ван гог ирисы поле
Картина «Ирисы» Винсента Ван Гога — чувственность японской живописи и эмоциональность постимпрессионизма
«Ирисы» — картина написана Винсентом Ван Гогом (Vincent Willem van Gogh) в 1889 году. Художник изобразил небольшой участок летнего луга, заполнив центральную часть холста ирисами. Композиция гармонична и, что непривычно для работ Ван Гога, симметрична. Земля, расположенная в левом нижнем углу, сочетается с коричнево-рыжими цветами, размещенными параллельно, в верхней левой части картины. Белый и нежно-голубые ирисы занимают центр пейзажа, выделяясь на фоне сиреневых и темно-синих цветков. Картина наполнена безмятежностью и спокойной радостью.
Винсент Ван Гог — яркий и неоднозначный постимпрессионист, творивший во второй половине XIX века. Картину «Ирисы» он написал в один из самых сложных периодов своей жизни — во время пребывания в психиатрической лечебнице недалеко от французского городка Сен-Реми-де-Прованс. Именно тогда у гения случались внезапные и неконтролируемые приступы агрессии, поэтому он вынужден был находиться под постоянным присмотром врачей. «Ирисы» созданы незадолго до первого серьезного проявления болезни, когда художник все еще надеялся на успех лечения. Видимо поэтому пейзаж получился таким воздушным и естественным.
В картине мастер сочетает постимпрессионизм и японскую гравюру, этим «Ирисы» резко отличаются от работ, написанных Ван Гогом ранее. Тонкость и легкость линий в контурах объектов, заливка отдельных фрагментов сплошным цветом, необычные ракурсы элементов — эти приемы художник заимствовал в технике укиё-э. И гармонично вплел в них яркость и резкость палитры, насыщенность и размашистость мазков, декоративность сюжета, словом, все, чем характеризуется постимпрессионизм.
Набросков к картине не сохранилось. Более того, многие эксперты считают, что предварительных зарисовок не существовало, а сам Ван Гог называл «Ирисы» этюдом. В отличие от брата, Тео Ван Гог (Theodorus van Gogh) высоко оценил работу и выставил ее на сентябрьском Салоне 1889 года.
Октав Мирбо (Octave Mirbeau), французский писатель и искусствовед, заплатил за произведение 300 франков и стал его первым владельцем. Спустя столетие австралийский предприниматель Алан Бонд (Alan Bond) купил «Ирисы» за рекордные 53,9 млн долларов. У него, впрочем, не оказалось достаточно средств, чтобы завершить сделку, поэтому в 1990 году холст был перепродан музею Гетти, где и находится до сих пор.
Ван Гог Ирисы
«Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.
Несколькими месяцами ранее Ван Гог с помощью бритвы отрезал себе мочку на ухе на фоне сильного нервного расстройства. После этого происшествия он ежемесячно переносил сильные припадки, сопровождавшиеся периодическим забытьем.
Ван Гог был тем человеком, который всей душой стремился к выздоровлению, чтобы вновь взяться за кисть. Его цель заключалась в изменении живописи и введении нового способа рисунка.
Мастер намеревался продавать готовые полотна, чтобы расплатиться с братом Тео, его содержащим. Увлекшись живописью и создав описываемую картину, художник надеялся справиться с болезнью. Не удивительно, что готовая работа получилась позитивной, светлой.
В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать.
Художник передал зрителю цветочный ковер, небо или горизонт отсутствуют. Этим все внимание акцентировано именно на цветах. До этого подобный ракурс не применялся в живописи. Однако таким способом издревле писали японские мастера, приближая созерцателей максимально близко к объекту и оставляя общий фон нейтральным.
Примером тому выступают работы Кацусика Хакусай. После картины Ван Гога обозначенная техника прогрессирует. Впоследствии ее применит на практике Клод Моне, повторно переписавший «Ирисы». Данной идеей вдохновятся приверженцы модерна, например Густав Климт.
Глубокий синий цвет превосходно выписанных ирисов составляет предельный контраст зеленому цвету листьев, заостренных и по форме напоминающих ланцет, которые вносят в композицию ритм незримых разделительных линий между цветами.
Ван Гог стремился, чтобы его изображения предельно точно выражали то, что он видит в природе. На протяжении всего своего творчества он старался передать непосредственные, осязательно-чувственные взаимоотношения всех элементов природы: «Это не столько язык живописи, сколько язык природы, которую нужно уметь слушать». Художник стремится погрузиться в глубь природы и почувствовать каждое «биение ее сердца».
Одновременно с «Ирисами» Ван Гог написал картину «Куст», ныне находящуюся в собрании Эрмитажа. Сам художник в письме к своему брату Тео писал об этом: «У меня в работе два новых сюжета, найденные здесь в саду, — лиловые ирисы и куст сирени. Мысль о том, что я должен трудиться, всё сильнее овладевает мною, и я надеюсь, что моя работоспособность вскоре полностью восстановится.
Беда лишь в том, что работа зачастую слишком уж захватывает меня, поэтому мне кажется, что я навсегда останусь оторванным от жизни и не способным ни на что другое, кроме своего ремесла».
Через два месяца обе эти картины были уже готовы и отправлены брату; Винсент в сопровождающем письме, написанном около 9 июля, называет их «Ирисы» и «Сирень».
Нам очень повезло, что «Ирисы» дошли до нас. Дело в том, что Ван Гог немало работ, созданных в Сен-Реми, подарил его обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым больным. Судьба многих этих картин весьма печальна. Ведь все думали, что это лишь картинки больного человека. И обращались с ними соответствующе.
Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка картин Ван Гога.
После смерти художника «Ирисы» оказались у его матери. И опять чудо, что они это пережили.
Дело в том, что мать Ван Гога не понимала творчества сына. Когда после смерти мужа она переезжала в другой город, то оставила на чердаке несколько десятков его ранних работ. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.
После ее смерти в 1907 году картину купил французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе. За … 54 млн. долларов.
Ван Гог начал изображать ирисы через неделю после поступления в приют, в мае 1889 года, работая с натуры в больничном саду.
Очевидно, что на живописную манеру Ван Гога (как и многих других его именитых современников), повлияли японские гравюры на дереве укиё-э: сходство проявляется в четко прописанных контурах, необычных углах, включая изображения крупным планом, а также в «плоском» цвете (не соответствующем реальности).
В отличие от более позних полотен Ван Гога, буквально «звенящих» от внутреннего напряжения, «Ирисы» вызывают в зрители ощущение света и легкости. Это Ван Гог, пребывающий в крайне редком для него состоянии душевного равновесия.
Сам Винсент считал картину всего лишь этюдом, однако Тео, брат Ван Гога, сходу оценил ее достоинства и быстро представил ее на ежегодную выставку Société des Artistes Indépendants в сентябре 1889-го года вместе с другим замечательным полотном: «Звездная ночь над Роной».
Первым владельцем «Ирисов» стал Жюльен «Пер» Танги, торговец произведениями искусства, чей портрет Ван Гог написал трижды. В 1892 году Танги продал «Ирисы» искусствоведу и анархисту Октаву Мирбо, который был одним из первых убежденных поклонников творчества Ван Гога. Мирбо заплатил за картину 300 франков.
В 1987 году она стала самой дорогой из когда-либо проданных картин, установив рекорд, который продержался два с половиной года: 53,9 миллиона долларов (примерно 121 млн долларов по курсу 2020 г.).
Тем не менее, у купившего «Ирисы» Алана Бонда не хватило денег, чтобы заплатить за нее, и позже «Ирисы» были перепроданы музею Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, где картина и находится по сей день.
Ирисы
Описание картины «Ирисы»
В это сложно поверить, но одна из самых умиротворяющих и безмятежных картин Винсента Ван Гога была написана в самый, пожалуй, сумрачный период его жизни. В мае 1889 года, после того, как он несколько раз попадал в госпиталь, а добрые жители Арля подписали петицию о выдворении сумасшедшего художника из города, Винсент решил добровольно отправиться на лечение в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми. «Ирисы» он написал в первую же неделю пребывания в больнице. А жить ему оставалось чуть больше года.
Как и огромное количество других картин Ван Гога французского периода, «Ирисы» написаны под существенным влиянием японского искусства. Обрезанная композиция, четко очерченные плоскости ярких оттенков, и монументальные цветы, как будто рвущиеся за пределы холста. Обычно Винсент делал предварительные наброски к своим полотнам, часто даже снабжал довольно подробными зарисовками письма к брату. Но к «Ирисам» набросков не сохранилось. Более того, эксперты полагают, что их вообще не существует, поскольку саму эту картину Ван Гог считал этюдом. Тео, тем не менее, сразу высоко оценил полотно и представил его на Салоне независимых в сентябре 1889 года. Рассказывая в письме Винсенту о выставке, он пишет, что картина «поражает взгляд издалека. Это прекрасный набросок, полный воздуха и жизни».
В лечебнице у Ван Гога несколько раз случались серьезные приступы, между которыми он работал, словно одержимый. Он считал, что только в живописи может найти спасение и называл ее «громоотводом для болезни». Только продолжая рисовать Винсент мог поверить в то, что на самом деле он не сумасшедший. Врачи, однако, были другого мнения: они были уверены, что во время рисования Ван Гог приходит в слишком сильное нервное возбуждение, которое и вызывает приступы. Они ограничивали время, которое художник мог посвящать живописи, приставляли к нему наблюдающего санитара, однако все же позволили обустроить студию в одном из помещений лечебницы.
«Ирисы» Ван Гог написал незадолго до первого приступа, случившегося в больнице. Возможно, именно поэтому картина получилась столь безмятежной: тогда художник еще был уверен, что лечение даст результаты, и писал ирисы с искренним восхищением и радостью. Каждый из этих цветков уникален. Винсент долго наблюдал за естественными движениями стеблей и лепестков и сумел точно уловить и воспроизвести очень разные изогнутые силуэты. Первый владелец этой картины и один из первых почитателей Ван Гога, французский искусствовед октав Мирабо писал: «Как хорошо он понял утонченную сущность цветов!»
Ван Гог «Натюрморт: ваза с ирисами». Описание картины
Это один из натюрмортов, написанных Ван Гогом во время пребывания в лечебнице. Не имея возможности выходить на улицу, художник, кроме копий картин старых мастеров и интерьеров больницы, написал несколько букетов цветов, среди которых были розы и ирисы.
Эта картины отличается продуманностью композиции, четкостью очертаний, колористической гармоничностью. Видимо, сказалось стремление автора «взять себя в руки», организовать свои мысли и эмоции путем самоконтроля.
Обозначив поверхность стола узкой полосой зеленого цвета, художник размещает вазу с огромным букетом прямо посреди холста. Синие пятна ирисов гармонично распределены в верхней части полотна разными по размеру группами. В картине нет пустующих мест, все пространство гармонично заполнено элементами композиции.
Колорит картины строится на сочетании легких пастельных оттенков холодной гаммы. На нежно-сиреневом фоне выделяется округлая бело-голубая ваза. Слегка тронутые увяданием цветки ирисов написаны с помощью мягкого сочетания ультрамарина, белого и розового цветов, а острые листья перекликаются по цвету с поверхностью стола. Ван Гог не моделирует формы светотенью, выбирая сплошную заливку больших плоскостей и обводя предметы четким тонким контуром. Этот прием позаимствован художником у мастеров японской гравюры. Их творчество привлекало его точностью, быстротой, легкостью исполнения и ясностью выражаемых чувств.
Картина художника Винсента Ван Гога «Натюрморт: ваза с ирисами» 1890 г.
Холст, масло. 73.7 x 92.1 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.