Весенний сон ярослав шипов
ВЕСЕННИЙ СОН
Произошла наша встреча на весенней охоте. Я искал дорогу к труднодоступному мху, славившемуся обилием глухарей, не нашёл и коротал вечер на тяге. Место казалось мне вполне подходящим, однако ни одного выстрела сделать не довелось. Между тем совсем неподалеку стреляли, и весьма часто. Я подивился — по моим расчетам, вокруг широко расстилалась ненаселенная глухомань, болота, и вдруг… Переночевав у костра, отправился в направлении вечерошней канонады, вышел на заросшее мелким березняком поле — посреди поля стояла изба. Вот так, вполне нечаянно, я и оказался у Семакова в гостях.
Мы, понятное дело, представились, а Семакова именовали редкостно — Дорофеем Дормидонтовичем, — и разговор естественным образом склонился к обсуждению прежних имен.
— У нас там, — начал Семаков про Устюг или про Тотьму, — что ни старик, то по нынешним временам какая-нибудь диковинка. На грамотных батюшек, видно, везло — грамотные священники обычно по-гречески увлекаются. Вот, скажем, дядька мой — Платон Афанасьевич или сосед — Каллистрат Валерьянович… Старшую мою сестру Хионией зовут, младшую — Мелитиной…
Он перечислил еще десятка полтора родственников и знакомых, и это все были Нифонты, Маркеллы, Пантелеимоны и даже один не то Лавр Флорович, не то Флор Лаврович — сугубый, конечно же, латинянин.
Потом Семаков угостил меня чаем с лепешками, — которые пек вместо хлеба, — весьма, кстати говоря, приятными на вкус, и вызвался проводить до глухариного тока.
Шли мы по узкоколейке, проложенной в довоенные времена и брошенной в начале шестидесятых. Местами ивняк и лещина подступали уже к самому полотну, однако между рельсами оставалась еще тропинка — твердая и сухая, по которой можно было идти гуськом — так мы и шли: впереди Семаков, я — следом. И разговаривали.
— А как вы сюда попали? — спросил я его.
— После войны-то? Приехал знакомые места посмотреть — и остался. Я ведь воевал здесь. Об этом, правда, мало кто знает. Воевал, понимаете ли, так, что ни одного выстрела и не сделал — из окружения выходил. Аккурат по этому узкоколу. Вообще-то мы южнее стояли… Под Москвой наступление давно идет, а мы ждем-пождем. Ну, в феврале-марте командование стало примериваться: то деревеньку какую возьмем, то высотку. Немцы вышибут — мы по новой. Вот так с пушчонкой однажды и влипли: сунулись удирать — сзади танки, мы в лес — там болото, обогнули болото — немецкая часть стоит, мы дальше на север. Вдоль линии фронта и шли. Километров сорок, наверное. И все с пушечкой, а боезапасу — один снаряд: подорваться вместе с орудием в случае крайней необходимости…
Подошли к реке. Деревянный мост, некогда переброшенный через нее, давно разрушился, однако в нагромождении балок Семаков знал надежный ход, и мы, карабкаясь, медленно, но вполне благополучно переправились.
Мне доводилось слышать множество военных историй, однако я впервые находился с фронтовиком в местах его боевых действий, в местах, что немаловажно, почти не изменившихся за полвека, да еще и время года совпало…
— Мы чего шли к северу? Знали, что здесь, в болотах, сплошной линии фронта нет, и надеялись проскочить где-нибудь. Вот до этого места ползли трое суток — по десять верст в день. Хорошо еще, что снега не было. Огня не разводили: лапнику наломаем, уляжемся потеснее — вот и вся ночлежка, околеваем, но спим. Харч давно кончился… Ну а сюда вот, к реке, вышли и поняли: не видали мы еще настоящего лиха… По мосту не перебраться — охрана, а река разлилась так, что… ну как сейчас.
Сейчас лес был затоплен. Из темной, почти черной воды торчали кое-где верхушки цветущей вербы. Я спросил Семакова, что же тут охраняли немцы? Оказалось, узкоколейка использовалась для снабжения войск.
— Танки по ней, конечно, не перебросишь, но живую силу, продовольствие, боеприпасы да орудия, если небольшого калибра, — можно. Тут вагончики были, платформы, паровозики-«кукушки» — движение круглые сутки шло. Специальные бригады путь ремонтировали, словом, жизнь кипела. Ну и охранялось все по высшей немецкой категории… Решили переправляться. Отошли от дороги подальше, связали из валежин небольшой плот — нескладный, помню: все бревна разной длины — топорами-то не постучишь, так что – где длинное, где короткое… Ну вот, закрепили пушечку и — сначала пеше, потом вплавь, потом опять пеше — выбрались кое-как. Целый день потеряли! Прошли маленько, — а дело к ночи уже, — сбегал один на разведку, говорит: так и так, впереди поле, на поле деревня, у опушки — сарай. И мы из последних сил как рванули в этот сарай… Затолкали пушку, попдали на гнилую солому — и как не было нас… И вот ведь, брат: знали, что немцы кругом, но… какое там! Помню, последняя мысль была: пусть хоть убьют, только бы не будили. Проснулись к полудню. Выглядываем — рядом с сараем этим… ну, метрах в пятнадцати — проселочная дорога и следов на ней немецких — полным-полно, да все свежие, прямо на глазах жижей затягиваются. То-то, думаю, фрицы мне снились, — а они несколько раз снились: смеялись, кричали что-то, но я все равно не просыпался — сил не оставалось, так что наплевать мне на фрицев было… А тут гляжу: не сон это — шли они вот здесь, совсем рядом, и смеялись, и разговаривали… Ну ладно. Просидели до темноты, а есть охота. Направили одного в деревню. Возвращается: вареной картошки принес и рассказывает, что с утра мимо сарая нашего прошло четыре немецких взвода, вот так-то… Чудо нас сберегло, не иначе — надо же: никто не заглянул в ворота. Сидим мы, значит, продрогшие и не знаем, куда дальше двигать. Ночью подваливают разведчики — наши, стало быть: тоже в деревню шастали, деревенские их и навели. Пушку заставили бросить: мы ее, понимаешь, волокли, волокли, столько мук из-за нее перетерпели и — н тебе. Но пришлось, с нею бы нам не выбраться. Вывели нас разведчики, сдали, куда положено, тут само собою начались допросы, распросы… Про это я не люблю распространяться — невеселые времена… Ну вот мы и пришли.
Подошли к стрелке — они и раньше попадались, ответвления от основного пути, однако нужный мне поворот был именно у этой стрелки. Здесь нам предстояло расстаться. Семаков обрисовал дальнейшие ориентиры, я поблагодарил и на прощание поинтересовался, с чего это он оставил шумную деятельность?
— А, это… Да никакой тут загадки нет: врать надоело. У нас ведь главное дело власти — народ обманывать… Так что бросил все и купил последнюю избушку в той самой деревне, которая нам жизнь спасла. Это, конечно, чудо, что немцы нас, спящих, миновали. А другое чудо в том, что все мы, кто пушку тащил, с войны вернулись.
Я признался, что не понял его.
— А Героя, — спрашиваю, — вы за что получили?
— Героя? Это позже, за форсирование Днепра… А пушечку все равно жалко… Ну ладно, бывай здоров.
На этом расстались.
Спустя год я узнал, что на месте достопамятного сарая Семаков построил часовню.
Протоиерей Ярослав ШИПОВ
ОТ РЕДАКЦИИ. В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла книга протоиерея Ярослава ШИПОВА «Тоскующие по небесам». Это самое полное собрание рассказов писателя — и известных читателям, и неизвестных. Отрывок из впервые напечатанного рассказа мы публикуем сегодня.
Чем замечательно новое издание? Оно доставит радость любителям хорошо сделанной книги. Такой, которую приятно взять в руки, полистать, порассматривать картинки.
Хорошие иллюстрации — это уж совсем забытое удовольствие. А тут они выполнены художницей Татьяной Юшмановой. Она и прежде оформляла книги отца Ярослава. Но теперь картинок больше. Они заключены в тонкие теневые рамки, что придаёт им лаконичность, динамичность, не отвлекает внимание на посторонние детали.
Как-то мы говорили с одной читательницей, и я сказала, что меня потряс образ героини рассказа «Елизавета». Это мудрая, много перестрадавшая пожилая женщина с тёплой, простой верой. От неё исходит свет. Она рассказывает удивительные истории, которые наполняют смыслом вроде бы простую и такую сложную нашу жизнь. Читательница удивилась:
— Почему вы называете Елизавету образом? Разве её в жизни не было?
— Конечно, не было. Это художественный образ — как пушкинская Татьяна или чеховский архиерей. Они воспринимаются как живые люди. Но это образы, созданные писателями.
Как ни грустно, простые знания о творчестве, искусстве, его законах уходят от нас. Издаётся много книг с заметками, статьями, очерками — и их относят к художественной литературе. Но это журналистские жанры. А художественная литература с помощью вымышленных персонажей показывает нам внутренний мир человека, разные эпохи — с их духом, настроением, красотой. В том числе, красотой языка.
Конечно, у каждого художественного образа есть прообраз — реальный человек или несколько людей. В рассказе «Уездный чудотворец» прообразом героя стал дед отца Ярослава. А в «Персиянке» писатель прямо говорит, что примерно так крестили его маму.
Рассказы отца Ярослава хорошо охарактеризовала моя знакомая:
— О страшных вещах он говорит так, что не пугает…
И о серьёзных вещах рассуждает без обречённости, с надеждой на Бога. Как и положено священнику. Если ты можешь изменить ситуацию, помочь кому-то — меняй и помогай, не можешь — смиряйся и проси о помощи Господа.
В рассказах писателя — и юмор, и улыбка, и афоризмы. Вот в бывшем храме устроили баню, и кочегар кричит: «Где люди молятся, там наши моются!» Или: «Чтобы с двух рюмок клюквенной наливки — и такой решительный вывод?» Эти слова можно запомнить — и не дать себе закиснуть в какой-нибудь угрюмый момент.
Как известно, в новой оправе всё воспринимается иначе. Отец Ярослав по-новому расположил рассказы, не по хронологии. И вроде всё знакомое — и незнакомое. Открываются не замеченные прежде смыслы, детали, ситуации. Впрочем, в художественной литературе так и должно быть.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Весенний сон». Священник Ярослав Шипов
Существует шуточная теория о том, что творческие люди условно делятся на «физиков» и «лириков» и, однажды твёрдо встав на один из этих путей, в дальнейшем уже не меняют жизненных устремлений. Священник Ярослав Шипов — исключение из этого правила. Мальчишкой он мечтал об авиации, а после восьмого класса отправился из Москвы поступать в знаменитую Новосибирскую физико-математическую школу. И это у него наверняка получилось бы, да только вот оказалось, что берут в престижное учебное заведение только местных, сибиряков. Тогда молодой человек вернулся в Москву, окончил десятилетку и без проблем поступил… в Литературный институт имени Горького! В полку физиков убыло, зато среди лириков появился талантливый писатель, на счету которого сегодня — несколько сборников рассказов и множество публикаций в литературных журналах. Член Союза писателей России, приняв в 1991 году священнический сан, Ярослав Шипов не расстался с пером и постоянно радует читателей новыми книгами. Одна из них — сборник под названием «Весенний сон» — вышла в издательстве «Никея».
Рассказы батюшки, словно сама жизнь, — одновременно мягкие и заставляющие сердце сжиматься, лёгкие и наполненные глубоким смыслом, смешные и побуждающие думать. Вероятно, за это их и любят читатели: без пафоса и претенциозности, как с давними знакомыми автор разговаривает с ними понятным и доступным, простым, но по-настоящему литературным языком о самых тонких движениях человеческой души.
Автор навевает светлую грусть в рассказе «Снегопад», и за обычной вроде бы беседой школьника и знаменитого поэта, столкнувшихся однажды снежным зимним вечером в старом московском дворике, читатель каким-то невероятным образом улавливает не только слова, но, кажется, и мысли героев. И чувствует, как далёк поэт от дежурного разговора о литературе, потому что в этот момент думает совсем о другом — о постаревшей матери, уходящих один за одним друзьях… В короткий рассказ автору удалось вложить столько настоящей жизни, только глубины бытия, сколько не почерпнуть и из стони пухлых томов по философии.
А вот, к примеру, рассказ «Русалки» из сборника «Весенний сон — по-настоящему юмористический. Он о том, как простодушный охотничий инспектор принял собиравших на болоте клюкву женщин за упомянутых мифических существ и поспешил в красках поделиться своим открытием с местным батюшкой. Священник Ярослав Шипов делает по-доброму смешной каждую строчку, и смех этот действует исцеляющее, потому что он — мудрый.
Трогателен до слёз рассказ «Финал шестой симфонии» — о скрипачке, сквозь музыку Чайковского сумевшей расслышать молитву к Богу о покаянии и прощении.
Рассказы отца Ярослава Шипова заставляют плакать и смеяться, удивляться и делать открытия. И дарят свежее, обновляющее и словно прекрасный «Весенний сон» умиротворяющее тепло добрых слов, идущих от души и сердца.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Весенний сон
Рассказы протоиерея Ярослава Шипова
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Весенний сон. Рассказы. Протоиерей Ярослав Шипов. М.: Никея, 2016. — 272 с. — (Священническая проза).
Протоиерею Ярославу Шипову удается о грустных событиях рассказать с неуловимой улыбкой, а о смешных случаях — трепетно и трогательно. И с самых первых строк будто набираешься жизненной мудрости.
Повествование отличается детальной проработкой, глубоким психологизмом, реалистичными описаниями природы. Рассказы автобиографичны, в них нет дидактизма, идеализации и пафоса, а каждая фраза наполнена любовью к жизни во всех ее проявлениях. Безусловно, как и в жизни, говорится о дурных и о благих поступках, встречаются трагические концовки, но с Божьей помощью всем воздается по заслугам.
Галерея рассказчиков многообразна: перед читателями предстают мечтающие мальчишки, удачливые охотники, мужественные военные, смекалистые рыболовы и, конечно, мудрые старцы. Образы получились живыми. Новый персонаж — новая грань кристалла, сквозь призму которого проступает житейская мудрость: любовь живет в каждом из нас, это не эгоистичные чувства, а благодать Божья.
В издание вошли как новые, так и публиковавшиеся ранее произведения, а также интервью с автором.
Название «Весенний сон» как нельзя лучше подходит для этого сборника: книга оказалась светлой и трогательной.
Весенний сон. Рассказы
Цена | Сумма заказа | Скидка |
---|---|---|
237.5₽ | 10000₽ | 5% |
235₽ | 15000₽ | 6% |
225₽ | 20000₽ | 10% |
220₽ | 25000₽ | 12% |
207.5₽ | 30000₽ | 17% |
* Скидка применяется при оформлении заказа
«Весенний сон» — новый сборник рассказов любимого православными читателями автора, протоиерея Ярослава Шипова. В книгу вошли как старые рассказы, так и более дюжины новых, либо написанных совсем недавно, либо, наоборот, очень давно и ни разу нигде не публиковавшихся.
Заказ возможен без e-mail и регистрации. А еще у нас можно получить бесплатную книгу.
Сообщить о нарушении продуктаВесенний сон. Рассказы
Открытием для читателя станут и мастерски созданный подлинным знатоком природы «Лесной человек», и страшный, полный глубокого психологизма «Транспорт «Победа», и остроумный, грустный и романтичный «Рыбак», и многие другие.
Книга дополнена несколькими интервью священника, в которых он в разные годы рассказывал о вере, о своей жизни, об интереснейших личных открытиях.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие – 7
_______
РАССКАЗЫ
Маша – 11
Снегопад – 17
Премия – 19
Отважные – 22
Колыбельная – 26
Трудодень – 30
Папанин – 34
Василь Петров – 36
Михей – 39
Случай с проводником – 44
Нечто непоправимое – 47
Пустая командировка – 52
Тореадор – 57
Несколько сцен из жизни диких животных – 60
Весенний сон – 66
Чуркин-герой – 74
Боковое зрение – 79
Старые военные песни – 84
Собрание – 93
Лесной человек – 100
Транспорт «Победа» – 112
Дебаркадер – 128
Рыбак – 133
Старый задачник – 140
Тихий город – 148
Отпуск – 151
Персиянка – 158
Дорожные святцы – 161
Финал шестой симфонии – 165
Центр – 168
Самая секретная база – 175
Заказник – 181
Кино – 187
Русалки – 191
Женское свойство – 195
Рюшечки – 200
Гонки – 204
Ужин у архиерея – 207
_______
Приложение. ИНТЕРВЬЮ
Как писатель стал священником – 216
«Иван с усами» и другие – 222
Нет людей, которые никогда не испытывали одиночества – 230
Постарайся не спешить – 236
Тургенев и Чехов были охотниками – 241
Слово – 252
Священник Ярослав Шипов
Александр Дьяченко, Павлова Нина Александровна, Андрей Ткачев, Священник Ярослав Шипов, Муртазов Никон, Мария Сараджишвили
Авторы сборника «Национальный вопрос и моя мама» предлагают читателям христианский взгляд на проблему межнациональных отношений. Во Христе, как известно, нет различий «между эллином и иудеем» (см.
Священник Ярослав Шипов
Книга «Райские хутора» и другие рассказы» продолжила серию, начатую книгой Тихона Шевкунова «Несвятые святые и другие рассказы». Очередной том составлен из рассказов священника Ярослава Шипова. В.
Священник Ярослав Шипов
В книгу вошли рассказы современного писателя священника Ярослава Шипова. Ненадуманность историй, глубокое переживание трагического жития русского человека и вместе с тем замечательный юмор и высокое.
Священник Ярослав Шипов
Священник Ярослав Шипов
Творчество лауреата премии имени А. М. Горького, ЦК ВЛКСМ, СП СССР и Госкомиздата СССР писателя Ярослава Шипова тесно связано с реальной действительностью, правдиво. Характеры героев рассказов и.
Священник Ярослав Шипов
‘…Надо отдавать себе отчет в том, что происходит кругом, но при этом ни в коем случае не унывать, а понимать, что ты должен быть в десять раз энергичней для того, чтобы попытаться этому.