виртуальные шоу румы квартир
ЖК в 3D: как и зачем проводят VR-туры для покупателей квартир
Поиски квартиры мечты — процесс непростой. Каждый потенциальный покупатель хочет подобрать объект с определенной планировкой помещений, видовыми характеристиками, красивой отделкой, стильным интерьером и в районе с хорошо развитой инфраструктурой. Однако если речь идет о квартире в еще не построенном жилом комплексе, представить, какой она будет, довольно сложно.
Для того чтобы привлечь покупателей в строящиеся ЖК, многие девелоперы создают VR-экскурсии. Рассказываем подробно, как и зачем застройщики проводят виртуальные туры, а также как это влияет на спрос и стоимость объекта.
Как создают VR-туры
VR-туры в жилые комплексы дают возможность посмотреть планировку, дизайн, отделку и вид из окон будущей квартиры в виртуальной реальности. В качестве исходных материалов для VR-туров обычно используются архитектурные проекты — сегодня они почти все создаются в электронном виде, в одной из специализированных программ.
«Файлы конвертируются из форматов, привычных архитекторам, в форматы, используемые в 3D-графике. На основе исходных материалов создаются 3D-модели, которые затем помещаются в виртуальную сцену в одном из игровых движков — Unity или Unreal Engine. С этой точки зрения VR-тур по новостройке представляет из себя точно такую же игру, как DOOM или Half-Life», — рассказывает генеральный директор лаборатории интерактивной графики United 3D Labs Дмитрий Ватулин.
Часто архитектурный проект не до конца соответствует реальности — этажей в доме, конечно, столько же, а вот дизайнерское решение фасадов может быть совершенно другим, отмечает Ватулин. Проект также бывает недостаточно подробен и не содержит, например, малые архитектурные формы — скамейки и фонари. В этом случае дизайнерам и 3D-моделлерам приходится просто выдумывать отдельные элементы, резюмирует эксперт.
В 3D-модели добавляется мебель и полная отделка, чтобы клиент мог оценить будущее жилье, добавляет основатель компании VRfor Артур Патык. По его словам, в виртуальный тур обязательно включен вид из окон, снятый на квадрокоптер.
Как проводят VR-туры
Существует несколько способов проведения туров виртуальной реальности. Они могут проходить в отделе продаж, где создана специально оборудованная комната с датчиками движения и очками виртуальной реальности, рассказал основатель VRfor. Для этого застройщику необходимо выделить отдельное помещение и иметь производительный компьютер, а также набор с шлемом виртуальной реальности Oculus Rift или HTC Vive.
«Если же заказчик хочет большей автономности и независимости, создаются туры на основе мобильных устройств. В таком мобильном приложении предусмотрен как режим VR, который требует очки, так и режим просмотра без очков», — уточняет Патык.
Еще два способа демонстрации квартиры в новостройке — это 3D-тур на сайте и возможность просмотра планировки в дополненной реальности. В последнем случае необходимо навести камеру, и из планировки выстраиваются квартиры или сам многоэтажный дом, резюмирует основатель VRfor.
Зачем нужны VR-туры
В первую очередь, VR-туры в жилые комплексы помогают продавать квартиры на начальном этапе строительства. «Клиенты, которые посмотрят 3D-тур, могут оценить планировку и измерить пространство — в некоторых виртуальных проектах есть возможность использовать виртуальную рулетку. Кроме того, с помощью правильного тура застройщик может повлиять на впечатление клиента: недостаток освещенности реальной квартиры компенсировать светлыми текстурами, а маленькую площадь — правильно подобранной мебелью», — рассказывает генеральный директор digital-агентства Vitamin Group Артем Филимонов.
Помимо эстетической стороны вопроса и характеристики виртуальных туров как нового маркетингового инструмента, 3D-визуализация очень спасает, когда реальные просмотры строящегося объекта невозможны по тем или иным причинам, уточняет генеральный директор компании «Азбука жилья» Андрей Каширцев. «Выпуклое» изображение позволяет создать у клиента достаточно точное понимание, например, о будущей меблировке квартиры или о зонировании.
По некоторым опросам, более 60% клиентов подтверждают, что 3D-картинка позволяет лучше оценить предлагаемый продукт, подтверждает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Она также считает, что с точки зрения девелопера 3D-визуализация позволяет разгрузить работу отдела продаж, ускорить встречи менеджеров с потенциальными клиентами и решить вопрос с безопасностью, ведь допуск на стройку посторонних запрещен по техническим правилам. Однако при погружении в трехмерную копию квартиры ощущения могут оказаться несколько обманчивыми в силу ограниченности обзора в VR-очках, в реальности квартира будет еще больше, объясняет эксперт.
Расходы на VR-решения могут составлять 2−5% от маркетингового бюджета, уточнил коммерческий директор инвестиционной компании Glinkom Иван Татаринов. «Стоимость самых простых очков, работающих в связке со смартфоном, колеблется от 500 до 10 тыс. руб. Более сложные устройства, которые действуют автономно, уже дороже — 25−70 тыс. руб. Камеры для создания VR-туров тоже дорогие — порядка 400 тыс. руб. Одна типовая планировка квартиры стоит около 20 тыс. руб., нетиповые решения обойдутся примерно вдвое дороже. VR-тур по всему ЖК, в том числе местам общего пользования, в среднем обойдется в 1,5 млн руб. То есть каждая квартира будет дороже на 3−10 тыс. руб. в зависимости от их количества в проекте», — подчеркнул Татаринов. Однако основные затраты связаны не столько с закупкой техники, сколько с производственным процессом — отрисовкой и визуалиацией, считает Наталия Кузнецова, генеральный директор АН «Бон тон».
Несмотря на то что виртуальные туры занимают существенную долю рекламного бюджета, они не приводят к увеличению стоимости квартир, отмечает директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Ирина Туманова. По ее словам, ценовая категория жилого комплекса зависит и от других факторов — локации, транспортной доступности, масштабов проекта и многого другого. С ней согласна председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова, которая считает, что в масштабах расходов на строительство маркетинговое сопровождение объекта недвижимости и расходы на создание VR-тура незначительны.
Живой VS виртуальный
Помимо VR-туров, девелоперы регулярно устраивают клиентам экскурсии на строящиеся объекты — иногда, чтобы показать проект, они используют вертолеты или устраивают речные прогулки, которые позволяют посмотреть на проект с воды. Еще чаще девелоперы создают шоурумы в офисах продаж, где желающие могут ознакомиться с планировкой и отделкой будущего жилья.
«Живой тур всегда эффектнее, поскольку он в большинстве случаев позволяет не только увидеть будущее жилье, но и получить полноценную консультацию. Виртуальные туры же в основном самостоятельные, их никто не комментирует. Достаточно часто они зависают. Со временем технологии будут отточены, но пока они вызывают нарекания», — отмечает Владимир Каширцев.
В случае если у застройщика 20 одинаковых домов и он готов один выделить под огромный шоурум, в котором будут все типы квартир, все варианты отделки, все виды из окон, то живой тур лучше, подтверждает директор VR-платформы Planoplan Антон Кельник. Он пояснил, что на деле такой вариант сложно реализовать, так как обычно в шоуруме застройщик ограничивается максимум тремя типовыми квартирами.
VR-тур позволит лучше изучить выбранную квартиру, считает Кельник. «Потенциальный покупатель может спокойно походить по своему будущему жилью в VR-шоуруме застройщика, на своем смартфоне унести домой будущую квартиру и спокойно подумать о выбранном варианте. Именно это «спокойно подумать» и является фактором уменьшения времени принятия решения о покупке. Покупатель начинает жить в квартире, которую еще не купил, а это сокращает путь принятия решения на 15–25%», — считает директор VR-платформы Planoplan.
После проведения виртуального тура у клиента в любом случае остается много дополнительных вопросов. Надо не только показать 3D-тур в нужный момент, но и продолжить процесс продажи после, выводя клиента на закрытие сделки, считает Туманова. По ее словам, есть огромный блок технических и юридических вопросов, которые нельзя исключить из процесса, поэтому никакие демонстрационные и имиджевые решения не могут на 100% влиять на выбор.
«VR-туры имеют большую ценность, когда объект невозможно увидеть вживую или когда проект находится на высокой стадии готовности, и такое решение позволяет определиться с дизайном. Если проект предполагает полную меблировку и уже готов, нет никакого смысла делать такие туры», — резюмировал Татаринов.
Виртуальный шоурум при продаже недвижимости
В этой статье мы расскажем о новом, но уже умеющем успешный опыт реализации на рынке, продукте — виртуальный шоурум или VR-шоурум.
Для кого эта услуга может быть полезной? В первую очередь, для застройщиков жилой недвижимости. Как правило, продажи объекта недвижимости начинаются еще на этапе котлована. Когда есть только визуализации проекта, имя застройщика и опыт менеджера по продажам. На помощь трем перечисленным составляющим успешного старта продаж пришли современные VR-технологии. Они позволят покупателю окунуться в атмосферу будущей жизни в его новой квартире, основываясь не только на словах и картинках, но и с помощью VR-очков, погрузившись в виртуальный шоурум.
Чтобы оборудовать настоящий шоурум, застройщику нужно иметь, как минимум, один полностью готовый корпус, доступ к которому не будет затруднен окружающей стройкой. При этом обычный шоурум может показать лишь один вариант квартиры, в единственном стиле, единственной площади и планировки. Однако в жилом комплексе всегда есть квартиры с различным количеством комнат и возможностей планировочных решений. Немаловажным фактором при выборе квартиры также является будущий вид окна, который всегда влияет на стоимость.
Для открытия виртуального шоурума застройщику нужно помещение на территории офиса продаж, площадью минимум 2 кв.м, и комплект из VR-очков или VR-шлема с телефоном или компьютером. Наполнение для шлема или очков виртуальной реальности — виртуальный шоурум — разрабатывает наша компания VirtualLand.
Главные преимущества виртуального шоурума:
Кроме того в виртуальный шоурум можно включить аэропанорамы с 3D-визуализациями жилого комплекса и указанием близлежащих объектов инфраструктуры. Благодаря этому, покупатель сможет погулять не только по квартире с ремонтов, но и пройтись по будущим улицам ЖК, оценить все плюсы месторасположения объекта.
Наша компания VirtualLand предлагает виртуальный шоурум «под ключ». Это значит, что вам НЕ нужно отдельно искать подрядчиков для создания визуализаций, фото и аэросъемки, разработки планировок и т.д. Мы выполним всю работу от идеи до установки и запуска шоурума в офисе продаж!
Виртуальные туры по квартирам и домам
для рекламы и портфолио
Примеры виртуальных туров, созданных для рекламы недвижимости,
а также для портфолио архитекторов и дизайнеров.
Виртуальный тур по двухкомнатной квартире
на Фрунзенской
Создание виртуального тура по двухкомнатной квартире для продажи на Фрунзенской в Москве
Дизайн, сборка и дополнительные модификации виртуального тура выполнены компанией 3.Д.Туров
Виртуальный тур по квартире
для архитектурного бюро «ARXY»
Создание виртуального тура по однокомнатной квартире в Москве реализованной по проекту архитектурного бюро «ARXY»
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по квартире Андрея Мартынова для передачи «Идеальный ремонт» на Первом
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по квартире Владимира Коренева для передачи «Идеальный ремонт» на Первом
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по квартире Семёна Морозова для передачи «Идеальный ремонт» на Первом
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по квартире Александра Олешко для передачи «Идеальный ремонт» на Первом
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по загородному дом Елены Яковлевой для передачи «Идеальный ремонт» на первом
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по загородному дому Виктора Васильева и Анны Снаткиной для передачи «Идеальный ремонт» на Первом
Виртуальный тур по квартире
«Идеальный ремонт» на Первом
Создание виртуального тура по загородному дому сестёр Вертинских для передачи «Идеальный ремонт» на Первом
Виртуальный тур
по загородному дому
Создание виртуального тура по загородному гостевому дому с баней для рекламы и портфолио застройщика
Виртуальный тур по дому
в поселке «Residence»
Создание виртуального тура по шоу-руму офиса продаж поселка «Residence»
Дизайн, сборка и дополнительные модификации виртуального тура выполнены компанией 3.Д.Туров
Виртуальный тур по квартире
для дизайнера Светланы Люзиной
Создание виртуального тура по трехкомнатной квартире с индивидуальным дизайном по проекту Светланы Люзиной
Виртуальный тур по дому
в поселке «Белый Берег» с интерьером из темного дерева
Создание виртуального тура по коттеджу в поселке «Белый Берег».
Дизайн, сборка и дополнительные модификации виртуального тура выполнены компанией 3.Д.Туров
Виртуальный тур по дому
в поселке «Белый Берег»
Создание виртуального тура по коттеджу в поселке «Белый Берег».
Дизайн, сборка и дополнительные модификации виртуального тура выполнены компанией 3.Д.Туров
Виртуальный тур по дому
в поселке «Белый Берег»
Создание виртуального тура по коттеджу в поселке «Белый Берег».
Дизайн, сборка и дополнительные модификации виртуального тура выполнены компанией 3.Д.Туров
Виртуальный тур по дому
для архитектурного бюро «ARXY»
Создание виртуального тура по загородному дому реализованного по проекту архитектурного бюро «ARXY»
Виртуальный тур с дополнительными модификациями по квартире
для дизайнера Светланы Люзиной
Создание виртуального тура с доп модификациями по трехкомнатной квартире с индивидуальным дизайном по проекту Светланы Люзиной
Дизайн, сборка и дополнительные модификации виртуального тура выполнены компанией 3.Д.Туров
Контакты
ИП Галанин Евгений
Время работы: с 9:00 до 22:00
Адрес: 119049, г. Москва,
ул. Шаболовка, д. 50
Виртуальная реальность в недвижимости: кейс
Один из наших выпускников программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» работает в команде, которая реализует проекты в виртуальной реальности. Непосредственно сейчас они работают над виртуальным шоурумом.
VR дает возможность застройщику представить свой ассортимент в реальном масштабе с фотореалистичным изображением, максимально полным ощущением пространства, а также необходимым ему интерактивом. Сама возможность взглянуть на будущий проект, как на реальный, в полной мере ощутить его масштаб и при этом получить удивительные «фишки», например, телепортироваться на далекие расстояния, менять визуальные и физические свойства окружающей среды — все это открывает новые горизонты презентации недвижимости. Под катом вы найдете рассказ нашего выпускника о том, как это все делалось с технической точки зрения.
Начало: Revit VS Unreal
Моделирование квартиры изначально мы выполнили в Revit, исходя из специфики проекта. Напрямую перенос в Unreal давал жуткую геометрию: “расклеенную” и с непонятной топологией. Мы попробовали несколько вариантов форматов, плагинов экспорта, чтобы получить пригодную модель в 3d max`е. Чуда не случилось: у перегородки простой прямоугольной формы было по 2-3 не склеенных вершины в точке, оверлапы полигонов, лишние рёбра, развернутые нормали; у объектов с криволинейной поверхностью была плотная сетка. Исправление геометрии иногда занимало столько времени, что проще было сделать заново. Поэтому мы переделали стеновой каркас и мебель в 3d max и использовали ревитовскую геометрию как референс.
Контент продакшн: Время VS деньги
Сразу стало понятно, что силами двух с половиной человек сделать наполнение объекта в сроки не выйдет. Мы обратились к стокам 3ddd, Turbosquid и к Unreal marketplace. В итоге мы получали модели с непригодными UV-развертками, с большим количеством треугольников и с бестолковой топологией, хотя в описании маркетов сказано, что модели гейм-реди и без оверлапов. Поэтому пришлось править и упрощать топологию, заново делать развертки и дорабатывать текстуры.
В середине проекта обратились в Unreal marketplace, но и там не все гладко: некоторые модели чересчур лоу-поли, хотя на превью этого не было видно; сложные материалы там, где этого не нужно, неправильные UV-развертки, несколько каналов UV.
В какой-то момент lightmass отказался просчитывать лайтмапы без объяснения отказа. Мы начали проверку пропсов, их в левеле оказалось 500 штук. Сначала пошли методом исключения: сделали копию левела, удаляли пропсы и пробовали отсылать на рендер. Перебрав половину пропсов, нашелся неправильный, это было полотенце в туалете; вернувшись в уровень, исправили пропс, но лайтмасс по-прежнему отказывался считать. Оказалось, что 80% пропсов из Unreal marketplace имеют неправильную развертку и несколько UV- каналов. После исправления пропсов проблема исчезла. Чтобы избежать подобного в будущем, написали блюпринт для проверки пропсов на наличие багов с UV.
Код: Blueprint VS C++
90% работы реализовано блюпринтами, без знания языков программирования, имея только общие основы. Главная задача — реализовать взаимодействие с дверями, дверцами шкафов, ящиками так, чтобы решение можно было просто перенести на разные конфигурации дверей. Конфигураций получилось 5: открывание справа-налево, слева-направо, сверху-вниз, от себя, на себя.
От классического варианта открытия «подошел, нажал „Е“, дверь открылась» — отказались сразу, решили в VR сделать открывание рукой посредством контроллера.
На первый взгляд — простая задача, но приходилось учитывать коллизии с другими объектами, смещение оси поворота при открывании, сторону открытия, также сделать открывание без “прилипания” двери к контроллеру при нажатии триггера.
В процессе работы мы сделали еще боулинг и скример в шкафу, для отвлечения от рассматривания интерьеров.
Оптимизация: Картинка VS фпс
Оптимизация — довольно болезненный процесс. Стремление к реалистичной картинке, выработанное годами в кино, вызывает боль, когда приходится в угоду fps снижать качество теней SSAO, размер карт отражений, упрощать шейдеры, размер текстур и.т.д.
Работа начиналась в версии 4.13, тогда еще не было форвард-шейдинга. С появлением в 4.14 давал 20-30 fps прироста, но лишал SSAO, HDR Lighting, что в свою очередь резко меняло картину и вело к переработке проекта. На данный момент мы решили этого не делать, оставили для следующего проекта.
Плейтесты: UX VS Users
Плейтесты проходили на разных возрастных и гендерных категориях. В большинстве, люди без VR опыта, быстро осваивались и непременно пытались открыть и пощупать предметы. Мы специально не делали подсветку активных объектов для большей реалистичности.
Выяснилось, что неопытный пользователь путает 2 кнопки: телепорт и действие. На обучающем уровне мы первым делом показывали, как перемещаться в пространстве, а затем — как взаимодействовать с предметами, но пользователи продолжали нажимать на телепорт и для перемещения в точку, и для открывания дверей. Мы сделали подсказки для кнопок, но ситуация не изменилась. Поэтому перенесли действия и телепортацию на триггер, сделали однокнопочный вариант управления и оставили только один контроллер.
Еще мы заметили, что пользователи не сразу понимают, как пользоваться “удочкой”: они вытягивали руки параллельно полу, нажимали на телепорт, «улетали» в другой конец уровня и терялись. Поэтому мы поменяли “удочку” на вариант: при нажатии на триггер, на полу появляется иконка перемещения, поворотом головы, условно — взглядом, пользователь выбирает точку, в которую он хочет переместиться, затем отпускает триггер и перемещается в нужную точку.
Про ощущения в VR: некоторые пользователи пытаются открыть дверь, стоя от нее в метре. Нам приходится объяснять, что дверь открывается, как в жизни: надо к ней подойти, взяться за ручку и потянуть. Также непременно все перешагивают пороги и боятся пройти сквозь стену. Сами в процессе разработки неоднократно ловили себя на желании опереться на виртуальный диван или стол.
Управление извне: Unreal.js VS Socket.io
Чтобы дать менеджеру возможность “вести” процесс продаж и помогать людям, не привыкшим к новому миру, мы разработали веб-приложение, позволяющее делать акцент на дома и объекты инфраструктуры района, перемещать пользователя между уровнями и по точкам внутри уровня, а также подобрать квартиру по интересующим параметрам и динамически визуализировать подходящие предложения.
Для того, чтобы минимизировать задержки в общении с Unreal хотелось использовать протокол WebSocket. Первым попался на глаза плагин Unreal.js, позволяющий писать на Javascript и содержащий реализацию WebSocketServer’а. Сделали прототип для версии 4.13 с этим плагином, все отлично заработало. Вышел Unreal 4.14, через несколько дней обновился плагин, в списке изменений два пункта:
В итоге, получилось лучше, чем хотелось. Написали отдельный сервер, синхронизирующий все запущенные Unreal- и веб-приложения в реальном времени, что, например, позволяет при бронировании определенной квартиры одним пользователем сразу же исключить ее из выборки для всех остальных.
Сделанный демо-проект оправдал свои ожидания и не оставил равнодушных, как среди неопытных пользователей, так и профессионалов. Многие даже сетовали на то, что не было возможности воспользоваться подобным сервисом, когда сами приобретали квартиры. Единственное, что пока не хватает для релиза — это наличия смелого и амбициозного застройщика!
Вот как все это дело выглядит:
Можете сами попробовать вживую и пообщаться с командой разработчиков. Виртуальный шоурум будет показан на Лекционном дне в ВШБИ 11 февраля. Записаться здесь.