Анри руссо сон картина

Картина «Сон Ядвиги» («Мечта»), Анри Руссо — описание картины

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картина

Описание картины:

На огромном полотне изображены фантастические заросли экзотических растений. Среди трав, цветов на диване полулежит обнажённая девушка. Она приподнимается на одной руке и тянется к неведомому заклинателю, который играет на волшебной флейте. Обитатели джунглей, удивленные появлением незнакомки, выходят посмотреть на неё.

Сам мастер, стихотворным комментарием, пояснял смысл картины зрителям, что уснувшая на кушетке Ядвига видит сон, будто под звуки заклинателя она посетила таинственный мир джунглей.

Это полотно вобрало в себя весь опыт, мечты, задумки художника: нагое женское тело эпохи Ренессанса, библейские мотивы Рая, животный мир сказочной Индии и Востока, даже дань африканскому искусству, так внезапно ворвавшемуся с началом века во Францию. Эти, казалось бы, не имеющие ничего общего по отдельности элементы, сливаясь в единое целое, погружают зрителя в необыкновенный мир, где всё уместно и своевременно. Комментируя своё отношение к очередной работе Руссо, его друг Гийом Аполлинер сказал, что теперь вряд ли кто-то решит посмеяться над творчеством художника.

В 1910 году «Сон Ядвиги»была куплена французским торговцем картинами Амбруазом Волларом. С января 1934 года она являлась достоянием коллекции Сидни Яниса из Нью-Йорка. 1954 год — хозяином полотна становится Николас Рокфеллер, который презентует её американскому Музею современного искусства, где до сих пор собираются поклонники наивной живописи Анри Руссо.

Источник

«Сон» – простая и сложная картина

Обнаженная барышня на диване – традиционный сюжет салонной живописи. Вдруг она совершенно нелогично оказывается среди сказочных джунглей. Неясно, кто удивлен больше: девушка, львы или зритель.

Ничего удивительного, впрочем, если девушка находится среди своих снов, согласно комментарию самого художника. Композиция напоминает картины сюрреализма: говорит о бессознательном, соединяет несоединимое. Но только «Сон» написан почти за полвека до опытов сюрреализма.

«Сон» – последняя картина Анри Руссо, она вбирает многие мотивы его творчества.Творческая биография Анри Руссо почти курьезна: он начал рисовать уже после 50 лет, не получив специальных знаний. Картины получались энергичными, но «нелепыми».

Если бы не «Выставка независимых», где мог выставляться кто угодно, в то время было бы трудно найти выставочную площадку для картин, настолько странных. Руссо осмеивали, но им и восхищались. Устраивали потешные сцены его публичного признания, прозвали Таможенником. Но – уже в это время начиналось искусство примитивизма, или наивное искусство. В нем профессиональные художники старались искусственно опростить свои картины, приблизить их к детским, древним, народным. А Руссо давалось это само собою – и самобытно, гениально. Он ведь просто не умел писать по-другому.

«Сон», последняя его картина, получила широкое признание сразу, что редко бывает с картинами неклассического толка. «Сон», возможно, единственная работа, в которой сюжет осознано не реален. До этого разнообразные композиции Руссо отображали сцены обычной жизни. Причем странно: стараясь точно скопировать реальность, неумелый художник создавал такие ее версии, что позавидуют любые импрессионисты. Так и во «Сне» отображена вроде бы реальность, но сколько в ней странных несоответствий, несоблюденных правил. Почему, например, сновидица указывает пальцем на заклинателя змей? Кому предназначен этот знак? Видимо, зрителю, но что за странная интерактивность для такого фантастического сюжета? Так «Сон» тут и там выходит за свои рамки.

Еще одно «нарушение», ставшее художественной находкой. Считается, что Анри Руссо так и не научился правильно использовать на полотне линейную перспективу, но в «Сне» впечатление перспективы создается соположением предметов, переплетением линий.

Среди листвы множество обитателей сказочных сонных джунглей. Но их не всех даже разглядишь сразу: так искусно замаскировал их художник в нарисованной чаще.

В центре – заклинатель змей. А справа и слева, сверху и снизу от него чьи-то глаза и уши торчат из-за веток, как бы говоря: наш сон, бессознательное – как чаща леса. Идея, слишком непростая для наивного искусства.

Столь тщательно выписанные джунгли заставили соотечественников искать реальные прототипы: ходили разговоры о мексиканском путешествии Руссо, хотя Таможенник-гений никогда не покидал пределов Европы. А еще, якобы, его часто видели в ботаническом саду созерцающим растения. Но тем не менее цветы и травы во «Сне» не имеют точных соответствий в атласах растений, они целиком принадлежат миру фантазии и искусства.

В самой же фигуре разбуженной джунглями обнаженной махи специалисты усматривают пародию на традицию подобных сюжетов, хотя и непредумышленную, возможно.

Источник

«Сон» Анри Руссо: о чем эта картина?

Диван с обнаженной девушкой посреди джунглей, райские кущи и темнокожий флейтист… «Ядвиге снится волшебный сон», – так пояснял картину сам Руссо. Но чей сон на самом деле нарисовал 66-летний художник-самоучка? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картина

Французский художник Анри Руссо написал «Сон» в 1910 году. Картина выставлена в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА), США.

Обнаженная женщина на диване – типичный для классической живописи сюжет. Вспомним «Маху обнаженную» Гойи, «Олимпию» Мане, «Спящую Венеру» Джорджоне. Фоном там служили спокойные пейзажи или роскошные интерьеры. Руссо помещает героиню в дикие джунгли, да еще и вместе с диваном.

Ее не смущает присутствие змей и хищников, она спит с открытыми глазами и вообще весьма активна. На картине изображена ночь, судя по замечаниям художника, но она очень похожа на день: слишком бледная луна, светлое небо, полностью раскрытые цветы.

Мария Ревякина: Совмещая эти несочетаемые элементы, Руссо не столько пародирует академическую живопись, сколько исследует тему бессознательного, границы фантазии и реальности. Тщательно выписывая детали, он показывает: реальность и вымысел тесно взаимодействуют, образуя такие же сложные «переплетения», как и растения в джунглях. Не исключено, что сюжет картины навеян трудом Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», который вышел за несколько лет до написания картины.

Андрей Россохин: На первый взгляд, это библейская история про райский сад и Адама и Еву, которых искушает змей. Но, как в любом сне, здесь есть и скрытое содержание. Библейский сюжет – это лишь рисунок на занавесе. А суть «Сна» – в фантазиях детского «Я» художника, которые рисуют первичный рай – не библейский, а младенческий, – где мать принадлежит ребенку целиком и полностью.

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картина

Флора и фауна

Мария Ревякина: Почти все пространство холста занимает экзотический пейзаж, мы видим буйство растительности с разнообразными цветами, плодами, травой, животными. Художник, отвергавший многие законы классической живописи, в том числе и законы линейной перспективы, достигает эффекта глубины и трехмерности в изображении тропического леса благодаря сложным, причудливым переплетениям растений и богатой цветовой палитре.

Руссо использовал здесь более тридцати оттенков зеленого цвета. Животных автор тщательно маскирует: увидеть их всех можно только в том случае, если продолжительно вглядываться в картину.

Андрей Россохин: Важные атрибуты картины – глаза и уши. Привлекают внимание глаза льва и львицы, глаза заклинателя, играющего на флейте. А самый большой глаз здесь – у слоненка (1) с высоко поднятым хоботом, который скрывается за ветвями. Форму ушей льва и львицы (2) повторяют цветы и листья. А бутоны повторяют форму глаза слоненка. Фактически, все цветы вокруг состоят из этих двух символических образов. Вся природа словно обращена в слух и в зрение.

Слоненок

Андрей Россохин: Слоненок (1), подсматривающий за всем, что происходит, – это для меня главная фигура и ключ к разгадке содержания сновидения. Он похож на ребенка, который ночью подглядывает за тем, что происходит в спальне у родителей. Фактически, картина Руссо – это классическая фантазия маленького ребенка о первосцене – сексуальных отношениях родителей. В реальности ребенок понятия не имеет о том, что происходит за дверями родительской спальни. И проникнуть туда может только в своих детских фантазиях.

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картина

Женщина на диване

Мария Ревякина: Интересно, что поза женщины (3) и ее вытянутая левая рука напоминает нам позу Адама в «Сотворении Адама» Микеланджело. Рука – один из древнейших символов в искусстве, знак творческой, преобразующей природы человека. У Микеланджело рука Адама становится «посредником» при передаче духовной энергии от Бога человеку.

В картине Руссо Адама нет, но есть Ева. Она не лежит пассивно, позируя зрителю. Напротив, она активна, энергична, она создает мир вокруг себя. Она такое же творение Бога, как и мужчина. Так в картине прослеживается тема гендерного равенства, актуальная для современного живописцу общества.

Андрей Россохин: Фантазия ребенка рисует обнаженную героиню, в которой нет никакой сексуальности. Зато есть диван, по отзывам современников, принадлежавший королю Франции Людовику. Король – отец нации, родительская фигура, а значит, и диван его может играть роль родительской кровати. Рядом мы видим родительскую пару – льва, царя этих джунглей (отцовская фигура) и львица (женская, материнская фигура).

Обратите внимание: две женщины, львица и женщина, смотрят друг на друга. Обе мужские фигуры, музыкант и лев, смотрят в одну сторону: их взгляды направлены на самого художника. С последними ребенок связывает свою мужскую идентичность. Но в то же время он отрицает парные отношения: взгляды мужских и женских фигур на картине не пересекаются.

Рисуя в своем воображении первосцену, он при этом отрицает интимную связь родительской пары. Собственно, это пытается сделать каждый ребенок, желая, чтобы отец и мать принадлежали ему по отдельности. Здесь существует только мать, у которой нет сексуальных отношений с отцом.

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картина

Музыкант

Мария Ревякина: Фигура темнокожего музыканта (4) расположена на одной вертикали с фигурой хищника, они оба смотрят прямо на зрителя. Мистический образ музыканта вызывает любопытство, вовлекает зрителя в пространство картины, делая его участником сна, в то время как образ хищника говорит об опасности этого любопытства. Такой контраст неслучаен: лес с его глубиной, неожиданностями и тайнами, которые символизирует фауна, подобен нашему бессознательному – исследовать его интересно, но результат может быть непредсказуемым.

Андрей Россохин: Играя на флейте, заклинатель успокаивает не только змею как символ сексуального соблазнения. Руссо, комментируя картину, писал: «Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки». Флейтист – это детское «Я» художника – кстати, он сам играл на скрипке, – чьи фантазии мы видим на картине.

Флейта помогает ему успокаивать животные, сексуальные страсти внутри себя, гасить возбуждение, вызванное фантазиями о первосцене. Этот образ – ребенок сам успокаивает себя, играя на флейте, – вызывает ассоциацию с мастурбацией. Что дополняется образом слоненка, у которого поднят хобот, напоминающий эрегированный пенис.

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картина

Детали

Мария Ревякина: «Сон» привлекает внимание ритмичным повторением геометрических форм: так, оранжевая змея (5) повторяет изгибы тела Евы, а луна (6) – окружность ее груди. В христианской традиции луна ассоциировалась с двойственной натурой Бога.

Что касается змеи, то в одном из апокрифов, где упоминается о первой жене Адама, своенравной и независимой Лилит, сказано: именно Лилит явилась в виде змеи и искусила Еву, приревновав Адама и желая таким образом ему отомстить. Возможно, образ змеи здесь олицетворяет не только независимость от мужчины, но и теневую сторону женской натуры.

Фантазии о первичном рае

«Фантазируя о первосцене родителей, ребенок, точнее, детское «Я» художника, представляет себе первичный рай, – подводит итог Андрей Россохин. – Там нет сексуальности, Ева, его мать, еще не соблазнена змием и принадлежит ему, младенцу, целиком. Так воображение защищает маленького ребенка от признания того факта, что между родителями есть нечто, ему неподвластное. Мы видим здесь присутствие отцовской фигуры – в виде льва, музыканта. Но тайной телесной связи между отцом и матерью нет. Он может спать спокойно».

Об экспертах:
Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картинаАндрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Анри руссо сон картина. Смотреть фото Анри руссо сон картина. Смотреть картинку Анри руссо сон картина. Картинка про Анри руссо сон картина. Фото Анри руссо сон картинаМария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Источник

«Сон» Анри Руссо: о чем эта картина?

Диван с обнаженной девушкой посреди джунглей, райские кущи и темнокожий флейтист… «Ядвиге снится волшебный сон», – так пояснял картину сам Руссо. Но чей сон на самом деле нарисовал 66-летний художник-самоучка? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

Обнаженная женщина на диване – типичный для классической живописи сюжет. Вспомним «Маху обнаженную» Гойи, «Олимпию» Мане, «Спящую Венеру» Джорджоне. Фоном там служили спокойные пейзажи или роскошные интерьеры. Руссо помещает героиню в дикие джунгли, да еще и вместе с диваном.

Ее не смущает присутствие змей и хищников, она спит с открытыми глазами и вообще весьма активна. На картине изображена ночь, судя по замечаниям художника, но она очень похожа на день: слишком бледная луна, светлое небо, полностью раскрытые цветы.

Мария Ревякина: Совмещая эти несочетаемые элементы, Руссо не столько пародирует академическую живопись, сколько исследует тему бессознательного, границы фантазии и реальности. Тщательно выписывая детали, он показывает: реальность и вымысел тесно взаимодействуют, образуя такие же сложные «переплетения», как и растения в джунглях. Не исключено, что сюжет картины навеян трудом Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», который вышел за несколько лет до написания картины.

Андрей Россохин: На первый взгляд, это библейская история про райский сад и Адама и Еву, которых искушает змей. Но, как в любом сне, здесь есть и скрытое содержание. Библейский сюжет – это лишь рисунок на занавесе. А суть «Сна» – в фантазиях детского «Я» художника, которые рисуют первичный рай – не библейский, а младенческий, – где мать принадлежит ребенку целиком и полностью.

Флора и фауна

Мария Ревякина: Почти все пространство холста занимает экзотический пейзаж, мы видим буйство растительности с разнообразными цветами, плодами, травой, животными. Художник, отвергавший многие законы классической живописи, в том числе и законы линейной перспективы, достигает эффекта глубины и трехмерности в изображении тропического леса благодаря сложным, причудливым переплетениям растений и богатой цветовой палитре.

Руссо использовал здесь более тридцати оттенков зеленого цвета. Животных автор тщательно маскирует: увидеть их всех можно только в том случае, если продолжительно вглядываться в картину.

Андрей Россохин: Важные атрибуты картины – глаза и уши. Привлекают внимание глаза льва и львицы, глаза заклинателя, играющего на флейте. А самый большой глаз здесь – у слоненка (1) с высоко поднятым хоботом, который скрывается за ветвями. Форму ушей льва и львицы (2) повторяют цветы и листья. А бутоны повторяют форму глаза слоненка. Фактически, все цветы вокруг состоят из этих двух символических образов. Вся природа словно обращена в слух и в зрение.

Слоненок

Андрей Россохин: Слоненок (1), подсматривающий за всем, что происходит, – это для меня главная фигура и ключ к разгадке содержания сновидения. Он похож на ребенка, который ночью подглядывает за тем, что происходит в спальне у родителей. Фактически, картина Руссо – это классическая фантазия маленького ребенка о первосцене – сексуальных отношениях родителей. В реальности ребенок понятия не имеет о том, что происходит за дверями родительской спальни. И проникнуть туда может только в своих детских фантазиях.

Женщина на диване

Мария Ревякина: Интересно, что поза женщины (3) и ее вытянутая левая рука напоминает нам позу Адама в «Сотворении Адама» Микеланджело. Рука – один из древнейших символов в искусстве, знак творческой, преобразующей природы человека. У Микеланджело рука Адама становится «посредником» при передаче духовной энергии от Бога человеку.

В картине Руссо Адама нет, но есть Ева. Она не лежит пассивно, позируя зрителю. Напротив, она активна, энергична, она создает мир вокруг себя. Она такое же творение Бога, как и мужчина. Так в картине прослеживается тема гендерного равенства, актуальная для современного живописцу общества.

Андрей Россохин: Фантазия ребенка рисует обнаженную героиню, в которой нет никакой сексуальности. Зато есть диван, по отзывам современников, принадлежавший королю Франции Людовику. Король – отец нации, родительская фигура, а значит, и диван его может играть роль родительской кровати. Рядом мы видим родительскую пару – льва, царя этих джунглей (отцовская фигура) и львица (женская, материнская фигура).

Обратите внимание: две женщины, львица и женщина, смотрят друг на друга. Обе мужские фигуры, музыкант и лев, смотрят в одну сторону: их взгляды направлены на самого художника. С последними ребенок связывает свою мужскую идентичность. Но в то же время он отрицает парные отношения: взгляды мужских и женских фигур на картине не пересекаются.

Рисуя в своем воображении первосцену, он при этом отрицает интимную связь родительской пары. Собственно, это пытается сделать каждый ребенок, желая, чтобы отец и мать принадлежали ему по отдельности. Здесь существует только мать, у которой нет сексуальных отношений с отцом.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

Анри Руссо Сон

Анри Руссо Сон

Описание картины «Сон»

Огромное полотно «Сон» нередко называют лучшим произведением Руссо. Это то ли последняя, то ли одна из последних (сведения разнятся) его работ, и в ней, пожалуй, художник сказал всё, чему научился за свою жизнь.

«Сон» можно официально считать предтечей сюрреализма. Руссо нередко подстраховывался, дабы публика правильно поняла, «что хотел сказать художник», и снабжал картины обширными комментариям.

В частности, «Сон» получил такую аннотацию от создателя:

«Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».

По одной из легенд, Ядвигой звали польку, в которую Руссо в юности был влюблен. Впрочем, он утверждал, что на «Портрете Ядвиги», выкупленном Пикассо в магазине по цене чистого холста, изображена его учительница-полька.

Конечно, юноша вполне мог быть влюблен и в учительницу, но здесь мы окончательно переходим в область догадок, поэтому вернемся к факту: Руссо нравилось имя Ядвига.

«Сон» воспроизводит пространство сновидения, причем это именно пространство – потрясающее богатство палитры позволило художнику создать трехмерность. Новаторским сюжетным открытием стал перенос спящей девушки в мир ее сновидения.

То есть перенесена не Ядвига – персонаж сна, а сама Ядвига, смотрящая сон. Подзаголовком картины можно бы сделать «Так зарождался сюрреализм». Ирония в том, что столь необычным образом Таможенник выразил свое пристрастие к академической, салонной живописи.

Есть ли что-то более типичное для этого направления, чем обнаженная девушка, возлежащая на диване? В трактовке Руссо этот сюжет банальным точно не назовешь!

С технической и колористической стороны картина безупречна – множество оттенков зелени (здесь использовано более 20 зеленых тонов), создающих ощущение глубины, яркие вплетения экзотических цветов, спелые плоды.

Тропическое буйство цветов, плодов, зелени создает аллюзию рая. Множество животных и птиц, темнокожий музыкант, про которого нам художник разъяснил, что он – искуситель.

Но в этом сновидении речь не пойдет ни об опасности, ни об изгнании, сон явно и очевидно сладостен, воистину райский сон.

В отличие от множества других работ Руссо, которые встречали насмешками и публика, и коллеги, выставленный на 26-м Салоне Независимых «Сон» сразу же привлек восхищенное внимание.

Поэт Гийом Аполлинер написал об экспозиции статью, отметив, что уж теперь-то над Таможенником вряд ли кто осмелится смеяться – и публика, и художники признали картину шедевром.

А основоположник сюрреализма в литературе Андре Бретон утверждал, что эта картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени».

Автор: Алена Эсаулова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *