила ему мальчика.

Примерно так выглядели вожди венедов. Кельтское влияние на культуру венедов было очень сильным, как сейчас европейское.

Комментарий. Здесь мы потеряли целую сюжетную линию. Не ясно, кто был человек на котором женили Арысь, какие были отношения отца девушки с будущим зятем. Ясно что отец каким-то образом перехитрил свою жену. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что за детьми приглядывала мамка, то есть служанка. В те времена это могла быть только рабыня. Рабов себе мог позволить иметь только зажиточный или знатный человек. Можно предположить, что Арысь стала женой местного вождя. Стало быть и отец Арыси был не простым общинником, а знатным человеком, который мог дать за дочь богатое приданное.

А ведьма ещё пуще злится, зависть ей покоя не даёт; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила её вместо настоящей жены. Так всё хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не видит. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.

Статья из книги Е. Грушко и Ю. Медведева «Славянская мифология», 1996 г.

Наряду с оборотничеством древний автор ввел сказку сюжет с подменной женой. Это, скорее всего, так же древнейший индоевропейский сюжет. Так, в индийской мифологии известен миф о Вивасвате и его жене Саранью, которая после рождения детей создала свое магическое подобие (или преобразила служанку) и, превратившись в кобылицы умчалась на вольные хлеба. Но славянский автор по своему переработал древний сюжет: если у индийцев мать бросила своих детей, то у славян наоборот продолжила кормить и заботиться.

С того самого дня, как только ребёнок проголодается, мамка понесёт его к лесу и запоёт:

Арысь-поле! Дитя кричит,

Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмёт мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдёт в лес.

Золотые украшения пшеворской культуры. Такие могла носить Арысь-поле.

Согласно, русским поверьям человек, обращенный в оборотня, не мог самостоятельно вернуться в человеческий облик. Шкуру нужно было или сжечь, или разрезать на оборотне ножом, или накинуть какой-нибудь магический предмет. Арысь могла только на короткое время сбросить шкуру под колоду. Пень или колода были одними из волшебных предметов, через которые оборотень перепрыгивал, чтобы изменить облик. Арысь этого не знала, поэтому не могла вернуть облик навсегда.

— Куда это мамка с ребёнком ходит? — думает отец.

Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил её.

— Ах, что-то дымом пахнет; никак моя шкурка горит! — говорит Арысь-поле.

— Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказала всё своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли её вместе с её дочерью.

Финал сказки так же не сохранился. Понятно, что Арысь за свои добродетели жила долго и счастливо и родила много детей. Верная рабыня также получила награду. В этой сказке нет божественной помощи, но она героям и не требовалась. Сказка прославляет языческие добродетели верной жены и заботливой матери, то есть семейные ценности, а сюда даже боги не вмешивались.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *