во поле кудрявая стояла
Андрей Усачёв
Андрей Усачёв — Во поле берёзка стояла
На данной странице вы можете слушать и скачать песню «Во поле берёзка стояла» Андрей Усачёв, а также найти слова песни, чтобы петь её вместе с друзьями. Голосуйте за песню в нашем хит-параде детских песен.
Поделиться
Текст песни
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.
Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Четвёртую балалайку,
Четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.
Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися.
Люли люли, проснися.
Люли люли, проснися.
Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся.
Люли люли, умойся.
Люли люли, умойся.
Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.
Люли люли, помолися.
Люли люли, помолися.
Ансамбль Добряшки
Ансамбль Добряшки — Во поле берёзонька стояла
На данной странице вы можете слушать и скачать песню «Во поле берёзонька стояла» Ансамбль Добряшки, а также найти слова песни, чтобы петь её вместе с друзьями. Голосуйте за песню в нашем хит-параде детских песен.
Поделиться
Текст песни
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли-люли, балалайку,
Люли-люли, балалайку.
Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли-люли, играти.
Люли-люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися!
Люли-люли, проснися!
Люли-люли, проснися!
Борода седая пробудися!
Вот тебе водица, умойся!
Люли-люли, умойся!
Люли-люли, умойся!
Вот тебе рогожа утрися!
Вот тебе лопата помолися!
Люли-люли, помолися!
Люли-люли, помолися!
Во саду ли, во поле берёзку заломати
Если взять, шорт-лист самых долговечных русских песенных хитов, то в топе непременно окажется песенка «Во поле берёза стояла…» и не «ландыши», не «жёлтые тюльпаны» вовсе. Это фольклор, а не попса.
Звучит берёзовый шедевр с незапамятных средних веков, хотя на бумаге первое его упоминание датируется 1790 годом в песенном печатном сборнике. Как сейчас представляю, что молодые и весёлые древнерусичанки клинописью на бересте при лучине списывали друг у дружки слова и ноты.
Более поздние трактовки «глубинного» смысла незамысловатой песенки сводились, к тому что этот шедевр родился из придворного мюзикла времён Елизаветы: «Придворные актёрки изображали местных “пейсанток” (крестьянок), полуобнажённые хороводы водились среди берёз и стимулировали барчуков к размножению во имя могущества России». Бывало, что танцевалась это народная-хороводная эротика в дворцовых банях. Однако, как хит, эта песенка со временем вошла во все детские нотные тетрадки для начинающих музыкантов в России ещё в ХVIII веке. Поймут все, кто ходил в какую-нибудь музыкалку.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Всё-таки прекрасен пейзаж крестьянских полей. Во поле стоит берёзка кудрявая, чтобы в жаркий летний день было, где в тени укрыться.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Некому заломати, не в плане отсутствия людей, а в смысле нахрена ломать деревья. И тут здрасьте, пожалте, появляется великий музыкант из народа. В голове у него замечательные мелодии звучат. Но видимо дома забыл нотную тетрадь и гусиное перо с чернилами. Пришлось самому на слух определять красоту новой мелодии.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Молодец, взял и сделал из берёзы три флейты типо гудок и начал наяривать: ах, вы сени мои сени… Да, только всё это не так. Все традиционные народные инструменты имели на Руси статус мужских инструментов, игра на инструментах женщины осуждалась обществом, как социальная распущенность. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией бродячих скоморохов и гусляров, осуждавшееся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Один из древне-русских указов, направленных на искоренение скоморошества гласит: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь на огне…». Всё-таки надеемся, что отношение в 16 веке к музицированию на берестяных гудках крестьян стало отношение более демократичным.
Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени.
Музыкант-виртуоз, хоть консерваторий не оканчивал, тут же забубенил себе балалайку. Струны из волосяк сплёл, натянул и как заорал в миноре:
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити:
Ба, так це ж дивчина, а не парень. Голосище звонкое, коса ниже пояса, между сочных булок елозит, фэнтэзи всяки возбуждат.
«Встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися.
Вот, так ухарь-ухажёр, дрыхнет и никакие гудки-балалайки ему ни почём.
Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися,
Люли, люли, утрися.
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься. «
Откуда в поле полотенце, и башмачки, кафтанчик. Почему в следующем куплете действо переносится уже в «во саду ли, в огороде. » Нас учили, что у российских крестьян кроме драного исподнего белья, да лаптей из лыко – не было ничего. Запрячь полудохлую клячу – верх российского благополучия. Не крестьянин, целый боярин, аки птица заморска павлин.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
Не бледный овал жёлтого черепа, обтянутого кожей с синяками под впавшими пустыми глазницами, а розовая, как поросёнок круглоличка в сарафанчике бабёнка. Бёдрами крутит, грудями потрясывает… Кто может устоять перед такой красотой? И заснуть!
Может ли кто-то ныне сочинить песнь такого раздолья на современных дачных шести сотках? Гулять и в саду и в огороде… Не пахать кверху попом, просто гулять сначала по саду со сладким яблочком в руке, потом пойти гулять в огород за сочной морковкой.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней ходит, за ней носит
Дороги подарки.
Подарки дороги носит. Исторически достоверно установлено, что на Руси деревянный гребешки и атласные ленты к дорогим подаркам никак не относились. Шуба соболья, чернобуркино манто, сребро-злато, яхонты-рубины – как-то были в цене. Это Вам не боярская дочь в тереме, а простая крестьянская крепостная девица во саду ли, в огороде с берёзовой балалайкой. На киселях со сливками, да блинами со сметаной другие не взращиваются. Воздух свежий. Кузнечики сверчат: давай, давай красавица, не зевай кругломордая!
Дорогие-то подарки:
Кумач да китайки.
«Кумачу я не хочу,
Китайки не надо!
Кто не знает: кумач – красный сатин, а китайка – шёлк из Китая. Такая крепостная Маня, что-то не вписывается в российский исторический персонаж, «замученной» барями крестьянки.
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати,
Что во торг ли торговати,
На pынок гуляти.
Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты;
Посажу я эту мяту
А у своей хаты.
Откуда у бедных крепостных крестьян деньги на ипотеку? Если в семьях по 8-10 детей, где ж каждому хату напастись?! Как жить, когда ещё 200 лет до Великой Октябрьской Революции? Из чего произошла Великая Российская империя, из полудохлых замордованных крепостных крестьян, да из боярских мажориков? Обычно империи начинаются с военных и экономических успехов в международной жизни племени.
У своей хаты. Что-то
«Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты,-
Я не для тебя сажала,
А и поливала,
Я не великий садовник, но в средней русской полосе мята росла очень неплохо и без полива. Особо её до 20 века никто не сажал, разве только для красного словца для песенного хита 17 века.
Я не для тебя сажала,
А и поливала,
Для кого я поливала,
Того и обнимала».
О, нравы вековые! Гуляет этакая сочная круглолицая особа, с удалым парнищем кровь-с молоком. Топчут сад, топчут огород, как графья белорукие. Парняга какие-то дорогущие подарки преподносит, чтобы заполучить какое-то расположение. Не пристаёт, не лапает, не засовывает руки под сарафан… А в это время круглоликая Агашка, пляшет, скачет, играет на балалайке и в три гудка гудит! Вот когда терпение красного молодца уже вот-вот дзинькнет, эта с..ка белобрысая орёт ему в ухо: не для тебя сажала и поливала, а для кого поливала тому и давала…
На этом русский песенный шедевр семнадцатого века должен был закончиться. Добрый молодец насупился, жилы на шее вздулись, морда покраснела аки свёкла доморощенная. Намотал бы на руку свою он косу русую певунье, плясунье, балалаечнице и тряхнул бы хорощенько, чтоб коса в руке на добрую память для краеведческого мьюзима осталась.
Тут и вышел бы песне конец:
Во саду ли, в огороде
Стоит холмик со крестом,
Со крестом и оградкой плятёную,
А в оградке той, покоИтся
Круглолица девица красавИца,
Которая музицировать мастерица…
История одной песни. Во поле березонька стояла
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА…
В городе Казани, напротив завода “Электроприбор”, есть небольшой парк. Говорят, на этом месте была березовая роща. В ней когда-то любил гулять татарский поэт и ученый-филолог Нигмат Ибрагимов. В память о поэте членами казанского общества любителей словесности “19 октября” десять лет назад здесь был сооружен необыкновенный живой памятник. На невысоком пьедестале высажена стройная белоствольная березка, а у его подножия установлена мемориальная табличка, надпись на которой гласит: “Эта береза посажена в память о поэте Нигмате Мисаиловиче Ибрагимове (1778-1818), авторе текста песни “Во поле березка стояла…”
Более полувека назад в популярной серии книг “Библиотека поэта” был издан сборник русских романсов и песен. Конечно, там была и песня “Во поле березка стояла…”, ведь это одна из самых знаменитых русских песен, которая известна буквально во всем мире. В комментариях было коротко сказано, что текст песни написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов. Это было удивительно, что слова к популярнейшей русской песне написал татарин. Захотелось узнать о нем как можно больше. И хотя сведений о нем сохранилось не так много, из того, что написано о нем, перед нами встает образ талантливейшего, интересного человека.
Нигмат родился в Москве. Отец его был образованным человеком, и служил губернским регистратором. Он и сыну постарался дать хорошее образование, привить любовь к русской и национальной культуре. Нигмат окончил гимназию при Московском университете, а затем и сам университет. Окончив учебу, он переезжает в Казань, где преподает в гимназии и участвует в открытии императорского Казанского университета (1804 год), ставшего вторым университетом в России после Московского. В нем он получает должность адъюнкт-профессора, преподает русскую словесность. У него учились русскому языку великий математик Николай Лобачевский, писатель Сергей Аксаков и еще целый ряд знаменитостей. Молодого профессора называли по-русски Николаем Михайловичем.
Самым большим увлечением Нигмата Ибрагимова была литература. Он с детства сочинял стихи, печатался в популярных журналах, издал книжку своих произведений, много переводил с немецкого языка, с латыни и древнегреческого. Им написано исследование “О синонимах”, изданы труды “Славянская грамматика” и “Русская грамматика”, по которым занимались студенты университета.
Из его стихотворений одним из самых популярных стала “Русская песня” (“Вечером красна девица…”). Народ положил ее на музыку и песню пели, не зная имени автора, как народную. В ней есть такие строки:
Не ищи меня, богатый,
Ты не мил моей душе,
Что мне все твои палаты?
С милым рай и в шалаше.
Последняя строка этого четверостишия сразу стала народной пословицей. Живет эта пословица уже двести лет. И в наши дни, когда хотят сказать о том, что счастье и любовь важнее бытового благополучия, произносят эту короткую фразу, даже не подозревая, что у нее есть автор – татарский поэт Нигмат Ибрагимов.
В то время, когда жил Нигмат, многие любители поэзии увлекались тем, что чужие понравившиеся стихи дописывали, переделывая на свой лад, вкладывая свои мысли. В конце 18 века была издана книга собирателя русских песен Николая Львова-Прача, которую с огромным интересом читал Нигмат Ибрагимов. Ему особенно нравилось стихотворение о кудрявой березке. Оно настолько увлекло его, что он решил дописать свои строфы. Вот некоторые из них:
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли стояла,
Люли-люли стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю,
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Вы гудочки не гудите,
Стара мужа не будите.
Муж старый спит с похмелья,
Муж старый спит с перепою.
Нелюб не умом взял, не приятством,
Взял большой родней и богатством.
С милым мы глазами сговорились,
С милым мы сердцами подарились.
Скоро ли, – ох, милый, не дождуся!-
Я с тобой свиданьем наслажуся?
Песня – о женской доле и поется женскими голосами. Она о том, что девушку выдали замуж за старого, нелюбимого. Это, кстати, одна из главных тем в поэзии Ибрагимова. Этот текст стал основным в песне о березке, именно его исполняют певицы, конечно в сокращенном виде.
Из песни видно, как хорошо Ибрагимов знал русские народные обычаи. “Заломати березу” – это целый большой обряд. Березу наклоняли до земли, связывали ее с травой, потом надламывали верхушку, украшали деревце венками, водили вокруг него хороводы. После этого девушки “кумались”, то есть клялись в дружбе, целовались, угощали друг друга. Вот что стоит за двумя словами песни.
Считается, что музыка к песне появилась в начале 19 века. Автор ее неизвестен, и она по праву считается народной. Яркая, красивая и нежная мелодия всегда привлекала композиторов. Вариации на тему “Березки” писали А.Гурилев, А.Варламов, П.Булахов. Михаил Глинка использовал песню в своей “Тарантелле”. Петр Чайковский сделал мелодию песни главной темой своей четвертой симфонии, и благодаря ему “Березку” узнали во всем мире. В наше время Дмитрий Шостакович использовал мелодию “Во поле березка стояла” в незавершенной опере “Большая молния”, а Альфред Шнитке – в опере “Жизнь с идиотом” по рассказу Виктора Ерофеева. Звучит песня в фильме “А зори здесь тихие”.
Поэт Нигмат Ибрагимов рано ушел из жизни. Ему было всего сорок лет, когда он умер от чахотки. За два года до смерти у него родился сын, которого назвали Лев. Сын продолжил дело отца, и в какой-то степени повторил его судьбу. Окончив Казанский университет, Лев стал, как и отец, преподавать русскую словесность. Как и отец, с гимназической поры начал писать стихи. В 1841 году вышла книга стихотворений Льва Ибрагимова. Некоторые из них стали романсами, русские композиторы написали к ним музыку. Несколько стихотворений вошли в русский фольклор, стали народными песнями. Наиболее известна песня “Ты душа ль моя, красна девица”, которую исполняют и в наши дни.
И умер он совсем молодым – пятидесяти лет от роду.
Поэт Евгений Евтушенко также был удивлен и восхищен, узнав, что текст песни о кудрявой березке создал татарский поэт. Это вдохновило его на такие стихи:
К сожалению, мало известно,
Но достоин тот факт пьедестала,
Что татарином создана песня
“Во поле березка стояла…”
И за это, мой названный брат,
Честь тебе, Ибрагимов Нигмат.
Вот так то! И это лишний раз подтверждает, что мы единый народ в разных лицах!
Ансамбль Березка. Русский народ. Русский танец и хороводы. Русская народная песня «Во поле березка стояла» Руководитель ансамбля Надежда Надеждина. редкое видео rare video video HD
Концертный хор «Перезвоны»
ЧАЙКОВСКИЙ симфония 4, тема ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Текст песни «Во поле берёза стояла»
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла!
Люли, люли, стояла!
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати!
Люли, люли, заломати!
Я пойду погуляю,
Я пойду погуляю.
Люли, люли, погуляю!
Люли, люли, погуляю!
Белую березу заломаю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю!
Люли, люли, заломаю!
Срежу с березы три пруточка,
Срежу с березы три пруточка.
Люли, люли, три пруточка!
Люли, люли, три пруточка!
Сделаю три гудочка,
Сделаю три гудочка.
Люли, люли, три гудочка!
Люли, люли, три гудочка!
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли, люли, балалайку!
Люли, люли, балалайку!
Вы, гудки, не гудите,
Вы, гудки, не гудите,
Люли, люли, не гудите!
Люли, люли, не гудите!
Стара мужа не будите,
Стара мужа не будите.
Люли, люли, не будите!
Люли, люли, не будите!
Старой спит со похмелья,
Старой спит со похмелья.
Люли, люли, со похмелья!
Люли, люли, со похмелья!
Пойду ль я на новы сени,
Пойду ль я на новы сени.
Люли, люли, на новы сени!
Люли, люли, на новы сени!
Стану ль старого будити,
Стану ль старого будити.
Люли, люли, будити!
Люли, люли, будити!
Встань, мой старой, пробудися!
Встань, мой старой, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе помои, умойся!
Люли, люли, умойся!
Люли, люли, умойся!
Вот тебе рогожка, утрися,
Вот тебе рогожка, утрися!
Люли, люли, утрися!
Люли, люли, утрися!
Вот тебе борона, расчешися,
Вот тебе борона, расчешися!
Люли, люли, расчешися,
Люли, люли, расчешися!
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе лапотки, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Вот тебе шубонька, оденься,
Вот тебе шубонька, оденься!
Люли, люли, оденься!
Люли, люли, оденься!
Вот тебе дорожка, прогуляйся,
Вот тебе дорожка, прогуляйся!
Люли, люли, прогуляйся!
Люли, люли, прогуляйся!
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла!
Люли, люли, стояла!
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли, заломати!
Люли, люли, заломати!
Я пойду погуляю,
Я пойду погуляю.
Люли, люли, погуляю!
Люли, люли, погуляю!
Белую березу заломаю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю!
Люли, люли, заломаю!
Срежу с березы три пруточка,
Срежу с березы три пруточка.
Люли, люли, три пруточка!
Люли, люли, три пруточка!
Сделаю три гудочка
Сделаю три гудочка.
Люли, люли, три гудочка!
Люли, люли, три гудочка!
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли, люли, балалайку!
Люли, люли, балалайку!
Пойду ль я на новы сени,
Пойду ль я на новы сени.
Люли, люли, на новы сени!
Люли, люли, на новы сени!
Вы гудки, загудите!
Вы, гудки, загудите!
Люли, люли, загудите!
Люли, люли, загудите!
Встань мой милый, пробудися!
Встань, мой милый, пробудися!
Люли люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Вот тебе водица, умойся,
Вот тебе водица, умойся!
Люли, люли, умойся!
Люли, люли, умойся!
Вот тебе полотенце, утрися!
Вот тебе полотенце, утрися!
Люли, люли, утрися!
Люли, люли, утрися!
Вот тебе гребень, расчешися,
Вот тебе гребень, расчешися!
Люли, люли, расчешися!
Люли, люли, расчешися!
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе башмачки, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься!
Люли, люли, оденься!
Войди в терем, веселися,
Войди в терем, веселися!
Люли, люли, веселися!
Люли, люли, веселися!