в комнате было тихо

§ 49. Категория состояния как часть речи (продолжение)

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

1. Категория состояния — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека).

2. Слова категории состояния не изменяются.

3. Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т. д.

Применяя данное правило, р а с с у ж д а й т е так:

Мне сегодня весело. — Слово весело обозначает душевное состояние человека (мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело, а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело — категория состояния.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо315. Выпишите сначала предложения, в которых слова категории состояния обозначают состояние природы, окружающей среды; затем предложения, в которых слова категории состояния обозначают душевное состояние человека. Подчеркните грамматические основы. • Какие глаголы сочетаются со словами категории состояния? Какие дополнительные значения они вносят в предложение?

1. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось ещё движение дня. 2. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огни Выселок. 3. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. 4. Было ещё жарко, от туч сумрачно. 5. По ночам, особенно в грозу, в доме было страшно. 6. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди берёз зелёных, в тихой и безвестной стороне! (И. Бунин) 7. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак)

316. Продолжите ряды слов, которые могут выражать:

317. Спишите, расставляя и объясняя пропущенные запятые. • Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. Определите, к каким группам по значению относятся слова категории состояния.

1. Сегодня так светло кругом. (И. Бунин) 2. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов) 3. Я вступил в эту жизнь пережив её уже мысленно и мне стало скучно и гадко. 4. Смотрите ведь уже поздно холодно. (М. Лермонтов) 5. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно. (А. Пушкин) 6. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу а не только когда было тихо и жарко. (С. Гейченко) 7. Ясно было что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок. (А. Пушкин)

Источник

§ 49. Категория состояния как часть речи

Прочитайте. С помощью каких языковых средств описано состояние природы или человека?

Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения.

Грамматическая основа этих предложений состоит из одного главного члена — сказуемого.

314. Глаголы, стоящие в скобках, употребите в той форме, которая представляет действие или состояние независимо от действующего лица (предмета). Выпишите сначала предложения, обозначающие состояние природы, окружающей среды, затем предложения, обозначающие состояние человека.

В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и определите, чем она выражена.

1. Уже совсем (стемнеть) и (начинать) холодать; в роще звучно щёлкал соловей. 2. На дворе чуть (брезжить). 3. Ещё нигде не румянилась заря, но уже (забелеться) на востоке. (И. Тургенев) 4. Навстречу (тянуть) сладким ветром летней ночи и моря. 5. Кажется, погода портится. Как бы не (затянуть) всё облаками. (И. Бунин) 6. Лодырю всегда (нездоровиться). (Пословица) 7. От усталости (стучать) в висках. 8. Так бы и побежала. Без цели, без оглядки, только чтоб (дышаться) сильнее, чтоб грудь (саднить). (М. Салтыков-Щедрин) 9. Мне часто (вспоминаться) теперь и эта река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (В. Короленко) 10. К ночи в погоду (становиться) очень холодно и росисто. (И. Бунин) 11. Знала, что он в меня влюблён был, и от этого мне тоже гордо (быть). (В. Розов)

Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, может быть выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи, которая получила название «категория состояния».

    Например:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Слова категории состояния так же, как и наречия, не изменяются. Но в отличие от них категория состояния в предложении синтаксически независима и может сочетаться только с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них: Утром холодно. Днём было жарко. Мне стало стыдно. Ему сделалось грустно.

Состояние может быть выражено не только в положительной, но и в сравнительной степени. Например: Вчера ему нездоровилось, а сегодня стало лучше. В комнате становилось всё холоднее.

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. (Н. Рубцов); Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне. (И. Бунин)

Одинаковы ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо в первом предложении — наречие. Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего. Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это категория состояния.

Применяя данное правило, рассуждайте так: Мне сегодня весело. — Слово весело обозначает душевное состояние человека (мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело, а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело — категория состояния.

315. Выпишите сначала предложения, в которых слова категории состояния обозначают состояние природы, окружающей среды; затем предложения, в которых слова категории состояния обозначают душевное состояние человека. Подчеркните грамматические основы. • Какие глаголы сочетаются со словами категории состояния? Какие дополнительные значения они вносят в предложение?

1. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось ещё движение дня. 2. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огни Выселок. 3. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. 4. Было ещё жарко, от туч сумрачно. 5. По ночам, особенно в грозу, в доме было страшно. 6. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди берёз зелёных, в тихой и безвестной стороне! (И. Бунин) 7. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак)

317. Спишите, расставляя и объясняя пропущенные запятые. • Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. Определите, к каким группам по значению относятся слова категории состояния.

1. Сегодня так светло кругом. (И. Бунин) 2. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов) 3. Я вступил в эту жизнь пережив её уже мысленно и мне стало скучно и гадко. 4. Смотрите ведь уже поздно холодно. (М. Лермонтов) 5. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно. (А. Пушкин) 6. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу а не только когда было тихо и жарко. (С. Гейченко) 7. Ясно было что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок. (А. Пушкин)

318. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «В степи». С помощью каких слов передается в нем состояние природы и человека, оценка происходящего в природе? К каким частям речи они относятся? • Какие знаки препинания пропущены? • Запишите стихотворение по памяти, вставляя пропущенные знаки препинания.

      Бывают дни: повеет тёплым ветром,
      Проглянет солнце ярко озаряя
      И лес и степь и старую усадьбу,
      Пригреет листья влажные в лесу,
      Глядишь — и всё опять повеселело.
      Как хорошо, кочующие птицы,
      Тогда у нас! Как весело и грустно
      В пустом лесу меж чёрными ветвями,
      Меж золотыми листьями берёз
      Сияет наше ласковое небо!

319. Прочитайте отрывки из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». К какому типу речи можно отнести первый из них? Докажите свою мысль. Выделенные слова и словосочетания помогут вам в этом. • Выпишите словосочетания с наречиями и словами категории состояния из второго и третьего отрывков. • Кратко перескажите один из отрывков. Какие способы сжатия текста вы будете использовать?

1. Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

2. Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался сам себе в эти минуты неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости, и он думал, ожесточаясь: «Ладно, пусть. Подумаешь, велика важность босиком идти!» Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, на холщовую сумку для рыбы и заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и старую рубаху.

3. Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко на душе, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!

320. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Какие слова обозначают состояние природы, какие — придают высказыванию оттенок возможности?

1. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. 2. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой обширные болота покрытые ольхой и осиной одинокие избы лесников пески можжевельник вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. (К. Паустовский)

Источник

Помогите с русским пожалуйста.

СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ расстановки знаков препинания в 4 и 6 предложениях.

Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи.
2.В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение.
3. Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.
4.Там глядишь, облачко приплывёт, не похожее на другое, или солнце вдруг взиграет лучами.
5. То Лена течёт широким разливом среди таёжных гор, то её сжимают высокие обрывы скалистых берегов, похожие на дворцы.
6. Зима ли, утратив силу, прощалась с землёй последними, тающими в воздухе снежинками, весна ли, редкими и робкими дождевыми каплями, нерешительно прощупывала землю?
7. Основные сборочные работы ведутсяна земле, подъёмные же краны вступают в дело позднее

вроде так. а схемы. не помню как делать

Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи.
В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение.
Холодно, и за весь май черемуха не успела отцвести.
Там глядишь, облачко проплывет не похожее на другое, или солнце вдруг взиграет лучами.
То Лена течёт широким разливом среди таёжных гор, то её сжимают высокие обрывы скалистых берегов похожие на дворцы.
Зима ли утратив силу прощалась с землёй последними, тающими в воздухе снежинками, весна ли редкими и робкими дождевыми каплями нерешительно прощупывала землю?
Основные сборочные работы ведутсяна земле, подъёмные же краны вступают в дело позднее

Источник

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Укажите нераспрастранённое предложение?

Укажите нераспрастранённое предложение.

1. Ночь тихая, безлунная.

3. Начинается новый день.

4. Пусть будет солнце!

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Вставь пропущенные буквы?

Вставь пропущенные буквы.

1) Не шумят мои игру_ки, Тихо в комнате пустой.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Помогите пожалуйста написать сочинение, по русскому)))по данному началу)))нужно выбрать одно : 1?

Помогите пожалуйста написать сочинение, по русскому)))по данному началу)))нужно выбрать одно : 1.

2. В доме было тихо.

В окно заглядывало солнышко, играя солнечными бликами на стене.

Я зажмурил глаза и вдруг увидел картину которая стояла на мольберте в углу комнаты.

На ней был изображен дом и сад моей мечты.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Тихо, шепотом начинает сначала шелестеть песок, перекатываясь по крутым склонам барханов и увалов?

Тихо, шепотом начинает сначала шелестеть песок, перекатываясь по крутым склонам барханов и увалов.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Напишите небольшое сочинение по данному началу?

Напишите небольшое сочинение по данному началу.

В окно заглядывало солнышко, играя солнечными бликами на стене.

Я зажмурил глаза и вдруг увидел картину, которая стояла на мольберте в углу комнаты.

На ней был изображён дом и сад моей мечты.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Сочинение по данному началу : В доме было тихо?

Сочинение по данному началу : В доме было тихо.

Я зажмурил глаза и вдруг увидел картину, которая стояла на мольберте в углу комнаты.

На ней был изображён дом моей мечты.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Сочинение на тему : «Все начинается с дома»?

Сочинение на тему : «Все начинается с дома».

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Как разделить на части предложения предложения у нас дома 7 комнат?

Как разделить на части предложения предложения у нас дома 7 комнат.

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

Помогите пжл написать эссе «милосердие начинается дома»?

Помогите пжл написать эссе «милосердие начинается дома».

Источник

§ 49. Категория состояния как часть речи

Прочитайте. С помощью каких языковых средств описано состояние природы или человека?

Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения.

Грамматическая основа этих предложений состоит из одного главного члена — сказуемого.

314. Глаголы, стоящие в скобках, употребите в той форме, которая представляет действие или состояние независимо от действующего лица (предмета). Выпишите сначала предложения, обозначающие состояние природы, окружающей среды, затем предложения, обозначающие состояние человека.

В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и определите, чем она выражена.

1. Уже совсем (стемнеть) и (начинать) холодать; в роще звучно щёлкал соловей. 2. На дворе чуть (брезжить). 3. Ещё нигде не румянилась заря, но уже (забелеться) на востоке. (И. Тургенев) 4. Навстречу (тянуть) сладким ветром летней ночи и моря. 5. Кажется, погода портится. Как бы не (затянуть) всё облаками. (И. Бунин) 6. Лодырю всегда (нездоровиться). (Пословица) 7. От усталости (стучать) в висках. 8. Так бы и побежала. Без цели, без оглядки, только чтоб (дышаться) сильнее, чтоб грудь (саднить). (М. Салтыков-Щедрин) 9. Мне часто (вспоминаться) теперь и эта река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (В. Короленко) 10. К ночи в погоду (становиться) очень холодно и росисто. (И. Бунин) 11. Знала, что он в меня влюблён был, и от этого мне тоже гордо (быть). (В. Розов)

Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, может быть выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи, которая получила название «категория состояния».

    Например:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Слова категории состояния так же, как и наречия, не изменяются. Но в отличие от них категория состояния в предложении синтаксически независима и может сочетаться только с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них: Утром холодно. Днём было жарко. Мне стало стыдно. Ему сделалось грустно.

Состояние может быть выражено не только в положительной, но и в сравнительной степени. Например: Вчера ему нездоровилось, а сегодня стало лучше. В комнате становилось всё холоднее.

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. (Н. Рубцов); Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне. (И. Бунин)

Одинаковы ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо в первом предложении — наречие. Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего. Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это категория состояния.

Применяя данное правило, рассуждайте так: Мне сегодня весело. — Слово весело обозначает душевное состояние человека (мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:

в комнате было тихо. Смотреть фото в комнате было тихо. Смотреть картинку в комнате было тихо. Картинка про в комнате было тихо. Фото в комнате было тихо

В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело, а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело — категория состояния.

315. Выпишите сначала предложения, в которых слова категории состояния обозначают состояние природы, окружающей среды; затем предложения, в которых слова категории состояния обозначают душевное состояние человека. Подчеркните грамматические основы. • Какие глаголы сочетаются со словами категории состояния? Какие дополнительные значения они вносят в предложение?

1. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось ещё движение дня. 2. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огни Выселок. 3. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. 4. Было ещё жарко, от туч сумрачно. 5. По ночам, особенно в грозу, в доме было страшно. 6. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди берёз зелёных, в тихой и безвестной стороне! (И. Бунин) 7. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак)

317. Спишите, расставляя и объясняя пропущенные запятые. • Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. Определите, к каким группам по значению относятся слова категории состояния.

1. Сегодня так светло кругом. (И. Бунин) 2. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов) 3. Я вступил в эту жизнь пережив её уже мысленно и мне стало скучно и гадко. 4. Смотрите ведь уже поздно холодно. (М. Лермонтов) 5. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно. (А. Пушкин) 6. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу а не только когда было тихо и жарко. (С. Гейченко) 7. Ясно было что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок. (А. Пушкин)

318. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «В степи». С помощью каких слов передается в нем состояние природы и человека, оценка происходящего в природе? К каким частям речи они относятся? • Какие знаки препинания пропущены? • Запишите стихотворение по памяти, вставляя пропущенные знаки препинания.

      Бывают дни: повеет тёплым ветром,
      Проглянет солнце ярко озаряя
      И лес и степь и старую усадьбу,
      Пригреет листья влажные в лесу,
      Глядишь — и всё опять повеселело.
      Как хорошо, кочующие птицы,
      Тогда у нас! Как весело и грустно
      В пустом лесу меж чёрными ветвями,
      Меж золотыми листьями берёз
      Сияет наше ласковое небо!

319. Прочитайте отрывки из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». К какому типу речи можно отнести первый из них? Докажите свою мысль. Выделенные слова и словосочетания помогут вам в этом. • Выпишите словосочетания с наречиями и словами категории состояния из второго и третьего отрывков. • Кратко перескажите один из отрывков. Какие способы сжатия текста вы будете использовать?

1. Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

2. Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался сам себе в эти минуты неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости, и он думал, ожесточаясь: «Ладно, пусть. Подумаешь, велика важность босиком идти!» Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, на холщовую сумку для рыбы и заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и старую рубаху.

3. Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко на душе, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!

320. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Какие слова обозначают состояние природы, какие — придают высказыванию оттенок возможности?

1. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. 2. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой обширные болота покрытые ольхой и осиной одинокие избы лесников пески можжевельник вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. (К. Паустовский)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *