высота стен дербентской крепости

Даг-Бары, грандиозная оборонительная система Дербентской крепости

«Кавказская стена начиналась у южного угла крепости Нарын Кала и шла прямо от востока на запад, по холмам и оврагам непрерывно. До обрыва, который мы объехали (это верст пять от Дербента), видны еще развалины четырех небольших крепостей, из коих крайняя цела. Таких крепостей впоследствии проехали мы много. Они стоят друг от друга на неравном расстоянии (вероятно, для воды) и сами разной величины — от 120 до 80 шагов длиною, шириной всегда менее, иногда с четырьмя круглыми наугольными башнями, иногда шестью. Башни маленькие и всегда набиты землею и всегда головою своею в уровень со стеною. Но всего замечательнее и всего более доказывающее незапамятную древность этой стены есть неизвестность сводов… опасностью сломать голову или задохнуться в ямах ползал я но всем тайникам, в каждой крепости к воде ведшим, и уверился, что сводный замок строителям Кавказской стены был неведом.

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

Многие детали, о которых сообщает А. Бестужев Марлинский, были позднее утрачены. Так, очень важными являются сведения Марлинского о зубчатой короне бойниц; о том, что башни и стена были одной высоты; о том, что в каждом форте были тайные ходы к родникам; о том, что на участке Джалганский хребет — Митаги были форты не только с четырьмя угловыми башнями, но и с шестью башнями, и др.

В 1842 г. в Дербенте побывал Березин Илья Николаевич, который обследовал ближайшую к Дербенту часть Горной стены и дал описание вида, открывшегося ему со стен форта на перевале Джалганского хребта: «К западу развертывалась огромная долина Табасаранская. по этой долине вилась узкой лентой знаменитая Александрова стена.

Эта стена тянется с некоторыми интервалами, произведенными рукою времени, по Табасаранской долине, на пространстве десяти верст, потом поднимается по холмам и исчезает в дальней синеве гор». Березин опубликовал также план Горной стены, о котором он сообщает, что это «полный очерк стены Александровой, насколько она известна русским топографам, от Каспийского моря до магала Кушан-дага в Казикумыкском владении; чем дальше она идет в горы, тем лучше она сохранилась. Странные извилины стены происходят от местного направления гор; всех укреплений на этом пространстве, составляющем по прямой черте около 80 верст, сохранилось 43…». На участке Дербент-Хапиль план Горной стены, опубликованный Березиным, в общих чертах совпадает с ее действительным направлением.

В 1887 г. детальный план Горной стены опубликовал Р. Эркерт. На плане показаны крепости и форты. Горная стена Дербента на плане Эркерта заканчивается крепостью (фортом) Чухун-кала недалеко от аула Ягдык.

В 1908 году была опубликована Н. А. Карауловым карта Горной стены («составленная по сохранившимся в горах развалинам этой стены»), конфигурация и протяженность которой не совпадают с планами Березина и Эркерта.

В 1928 г. Е. А. Пахомов «до конца», как он пишет, обследовал Горную стену, обнаружив последнюю крепость западнее Ягдыка на гребне Кара-Сырта над рекой Рубасом. Он прошел дальше на запад весь путь по направлению линии Горной стены на планах Караулова и Березина и не обнаружил никаких остатков Горной стены.

Источник

Дербентская стена

Крепость, старый город и крепостные постройки Дербента *
Citadel, Ancient City and Fortress Buildings of Derbent**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости
СтранаРоссийская Федерация
ТипКультурный
Критерииiii, iv
Ссылка1070
Регион***Европа и Северная Америка
Включение2003 (27 сессия)
* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Дербентская стена — двойная стена времён Сасанидов, перекрывающая Каспийские ворота в Дербенте. Топоним «Дербент» означает «узкие врата», и стена перекрывает эти ворота от морского берега до крепости Нарын-кала. Стена на протяжении 15 веков использовалась в оборонительных целях персами, арабами и монголами (ильханы, Тимуриды). Как наиболее сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества стена внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Длина стены составляет 3600 метров. Южная и северная стены идут параллельно друг другу на расстоянии 300—400 метров. Горная часть стены (Даг-бары) уходит на 40 км в сторону Кавказского хребта; это некогда грандиозное сооружение сохранилось лишь фрагментарно. Морская часть стены заходит на 500 метров в море, запирая вход в гавань. Наиболее древняя часть города заключена между этими двумя стенами. Южная стена, как более поздняя, была по большей степени снесена в XIX веке, в то время как северная в значительной степени сохраняет первозданный вид.

Нижние части стены сложены из необожжённого кирпича, но основной её объём, датируемый VI веком, выложен из крупных блоков тёсаного камня (100 на 65 на 25 см). Простенок между двумя рядами каменных блоков забутован рваным камнем; каменщиками использовался известковый раствор. Более поздние строительные периоды легко отличить по небольшим размерам блоков (в среднем 30 на 40 см). При кладке каменщики чередовали блоки «лицом» и «цоколем», что делало кладку более прочной. Средняя высота стен — 12 метров, толщина варьируется от 230 до 380 см.

Примерно на равных расстояниях друг от друга вдоль стены были возведены 73 оборонительные башни. На северной стене сохранилось 46 башен, расположенных примерно на расстоянии 70 метров друг от друга. Ворота, большей частью времён Сасанидов, отличаются своими архитектурными решениями. Из 14 первоначальных ворот сохранились девять: двое в крепости, 4 — в южной стене и 3 — в северной. Т. н. Каменные ворота были перестроены в средние века, ворота Сорока — в XVII веке, а Средние и Глашатайские ворота — после вхождения Дагестана в состав Российской империи.

Источник

Морские стены

По единодушному свидетельству арабских авторов IХ-Х веков, впервые достаточно подробно описавших Дербентские оборонительные сооружения, северная и южная городские стены далеко вдавались в море. Объясняя подобную конструкцию городских стен, местные легенды повествуют о богатом караване, который однажды подошел к Дербенту поздно вечером, после закрытия городских ворот, и поэтому стража не пустила его в город. Когда же утром открыли городские ворота, то каравана уже не было. Оказалось, что он обошел доходящие только до берега городские стены по морю, которое здесь имеет небольшую глубину. Узнав о том, что караван обошел город, по мелководью, не уплатив положенной пошлины, правитель города повелел продолжить стены в море, чтобы сделать невозможным обход города.

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

Однако существуют и другие легенды, которые, повествуя о возведении персидским царем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.) Дербентских укреплений, сообщают, что им на продолжении восточной оконечности северной городской стены был устроен мол для судов.

Мол — оградительное сооружение защищающее порт от воздействия волн. Служит также для размещения причалов для судов.

Части городских стен уходящих в море («Морские стены») до наших дней не сохранились и поэтому о них можно судить лишь по сообщениям древних авторов, местных легенд и преданий.

По версии местной исторической хроники «Дербенд-наме» «…стена Искандера Зуль-Карнайна (Александр Македонский) шла на один фарсах (фарсах = 6-7 км) по дну моря». Согласно другой легенде: «…Искандер по прибытию на Кавказ, жители которого были огнепоклонниками, отправился в Дербент, где посредством вала с металлическими столбами, так запрудил море Каспиас (одно из древних названий Каспийского моря), что ни одному кораблю нельзя было выйти в море».

Об искусственном моле и гавани в Дербенте сообщают многие средневековые арабские авторы.

Так, по сообщению ат-Табари (IX в.), арабы, завоевав город, продолжили выстроенную ранее Хосровом I Ануширваном стену «…на 105 локтей в море» и устроили в гавани цепь, замыкавшую вход. Аль-Истархи (X в.) писал «…Город Баб аль-абваб лежит у моря, а в центре его рейд для судов. Между рейдом и морем выстроены параллельно берегу моря две стены: проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта цепь, так, что не может судно ни войти, ни выйти иначе, как с разрешениям.

Некоторые арабские авторы даже описывают способ сооружения Хосровом I Ануширваном загадочных «морских стен». Согласно сообщению Баладзори (IX в.) Хосров приказал «… возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, он построил на них стену». Подобное описание строительства стен в море сообщают и другие авторы.

Масуди (X в.) описывает другой способ строительства. По его словам, стену возводили на надутых воздухом бурдюках, которые по мере возведения стены погружались в воду. Когда же бурдюки достигали дна, ныряльщики прокалывали их ножами. Под тяжестью веса стены воздух вытравлялся из бурдюков, и стена прочно садилась на дно моря.

Все эти описания сооружения «морских стен», явились скорее осмысливанием возможной технологии строительства последующими поколениями, чем реальностью. Не последнюю роль в столь преувеличенных, а порою фантастических сообщениях арабских авторов, видимо, сыграли огромные впечатления от грандиозных сооружений Дербента, подобие которых им ранее не встречались.

По мнению отдельных нынешних исследователей, технология сооружения морских стен, возможно, очень проста — подводная часть стены была сложена из достаточно больших, хорошо подогнанных друг к другу каменных кубов, держащихся без связывающих веществ, под собственным весом, а надводная — обычной технологией.

О длине стен, уходящих в море, у средневековых авторов нет единого мнения Одни сообщают, что стены достигали длины одной мили (1 арабская миля составляет около 2 км), другие пишут о длине стен в 3 мили, третьи называет цифру в 105 локтей (1 араб, локоть равняется около 50 см), четвертые о расстоянии в 6 башен (если учесть, что расстояние между башнями на северной стене составляет около 70 м, длина стен составит 400 — 420 м), пятые утверждают, что морские стены достигали длины в 600 локтей и т.д. Сообщения последних двух авторов исследователи считают наиболее достоверными. Обследования морского дна у побережья Дербента также выявили развалы стен на удалении до 300 м от нынешней полосы прибоя.

Анализ сведений древних авторов недвусмысленно свидетельствует, что морские стены возводились и использовались не только как препятствие против обхода города по мелководью вдоль берега, но и как, мол, для искусственной гавани, и выполняли одновременно оборонительные функции. О реальности подобной точки зрения свидетельствует и тот факт, что Дербент в средние века был крупнейшим портом на Каспийском море. При всей противоречивости сообщений средневековых арабских авторов, даже если принять самые минимальные размеры (25 га), приводимых ими, Дербентская гавань имела внушительные размеры.

Однако у отдельных современных исследователей существует и несколько иное мнение. Сопоставляя остатки стен, старые рисунки и описания древних авторов, они склонны считать, что морские стены, как таковые, древними строителями не возводились. Первоначально городские стены были построены до уреза морской воды. Затем уровень моря поднялся, и некоторая часть стен оказалась в море. И то, что было не под силу человеку, совершила природа, усилив тем самым мощь и грандиозность древнего Дербента.

В поддержку этой версии говорит и давно установленное значительное колебание уровня Каспийского моря, и косвенные сообщения отдельных источников. Так, на географической карте Каспийского моря, составленной в 1320 году, имеется запись: «Море каждый год прибывает на одну ладонь, и уже многие хорошие города затоплены». А московский купец Федот Котов, побывавший в Дербенте по пути в Персию в 1624 году, писал: «…А стоит город концом на горе, а другим концом в море. И сказывают, что ещё того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня стоит в воде, велика, и крепка».

Однако легенды о строительстве стен непосредственно в море оказались живучими, так как соответствовали легендарной истории города, желанию народа, стремившегося не только бережно сохранить сведения, полученные в наследство от предков, но и возвеличить свой город, окружив его таинственным ореолом легенд.

Веками вода размывала камни, и стены рушились. Еще арабский автор сообщал, что в X веке в Баб аль-Абвабе обрушился мол, вдававшийся в море и защищавший гавань от нападения хазар. Более поздние авторы сообщают о морских стенах Дербента уже в прошедшем времени. Так, например, Исмаил бен Насир (XIII в.), автор знаменитых «Географических таблиц», писал: «… Волны моря несколько раз разрушали стены города»

Видимо, после одного из разрушений в X-XI веках мол так и не был восстановлен. Этому в немалой степени способствовало бурное развитие естественной глубоководной бакинской гавани и то, что изменение размеров и конструкций судов со временем стало создавать определённые трудности для причаливания их в мелководной Дербентской гавани. Хотя имеются сведения о том, что персидский шах Аббас I в 1606 году начал работы по восстановлению морских стен А. Олеарий посетивший Дербент в 1638 году, писал: «… Все побережье у Дербента скалистое, так что корабельщикам здесь останавливаться неудобно и опасно».

Беспощадное время не оставило следов древней дербентской гавани. Частые разрушения морских стен, агрессивная морская среда, весьма значительные колебания уровня Каспия, потеря мелководной дербентской гаванью своего значения привели к тому, что полностью исчезли его конструкции.

В настоящее время та часть стены, которая вдавалась в море, полностью разрушена. И поэтому о длине, высоте, конфигурации и материалах морских стен города можно судить лишь по противоречивым, а порою даже взаимоисключающим, сообщениям древних авторов.
Сегодня же на волне эйфории при подготовке к празднованию юбилея города смело высказываются идеи о строительстве в Дербенте порта и даже аэропорта, хотя экономических предпосылок к этому никаких нет. Дербент не производит товаров в таких количествах с которым не справлялся бы наземный транспорт. А развитие туризма, и слоган «создадим туристический кластер» так же остается не воплощенным в реальность уже более 30 лет.

Источник

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

Дербент (пер. с перс. «Закрытые ворота») расположен в наиболее уязвимом в стратегическом отношении месте Прикаспийского прохода, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к морю, оставляя лишь узкую трёхкилометровую полоску равнины. Цитадель Нарын-кала занимает вершину ближайшего к морю холма. Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены (северная и южная), примыкавшие на западе к цитадели, а восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Меж этими стенами и располагался город Дербент. К западу от цитадели на сорок километров тянулась Горная стена, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам.

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

«Дербенд-наме» («Книга о Дербенте»), содержащая ценные сведения по истории города, Дагестана и Ширвана в V—XI веках, приписывает строительство крепости персидскому шаху Каваду I (488-531 гг.) из династии Сасанидов. Но при Каваде, вероятно, были построены первые сырцовые укрепления из необожженных кирпичей, которые впоследствии заменили на мощные каменные стены.

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

Персидский катафракт, V век.

Все историки согласны с тем, что существующий в настоящее время каменный оборонительный комплекс возведен при знаменитом персидском шахе Хосрове I Ануширване (531-579 гг.). Стены были построены на самой северной границе Ирана и стали «опорным краем державы» – серьезным препятствием для нападений кочевников.

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости
Персидский катафракт, VII век.

Дербентская крепость — грандиозная оборонительная система, защищавшая народы Закавказья и Передней Азии от нашествий кочевников с севера. Можно сказать, что она является современником всем известного храма Св. Софии в Константинополе (постр. в 532-537 гг.).

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

Дербент выдержал много осад и редко кому удавалось захватить его силой.
В 627 г. хазары напали на Дербент, но не смогли его взять.
В 642 и 651 гг. арабы дважды занимали город без боя, но затем оставляли его.
В 732 г. Дербент был взят после долгой осады арабским войском Масламы и вошел в состав халифата. Маслама вынудил горожан капитулировать, отравив источники, снабжавшие осажденных водой. При арабах была построена соборная мечеть, сохранившаяся до нашего времени. Маслама укрепил и усилил обветшавшие к тому времени стены и башни, построил новые ворота. Город стал крупным торгово-ремесленным центром Кавказа и всего ближнего Востока.
В 754 г. хазары осадили крепость, приставив к стенам деревянные срубы для штурма, но арабы облили их зажженной нефтью. Врагам пришлось отступить.
После распада халифата Дербентом правила местная династия Хашимидов ( с 869 г.).
В 903 г. хазары снова осадили город, но все попытки взять его оказались безуспешными.

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

В 1075 г. город переходит под власть турок-сельджуков. Дербент без боя был занят армией сельджуков под командованием военачальника Савтекина.
В 1223 г. монголы под началом Джебе и Субедея не рискнули атаковать Дербент и предпочли обойти его по горным перевалам.
В 1239 г. Дербент признал власть монголов хана Бату.

Источник

Секреты древних стен Дербента, горная стена

Горная стена Даг-бары

Горная стена Даг-бары (VI е.). которую по праву называют Великой кавказской стеной, наряду с Дербентской крепостью и городскими стенами составляет грандиозную оборонительную систему. Начинается она у юго-западного угла цитадели Нарын-кала и тянется на запад на расстояние более 40 км. На всем своем протяжении она была укреплена системой фортов и полуфортов. Конструкция Горной стены идентична конструкции городских стен Дербента. В настоящее время стена сохранилась не 20-30%.

Подводная стена

высота стен дербентской крепости. Смотреть фото высота стен дербентской крепости. Смотреть картинку высота стен дербентской крепости. Картинка про высота стен дербентской крепости. Фото высота стен дербентской крепости

Почти все старые письменные источники свидетельствуют однозначно: часть дербентской стены была всегда подводной. При Хосрове Великом ее специально строили в воде, так как это было нужно для лучшей защиты «Ворот Кавказа» от набегов кочевников. Большинство арабских путешественников, посетивших Дербент в X в., пишут, что дербентская стена далеко уходит в море Правда, единодушного мнения о ее размере они не высказывают. Так. одни из них сообщают, что длина подводной части достигает три мили, другие — одну милю, а третьи ограничивают ее всего лишь попумилей. Есть даже сообщение Хилапь ас-Саби о дпине морской части дербентской стены в «шестьсот локтей». Авторы X-XI вв.. не ограничиваясь указанием ее размеров, описывают и способы ее строительства. Хотя и здесь у них тоже нет единства. Например, ал-Масуди в своей книге Мурудж ад-Дзахаб («Россыпи золота») рассказывает о применении специальных понтонов в виде надутых воздухом кожаных бурдюков. С помощью этих «плавсредств» тяжелые каменные плиты переправлялись с берега к месту их установки. Там ремни, которыми бурдюки быпи привязаны к плитам, перерезались, и плиты плавно ложились на морское дно.

По другой версии, которую привел ал- Баладзори в «Книге завоевания стран», строители вначале возили в море на лодках камни и бросали их в море, а потом, когда эта каменная наброска показывалась над поверхностью воды, на ней возводилась стена из «каменных глыб и свинца». Ал-Мукаддаси сообщает, что свинец ислопьзовался в качестве раствора, скреплявшего каменные плиты. Хилаль ас-Саби поправпяет его и сообщает, что свинец заливался в отверстия в стеновых блоках, через которые потом пропускали крепежные железные стержни. Известно, что персидские строители в то время действитепьно скрепляли каменные стены железными болтами со свинцовыми вставками. Такая конструкция надежно предохраняла здания от разрушения во время частых в тех районах землетрясений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *