Анкетирование на тему сон и сновидения
Исследовательская работа по биологии «Феномен сна»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Ястребовка Марксовского района Саратовской области
Исследовательская работа учащегося
9 класса МОУ-ООШ села Ястребовка
Руководитель: учитель биологии и экологии
МОУ-ООШ села Ястребовка
1.2 Механизмы сна ………..………………………. 6
2.1 Анкетирование одноклассников…………………………………9
«Жизнь и сновидения-страницы одной и той же книги»
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. В целом во сне человек проводит 1/3 своей жизни, но исследователи сна до сих пор не знают, какой в этом смысл. Поэтому уже много лет ученые бьются над выяснением значения сна для жизни человека. А что же мы знаем о сне? Во время сна мы отдыхаем, набираемся сил, чтобы утром быть сильными и энергичными? Но если бы предназначение сна в жизни человека было только в отдыхе, то природа нашла бы оптимальный вариант, более эффективный и безопасный способ отдыха, нежели полное отключение от активной деятельности на столь продолжительное время. Ведь беззащитность спящего не подлежит сомнению… Значит, назначение сна в нашей жизни не для того чтобы только отдыхать.
В 8 классе во время изучения раздела Биология человека, мы с интересом обсуждали на уроках данную проблему, пытались анализировать природу и сущность сна, обсуждали его фазы и значение для человека. Поэтому тема «Феномен сна» при всей ее изученности и большом количестве материала в литературе по-прежнему привлекает мое внимание.
Актуальность. Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Гипотеза. Предполагаю, что несоблюдение режима дня, чрезмерное увлечение компьютерными играми и игровыми приставками, в том числе и в вечернее время, бесконтрольный просмотр телевизионных программ может привести к нарушению сна и ухудшению общего самочувствия ребенка
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка.
Объект исследования – структура и параметры сна.
Предмет исследования – сон и сновидения школьников.
Изучить литературу по данной теме.
Узнать о значении сна в жизни человека.
Определить параметры здорового сна.
Изучить природу сна и сновидений.
Составить рекомендации для одноклассников.
Изучение и обобщение
1.1 Сон. Функции сна
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день/ночь).
Начальным этапом сна считается засыпание. Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
А) снижением уровня сознания; зевотой;
Б) понижением чувствительности сенсорных систем;
В) урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век).
1. обеспечивает отдых организма.
2. играет важную роль в процессах метаболизма.
3. способствует переработке и хранению информации.
4. это приспособление организма к изменению освещённости
5. восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
сон способствует активному росту молодого организма;
обеспечивает отдых организма;
организм запасается энергией;
сон восстанавливает функции нервной системы;
способствует переработке и хранению информации;
происходит самоочищение организма от продуктов обмена;
восстановление работы мозга, отдых.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.
Фаза медленного сна делится на четыре стадии:
первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;
вторая – неглубокий сон, 20 минут;
третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут.
Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится
10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга.
Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.
В течение ночи человек практически всегда видит сны на протяжении 1-2 часов. Но нередко люди не помнят их, поскольку пробуждение пришлось на другие стадии сна.
Весь период сна состоит из 4-5 циклов. Каждый из них начинается с «медленного», а заканчивается «быстрым». В отличие от животных, люди не просыпаются после очередного цикла, в остальном принципиальных отличий между сном животных и человека нет.
Сон всегда считался лучшим средством восстановления сил – физических и душевных. Однако исследователи долгое время не могли прийти к единому мнению, как и почему это происходит.
1.3 Виды сновидений
Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их. Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.
Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:
остатки событий прошедшего дня;
эмоции и чувства будущего события;
восприятие отношений с людьми;
желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.
Мы слишком много знаем о физиологической природе сна, что бы заниматься толкованием сновидений, однако многие исследователи все же выделяют несколько их разновидностей :
• Фактические – это сны, в большинстве своем, обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий.
Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
Глава II. Практические исследования
2.1 Анкетирование одноклассников
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справиться со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила:
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
• Рекомендуется небольшая прогулка.
• Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
• Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
• Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
На следующем этапе работы я провел в школе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.
Для проведения письменного опроса были разработаны две анкеты, состоящие из вопросов, отражающих тему настоящего исследования (Приложение 1-2). Целью первой анкеты ставилось выяснить занятость ребенка перед сном, его продолжительность и самочувствие после сна. Целью второй анкеты ставилось определить периодичность и характер сновидений одноклассников. Время заполнения анкеты было неограниченно. В моем опросе приняли участие 17 учеников моей школы.
Исследовательская работа «Человек и сон»
Каждый день, на всей планете
Ночью спать ложатся дети.
Вместе с ними спят игрушки,
Книжки, зайцы, погремушки.
Только фея сна не спит
Над Землей она летит
Дарит детям сны цветные,
Интересные, смешные…
Мама говорит, что я должен во время ложиться спать, хорошо высыпаться и тогда у меня будет хорошее настроение, я буду бодро себя чувствовать, а значит мне легко будет учиться и со всеми делами я успешно справлюсь. Но ведь получается что столько времени уходит на сон… Я бы мог в это время поиграть за компьютером, посмотреть любимые передачи по телевизору, собрать новую машину из конструктора, поиграть с друзьями и много, много чего еще…. А приходится ложиться спать… И каждый раз так неохота засыпать…. А утром, что интересно, когда звенит будильник с трудом открываю глаза и неохота расставаться с любимой подушкой и одеялом…
Мне стало интересно, что же за такое явление “сон”? Именно его я выбрал объектом своей работы. Почему иногда так сложно уснуть, а утром наоборот “открыть глаза”? Сколько времени мне надо, чтобы выспаться? Во сколько надо ложиться спать? Во сколько вставать? А еще, когда мы спим – видим сны…. И порой они такие интересные, смешные…. А иногда страшные… А бабушка говорит, что я расту во сне…И вот я решил провести свое исследование, чтобы прояснить все эти вопросы.
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека. В ходе исследований мы должны подтвердить гипотезу, что хороший сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность. Задачи работы:
1. Сон – дар природы.
Итак, сон…. В электронной энциклопедии Википедия я нашел такое определение “сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым”.
Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – крылатым Морфеем, одним из сыновей бога Гипноса. И, пожалуй, они были правы, сон – это действительно дар Природы, значение, которого трудно переоценить. Как утверждают врачи, исследователи, во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.
Многие ученые изучают данное явление. В разных источниках я нашел много интересного о сне:
1. Оказывается, что у каждого из нас есть два сна: сон “медленный” и сон “быстрый”: за 6–8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз меняется быстрым – на 10–20 минут и как раз за это время человек и видит сновидения.
2. Ученые проводили опыты и лишали людей возможности видеть сновидения, то есть будили их до наступления быстрого сна и как выяснилось у людей без сновидений появлялись неврозы – чувство страха, тревоги, напряженности. Получается, что наши сновидения – это столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидения нужны нам, как дыхание или пищеварение!
3. Во время “медленного” сна высвобождается гормон роста. И существуют даже специальные методики увеличения роста с использованием сна.
4. Известно немало случаев, когда во сне происходили знаменательные открытия. Общеизвестно, что именно во сне Д.И.Менделеев сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов, Нильс Бор “увидел” структуру атома. Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи. Сальвадор Дали научился вызывать в полудреме целые картины: усаживался в кресло, зажимал в руке чайную ложку и ставил на пол поднос. Когда художник засыпал, ложка со звоном падала, художник вскакивал и зарисовывал увиденное во сне. Бетховен во сне сочинил пьесу. Державин сочинил последнюю строфу оды “Бог” именно во сне. По мнению ученых, такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий человек интенсивно размышлял в состоянии бодрствования.
5. Домашние питомцы тоже видят сны. Наверное, многие замечали, как подергивается во сне кошка или собака. Есть объяснение, что это происходит потому, что ночью одна часть мозга расслабляет мышцы тела, а другая в это же время посылает им команду двигаться. В ответ на это мышцы только обозначают движение. В результате, если во сне собаке снится, как она гонится за кошкой, то ее лапы будут двигаться как бы в беге. Кошка во сне может шипеть и выгибать спину.
6. У летящих аистов каждые десять минут в середину косяка залетает очередная птица и дремлет, лежа на струе воздуха и едва шевеля крыльями.
7. Слоны спят стоя в течение медленной фазы, и ложатся на землю во время быстрой фазы сна.
8. В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. В древнем Китае была казнь: человека лишали сна. И он не жил дольше 10 дней.
9. Самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один час и сорок минут. Человек, поставивший подобный рекорд позже рассказывал об ужасающем психическом состоянии – ему мерещились различные образы, ухудшилось зрение, возможность вести себя адекватно, память и логика. Этим человеком был семнадцатилетний студент Ренди Гарднер. Рекорд был поставлен в 1964 году и с тех пор так и не был побит. После рекорда, Ренди спал всего пятнадцать часов подряд, чего ему хватило для того, чтобы полностью выспаться.
2. Исследования с моими друзьями.
Я провел свои исследования. Мои друзья Леня и Миша согласились мне помогать.
Исследование № 1: сколько нам нужно спать?
Во-первых, я решил выяснить, сколько нам нужно спать. Существует мнение, что дети от 7 до 12 лет должны спать 9–10 часов. 3 дня мы спали – по 8 часов, потом 3 дня – по 10 часов и 3 дня – по 11 часов. Свое самочувствие мы оценили по 10-ти бальной шкале. И вот что получилось:
Как видно, наилучшее самочувствие, у нас было с 4-ого по 6-ой дни, то есть получается, что нам действительно лучше спать по 10 часов. 8 часов нам мало, а больше 10-ти тоже не идет на пользу. Нужно отметить, что последние 3 дня, когда мы спали по 11 часов, то последний час мне и Мише спать уже совсем не хотелось, и мы просто лежали в кровати.
Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?
Потом, когда мы определились с продолжительностью сна, я решил выяснить есть ли разница, во сколько ложиться спать. Сначала 5 дней мы ложились в 8 часов, потом 5 дней – в 9 и 5 дней в 10. Я и мои друзья отметили, что в 8 часов нам было трудно засыпать, а вот в 9 часов мы с Леней быстро отключались после трудовых будней. Хотя Миша отметил, что ему было трудно засыпать и в 9 часов. А когда стали ложиться в 10 часов, то чувствовали усталость и очень хотелось спать после 9 часов. Миша же сказал, что для него 10 часов – наилучшее время для засыпания. Как выяснилось, мы с Леней и раньше ложились спать в 9 часов, а Миша – в 10. И мы сделали вывод, что это зависит от привычек человека, но ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.
Но кроме определенного времени для легкого засыпания, есть и другие рекомендации:
Я также проверил некоторые из них. 5 дней я и мои друзья гуляли перед сном, принимали ванну и проветривали комнату. Обсудив свои ощущения, мы поняли, что данные рекомендации действительно работают: засыпали мы быстрее.
А вот как же утром легко встать? Врачи советуют:
А еще я узнал маленькую хитрость…. Оказывается, есть интересное упражнение, которое позволяет побыстрей освободиться из цепких объятий сна. Еще в полусне-полудреме нужно перевернуться на спину, убрать из-под головы подушку, лечь ровненько “солдатиком” и имитировать движения пойманной рыбы: верхняя часть туловища должна оставаться почти неподвижной, а ногами – точнее стопами и голенями, соединенными вместе, нужно двигать из стороны в сторону (при этом стопы тянуть на себя).
Мы с друзьями стали опробовать именно это веселое упражнение. Помотав утром “хвостами” чувствуем себя и бодрыми и настроение повышается.
На самом деле, сон является наиболее важной составляющей деятельности человека. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Сон – это не время “вычеркнутое” из активной жизни. Это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне.
Проект»Исследование сна и его влияния на здоровье школьников»
Просмотр содержимого документа
«Проект»Исследование сна и его влияния на здоровье школьников»»
Спать или не спать?
Исследование сна и его влияния на здоровье школьников.
Митрофанова М., Алфёрова В.,10кл
МОУ « СОШ № 3 г. Жирновска» Руководитель: Н.А. Гусева,
Тай Нгок из Вьетнама бодрствует 38 лет.
Германии, не спит уже 17 лет.
Патриция Магуайр из Америки, спала на протяжении 18 лет.
Д.И. Менделеев утверждал, что таблица химических элементов привиделась ему во сне.
Фридриху Бурдаху приснилась идея о кровообращении.
Отто Леви увидел нервную передачу сердечных импульсов.
Нильсу Бору во сне привиделась структура атома, в виде солнечной системы
Фредерик Бантинг проводил во сне эксперимент и открыл инсулин.
Школьникам при подготовке к экзаменам наиболее близка тема расстройств и недостатка сна
Современные школьники не высыпаются в связи с неправильной организацией дня и увеличением нагрузок. Улучшение качества сна, способствует высокой умственной активности, помогает улучшить работоспособность.
Тема недостатка и расстройств сна у школьников актуальна, ведь из-за этого снижается их работоспособность, общий тонус, настроение, внимание становится рассеянным. А ведь так важно сосредоточиться на будущих экзаменах!
Мы хотим выяснить, какие факторы препятствуют полноценному сну подростков и дать практические рекомендации, соблюдая которые, школьники улучшат качество сна, а значит будут учиться успешнее.
Мы делали выводы, опираясь на данные, полученные при анкетировании учеников нашей школы.
установить влияние сна на работоспособность старшеклассников нашей школы в период подготовки к итоговой аттестации.
ознакомится с видами расстройств сна
проанализировать полученные данные
составить практические рекомендации
— провести опрос среди старшеклассников
физиологический процесс, характеризующийся замедлением реакций организма, слабой чувствительностью сенсорных органов
направление науки, изучающее как само явление сна, так и нарушения сна.
психических сил организма
полученных за день
активное образование нейронов
Школьники считают, что они не высыпаются из-за того, что уроки начинаются рано. Но практика показывает, что при переносе начала занятий на другое время, количество опозданий существенно не сократилось.
Нами проведен опрос среди учащихся 9 – 11 классов.
Рекомендации для здорового сна
Хорошо проветрите комнату
Кровать должна быть удобной и в меру жесткой
Не включайте перед сном телевизор
Приучите себя всегда ложиться спать в одно и то же время
Мелатонин активно применяется для лечения и профилактики расстройств сна. Он облегчает засыпание, устраняет дневную сонливость
Не ешьте белковую пищу перед сном, сократите физические нагрузки.