весенняя баня сладков рисунки
Николай СЛАДКОВ
Весенняя баня
Ванятка считал себя знатоком птиц. Ему приходилось держать в клетках чижей, чечёток, снегирей, синиц, щеглов, клестов, зябликов. А сегодня вышел Ванятка из школы и видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом с воробья. Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.
Прыг-прыг-прыг − по гузку, по самый хвостик − в лужу, и ну купаться! То грудку окунут в воду, то на задок присядут и бьют, бьют тупыми крылышками по воде, трепыхаются в ней. Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке − искорка солнца.
Выскочили из лужи и, встряхнув мокрые крылышки, взъерошенные, перелетели на песчаную дорожку. И − вот глупыши! − давай барахтаться в грязном песке. Песок к перу липнет − измазались все! Не поймёшь, какого и цвета стали.
Скоро так песком облипли, что и летать не могут. По земле поскакали.
Прыг-дрыг-скок − и опять в лужу! Опять над ними солнечный фейерверк, да ещё радуга в брызгах. Моются, стараются.
Выкупались, вымылись − и выскочили на бережок.
Ванятка так и ахнул:
− Воробьи! Все трое − обыкновеннейшие воробьи!
Все трое серенькие, свеженькие такие, чистенькие. А вот вода в луже стала грязной.
Понял Ванятка: воробьи так за зиму измазались, что и на себя стали не похожи. Это они сейчас в бане мылись, зимнюю грязь с себя смывали. С песочком тёрли!
Чёрный сажу смывал: он всю зиму в дымовой трубе ночевал.
Коричневый − спал в сыром дупле, в гнилой трухе вымазался.
Рыжий − в кирпичной стене устроился, в дырке.
Вот и стала вода в луже чёрно-кирпично-коричневой.
− С лёгким паром! − крикнул Ванятка воробьям и побежал домой, разбрызгивая ногами весенние лужи.
Презентация к уроку родной литературы по теме «Н.Сладков. «Весенняя баня» в 1 классе
Описание презентации по отдельным слайдам:
Родная литература Весенняя баня
Тема. С. Маршак. «Снег теперь уже не тот. ». Н. Сладков. «Весенняя баня». Цель: развивать память, внимание, устную речь, воображение; находить и использовать в речи выразительные средства языка;
Какие приметы весны ты замечаешь? Какие краски весны? Какие звуки весны? Какой нарисовал веснув своём воображении? Какие признаки в неживой природе заметил? Какие изменения в живой природе происходят с приходом весны? Нарисуйте словесные картины к каждому четверостишию.
Выборочное чтение. Найдите и прочитайте, каким стал снег. Что произошло со льдом? Как плывут облака? Какими становятся дорожки? Что появилось на вербах? Как ведут себя воробьи?
Загадка Маленький мальчишка В сером армячишке, По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Как вы догадались, что это воробей?
Рассказ учителя о воробьях. Знаете ли вы, почему этих серых маленьких птичек так назвали? Было это давным-давно. Хозяин кормил домашнюю птицу, и в это время прилетела маленькая птичка, стала клевать зерно. Хозяин закричал: «Вора бей!» И с тех пор этих птичек называют воробей. Запомните, как пишется это слово.
Описание воробья по картинке. Описание воробья по картинке. Рассмотрите воробья. Опишите его. Расскажите, что вы знаете о воробьях. Это перелетная или оседлая птица? Как вы думаете, бывают ли воробьи с перовой шубой не серого, а другого цвета?
Воробьишки На уроке узнаем еще больше об изменениях в природе, которые происходят с наступлением весны. Оказывается, что и воробьи бывают не только серыми. Послушайте, что рассказал нам о них Н. Сладков.
а) Чтение рассказа Н. Сладкова « Весенняя баня» Назовите непонятные для вас слова. б) Лексическая работа. Фейерверк — взлетающие в воздух цветные огни от сжигания пороховых изделий во время праздников. в) Чтение учащимися рассказа шепотом.
Выборочное чтение. Найдите и прочитайте в тексте, как выглядели птицы в начале рассказа. Легко ли жилось воробьям зимой? Прочитайте, как воробьи купались в луже. Как они барахтались в песке? Для чего они измазывались в песке? (Зимнюю грязь смывали — с песочком терли.) Расскажите, почему один воробей был черный, другой коричневый, а третий рыжий.
Работа над иллюстрацией Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Какой момент из жизни воробьев изобразил художник?
Чтение и заучивание наизусть заклички. Синички-сестрички, Чечетки-тетки, Кулички-мужички, Скворцы-молодцы, Из-за моря к нам летите, Весну красную несите! С шелковой травой, С жемчужной росой, С теплым солнышком, С пшеничным зернышком!
Беседа. Как светит солнышко? Каким становится небо? Что происходит со снегом? Как выглядят деревья? Объясните, почему март называют весной света. А какие месяцы называют весной воды и весной зеленой травы? Почему?
Составь рассказ о весне Бывает в природе три весны — весна света, весна воды и весна зеленой травы. Март, первый месяц весны,— весны света. Хотя кругом еще лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем оно все дольше задерживается на небе.
Итог урока Какую тему изучали? Что нового узнали на уроке? Расскажите, как вы помогали птицам перезимовать.
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-1127256
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
Разработчики ЕГЭ проведут онлайн-консультации в октябре
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Учителя рассказали, какую зарплату хотели бы получать
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мастер-класс «Технология работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор»
Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. В пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца. Язык образца усваивается при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. Учитель следит за обязательным употреблением лишь тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то необычном сочетании. Желательно использовать изобразительные средства языка, образные выражения, фразеологизмы. Важно также, чтобы в пересказе сохранился стиль образца, например сказки.
В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу научного текста. Слайд 2.
Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведённого по записи и т. п.); пересказ после однократного, первичного чтения текста самим учеником; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, т. к. подобные пересказы часто встречаются в жизни.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа:
Но пересказу нужно систематически обучать (не просто – «прочитай и перескажи»!).
Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.
С чего же начать работу по обучению пересказу первоклассников?
Текст – не просто совокупность, простая сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое. Тематическое единство текста выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с темой и основной мыслью высказывания.
Поэтому учащихся 1 класса прежде всего нужно познакомить со следующими понятиями: речь устная и письменная, текст, тема текста, главная мысль текста. Эту работу нужно начинать уже на уроках обучения грамоте. Слайды 3, 7, 8.
Положительных результатов в обучении пересказу можно добиться, используя общие правила выделения мнемонических опор. («Мнемоника – совокупность правил и приёмов, помогающих запоминать нужные сведения». С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». Слайд 4.)
Общие правила выделения мнемонических опор. Слайд 6.
Через 3-4 занятия оба вопроса: «О чём (или о ком) говорится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один, и пропадает потребность задавать их вслух.
Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ про основное, но могут являться планом текста. Требования к пунктам плана: в них должны быть выражены главные мысли, они должны быть связаны между собой по смыслу и чётко выражены. Чёткая формулировка плана в рамках данной методики предполагает предложение, где есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Слайд 9.
После того, как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план. Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух. Слайд 11.
Почему воспроизводить следует вслух, сложный материал особенно? Во-первых, во внешней речи включается в действие речедвигательная память. Во-вторых, когда говоришь вслух, слышишь себя как бы со стороны, а не «внутри», и лучше осознаётся, что плохо запомнилось, т. е. лучше себя контролируешь. После работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор (главных мыслей), оказывается, что запомнились не только главные мысли, но и другой материал. Сработало непроизвольное запоминание. Хорошо запоминается то, что заставило проявить собственную активность.
Если подобную работу проводить в системе, то через некоторое время подготовка пересказа не будет составлять для учащихся трудности как на уроке, так и во время подготовки домашнего задания.
Предлагаю рассмотреть предложенную технологию работы с текстом на примере рассказа Н. И. Сладкова «Весенняя баня». Слайд 10.
Н. И. Сладков «Весенняя баня».
— За чем принято ходить в лес, в поле, на речку?
— А можно ходить за сказками и загадками. На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать.
— Хотите овладеть лесной грамотой и научиться раскрывать тайны? А помогут нам рассказы замечательного детского писателя Н. И. Сладкова.
— Тема урока? (Сказки и загадки в произведениях Сладкова). Работая по этой теме, попробуем ответить на вопрос, чему хотел научить нас Н. И. Сладков?
— Есть загадки, за которыми не надо далеко ходить, они рядом с нами. Вы сможете убедиться в этом, прочитав рассказ Сладкова «Весенняя баня».
Самостоятельное чтение рассказа.
— Поделитесь своими впечатлениями.
Повторное чтение рассказа, деление на части, подробный пересказ по плану.
— Теперь будем работать с текстом и учиться пересказывать.
— Чтение по цепочке первой части. О ком прочитали? Что мы о нём прочитали? Озаглавьте эту часть. (План текста заранее подготовлен на доске. В ходе работы над частями текста постепенно открываю название каждого пункта.)
Задания к первому пункту плана.
— Почему Ванятка считал себя знатоком птиц?
— Каких птиц он увидел, когда вышел из школы?
— С какой интонацией нужно читать? Какие слова подсказали нам интонацию?
— Перескажите эту часть.
Задания ко второму пункту плана.
— О ком прочитали? Что? Озаглавьте эту часть.
— Что автор описывает в этой части? Какую части речи использует для этого? Прочитайте по порядку все глаголы.
— Как вы думаете, в каком темпе нужно читать эту часть? (Действия быстро сменяют друг друга.)
— С каким настроением нужно читать? Найдите слова, которые создают радостное настроение.
Задания к третьему пункту плана.
— О ком прочитали и что? Озаглавьте.
Задания к четвёртому пункту плана.
— О ком прочитали? Что? Озаглавьте.
— Какую загадку разгадал мальчик, наблюдая за воробьями? (Почему за зиму воробьи так изменились, где ночуют они холодной зимой.)
— Перескажите эту часть.
— Что помогло мальчику разгадать эту загадку? (Любознательность и наблюдательность.)
— Думаю, что и вам под силу разгадать тайны птиц и животных, потому что у вас всё для этого есть: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и голова, чтобы всё понять.
— Посмотрите на наш план. Что получилось?
— К какому типу текста относится рассказ «Весенняя баня»?
-Докажите. (Текст-повествование с фрагментами описания и рассуждения)
Николай Сладков — Весенняя баня: Сказка
Ванятка считал себя знатоком птиц. Ему приходилось держать в клетках чижей, чечёток, снегирей, синиц, щеглов, клестов, зябликов. А сегодня вышел Ванятка из школы и видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом с воробья. Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.
Прыг-прыг-прыг − по гузку, по самый хвостик − в лужу, и ну купаться! То грудку окунут в воду, то на задок присядут и бьют, бьют тупыми крылышками по воде, трепыхаются в ней. Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке − искорка солнца.
Выскочили из лужи и, встряхнув мокрые крылышки, взъерошенные, перелетели на песчаную дорожку. И − вот глупыши! − давай барахтаться в грязном песке. Песок к перу липнет − измазались все! Не поймёшь, какого и цвета стали.
Скоро так песком облипли, что и летать не могут. По земле поскакали.
Прыг-дрыг-скок − и опять в лужу! Опять над ними солнечный фейерверк, да ещё радуга в брызгах. Моются, стараются.
Выкупались, вымылись − и выскочили на бережок.
Ванятка так и ахнул:
− Воробьи! Все трое − обыкновеннейшие воробьи!
Все трое серенькие, свеженькие такие, чистенькие. А вот вода в луже стала грязной…
Понял Ванятка: воробьи так за зиму измазались, что и на себя стали не похожи. Это они сейчас в бане мылись, зимнюю грязь с себя смывали. С песочком тёрли!
Чёрный сажу смывал: он всю зиму в дымовой трубе ночевал.
Коричневый − спал в сыром дупле, в гнилой трухе вымазался.
Рыжий − в кирпичной стене устроился, в дырке.
Вот и стала вода в луже чёрно-кирпично-коричневой.
− С лёгким паром! − крикнул Ванятка воробьям и побежал домой, разбрызгивая ногами весенние лужи.
Урок по литературному чтению Н.Сладков»Весенняя баня»(2 класс)
ЛИСИЧАНСКАЯ ЗОШ І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 26
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
Н. СЛАДКОВ «ВЕСЕННЯЯ БАНЯ»
учитель начальных классов
Тема. Н. Сладков «Весенняя баня»
Цель. Ознакомить с произведением Н Сладкова «Весенняя баня», совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; развивать коммуникативные умения, речь, внимание, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Оборудование. Портрет Н. Сладкова, иллюстрации к произведению, картинка воробья, карточки.
Тип урока. Комбинированный.
І. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
ІІ. Актуализация опорных знаний
Упражнения на развитие техники чтения
— Многократное чтение ( Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.)
2. Работа над скороговоркой
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
3. Беседа о изменениях в природе весной.
— В какое время года Валя могла замочить валенки на проталенке?
— Какие еще изменения происходят в природе весной?
— Кто радуется весне вместе с людьми?
4. Игра «Собери слова»
ІІІ. Изучение нового материала
Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н. Сладкова.
Вспомните, о чем писал Н. Сладков?
Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе?
Кто герои рассказа?
Сообщения учащихся о воробьях.
Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Из-за того, что воробей хитёр и вороват, широкое распространение получила версия о происхождении слова «воробей» от словосочетания вора — бей!». На самом деле в славянских языках слово «воробей» имеет тот же корень, что и в слове «ворковать». Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать», послужило несохранившееся ныне слово «ворк». Так эту птицу прозвали за постоянное не умолкающее ни на минуту чирикание.
Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.
Большинство представителей семейства по земле передвигаются прыжками из-за коротких ног.
Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек, и польза воробьев, заключающаяся в уничтожении вредителей в огородах, виноградниках и садах, уравновешивает некоторый вред, приносимый едоками зерна. Выкармливая выводок из четырех-шести птенчиков, родители-воробьи суют в оранжевые рты детворы около тысячи разных насекомых.
Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете, а в шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа.
Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.
1)цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д.
Труха – мелкие остатки перегнившего сена, дерева.
Сажа – черный налет от сгорания топлива.
Первичное восприятие текста.
— Сколько воробьев было в рассказе?
— На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз
— Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали.
— Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону.
— Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа.
— Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой.
Чтение рассказа по частям с анализом содержания.
— Кем считал себя Ванятка?
— Каких птиц увидел мальчик?
— Почему ахнул Ванятка?
— Где зимовали воробьи?
2. Работа над художественными средствами описания.
«Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке- искорка солнца»
— Раскройте смысл этого предложения.
— Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки. Какое ёмкое по смыслу выражение автора!
— Найдите и прочитайте, как автор передает удовольствие воробьев от купания.
3. Беседа по определению основной мысли текста
— Каковы чувства Ванятки?
— Каковы чувства воробьёв?
— Каковы чувства автора?
— Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения )
— Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас
Для правильного выполнения следующего задания необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!
— Я говорю фразу из рассказа Сладкова. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.
— Ванятка вышел из школы-1
— Одна птичка черная, другая- серая, а третья вовсе белая – 0
— Брызги над ними, как звон капели- 0
— Выкупались, вымылись, наелись и выскочили на бережок-0
— Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился:100 001.
6. Работа в парах на карточках
Кого характеризуют данные слова. Соедини стрелочками.
— Почему вы считаете, что воробьи находчивые?
— Легко ли воробьям было пережить зиму? Помогали ли вы им?
Самооценка. (Учитель диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус)