В п самохвалов психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
В п самохвалов психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
а) целостную картину сновидения, фантазии,
б) отдельный символ сновидения, фантазии,
в) вероятное предназначение именно этих символов в работе сознания.
Желательно это сделать несколько раз, постоянно возвращаясь от общего к частному и обратно. Образующийся круг толкования позволит вспомнить все детали поля символов и правильно их интерпретировать.
Сон освобождает сознание от цензуры, как внутренней, так и внешней, но он не всегда указывает на скрытый смысл. Например, у детей сны чаще свидетельствуют именно о тех желаниях, которые во сне обозначены. Сновидения и фантазии тесным образом связаны с жизненными проблемами и являются исполнением желаний в символической форме.
Сновидение и фантазия содержат явное и скрытое содержание. Сон, так же как и все выраженное в слове, до аналитического исследования для сновидящего имеет явное содержание. Расшифрованный сон является уже не рассказом в образах, а особой организацией мыслей, которые могут с точки зрения аналитика указать не на одно, а на несколько желаний. Пройдя несколько аналитических сессий, сновидящий или фантазирующий может сам пытаться интерпретировать переживания и символы, находясь даже внутри своего сна (фантазии).
ВВЕДЕНИЕ
Язык символов сновидений является одним из самых древних, он, кроме того, универсален, в определённом смысле. Поэтому каждому могут сниться сны, которые ему лично не принадлежат, но связаны с архаическим опытом человечества, и, быть может, не только человечества, но всей эволюции. Вероятно, между мифом и сновидением есть не только множество точек соприкосновения, но они связаны и онтологически, то есть некоторые сновидения прямо указывают на миф, а некоторые мифы являются фиксированными сновидениями. Кроме того, человек с раннего детства сталкивается с другими людьми, которые интроецируют в его сознание свои символы; поэтому нам могут сниться сны, которые «принадлежат» в чем-то другим людям. В связи с этим правомерен вопрос: могут ли у нас быть вообще свои личные сновидения или фантазии?
Фундаментальной разницы между образами искусства, сновидения и фантазии не существует, они могут анализироваться, исходя из одних и тех же принципов. Живописное полотно, пьеса или художественный фильм также содержат фактуру, цвет, форму, отношения образов, сюжет, как и любое сновидение. Анализ символического языка важен также для процесса психодиагностики, особенно у детей, и психотерапии. В арт-терапии следует учитывать то, что динамика спонтанного творчества прямо указывает на скрытые и изживаемые проблемы. Рисование или лепка ребёнком образов навязчивых устрашающих снов помогает от них избавиться, поскольку благодаря искусству фантазия объективизируется. В архаическом сознании устрашающий образ также является одновременно защитой от новых страхов, именно поэтому химеры, будучи сами ужасными, одновременно защищали жилище от сил зла.
В сновидениях, фантазиях и творчестве обычно следует обращать внимание на осевые, то есть повторяющиеся, сюжеты или символы, они являются ключом к пониманию остальных деталей и отражают особенности индивидуации. В сущности, невидящий снов легко может их придумать, рассказав, какие сны он хотел бы видеть, а неспособный к фантазиям может выбрать из множества творений те, которые ему нравятся. Это любимые сказки у детей, любимые сюжеты романов у взрослых. Они, и лежащие в их основе мифологемы, и будут составлять осевые символы.
Строго говоря, весь предметный мир человека, его предпочтение одних предметов и уклонение от других, его одежда, стиль поведения, жилище и обстановка составляют поле индивидуальных символов, которое анализируется по тем же принципам, что и сновидения и фантазии. Стереотипный современный европейский стиль, богемная индивидуаль-
АЛЬТЕРНИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
ность и групповой имидж уже образуют поле символов, в котором вылепляются осевые (ключевые) и дополнительные конструкции.
Так же, как и игры, сновидения и фантазии часто делятся на эпизоды. Последовательность эпизодов называется динамикой, или графиком, сновидения (фантазий). Если индивиду удаётся восстановить эти эпизоды, то это может способствовать пониманию сновидения. Между тем, не всегда вспоминаемые последовательности образов соответствуют истинной последовательности, поэтому важно отмечать все изменения последовательностей при повторном рассказе о том же сновидении (фантазии). Должны быть отмечены количество фигур сновидения и различные элементы окружения. Далее, описывается начало и последовательность действий, важно выявить сюжет и степень их запутанности. Далее — кульминацию и результат каждого действия: что стало, к чему привело; таким образом, происходит установление взаимосвязи между причиной и эффектом. Важно установить как бы общую геометрию символизации, которая в целом соответствует некоторой картине Мира. Фантазия и сновидение имеют и истинную геометрию как взаимное расположение образов в пространстве.
В п самохвалов психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
В основу словаря положен многолетний опыт личной аналитической практики, а также работы Фрейда, Юнга, Штекеля, Холла, Адлера, Якоби, Уитмонта, Лайярда, Лакана, Гутейла, Э. Эриксона, Монегетги и представителей школ семиологического, мифологического и структурно-антропологического анализа. Система словаря аналогична известному словарю Четвинда, переведенному на русский язык В. И. Егоровым в 1988 году. То есть он построен таким образом, что позволяет не только анализировать изолированный символ, но подойти к смысловой интерпретации сюжета сновидения или фантазии. Приводятся методики трансформации сновидений при ночных ужасах и кошмарах. Трактовка сознательно упрощена.
Книга предназначена аналитикам, психологам и психиатрам.
Скачать pdf (депозит, 5.05Мб)
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли!
В п самохвалов психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
Манящая любовь [ЛП]
Читабельно конечно. И, наверное, в душе каждая женщина мечтает произвести на мужчину именно такое впечатление, чтобы как у героя ничего на других не вставало. Но всё так неправдоподобно. А потом всё ещё
Второй шанс (СИ)
Хорошая книга для приятного вечера. Твердая четверка. Первую часть не читала, но в принципе обедни это не испортило, по кратким отсылкам автора, вполне легко представить, что там происходило, а самое главное
По надорванной струне
Чуть выше неба (СИ)
Неплохо. Несколько сумбурно, но неплохо. Главное, добраться до 2й главы))) а там текст потечёт как надо.
Вернуть Веру
Не фонтан, но на 4 вполне. Для вечера неплохой выбор, интересная жизненная история.
Что не понял, 3 книга полностью повторяет 2. Чудно
Запретная любовь
Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
В основу словаря положен многолетний опыт личной аналитической практики, а также работы Фрейда, Юнга, Штекеля, Холла, Адлера, Якоби, Уитмонта, Лайярда, Лакана, Гутейла, Э. Эриксона, Монегетти и представителей школ семиологического, мифологического и структурно-антропологического анализа.
Система словаря аналогична известному словарю Четвинда, переведенному на русский язык В. И. Егоровым в 1988 году. То есть он построен таким образом, что позволяет не только анализировать изолированный символ, но подойти к смысловой интерпретации сюжета сновидения или фантазии. Приводятся методики трансформации сновидений при ночных ужасах и кошмарах. Трактовка сознательно упрощена.
Книга предназначена аналитикам, психологам и психиатрам.
Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И РАБОТА С СИМВОЛАМИ СНОВИДЕНИЙ И ФАНТАЗИЙ
Симферополь, 1999 СОНАТ
Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. — Симферополь: СОНАТ, 1999. — с. 184
В основу словаря положен многолетний опыт личной аналитической практики, а также работы Фрейда, Юнга, Штекеля, Холла, Адлера, Якоби, Уитмонта, Лайярда, Лакана, Гутейла, Э. Эриксона, Монегетти и представителей школ семиологического, мифологического и структурно-антропологического анализа. Система словаря аналогична известному словарю Четвинда, переведенному на русский язык В. И. Егоровым в 1988 году. То есть он построен таким образом, что позволяет не только анализировать изолированный символ, но подойти к смысловой интерпретации сюжета сновидения или фантазии. Приводятся методики трансформации сновидений при ночных ужасах и кошмарах. Трактовка сознательно упрощена.
Книга предназначена аналитикам, психологам и психиатрам.
М. А. Самохвалова © Оформление
Существующие словари символов предназначены для различных задач, некоторые из них призваны ознакомить читателя с религиозным, этническим, «народным», толкованием, другие содержат узкое толкование в рамках какой-либо из аналитических школ. Этот словарь пытается компактно соединить работы последнего столетия, посвящённые анализу символов сновидений и фантазий, а также личный опыт аналитической клинической работы автора за последние 15 лет. В основу его положены работы таких аналитиков, как Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнга, Вильгельм Штекел, а также Кельвина Г. Холла, Эрнста Джонса, Дж. Лайярда, Герхарда Адлера, Джоланда Якоби, Эдварда Уитмонта, Эмиля Гутейла, Шандора Ференци, Эрика Эриксона, Антонио Монегетти, Жака Лакана, Тома Четвинда, Хуана Керлота, представителей школ семиологического и этологического анализа. Таким образом, в основе интерпретация символов в словаре лежат психологический, биологический, этнологический и традиционный психоаналитический подходы.
Структура словаря соответствует стандартному психоаналитическому словарю Тома Четвинда, переведенному на русский язык в 1988 году доктором В. И. Егоровым.
Символ всегда многозначен, и его нельзя интерпретировать «с ходу», но следует искать столько значений, сколько возможно. Последовательная, герменевтическая работа с символом позволяет прояснить его смысл как для пациента, сновидящего или фантазирующего, так и для аналитика. Предполагается, что всякий символ может быть интерпретирован, исходя из контекста, семантик, следующих кругов:
В п самохвалов психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий
Не всегда всё получается в пределах одной техники, иногда их приходится комбинировать. Мне помнится, в период Крымского психотерапевтического семинара 1997 года Н. Ф. Калина демонстрировала методику, при которой наяву индивид после описания сновидения спрашивает у собственного образа сна, чего он хочет и что он означает; спонтанное воображение прокладывало путь к осознанию, будто двигаясь по принципу проб и ошибок. Девушка, которая увидела перед входом в погреб стари-
РАБОТА С СИМВОЛАМИ
ка, спрашивала его, как если бы он был сейчас рядом с ней. Вероятно, эта методика более подходит для юнгианской техники осознания структуры сознания (Анимы, Анимуса, Тени, архетипической конструкции), поскольку основана на инспекции, то есть наблюдении сна со стороны Я, законы которого иные. В психопатологических случаях важнее иногда не аналитическое осознание со стороны, а понимание и трансформация сновидения изнутри, то есть, будучи по крайнем мере в альтернирующем состоянии сознании. Эти методы позволяют трансформировать символику, хотя пациент не всегда знает, как это происходит. Словом, чтобы управлять машиной (сознанием), водителю не обязательно знать, как работает двигатель, это должен знать механик (терапевт), которому в свою очередь не обязательно знать, соблюдает ли водитель правила уличного движения, если это не влияет на работу двигателя. Научиться же вождению машины водитель может у инструктора, то есть психокорректора.
ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
Механизмы сознания предполагают, что символы отражают механизмы психодинамики сознания. Сознание можно сравнить с моделью сосуда, в который наслоены друг на друга жидкости разного удельного веса. Любое воздействие на сосуд (встряхивание, вращение, нагревание) приводит к смешиванию и флуктуированию жидкостей. Этот процесс и есть модель психодинамики. С точки зрения этологии механизм, приводящий к кристаллизации символа, может быть прямым, переадресованным, смещенным, ритуализированным, указывать на регрессию, вакуум-активности.
Идеи этологии (биологии поведения) возникли почти одновременно с классическим психоанализом, и не только на той же территории (Австрия начала XX века), но и в близкой культуральной среде. Однако, будучи долгое время академической университетской наукой, этология стала известной лишь после второй мировой войны и приобрела популярность после возникновения собственно этологии человека. Хотя 3. Фрейд хорошо знал современную ему физиологию, биологию и был материалистически ориентированным исследователем, постепенно психоанализ, наряду с терапевтическим содержанием, приобрел метапсихологическое звучание. Конрад Лоренц и Нико Тинберген, ссылаясь в своих работах на психоанализ, подчеркивали, что за метапсихологией скорее всего (хотя не всегда) кроются
ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
эволюционные механизмы, которые просто еще недостаточно изучены. Такой механизм, в частности, кроется за табу инцеста. При изучении детей воспитанных в кибуцах, в которых первоначально дети обоих полов воспитывались вместе, оказалось, что если они, даже не будучи родственниками воспитывались вместе, в дальнейшем между ними редко возникали брачные пары. То есть сексуальное влечение к близким родственникам не развивается, если в определенном возрасте они растут вместе.
Между бессознательным, архетипическим и суммой эволюционно приобретенных человеком адаптации (Urform) Конрад Лоренц ставил знак равенства. Этология всегда претендовала на роль объективной науки, а для социобиологии, как её отрасли, вообще характерен точный математический подход. Между тем, внешне независимое развитие этологии и психоанализа привело к странным последствиям: этология при описании объективных особенностей поведения использовала язык формального описания похожий на психоаналитический, а психоанализ, прикасаясь к поведению, не учитывал сравнительных кросс-культуральных и эволюционных исследований. В 80-х годах XX века появился ряд работ, указывающих на возникновение объективного, или эволюционного, психоанализа, в основе которого лежали аналогии эволюционно-биологических и психодинамических конструкций (Ранко-Лаферие, Овен Славин, Шарп, Бедкок). Позже возникли попытки использования эволюционного психоанализа для интерпретации мифологического текста, а также клиники неврозов и психозов.
Модель сознания Фрейда, с которой концептуально связана модель Эрика Эриксона и Когута, является по сути логическим modus barbara Эйлера и аналогична модели визуального восприятия. Центральными моделями этологии являются гидравлическая схема Конрада Лоренца, формальные функциональные модели, заимствованные у физиологии, модели формальных грамматик, лингвистические модели. В принципе все эти типы моделей сводимы друг к другу и могут быть использованы для понимания символа в одинаковой мере.