жилая комната мебель ссср
Мебель в СССР: как были обставлены советские квартиры?
Где-то до середины девяностых большая часть квартир была обставлена типичной «массовой» мебелью, сделанной в семидесятых-восьмидесятых годах. Нередко встречались (преимущественно у пожилых людей) и образцы старой «артельной» мебели, изготовленные еще в пятидесятых. Итак, сегодня речь пойдет про мебель в СССР и то, как обставлялись советские квартиры.
Мебель в СССР
Выкручивались, как могли?
До начала шестидесятых в Союзе не было массового производства мебели (в нашем понимании): из листов ДСП не резали типовые тумбочки, полки, шкафы и прочее. Мебелью в те времена занимались небольшие предприятия, а еще артели. Изготавливали такую мебель обычно из массива недорогого дерева (сосновый клееный щит), простых досок и фанеры (последняя могла быть обычной или шпонированной).
На фото ниже – пример обычной кухни 1950-х. Популярностью тогда пользовались деревянные буфеты и шкафчики, крашенные белой краской. Буфеты использовали, чтобы хранить и готовить пищу, в застекленном верхнем шкафу хранилась посуда, в нижнем – кастрюли и всякое сыпучее. На столешнице буфета могли, к примеру, нарезать продукты.
Обычная кухня пятидесятых годов
Рассмотрим еще один пример того, как выглядели советские кухни до шестидесятых годов. Понятия «стили интерьера» для тогдашних людей не существовало, они обставляли жилища, чем придется. Нередко в кухнях встречалась дореволюционная мебель, в особенности – разного рода буфеты и шкафы. Изготавливали их из качественного дерева, потому служили они долго, избавлялись от них только при переезде в малогабаритные «хрущевки».
На заметку! И. Утехин, известный питерский антрополог говорил, что в шестидесятых-семидесятых годах на помойках Ленинграда было полно антикварной мебели, попросту не вмещавшейся в малогабаритные квартиры. Ее выкидывали, заменяя более современной мебелью из ДСП.
Что касается жилых комнат, то они в те времена также не выглядели презентабельно. Фотография ниже – яркий пример традиционного интерьера тех лет: дешевая «артельная» мебель (см. табуретки), витиеватые предметы дореволюционных времен, книжные полки, сделанные своими руками. Размещали мебель обычно по периметру помещения, в центре находился разве что стол.
Мебель обычно размещалась по периметру комнаты
Богатый (по меркам СССР, конечно) интерьер мог выглядеть примерно так. Фотография ниже демонстрирует дорогостоящую (опять же, по меркам тех лет) мебель из шпонированного масива, выполненную в стиле арт-деко. Далеко не каждый товарищ мог позволить себе подобный гарнитур!
Пример богатого советского интерьера
Начало массового производства
В шестидесятых началось массовое производство типовой советской мебели, необходимость в которой возникла, когда началось расселение «коммуналок» и переезд семей в «хрущевки». В 1992 был создан даже специальный Институт мебели (ВПКТИМ), который должен был проектировать типовую мебель, но на деле просто копировал наработки «загнивающего Запада» (даже той самой шведской IKEA, которая производила собираемую мебель, транспортируемую в упаковках, уже в 1950-х годах).
Словом, советские проектировщики начали создавать «квадратную» мебель по примеру развитых стран, которая была многофункциональной и вписывалась в маленькие квартиры. К примеру, в шкафу — в разных его отделениях – могли хранить и документы, и посуду, и белье. Если квартира была большой, для этих целей приобретались отдельные шкафы, комоды.
Вот как должна была выглядеть идеальная квартира шестидесятых (по эскизам конструкторов).
Идеальная квартира шестидесятых годов
Но реальность больше напоминала что-то такое. Мебельные поверхности, которые покрыты блестящим твердым лаком, были тогда особым шиком. В шестидесятых-семидесятых подобные серванты, после окрашенных кисточками комодов, выглядели дорого и красиво – их ставили в лучшем месте комнаты, а внутри хранили хрусталь и дорогие сервизы, которыми очень редко пользовались (либо не пользовались вообще).
Так квартиры выглядели в реальности
Примерно тогда же в квартирах стали появляться полированные «стенки». Качественными считались те «стенки», которые делали в соцлагере, но в ПНР, ГДР или Румынии, а не на территории СССР. Устанавливали «стенки» в самой большой комнате, они были многофункциональными – использовались для хранения одежды, книг, сервизов и прочего. Застекленные полки украшались красивыми картинками или фотографиями.
На заметку! К слову, частично из-за таких вот стенок возник миф, что граждане СССР – это «самая читающая нация» в мире. Книги массово скупались не для чтения, а просто для «красоты» и чтобы заполнить пустые полки.
Мягкая мебель тех времен выглядела, откровенно говоря, страшновато. Было видно, что советские дизайнеры старались скопировать образцы мебели из западных каталогов, но при этом в глаза эту мебель не видели. Плюс ко всему, накладывалась местная производственная специфика (дефицит материалов и т. д.). Словом, как-то так.
Советская мягкая мебель
Также в советских квартирах очень часто встречались ковры – люди вешали их на стену преимущественно для звукоизоляции (но это уже другая история).
Ковры были к важдой советской квартире
Цены на подстаканники СССР
Видео – Дизайн в Советском Союзе (мебель, игрушки и техника)
А вы помните, какой была советская мебель? Как в те годы была обставлена ваша квартира? Поделитесь, людям интересно.
Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!
Русский стиль. Интерьер и быт в СССР
Коммуналки
История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.
Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):
Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.
Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.
Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».
Сталинские квартиры 1930-1950-х
После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был «сталинский классицизм», который после войны перерос в «сталинский ампир», с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.
Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в «обойме», или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.
Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).
Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.
Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:
Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:
Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.
В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.
В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.
Хрущёвка
1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё «маленковки» с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику «сталинок». Сталинок на всех хватить не могло, по определению.
Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.
В новой квартире. Кадровый рабочий завода «Красный Октябрь» Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год
Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.
Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:
От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.
Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.
Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:
А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:
Барак
Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.
Комната в одном из бараков Магнигорска
Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти «удобства», как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.
Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.
В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.
Новые квартиры 70-80-х
Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.
Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.
Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась.
Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.
Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!
Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.
Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:
Кадры из фильма «Москва слезам не верит». Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.
А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме «Служебный роман» также являлся предметом зависти простых советских граждан.
Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.
Старый хлам или винтаж: предметы интерьера, которые не стоит выкидывать
Решив обновить интерьер, как правило, люди избавляются от всего ненужного — старых шкафов и стульев, ковра или швейной машинки, которые достались по наследству от бабушки, радио или телевизора из 1990-х, много лет пылившихся в углу. Но нередко, выкинув «старый хлам», мы осознаем его ценность и качество, особенно в сравнении с современной мебелью.
Дизайнеры рассказали, какие старые предметы в квартире выкидывать не стоит и как они помогут сделать квартиру по-настоящему модной.
«Мебель СССР и восточных соцстран представляет наибольший интерес»
Сергей Петров, руководитель «Дизайн-бюро № 1»:
— Мебель СССР и восточных соцстран, сделанная в 1960–1970-х годах, сегодня представляет наибольший интерес, во многих квартирах она сохранилась. В 1960-е, на фоне хрущевской оттепели, послевоенной госпрограммы запуска производства мебели и создания института технической эстетики — ВНИИТЭ, у российских дизайнеров появилась возможность посмотреть и перенять опыт зарубежных коллег, а всему восточному блоку соцстран — продавать в СССР свои разработки, которые, в свою очередь, создавались под влиянием лучшего дизайна США и Европы. Это наследие находится еще в стадии осознания профессионалами, и в будущем предметы из этой эпохи станут достойным украшением вашего интерьера, превратившись в качественный антиквариат. Особую ценность представляет мебель Чехословакии, Польши, ГДР, Югославии, Румынии — в Восточной Европе дизайн был развит больше, чем в СССР. Многие модели такой мебели отличаются легкостью дизайна — у них высокие ножки, максимальная функциональность и модульность для шкафов.
Стулья из 1960-х
В первую очередь стоит обратить внимание на стулья и жесткие кресла с высокими ножками. «Эти предметы в 1960-е были авангардом и воплощали новый подход к дизайну. Реставрация деревянной части не составит труда. К подбору ткани для замены обивки стоит подходить с особой тщательностью — надо выбирать ткань, подходящую по стилю к той эпохе», — отметил Петров. Если перетянуть и перекрасить в неожиданный цвет, например оранжевый, то стул станет арт-объектом в пространстве, привлекающим внимание, посоветовал основатель сервиса Flatplan Степан Бугаев.
Шкафы и стенки
Некоторые шкафы для книг и модульные стенки советской эпохи — это тоже авангардные разработки под серийное производство с большим акцентом на функциональность, подчеркнул Петров. По его словам, часто такие шкафы модульные, поэтому у вас есть возможность расположить их в комнате по частям. «Винтажная мебель советской эпохи, особенно с резными фасадами, сегодня особенно актуальна. Такие предметы впишутся в любой современный интерьер», — считает Бугаев.
Прибалтийские светильники
Светильники потолочные, бра, торшеры также украсят квартиру с современным дизайном. «Часто можно найти прибалтийские светильники очень качественного дизайна. Но потолочный светильник в комнате — практически самая главная деталь интерьера, поэтому, если у вас отличный образец советского светильника, весь интерьер придется подстраивать под него», — уточнил руководитель «Дизайн-бюро № 1».
Радиолы и оммаж США
Старые радиолы отлично впишутся в современный интерьер. Как правило, они созданы уже ближе к 1970-м годам, и, по сути, это будут копии или оммаж технике США и Северной Европы. «Старая радиола — мощный акцент в вашем интерьере, поэтому весь интерьер будет подстроен под нее, но ее вид и функцию можно видоизменить — например, покрасить в нейтральный цвет», — пояснил Петров.
Советские часы
Советские настольные часы также выкидывать не стоит. «Среди них есть настоящие мировые шедевры дизайна, которые были признаны на международных выставках и которые смотрятся актуально и сегодня. Если вы у себя обнаружили такие часы, не спешите выбрасывать, изучите их историю», — уточнил Петров.
Диван из нулевых
Не торопитесь выкидывать старый и надоевший диван из 2000-х, советует основатель сервиса Flatplan. «Он настолько страшный, что великолепный! Лаковая неоновая экокожа изменит эстетическое восприятие вашего интерьера. А еще такие диваны очень удобные», — заявил дизайнер.
Кровати
Не спешите избавляться от старой крепкой кровати. «Уберите старое изголовье и создайте новое своими руками. Если у вас есть художественный талант, то изголовье кровати вы можете просто нарисовать на стене. Не бойтесь фантазировать. Если особых способностей к рисованию нет, можно просто воспользоваться трафаретом», — рекомендовал Бугаев.
Паркет
Старый паркет также стоит оставить, считает основатель Flatplan. Если кладка и дерево не испорчены, то паркет стоит отциклевать и сохранить исторический рисунок — это придаст особый шарм вашему интерьеру, рекомендует дизайнер.
Старинный комод
Если в вашей квартире стоит комод, который вас уже давно не вдохновляет, а хранить вещи где-то нужно, просто покрасьте его выдвижные ящики в разные цвета, рекомендовал Бугаев. По его словам, комод превратится в яркий акцент, придаст настроение всему интерьеру и прослужит еще долгие годы.
Ретропредметы
Обратите внимание на предметы в стиле ретро: печатные машинки, сундуки, старые чемоданы — их можно очень интересно вписать в современный интерьер, отметил руководитель компании Flatplan. Он подчеркнул, что особенно хорошо подобные предметы впишутся в стили лофт и скандинавский.
Искусство
Ни в коем случае нельзя выкидывать предметы искусства, они сделают интерьер уникальным. Кроме того, стоит убедиться, не являются ли они антиквариатом или работой известного художника. «Картины, багеты, скульптуры. Это вечное! Это стоит сохранять обязательно», — резюмировал Степан Бугаев.
Советский шик: как мебель из хрущевок стала модной в XXI веке
У россиян вернулся интерес к советской мебели середины XX века. В квартирах с современным дизайном все чаще появляются торшеры, радиолы и другие предметы обихода, типичные для стандартных хрущевок 1960-х годов. Еще 15–20 лет назад люди выбрасывали такие вещи, считая их барахлом, — а теперь советская мебель и декор стали модными и продаются в онлайн-магазинах. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали московские дизайнеры интерьеров.
Мебель из хрущевок сейчас востребована из-за того, что больше не воспринимается как типовая, — вместо этого она выглядит необычной и эксклюзивной на фоне современных примеров, считает владелица магазина винтажной мебели «Дизайнкиоск» Оксана Цепилова. «Человек возвращается к идее индивидуальности и «штучности» предметов, — продолжает она. — Мода циклична, в том числе в мебельном дизайне. Многие именитые мебельные фабрики Италии возвращаются к производству мебели с силуэтами 1960–1970-х годов».
«То, что прежде виделось обыденным, сегодня воспринимается как изюминка интерьера. В этом есть и европейские влияние, где любовь к винтажу очень сильна», — отметила партнер архитектурной студии Dvekati Екатерина Сванидзе.
Новое прочтение советской мебели не предполагает полного воссоздания интерьера хрущевки, уточнили дизайнеры. Вместо этого в современные квартиры добавляют декор из советского прошлого отдельными акцентами. «Добавить ностальгических нот современному интерьеру может винтажная техника, — заявил партнер архитектурной студии ai-architects Александр Томашенко. — Классическое ретро 1950-х и 1960-х — это ламповые радиоприемники и радиолы в солидных корпусах из лакированного дерева. Также неизбито смотрится более поздняя аудиотехника из 1970-х, к примеру катушечные магнитофоны. Они имели характерный дизайн и интересные формы».
Дизайнерский интерьер с советской мебелью шестидесятых
В современном интерьере может прописаться любая вещь из прошлого при условии, что она качественно сделана и хорошо сохранилась, убежден коллекционер мебели и научный сотрудник факультета дизайна Высшей школы экономики Артем Дежурко. «Особенно хорошо, когда в интерьере живут предметы, связанные с семейной историей», — считает он.
— Сейчас кресла, комоды и светильники из шестидесятых получают новую жизнь. Может, это связано с тем, что такая мебель не является антикварной, а потому стоит относительно недорого. При этом ее с полным основанием можно назвать дизайнерской. Особенно востребованы кресла на деревянном каркасе, тумбы на конусовидных ножках с лакированными фасадами, а также изделия из стекла и хрусталя.
Мебель шестидесятых и семидесятых годов прошлого века была надежной и компактной, убеждена Оксана Цепилова. «В производстве использовались натуральные материалы — дерево и фанера. Большая часть мебели делалась на довольно высоких ножках, что визуально придавало ей легкости», — описывает Цепилова дизайнерские находки советского времени.
«Номенклатура гарнитуров предполагала четкое деление комнат по функциям, — вспоминает Дежурко. — Например, гарнитур «Жилая комната» включает в себя мебель для гостиной, кроватей там нет. При этом в квартирах комнат было мало, а людей много, и почти всегда в одной комнате совмещалось несколько функций. Журналы тех лет полны остроумных рассказов о том, как с относительным удобством разместиться в двухкомнатной квартире семье из нескольких человек. Порой шкафы и серванты ставили боком к стене, разделяя помещение на несколько темных «альковов».
— Добавить ностальгических нот современному интерьеру может винтажная техника. Классическое ретро 1950-х и 1960-х — это ламповые радиоприемники и радиолы в солидных корпусах из лакированного дерева. Также неизбито смотрится более поздняя аудиотехника из 1970-х, к примеру катушечные магнитофоны. Они имели характерный дизайн и интересные формы.