В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев

17. В каких произведениях литературы образ будущего создаётся с помощью сна одного из героев? (ЕГЭ по литературе)

Как известно, сон является достаточно распространенным приемом среди русских писателей — с помощью него можно показать внутренние переживания герой, узнать больше о его душе и чувствах. Отображение другой реальность встречалось во многих русских произведениях: в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», в романе И. А. Гончарова «Обломов», в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Эти произведения объединены тем, что в них герои видят необыкновенные, вещие сны.

В романе «Капитанская дочка» сон юного офицера Гринёва изначально не предвещает беды, но позднее мы видим, что этот кошмар о безымянном проводнике сбывается: жестокость Пугачёва настигла героя наяву.

По сюжету романа, Пугачёв казнит невинных людей, то есть именно сон, по замыслу автора, является проекцией на реальную жизнь. Мы понимаем, что образ будущего в данном произведении ясно очерчен, а масштаб переживаний Гринёва вредит не только ему, но и всей России. Так, развитие событий романа

А. С. Пушкина зависит непосредственно от характера героя, от его внутренних переживаний, которые можно увидеть, погрузившись в мир снов.

Также образ будущего можно увидеть и в сновидении Ильи Ильича Обломова, главного героя романа

И. А. Гончарова «Обломов». Этот сон обращает героя как в прошлое, так и в будущее, то есть становится вещим. По сюжету, Обломов видит свое детство и родную деревню, как наяву: все взрослые относятся к нему с добротой и трепетной любовью — это именно та жизнь, к которой привык Илья Ильич. Впоследствии, мы убеждаемся в том, что это явление предсказало судьбу Обломова, а именно сладкая и беззаботная жизнь у Пшеницыной на Выборгской стороне. Другими словами, все, о чем грезил главный герой, он нашёл у хозяйки дома, простой и искренней и кроткой. Так, становится понятно, что Илья Ильич вновь погрузился в Обломовщину в скором времени после вещего сновидения о сладком детстве.

Ещё одним примером пророческого сна являются странные события, которые приснились Татьяне Лариной в святки. Героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» увидела свои переживания насчет безответной любви во сне а также предсказание скорой смерти Владимира Ленского. Как известно, с помощью сна автор хотел показать, как важно заглядывать в мир подсознания человека, ведь именно там можно обнаружить сокровенные мысли героя. Проснувшись, Татьяна не хочет и не может поверить в то, что произошло в ее сне, но, к сожалению, вскоре погибает Ленский.

Таким образом, становится понятно, что русские авторы нередко прибегали к приему сна, ведь именно он помогает как писателю, так и автору глубже погрузиться во внутренний мир героя и понять его переживания и мысли. Пророческие сны крайне важны в литературе, ведь с их помощью читателю становится легче разобраться в повествовании и почувствовать себя рядом с героями произведений.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В каких произведениях русской литературы образ будущего создаётся с помощью сна одного из героев? (ЕГЭ по литературе)

Многие русские классики нередко вводили в повествование сон одного из героев. В различных произведениях он играет свою роль: предвещает беду, выражает внутренние метания героя, а иногда даже является отражением политической ситуации, как в романе М. Булгакова » Мастер и Маргарита». Кроме этого, сны нередко являются предвестником будущего.

Практически так и случилось в действительности: Владимир погиб на дуэли с Евгением. Так, А. Пушкин посредством деталей и символов через сон Татьяны раскрыл ряд событий, которые ждали героев в будущем.

Также целую галерею снов героя раскрывает и Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Делает это автор, чтобы многоаспектно показать внутренние метания Раскольникова. Но здесь можно и пронаблюдать образ будущего. В первом сне, который видит герой, можно пронаблюдать предпосылки дальнейшего краха теории Родиона. Герой видит себя ребенком, который был поражен коварностью и бессердечностью мужиков, забивших до смерти старую клячу.

Так, применяя психологизм, автор показывает, что герой неспособен пойти на убийство и легко его пережить. Это и случилось в дальнейшем: Раскольников понял, что не относится к «наполеонам», его теория потерпела крах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сны героев играют немаловажную роль в произведениях. С их помощью писатели изображают предпосылки дальнейших событий.

Источник

В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Каково значение образа Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

12.2. Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества?

12.4. В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев.

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комментарий к темам сочинений.

12.1. Каково значение образа Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— сказал один из писателей — современников Пушкина.

12.2. Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

Главной задачей сатиры сам писатель считал исследование явлений общественной жизни, социальных язв и пороков. Зачастую Салтыков−Щедрин прибегал к гротеску — изображению действительности в преувеличенном, уродливо−комическом виде, сочетавшем реальное и фантастическое, страшное и смешное. Щедринская сатира проникнута тоской по правде, по свободе и пониманием того, что окружающая действительность безобразна и сней трудно, но необходимо бороться.

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества?

Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать. В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение «Творчество»), Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некстати». И естественность, и простота, с которой порой рождается поэзия, роднит ее с живым существом, способным «расти»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора.

Как лопухи и лебеда.

Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ахматова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего поэтессе удается раскрыть своеобразие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы поэтессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается “крылатость” творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения «Музе», где Муза-сестра отнимает «Золотое кольцо» — символ земных радостей — и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку». Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного. Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда — неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека.

12.4. В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев.

Сон героя, введенный в повествование, — излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, «пророческий» сон видит Гринев в «Капитанской дочке». Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин».

Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий:

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок.

Сон Татьяны является «вещим». Он предвещает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество).

Сны в романе «Преступление и наказание» наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова, предсказывая его заблуждения и раскаяние. Герой Достоевского видит пять снов, два из которых преставляют мир по теории героя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем.

Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория.

Этот сон составляет полную противоположность первому сну. Первый сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались». Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

В каких произведениях русской литературы герои видят вещие сны? (ЕГЭ по литературе)

Сон в литературе – это способ аллегорического выражения реальности, чувств героев, предсказания будущего, к которому обращались, например, неизвестный автор «Слова о полку Игореве», А. С. Пушкин в романе в стихах «Онегин», М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите». Обратимся к последнему названному произведению. В романе Булгакова Маргарита видит сон, в котором Мастер бежит ей навстречу. Женщина правильно догадалась: это было вещее видение, так как скоро героиня действительно встречает возлюбленного после долгой разлуки. Таким образом, во сне Маргарита увидела свое будущее.

Обратимся к произведению неизвестного автора «Слова о полку Игореве». Игорь, пошедший против половцев, потерпел поражение. Никто еще не узнал эту горестную новость. Однако Князь Святослав видит сон, в котором ему подают горькое вино – символ плохих известий – и осыпают жемчужинами – слезами.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Вскоре все узнают о пленении Игоря. Таким образом, сон Святослава, как и в «Мастере и Маргарите», предсказал будущие события, но, в отличие от произведения Булгакова, грустные и горькие.

Подведем итог сказанному. Писатели Древней Руси, девятнадцатого и двадцатого веков описали в своих произведениях вещие сны. Они могли предсказывать радостные, как в «мастере и Маргарите» или грустные, как в «Слово о полку Игореве». В любом случае, вещий сон – это аллегорическое отражение будущего героев, часто имеющее центральное место в произведении.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62123

Источник

В каких произведениях образ будущего создается с помощью сна одного из героев? (ЕГЭ по литературе)

Нередко отечественные писатели обращаются к мотиву сна в своих произведениях, каждый использует это по-разному: для кого-то сон является отражением внутренних переживаний персонажа, отражает его скрытые мысли, а кто-то использует сны для того, чтобы показать сцены, которые помогут читателю более широко поразмышлять над проблемами того или иного героя, прочувствовать его. Сейчас же вопрос заключается в том, чтобы рассмотреть произведения, в которых с помощью сна героя в произведении создать образ предстоящего будущего.

Обратимся к роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников — главный герой романа, очень противоречивая личность, которая то и дело раскрывается с разных сторон с помощью автора. Главные противоречия, терзающие героя на протяжении всего сюжета касаются его теории. В эпизоде, когда Раскольникову снится первый сон, есть предпосылки к дальнейшем событиям, то есть складывается образ будущего. Когда главному герою снится он же в образе ребенка, а на его глазах мужики забивают кобылу, это очень сильно поражает его.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Вторым, очень ярким примером для поставленного вопроса, является произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Здесь образ будущего всплывет во сне Татьяны Лариной — одной из главных героинь романа в стихах. Конкретно сон снится героине после того, как она со своей семьей участвует в одной из популярных русский традиций — гадании на суженого. В ту же ночь девушке снится жуткий и странный сон, который в скором времени окажется пророческим. Во сне присутствует сразу две отсылки на события будущего: первая из них показывает дуэль Онегина и Ленского, в которой второй погибает, а вторая отражает скорое замужество самой Татьяны, так как Ларина видит во сне большого медведя, который преследует её. Таким образом, с помощью введения в сюжет сна, Пушкин сумел раскрыть дальнейшую сюжетную линию с помощью предпосылок, а также отразил страхи героини.

Мотив сна в русской литературе никогда не присутствует просто так: каждый автор по своему раскрывает его смысл либо для конкретного момента, либо для того, чтобы раскрыть события прошлого или будущего, показать, как они повлияли или повлияют на героя, которому снится сон. Образ сна чаще всего загадочный, пугающий, даже мистический, но порой именно в нем содержатся важные детали, которые способны кардинально изменить картину происходящего в сюжете произведения.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id103810

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *