В какой сказке используется художественный прием сновидения

ГДЗ Ответ литературное чтение Климанова, Горецкий, Голованова 4 класс 1 часть Страница 127

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Вопрос 2. Страница 127

Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

На табакерке был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил этот городок.

Вопрос 3. Страница 127

Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

Миша разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей: если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке — маленькими.

Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.

Миша воспитанный, учтивый, любознательный, внимательный и добрый.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.» «Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна…», «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли». «Да, мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков…»

Вопрос 4. Страница 127

Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

У каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например, колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит «шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».

Вопрос 5. Страница 127

Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

Одоевский создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано. Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку.

Вопрос 6. Страница 127

Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?

План для краткого пересказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение

План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши

Вопрос 7. Страница 127

Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

Рассказ от лица Миши

Папа показал мне красивую табакерку с нарисованным на ней городком. Я уменьшился и смог пройти в маленькую дверцу. Моим проводником по городку стал мальчик-колокольчик. Я узнал от него, как надо правильно рисовать. Потом я очутился на шумной улице среди мальчиков-колокольчиков, узнал, что им живется не так уж и весело. Затем произошла встреча с господами-молоточками, которые колотят мальчиков-колокольчиков, мне их очень жалко. Потом я разговаривал с надзирателем — господином Валиком, и познакомился с царевной Пружинкой. Но вот я проснулся. Путешествие в табакерку оказалось сном, но я многому из него научился.

Вопрос 8. Страница 127

Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?

Вопрос 9. Страница 127

Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?

Сказка, в которой используется художественный приём «сновидение» — «Сказка о золотом петушке». А.С. Пушкина. Вещий сон царя Додона.

Источник

В каких произведениях встречался сон героя, и зачем он был нужен?

Добрый вечер, Полина!

СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.

Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя. http://otvet.mail.ru/question/28298398/ (немного и об этом)

Знаменитые сны Верочки из романа «Что делать». Утопичны и слащавы.

Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий берегом моря». Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.

Кириллов в романе «Бесы» говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву. Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.

Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.

По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.

В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.

Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.

Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.

ПроизведениеСмысл сна
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче
Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «. людей с новою мыслию. необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

И. А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова
Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», к

Источник

Страница 126 — 127 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть

1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Можем ли мы выделить познавательную информацию в сказке?

Произведение Одоевского можно назвать сказкой. В ней происходит волшебство — мальчик уменьшается и попадает внутрь табакерки в сказочный город Динь-Динь, есть вымышленные, сказочные персонажи — царевна Пружинка, господин Валик, дядьки-молоточки, мальчики-колокольчики.
Познавательная информация — откуда берется музыка в табакерке.

2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

На табакерке был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил этот городок.

3. Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

Миша разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей: если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке — маленькими.

Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.

Миша воспитанный, учтивый, любознательный, внимательный и добрый.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.» «Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна…», «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли». «Да, мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков…»

4. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

У каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например, колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит «шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».

5. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

Одоевский создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано. Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку.

6. Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?

План для краткого персказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение

План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши

7. Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

Рассказ от лица Миши

Папа показал мне красивую табакерку с нарисованным на ней городком. Я уменьшился и смог пройти в маленькую дверцу. Моим проводником по городку стал мальчик-колокольчик. Я узнал от него, как надо правильно рисовать. Потом я очутился на шумной улице среди мальчиков-колокольчиков, узнал, что им живется не так уж и весело. Затем произошла встреча с господами-молоточками, которые колотят мальчиков-колокольчиков, мне их очень жалко. Потом я разговаривал с надзирателем — господином Валиком, и познакомился с царевной Пружинкой. Но вот я проснулся. Путешествие в табакерку оказалось сном, но я многому из него научился.

8. Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?

9. Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?

Сказка, в которой используется художественный приём «сновидение» — «Сказка о золотом петушке». А.С. Пушкина. Вещий сон царя Додона.

Источник

Значение сна в русской сказке

Значение сна в русской сказке невозможно переоценить. Рассмотрев этот вопрос всесторонне, можно даже говорить о некой закодированной информации, о тайном знании, имеющем важнейшее значение, но в связи с некими неблагоприятными событиями вынужденно скрытым под чудесными историями, которые народ не мог бы растерять, несмотря ни на какие катаклизмы – природные и социальные. Ибо любовь к сказке – это любовь к мечте, а мечту не может предать никто из человеческого рода. Это присуще человеку на подсознательном, определяющем способность к выживанию уровне. Память угасла, а знание вот оно – в виде сказки – ждет, когда память народная проснется.

В других сказках указание на то, что все волшебные события происходят ночью, более туманное. Но, раз заметив эту закономерность, вы уже будете видеть ее всюду. В сказке «31. Жар-птица». Иван-царевич лег спать, а ему «в сновиденьи и грезитцё» человек, который его научает. После этого «проснувсё Иван-цяревич и пошов по этой горе» к ивовому кусту, где и нашел волшебную клюку, способную обращаться в летучего коня. Там он добывает себе невесту, которую завистливые братья похищают. Вернувшись и встав на постой в городе к старому килейнику, он убеждает того взяться за выполнение задачи, которую предлагает всякому желающему царь. Подразумевается, что до этого никто не смог выполнить этой задачи. В первый раз нужно достать платье невесты из семи видов шелка, но при этом не шито, не ткано и не брано. Во второй раз нужно достать карету стеклянную, а в третий коня-самолёта, которым к тому времени уже владеет Иван-царевич. Иван-царевич каждый раз поит вином старика и старуху, сам выпивает ведро вина, и все трое ложатся спать. Ночью он встает, выполняет задачу, и снова ложится досыпать. В конце сказки, как водится, он женится на добытой в волшебном мире невесте.

Аналогичное изложение заданий царя, данных Ивану, с требованием выполнить их к утру, мы видим также в сказках сборника А.М. Смирнова : «203. Сказка об Иване, крестьянском сыне»; «301. Сказка об Иване-дураке»; «310. Чудо-чудное, диво-дивное».

Другой особенностью законов волшебного мира русской сказки является традиционное название русского героя Иваном-царевичем. Чаще всего это наименование героя относят к традиции, но в нескольких сказках мы все же находим причину этого явления. В сказке «126. Об Иване, сыне крестьянском, и Марье-царевне» интрига начинается с первых же слов. Иван-царевич, сын царя, именуется сыном крестьянским (иногда хрестьянским). Более того, в начале сказки самого царя-отца сказитель называет Иван-царевичем. Из смысла изложения видно, что это не оговорка, а сказитель именно так и рассказывает: то Иван-царевич, то крестьянский сын, а то вместе, через запятую, «Иван-царевич, крестьянский сын». К примеру, на с. 370 говорится: «Закручинился Иван-царевич, сын крестьянский, голову повесил, ходит сам не свой». Как может быть крестьянский сын Иваном-царевичем, в этой сказке не объясняется.

В этой же сказке змеи, встретив его в другой раз, прямо предупреждают главного героя, что когда он окажется у Марьи-Желтый цвет, то должен назваться только Иваном-царевичем. Иначе окаменеет. И правда, пока он не назвался Иваном-царевичем, Марья-Желтый цвет даже не смотрела на него, а последовательно превращала его в камень. Сначала до колен, потом до пояса. Стоило же ему сказать, что он Иван-царевич, как она подняла голову. «Ах, говорит, Иван-царевич! Что ж ты прежде не сказал, что ты Иван-царевич?» Сейчас она сделала его живым».

Первое объяснение очевидно: любой русский человек, умеющий входить в волшебный мир сказки, зовется Иваном-царевичем. Это некое универсальное правило, закон для посвященного, или можно назвать паролем на право входа и действий в этом мире. Второе объяснение заключается в том, что два разных статуса одного и того же человека возможны, когда человек живет в двух мирах. В одном он крестьянский сын, а в другом царский. Или в одном мире царь, а в другом опять же – Иван-царевич. При этом все персонажи сказки понимают это так, что становится ясным, что для них это совершенно обычное дело. Все они в курсе событий, и разница состоит только в том, что такая способность является редким даром.

На северо-востоке Рязанской области известна легенда о трех братьях королевичах – трех царях-волхвах, по имени Касым, Кадм и Ермус, которые правили некогда здесь Артанией. У ученых-историков вызывает недоумение, почему цари-волхвы названы королевичами. Но так как их более интересует упоминание Артании, как прародины славян и руссов, то они посчитали название царей-волхвов королевичами более поздней интерполяцией. Мы же показали, что название царевичами, а в данном случае королевичами применялось именно к людям с необычными способностями, которые умели жить в двух мирах одновременно. И то, что королевичей (царевичей) Артании называли царями-волхвами, подтверждает наши предположения о магах-царях (волхвах-царях по-русски). А применение слов царь-король, или царевич-королевич, является в традиции русского простонародного языка взаимозаменяемым.

Далеко не все люди реального мира могут жить в волшебном мире сказки (сна), как в реальном. Тем более редко встречаются те, кто может из этого волшебного мира приносить диковинки, дающие ему власть и богатство. И об этом своем даре человек знает с детства. К примеру, в сказке «126. Об Иване, сыне крестьянском, и Марье-царевне» сборника А.М. Смирнова, когда к Ивану-царевичу во сне прилетают тридцать три птицы с булатными крыльями и железными клювами и говорят, что не время спать, а пора работать там, куда отец отсулил, он не удивляется, как впоследствии не удивляются и его родители, а собирается и уходит. Родители ему на прощание дают свое благословение.

Далее Иван-царевич находит Марью-царевну, и она помогает ему выполнить задачи её отца. Сначала он должен до петухов (то есть до утра) вырыть колодец, поставить сруб и журавля золотого (для подъема воды из колодца). Во второй раз он должен до петухов срубить лес, расчистить поле, сборонить, вспахать, посеять, сжать, амбар построить, зерно смолотить, да в тот амбар ссыпать. В третий раз в одну ночь он должен построить церковь. Все задачи успешно выполняет Марья-царевна, предварительно уложив спать Ивана-царевича. Затем они вместе сбегают от отца и оказываются в царстве отца Ивана-царевича. Тут он забывает Марью-царевну и уже почти женится на другой, как вдруг благодаря песенке двух голубков, которых Марья-царевна сделала из «тестичка», вспоминает про жену, отменяет свадьбу и приводит во дворец Марью-царевну.

Здесь мы видим еще одну отличительную черту, характеризующую переход из сновиденного мира в реальный и обратно. Это трудность запоминания событий, произошедших в другом мире. В волшебном мире (как и в сновиденном) человек не помнит о реальном мире, а в реальном не помнит о волшебном (сновиденном). Конечно, имеется в виду случай неполного осознания себя во сне, либо полного неосознания. Об этом говорит тот факт, что в мире Марьи-царевны они уже поженились с Иваном-царевичем и свадебку отпраздновали. А вот перешли в мир Ивана-царевича, и он забыл об этом и решил жениться, как будто в памяти его совсем исчезло воспоминание о том, что он уже женат. Подобное забывание своей возлюбленной при возвращении из волшебного мира в обычный встречается в русской сказке довольно часто и также может считаться характерным.

В этих примерах мы находим еще одну аналогию, замеченную русскими «хакерами сновидений». Их исследования показали, что сновиденный мир каждого человека свой, принадлежащий только ему. Несмотря на некоторые общие закономерности, сновиденный мир каждого человека индивидуален, имеет свои границы и персонажей. Перемещения из своего сновиденного мира в сновиденный мир другого человека очень сложен и применяется крайне редко. Гораздо проще создать новое пространство специально для встреч с другими сновидящими. Но все же этот процесс возможен и он практиковался некоторыми исследователями.

В сказке «9. Беглый солдат» царевна трижды пыталась встретиться с солдатом, но все три раза не смогла его разбудить, после чего каждый раз уезжала. Для чего нужно уезжать волшебнице, не встретившись со своим любимым, непонятно, пока мы не поймем, что она могла встретиться с солдатом только во сне, разбудив его именно там. В противном случае и будить-то его не имело смысла. Достаточно только было дождаться, пока он проснется, и разговаривай с ним сколько хочешь. А тут просыпается солдат, а царевна уже уехала. И так три дня: солдат засыпает – царевна появляется, но разбудить его не может; солдат просыпается, а царевна уехала. Это противоречие становится возможным объяснить, если предположить, что царевна появлялась ночью, когда солдат уже спал, а днем она не могла присутствовать. Сложность же в пробуждении героя могла существовать только в одном случае: если царевна пыталась пробудить солдата во сне, добиваясь его осознанности там, в мире сна. Тогда и царевна должна была быть обитателем сна.

Наш жизненный опыт и научные изыскания подсказывают, что в реальном мире разбудить человека можно практически всегда. А вот в сновиденном мире разбудить от сна, добившись полного осознания себя человеком, очень и очень трудно, а чаще всего просто невозможно. По свидетельству профессиональных сновидцев невероятно трудно даже просто войти в сон другого человека, а уж пробудить того от бессознательного состояния в осознанное практически невозможно. Мы найдем упоминание об этом практически во всех источниках, посвященным осознанным сновидениям, но наиболее ярко и полно об этом рассказывается в материалах, представленных российскими «хакерами сновидений» в Интернете и многочисленных книжных изданиях.

В русской волшебной сказке рассказывается в точности о феномене трудности пробуждения неподготовленного человека во сне, называемом в лучшем случае волшебным царством, а иногда не делается и такой отсылки, из-за чего у слушателя возникает впечатление, что речь идет об обычном окружающем мире. Но стоит один раз заметить эту особенность, и дальше все становится совершенно понятным. В частности, в сказке «130. Мачеха и пасынок», девушка три ночи подряд приезжала к Ивану-царевичу. Сначала на трех кораблях, потом на шести, а затем и на девяти. Но все три раза не смогла разбудить его и потому передала, чтобы искал её за тремя морями, за тремя землями, за тремя реками. И уже нам становится неудивительно, что сама она успевала в одну ночь с кораблями и приехать к жениху и уехать обратно в свое царство, а ему туда же, но уже очень долгий путь предстоит. В некоторых сказках предлагается искать волшебницу-жену в тридевятом царстве, тридесятом государстве. Налицо некое указание, понять которое может очень редкий человек, но при этом фиксирующее внимание как рассказчика, так и слушателя на необычных условиях достижения цели, свидетельствующих о трудности такого путешествия.

Мы позднее рассмотрим понятие «Тридевятого царства», ассоциируемого в русской сказке с волшебным царством более подробно, пока же отметим прямые аналогии, вызываемые этим словосочетанием. Первое – это указание на то, что царство иное, не российское. Но в то же время и не немецкое, не индийское и не китайское – никакое из известных среди простых людей. Но в то же время это именно царство, либо иными словами, территория с полями, лесами, реками и морями. На территории этого царства есть города, деревни, хутора и отдельно стоящие избушки. Там живут самые разные люди, владеющие различными ремеслами. То есть тридевятое царство представляет собой целый мир. Единственное его отличие от мира реального то, что там обитают сказочные персонажи, такие, как говорящие и летающие волки, кони, змеи и многие другие. Именно эта черта позволяет нам соотнести волшебный мир русской сказки со сновиденным миром. Характерным признаком сновиденного мира, как мы знаем, является прежде всего возможность полетов – как на различных транспортных средствах, так и самостоятельно, без таковых.

Второе, это то, что название царства состоит из трех цифр: три и девять. Цифра «три» прямо указывает на три мира, которые согласно существующим взглядам практически всех древних и настоящих философских представлений о строении сущего человеку предстоит узнать и освоить. Цифра «девять» является обозначением человека. Говоря «Тридевятое царство», сказитель указывает на третий мир человеческих существ. «Тридесятым государством» называется третий мир существ нечеловеческих. «Десять» – цифровое обозначение других разумных существ, которые не являются людьми. Таким образом, принятое в русской сказке указание на «тридевятое царство, тридесятое государство» обозначает границу между третьим миром людей и третьим миром нелюдей. В книге Велеса третий мир называется миром Нави, то есть сновиденным миром, и Велес считается богом, ответственным за мир Нави, во всяком случае так было на момент написания той книги. Более поздние интерпретации, согласно которым Велес стал богом скота, выглядят не совсем верными. Велес отвечал за мир Нави и за охрану границы в этом мире между миром людей и миром нелюдей. Возможно, нелюдей раньше называли скотами. Это очень и очень вероятно. Ведь и в современной версии слова «скоты» присутствует значение «ведущие себя не как люди». Фраза «ведут себя как скоты» в России до сих пор является современной и часто употребляется по отношению к людям, нарушающим правила морали и этики, принятые в человеческом обществе. Да и книга Велеса никогда бы не была так названа, если бы Велес был богом домашних животных. Велес был одним из основных богов древней Руси, и он контролировал один из трех миров – мир Нави. Поэтому значимость его была очень высока. Поэтому и одна из основополагающих книг России была названа его именем.

Мир, в котором мы живем, реальный мир, в книге Велеса называется миром Яви, но высшим миром считается мир Прави. Потому и христианство смогло прижиться в России только под названием Православия, что учение о трех мирах, из которых главный мир Прави, было главенствующим учением русских, включая многочисленные письменные источники. И уже в древности русские знали о существовании миров нечеловеческих. Исследования Карлоса Кастанеды относительно древних знаний мексиканских индейцев Яки о мирах неорганических существ и о возможности посещения этих миров именно в осознанных снах выглядят в свете сказанного о русских воззрениях очень достоверно и позволяют предположить, что развитие воззрений на мир снов и связь его с другими мирами происходили в разных местах планеты, но при этом развивались очень похоже.

Большое место в русской сказке уделено богатырскому сну. Есть изложение этого вопроса, высказанное с большим юмором в сказке «28. Казак-Горемыка» сборника Д.К. Зеленина (с. 141). В сюжете описывается, как царь нанял на службу Алексея Фёдорыча, Казака-Горемыку, дал ему денег, коня. А тот заехал в кабак, выпил полведра вина и уснул на два дня. Когда проснулся, обнаружил, что и деньги и коня украли. Он возвращается обратно к царю и снова просит денег и коня. Тот ругается, но дает. Казак-Горемыка повторно едет в тот же кабак, выпивает ведро вина и ложится спать на трое суток. Тот же «сиделечь» снова крадет деньги и коня. Далее цитирую: «Спит долго. Сиделечь подошол и говорит: «Не лучше ли положить ему назать, да своих вдвое положить?» Положил». Проснувшись, Казак-Горемыка обнаруживает полные карманы денег и две лошади, чему, видимо, нисколько не удивляется. Одного коня с деньгами отправил обратно к царю, а сам на другом поехал далее. Чтобы понять отношение простого человека к тому, кто способен проспать трое и более суток, хорошо будет привести мнение одной девушки из сказки «84. [Три царства: медное, серебряное и золотое]» того же сборника. После убийства «трехглавого чудилища» солдатик сжег его, пепел развеял, а сам завалился спать. И спал трои сутки с такой усталости. «А эта сестрица все времё сидела подле нево и думала сама собой, что солдатик этот не простой». Вот точная характеристика человека, способного спать трое суток, что человек это не простой. А в России чего не понимаешь, того от греха подальше трогать не станет никто. Мы считаем, что так спать могли только сновидящие, способные не только жить в сновиденном мире, но и переносить из мира в мир необычные предметы. Они же могли узнать все, что недоступно было простому человеку. К примеру, кто его обокрал.

Солдат убивает девятиглавого змея, и спит уже девять суток. « Но королевская дочь в это время все времё сидела у нево и в таком виде своей радости сильно плакала». Видимо, во время богатырского сна физическое тело человека нужно охранять от возможных неблагоприятных воздействий. Несоблюдение же этого правила может привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до смерти героя. К примеру, в сказке «133. Про двух братьев» сборника И.В. Карнауховой «Иван отрезал у змея все головы и языки, взял у царевны именной платок, завернул и положил себе в карман. Он королевне и говорит: « Теперь меня покарауль, я засну богатырским сном» (с. 272). Царевна же заснула, а придворник взял меч, да отсек Ивану голову.

Поэтому и двенадцатидневный сон Ивана из сказки «Об Иване-купеческом сыне» мы относим к богатырскому, свидетельствующему о его особых способностях. И уже привычно отмечаем, что младшая дочь короля охраняет и заботится о нем, пока он не проснулся. Есть и более прямые указания на то, что исчезновения людей, а также всякие путешествия в волшебный мир происходят во сне. В сказке «41. Усоньша-богатырша» сборника Худякова И.А. старик учит Ивана-царевича, как попасть в царство Усоньши-богатырши, преодолеть препятствия и украсть моложавые яблоки. «Списал с него портрет, посадил его (Ивана-царевича) на стол, очертил мелом вокруг его, дал ему портрет и часы… Когда только лишь старик проговорил эти слова, дунул на него, и он явился в том государстве». В конце приключения Иван-царевич спасается от погони и говорит: «Ах, говорит, дедушка, что ты со мной сделал? Должен я теперь погибнуть!» Только он эти слова проговорил, очутился опять у старика на столе. «Здравствуй, Иван-царевич! Я тебя уж давно дожидаюсь. Ну, говорит, расскажи, что ты, все ли достал…» (с. 139-140). Мы видим, что Иван-царевич был в одном волшебном царстве, где встретил старика – волшебника; затем с его помощью перенесся и путешествовал в другом царстве, откуда принес моложавые яблоки и портрет Усоньши-богатырши; и одновременно находился он в это время на столе у старика в доме. Что это, как не прямое указание, что путешествие происходило во сне, который можно было бы назвать гипнотическим, если бы не добытые волшебные предметы. Именно наличие волшебных предметов доказывает, что речь идет о сновиденном, волшебном мире, который является для всех участвующих в этом процессе таким же настоящим, как и физический, за одним исключением: там есть предметы, которые в физическом мире не существуют. Поэтому они имеют огромную ценность так же, как и люди, способные их достать.

В русской сказке мы находим и рецепт накопления человеком богатырской силы. Как вы уже наверняка догадались, он также связан со сном. В сказке «65. Свет-Луна» сборника И.В. Карнауховой Иван-богатырь, чтобы победить злого волшебника и освободить свою жену-волшебницу Свет-Луну, подвергся процедуре накопления силы следующим образом: «Ну, старик его расспросил, разговорил, да посадил его есь колько бочек солонины, да колько бочек кислого молока, да спать повалил на двенадцать месяцев. Через двенадцать месяцев сбудил, говорит:
— Вставай, позавтракай.
Встал Иван-богатырь, а тот дал ему ись семь бочек еды да спать повалил на шесть месяцев. Через шесть месяцев разбудил.
— Вставай, Иван-богатырь, обедать.
Дал ему три бочки съисть и спать повалил на три месяца. Через три месяца разбудил и повел его во цистое поле. Кинул левой рукой в поднебье палицу, а Иван-богатырь правой и хватил» (с.158).

Нужно сказать, что согласно русской сказке в стародавние времена цари старались женить своих дочерей на волшебниках-сновидящих. Для этой цели устраивались необычные состязания, в которых мог принять участие каждый желающий. А наградой являлась женитьба на принцессе и полцарства в придачу, то есть в приданое. Таким способом царь усиливал свой род, получал в помощники сновидящего-волшебника-жреца-мага и обеспечивал сохранение власти. Упоминания об этих традициях сохранились не только в русских, но и в сказках других народов. Исследование же осознанных сновидений в настоящее время превращается в отдельный раздел науки, получивший название «Онейрология». По нему защищаются многочисленные докторские диссертации. Это яркий пример того, как истинное знание сохранилось в устной традиции народа задолго до официального признания.

Все вышесказанное подтверждает наши догадки о том, что в русской традиции издавна существовали: волшебный мир, соответствующий ныне вновь открытому сновиденному; волшебники-сновидящие, которые именовались Иванами-царевичами; волшебные помощники (волки, вороны, прекрасные девицы, кони, птицы и т.д. и т.п.); стражи волшебного мира (прежде всего многоголовые змеи); многочисленные правила поведения в волшебном мире, которые можно назвать сводом законов; особенности различных последствий нарушения этих правил. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в русской сказке сохранены реальные знания о сновиденном мире, который в двадцать первом веке люди заново для себя открыли и начали изучать, используя научные методы познания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *