Вещие сны в православии
Верить или не верить вещим снам? Отвечает священник
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Из Библии мы знаем, что Бог посылал вещие сны не только святым, но и обычным людям. И у многих верующих возникает вопрос: значит, снам можно верить?
Сновидения как яркое, необычное, порой парадоксальное и пугающее явление всегда привлекали внимание человека. Особенно в древности, когда состояние научного знания не позволяло проникнуть в подробности функционирования нашего мозга. Сон воспринимался как нечто, имеющее потустороннее происхождение. Имелись специальные люди, к которым обращались за толкованием снов. Одним из них был библейский Иосиф, который благодаря своему умению объяснять сны, стал одним из главных советников египетского фараона.
Современная наука определяет сон как вполне естественный для человека физиологический и психологический процесс, не имеющий отношения к мистике. Различают фазы медленного и быстрого сна. В фазе быстрого сна электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования, в то время как сам человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. То есть, пока мы спим, наш мозг упорядочивает и перерабатывает информацию, которую он получил в течение дня. Побочным продуктом этой переработки и выступают сновидения.
В психологии существует целое направление, связанное с объяснением снов для лечения невротических состояний. Начало ему было положено З. Фрейдом, посвятившему этой теме целую монографию под названием «Толкование сновидений». Сам основатель психоанализа называл сон королевским путем к бессознательному. Однако его методы и выводы хотя и весьма популярны, но совсем не бесспорны и продолжают подвергаться критике внутри психологического сообщества. С Фрейдом можно соглашаться или спорить, однако для нас в данном случае важно понимать, насколько внимание к сновидениям и вера в увиденное полезно или вредно для духовной жизни.
С одной стороны, из Библии мы узнаем, что Бог действительно может посылать человеку особые пророческие сны. Ряд ярких примеров содержится в Ветхом Завете. Подобные сны описываются и в первых евангельских главах, когда Иосифу Обручнику сначала было дано указание, как поступить с Пресвятой Девой, зачавшей от Духа Святого, а затем во сне же Ангел предостерег его от мести Ирода и повелел бежать в Египет.
С другой стороны, в православной агиографии встречается немало случаев, когда источником сна выступали злые духи, которые таким образом стремились навредить душе спящего. Последнее обстоятельство обусловило настороженное отношение ко снам в церковном Предании. Через сновидения нас достигает «коварство злохитрых наших врагов», писал преподобный Иоанн Лествичник. А многими столетиями до него, автор книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова замечал: Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир 34:7). Таким образом, учитывая микроскопическую долю «вещих» снов в общей копилке сновидений, в православной традиции сложился скептический взгляд на ночные видения. Им не принято верить и вообще обращать на них внимание.
Доверяя снам, легко впасть в мечтательность и нездоровое фантазирование. Верящий снам находится в крайне опасном состоянии. Для духовного руководства нам даны не сны, а Церковь и Священное Писание.
Православная Жизнь
Сон – это вполне естественный процесс, который необходим каждому человеческому организму. В Книге Екклесиаста говорится, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2), чем наличие и наполнение сновидений связывается с физиологической деятельностью мозга.
Однако в Священном Писании имеются свидетельства и несколько иного характера. В Ветхом Завете неоднократно говорится, что посредством сна Господь открывал Свою волю пророкам и другим избранникам. К ним можно отнести патриархов Авраама (см.: Быт. 15:12), Иакова (см.: Быт. 28:12), Иосифа (см.: Быт. 37:6), а в более позднее время – пророка Даниила (см.: Дан. 7:1). Суть подобных видений очень хорошо раскрыта в Книге Иова, где акцентируются их исключительная важность и значение для самого человека: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33:15–18). В Новом Завете также имеются упоминания о сновидениях, ниспосланных от Бога. Это, прежде всего, видения Иосифа Обручника, которому Ангел являлся во сне и сообщал о готовящемся покушении на Богомладенца Христа, а также сон жены Пилата, в котором она, как сообщает об этом евангелист Матфей, «страдала за Христа» (см.: Мф. 27:19).
Но в то же время Божественное Откровение не всегда отзывается о человеческих сновидениях столь положительно, предостерегая человека от безрассудной веры в увиденное во сне. В Книге пророка Иеремии сказано: «Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:32), и несколько далее пророк продолжает: «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29:8).
По словам святителя Филарета Московского, «сюжетная линия» сна может иметь не всегда безобидное происхождение: «сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание». А преподобный Исаак Сирин говорит более конкретно: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его». Следовательно, доверчивость снам может привести человека к весьма пагубным последствиям.
Согласно мысли святых отцов, человек всегда должен испытывать то, что приходит к нему извне, в том числе – и посредством сновидений. Однако в силу несовершенства своей духовно-нравственной природы человек самостоятельно не может отличить сон от Бога от бесовского наваждения. И потому, по словам блаженного Диадоха Фотикийского, следует вообще не верить никаким снам: «Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней».
При этом голос церковного Предания единогласно осуждает стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Человек, чрезмерно уделяющий внимание своим сновидениям, рано или поздно придет к суеверию, а в результате – и к неверию в Бога. Для таких людей, к сожалению, определяющим фактором в жизни станет не воля Божия, выражающаяся через голос Церкви, а то, что им будет навеяно во сне. Доверяя снам больше, чем Богу, человек будет продолжать удаляться от единственного спасительного пути, ведь именно в соответствии с тем, как будет растолковано то или иное сновидение, и будет выстраивать свою деятельность, становясь, по сути, марионеткой в руках темных сил.
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1
|
Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).
Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).
Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.
Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.
|
Сон Иакова |
Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).
Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).
Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.
И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).
Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).
Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).
В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.
Состояние сна
Смысл сна
Состояние сна как метафора
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к процессу сна
Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.
[1] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[2] Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.
[3] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[4] Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.
[5] Григорий Богослов, святитель. Слово 37.
[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.
[7] Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.
[8] Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.
[9] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.
[10] Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.
[11] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3
[14] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[15] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.
[16] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[17] Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.
[18] Нил Сорский, преподобный. О спасении души.
[19] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.
[20] Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.
[21] Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.
[22] Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.
[23] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2
Вещие сны
Аскетическое отношение к сновидениям
Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?
Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.
Не следует верить снам
Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.
Сон праведников
Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.
[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.
[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.
7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.
[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.
[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.
[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.
[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.
[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.
[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.
[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.
[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.
[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.
[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.
[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.
[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.
[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.
[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.
[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.
[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.
[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.
[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.
[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.
[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.
[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.
[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.
[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.
Надо ли верить сновидениям?
Ответы пастырей
В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.
– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.
Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.
Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.
НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.
– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.
Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву
Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.
Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.
Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники
– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.
– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.
Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов
– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.
– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!
Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!
Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!