верес веник для бани
Вересковый веник с мятой
Основа — ветки вереска (примерно 30 см) + веточки мяты + несколько веточек яблони (для прочности 🙂 )
Описание
Между тем, это очень полезная штука!
Даже эзотерические мэтры поют много хвалебных гимнов этому банному атрибуту 🙂 Не поверите, но говорят эти самые мэтры, что вересковый веник — это благодать Мироздания, это то что усмиряет гнев, уми-ро-тво-ря-ет… Дает благо-дать 🙂
Если вы в недавнем прошлом пережили стресс или для вас стресс — это явление привычное, то смело хватаете под мышку веник и бегите париться 🙂
Волна жизненной энергии поднимется внутри вас не слабее девятого вала с картины Айвазовского 🙂
Ведьмы всех времён и народов избавлялись вересковыми вениками от грязной энергии. А ведьмы знают что делают 🙂
ВЕРЕСКОВЫЙ ВЕНИК — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА
1. Храниться может три года без уменьшения полезных свойств
3. Полезностей принесет со своим ароматом много, а вот самые главные таковы:
антисептические
противоспалительные
проблемоустранительные
бессоницеудалительные
массажнонасладительные
кожные заболевания уменьшательные
4. Вместе с чаем из цветов вереска эффект усиливается стократно 🙂
5. Так как мы добавляем к венику из вереска мяту и ветки яблони, то полезные свойства оных добавят вам здоровьица многократно 🙂
Всё что вы ещё не знаете про баню и пользу веников для неё родимой, есть туточки, надеемся что вам это пригодится и вы обретете вечную молодость и хорошее настроение 24 на 7 🙂
Моя баня
Вересковый веник
Среди многочисленных веников, которые применяются в бане, особняком стоит вересковый веник. Многие даже не знают, что вереск тоже можно использовать для банных веников.
Вереск представляет собой небольшое, около метра в высоту, вечнозеленое растение. Листья вереска – короткоигольчатые, а стебли покрыты красновато-бурой корой.
Веник из вереска обладает противовоспалительными и антисептическими свойствами. Поэтому им рекомендуется пользоваться людям, страдающим различными воспалительными кожными заболеваниями. Отвары и настои растения рекомендуются страдающим бессонницей, при сильном стрессе, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Они обладают успокаивающим и вяжущим свойством.
Заготовка верескового веника
Заготовку веника из вереска проводят в мае – июне. Для этого выбирают день с сухой и прохладной погодой. Сушатся ветки веника в месте, защищенном от солнечных лучей, под навесом, на веранде или чердаке. Обязательно помещения, где сушится вереск, должны вентилироваться. Вересковые веники обычно немного меньше обычных веников. Часто в веники из вереска добавляют ветви других деревьев – березовые, ясеневые, дубовые и пр. Свои полезные свойства вересковый веник сохраняет 3 – 4 года. Но следует помнить, что со временем с листьев постепенно выветриваются эфирные масла и разрушаются полезные вещества.
Перед применением в русской бане веники из вереска следует хорошенько запарить. Париться вересковыми вениками следует осторожно. Из приемов следует исключить похлестывание. Можно лишь опахиваться им, поглаживать, легко растирать. Подойдет он также и для компрессов. Наибольший эффект от верескового веника можно получить, используя параллельно березовые веники или дубовые.
Можжевеловый веник для бани: все от заготовки до правильного использования
Можжевельник – вечнозеленый, хвойный кустарник, который также называют «вересом» (не путать с вереском!). Растет он практически во всех регионах России и ценится за свои целебные качества. Очень часто из можжевельника готовят веники для бани.
Использование такого веника в несколько раз повышает пользу и ценность банных процедур. Итак, давайте поговорим о можжевеловых вениках: их свойствах, полезных качествах, способах заготовки и правилах использования в парной.
Польза можжевеловых веников для бани
Хвоя можжевельника содержит десятки полезных веществ. В ней есть эфирные масла, фитонцида, антисептические компоненты, витамины и органические кислоты.
Правильно заготовленный веник обладает следующими полезными качествами:
Помогает в облегчении симптомов суставных заболеваний. Можно использовать в терапии артритов, артрозов, радикулита и т.п. Можжевельник способствует снятию воспалительного процесса в тканях.
Оздоравливает кожу. Эфирные масла, содержащиеся в можжевеловой хвое, оказывают на кожу общий оздоравливающий и омолаживающий эффект. Помогают бороться с угревой сыпью, способствуют ускоренной регенерации тканей.
Борется с простудными и бронхолегочными заболеваниями. Использовать веник можно при бронхитах, пневмонии, туберкулезе и т.п. Эфирные масла оказывают мокроторазжижающий эффект, подавляют действие патогенной микрофлоры.
Усиливает кровообращение в тканях. Кожа становится более гладкой, упругой и ухоженной. За счет нормализации кровотока ускоряется процесс вывода токсинов и шлаков.
Можжевеловый веник оказывает комплексное воздействие на весь организм. Регулярные банные процедуры с применением веника из вереса позволяют поднять иммунитет, избавиться от кожных заболеваний, справиться с симптомами простуды, вылечить язвы и незаживающие раны.
Противопоказания
Веник из можжевельника не рекомендуется применять при наличии следующих состояний:
Кроме того, от использования веника придется отказаться людям с аллергией на растение.
Когда заготавливать ветки для можжевелового веника?
Можжевельник относится к вечнозеленым растениям, поэтому собирать сырье для веников можно в любой сезон. Однако в зависимости от времени года количество полезных веществ в хвое и жесткость веток будут сильно отличаться.
Если вы хотите заняться заготовкой можжевеловых веток, помните о следующих нюансах:
Важные правила сбора сырья
Чтобы веник получился прочным, красивым и приносил только пользу, необходимо придерживаться следующих правил:
Собирайте ветки с кустов, растущих вдали от дороги, линий электропередач, городской черты и заводов. Не забывайте о том, что хвоя имеет способность накапливать в себе ядовитые вещества.
Берите ветки только от здоровых растений. Не трогайте кусты со следами болезни, поражениями от насекомых и химических веществ.
Отдавайте предпочтение ветвям, растущим на солнечной стороне. Ветви с северной стороны опадают намного быстрее.
Срезайте ветки длиной не менее 50 см. Это оптимальная длина для изготовления удобного веника для бани.
При правильном подборе и соблюдении перечисленных правил, можжевеловые ветви будут упругими и податливыми.
Можжевеловые кусты растут медленно и долго восстанавливаются, поэтому не нужно срезать большое количество ветвей с одного куста.
Как связать свежий веник для бани?
Лучше всего для изготовления веника брать нижние ветки растения. На один веник вам потребуется 5-6 хороших, здоровых веток.
Последовательность работ выглядит следующим образом:
Можжевельник имеет достаточно жесткую хвою, поэтому, проводить работы по вязанию веника необходимо в перчатках.
Как хранить можжевеловый веник?
Можжевельник является хвойным растением. Получить сырье для изготовления веника можно в любое время года, поэтому заготавливать ветки в прок не имеет смысла. Кроме того, профессиональные банщики рекомендуют использовать в парной свежий можжевеловый веник.
Веники из вереса не предназначены для сушки, так как при пересыхании веток начинает осыпаться хвоя. При необходимости готовый веник можно хранить при температуре чуть выше нуля с достаточно высокой влажностью. Однако срок годности изделия в этом случае составит 2-4 недели.
Если у вас нет возможности каждый раз ездить за сырьем вереса, вы можете заморозить готовый веник. Свежий веник заворачивают в целлофан и убирают на мороз или в морозильную камеру.
Пленка не даст влаге испариться и сохранит хвою в свежем виде. Хранить в таком виде веник можно 3-4 месяца.
Можжевеловые веники – самые капризные. Даже при правильной заготовке ветвей и грамотном замораживании, такой веник после оттаивания может легко осыпаться. Именно поэтому опытные банщики советуют использовать вересовый веник исключительно в свежем виде.
Подготовка веника к использованию: правила заваривания
Так как веник из можжевельника имеет колючую хвою и достаточно жесткие ветви, без предварительного заваривания его не используют. Делают это двумя способами: мягким и жестким. Выбор того или иного варианта зависит исключительно от предпочтений человека. Мы рассмотрим оба.
Жесткий способ
При заваривании «жестким» способом веник сохранит свою жесткость, хвоя останется достаточно твердой и колючей. Такой веник не подходит для ударов по телу, зато, его можно использовать для легкого массажа, напоминающего сеанс иглоукалывания.
Итак, для этого необходимо:
Также «заварить» веник можно другим способом. Для этого его заворачивают в мокрую горячую тряпку и оставляют в бане на полке примерно на 1,5-2 часа.
Мягкий способ запаривания
При запаривании таким способом веник становится более мягким. Его можно использовать для интенсивного массажа.
Делается это следующим образом:
Бизнес: веники для бани в Горячем Ключе
Как зарабатывать на любителях попариться
Однажды Роман Цедов привез в Москву на продажу спортивное питание, а обратно уехал с предоплаченным заказом на веники.
Сейчас компания «Иван Купала и К» приносит предпринимателю до 550 тысяч рублей в месяц.
Ежегодно Роман продает около полумиллиона банных веников разных видов. А начинался бизнес на чердаке бывшей столовой завода по производству минеральной воды.
Почему веники
Роман занимался бизнесом с 2000 года — разрабатывал и продавал спортивное питание и сухие смеси для мороженого и коктейлей. Производственная база располагалась в городе Горячий Ключ, все основные покупатели — рядом, на территории Краснодарского края.
В 2004 году предприниматель решил расширить географию продаж. Загрузил полную машину спортивного питания и вместе с родственником поехал за удачей в Москву. Рынок подобных добавок в России только формировался, поэтому новых клиентов можно было найти даже в незнакомом регионе.
Чтобы отыскать клиентов в столице, решили заходить в первые попавшиеся на глаза фитнес-клубы и предлагать товар. Продукцией удалось заинтересовать администратора уже первой точки. Сделку сорвал один из клиентов клуба: он вмешался в разговор и попросил посмотреть коробку со спортивным питанием. Незнакомцу категорически не понравился город-производитель. Администратор, который поначалу был готов купить всю партию, пообещал перезвонить и выпроводил продавцов.
Роман дождался того клиента на улице и попытался высказать все, что о нем думает. Мужчина оборвал предпринимателя: «Ты занимаешься не тем бизнесом. Горячий Ключ — столица веников, где деньги растут в буквальном смысле на деревьях».
Незнакомец оказался серийным предпринимателем. Он был готов стать первым покупателем веников и в качестве аванса передал краснодарцам 100 тысяч наличными без всяких расписок. Спортивное питание, которое Роман привез с собой, мужчина выкупил за 20 тысяч.
Наш герой вернулся домой и задумался, как открыть новый бизнес с нуля.
Запуск производства
Если ехать по трассе М4 «Дон» из Москвы в Краснодарский край, то в районе Горячего Ключа можно увидеть десятки местных жителей, торгующих вениками. Вяжут их здесь испокон веков. Все дело в том, что в этой местности произрастает кавказский дуб, а из него получаются упругие крепкие веники, обладающие целебными свойствами.
Еще бизнес хорош тем, что с сырьем нет никаких проблем — дубы не надо сажать, обрабатывать и поливать. Пришел в лес, заготовил ветки, а на следующий год выросли новые. Но несмотря на кажущуюся простоту производства, почему-то крупных производителей в Горячем Ключе до «Ивана Купалы» не было.
Роман уже работал как индивидуальный предприниматель с открытым ОКВЭД по производству пищевых добавок.
С помещением вопрос решили просто: для производства спортивного питания и сухих смесей Роман еще до этого арендовал по знакомству бывшую заводскую столовую за 8 тысяч рублей в месяц. Выяснилось, что чердак над ней, который никак не использовался, идеально подходит под склад готовых веников. Его площадь в 150 м² это позволяла.
платил Роман за аренду бывшей заводской столовой
Главный человек на производстве — заготовитель. Он договаривается с лесниками и оформляет лесные билеты — специальные разрешения на сбор дубовых веток. После нанимает людей, которые едут в лес эти ветки ломать. Готовое сырье развозят по домам местных жителей, которые умеют вязать веники.
Одного из таких заготовителей, Александра, и нанял Роман. Договорились на сдельную оплату — по три рубля с веника. Заготовитель поставил условие — сам он продолжает трудиться на себя, а Роману сдает излишки. Правда, уже через три месяца Александр понял, что у него готовы закупать весь объем, а продавал своему новому шефу он около 10 тысяч веников в месяц. Заготовитель перешел работать к Роману на постоянку. Схема оплаты была такая: Александр по-прежнему получает сдельную оплату, но если заказов мало, то ежемесячная фиксированная ставка — 30 тысяч рублей.
В итоге уже через неделю в Москву ушли 4 тысячи веников — мужчине, сорвавшему сделку в фитнес-клубе. Одна штука стоила 25 рублей при себестоимости в 17 рублей. Чистая прибыль Романа составила около 30 тысяч.
чистая прибыль Романа за первую партию веников
После этого предприниматель решил плотнее заняться производством: помещение есть, кадров — целый город, сырья полно, а сбыт благодаря московскому партнеру налажен. Плюс технология простая и понятная в отличие от спортивного питания. Чтобы производить некоторые добавки, Роману пришлось даже ездить на стажировки в Европу.
Расходы на запуск производства в 2004 году — 70 000 Р
Сырье | 60 000 Р |
Расходники (шпагат, упаковка и т. п.) | 10 000 Р |
Помещение | 0 Р |
Первые годы
Первые полтора года Роман работал только на одного заказчика — того самого предпринимателя из Москвы. Потом, когда появился опыт, начал искать других клиентов, чтобы не зависеть от одного покупателя. Новых партнеров искал через интернет, публикуя информацию на досках объявлений, или профильные выставки. Плюс практиковал активные продажи, обзванивая банные комплексы.
Как оказалось, новых клиентов искал не зря — давний партнер из Москвы решил отказаться от услуг Романа и попытался сам открыть производство веников в Горячем Ключе. Но он не был местным, не знал специфики бизнеса, поэтому его идея не взлетела. Правда, даже эта история не испортила отношений партнеров. После неудачи столичный бизнесмен еще несколько месяцев продолжал закупать у Романа веники, пока не ушел в другой бизнес.
Когда производство веников разрослось, стали появляться новые клиенты. Понадобилось серьезно заняться оформлением. Крупные банные комплексы, покупавшие веники, интересовались лицензиями и сертификатами. От бань, в свою очередь, все это требовал Роспотребнадзор.
Но когда Роман попытался эти документы получить, выяснилось, что веники не подлежат сертификации. Так как клиентам все равно нужны были какие-то бумажки для проверяющих органов, пришлось оформлять отказные письма — специальные документы, в которых говорится, что товар не подлежит сертификации.
В 2006 году Роман открыл уже ООО и зарегистрировал торговую марку «Иван Купала и К». Тогда же пришлось взять партнера. Сам Роман хотел сосредоточиться на пищевых добавках, перепоручив совладельцу операционное управление бизнесом, связанным с вениками. Правда, в 2009 году пришлось вторую долю выкупить — коллега попал в аварию и отошел от дел. Партнер получил 2 млн рублей, а Роман — бизнес с прибылью 200—300 тысяч рублей в месяц. Он продолжил заниматься бизнесом один.
Заготовка сырья
За 15 лет работы «Иван Купала» перепробовал массу способов заготовки сырья. Например, Роман искал лесорубов, которые валят дубы ради стволов, а ветки считают отходами. Предложил им сотрудничество, но из этой идеи ничего не вышло: как правило, все подобные выработки находятся в чаще леса. Даже если отправлять вместе с лесорубами своих заготовителей, доставка обойдется дорого.
Тогда предприниматель попробовал сотрудничать с компаниями, которые прореживают лес вдоль линий электропередачи и газопроводов. Отходы они обычно просто бросали на просеках. Но тем возиться с ветками, чтобы потом передавать Роману, было неинтересно.
Пришлось работать по старинке — с бабушками и дедушками, которые просто ходят в лес, рвут ветки, собирают их в пачки, сушат и сдают Роману.
Просто так пойти в лес и наломать дубовых веток, сколько хочется, нельзя. Надо получить специальное разрешение в лесничестве — лесной билет. Этот документ разрешает собрать фиксированный объем веток на определенной территории, но в реальности никто не проверяет, сколько сырья принес из леса человек. Билет может получить любой желающий — надо просто написать заявление в лесничестве. Обычно проблем с получением билетов нет, но бывает, что в лесничестве отказывают. Например, говорят, что конкретно в этом районе растет молодняк, который ломать нельзя. Стоит оформление билета от тысячи рублей — в зависимости от того, сколько веток надо набрать.
Правила выдачи лесных билетов. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Некоторые заготовители сами получают лесные билеты, собирают ветки и потом сдают их Роману на переработку. Другая часть работает через его компанию, которая может оформить сразу пачку таких документов, а после раздать их своим заготовителям. Людям так удобнее — не надо возиться с бюрократией и множеством бумаг.
Количество заготовителей плавает год от года. У компании есть телефонная база всех, кто занимается сбором сырья. Перед началом сезона местных жителей обзванивают, чтобы было понятно, стоит ли нанимать рабочих, или сторонние подрядчики сами принесут достаточно веток. В месяц компания продает 15—20 тысяч веников. Заготовка длится три летних месяца, и за это время надо запасти объемов на год вперед — то есть около 500 тысяч пучков веток.
Поначалу с сырьем были проблемы — заготовители сдавали некачественную ветку. Например, внутрь веника клали толстые палки, причем так, чтобы их не было видно снаружи. Пришлось установить стандарты и проверять при заготовителях веники на наличие брака.
Цены на ветку колеблются сильнее цен на нефть
Одна из проблем бизнеса — цена на ветку, которая колеблется сильнее, чем мировая цена на нефть.
Дешевле всего ветка летом, когда дубы стоят зеленые. Например, в сезон 2018 года «Иван Купала» закупал у населения веники по 35 рублей за штуку. К осени листья желтеют, и до следующей весны свежей ветки уже в лесу нет. Местные жители, которые заготавливают сырье, стараются не продавать все сразу. Ждут до холодов, постепенно поднимая цену. Пик — в апреле, когда нового урожая еще нет, а старый уже почти весь продали. Цена может подняться до 100 рублей за веник.
стоит веник летом. В несезон цена увеличивается до 100 Р
Но бывает и по-другому : местные жители в расчете на большие прибыли летом активно заготавливают ветку. На дворе — март, а веников по дворам хранится много. Заготовители сами начинают названивать в «Ивана Купалу», чтобы продать все быстро хотя бы по 10 рублей, так как через два месяца несвежие прошлогодние веники уже будут никому не нужны. Причем не исключено, что на следующий год все случится наоборот — после такого перезатаривания ветку впрок никто запасать не станет, и цены снова взлетят.
Роман старается каждое лето создать запасы сырья на год вперед до начала следующего сезона, чтобы зимой и весной покупать ветку у населения по минимуму. Но учитывая, что компания постоянно растет, без дополнительных закупок обходиться не получается.
Есть и другие факторы, которые влияют на цену ветки. Например, весенние заморозки, которые могут погубить уже проклюнувшиеся листки. Или внезапная активность гусениц в лесу. Все это тоже сказывается на доступности сырья и, как следствие, на закупочных ценах.
Вязальщики и технология
Ключевая профессия, на которой держится производство веников, — вязальщик. Это человек, который превращает пучок веток в настоящий банный веник. В Горячем Ключе эти навыки передавались из поколения в поколение, и обычно этим всегда занимались женщины.
В основном на Романа работают те, кто уже умеет вязать, работал когда-то на себя, но захотел стабильности. Традиционно такие люди вязали веники только летом, в сезон, а остальные девять месяцев сидели без работы. «Иван Купала» дал им возможность трудиться весь год. Правда, многие вязальщики берут на все лето отпуск, чтобы поработать в сезон дома на самих себя. В это время Роман активно ищет дополнительные кадры. В среднем в компании трудится от 20 до 30 вязальщиков.
В «Иване Купале» можно научиться вязанию: к новичкам приставляют наставника, который вводит в курс дела. Обычно хватает месяца, чтобы стало понятно, выйдет ли из работника толк. Правда, стать вязальщиком может не каждый — это монотонная работа, нужна усидчивость. Как правило, в этой сфере работают женщины от пятидесяти и старше. Искать новые кадры надо постоянно — опытные сотрудники потихоньку выходят на пенсию. А вот болеют работники редко, так как на производстве дышат разными травами — такие ингаляции укрепляют здоровье.
Оплата сдельная — от 10 до 15 рублей за веник. Профессионал может связать 150 веников в день. Многое зависит от того, какой именно продукт делает специалист. «Иван Купала» производит около 40 видов веников, которые отличаются по составу. Еще у каждого свои стандарты по размеру ручки, махала и количества веток. На скорость работы влияет и качество сырья — ветки могут расползаться, и их тяжело собрать в один веник.
Для того чтобы вязать веники, не нужно специфического оборудования. Единственное, что требуется, — специальные удобные табуретки и столики для вязки с нанесенными размерами для будущего веника. На некоторых производствах пользуются специальными устройствами, чтобы обвязывать ручку. В «Иване Купале» это не прижилось — вязальщики плотно стягивают пеньковым шпагатом веники без всяких агрегатов.
Только собирая веник руками, оценивая, какую ветку к какой приложить, можно добиться идеального результата. Хотя как ни стягивай веник, в процессе транспортировки он разболтается. Поэтому перед походом в баню его все равно надо перетягивать либо запаривать — поставить на полчаса в чашку с водой, как цветы, чтобы ветка стала мягче, а ручка разбухла.
Автоматизация в производство веников придет не скоро. Только человек может в каждом конкретном случае понять, куда какую ветку положить лучше, как ее подмять, убрать внутрь или наружу.
Арендных платежей нет — пять лет назад у «Ивана Купалы» появилась своя производственная база. До этого компания постоянно переезжала с места на место. Все дело в том, что цеха и склады располагались, как правило, еще в советских промзонах. Но Горячий Ключ — курорт в предгорье, сюда активно едут и туристы, и просто эмигранты из других регионов на ПМЖ. Город активно застраивается, а старые промзоны, наоборот, сносят. Долго обосноваться на одном месте не удавалось.
В итоге Роман решил обзавестись собственной землей и в 2012 году арендовал на три года у муниципалитета 15 соток за 500 тысяч рублей. Землю можно было выкупить или оформить в долгосрочную аренду, но с условием, что предприниматель построит на ней производственное здание. Цех сделали по собственному проекту — два этажа с большим чердаком. Причем с расчетом, что в дальнейшем можно будет пристроить дополнительные помещения. Строительство закончили в 2014 году, обошлось все примерно в 4 миллиона рублей. После этого землю взяли в аренду на 49 лет.
потратил Роман на строительство цеха
Клиенты и продвижение
Роман считает, что лучше продавать товар оптом, чем пытаться попасть на полки крупных торговых сетей. Сейчас «Иван Купала» работает преимущественно по предоплате, а сети предпочитают брать товар под реализацию. Кроме того, нужны юристы, которые специализируются в этой сфере. Сейчас компания может реализовывать продукцию без всех этих лишних проблем.
Но планы выйти в ретейл есть. Сначала это будут интернет-магазины вроде «Озона» и «Вайлдберриз». На полках супермаркетов веники от «Ивана Купалы» можно найти уже сейчас, но попадают они туда не напрямую, а через вторые-третьи руки оптовиков.
Основные потребители — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще одна категория покупателей — крупные банные комплексы. Кроме того, продукцию покупают предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу. На каждый тип этих клиентов приходится примерно равная доля.
География продаж охватывает почти всю Россию: крупнейшие покупатели находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но веники поставляют и на Дальний Восток, и в Сибирь, и на Урал. Есть покупатели в Белоруссии и Казахстане. Товар заказчикам доставляют железнодорожным транспортом или чаще фурами. Горячий Ключ расположен на трассе М4 «Дон», поэтому автомобильный трафик здесь большой. Часто заказы отправляют как попутный груз — коробки с вениками легкие, и их можно положить сверху на любой другой товар.
В сети компания представлена простым сайтом с каталогом продукции. Ресурс в интернете появился одновременно с торговой маркой «Иван Купала» в 2006 году, и с тех пор дизайн не менялся. В рекламу Роман не вкладывается — спрос на веники превышает предложение.
В основном покупатели приходят благодаря сарафанному радио. Но ажиотажный спрос не может продлиться вечно, поэтому компания планирует наращивать производство и объемы складских помещений. Предприниматель нанимает новых специалистов, чтобы они запускали лендинги, настраивали рекламу и соцсети.
Конкуренция
Производство веников со стороны кажется простым бизнесом: закупил ветку, связал веник, продал. Многие сотрудники, начиная от водителя и заканчивая начальником отдела снабжения, поработав какое-то время у Романа, уходили, чтобы открыть свой бизнес. На рынке такие конкуренты держались один-два года. В лучшем случае они превращались из бизнесменов в самозанятых, которые вяжут веники дома на продажу. Роман думает, это из-за того, что он почти всю прибыль вкладывает в развитие — расширяет ассортимент, совершенствует логистику и упаковку. Кустари же все время остаются на одном уровне и не выдерживают конкуренции.
Результаты и планы
Бизнес начинался на чердаке в 150 квадратных метров. Сейчас производственные площади компании достигли 600 квадратных метров. В ближайшее время введут в строй модуль, который увеличит размеры производства до 750 квадратов.
«Иван Купала» выпускает около полумиллиона веников в год. Кроме веников есть и другие товары для бани — травяные сборы, запарки. Появились эти товары практически одновременно с вениками, но почти случайно. После вязки веников оставалось много травы, дубовых листов, выбрасывать это было жалко. Вязальщицы предложили делать запарки и маленькие сувенирные веники.
Стратегическая цель — стать компанией номер один в мире по производству банных веников, запарок и чаев, увеличив годовой товарооборот до 200 миллионов рублей в год. Для этого надо удваивать объемы ежегодно.