васнецов поле после побоища

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с по

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.

Это самое начало поэмы неведомого нам автора «Слово о полку Игорева». Поэма была написано во времена старины глубокой. Понятно, для нас живущих в наше время 21-го века, древнерусский язык непонятен. Язык живой. Он развивается, как любой живой организм. А с того времени прошло более восьми веков. И мы далеко ушли в понимание грамматики, лексики, фонетике родного нам языка. Много новых слов, неведомых древним русичам. И фонетический строй, произношение совсем не то, что было во времена ранней Руси.

Сегодня мы так не говорим, Сегодня мы с самого рождения усваиваем совсем другой звуковой рад, различая в нем смысловые единицы. А вот «Слово…» было написано на языке наших предков. На языке настолько далёким от нас, что нам требуется переводчик. Или толмач, как выражались некогда. И был перевод. Даже и не один, как только «Слово…» было открыто нам с начала 19 века.

Так или иначе, нужен был перевод «Слова». И перевод был сделал уже в начале 19 века. Многие пытались, как умели, перевести этот памятник русской литературы, Переводили, как умели.

А вот когда мы прочтем поэму, надо непременно сходить в Третьяковскую галерею. Пройдём в зал художника Васнецова и посмотрим на эту картину. Она висит справа в большом зале. Картина не маленькая 2 х 4 метра. Мимо пройти невозможно. И я всегда вынужденно останавливаюсь перед ней с группой, которую веду за собой. На картине мы видим исход этой битвы. То есть тем, чем так бесславно закончился поход князя Игоря против половцев. Закончился плохо. Закончился жестоким поражением.

Вообще-то картины, отражающие военные действия, так вот не преподносятся. Как правило, на таких картинах мы видим мужественные деяния, героические атаки или не менее мужественные отражения атак. Они наполнены грохотом пальбы и скрежетом железа. Напряг всех душевных сил человеческих. Часто видим смертельное месиво на уничтожение. Или ты или тебя. Иного не дано.

А тут что мы видим и слышим? Мы слившим тишину, мёртвую тишину, и видим поле, усеянное телами наших воинов и недругов-кочевников. Мертвый сон их нарушает только хлопаньем крыльев и яростный клекот стервятников, слетевшихся на делёж добычи.

А кто такие были эти половцы. Их называли по-разному. Например, их называли ещё кипчаками. Византийцы их называли куманами. Половцы были кочевниками. А это значит, что вся жизнь в седле. Нет малой родины, да и вообще никакой родины у них тоже нет. Они перемещались в основном в обширных пределах Половецкой степи. И для них не было никаких границ.

В начале XI века половцы продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь.

И знаете, часть половцев перебралась даже в Египет, поступив на службу в египетское войско; некоторые египетские султаны были половецкого происхождения. Их очень часто использовали как наёмные военные части. Происходило это оттого, что половцы были отличными наездниками, превосходными стрелками, храбрыми и дисциплинированными воинами.
Вот и у Андрея Боголюбского мать была половчанка.

Со второй половины XI в. до монгольского нашествия половцы производили постоянные нападения на южную Русь. Они опустошали земли, захватывали скот и имущество, забирали пленных. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдали от них пограничные Переяславское, Киевское и Рязанское княжества. И это нормально. А что вы хотите. Они же двигались. Они кочевники. И им тоже хотелось есть. Все как в животной среде. Соседи, причем все, это только корм, средство для пропитания.

Половцы впервые появились у русских границ в 1055 г. Но сначала всё было мирно. Они ещё не искали военного противостояния с русскими княжествами. Пока они воевали с другими. Но спустя короткое время ситуация поменялась Есть и дата перемены. В 1061 году Переяславская земля подверглась разорению. Не путать с Переславлем – Залеским. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из русских князей) приобрели регулярный характер.

Наконец в 1185 году состоялось побоище Игоря Святославовича с половцами. Жестокое побоище закончилось оно тем, что мы видим на картине Васнецова.

*****
Я вожу экскурсии в Третьяковской галерею. У меня очень не простая аудитория. Это иностранцы, преимущественно французы. Я их приобщаю к истории нашей живописи и знакомлю с нашими самыми знаменитыми художниками. Для них всё это впервые. Как правило, в моей группе нет искусствоведов. А это, как ни странно, только усложняет задачу. Говорить надо так, как если бы вы обращались к ребёнку, совершенно несведущего ничего о предмете разговора. И всё время помнить об этом. Но сейчас речь не о моих трудностях.

И вот представим, как такая детская группа вошла в зал Виктора Васнецова. Это, пожалуй, единственный зал, где всё не с чистого листа. Дети сказки читали. И сами могут рассказать о трёх богатырях. И про Алёнушку они уже тоже кое-что знают.

Но вот по правую сторону висит очень большая картина. Два на четыре метра. И обойти её никак невозможно. И что же видят детки наши мелкие. Видят поле, усеянное трупами воинов. Наших и не наших. Страшная картина. А я бы её запретил к показу детям. Ну как у нас ставят возрастной ценз к показу или чтению разный произведений. Даже ставят возраст, с которого их можно допускать к просмотру некоторых вещей. Ну не детское это дело рассматривать трупы в чистом поле.

Да ведь и это ещё не всё, надо ведь ещё и объяснить, за что люди убивают друг друга. А ещё надо объяснить, в каких случаях человек может преступать одну из самых важных божьих заповедях. НЕ УБИЙ. А еще надо объяснить, кто здесь герои,павшие на поле сражения, а кто представлял злую силу, с которой сражались герои. И объяснить ещё, что в некоторых случаях убивать можно, и даже нужно. Хотя все они здесь на картине уже ушли в мир иной. И только это одно их примиряет.

А люди убивали друг друга с незапамятных времён. И до, а ещё больше после рождения Христа. Ум становился всё более изощреннее в деле массовых убийств. Убивали всё больше и больше.

И вот дети стоят перед картиной, и смотрят на распростертые тела, а ужаса не испытывают. Нет, не испытывают.Яэто вижу. Эти воины для них как бы сказочные персонажи. Вот окропят их водою живою – и они оживут. Не история, а сказка.

Половецкие отряды отличались маневренностью, однако зачастую скорость передвижения сильно замедлялось в связи с громоздким обозом, Всё своё вожу с собой.

Васнецова упрекали в том, что он написал картину-«оперу», указывали, что одежда погибших должна была бы быть изрубленной, залитой кровью, а тела — покрытыми зияющими ранами. Дальновиднее всех оказался Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «. трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов». Художник воссоздавал событие не в том виде, в котором оно некогда происходило, а в том виде, в котором оно продолжало жить в благодарной памяти народа: в песне, былине и сказаниях.

Васнецов изобразил нам былину, сказание, песню, но не правду. Фольклору свойственно наделять героев идеальными чертами. Красота погибшего княжича, изображенного в центре композиции,— собирательная красота любимца народных преданий.

Славит автор князя Игоря, он весь преисполненный чувством патриотизма:

И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил: — Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней,
Да посмотрим синего мы Дону! —
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
— Копиё хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!

Знал бы он, что готовит ему судьбина. Шёл он в земли незнаемые и неведомые. Копие захотелось ему преломить в удали молодецкой. Да ведь, как было сказано, что враг хитёр и коварен. И уж ратному делу половцев учить было не надо. И там тоже сабли заточены и стрелы заострены. И князь знает, конечно, какая опасность его подстерегает. А это знание ещё больше придает бурлению крови. И остановить его невозможно.

О Русская земля!
Ты уже за холмом

И всё дальше и дальше в этом походе родные берега. Вторгся он уже в чужие владения. И неизвестно с какой стороны нагрянет беда. А половцы воины искусные и тоже с копья вскормленные. И всадники отменные – вся жизнь в седле. И вот она беда совсем близко.

Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
Быть сегодня грому на Каяле,
Лить дождю и стрелами хлестать!
Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.
Вот где копьям русским преломиться,
Вот где саблям острым притупиться,
Загремев о вражеский шелом!

Но вот и встретились две рати в чистом поле. И пришёл во всей ясности миг, когда решится судьба каждого на поле брани. «Не вернуться, не взглянуть назад». Остри свой меч, воин. И ты будешь не первым и не последним. И сколько ещё битв ждет родную землю, Но в бореньях силы обретая движется Русь через века, преодолевая все болезни роста. Будет ещё много битв. Будут победы и поражения тоже будут.

Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несётся, поле покрывая,
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря, с криками и с воем
Валит враг, но полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем —
Шит к щиту — и степь загородил.

Шишаки земель аварских с громом.
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою,
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней.

И это всё было. Было более восемь с половиной веков назад. И нельзя из истории вырвать ни одной строчки. Махнула бабочка своим кровавым крылом и история сложилась так, как сложилось. И изменить и исправить уже ничего нельзя. Потому как в истории жизни одного государства и в жизни даже одного человека изменить нам ничего не дано. А мы все продолжение этой истории.

Автор «Слова…» описал злую сечу, придав ей звонкое поэтическое звучание. Не забудем, что повествование о героической трагедии ведётся от имени Бояна. А он, кто такой? А это древнерусский певец и сказитель, песнотворец. Не случайно, что известному музыкальному инструменту дали у нас имя славное Бояна.

Уж с утра до вечера и снова —
С вечера до самого утра
Бьётся войско князя удалого,
И растёт кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мёртвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошёл великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.

Бились день, рубились день, другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина,
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.

А у каждого погибшего была семья. Были жёны и дети. То есть, они уже стали вдовами и сиротами. И о них тоже поминает мудрый Боян. А ведь это поражение открыло поганым путь к новым набегам и грабежам. Это горе повсеместное. Для всей Руси. И не последнее несчастье, после поражений на ратных полях.

Не воскреснуть Игоря дружине,
Не подняться после грозной сечи!
И от края, братья, и до края
Пали жёны русские, рыдая:
— Уж не видеть милых лад нам боле!
Кто разбудит их на ратном поле?
Их теперь нам мыслию не смыслить,
Их теперь нам думою не сдумать,
И не жить нам в тереме богатом,
Не звенеть нам сЕребром да златом!
И печаль обильною рекою
По селеньям русским разлилась.
И нависли половцы над нами,
Дань берут по белке со двора,
И растёт крамола меж князьями,
И не видно от князей добра.

И отец стенает по поводу того, что оба его сына попали в плен к нечестивцам. Вот как Заболотский передаёт муку и боль отца. И у него не только упрёк к сыновьям, но и горькое обвинение раздраю в русских землях.

О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не во-время напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги,
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую».

Да, долго ещё будет Родина больна. Еще несколько веков пройдет, прежде чем соберутся племена русичей под знамя московских князей. Правда, скрепы для этого потребуются жесткие. Очень жесткие. Силой собиралось государство российское. И кровью и железом тоже. Не будем идеалистами. Будем реалистами, чтобы признать правоту Ивана Грозного, сказавшего, что «Государство без грозы, что конь без узды». И эта максима возможно и неосознанно претворялась в жизнь и всеми прочими прителями России до и после царя Ивана Васильевича.

Но для создания государства требуются не только скрепы железные, но и не менее жесткие скрепы духовные. Вера ещё нужна. Во времена князя Игоря Русь была уже крещена. Но по-настоящему христианство только утверждалось.

Через пару веков христианство уже вполне утвердилось, вошло в природное сознание, в плоть и кровь русского народа. Воины во время Куликовской битвы, на котором собственно родилась Россия, как единое государство, сражалось под сенью стяга с образом Спаса Нерукотворного. И когда была написана самая известная икона Троица, было сказано «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего. «. Ненавистная рознь мира, и как великое противостояние ей мысль: что в самом замысле бытия заложено единство, которое достигается любовью и готовностью жертвы «за други своя».
*****

Страдает князь в плену. Страдает и мучается. Это страдание душевные. Потому как физически он вовсе не в кандалах. Хан Кончак относится к нему, как к равному. И ублажает его всякими посулами, дабы он остался с ним. И обещает дать ему любую восточную чаровницу, дабы забыл он тяготы плена и зов земли родной. Посмотрите «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» Гениальная музыка, чудная хореография. Надо непременно посмотреть. Легко найти в Интернете.

Князь тоскует. И вот как это показано в опере. Вот, что поёт князь Игорь. Слова, кстати, написал сам композитор Бородин.

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Повествование Бояна заканчивается хорошо. Вырвался из плена князь. Вырвался чудесным, сказочным образом.

Слава князю Игорю,
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!

Источник

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Виктор Васнецов как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.

Сюжет картины Васнецова

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь чёткой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.

васнецов поле после побоища. Смотреть фото васнецов поле после побоища. Смотреть картинку васнецов поле после побоища. Картинка про васнецов поле после побоища. Фото васнецов поле после побоища

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединил силы с другими русскими князьями.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или её последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События 12-го века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Сеча Игоря Святославича с половцами

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Ещё до начала похода Игорь Святославич видел солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвинулся в поход к берегам Донца.

васнецов поле после побоища. Смотреть фото васнецов поле после побоища. Смотреть картинку васнецов поле после побоища. Картинка про васнецов поле после побоища. Фото васнецов поле после побоища

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорождённым сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Новости

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Сообщества

Статистика

История одного шедевра: «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

История одного шедевра: «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух.

Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова. Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории.

При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру.

Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.

Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.

&nbspВаснецова называли «богатырем русской живописи»&nbsp

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой.

В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака.
И это далеко не редкий пример.

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены.

На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра.

События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование.

Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе.

Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Виктор Васнецов должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию он не закончил и с благословения родителя уехал из родной Вяткской губернии в Петербург поступать в Академию живописи.

Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.

В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока.

За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекст и потому не мог работать.

&nbsp Васнецов должен был стать не художником, а священником&nbsp

Вернувшись, живописец берется за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается «васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.

Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством.

Виктор Михайлович в ответ на это представлял свое видение того, что тревожит народ.

В конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столько ответственный заказ, однако все же согласился.

Другой важный проект, который раскрывает еще одну грань таланта Васнецова, — главный вход Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Этот шедевр стал одним из самых известных олицетворений русского стиля в архитектуре.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве.

Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И все же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни.

Снежана Петрова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *