Ветка сирени во сне обломова
Ветка сирени во сне обломова
I. Вступление
Читая книгу, мы обычно мало обращаем внимания на детали, нас захватывает сюжет, сам замысел книги. Часто мы пропускаем какое-нибудь скучное, на первый взгляд, описание природы, интерьера, которое, как нам кажется, совсем не важно. А если вглядеться, вчитаться в то или иное описание, обратить внимание на маленькую деталь, мелочь, то окажется, что она не так уж не значительна, как кажется. Простое описание природы может передавать настроение героя, интерьер — раскрыть характер, мимолетный жест – угадывать душевные порывы, а вещь, предмет – стать символом, неотделимым от персонажа.
Так, не упуская из виду каждую деталь, можно полнее раскрыть для себя героя и весь смысл книги, увидеть скрытое, растолковать очевидное. В этом и есть самая главная роль детали.
II. «Сквозные» детали
В романе Гончарова «Обломов» есть несколько деталей, проходящих сквозь весь роман, поэтому я их буду называть «сквозными». Это халат, который так шел «к покойным чертам лица его и к его изнеженному телу», и имел «в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств», он стал не просто домашней одеждой, а буквально символом самого героя, его образом жизни, его душой. Он так же широк, свободен, мягок, лёгок, как и характер Ильи Ильича. В нём вся жизнь Обломова, такая просторная, домашняя, ленивая, уютная.
До появления Штольца главный герой и не мыслил себя ни в какой другой одежде, как и ни за что не хотел менять свой образ жизни. Но вот и в нём загорается искра жизни, желание жить и действовать: «Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…». Халат исчез вместе с душевной апатией и ленью при появлении в его жизни Ольги, любви: «Халата не видать на нём: Тарантьев увёз его с собой к куме с прочими вещами».
Хотя в любви к Ольге Обломов стал чувствовать, гореть, жить, но она боялась, что он вернётся к своей мирной, ленивой жизни, вновь набросит на себя халат сонливости, апатии и равнодушия: «А если, — начала она горячо вопросом, — вы устанете от этой любви, как устали от книг, от службы, от света; если со временем, без соперницы, без другой любви, уснёте вдруг около меня, как у себя на диване, и голос мой не разбудит вас; если опухоль у сердца пройдёт, если даже не другая женщина, а халат ваш будет вам дороже. »
Позже Пшеницына нашла халат и предложила его постирать и починить, но Илья Ильич отказался, сказав: «Напрасно! Я его не ношу больше, я отстал, он мне не нужен». Это было будто предупреждение предстоящих событий. Ведь после разрыва с любимой, сразу же в тот вечер недавно забытый халат очутился вновь на его плечах: «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него – халат!»
Так и остался Обломов жить в лени, безделье, апатии, закутавшись в них, как в халат, до самой смерти. Халат износился, как и его хозяин.
Другой, не менее важный предмет в романе «Обломов» – это сирень. Впервые запах сирени появляется во сне Ильи Ильича. Ольга сорвала ветку сирени во время свидания с Обломовым и уронила её от удивления и разочарования. Нарочно брошенная Ольгой ветка становится символом её досады. Как намёк на взаимность и надежду на возможное счастье Илья Ильич поднял её и явился с ней на следующее свидание. Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает Ольга сирень по канве, делая вид, словно узор выбрала совершенно случайно. Но для обоих сиреневая ветка стала символом их любви и счастья. «Пока между нами любовь в виде лёгкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки…», — писал Обломов в своём письме. Им казалось, что и любовь отцветает, как сирень:
— Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь…ветку сирени…
— Сирени…отошли, пропали! – отвечала она. – Вон, видите, какие остались: поблёклые!
О ветках сирени как символе одиночества и ушедшего счастья упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…»
Туфли — ещё одна немаловажная деталь. Сначала они появляются как предмет одежды Обломова, подтверждающий его довольство своей жизнью, удобство, уверенность: «Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».
Смотря на то, попадает ли ногами в туфли Илья Ильич, мы можем угадать его мысли, неуверенность, сомнения, нерешительность: «Теперь ли никогда!» «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять». 1 Другой раз мы прочтём скуку от бездействия: «Илья Ильич лежал небрежно на диване, играя туфлей, ронял её на пол, поднимал на воздух, повертит там, она упадёт, он подхватит с пола ногой…» 2
— Нет, нет, ты барин! – продолжал с хохотом Штольц.
— Какая же разница? – сказал Обломов. – Джентльмен – такой же барин.
Говоря иными словами, неумение самостоятельно снимать и надевать сапоги говорит о крайней лени и избалованности героя. Такого же мнения придерживался и Захар, который узнал, что барин собирается ехать за границу: «А кто вам там сапоги-то с вас станет снимать? – иронически заметил Захар. – Девки-то, что ли? Да вы там пропадёте без меня!» 4
Эту же идею подтверждает другая деталь, встречающаяся на протяжении всей книги – чулки. Началось всё с того, что ещё в детстве няня натягивала Илюше чулочки, а мама не позволяла ему ничего делать самому, ведь не будь рядом с ним Андрея, кто знает, встал ли он когда-нибудь с дивана. «…А нет нужды, так и не умею, и глаза не видят, и в руках слабость! Ты своё уменье затерял ещё в детстве, в Обломовке, среди тёток, нянек и дядек. Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить» 6 заключил Штольц и оказался прав. Жизнь Обломова износилась, истерлась, прохудилась, как чулок. Недаром Пшеницына, разобрав его чулки, насчитала «пятьдесят пять пар, да почти всё худые…» 7
III. Детали-подсказки. Сон Обломова.
Я думаю, что сон Ильи Ильича так же имеет особый, скрытый подтекст, требующий расшифровки. Хотя с первого взгляда, кажется, что это просто описание быта жителей Обломовки, это всё же сон, в котором чуть ли не каждый упомянутый предмет имеет тайный смысл.
На протяжении всего сна упоминается овраг, который так манил и одновременно пугал маленького Илюшу. Овраг, обрыв считается символом краха, провала планов, крушения надежд. Всё это и произошло с нашим героем в скором времени. Вспомним также и избу, висящую наполовину над оврагом: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями». 2 Мне кажется, это будто показывает душевное состояние героя, говорит о том, что одной ногой он уже в бездне, другой – пока стоит на твёрдой земле и имеет шанс избежать падения.
Вспомним теперь сам дом Обломовых с покривившимися воротами, ветхой галереей, шатающимся крыльцом, «с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зелёный мох». 1 Всё это предвещает упадок и неудачи в будущей жизни. Разрушенное крыльцо во сне, сквозь ступеньки которого «не только кошки, и свиньи пролезают в подвал», 2 означает, что «скоро вам придётся расстаться со свое прежней жизнью и впереди вас ожидает нужда, неудачи, лишения, переживания и неприятности». 3 Мох во сне – «знак неоправдавшихся надежд и грустных воспоминаний». 4 Крутая лестница, по которой карабкался Илюша, символизирует опасность от слишком поспешных и рискованных действий. Это предупреждение, которое могло бы уберечь Обломова от жестоких сомнений, написания письма Ольге и их тяжёлой ссоры и недопонимания.
Если обратить внимание на мелкие предметы во сне, то мы увидим, что и они тоже зачастую предугадывают грустное будущее героя. Тускло горящая свеча «означает скудное существование, недовольство собой и ходом дел», 5 «часы во сне – символ жизни, перемен (плохих или хороших), движения, успеха или поражения». 6 Дважды во сне вместе со стуком часов и звуком шагов отца слышится звук откушенной нитки: «Тихо; только раздаются шаги тяжёлых, домашней работы сапог Ильи Ивановича, ещё стенные часы в футляре глухо постукивают маятником, да порванная время от времени рукой или зубами нитка нарушает глубокую тишину». 7 Думаю, это явно неспроста, потому что «грубая обувь во сне предсказывает трудности, недовольство, препятствие в делах», 8 а «порванные нитки – знак того, что вас ждёт беда из-за вероломства ваших друзей» 9 и символ порванной, надломленной жизни, которую прожил Обломов, хотя и тот факт, что Илья Ильич слышал только звук, смягчает тяжёлое предсказание.
Впрочем, здесь есть и детали, сулящие приятное будущее. То, что мать Илюши расчёсывает и любуется его красивыми, мягкими волосами, говорит о том, что его ждут любовные утехи и счастье. То, что мальчик наблюдает за спящими людьми (во время всеобщего послеобеденного сна) значит, что «домогаясь чьего – то расположения, он сметёт все преграды на своём пути». 10 Но Обломов даже не пытался вникнуть в смысл своего сна. Быть может, увидев хоть пару символов, он внял бы предостережениям и предсказаниям, попытался бы что-нибудь изменить. Однако он, в отличие от своих родственников, не придал сну никакого значения и в его жизнь вошли апатия, разорение, разочарования, трудности.
IV. Символика деталей. Цветы.
Мне показалось очень необычным то, как в романе описаны сами цветы. Мы не знаем, вкладывал ли Гончаров в них какой-то тайный смысл, но если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что каждый цветок будто специально подобран для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа.
Впервые цветы упоминаются в самом начале повествования, когда к Обломову приезжает Волков. Влюбленный юноша мечтает достать камелий для возлюбленной. Камелии – редкий цветок для русской традиции, как и сам Волков, весь утончённый, как «батистовый платок» с «ароматами Востока». В сакральном календаре друидов камелия означает приятную внешность, утончённость, артистизм и, как ни странно, детскость. Поэтому, наверное, настроение после прочтения сцены с приездом Волкова остаётся какое-то лёгкое, ненастоящее, немного наигранное, театральное.
Обломов в разговоре с Ольгой открыто заявляет, что цветов не любит, особенно с резким запахом, его предпочтения отданы полевым и лесным цветам. Ландыш издавна считается символом скрытой любви. Славянская традиция именует этот цветок «девичьими слезами».
Обломов дарит Ольге ландыши, будто предполагая, что его любовь заставит её плакать в будущем: «Вы сделали, чтоб были слёзы, а остановить, а остановить их не в вашей власти… Вы не так сильны! Пустите! – говорила она, махая себе платком в лицо». 2
Во время одного из свиданий Ольга перечисляет цветы, которые могли бы понравиться Илье, и он отвергает сирень, будто почувствовав, что этот цветок очень символичен. В отличие от символики снов, в календаре друидов сирень означала одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество.
Не по нраву Илье Ильичу оказались и резеда, и розы. Роза – царица цветов, любимый цветок Муз и царицы Афродиты символизировала невинность, любовь, здоровье, кокетство и любовную игру.
В отрицании Обломовым любви к розам мне видится огромное противоречие, заложенное автором в характер Ильи Ильича. Он жаждет полноценных чувств и боится их, любит и остаётся холодным наблюдателем, видит любовную игру и мечтания Ольги и целомудренно отвергает их.
Если описать языком предметов любовную линию Обломова и Ольги, то мы, конечно, на первое место поставим цветы, а именно, сирень, и только потом музыку, письма, книги.
Такая необычная деталь, как цветы, с их скрытым смыслом, ещё лучше дополняют, полнее раскрывают тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев.
2) Детали интерьера.
Детали интерьера так же, как и детали одежды, широко используются Гончаровым, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
С самых первых страниц мы видим описание интерьера – комнаты Обломова.
«Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе цветами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество других красивых мелочей». 1 Всё это, казалось бы, говорит о прекрасном вкусе хозяина, но автор тут же нам поясняет, что это лишь видимость, иллюзия «неизбежных приличий».
«По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». 2
«На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором». 3
«Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе» 3 _ пишет Гоголь.
Здесь также хорошо видно влияние Гоголя, так как мысль в обоих отрывках общая: обе комнаты настолько не уютны и не обжиты, что почти не выдают человеческого присутствия. Такое ощущение создаётся в одном случае из-за грязи, пыли и запустения, в другом – из-за нагромождения мебели и разного ненужного хлама.
Книги Обломова – деталь, на которую мне хочется обратить особое внимание.
«На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги, но страницы, на которых развёрнуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно было, что их бросили давно». 4
По этой детали мы можем определить общую черту Манилова и Обломова – отсутствие движения вперед, интереса к жизни, склонность к апатии и безделью. Однако если о Манилове мы говорим как об отрицательном персонаже, то к Обломову у меня возникает чувство симпатии и участия. Книги как одна из вещей, которые указывают нам на возрождение души героя, проявление интереса к жизни во время общения с Ольгой: он читает газеты, берёт на себя смелость рекомендовать ей книги, предварительно ознакомившись с ними, «у него чернильница полна чернил, на столе лежат письма».
Но вот исчезла из его жизни Ольга, исчезли интерес к жизни, бодрость, деятельность, и книги вновь пылятся, никому не нужные, без дела скучает наполненная чернильница.
Ещё одна очень важная и красноречивая деталь интерьера – это диван. В романе описания диванов встречаются много раз (диваны в комнате Обломова, диван в родительском доме, диван у Тарантьева), и эта деталь стала знаковой. Этот предмет интерьера подразумевает отдых, сон, ничегонеделанье.
Кстати, для Обломова диван – вещь в интерьере очень важная. У него было целых два дивана, «обитые шёлковою материею», но идеал уюта он находит в доме Тарантьева: «У него, знаешь, как-то правильно, уютно в доме. Комнаты маленькие, диваны такие глубокие: уйдешь с головой, и не видать человека. Окна совсем закрыты плющами да кактусами». 1 Такая обстановка располагает к лени, неге. Лёгкий сумрак и мягкие глубокие диваны, в которых так хорошо спрятаться, создают камерную, уютную обстановку, которую так любит Илья Ильич. Ведь дом для него, как раковина, в которую он прячется, словно улитка, от внешнего мира. Мне кажется, что причины его страхов и неуверенности в себе уходят корнями в детство.
Если вспомнить описание гостиной в Обломовке, можно понять, почему в комнате Ильи Ильича было так темно, неуютно, пыльно и запущенно: «Снится ещё Илье Ильичу большая тёмная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом». 2 К этому с самого детства привык Обломов, и в его доме было так же темно, жил он только в одной комнате, а в двух других «мебель закрыта была чехлами» и так же не использовалась. Кажется, будто ему достаточно и того, что есть, поэтому обживать другие комнаты, будь они даже чище, красивее и удобнее, ему лень. Вспомним диван со сломанной спинкой, ковры в пятнах в комнате Ильи Ильича, кожаное кресло Ильи Ивановича с оставшимся клочком кожи на спинке, на которые всегда то ли жалели средств, то ли не было желания привести их в порядок: «Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги». 3
Во всех предметах интерьера «присутствовала или недремлющая мысль или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы». 1
Как подтверждение этому среди «океана книг и нот» нашла место «высокая конторка, какая была у отца Андрея, замшевые перчатки; висел в углу клеёнчатый плащ». 2 «…И клеёнчатый плащ, который подарил ему отец, и замшевые зелёные перчатки – всё грубые атрибуты трудовой жизни». 3 Эти вещи так возненавидела мать Штольца, а у Андрея они заняли почётное место в доме. Хочется отметить, что если Обломов скопировал жизнь своего отца, то Штольц взял с собой только предметы трудолюбия и отошёл от «начертанной отцом колеи». 4
Ветка сирени. Роман И. А. Гончарова Обломов
Чего не бывает на свете! Как же это могло случиться? А вот как.
Часть 1.
Вдруг она явилась перед ним на пороге балкона, он подал ей стул, и она села подле него.
– Правда ли, что вы очень скучаете? – спросила она.
– Правда, но только не очень … У меня есть занятия… Я хочу ехать в деревню пожить, так приготовляюсь понемногу…
– И за границу поедете?
– Да, непременно…
Он взглянул: улыбка так и ползает у ней по лицу, то осветит глаза, то разольётся по щекам, только губы сжаты. У него не достало духа солгать покойно.
– Я немного ленив…, – сказал, – но…
– Ленивы! Может ли это быть? Мужчина ленив – я этого не понимаю … Вероятно вы много пишете, читаете. Читали ли вы?
– Нет, не читал! – вдруг сорвалось у него в испуге, чтоб она не вздумала его экзаменовать.
– Чего? – засмеявшись, спросила она. И он засмеялся.
– Я думал, что вы хотите спросить меня о каком-нибудь романе: я их не читаю.
– Вы музыкант?
– Нет. Я уклоняюсь от роли любителя: это сомнительная и трудная роль.
– Какая же музыка вам больше нравится?
– Трудно отвечать на этот вопрос! всякая! Иногда с удовольствием слушаю сиплую шарманку … иногда от Моцарта уши зажмёшь.
… Наступил вечер. Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги, слышался только лёгкий и сильный голос, с нервной дрожью чувств. Она пела арии, романсы, в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость, но в звуках таился зародыш грусти. Обломов вспыхивал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу – всё это уничтожило Обломова.
Часть 2.
Долго после того, как у него вырвалось признание, не виделись они наедине. Обоим было неловко. «Дёрнуло меня брякнуть!» – думал он, забираясь подальше в парк в боковую аллею, и даже не спрашивал себя, в самом ли деле вырвалась истина или это только было мгновенным действием музыки на нервы. «Что наделал этот Обломов. Как он посмел!» – думала она, идя по парку.
Они сошлись лицом к лицу.
– Ольга Сергеевна! – сказал он, трясясь как осиновый лист.
– Илья Ильич!
Оба остановились.
– Вы куда идёте? – спросил он.
– Так, – сказала она, не поднимая глаз.
– Можно мне с вами? – спросил он, бросив на неё пытливый взгляд.
Они шли по дорожке. Она сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо.
– Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему.
— А вот ландыши! Постойте, я нарву, те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше.
Он поднёс ей несколько ландышей.
– Да, Ольга Сергеевна, вы, я думаю, удивляетесь, сердитесь…
Он старался заглянуть ей в лицо, но она нюхала ландыши и сирени и не знала сама, что ей сказать, что сделать.
– Я совсем забыла…
– Поверьте мне, это было невольно … я не мог удержаться, – заговорил он, – забудьте, тем более что это не правда.
– Неправда? – она, выпрямилась и выронила цветы. – Как неправда?
– Да, ради бога, не сердитесь и забудьте. Уверяю вас, это только минутное увлечение … от музыки.
– Только от музыки?
Она сильно рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами один листок и потом тотчас же бросила и ветку, и листок на дорожку. Он видел досаду и не видел причину.
– Нет, вы сердитесь, – сказал он со вздохом. – Как уверить мне вас, что это было увлечение… Нет, кончено, не стану больше слушать вашего пения.
– Я и сама не стану петь.
– Хорошо, только, ради бога, не уходите так, а то у меня на душе останется такой камень… Пожалейте, Ольга Сергеевна! Я буду нездоров…
– Отчего? – спросила она, взглянув на него.
– И сам не знаю. Мне опять плакать хочется, глядя на вас. Видите, у меня нет самолюбия.
– Отчего же плакать? – спросила она.
– Мне всё слышится ваш голос… я опять чувствую…
– Что?
Они подошли к крыльцу. Она медленно всходила по ступенькам.
– Ту же музыку, то же волнение, то же чув… простите, простите, ей-богу.
– Мсье Обломов! – строго начала она, потом лицо её озарилось лучом улыбки. – Я не сержусь, прощаю, только вперёд…
Она, не оборачиваясь, протянула ему назад руку, он схватил её, поцеловал в ладонь, она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался, как вкопанный.
После обеда Обломов спросил:
– Вы, кажется, не расположены сегодня петь?
– Попробую, – сказала Ольга и спела романс.
Он слушал и не верил ушам. Где же прежний страстный звук? Она пела так чисто, так правильно и вместе с тем так, как поют девицы, когда их просят спеть в обществе: без увлечения. Лукавит что ли она, притворяется, сердится? Обломов, не дожидаясь чаю, взял шляпу и раскланялся.
ПИСЬМО
«Вам странно, Ольга Сергеевна, вместо меня самого получить это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя … Пока между нами любовь появилась в виде лёгкого улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки, я не доверял ей, принимая её за игру воображения и шёпот самолюбия. Но шалости прошли, я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти. Теперь на меня падает обязанность остановиться и сказать: что это такое.
«Люблю, люблю, люблю!» – сказали вы вчера. «Нет, нет, нет», – твёрдо отвечаю я… Ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая, это только бессознательная потребность любить. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь: вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Я говорю это, прощаясь, как прощаются с добрым другом, отпуская его в далёкий путь …»
Он долго смотрел ей вслед, как улетающему ангелу.
А. Скрябин. Ноктюрн № 1, ор.5
Послесловие. Вышеизложенный текст был подготовлен для литературно-музыкальной композиции. После её показа в одном из социальных учреждений, аплодисментов, слов благодарности и недоумения одной из слушательниц: я что-то не помню этого, культорганизатор произнесла:
– А теперь давайте потанцуем!
– Нет! – донеслось в ответ. – После таких впечатлений это невозможно.
И слушатели дружно покинули зал.
Упражнение № 6. Засохшая ветка сирени (История любви Обломова и Ольги)
Это упражнение будет посвящено анализу взаимоотношений между Обломовым и Ольгой Ильинской. Мы прочитаем несколько фрагментов текста, раскроем причины их драматической разлуки.
1. В русской литературе есть немало произведений, центром которых является любовная история двух людей. Вспомните названия и авторов произведений, к которым относятся эти персонажи.
Чацкий Гринев Борис Печорин Онегин Вакула | Маша Миронова Катерина Софья Оксана Татьяна Ларина Княжна Мери |
Почему тема любви занимает такое важное место во многих известных произведениях русской классики?
2. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава V, часть II)
« Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».
Какой перед нами предстает Ольга Ильинская? Выделите главные слова в этом портретном описании. Какое чувство к героине стремится вызвать автор у читателей? Какие художественные средства помогают И. Гончарову создать яркий, незабываемый образ?
3. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава VI, часть II), в котором рисуется образ идеальной женщины, созданной воображением героя.
Насколько соответствует Ольга этому идеалу? Обоснуйте свое мнение.
4. Прочитайте отрывок из главы XI (часть III).
Она опять закрыла лицо платком и старалась заглушить рыдания.
Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.
Почему у этой короткой любовной истории такой драматический финал? Что мы узнаем о чувствах Ольги из этого отрывка? Что она ожидала от Обломова? В чем, по мнению Ильи Ильича, кроется причина его нравственной несостоятельности?
5. Давайте теперь попытаемся объяснить, почему нежное чувство между Ольгой Ильинской и Обломовым угасло. Прочитайте отрывок из главы VIII (часть II).
« Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке».
Как Ольга относится к Обломову? Подчеркните слова и выражение, которые говорят о том, что она нравственно ставит себя выше Обломова.
6. Прочитайте отрывок из диалога Ольги Ильинской и Обломова.
— Не знаю, Ольга Сергеевна. Да отчего мне веселиться? И как?
— Занимайтесь, будьте чаще с людьми.
— Заниматься! Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет ее.
— Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра.
Она слушала молча, с строгим взглядом, в сдвинутых бровях таилась суровость, в линии губ, как змей, ползала не то недоверчивость, не то пренебрежение.
О чем говорит Обломов девушке? Каких чувств он ждет от нее? Какое качество в характере Ольги Ильинской наиболее ярко проявляется в подчеркнутой фразе?
7. Прочитайте отрывок из письма Обломова (глава Х, часть II)
«Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки, в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия. Но шалости прошли; я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти; вы стали задумчивы, серьезны; отдали мне ваши досуги; у вас заговорили нервы; вы начали волноваться, и тогда, то есть теперь только, я испугался и почувствовал, что на меня падает обязанность остановиться и сказать, что это такое.
О чем Обломов предупреждает Ольгу? О какой свалившейся на него обязанности он говорит в письме? Почему он считает себя недостойным любви? Чего боится Обломов?
Любовная тема занимает важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы «Асю» Тургенева, «Грозу» Островского, «Евгения Онегина» Пушкина… И это не случайно: в любви проявляется нравственная сущность человека, его душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые прекрасные чувства, он становится более нежным, более чутким, более добрым.
2. Центральный вопрос.
«Кто виноват в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот вопрос задает себе каждый читатель. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе. Что же тогда разлучило их?
а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал идеал женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая очень похожа на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________». Но любовное чувство, будто сорванная ветка сирени, постепенно вянет. В трагической развязке, как мне кажется, виноваты оба героя.
б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», мудрой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов переменится. В ее чувстве мало нежности, мало доброты. Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую мать, а нашел строгую и требовательную воспитательницу.
в) Обломов тоже любит не реальную женщину, а свою мечту о ней. Когда он понимает, что их чувства зашли слишком далеко, что скоро на него ляжет тяжелая ответственность заботиться о другом человеке, о семье, о детях, он приходит в ужас. В своем письме он уверяет Ольгу, что не стоит ее любви. Конечно, легко и приятно мечтать о любви, лежа в кровати, и как трудно, преодолевая жизненные невзгоды, нежно заботится о реальном человеке.
Вывод. Мы видим, что оба героя не выдержали трудного испытания любовью. Они оказались не готовы жить ради любимого человека, с радостью дарить себя ему. И жизнь жестоко наказала этих героев. Слезы, едкий запах умирающей сирени, пустота – вот трагический итог этой короткой истории.
Вступление
Любовная тема (в-1; играет, занимает, выполняет, обозначает) важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы (назовите 3 – 4 примера) ____________ ___________ _____________. И это не случайно: в любви проявляется (в-1; своеобразие; дерзкий ум; нравственная сущность; тонкая воспитанность) человека, его ____________ душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые ____________ чувства, он становится более ____________, более ____________, более ____________.
Центральный вопрос
«Кто ____________ в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот ____________ задает себе каждый ____________. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе. Что же тогда ____________ их?
Обоснование
а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал ____________ женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая (в-1; совсем не похожа; очень похожа) на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________». Но любовное чувство, будто (в-1; огонек свечи; сорванная ветка сирени; дым от затухшего костра; до поры выпавший снег), постепенно ____________. В (в-1; комической, драматической; фатальной; трагической) развязке, как мне кажется, ____________ ____________.
б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», строгой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов ____________. В ее чувстве мало нежности, мало ____________. Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую ____________, а нашел строгую и требовательную ____________.
Вывод
Мы видим, что оба героя ____________ ____________ ____________ ____________. Они оказались не готовы жить ради ____________ человека, с радостью дарить себя ему. И жизнь ____________ наказала этих героев. Слезы, едкий запах умирающей сирени, ____________ – вот (оценочный эпитет) ____________ итог этой короткой истории.