в лифте провалился пол
Трагедия в московском лифте: ребенок погибшей женщины чудом избежал смерти
Чудовищная история произошла сегодня в одном из элитных жилых комплексов Москвы. В здании «Алых парусов» у лифта оборвался трос. Погибла молодая женщина, дочь известного советского диктора и телеведущего Евгения Кочергина Ирина Володина.
В результате падения лифта с высоты седьмого этажа погибла мать двоих детей и дочь телеведущего Евгения Кочергина Ирина Володина. Как выяснилось, жертв могло быть больше. Ирина вместе с младшим ребенком и няней собиралась на прогулку. Все должны были спускаться в одном лифте, но по причине няня с малышом зашли в соседний подъемник. В ту же секунду кабина с Ириной полетела вниз. По официальной версии в результате обрыва троса. Шансов выжить у женщины не было. На место трагедии немедленно прибыли полицейские, спасатели и следователи.
По некоторым данным лифт якобы еще не был введен в эксплуатацию и находился на стадии монтажа. Как такое могло произойти, теперь будет выяснять также специальная комиссия Ростехнадзора. По словам жителей дома, проблема с работой подъемников случались неоднократно. По трагическому совпадению Ирина была активисткой дома и среди прочего требовала обратить внимание жилищников на состояние лифтов.
Евгений Кочергин, диктор центрального телевидения: «Она тысячу раз им говорила о том, что лифты плохо работают, лифты в плохом состоянии, лифты опасны. И вот она ценой своей жизни заплатила за то, что сейчас за них возьмутся».
Подробности в репортаже корреспондента НТВ Анны Финогиной.
🔗 Похожие новости
Новости по теме
ЧП с лифтами
Пассажирка из едва не упавшего в шахту лифта рассказала о пережитом ужасе
Родственники рассказали о состоянии сорвавшейся в шахту лифта пенсионерки
Застрявший лифт с пассажиркой рухнул во время спасательной операции
Управляющие компании молчат о проблемах с лифтами. А потом люди падают
В неисправном лифте дома ЖК «Арт» в Красногорске едва не погибла женщина. Резкое падение лифта привело к травмам, а разбитое зеркало порезало пассажирке лицо. Выяснилось, что на подъемник жаловались давно, но управляющая компания никак не реагировала на слова жильцов. Теперь к делу подключились подмосковные прокуратура и СК. Однако таких лифтов в стране может оказаться очень много, и чаще всего на них обращают внимание лишь после громких происшествий.
В ЖК «Арт» Красногорска 7 сентября пострадала пассажирка. Женщина зашла в лифт и нажала кнопку 31-го этажа. По ее словам, лифт вдруг без остановок рванул до 43-го, запахло жженой проводкой и подъемник внезапно рухнул на пол-этажа вниз. От резкого движения пассажирка упала и потеряла сознание. Она очнулась в крови и с сильнейшим шоком.
Когда лифтер смог наконец открыть дверь и освободить пассажирку, она была в крови. Пострадавшую увезла в больницу бригада скорой помощи: врачи диагностировали ушиб шейного отдела позвоночника и закрытую черепно-мозговую травму. Осколки разбитого зеркала порезали ей лицо. А выяснять, что же произошло с подъемником, будут теперь не только ремонтники.
Работники прокуратуры и Следственного комитета области, а также специалисты Ростехнадзора выехали на место. Они осмотрели лифт и опросили пострадавшую, а также взяли документы в управляющей компании. Кроме того, следователи навестили и компанию, которая проверяла лифтовое оборудование в доме.
Жалобы на лифт
Житель этого дома — телеведущий Игорь Лантратов — рассказал «360», что еще один лифт ранее тоже делал микропадения, а другой уже не работает вовсе. По его словам, жильцы уже неоднократно жаловались на неисправность и просили отремонтировать лифт.
В соседней 44-этажной высотке дела не лучше — по словам местных жителей, их лифты тоже могут увезти на другой этаж, не приехать вовсе или застрять по пути. Часто из четырех лифтов работает один. Люди писали жалобы в управляющую компанию, но перемен не было, рассказал Telegram-канал «Осторожно, новости!».
Часть жильцов боятся пользоваться лифтом и ходят пешком по лестнице. Но для жителей верхних этажей это не лучший выход. Последний, довольно дорогой, ремонт ситуацию не изменил: лифты ходят, как хотят, и добавились странные звуки. В УК людям заявили, что так и должно быть.
Смертельное падение в «Алых парусах»
Это не первый случай с лифтами новостроек. Пять лет назад в московском жилом комплексе «Алые паруса» погибла мать двоих детей Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. У подъемника жилого комплекса премиум-класса оборвался трос. Тело обнаружили под завалами в лифтовой шахте.
Выяснилось, что ранее лифт уже травмировал маленькую девочку — зажал дверями. В управляющей компании хорошо знали о проблеме: жильцы сообщали о плохой работе подъемников с 2013 года. Хотя в 2014 году лифту провели диагностику оборудования, проблемы все равно остались.
В результате расследования виновным был признан электромеханик Алексей Белоусов, который занимался обслуживанием лифтов в жилом комплексе «Алые паруса». Хорошевский суд Москвы приговорил Белоусова к 3,5 года колонии.
Опасными не признали
Только в этом году с лифтами было связано несколько происшествий. В феврале в одной из московских высоток ребенок спускался с 13-го этажа. На третьем этаже кабину заклинило, и лифт сорвался вниз. Мальчик выжил, но получил травму ноги и был госпитализирован.
В июле двое мужчин и одна женщина пострадали из-за падения лифта в Реутове. Происшествие случилось в районе промзоны. Лифт упал с третьего этажа, пострадавших госпитализировали в ЦГБ. В том же месяце трое сотрудников полиции получили травмы из-за падения лифта в Москве.
Президент Национального лифтового союза Виктор Тишин заявил, что лица, отвечающие за безопасность техники, зачастую не проходят необходимое обучение и даже покупают удостоверения, рассказал Octagon.media. По словам главы НЛС, в подавляющем большинстве ЧП виноваты некачественное обслуживание и многочисленные нарушения.
Управляющие компании, обслуживающие дома, стараются сэкономить и нередко заключают договоры по обслуживанию лифтового оборудования с сомнительными компаниями. На деле никаких работ не проводится, все остается исключительно на бумаге. Кроме, разве что, денег, которые регулярно выделяются на профилактику подъемников.
Многочисленные несчастные случаи еще пять лет назад заставили экспертов говорить о том, чтобы внести лифты в Реестр особо опасных производственных объектов. Но этого так и не произошло.
Все зависти от УК
Руководитель практики разрешения споров в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА Сергей Сергеев рассказал «360» что даже если лифты внесут в Реестр особо опасных производственных объектов, нормативы эксплуатации лифтов не поменяются. Кроме того, управляющая организация и без того обязана внимательно относится к состоянию подъемников в доме.
«Тем более что от жильцов поступали заявки о неисправности. Если УК не реагирует, нужно срочно обращаться в Государственную жилищную инспекцию и прокуратуру, на интернет-портал региональной власти. Если они выявят факты бездействия, это повлечет серьезные последствия для управляющей организации, вплоть до отзыва лицензии», — отметил Сергеев.
Он уточнил, что установкой лифтового оборудования и его ремонтом может заниматься любая компания с лицензией. И УК может выбрать любую из таких организаций. Юрист также добавил, что сбои в лифтах новых домов фиксируют достаточно регулярно: застройщики часто экономят и иногда даже устанавливают подъемники, не предусмотренные проектом.
Трагедия в жилом комплексе «Алые паруса», где при обрыве троса в лифте погибла 35-летняя женщина, произошла из-за отсутствия должного техобслуживания дома. Так считает официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Ростехнадзор уже пообещал провести внеплановую проверку компании, обслуживающей лифты в «Алых парусах» на северо-западе Москвы.
14 января 2016 года лифт упал с седьмого этажа в жилом комплексе «Алые паруса» на Авиационной улице. Следствие считает, что лифт рухнул из-за обрыва троса. 36-летняя женщина, дочь телевизионного диктора Евгения Кочергина, погибла от удара лифта и разлома кабины — сверху на нее упал пресс, входящий в конструкцию подъемника. По подозрению в совершении преступления задержан сотрудник компании «Лифт Гарант» электромеханик Алексей Белоусов. Он незадолго до трагедии выполнял работы по техническому обслуживанию лифта и лифтового оборудования.
По данному факту гибели женщины при обрыве лифта возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 238 Уголовного кодекса России («Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности»).
У погибшей Ирины Володиной остались двое детей. Один из них во время аварии находился в соседнем лифте вместе с няней, но не пострадал. Ирина Володина давно пыталась добиться замены лифтов в доме, так как имеющиеся работали некачественно.
Что известно о падении лифта с подростками на Освобождения: хронология событий
После происшествия ребятам пришлось пообщаться с полицией. ФОТО: «Транспортный коллапс. Красное село»
Семеро подростков накануне пережили падение лифта в жилом доме в Красном Селе. «МК в Питере» стала известна хронология событий — рассказываем, что случилось.
Лифт с пассажирами внутри сломался в доме №31 корпус 1 на улице Освобождения вечером 3 октября.
18:53
На место прибыл мастер лифтовой службы.
19:04
Удалось установить голосовой контакт с пассажирами — в кабине находились семеро подростков в возрасте от 14 до 17 лет, все они были живы.
19:18
Ребят извлекли из кабины и передали для осмотра медикам — у двух девушек было стрессовое состояние, физических повреждений не зафиксировано. Остальные подростки давали объяснения полиции.
19:23
Установлено, что лифт упал со второго на первый этаж — до этого с седьмого этажа он двигался в обычном режиме. Однако со слов подростков они сели в кабину, она начала опускаться, а затем с седьмого по второй этаж стала резко падать. Остановилось устройство на втором этаже, после чего спустилось на пол этажа.
Ясность в произошедшее внесло появившееся в Сети видео с камер наблюдения. На нем видно, что молодежь решила испытать лифт на прочность прыжками — он не выдержал.
19:50
После происшествия лифт обесточили и оградили сигнальной лентой. Теперь управляющей компании, которая его обслуживает, предстоит ремонт.
Происшествие прокомментировал для «МК в Питере» дистрибьютер запчастей компании «ОТИС в Санкт-Петербурге». По его словам, современные лифты устроены так, что падение становится невозможным, хотя прыжки в них, разумеется, недопустимы.
«Безусловно и категорически прыжки в лифте запрещены. Активные передвижения вызывают застревание и кратковременное падение кабины. Но даже если такое случается, лифтовое оборудование оснащено ловителями для предотвращения падения. Это происходит так: если кабина обрывается, то лифт насаживается на клиновой ловитель и фиксируется в одном положении», — пояснил собеседник «МК в Питере».
Добавим, что происшествия с участием несовершеннолетних — не редкость в нашем городе. Ранее мы рассказывали, почему петербургские подростки стали чаще попадать в аварии.
Капсула смерти Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»
18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего Евгения Кочергина, 36-летней Ирины Володиной в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик Алексей Белоусов. Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее — не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. «Лента.ру» расследовала эту историю.
Смерть в «Алых Парусах»
Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) произошла 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. Сообщали еще об одном погибшем — мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.
Материалы по теме
Почему в Москве падают лифты
«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК «Алые паруса»», — говорил вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.
После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).
«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (. ) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания — ООО «ДС Эксплуатация» реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», — отмечалось в показаниях Алексея Володина.
По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
В поисках виновных
Утром 15 января 2016 года в столичном управлении Следственного комитета России (СКР) сообщили о задержании электромеханика Алексея Белоусова — сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».
Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» — основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».
20 февраля 2016 года были возбуждены уголовные дела по все той же статье 238 УК РФ в отношении руководства двух компаний, отвечающих за эксплуатацию лифтов в элитном жилом комплексе. В СКР отметили, что инцидент произошел в «результате недобросовестного отношения к своим обязанностям руководителей и работников компаний «ДС Эксплуатация» и «Лифт-гарант»».
«Застройщик «Алых парусов» — компания АО «Дон-Строй Инвест». У нее собственная обслуживающая компания — «Донстрой (ДС) Эксплуатация». Идея проста: человек покупает квартиру в одном из престижных ЖК от застройщика — и вообще не заморачивается с содержанием домового хозяйства, оно как бы идет в комплекте. Именно «ДС Эксплуатация» заключала напрямую договор с собственниками жилья в ЖК «Алые паруса» об оказании услуг по содержанию и обслуживанию объектов общего пользования, в том числе лифтов. Однако вместо того, чтобы обслуживать их самостоятельно, ее сотрудники заключили контракт с подрядчиком, компанией «Лифтгарант», где якобы работал Алексей Белоусов. После трагедии АО «Дон-Строй Инвест» сменил обслуживающую компанию для своих объектов: теперь это не «ДС Эксплуатация», а Smart Service. Впрочем, на сайте легко можно увидеть, что сменилось лишь название», — рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с ситуацией.
На сайте застройщика можно найти подтверждение этой информации. «Управляющая компания «СМАРТ СЕРВИС» (прежнее наименование — «ДС Эксплуатация») специализируется на обслуживании жилых комплексов классов Business, Premium, De Luxe в Москве», — отмечается там.
Системная ошибка
То, что проблемы с лифтами в «Алых парусах» куда глобальнее, чем роковая неисправность одного подъемника, установила проверка Ростехнадзора от 3 февраля 2016 года (соответствующий акт имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Согласно отчету надзорного ведомства многие лифты в ЖК были сильно изношены или находились в аварийном состоянии.
В документе отмечалось, что в некоторых подъемниках «выведены из действия электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв или относительное перемещение (ослабление) тяговых элементов», оборудование ряда лифтов, находящееся в машинных помещениях, не защищено от воздействия внешних факторов, и там не соблюдается температурный режим.
«На канатоведущем шкиве (КВШ) и электродвигателях главных приводов лифтов №№ (. ) демонтированы металлические ограждения, предусмотренные изготовителем. На лифтах №№ (. ) имеется консистентная смазка и грязь на КВШ. Не исключено спадание тяговых канатов, с направляющих элементов, (отводных блоков лебедок) лифтов №№ (. )», — отмечали в Ростехнадзоре.
Также специалисты Ростехнадзора выявили, что некоторые пассажирские лифты использовались не по назначению («На лифтах перевозят строительный материал и мусор»). Словом, все указывало на то, что авария, в которой погибла Ирина Володина, — системная ошибка. Однако единственным обвиняемым в уголовном деле до сих пор остается Алексей Белоусов. 9 декабря 2016 года в СКР сообщили о том, что расследование завершено.
По версии следствия, к смертельной аварии привело некачественное аварийно-техническое обслуживание Белоусовым лифтов в одном из домов ЖК «Алые паруса».
«В ходе расследования были назначены шесть комплексных судебных криминалистических экспертиз и судебно-медицинская экспертиза, выводы которых позволили установить причинно-следственную связь между действиями обвиняемого и произошедшей аварией», — отметили в СКР.
15 марта в ведомстве заявили, что дело Белоусова передается в суд. Начало рассмотрения намечено на 18 апреля.
Загадки следствия
«В расследовании гибели Ирины Володиной в «Алых парусах», несмотря на весь общественный резонанс, много темных пятен. К примеру, камеры, установленные в лифте, почему-то отключились в 11:00 14 января 2016 года — всего за 20 минут до аварии. Кроме того, в лифте марки OTIS, где произошла трагедия, есть специальная плата: на ней даже при полном отключении электричества записываются коды десяти последних ошибок, сбоев в оборудовании. Но следствие не приняло ее во внимание», — говорит источник «Ленты.ру».
По его словам, машинное отделение рухнувшего лифта по непонятным причинам было опечатано лишь через десять дней после катастрофы, 24 января. При этом в материалах уголовного дела нет его фотографий: работавшие там следователи не смогли их сделать из-за внезапной поломки фотоаппарата. Но после того как осмотр машинного отделения все-таки состоялся, детали рухнувшего лифта — фактически вещественные доказательства — по странному стечению обстоятельств были оставлены до проведения экспертиз на ответственном хранении у компании «ДС Эксплуатация». А в отношении ее руководства 20 февраля 2016 года возбудили уголовное дело в связи с гибелью Ирины Володиной.
«Чтобы найти виновных в гибели Володиной, следствию нужно было понять причину крушения лифта. Вначале речь шла о комплексной экспертизе аварии. Но потом следствие избрало другой путь: были проведены шесть экспертиз отдельных деталей. Эти исследования так и не дали ответа на главный вопрос: что все-таки случилось с лифтом?» — отмечает источник «Ленты.ру».
По его словам, в материалах дела есть лишь мнения экспертов о причинах аварии.
Как следует из комментариев экспертов (имеются в распоряжении «Ленты.ру»), около 11:20 14 января 2016 года Ирина Володина вошла в лифт OTIS в одном из корпусов ЖК «Алые паруса». Кабина спускалась вниз с восьмого этажа, однако по неизвестным причинам (возможно, из-за износа или дефектов) сработали ловители — устройства, намертво фиксирующие кабину в шахте в случае нештатной ситуации. Одновременно с ловителями должны были сработать два элемента системы безопасности лифта: один — на крыше кабины, и еще один — устройство контроля слабины подъемных канатов (СПК). Если бы они сработали, лебедка бы остановилась, но этого не произошло, и противовес массой около тонны стал подтягиваться вверх внутри шахты при стоячей кабине.
«Через некоторое время произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса двинулся вниз с ускорением», — отмечает один из специалистов Ростехнадзора.
В какой-то момент несущийся вниз к кабине противовес израсходовал всю длину канатов: произошел резкий рывок, его рама разрушилась, и вниз полетели тяжелые чугунные чушки (основа противовеса). Они буквально бомбардировали намертво закрепленную в шахте кабину лифта, из-за чего та разрушилась, и Ирина Володина упала вниз. По словам источника, женщина за считаные секунды до своей гибели пыталась связаться с диспетчерами: связь была установлена, но сказать что-то Володина не успела.
Молодой да крайний
Как следует из материалов дела Алексея Белоусова, он не получал образования в профессиональном техническом училище по какой-либо специальности. При этом следствие установило, что Белоусов все же обладает специальным образованием для обслуживания лифтов, поскольку закончил курсы в учебном центре «УККОМ» и проходил стажировку с начальниками участков. При этом специальные курсы, необходимые непосредственно для работы на лифтах OTIS модели «Европа 2000» (именно в таком и произошла авария 14 января 2016 года) Белоусов не проходил и не изучал инструкцию таких подъемников.
По словам невесты подсудимого Анастасии Красеньковой, в ходе следствия выяснилось немало странного в работе ее жениха в качестве электромеханика «Алых парусов». Так, профессиональное удостоверение было выдано Алексею Белоусову 24 июня 2014 года. Однако на момент аварии оно было недействительно, поскольку Белоусов в установленном законом порядке не был направлен на переаттестацию. Кроме того, для работы с современными лифтами каждый электромеханик обязан получать как минимум третью квалификационную группу по электробезопасности, которой у Алексея не было. Он не имел права работать с напичканными электроникой лифтами OTIS. Не проходил обвиняемый и обучение в сфере охраны труда, необходимое для всех работающих с лифтами и подъемниками.
«График работы с лифтами строится на плановых технических обслуживаниях (ТО). С даты выпуска лифт должен проходить ежемесячное, ежеквартальное, полугодичное и ежегодное ТО. В каждое из них для поддержания безопасной эксплуатации специалисты должны менять определенные расходники и детали, которые постепенно изнашиваются. Насколько мне известно, для лифта, где погибла Ирина Володина, вообще отсутствовал не только график ТО, но и журнал, подтверждающий его проведение. Как он обслуживался — толком никто не знает. При этом Алексей в соответствии со своей неподтвержденной квалификацией по закону мог проводить лишь технический осмотр, но никак не обслуживание, а тем более ремонт подъемника», — объясняет Анастасия Красенькова.
Кроме того, адвокатами Алексея Белоусова установлено, что обвиняемый вообще не работал в компании ООО «Лифтгарант», обслуживавшей лифты в «Алых парусах». Трудовой договор с Алексеем был заключен другим ООО, возглавляемым другим руководителем. Как выяснилось, объединяет их лишь общий учредитель. Поэтому с юридической точки зрения Белоусов не мог быть ответственным за техническое обслуживание лифтов в «Алых парусах».
По ее словам, Алексея задержали на основании показаний свидетелей и потерпевших, ни допросов, ни имен которых в материалах дела нет. Более того — авария произошла не в его смену: он сдал смену напарнику в 7 утра, а Ирина Володина погибла около 11:20. Однако, отмечает Красенькова, к напарнику Алексея у следствия вопросов не было.
Параллельно с СКР свое собственное, техническое следствие вел Ростехнадзор. Вместо одного месяца, положенного по закону, оно длилось год. Но причину аварии эксперты так и не установили.