восточные двери флорентийского баптистерия

Лоренцо Гиберти
Райские Врата. 1425-1452

Работу над вторыми дверями Гиберти закончил в 1424 году. К этому времени его слава была столь велика, что он получил заказ на третьи двери Баптистерия, расположенные напротив главного входа в собор Санта Мария дель Фьоре. Гиберти работал над ними 26 лет, и они стали величайшим шедевром искусства Раннего Возрождения. Впоследствии Микеланджело скажет, что «они столь прекрасны, что могли бы служить дверями Рая». В основе сюжетной программы «Райских врат», составленной крупнейшим итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полях, он решил каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Повествование начинается с верхней левой композиции «Сотворения мира», включающей сцены создания Адама и Евы и изгнание прародителей из Рая. Каждое клеймо объединяет, как правило, несколько разновременных эпизодов. Слева направо, регистрами – сверху вниз расположены следующие сюжеты:

Сотворение Адама. Сотворение Евы. Изгнание из Рая.
История Каина и Авеля.
История Ноя.
История Авраама.
История Исаака.
История Иосифа.
История Моисея.
История Иисуса Навина.
История Давида.
Соломон и царица Савская.

Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.

Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две скульптурные головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника, помогавшего ему в работе.

Источник

Двери Гиберти. Porta del Paradiso

Уникальный шедевр.PORTA DEL PARADISO.ВРАТА РАЯ
Лоренцо Либерти в баптистерии Флоренции (1425—1452).Название Porta del Paradiso было дано Микеланджело. Мастер сделал этот шедевр за 27 лет.

Лоренцо Гиберти ( Lorenzo Ghiberti 1378-1455) — итальянский скульптор, ювелир, историк искусства. Представитель Раннего Возрождения. Один из величайших мастеров рельефа. Жил во Флоренции. Ученик своего отчима — золотых дел мастера. Посвятил себя скульптуре после 1401 г., когда вышел победителем в конкурсе на лучший рельеф для новых бронзовых дверей баптистерия во Флоренции.

Конкурс проводился на основе бронзовых рельефов, изображающих жертвоприношение Исаака, которые участники должны были предварительно предоставить для оценки. Финалистами конкурса стали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.

После долгих обсуждений новый более экономичный в использовании бронзы метод и более лиричный стиль приносят Лоренцо победу и он начинает трудится над второй парой бронзовых дверей (первой в его карьере, но до этого в Баптистерии уже стояли двери, исполненные Андреа Пизано).Работа заняла у автора 27 лет.

Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XV в. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и др.

После 1430 г. у Гиберти возрос интерес к античному искусству, он изучал памятники античности, коллекционировал их. Сблизился с гуманистами, его увлекли теоретические проблемы искусства. В 1445 г. Гиберти — один из самых образованных людей своего времени — приступил к работе над «Комментариями». Всего их три, и ни одно сочинение не окончено.

БРОНЗОВЫЕ ДВЕРИ БАПТИСТЕРИЯ. ВРАТА РАЯ.

Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери — северные (1403—1424) и восточные (1425—1452) — для этого баптистерия. Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Вероятно, поэтому они прозваны «Райскими».

В каждом из рельефов Гиберти изображает несколько сцен.
Реалистичность изображения в рельефах Восточных врат была достигнута художником благодаря не только пластически убедительной трактовке фигур основных персонажей, но и необычной для скульптуры подробной характеристике места действия в различных сценах, что, в частности, потребовало от мастера безошибочного владения перспективой.

1 СОТВОРЕНИЕ АДАМА И ЕВЫ. ГРЕХОПАДЕНИЕ. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ. 1425 – 1452
Позолоченная бронза.Баптистерий Сан-Джованни. Флоренция, Италия

На этом рельефе изображено сотворение Адама и его жены Евы, выполненных с величайшим совершенством. Видно, что Лоренцо постарался сделать тела их настолько прекрасными, насколько только мог, желая показать, что подобно тому, как человеческие тела, выйдя из рук Господа, были самыми прекрасными фигурами, когда либо им созданными, так и эти фигуры, вышедшие из рук художника, должны были превзойти все остальные, созданные им в других его работах

2. ТРУД ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ КАИНА И АВЕЛЯ. КАИН УБИВАЕТ АВЕЛЯ. БОГ ПРОКЛИНАЕТ КАИНА.
На этом рельефе прекрасно изображено, как Каин пашет землю на паре волов, которые тащат в ярме плуг и усилия которых кажутся настоящими и естественными; таков же и Авель, пасущий стадо. Когда Каин его убивает, мы видим, как безжалостно и жестоко он дубиной поражает брата и как сама бронза являет изнеможение мертвых членов в прекраснейшей фигуре Авеля; а вдали, в плоском рельефе, изображен Бог, спрашивающий Каина, что он сделал с Авелем

3. НОЙ СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ, ПОКИНУВ КОВЧЕГ, УСТРАИВАЕТ ЖЕРТВЕННИК. ОПЬЯНЕНИЕ НОЯ. 1425 – 1452

Лоренцо показал Ноя в момент, когда тот выходит из ковчега. С ним его жена с сыновьями, дочерьми и невестками, а также все животные, как пернатые, так и четвероногие. Ковчег открыт, а в перспективе очень низким рельефом – тела утонувших. Фигуры Ноя и членов его семьи необыкновенно живы и полны движения. В сцене жертвоприношения видна радуга, знак мира между Богом и Ноем.

Превосходнее всего та сцена, где он сажает виноград и, опьяненный вином, кажет срам свой, а Хам, его сын, над ним издевается. И поистине лучше изобразить спящего невозможно, и мы видим изнеможение опьяненного тела и уважение и любовь в других двух его сыновьях, которые с прекрасными движениями его прикрывают. Помимо этого, там изображены бочка, виноградные ветви и прочие принадлежности для сбора винограда, выполненные с большой наблюдательностью и расположенные в соответственных местах так, что не загораживают историю, но очень ее украшают

4. АНГЕЛЫ ЯВЛЯЮТСЯ АВРААМУ. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА.

5.РОЖДЕНИЕ ИСАВА И ИАКОВА. ИСАВ УСТУПАЕТ ИАКОВУ СВОЕ ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА. ИСААК ПОСЫЛАЕТ ИСАВА НА ОХОТУ. РЕВЕККА ДАЕТ СОВЕТ ИАКОВУ. ИСААК ОБМАНУТ.

Лоренцо превзошел сам себя, когда в этом рельефе ему пришлось преодолевать трудности в изображении зданий. Здесь он представил, как у Исаака родились Иаков и Исав, как Исав отправляется на охоту, подчиняясь воле отца, как Иаков, наученный Ревеккою, подает жареного козленка, окутавшись его шкурою, а Исаак, пославший за ним, дает ему свое благословение. В этом рельефе очень хороши и естественны собаки, а фигуры Иакова, Исаака и Ревекки производят такое же впечатление, какое они производили сами, когда были живы.

6. ИОСИФ ПРОДАН КУПЦАМ. ОБНАРУЖЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ЧАШИ В МЕШКЕ ВЕНИАМИНА. ИОСИФ ОТКРЫВАЕТСЯ СВОИМ БРАТЬЯМ.

На шестом рельефе он изобразил, как братья сажают Иосифа в водоем, как продают его торговцам, как последние дарят его фараону, которому он истолковывает сон о голоде и советует сделать запасы для борьбы с ним, и как за это он осыпан почестями со стороны фараона. Там же представлено, как Иаков посылает сыновей за хлебом в Египет, как Иосиф узнает их и отправляет к отцу.

7. МОИСЕЙ ПОЛУЧАЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ СВОД ЗАКОНОВ.

На этом рельефе изображена гора Синай, а на вершине ее – Моисей, который принимает от Бога скрижали. На середине горы ждет его Иисус Навин, а у подножия – весь народ, напуганный громом, молнией и землетрясением, в разнообразных положениях.

8.НАРОД ИЗРАИЛЯ В ВОДАХ ИОРДАНА. ПАДЕНИЕ ИЕРИХОНА.

В восьмом рельефе Лоренцо обнаружил огромную старательность и любовь, представив, как Иисус Навин пошел на Иерихон, повернул Иордан, воздвиг двенадцать шатров, в которых поместились двенадцать колен израилевых. Все это очень хорошо сделанные фигуры, но еще лучше барельефный задний план, где евреи двигаются вокруг Иерихона с трубными звуками, и от этих звуков рушатся стены иерихонские и город достается им

9.ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ.СРАЖЕНИЕ ПРОТИВ ФИЛИСТИМЛЯН. ДАВИД УБИВАЕТ ГОЛИАФА.

На рельефе изображено убийство Голиафа, которому Давид рубит голову в позе ребяческой и в то же время воинственной, а полчища филистимлян обращаются в бегство перед воинством Божим. Здесь – люди, лошади, колесницы и другие орудия войны. Здесь же представлено, как возвращается Давид с головою Голиафа в руках и как народ встречает его с музыкой и песнями. Все передано очень живо и изящно.

10.СОЛОМОН ПРИНИМАЕТ ЦАРИЦУ САВСКУЮ. 1425 – 1452

Лоренцо осталось сделать все, на что он был способен, в десятом и последнем рельефе, где царица Савская с огромной свитой приезжает к царю Соломону. Здесь он изобразил здание в перспективе, а все фигуры так же хороши, как и в предыдущих рельефах.

Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах — изображения пророков, между ними — медальоны «Врата рая» потребовали у скульптора 27 лет жизни 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты — сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».
Лоренцо Гиберти на вертикальном фризе между головами пророков оставил свой портрет и подпись на латыни
«Восторгайся с каким искусством сделано!»

Дверь оставалась на месте на протяжении веков, хорошо сохранилась благодаря высокому качеству работы Гиберти.

Бронзовая копия этих ворот, выполненная литейщиком В. П. Екимовым, установлена с северной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В 1947 году началась первая фаза реставрации монументальной двери, каждая половина 5 м. в высоту 1,5 м. в ширину и весом в 400 кг.

Дверь была демонтирована в 1943 году из-за взрывов Второй мировой войны, спрятана в галерее и возвращена в Баптистерий в 1948 году.

После наводнения 1966 года некоторые панели были доставлены в Opificio delle Pietre Dure для ремонта.
В 1990 году вся дверь была демонтирована для полного восстановления и заменена на копию,выполненную флорентийской мастерской Энрико Маринелли.

Реставрация длилась до сегодняшних дней и участвовало 50 специалистов — архитекторы, физики, инженеры, реставраторы, использованы современные методы очищения золота лазерным лучом и результат впечатляет!

При жизни Лоренцо Гиберти познал признание современников и славу. Он по праву считается одним из гениальных мастеров Возрождения. Он скончался всего через 3 года после завершения работы над «Вратами рая». Похоронен Лоренцо Гиберти в полу базилики Санта Кроче (то есть, Святого Креста), в той церкви, где хранится множество произведений искусства и где нашли свое упокоение самые знаменитые жители Флоренции.

Источник

Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции

Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) – это старинное здание во Флоренции рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьори на Соборной площади. Построенный еще в 5 веке, баптистерий являлся местом крещения практически всех флорентийцев вплоть до 19 века! Даже знаменитого Данте Алигьери и представителей правящих кругов Флоренции – семейства Медичи.

История возникновения баптистерия Сан-Джованни

Баптистерий Сан-Джованни по праву считается одним из самых первых строений во Флоренции. Примечательно, что до возведения баптистерия на этом месте располагался языческий храм Марса – главного бога войны в античном веровании.

Первоначальное здание было построено еще в 5 веке. Баптистерий был освящен в честь Иоанна Крестителя и предназначался для обряда крещения флорентийцев.

Реконструкция

В 1059 году баптистерий Сан-Джованни был перестроен. Практически полностью реконструированный баптистерий открыл свои двери для жителей Флоренции в 1129 году. В это же время в нем был установлен алтарь в полукруглой апсиде, а здание было отделано мрамором.

Уже позже рядом с баптистерием были построены главный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто.

Современное время

Находясь на главном историческом месте Флоренции — Соборной площади, просто невозможно обойти вниманием баптистерий Сан-Джованни. Одно из самых старинных зданий города представляет огромную историческую и художественную ценность.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Фото: vvoe / Shutterstock.com

Архитектура баптистерия Сан-Джованни

Внешне баптистерий выглядит достаточно скромно, но его истинным достоянием являются невероятно красивые ворота с южной, восточной и северной стороны. А внутри – несколько настоящих произведений искусства.

Фасад

Изумительное здание в форме восьмигранника в романском стиле выглядит достаточно сдержанно и имеет мраморную отделку в бело-зеленой гамме. Построенные позже собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто сочетаются с баптистерием по цветовой гамме и выглядят очень органично в едином архитектурном ансамбле.

Восьмигранная форма баптистерия имеет важное религиозное значение. Каждая грань относится к одному из семи дней творения мира богом, а восьмая грань означает крещение, когда человек как бы заново рождается.

Ворота

Особую ценность в архитектуре баптистерия Сан-Джованни представляют его знаменитые ворота: южные, северные и восточные. Такое количество ворот объясняется тем, что крещение в храме проводилось два раза в год, а люди, желающие креститься и собиравшиеся на входе, собирались почти со всей Флоренции.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Южные ворота

С юга – самые старинные двери, выполненные еще Андреа Пизано в 30-е годы 14 века. Они украшены 28 барельефами. Часть барельефов посвящена сценам из жизни Иоанна Крестителя, а часть содержит символическое изображение Основных добродетелей.

Северные ворота

Северные ворота были изготовлены в период 1401-1424 гг. другим архитектором — Лоренцо Гиберти. Они также состоят из 28 изумительных барельефов, но уже с изображением сцен из Нового Завета. На северных воротах барельефы выполнены в готическом стиле.

Восточные ворота

Ворота с восточной стороны наиболее знамениты своими 10 позолоченными барельефами. Эти ворота были созданы позже остальных – уже в 1425-1452 гг., тем же Лоренцо Гиберти. Барельефы повествуют о библейских историях. Настоящее произведение искусства, северные ворота через 50 лет были названы «вратами рая» никем иным, как самим Микеланджело!

Интерьер

Внутреннее убранство баптистерия Сан-Джованни гораздо богаче и ярче его внешнего облика. Стены и пол также выполнены из мрамора, а возле каждой стены установлены монументальные колонны.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Фото: javarman / Shutterstock.com

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Фото: Vladislav Gurfinkel / Shutterstock.com

Главную ценность в баптистерии представляет восхитительный купол, украшенный мозаикой работы 13-14 веков. Над созданием мозаики трудились византийские мастера. В ее центральной части изображены сцены из библейского Страшного суда с фигурой Иисуса Христа.

Также в баптистерии располагается алтарь 13 века и купель 16 века. К сожалению, ранее располагавшийся здесь знаменитый Крестильный источник, описанный Данте в «Божественной комедии», не сохранился.

Еще в баптистерии можно увидеть гробницу антипапы Иоанна XXIII, выполненную известными скульпторами Донателло и Микелоццо, саркофаг епископа Раниери и более ранние саркофаги древнеримского периода.

Другим произведением искусства, хранящимся в стенах баптистерия, является статуя Магдалины работы Донателло (15 век).

Как добраться до баптистерия Сан-Джованни

Располагается баптистерий Сан-Джованни на Соборной площади (Piazza del Duomo) рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьори (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) и колокольней Джотто (Campanile di Giotto).

Эту площадь легко найти – она находится прямо в историческом центре города. А высоченный красноватый купол собора трудно не заметить даже издалека!

Часы работы баптистерия

Баптистерий Сан-Джованни открыт для посещения:

Стоимость билета

Купить отдельный билет в баптистерий Сан-Джованни по состоянию на 2020 год невозможно. Если вы решили посмотреть прекрасное творение внутри, то необходимо приобрести единый билет для осмотра соборного комплекса за 18 Евро.

Будьте внимательны: подъем на купол нужно обязательно забронировать заранее (в этом случае билет действителен 72 часа с даты бронирования).

Если вы не планируете подниматься на купол, то билет можно использовать в течение 30 дней с выбранной даты посещения. После первого входа в одно из зданий соборного комплекса билет действителен в течение 72 часов.

Билеты можно купить напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura, либо на официальном сайте Дуомо во Флоренции www.ilgrandemuseodelduomo.it.

Уточняйте информацию о расписании и стоимости билетов на официальном сайте.

Посетите также

Рядом с баптистерием Сан-Джованни находятся также не менее знаменитые кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто, на которые можно подняться и охватить взглядом весь город.

Также стоит посетить музей Дуомо, расположенный неподалеку. Там находятся оригиналы ворот баптистерия, различные реликвии и скульптуры из собора и колокольни, помещенные туда для сохранности. Осмотр главного собора – бесплатно.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Источник

Восточные двери флорентийского баптистерия

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Лоренцо Гиберти

Годы жизни: 1378 – 1455
Когда Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к созданию недостающих дверей древнейшего и наиболее почитаемого храма Флоренции — Сан-Джованни, то всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во Флоренцию. Они должны были представить компетентным судьям и горожанам свои работы. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти.

Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1378 году. В юности учился у золотых дел мастера, работал как живописец. Затем Лоренцо скитался по разным городам. Некоторое время работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Вот что пишет сам Гиберти: «В юношеские мои годы, в лето от рождества Христова 1400, я уехал отсюда из-за появившейся во Флоренции эпидемии, а также несчастья, обрушившегося на родину, вместе с одним выдающимся живописцем, которого призвал синьор Малатеста в Пезаро. Он поручил нам одну комнату, и мы расписали её с величайшим прилежанием. Дух мой очень сильно стремился к живописи, и это было причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в которой я находился, доставили мне славу и пользу. Но в это время мои друзья написали мне, что попечители храма Сан-Джованни Баттиста рассылают приглашения всем мастерам, которые прославились своей учёностью и от которых они хотели получить доказательства».

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Баптистерий Сан-Джованни

Живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, но можно предполагать, что они были высокого уровня. Ведь не зря синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своём дворе.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров: троих флорентийцев и четырёх тосканцев. Среди последних был и Лоренцо.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. В число участников вошли тогда почти неизвестные, а в скором будущем великие мастера Возрождения Брунеллески и Донателло. Сроку исполнения работы — один год. Впоследствии Джорджо Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в неё всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений».

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Южные двери Баптистерия
Андреа Пизано

Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался изготовлением моделей из воска и гипса. Каждую новую модель Гиберти в отличие от других конкурентов показывал всем желающим. Он верил в свои силы и не боялся дурного глаза. Напротив, молодой скульптор дорожил мнением понимающих людей.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Северные двери Баптистерия

В 1402 году наступило время подведения итогов. 34 видных художника и скульптора долго и внимательно знакомились с произведениями. После многочисленных обсуждений лучшими были признаны произведения Брунеллески и Гиберти. По версии Вазари: «Донато (Донателло. — Прим. авт.) и Филиппо (Брунеллески. — Прим. авт.), увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо». Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Гиберти сразу же принялся за работу. Разве он мог тогда подумать, что создание дверей для Флорентийского баптистерия займёт основную часть его жизни! Он решает следовать опыту Андреа Пизано, отлившего южные, самые первые, двери храма. Лоренцо избирает для дверей практически такую же композицию — те же 28 полей, из них 8 нижних отведены для отдельных аллегорических фигур, берёт излюбленную готикой форму рамы поля — квадрифолий.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Гиберти вместе со своими учениками поглощён работой над дверьми Сан-Джованни. Но приходится иногда отрываться. Знаменитому теперь скульптору поступают приглашения из Рима, Сиены, Венеции. Вот что пишет Гиберти о работе в Сиене: «Сьенская коммуна поручила мне исполнить две истории для купели: одна история — когда святой Иоанн крестит Христа, и вторая — когда святого Иоанна приводят к Ироду. Затем я собственными руками сделал из бронзы статую святого Матфея высотою в четыре с половиной локтя. Затем я сделал из бронзы гробницу мессера Леонардо Дати, генерала ордена братьев-проповедников: это чрезвычайно учёный человек, и я сделал его портрет с натуры; гробница исполнена в низком рельефе с эпитафией внизу. Также благодаря мне были исполнены в мраморе гробницы Лодовико дельи Обицци и Бартоломео Валори, похороненных в церкви братьев-миноритов. Кроме того, я изготовил бронзовую раку для церкви Санта-Мария дельи Анджели, где молятся монахи-бенедиктинцы; в этой раке помещены были мощи трёх мучеников: Прота, Гиацинта и Немезия. На передней стороне её были изображены два ангелочка, держащие в руках гирлянду из оливковых ветвей, на которой написаны имена этих мучеников. В это время я оправил в золото один сердолик, величиною с орех в скорлупе, на котором были изображены превосходнейшим образом три фигуры, исполненные руками выдающегося античного мастера. Для черенка я сделал дракона с полураскрытыми крыльями и опущенной головой, шея посередине изогнута, крылья образуют собой ручку печати. Дракон или змея, как скажем мы, был среди листьев плюща; моей рукой были вырезаны вокруг фигуры античные буквы, называющие имя Нерона, которые я сделал с великим прилежанием».

Есть у мастера заказы и из родной Флоренции. Так, Гиберти выполняет три бронзовые статуи для украшения Сан-Микеле: Иоанн Креститель (1414), св. Матфей (1419–1422), св. Стефан (1428).

Прошло уже больше двадцати лет с той поры, как он начал работу над заказом Флорентийской синьории. Наконец большой труд окончен. Многочисленные граждане Флоренции пришли посмотреть на дело рук великого художника. Были мастера и из других городов. Успех оказался необычайно велик. Тут же последовал заказ на новые двери. Они должны были украсить главную, восточную, сторону баптистерия.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Северные двери Баптистерия

В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми дверьми, которые Микеланджело назовёт «Врата рая», они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь мир.

Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс, и Гиберти не мог не почувствовать эти перемены. Он сам участвовал в происходящем, не мог быть в стороне.

Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для рельефов. Теперь это были не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно разные события библейской истории. Лоренцо, глядя на свои модели из воска, понимал: форма квадрифолия здесь не подойдёт. Она слишком сложна.

И он выбирает квадрат — широкая, устойчивая форма, чрезвычайно удобная для перспективных построений. Гиберти принимает также решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24.

«На задней стороне дверей, — пишет М. Ненарокомов, — так и сохранилась на вечные времена разметка на 24 квадрата. И всё равно что-то не устраивало Лоренцо. Ему не хватало места на дверях. Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника. Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится.

А что если фигуры пророков (ведь для каждого из них — своё поле, целых восемь полей) перенести в обрамление рельефов? Поместить их как маленькие статуи в ниши, устроенные по бокам рельефов. Прекрасная мысль! Но и этого кажется Лоренцо мало. Он решается на уже совсем смелый шаг — уменьшает количество рельефов до десяти. Итак, по новой схеме площадь дверей поделится на десять равных полей квадратной формы, вокруг которых будет пущено скульптурное обрамление.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Исаак с Исавом и Иаковом

В таком виде он и оставил композицию. Сказал об этом канцлеру Бруни. Тот пришёл в ужас. Полный разрыв с традициями, как же так? Но Лоренцо стоял на своём: десять полей, и ни на одно больше. Поспорил, поспорил Леонардо Бруни, да и согласился. Знал, что тяжёл характер у мастера. Тяжёл, упрям, как бронза, из которой отливает Гиберти свои рельефы…

…Первый раз в жизни „колдует“ Гиберти над такими большими рельефами. Есть простор, и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах. Это уже не маленькие отдельные элементы здания, это огромные арки с лестницами, террасы, на которых происходит действие. А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Каждый рельеф — это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Не в силах он уйти от действительности».

В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясён обилием античных памятников. Позднее римские арки скульптор перенесёт на свои рельефы. Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Днём он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат.

О его значении говорит М. Ненарокомов: «Он разделил его на три части. Первую часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и учёный пересказал историю античного искусства по Плинию. Вторая — наиболее интересная. Она отведена искусству средних веков. Лоренцо начал её с характеристики этого искусства. Но главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям художников.

Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография была первой, его или Альберти, но собственная биография Лоренцо ближе к нашему пониманию этого жанра».

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Соломон и царица Савская

А работа над воротами всё продолжается… И чем дольше трудится над вратами скульптор, тем больше его волнует вопрос перспективы. В связи с этим он начинает заниматься строением глаза, теорией света, всем тем, что связано с оптикой. После смерти на столе в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Истории Иакова и Исава» в сложную многоплановую композицию. Глубина изображённого на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Отчасти Гиберти добивается этого, варьируя высоту рельефа и делая фигуры первого плана почти круглыми. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Но значительно важнее тщательно выверенная оптическая иллюзия удаления в пространстве фигур и архитектурных сооружений, отчего происходит постепенное, а не беспорядочное, как прежде, уменьшение их размеров.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах — изображения пророков, между ними — медальоны. «Врата рая» потребовали у скульптора двадцать семь лет жизни. Двадцать семь лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты — сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

В 1452 году Лоренцо Гиберти наконец окончил восточные двери. Он представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из самых счастливых дней. Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни. Всеобщий восторг — лучшая награда Гиберти.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия

А всего через три года Лоренцо Гиберти не станет.

восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть фото восточные двери флорентийского баптистерия. Смотреть картинку восточные двери флорентийского баптистерия. Картинка про восточные двери флорентийского баптистерия. Фото восточные двери флорентийского баптистерия
Надгробная плита Гиберти

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *