агатовые бани царское село
Агатовые комнаты
Отделке парадных помещений второго этажа Холодной бани Ч. Камерон придавал особое значение: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, росписями, золоченой бронзой, наборными паркетами, цветной уральской и алтайской яшмой, которую российские мастера XVIII века обрабатывали с исключительным мастерством.
Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основу для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе — открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.
В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.
Камерон построил Холодную баню в 1780-1781 годах и в 1782-м приступил к отделке.
Весной 1783 года он получил распоряжение Екатерины II изменить замысел отделки двух кабинетов во втором этаже Холодной бани и подготовить проект их яшмового убранства. В соответствии с новым проектом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике «русской мозаики». Особую трудность представляли заключительные работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была вручную осуществлена русскими мастерами.
Поскольку широко использованная в отделке уразовская яшма называлась «мясным агатом», название «Агатовые комнаты» со временем закрепилось за всем павильоном, хотя нижний этаж и продолжал называться Холодной баней.
В годы Великой Отечественной войны и оккупации искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах Агатовых комнат сильно пострадали. Значительная часть позолоченных бронзовых орнаментов, украшавших стены и двери всех помещений, часть бронзовых ветвей-светильников и бронзовые медальоны с пьедесталов в Большом зале, бронзовые рашеттовские барельефы со стен Яшмового кабинета были утрачены. Бесследно исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Однако, несмотря на большие потери, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции.
Реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены в сентябре 2013 года.
Реставрация Агатовых комнат
26 сентября 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» – архитектурный шедевр XVIII века. Масштабные работы велись в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным между ОАО «Российские железные дороги», Благотворительным фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село». Специалисты Царскосельской янтарной мастерской начали работы в 2010-м. За три года возрождены все семь интерьеров Агатовых комнат, которые создавались в течение семи лет. Акт о завершении реставрационных работ директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова и директор благотворительного фонда «Транссоюз» Владимир Чернышов подписали в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Почетные гости первыми осмотрели возрожденные интерьеры.
Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире. По указу венценосной заказчицы (Екатерина II лично наблюдала за отделкой этих интерьеров и вносила коррективы в проект) придворный архитектор Чарльз Камерон в 1780-х годах создал во втором этаже павильона «Холодная баня» неповторимые изысканные интерьеры – помещения для отдыха и развлечений, ставшие личными покоями императрицы, в которых она в утренние часы просматривала государственные документы, отвечала на письма, занималась литературными трудами. На первом этаже располагались помещения для водных процедур.
Это памятник с удивительной судьбой, вобравшей счастливые и трагические моменты истории. Архитектурный гений шотландца Чарльза Камерона виртуозно соединил два увлечения его современников: античностью и минералогией. Агатовые комнаты – пример творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл, доминанта царскосельской «греко-римской рапсодии» – архитектурного ансамбля Терм Камерона, который включает также Висячий сад, Галерею и Пандус. Агатовые комнаты отделаны разными видами уральской яшмы. В отличие от мрамора она обладает гораздо большей плотностью и чрезвычайно трудна в обработке, а ее насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Тем не менее, Камерону удалось создать произведение, которое поэт Гавриил Державин назвал «Олимпу равным».
Во время нацистской оккупации Агатовые комнаты уцелели, фашисты устроили здесь клуб. При отступлении захватили только то, что располагалось на высоте человеческого роста – в том числе яшмовые вазы, скульптуру, бронзовые барельефы. Пострадали живопись, лепка, наборные паркеты. В 1948-м, после первоочередных восстановительных работ, Агатовые комнаты открылись для посетителей, а в начале XXI века стало понятно, что шедевр погибает и может быть безвозвратно утрачен.
Спасти Агатовые комнаты удалось благодаря государственно-частному партнерству: сочетанию деятельной, искренней поддержки благотворителей – ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительного фонда «Транссоюз» (76 процентов от общей суммы), средств федерального бюджета, направленных на покупку и реставрацию предметов убранства (21 процент, свыше 85 млн рублей), и собственных средств музея (3 процента). Общая сумма, потраченная на возрождение Агатовых комнат, – более 405 млн рублей, из них большую часть (272 млн рублей) выделили ОАО «РЖД» и БФ «Транссоюз».
При возрождении шедевра музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использовал методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Каждый шаг реставраторов обсуждался на реставрационных советах с участием ведущих петербургских специалистов. И почти каждое решение рождалось в жарких дискуссиях. Спектр работ был огромным: консервация и реставрация позолоты, живописных вставок, скульптуры, каменной облицовки стен, реставрация паркета и бронзового декора.
Особенно горячие споры развернулись по поводу реставрации мраморных каминов Большого зала, один из которых был привезен из Италии, а второй изготовлен по его образцу в мастерской Шарлеманя. Во время войны мраморные рельефы с них были утрачены. Эксперты решили обратиться к их аналогам – чудом сохранившемуся фризу камина из Опочивальни Александровского дворца и выполнить копии рельефов в современном материале. Второй камин было решено оставить таким, каким он дошел до наших дней – со следами креплений и рельефных фигур как свидетельство той войны.
Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской этот объект оказался даже сложнее, чем легендарная Янтарная комната. «Это прорыв в российской реставрации» – таков был вердикт Реставрационного совета, принимавшего работы в Агатовых комнатах. Благодаря консервационной методике реставрации Агатовые комнаты предстают перед нами почти такими, какими их видела Екатерина II и ее современники. Сохранены не только элементы отделки семи интерьеров, неповторимое сочетание «цветных каменьев», но и «патина времени» памятника с более чем двухсотлетней историей.
Работы велись в строгом соответствии с графиком. В декабре 2011-го были открыты Агатовый кабинет и Библиотека, в октябре 2012-го – Большой зал. Затем специалисты Царскосельской янтарной мастерской завершили возрождение еще четырех интерьеров – Яшмового и Овального кабинетов, Кабинетца и Лестницы. К окончанию реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению шедевра.
Агатовые комнаты – технологически чрезвычайно сложный реставрационный объект. Тем не менее, именно здесь впервые музей решил открывать залы для посетителей по мере их готовности, не дожидаясь завершения всего комплекса работ. С апреля 2012 года в павильоне работает Детский центр.
Холодная баня
Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».
Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.
Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.
От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.
В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.
Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).
Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.
РУССКАЯ БАНЯ
От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.
Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.
Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.
Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.
УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)
Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе, работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.
Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.
ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)
Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.
КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.
Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.
Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.
Сразу под сводами расположены большие полукруглые панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.
Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.
В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах прошли реставрационные работы.
ЛЕСТНИЦА
Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.
Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери, выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.
Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.
Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.
Холодные бани («Агатовые» комнаты) классицизм
Пушкин. Екатерининский парк, 8
Классический ансамбль Чарльза Камерона, созданный в 1780-1794 гг. в Старом царскосельском парке включает
Камерон. Павильон Агатовые комнаты.
Продольный разрез. [*]
(добавил Mary)
План 2-го этажа.
черт. В.П.Неелова.
([237])
У агатовых комнат.
1912 г. [225]
(добавил Mary)
Старая открытка.
(добавил Mary)
Фото 1987 г. [235]
(добавил Mary)
Строительство павильона началось весной 1780 г.
Постройка Холодных бань была завершена в 1787 г.
Камерон разработал несколько вариантов убранства помещений. Арх. предложил во всех парадных помещениях и на первом этаже покрыть стены искусственным мрамором с росписью орнаментами. Один из вариантов Екатерина II приняла. Однако в период строительства вносились серьезные изменения.
В декоративном убранстве помещений второго этажа Камерон широко использовал золоченую бронзу. Бронзовые орнаменты, каминные приборы, решетки, таганы, осветительная арматура Агатовых комнат и Екатерининского дворца выполнены по рисункам Камерона. Подрядчиком по худ. бронзе был Иосиф Басселье (содержатель часовой фабрики) и медных дел мастер Шперлинг.
В 1784 г. Камерон сделал рисунки полов и дверей для Холодных бань. Двери на втором этаже представляли собой сложный набор арабесок из разных пород дерева, украшеный перламутром. Но высокая их стоимость привела к тому, что для убранства комнат были использованы полы, выполненные по проекту Ю.М.Фельтена, из недостроенного дома А.Д. Ланского (на Дворцовой пл. напротив Зимнего дворца). В 1785 г. Камерон подготовил проект их использования. Полы дома Ланского использованы в Овальном зале, двух яшмовых комнатах и Овальном кабинете. В Кабинетце и Библиотеке сделаны полы по рис. Камерона. Столярные работы выполнил мастер Иоганн Шпонгольц.
Для дверей Камерон разработал новый упрощенный проект (сохранилась одна из трех дверей в Большом зале). Двери яшмовых комнат с одной стороны отделаны камнем.
Одновременно производились работы и на первом этаже. Первоначальный проект интерьеров, одобренный Екатериной II, предполагал сделать убранство не менее богатым, чем в залах второго этажа. Но в разгар строительства заказчица решила отказатьсься от дорогостоящего проекта. Переработанный Камероном проект исключал всю художественную отделку кроме двух мраморных каминов. Несмотря на все упрощения строительство Холодных бань обошлось в 463 560 рублей.
Холодная баня с Агатовыми комнатами (музей)
Часы работы
Этот павильон открыт для посещения в летний сезон с 10.00 до 18.00.
Касса при этом павильоне работает до 17.00.
С 10.00 до 12.00 по музею проводятся экскурсии, которые были предварительно заказаны.
С 13.00 до 14.30 проводятся интерактивные детские программы (заказывать предварительно).
Телефон для заказа экскурсий – 465 – 21 – 96.
Телефон для заказа интерактивных программ – 415 – 76 – 15.
Выходной день – четверг.
Стоимость билетов
Билет, который дает возможность посетить павильоны под названием Верхняя и Нижняя ванны, Турецкая баня и Дежурные конюшни для взрослого посетителя стоит 300 рублей;
Детский билет на посещение этих объектов стоит 150 рублей;
Льготный билет (студенты, пенсионеры, курсанты, военнослужащие и т.п.) стоит 150 рублей.
Между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей расположен павильон под названием «Холодная баня». Это парковое сооружение появилось в Екатерининском парке в 1780-е годы, и было сооружено по проекту архитектора Камерона. Это двухэтажный павильон, на нижнем этаже которого изначально находилось несколько бассейнов для купания. Верхний этаж полностью предназначался для отдыха после купания в бассейнах.
Интерьер
Вход в знаменитые Агатовые комнаты, в которых Императрица Екатерина любила не только отдыхать, но и заниматься государственными делами, находится на втором этаже «Холодных бань». Стены, окрашенные в желтые светлые тона, выгодно оттеняют кирпично-красные медальоны и ниши в стенах. В этих нишах находятся декоративные бюсты и статуи, изготовленные из бронзы.
Агатовые комнаты – это три помещения, в которые можно попасть через дубовые двери. Слева от посетителей находится передняя, или Кабинетец, как ласково называла эту комнату Императрица Екатерина. Средняя дубовая дверь – это вход в большой зал. А дверь, которая находится справа ведет в библиотеку и на лестничную площадку, из которой можно спустится на первый этаж к бассейнам.
Камерон уделил особое внимание отделке стен Агатовых комнат. Стены комнат выложены уральским мрамором, щедро украшены яшмой.
Отделка стен Агатовых комнат
Стены Агатовых комнат щедро отделаны самоцветами, яшмой, мрамором, бронзой и другими драгоценными материалами. Орнаменты на стенах изготовлены преимущественно из позолоченной бронзы. Своды комнат щедро украшены лепниной и живописными орнаментами. Напольные покрытия изготовили из экзотических пород деревьев. Кроме яшмы на стенах этих комнат использовался офиокальцит. Это минерал, который относят к мраморам, но на самом деле он более мягкий, с характерным для этого минерала приятным зеленым цветом.
Проекты облицовки комнат второго этажа были подготовлены зодчим весной 1783 года и были представлены Императрице Екатерине на рассмотрение. После некоторых изменений, внесенных в предложенный проект самой императрицей, была выполнена отделка стен яшмой двух кабинетов.
Современность
К сожалению, немецкие оккупанты не пожалели богатую облицовку Агатовых комнат в Холодных банях. Яшма и мрамор, облицовка позолоченной бронзой, бронзовые скульптуры, которые украшали ниши второго этажа этого павильона, были или уничтожены, или вывезены. Бесследно исчезли и яшмовые вазы, бронзовые барельефы и другие декоративные элементы украшения комнат. Но, несмотря на это, большая часть аутентичной отделки стен сохранились до наших дней. Последняя реставрация Агатовых комнат длилась три года и началась в 2010 году. За это время реставраторы выполнили по-настоящему грандиозный объем работ. В 2013 году полностью восстановленные комнаты второго этажа Холодных бань были открыты для посетителей.
Изначально, после завершения последней реставрации, Агатовые комнаты использовались как музейные помещения для проведения временных выставок. На сегодняшний день Холодные бани – это музей, который работает только в летний сезон. По утрам в этом музее проводят организованные экскурсии. Но если бронирования группами на экскурсию нет, то залы этого павильона доступны и для простых посетителей по билетам. Несколько часов в день в комнатах Холодных ванн проводятся интерактивные программы для детей. Чтобы стать участником программы следует предварительно зарегистрироваться. Для обычных посетителей Агатовые комнаты доступны с 14.30 до 18.00.
Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.