Важность сна для подростка
Дефицит сна у подростков
Сон очень важен, особенно для детей и подростков. Почему растущий организм нуждается о сне, и чем грозит дефицит сна в подростковом возрасте, рассказывает руководитель отделения детской неврологии и реабилитации клиники восстановительной медицины Остеополиклиник, детский врач невролог-сомнолог, к.м.н. Ольга Ивановна Бегашева.
— Меня часто спрашивают: сколько должен спать ребенок?
Столько, чтобы утром он просыпался в одно и то же время, был в хорошем настроении, активным, не сонным и не раздражительным. Если ребенок просыпается именно так, значит, сна ему достаточно.
Статистика показывает, что средняя продолжительность ночного сна у подростков колеблется от 7 до 8 часов. Хотя научно доказано, что потребность организма во сне в подростковом возрасте составляет от 9 до 10 часов.
И если в семье нет режима дня, постоянно включены телевизор, компьютер, все это может привести к тому, что у подростка формируется сдвиг фазы сна. И в этой ситуации подросток ложится спать в 2-3 часа ночи. Однако именно в первую треть ночи, во время так называемого медленного сна выделяется гормон роста.
Какие побочные эффекты наблюдаются
Важно также понимать, что, если на неделе подросток встает в 7 утра в школу, а по выходным спит до 12.00, это сбивает его циркадные ритмы, которые обеспечивают выброс кортизола и готовят наше тело к активному дню.
Недостаток сна также может сделать подростка более склонным к появлению прыщей и других проблем с кожей. Плохая концентрация и замедленная реакция, характерная для детей с недосыпанием, может иметь очень опасные последствия. Иногда проблемы подростков со сном – это симптомы заболеваний либо других медицинских причин, таких как побочные эффекты от лекарств, апноэ сна, анемии или мононуклеоза. Тогда необходим визит родителей с подростком к педиатру и психологу.
Рекомендации по сну родителям
Самая важная деталь – необходимо построить режим. Вставать ребенку рекомендуется в одно и то же время. Дети с поздним хронотипом в период бодрствования имеют больше социальных сложностей. Сдвиг фазы циркадных ритмов задерживает выброс мелатонина, из-за этого вечером повышается активность, наступление сна запаздывает, дети сначала не могут уснуть, потом просыпаются по ночам. Получается замкнутый круг, которое рекомендуется лечить у сомнолога.
Сон, диета, спорт: как убедить подростка, что это важно
Изменения в организме и характере, подготовка к ЕГЭ и поступлению в институт — требуется немало сил, чтобы справиться с этим. Наш блогер Дмитрий Лазарев рассказывает, как крепкий сон, регулярные завтраки и зарядка помогут ребёнку справиться с нагрузками.
Специалисты Роспотребнадзора утверждают, что благоприятнее всего на здоровье школьника влияют здоровый сон, правильное питание и достаточная физическая активность. Например, для полноценного развития подросток должен спать от восьми до десяти часов в сутки, питаться четыре-пять раз в день и около трёх часов проводить на свежем воздухе или занимаясь спортом. Давайте разберёмся, почему это так важно.
1. Здоровый сон
Специалисты организации Nemours, которая занимается здоровьем детей, считают, что подростки должны спать около девяти часов в сутки. Тинейджеры редко столько лежат в кровати.
Как сон влияет на подростковое здоровье?
У подростков сбиваются биологические часы
В подростковом возрасте режим сна заметно отличается от детского или взрослого. В этот период «сбрасывается» циркадный ритм (или биологические часы), из-за чего тинейджеры засыпают и просыпаются позже. Считается, что это связано с мелатонином — гормоном, который регулирует наши биологические часы. У подростков он вырабатывается позже, чем у маленьких детей или взрослых, что приводит к тому, что ребёнок не хочет спать по вечерам.
Мешают стресс и гаджеты
Есть и ещё одна причина нарушения сна — стресс. В подростковом возрасте у ребёнка больше обязанностей: ЕГЭ, репетиторы, грядущее поступление, половое созревание. Мозг постоянно возбуждён.
Также достаточно распространённая причина нарушения сна — привычка ложиться спать с телефоном или планшетом. Большое количество информации не даёт мозгу успокоиться, поэтому подростку тяжело заснуть. К слову, такой же эффект вызывают поздние раунды в Fortnite или «Доту».
Как помочь подростку высыпаться?
Вот советы, которые помогают выровнять режим сна:
2. Сбалансированная диета
Чтобы рассказать о правильном питании подростков, я обратился к исследованиям Национального института диабета, болезней органов пищеварения и почек из США. Учёные утверждают, что сбалансированная диета играет важную роль в развитии ребёнка:
Что такое сбалансированная диета?
Специалисты института говорят, что для здорового развития ребёнка в рацион нужно вводить больше фруктов, овощей, несолёных орехов, семян и цельнозерновых продуктов. Стоит обратить внимание на молочные продукты с низким содержанием жиров. В сбалансированную диету стоит включать больше постного мяса, курицы, рыбы, фасоли, гороха, сои и яиц. Хорошей идеей будет также ограничить потребление продуктов с высоким содержанием соли, сахара и жиров. В основном речь идёт о газировке, фастфуде и сладостях.
Как вы можете помочь ребёнку?
Переходить на новую диету нужно мягко, чтобы для подростка это не стало дополнительным стрессом. Для этого в институте сформировали несколько простых советов:
3. В здоровом теле — здоровый дух
Чтобы рассказать, насколько важна физическая активность для растущего организма, я обратился к рекомендациям Всемирной организации здоровья (ВОЗ). В организации считают, что дети в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься спортом минимум час в день, а лучше — больше. При этом занятия можно разбить на несколько частей и выполнять в течение дня.
При этом в ВОЗ советуют минимум три раза в неделю заниматься активными видами спорта, включая те, которые укрепляют мышцы и кости. Иными словами, подросткам надо чаще бегать и прыгать, для этого подойдут активные игры.
Как подростку помогают занятия спортом?
Специалисты организации отмечают, что достаточная физическая активность помогает ребёнку на всех фронтах:
При этом в ВОЗ отмечают, что занятия спортом психологически поддерживают ребёнка, снижая риск появления депрессии и тревожности. Более того, командные игры помогают стать увереннее в себе, найти новых друзей и отточить социальные навыки. Специалисты также отмечают, что физически активные дети с большей охотой перенимают полезные привычки у сверстников и лучше справляются в школе.
Как объяснить подростку, что для него это важно?
Психолог Александр Шахов говорит, что дети учатся не на нотациях, а на ролевых моделях. Это заложено в «программу» каждого ребёнка. Поэтому действенный способ научить его чему-либо — показывать на своём примере. Это связано с тем, что ребёнок неосознанно подражает «выжившим особям», поэтому до начала подросткового возраста лучше пользоваться этой техникой при воспитании детей.
С наступлением подросткового возраста ситуация меняется. Психолог отмечает, что в этот период ребёнок начинает чувствовать самостоятельность, — это важный этап развития личности. Подростки пока не могут здраво оценивать свои силы, поэтому могут чересчур усердно отталкивать родителей. Как раз из-за этого среди них так много нигилистов и максималистов.
Чем более тёплые и доверительные у вас отношения с ребёнком в детстве, тем проще будет общаться с тинейджером, но так бывает не всегда. «Если пробовать подростку навязать свою собственную модель поведения, то, скорее всего, это вызовет негатив. ««Делай как я, я соблюдаю режим дня, соблюдай его вместе со мной» — именно с подростком это не сработает», — подчёркивает специалист.
Необходима другая тактика
Психолог считает, что, если в общении подростка с родителями растёт противоречие и непонимание, необходимо отойти от собственного примера. Уделите внимание эмоциональному контакту, поймите, что же происходит с ребёнком, чем он живёт. Ни в коем случае нельзя критиковать подростка, принижать его точку зрения, интересы. Вместо этого нужно грамотно использовать то, что ему интересно.
Стоит взять кумира ребёнка и найти в его биографии то, что можно использовать для мотивации подростка
Например, если ребёнок любит музыку, то мимоходом рассказать, как соблюдение режима дня помогло этому музыканту записать альбом, который потом вошёл во все чарты. Или как успешный атлет добился немалых успехов, регулярно занимаясь по утрам и следя за своей диетой. Главное в этой ситуации — сделать это мимоходом и без давления.
«Подростки умны. Невзирая на то что они не обладают некоей житейской мудростью, они очень хорошо воспринимают и оценивают новую информацию. Поэтому с подростком нужно быть аргументированным», — подчёркивает психолог.
Пример для подражания должен быть не только у ребёнка
Не забывайте и о себе: важно показывать ребёнку, что и для вас существуют авторитеты. В силу особенностей психики дети и подростки подражают своим родителям. Например, расскажите, как выступление какого-нибудь спортсмена повлияло на вас в детстве и вы стали делать зарядку.
Мотивация нужна для формирования привычки
Мотивация — это дело, требующее терпения. Цель — дать человеку топливо для формирования привычки — например, соблюдать режим дня.
Любая привычка формируется достаточно медленно, в этом процессе есть два основных фактора: небольшие усилия и постоянство. Начните с малого: если вы хотите заставить ребёнка соблюдать режим дня, то нужно для начала подтолкнуть его к тому, чтобы он вставал в одно и то же время или заправлял постель. Делать это на протяжении пары недель. Как только это закрепится, переходите к следующей задаче.
Если вы хотите, чтобы ребёнок чётко соблюдал режим, посмотрите для начала на себя. «Если родители сами не будут выполнять распорядок дня, то это будет знаком для подростка, что то, что их пытаются заставить делать, является лицемерным шагом. Если вы хотите требовать или ожидать от других, что они будут делать это, для начала надо делать это самому», — заключил эксперт.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Научная работа на тему Сон и его значение для подростка
Выбранный для просмотра документ Дар, посланный человеку крылатым Морфеем.docx
Районная открытая научная конференция школьников.
«Дар, посланный человеку крылатым Морфеем»
(Сон и его значение для подростка.)
Автор работы: Скипирская Анна Сергеевна
8 962 496 57 62, skipirskayaanna@gmail.com
Место выполнения работы: ст. Барсуковская.
Кочубеевского района, МКОУ СОШ №6, 8 класс
Научный руководитель: Шутова Наталья
учитель ОБЖ МКОУ СОШ №6
II Методика работы:
1. Норма сна для подростка………………………………………………..5
4. Экспериментальная часть:
4.1 Сон и его влияние на самочувствие подростка…………………… 5-6
4.2 Соблюдение режима сна моими одноклассниками…………………..6
5. Нормы сна для подростка:
5.1 Влияние недосыпания на успеваемость……………… ……….. ……7
5.2 Недосыпание и социальные проблемы подростков……………. 7-8
5.3 Физические проблемы подростков, связанные с недосыпанием….. 8-9
5.4 Результаты исследований……………………………………………… 9
Второе предположение – сон дает возможность организму упорядочить воспоминания и впечатления, которые он получил в течение дня.
Ну и наконец, сон, возможно, является способом отдыха нейронов. Особенно большое значение имеет сон для центральной нервной системы и ее высших отделов, то есть головного мозга.
Во сне мышцы расслабляются, сердце бьется слабее и медленнее, кровяное давление снижается, дыхание становится более глубоким, ровным и редким, понижается обмен веществ, и таким образом в организме начинают преобладать процессы накопления питательных веществ над расходованием их.
В результате научных исследований была выявлена суточная продолжительность сна, необходимая для полноценного отдыха человека.
От чего же она зависит?
2. От внутренней установки на восприятие жизни.
Например: энергичные и инициативные люди спят меньше. И наоборот: пассивные, мнительные люди спят дольше. В наше время у большинства людей очень напряженный ритм жизни. У подростков, например, на учёбу уходит гораздо больше времени, чем на отдых и развлечения. Поэтому многие пытаются сэкономить драгоценные часы, сокращая продолжительность сна, и не задумываются о последствиях.
Поэтому проблема недостатка сна у подростков стоит наиболее остро. При вступлении в подростковый возраст, наши биологические часы «переходят на другое время» и подростки начинают позже ложиться спать.
Цикл сна подростков принципиально отличается от цикла маленьких детей и взрослых. Засыпать рано они не могут, так как в определённом возрасте мозг перестраивает биологические часы на более позднее время: «гормон сонливости» мелатонин у подростков начинает вырабатываться через целых полтора часа после наступления темноты. Это связано с особой стадией развития, этот период проходит с возрастом, однако часы сна, так необходимые растущему организму, к сожалению, теряются. У подростков и детей во время сна упорядочиваются образовавшиеся во время бодрствования новые нейронные связи. Если постоянно недосыпать, то ежедневно теряемые часы «накапливаются», что может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга.. Установлено, что при недостатке сна ухудшается способность мозга поглощать глюкозу из крови, что чревато потерей внимания во время уроков.
Каковы научно разработанные современные нормы сна?
Соблюдают ли эти нормы и рекомендации подростки?
Как влияет недостаток сна на самочувствие подростков, их поведение и успеваемость?
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья.
1. Выявить и изучить физиологические нормы и научные рекомендации по режиму и продолжительности сна для учащихся.
2. Выявить реальный режим и продолжительность сна и самочувствие подростков в процессе обучения.
3. Сравнить полученные данные с физиологическими нормами режима и продолжительности сна и предложить пути решения проблемы.
Экспериментальная часть работы :
Сон и его влияние на самочувствие подростка
Проблема недостаточного сна подростков является предметом заботы и внимания специалистов, потому, как недосыпание приводит к существенным
проблемам со здоровьем. Нарушения биологических ритмов организма, режима, продолжительности и качества сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков, кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы. Поэтому я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным?
И начала я свои исследования с себя.
На осенних каникулах в течение 5 дней я меняла время сна и условия засыпания. А вот что у меня получилось, вы можете увидеть на экране.(Приложение №1)
Выводы: рекомендации врачей действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спала. Удивил четвёртый день. После нескольких дней недосыпания я восстановила силы за одну ночь!
Далее я решила опросить своих одноклассников и задала им следующие вопросы:
2)Как ты спишь? (хорошо, нормально, плохо)
3)В котором часу ты ложишься спать?
4)Чем ты занимаешься перед сном? (делаю уроки, играю в компьютерные игры, читаю книгу, слушаю музыку)
5) Сколько в среднем ты спишь?
6)Что на твой взгляд, влияет на твой сон?
7)Бывает ли у тебя бессонница?
8)Во время уроков бывает ли у тебя состояние непреодолимого сна?
9)Какие ты сны видишь? Не снятся ли тебе кошмары?
10)Если у тебя снизились оценки, как думаешь, почему?
11) Если ты недосыпаешь, как себя чувствуешь? с (головная боль, расстройство пищеварения, боли в суставах, слабость, сонливость и др)
Результаты опроса меня не порадовали (Приложение №2)
Выводы: Таким образом, сравнивая полученные результаты с рекомендуемой нормой (9-10ч) я выявила, что лишь около 30 % моих одноклассников соблюдают нормы продолжительности и режим сна, а большая часть (70 %) нарушают рекомендуемые нормы
Норма сна для подростка
Учёные установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно
9-10часов полноценного сна. Восемь часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии — это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения.
Влияние недосыпания на успеваемость.
Можно говорить о прямой связи недосыпа со школьными оценками.
Процесс достигает пика, когда дети резко начинают меньше спать.
Детский сон качественно отличается от взрослого. Дети более 40% времени, то есть в 10 раз больше взрослых, пребывают в фазе медленного сна. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, исторических дат и других сведений. Многочисленные исследования показывают, что регулярно не высыпающиеся дети учатся гораздо хуже. Если говорить об обучении, то не выспавшийся ребёнок не может запомнить то, о чём ему рассказывали пять минут назад. И чем чаще он не досыпает, тем сильнее становится эффект. Кроме того, ночью мозг систематизирует информацию и при недостатке сна ухудшается способность ребёнка запоминать новое – слова, даты и прочее. Чтобы подтвердить это я сопоставила результаты опроса и мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся моего класса за три года.
Выводы: Благодаря проведённому исследованию мне удалось установить, что качество знаний из года в год снижалось, так как у многих восьмиклассников существуют проблемы с качеством и продолжительностью сна.
Для следующего эксперимента я выбрала из класса 6 человек и задала им следующие вопросы:
В котором часу ты ложишься спать?
Чем занимаешься перед сном?
Во сколько ты ужинаешь и что ты ешь на ужин?
Результаты я внесла в таблицу и добавила успеваемость этих учащихся за I четверть по трём основным предметам (математика, русский язык и история). Результат виден сразу.(Приложение №4)
Недосыпание и социальные проблемы подростков
Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. У него возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжении дня, как к взрослым, так и к ровесникам.
Чтобы подтвердить всё вышесказанное, я в течение I четверти наблюдала за своими одноклассниками и заметила, что некоторые ребята приходят в школу с плохим настроением, часто бывают агрессивны по отношению к одноклассникам, обижают их и грубят взрослым. И когда я сравнила свои наблюдения с результатами опроса, я пришла к выводу, что недосыпание вызывает у подростков психологические проблемы, такие как депрессия, агрессия, раздражительность и другие.
После опроса я выбрала из списка тех одноклассников, которые явно и неоднократно нарушали режим сна и понаблюдала за ними в течение нескольких дней. (Приложение №5)
Выводы: Когда я сравнила результаты опроса с результатами своих наблюдений, то пришла к выводу, что недосыпание действительно делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжении дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Есть основания полагать, что существует прямая связь между «трудным характером» подростков и недосыпом. Выводы были также подтверждены социальным педагогом Анной Андреевной и классным руководителем Мариной Александровной, так как именно им постоянно приходится беседовать с нарушителями дисциплины и выяснять причину их такого поведения.
Физические проблемы подростков, связанные с недосыпанием
Кроме психологических проблем, у подростков также возникают и физические проблемы. Недосыпание очень часто связано с развитием ожирения, причем чаще всего избыточным весом страдают девочки-подростки. Недосыпание подростков также очень часто связано с развитием у них такого заболевания, как вегето-сосудистая дистания. Из беседы с медсестрой Ириной Анатольевной я выяснила, что шесть моих одноклассников состоят на учёте именно с этим заболеванием и многие из них по результатам опроса являются нарушителями режима сна. Необходимо знать, что признаками этого заболевания является быстрая утомляемость, слабость, головная боль, склонность к обморочным состояниям, ощущение нехватки воздуха.
По результатам исследований учёных недосыпание у подростков может привести и к другим серьёзным проблемам со здоровьем: непоправимые изменения в структуре головного мозга, различные гормональные нарушения.
Недосып также отрицательно сказывается на уровне инсулина в крови, что увеличивает риск диабета. Список этот можно продолжать и продолжать.
Как видим, проблем, связанных с недосыпанием подростков, много, поэтому родители должны довести до сведения подростка, какие негативные последствия возникают в результате просиживания за компьютером либо перед экраном телевизора до полуночи.
Я подготовила и предложила рекомендации для родителей и подростков, с которыми их познакомили на родительском собрании. ( Приложение №6)
По результатам своих исследований я выяснила, что мои одноклассники часто не высыпаются, что отрицательно сказывается на успеваемости. В классе только 1человек учится на «4» и «5».
Современные дети сильно загружены. Они учатся и занимаются спортом, посещают различные факультативы и творческие кружки. Необходимо убедить ребёнка ложиться спать хотя бы на час раньше, чтобы он успел выспаться до начала уроков — так мозг будет куда эффективнее усваивать новую информацию
Важно не только количество, но и качество сна. Желательно, чтобы во время сна человека ничто не отвлекало, сон не должен прерываться. За ночь должно пройти несколько циклов сна, от медленной фазы до фазы быстрого сна: все они важны в равной степени.
Но тело можно приучить засыпать вовремя. Есть несколько небольших хитростей, после которых заснуть будет легче, а сон станет долгим и крепким. Я составила правила сна и ознакомила с ними учащихся и родителей.
Все мы знаем, что обучение в школе очень важный и сложный период. Учебные нагрузки школьников порой бывают большие. И тем не менее, объем и режим занятий необходимо соизмерять с потребностями растущего организма. Природу обмануть невозможно. То, что о здоровье надо заботиться давно ни для кого не секрет. Но о здоровом питании родители почему-то вспоминают гораздо чаще, чем о здоровом сне. Витаминные комплексы, фрукты-овощи, занятия спортом – вот основные составляющие наших представлений о здоровом образе жизни. Даже если мы включаем в этот список соблюдение режима, редко кто следит за тем, сколько именно часов проспал ребенок.
Влияние режима сна на развитие тревожности и успеваемость учащихся подросткового возраста
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»
Актуальность
Жизнь современного подростка очень динамична, и сон зачастую отходит на второй план. Для подростков необходимы 8–9 часов сна. В 2006 году исследователи национального фонда сна показали, что каждый пятый подросток не получает достаточно сна во время учёбы в школе. Это отрицательно влияет на успеваемость учеников. В результате нарушения режима сон-бодрствование (позднее засыпание, раннее пробуждение, уменьшение продолжительности сна) происходит нарастание эмоциональных проблем, которые, в свою очередь, вызывают нарушение способности организма сопротивляться внешним воздействиям и заболеваниям. Это, в свою очередь, усложняет процесс обучения и организации времени школьников.
Цель
Выявить зависимость повышенного уровня тревожности и успеваемости от сна в условиях, недостаточных для полноценного синтеза гормона мелатонина.
Задачи
1. Подобрать методы выявления и исследования тревожности у подростков.
2. Составить опросник и провести мониторинг, выявляющий особенности режима и условий сна, соматическое состояние подростка и его влияние на физическое и психологическое самочувствие, а также на степень удовлетворения школьными успехами.
3. Провести исследование тревожности учащихся подросткового возраста.
4. Проанализировать взаимосвязь режима сна с уровнем тревожности и успеваемостью.
5. Разработать материал о важности сна в правильных условиях.
Описание
Автор на основе анкеты, определяющей уровень личностной и ситуативной тревожности, составил опросник, выявляющий особенности режима и условий сна, соматическое состояние подростка и его влияние на физическое и психологическое самочувствие, а также на степень удовлетворённости школьными успехами. Автор предложил 82 участникам исследования (ученикам 7, 8 и 10 классов) пройти тестирование на уровень тревожности и в течение недели заполнять составленный автором опросник. Исследование было анонимным: подросткам было предложено придумать себе ник, чтобы в дальнейшем ознакомиться с результатами и получить рекомендации. По результатам анкет участников разделили на две группы: с достаточными условиями для выработки мелатонина и недостаточными условиями для выработки мелатонина. Для создания диаграмм использовали результаты анкет группы с недостаточными условиями для выработки мелатонина.
Результаты
1. Ситуативная и личностная тревожность высчитывалась по тесту Спилбергера-Ханина, в котором:
— показатель ниже 30 баллов – низкий уровень тревожности, апатичность, замкнутое состояние;
— от 30 до 45 баллов – умеренная тревожность, норма для человека;
— более 45 баллов – высокий уровень тревожности, сильная эмоциональная напряжённость, повышенная чувствительность.
На диаграмме показана взаимосвязь значений тревожности (личностной – ЛТ и ситуативной – СТ) у двух групп: I группа подростков с достаточными условиями для выработки мелатонина и II группа с недостаточными условиями для выработки мелатонина.
Как видно из диаграммы, у I группы подростков с достаточными условиями для выработки мелатонина личностная и ситуативная тревожность находятся в пределах нормы, у II группы с недостаточными условиями для полноценного синтеза мелатонина тревожность намного выше. Также видно, что средняя ситуативная тревожность у второй группы чуть превышает норму, а личностная вышла далеко за её пределы.
2. Большинство опрашиваемых из 2-й группы (65%) спят в выходные дни больше нормы, восполняя недостаток сна в течение учебной недели. Такая привычка несёт больше вреда, чем пользы, т. к. происходит сбой биоритмов, что может отрицательно влиять на здоровье.
3. 23 человека из группы имеют привычку пользоваться гаджетами перед сном. 15 человек – иногда пользуются и только 2 человека перестают пользоваться гаджетами за 1–2 часа до сна. Данные результаты подтверждают актуальность проблемы светового загрязнения, т. к. свет, исходящий от экранов гаджетов, блокирует синтез мелатонина.
4. Была составлена диаграмма, на которой представлены наиболее частые ответы в недельном мониторинге на вопрос «Довольны ли вы своей успеваемостью в школе?» у группы подростков, спящих в условиях, недостаточных для выработки мелатонина.
Доволен(на) своей успеваемостью в школе?
Только 9 человек из сорока не довольны своими успехами в школе. Почти половина опрашиваемых подростков, несмотря на недосып и высокий уровень тревожности, довольны своими успехами в школе. Не была отмечена сильная взаимосвязь между сном в условиях, недостаточных для выработки мелатонина, высоким уровнем тревожности и успеваемостью, какая предполагалась. Такой результат может говорить о том, что эта группа подростков добивается успехов в учёбе в ущерб своему здоровью. Стоит учесть высокий рейтинг школы, сложности обучения в профильных классах, а также высокий уровень мотивации учеников.
5. После исследования особенностей режима сна современных подростков были разработаны наклейки и магниты с советами, как улучшить качество сна.
Вывод
В результате исследования была обнаружена зависимость, подтверждающая гипотезу о том, что сон в условиях, недостаточных для синтеза мелатонина, ведёт к повышению ситуативной и личностной тревожности, что в свою очередь может отрицательно влиять на успеваемость подростков. Предположительно, это происходит из-за того, что подростки по причине постоянного недосыпания имеют несколько заторможенные реакции на любые, в том числе и учебные, ситуации. Всё это создаёт сложности в различных областях их деятельности, что повышает тревожность.
Перспективы использования результатов работы
Результаты работы могут служить рекомендациями здорового образа жизни не только для подростков, но и для взрослых.