валунная баня на соловках

Соловки 2016 — День 6 (Часть 2/2) [Соловки: Секирная гора, Ботанический сад]

валунная баня на соловках. Смотреть фото валунная баня на соловках. Смотреть картинку валунная баня на соловках. Картинка про валунная баня на соловках. Фото валунная баня на соловках

Соловки 2016
День 6 (Часть 2/2)
Соловки (Секирная гора, Ботанический сад)

Секирная Гора — холм на Большом Соловецком острове. Высота — 73,5 метра. Административно относится к Соловецкому сельскому поселению Архангельской области России. На горе расположен Вознесенский скит Соловецкого монастыря. На самой вершине Секирной Горы построена церковь-маяк.

Геолог Александр Иностранцев, проводивший в конце XIX века геологические исследования на Соловках, утверждал, что Секирная гора образована ледниковыми наносами.

В 1920—1930 годы здесь располагался штрафной изолятор, 4-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения, своего рода соловецкий карцер. Патриарх Кирилл вспоминал о своём деде, пережившем то время: «Тот самый дед Василий Степанович, ставший потом отцом Василием, мне ребёнку обо всём этом рассказывал. Он говорил о том, что он никогда не имел страха в сердце, никогда. Что его невозможно было испугать, хотя он был на волосок от смерти, находясь вместе со святителем Иларионом в то же самое время на Соловках и пройдя через страшные испытания карцера на Секирной горе. Это испытание мало кто выдерживал, обычно люди умирали. А дед остался жив. И, выйдя из этих тюрем, уже в 55-м году, почти через 10 лет после того, как отец мой принял сан, он принял сан вначале дьякона, а потом священника и служил в далёкой башкирской деревне до девяносто одного года. Я храню его заветы, его заповеди. И для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия»

валунная баня на соловках. Смотреть фото валунная баня на соловках. Смотреть картинку валунная баня на соловках. Картинка про валунная баня на соловках. Фото валунная баня на соловках

Гора «Секирная» наиболее почитаемое монахами место и одна из интереснейших достопримечательностей Соловецких островов.

Считается, что именно у горы Секирной впервые высадились на Соловки Герман и Савватий. А в 1429 году они поставили здесь крест и выстроили небольшую келью. «Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых». До них на острове не было постоянных жителей, лишь изредка здесь бывали рыбаки. Почему иноки выбрали Секирную гору для устройства своей обители? Ведь на островах были гораздо более удобные гавани, например, гавань благополучия, где впоследствии и был выстроен нынешний Соловецкий Кремль. Пожалуй, главным в выборе места, наверное, была возможность самостоятельного строительства жилья и первого Храма. Им нужен был строевой лес, они искали для строительства сосну или ель. Причем не в массиве леса, а именно на склонах горы, чтобы легко было двум старцам управиться с валкой и тасканием бревен к месту строительства. Не последнюю роль сыграла и боязнь разбоя. Возможно, поэтому они выбрали укромное, не заметное с моря место. Ставить келью на виду у гавани Благополучия, куда попадали разные путники, было бы верхом беспечности. Им ведь от «худых людей» спрятаться нужно было, монахов тогда нередко грабили, били, а бывало и убивали. Наверное, эти факторы и определили выбор места в Сосновой губе у подножия горы.

Косвенно эти выводы подтверждает и название местности. Скорее всего, имя горы «Секирная» означает «Лесосечная», «Лесорубочная» или на современный манер — «Лесозаготовительная». Гора изначально называлась Секирной потому, что там Герман и Савватий, святые Соловецкие чудотворцы, секирами (топорами, по-старому) рубили лес для строительных работ. Это догадка хорошо вписывается и в традиции Соловецкого монашества давать имена местам в Соловках по промыслам или подельникам.

Текст на камне:» На Чудову Гору вход женскому полу возбранен по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы проживая летом с женами под горою оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде 2-х светозарных Юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей Остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху Л. (А?) А. 1857.»

Источник

Соловки. Секирная гора и ботанический сад

Секирная гора при высоте всего 73,5 метра является самым высоким местом Большого Соловецкого острова. Отсюда по сути и пошла история Соловков, когда в 1429 году здесь поселились два прибывших на остров инока — Савватий и Герман. Весьма любопытна «чудесная» история, благодаря которой гора получила свое название. Считается, что один карельский рыбак со своей женой поселился здесь же и всячески мешал инокам. И вот однажды с горы спустились два «светлоликих ангела» и высекли жену рыбака, сообщая, что это место предназначено для проживания иноков и собрания монахов «во имя Божие». Злые языки, правда, утверждают, что это были вовсе не ангелы, а сами Савватий с Германом, и высекли не жену, а наваляли самому рыбаку, а тот, чтобы не стыдно было за свое позорное бегство, выдумал историю про жену и святых. Но на то они и слухи, чтобы бросать тень на то, что считается незыблемым, а гора с тех пор называется Секирной.

Секирная гора или, как ее еще называют, Секирка находится в 11 км от Соловецкого монастыря, и добраться сюда можно самостоятельно на велосипеде — дорога вполне нормальная, не как на Муксалму. Также сюда устраиваются экскурсии Соловецким центром гостеприимства и Паломнической службой монастыря. Поскольку в этот день мы собирались уезжать с Соловков, решили все-таки не брать велосипеды, а съездить с экскурсией на автобусе. Нам достался весьма общительный молодой экскурсовод Андрей с хорошим чувством юмора — три часа в его компании пролетели очень быстро.

Валунная баня на склоне Секирной горы — типичная хозяйстенная постройка XIX века.

В период Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) на Секирке был устроен штрафной изолятор, знаменитый зверствами, которые там устраивались. Информация об ужасах, творящихся на лесозаготовках, через бежавших заключенных просочилась на запад, вследствие чего Конгресс США и Парламент Великобритании отказались покупать лес у Советского Союза. В 1929 году, чтобы «развеять» эти слухи, на Соловки приезжал Горький. Естественно, к его приезду «подготовились», в карцере на Секирной горе поставили стол, заключенным выдали газеты. Когда Горький вошел в карцер, один из заключенных держал газету «вверх ногами». Горький молча перевернул газету, давая знать тем самым, что сигнал понял. Также есть информация, что Горький оставался один на один с 14-летним мальчиком, вызвавшимся «рассказать всю правду», после чего вышел из барака и плакал на виду у всех. Тем не менее, вернувшись в Москву, он написал статью в «Известиях», восхвалявшую исправительную систему, созданную в СЛОНе, и опровергающую «статейки» о беглецах в эмигрантских газетах. Можно ли его осуждать за это?

Секирная гора была также местом массовых расстрелов и захоронений. В 2008 году здесь, над обнаруженным кладбищем узников СЛОН, был установлен шестиметровый Поклонный крест красного цвета и деревянная часовня в память новомучеников и исповедников Соловецких.

Места массовых захоронений отмечены крестами.

В XIX веке на Секирной горе был основан Вознесенский скит и возведен трехъярусный каменный храм.

Уникальной особенностью этого храма является то, что на его куполе был установлен маяк, действующий до сих пор. Установленный в самой высшей точке острова и зажигаемый иноками скита с августа по октябрь в ночное время, маяк был виден за 100 верст.

Рядом с храмом построена небольшая смотровая площадка, с которой можно рассмотреть северную часть острова.

В трех километрах от Секирной горы расположен Савватьевский скит. Именно здесь во время войны располагались основные части Соловецкой школы юнг, и происходили действия автобиографической книги Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками».

Спускались мы с Секирной горы по крутой деревянной лестнице, состоящей из 294 ступеней. А вот паломники обычно наоборот по ней поднимаются, так как считается, что если подняться по ней без остановки, то тебе будут отпущены 294 греха.

Ботанический сад

Вторая часть экскурсии проходит по ботаническому саду Соловецкого музея-заповедника, который расположен в Макарьевской пустыни. Он был основан архимандритом Макарием в 1822 году и с тех пор поддерживался сначала монахами, затем заключенными, потом соловецкими школьниками, а затем сотрудниками музея и приезжающими сюда волонтерами.

На протяжении долгих лет монастырь делал попытки акклиматизировать различные растения к суровым условиям Соловецких островов. Говорят, когда-то в этих северных широтах выращивались арбузы, дыни и персики. Стало это возможным благодаря построенному здесь воскобелильному свечному заводу. Тепло от его производства направлялось по трубам в теплицы ботанического сада, что позволяло создавать благоприятные условия для теплолюбивых растений в 150 километрах от Полярного круга.

Главная аллея ботсада — памятник СЛОН, состоит из лиственниц, посаженных здесь в лагерный период в 1933 году.

Двухэтажный бревенчатый дом с мезонином — «дача архимандрита», выстроенная в 1860-е годы из привозной лиственницы. После революции Макарьевскую пустынь переименовали в хутор Горка, и здесь поселилось начальство Соловецкого лагеря.

После закрытия лагеря ботанический сад более 20 лет находился в запустении, затем был передан соловецкой школе и поддерживался учителями и детьми. В 1974 году территория пустыни была передана Соловецкому музею-заповеднику, и его сотрудниками проделана большая работа по изучению, сохранению, восстановлению и инвентаризации сада.

Ботаник из меня, конечно тот еще, но по крайней мере скучно мне здесь не было. Так что в комплекте с поездкой на Секирку можно брать =)

Источник

Бани Соловецкого монастыря

Фотография на заставке: Деревянная баня на Б. Заяцком острове в Свято-Андреевском скиту. Реконструкция 1990-х гг. Фотография: Ю.Б. Гендлин. Архив ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». Автор искренне благодарит за помощь в подборе фотографий монастырских бань и их безвозмездное предоставление для публикации ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» и лично Ларису Александровну Петровскую, зав. отделом учета и хранения объектов культурного наследия, и фотографа Ю.Б. Гендлина. Сайт музея: http://www.solovky.ru

В знаменитом Спасо-Преображенском монастыре на Соловецких островах, который на протяжении непростого времени творения истории в России успел побывать и военным форпостом, и центром духовного и военного сопротивления никоновским церковным реформам, и русской тюрьмой, и советским концентрационным лагерем, и школой советских юнг, и музеем-заповедником, сохранились здания старинных уникальных монастырских бань.

Сохранилось упоминание деревянной монастырской бани «у Гагарья озера» в описи 1710 года. Если в России абсолютное большинство бань строилось из дерева, то на Соловках и в скитах, и в самом монастыре старались строить бани не только из дерева, но и из кирпича и валунов. Благодаря прочности такой конструкции средневековые монастырские бани смогли сохраниться до нашего времени. В 1717 году рядом с монастырем была построена каменная баня: «Баня каменная длиною на 6 саженях 2 с четвертью аршинах, шириною на 5 саженях и 12 вершках, пред ней предбанник деревянной длиною на 4-х саженях с полуаршинном, шириной на 6 саженях» [Опись 1765 г. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1425. Л. 205].

Источник

Баня и прачешная

Для ухода за кожей и стирки белья монашествующие имеют две благоустроенных каменных бани и сложного устройства тоже каменную прачешную, которая называется у них «бучеей». Одна баня, «братская», внутри монастырских стен для всех живущих внутри этих стен; другая, «рабочая», – вдали от монастыря для даровых и наемных рабочих, живущих вне обители в училищном, овощном, конном корпусах, дрововозке и кузнице. Обе бани устроены совершенно одинаково, только рабочая гораздо грязнее братской. Последняя состоит из предбанника для раздевания, собственно бани, где моются, и отделения, где парятся. Предбанник – большая, теплая, полутемная с одним окном комната; на полу, вместо ковров, посланы рогожи (циновки); вокруг всех стен идет широкая чистая лавка. Стены сплошь покрыты тесом, чтобы, садясь на лавку, можно к ним прислоняться, не опасаясь простуды. И стены, и потолок, и пол имеют темный цвет давности и носят только следы слабой борьбы с нечистотой. В бане на полу тоже посланы рогожи, издающие затхлый, неприятный запах, не смотря на то, что они просушиваются после каждой бани. Почернелые от времени широкие скамьи стоят близ стен и по самой средине бани. Шайки, которыми берут воду, деревянные, очень большие, не менее ведра, имеют тоже черноватый вид. Холодная и горячая вода из соответственных котлов проведена по трубам, заканчивающимся в бане 2-мя большими медными кранами. Под каждым краном стоит деревянный квадратный чан в один аршин высоты и ширины, наполненный водой. К ребрам чана подвешены большие железные ковши, которыми и наливается вода в шайки, для чего последние ставятся на наружное ребро чана и железный толстый прут, протянутый параллельно ребру, на четверть разстояния от него внутрь чана. Вследствии таких простых приспособлений, шайки при наливании не нужно держать, самое наливание большими ковшами производится очень быстро, легко, так как чаны постоянно полны водой, вытекающей почти непрерывно из кранов. В комнате для паренья устроен громадный полок с несколькими широкими ступенями, так что одновременно могут свободно париться человек 15 и притом относительно степени жары так, как кому нравится – кто взгромождается на самый верх, кто пониже. Очень хорошая мягкая вода, как я уже выше говорил, прямо проведена из Святого озера. Вообще баня устроена очень удобно, просто, практично, только содержится немного грязновато, впрочем, нисколько ни грязнее городских бань в г. Архангельске, а относительно чистоты воды гораздо лучше. Когда наше судно стояло в Соловках, я никогда не упускал случая помыться в бане и находил, что она по своим удобствам не уступает петербургским общим в 20 коп. Только в монастырской бане нет ванны, душа, да вместо диванов, покрытых простыней, просто чистая лавка.

Между прочим, мне бросился здесь в глаза такой факт: лица монашествующих бледны, худы, изборождены постническими морщинами, а тела хорошо упитаны, гладки, округлы, жирны; у некоторых этот резкий контраст между лицом и телом просто поразителен.

Братская баня топится каждую неделю – в четверг, рабочая – в субботу. Монашествующие и богомольцы, состоящие на черных послушаниях, напр., в кузнице, слесарной, а также монахи недомогающие, ходят в обе бани, т. е. два раза в неделю. Хождение в баню – для монашествующих большое удовольствие, развлечение; это один из приятных способов разнообразить монастырскую жизнь. Во время мытья монах побеседует со своим собратом о том, о сем, похлещется на полке веником, а по приходе в келию с наслаждением упивается чайком, по крайней мере, до седьмого пота.

Стирать белье в братской бане не позволяется, а в рабочей для этой цели в предбаннике поставлены корыта.

Монашествующие, возвращаясь из бани, оставляют свое грязное белье или пред дверьми своей кельи, или кладут его в особый бельевой шкаф, имеющийся в каждом коридоре и служащий только для склада чистого и грязного белья (конечно, в разные полки). Чтобы белье не затерялось и не попало к другому владельцу, его всегда снабжают меткой – «биркой» – лоскутком кожи или маленькой палочкой со своеобразными нарезками. Даровые трудники, состоящие при прачешной, на другой день после каждой бани обходят все коридоры, отбирают из всех бельевых шкафов и от дверей келий грязное белье, а чрез несколько дней, к следующей бане, вымытое, чистое, разносят по тем же коридорам, складывая снова в бельевые шкафы, или занося прямо в келии, если знают по бирке владельца.

Даровые трудники, живущие в монастыре первый год, и все наемные рабочие должны сами заботиться о своем белье, как знают, без права отдавать его в прачечную. Для них поставлены в рабочей бане корыта, но мыла не выдается. Наймитам помогают в этом отношении жены и родственницы, часто навещающие их летом и забирающие с собой грязное белье. Приходится, конечно, и самим нередко мыть. Для даровых труженников стирка белья – дело непривычное и неприятное, а для многих малосильных мальчиков и прямо невозможное; последние обыкновенно положат белье в шайку, помнут его ногами, а затем прополощат (без мыла) в корыте – вот и вся стирка. Само собой разумеется, при таких условиях нельзя ожидать чистоты. Зимой даровые богомольцы, живущие внутри монастырских стен, с разрешения начальства делают так: получивши две пары чистого белья, сначала занашивают одну и бросают ее под свою койку, а затем загрязнив другую, идут в рухлядную, где, вместо одной грязной, получают одну чистую и далее поступают так каждую неделю.

Так как прачешная у монахов замечательного устройства, то об ней скажу несколько слов.Состоит она из 3 обширных отделений: летней сушильни, помещающейся на чердаке под самой крышей, зимней, находящейся под летней, и, наконец, самой прачешной, «бучей», занимающей во 2-ом этаже большую квадратную комнату (2 1/2 саж, высоты и сажень 5 ширины). Вся правая сторона бучеи у самой стены уставлена разной величины и на разных высотах от пола чанами в таком порядке: в дальнем углу (от входа) высоко от пола, близ самого потолка укреплен большой овальной формы деревянный чан для холодной воды, накаливаемой маленькой паровой машиной, поставленной на полу под чаном. Далее, близ машинки в один ряд стоят на полу три одинаковой величины деревянных круглых чана (2 арш. длины и 1 1/2 арш. в поперечнике). В эти чаны складывается грязное белье для «бучки». За ними следует без перерыва: 1) большой круглый деревянный чан (2 арш. в поперечнике), поставленный на помост на три четверти от пола и служащий для приготовления щелока из золы; 2) на разстоянии 2 арш. от пола высится железный чан в виде кубического со всех 6 сторон закрытого ящика, имеющего на верху только два отверстия – в одно входит бичевка с поплавком, дающим возможность судить об уровне воды в нем, не заглядывая в него; другое отверстие пропускает трубу, проводящую холодную воду из овального чана; чрез дно входит в кубический чан трубка от парового котла; таким образом горячая вода в кубическом чане получается нагреванием чрез пар; 3, наконец, в углу, тотчас у входа, близ кубического котла находится большая печь; в которую вмазан паровой котел. Остальное пространство бучеи занято 4 длинными досчатыми корытами, укрепленными на высоте 5 четвертей от пола, так что время мытья белья весьма мало приходится нагибаться. Каждое корыто двумя друг к другу перпендикулярными герметическими досчатыми перегородками разделено на 4 меньшие равные корыта, в которых одновременно могут мыть белье, не мешая друг другу, 4 человека и притом водой различной температуры, смотря по надобности каждого. Из центра перекреста перегородок каждого большого корыта выходит в виде длинного клюва медный кран сложного устройства. Давая тот или другой поворот этому крану, можно в каждое из 4 меньших корыт наливать и холодную и горячую воду. Кроме 4 больших корыт, для мытья в буче есть еще очень длинное корыто, имеющее над срединой во всю длину перекладину, служащую для складывания начисто вымытого белья, причем вода с белья стекает в корыто.

Из самого высокого овального чана холодная вода по металлическим трубкам идет в паровой котел, в кубяческий чан, в чан для щелока и в корыта для стирки – к клювовидным кранам. Из парового котла пар по особым трубкам, оканчивающимся открыто у самого дна чанов, проходит в кубический чан, в чан для щелока и в три чана для бучки белья, где, конечно, доводит жидкость до кипения. Три чана для бучки, кроме того, имеют еще особые трубки из щелочного чана, позволяющие наполнять их щелоком. Наконец, из кубического чана трубки разносят горячую воду по корытам для стирки – к клювовидным кранам, а из корыт грязная вода чрез трубки с кранами отводится в сточный канал.

Все трубки в нужных местах имеют, конечно, краны, позволяющие пускать ту или другую жидкость по желанию и надобности.

Все дело стирки производится так. Грязное белье на другой день после каждой бани кладется в три чана для бучки, которые наполняются до известной высоты щелоком из щелочного чана, и в которые затем пускается пар, нагревающий щелок до точки кипения – так белье «бучится» от 6 до 12 часов. После такой бучки белье вынимается и моется теплой водой с мылом в корытах, причем старосте прачешной отпускается мыла в месяц 2 пуда, что очень недостаточно при громадном количестве белья. В заключении белье слегка прополаскивается в холодной воде.

В настоящем виде прачешная устроена архимандритом Мелетием лет 5 тому назад. Несмотря на её чрезвычайные удобства, монашествующие сильно недовольны ею: по их общему отзыву, белье вымывается нечисто, имеет всегда более или менее желтоватый вид и скверный запах, в теперешнем белье скорее заводятся вши, чем в белье при прежней прачешной, и все это потому, что в настоящей прачешной, по их словам, белье не прополаскивается надлежащим образом – прополаскивать очень неудобно, вода медленно вливается и выливается из кранов, что требует много времени, и даровые трудники в одной воде кое-как прополаскивают несколько пар белья. Кроме того, настоящая прачешная пожирает много дров – до 60 саженей в год – и устроена во втором этаже, отчего промокают стены и своды. Свою прежнюю прачешную монахи считают гораздо более удобной, простой, дешевой, и белье из неё выходило более чистым. А старая прачешная была устроена над самой проточной канавой так: вода нагревалась просто в большом котле, вмазанном в печь и из него пускалась чрез трубку с краном в чан для щелока – вот и все приспособления, больше никаких трубок и кранов не было. Щелок наливался в чаны для бучки ведрами; после бучки белье мылось в корытах в теплой воде с мылом, а затем прополаскивалось прямо в проточной быстрой воде канавы. Горячая вода наливалась в корыта ведрами, а холодная ручной помпой, выливалась же из корыт простым опрокидыванием. Одним словом, настоящую дорогую сложную прачешную монашествующие ставят гораздо ниже своей прежней простой.

Настоящей прачешной заведует всего один монах с даровыми трудниками, готовящими белье для всей обители. За братской баней смотрит только один человек – он топит печи, после каждой бани моет полы, скамьи, шайки, летом paстворяет окна, накачивает в котлы воду помпой – вообще следит за порядком и чистотой.

Источник: Федоров, П.Ф. Соловки. – Крондштадт: [Тип. «Крондштадского вестника»], 1889. – [3], 344 с., [18] л. ил.: табл., карты, ил.

Источник

Ре-Школа 2021: Соловки

Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.

валунная баня на соловках. Смотреть фото валунная баня на соловках. Смотреть картинку валунная баня на соловках. Картинка про валунная баня на соловках. Фото валунная баня на соловках

Работая с территорией поселка мы выяснили, что многие его объекты входят в различные государственные программы и субсидии. При этом мы видим проблемы, связанные с разобщенностью в деятельности основных групп пользователей – монастыря, музея-заповедника и местных жителей. Мы попытались найти импульсные точки на карте поселка, которые, с одной стороны запустили бы позитивные процессы преобразований, связанные с сохранением выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия, с другой – дали толчок синергетическому эффекту, при котором судьба и использование территории интересны для всех и каждого.

​Важно отметить, что туризм и паломничество долгое время были и остаются одним из основных видов деятельности на архипелаге. Это то, что приносит доход всем. Поэтому мы выбрали фрагмент территории на пересечении активных путей, который, однако, оставался вне поля зрения – для его объектов до сих пор не было разработано ни проектов, ни понятных финансовых инструментов сохранения и развития.

Итак, следующим этапом исследования стала территория на берегу Банного озера и три расположенных рядом здания. Два из них – выявленные объекты культурного наследия, бывшие валунные бани, одна из которых со временем превратилась в валунный амбар. Валунная кладка – визитная карточка Соловецкого архипелага, только здесь из крупномерного валуна создавались бытовые объекты, а не фортификационные сооружения, как чаще всего было принято.

Третий объект – кирпичное безымянное здание, которое хоть и используется весьма утилитарно, как склад и гараж, однако привлекло наше внимание – неспроста оно взаимодействует с объектами XVIII века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *