святой которого вспоминали на руси в ночь с 31 декабря на 1 января 7 букв
Новый год или щедрый вечер? 31 декабря в славянском календаре
На Руси вместо нынешнего нового года принято было отмечать щедрый вечер (щедрец). Праздник выпадал в ночь с 31 декабря на 1 января. Именно в этот день принято загадывать желание и накрывать богатый стол. Считалось чем щедрее будет трапеза и больше угощений, тем больше достатка в дом придет в текущем году.
Когда праздновали щедрый вечер?
Наши предки уделяли много внимание солнцу. Каждая важная дата так или иначе связана с солнечным циклом. Зимнее солнцестояние приходится на 21-23 декабря и ознаменует победу света над тьмой. После зимнего солнцестояния, спустя несколько дней от корочуна, начинался большой праздник — Коляда. Коляда, пожалуй самый веселый праздник зимы. Люди наряжались в разные костюмы, надевали маски, пели колядки, веселились и ходили по домам, разнося с собой праздник. В некотором роде сейчас не хватает такого живого разгулья. Современные праздники однолики и заключается в распитии спиртных да застолье. При этом о единении народа уже не идет речи.
Щедрец разделял коляду и являлся завершающим. С 1 января начиналисьВелесовы святки, наполненные волшебством и опасностью одновременно. Ведь во время святок духи Нави выходят в мир Яви и могут находиться среди нас.
Щедрый стол с 31 декабря на 1 января олицетворяет благополучие на весь будущий год.
Традиции, сохранившиеся сегодня
Сегодня мы по своему празднуем щедрый вечер. Заменив его встречей нового года. В традициях все также значатся щедрые угощения. Радость, веселье и нарядная ель. Традиции имеют более глубокие корни, чем сам праздник.
Елка считается мировым деревом. Люди верили что пушистая красавица связывает мир потусторонний с настоящим и наряжали ее во дворе. Считалось что души умерших предков отдыхают в еловых ветвях. Традиция наряжать елку имеет давние корни. Таким образом люди приглашали своих прародителей к щедрому столу. Именно в единстве поколений и была сила древних славян.
Сегодня традиция осталась, единственное, забылось сакральное значение и дерево становится лишь украшением, символом нового года. Все чаще слышны речи о недопустимости наряжать елку и о чуждости традиции. Кто прав кто нет, судить не нам. Единственно о чем можно сказать с уверенностью — нарядная елка связывает нас с детством, теплыми воспоминаниями, в том числе и о наших бабушках и дедушках, покинувших наш мир. Глядя на нарядную елку до сих пор вспоминаются теплые вечера когда мы были детьми и ждали чуда, когда родители были молоды и веселы. Когда семья объединялась за большим праздничным столом.
Так мы пришли к еще одной важной составляющей. Щедрец — семейный праздник.
По традиции в этот день старались собраться все родственники вместе.
В ночь с 31 декабря на 1 января принято дарить друг другу подарки с пожеланием всех благ.
Гадание на новый год
Традиции загадывать желание и гадать о будущем также имеют давние корни. В щедрый вечер одинокие девушки гадали на суженного. Семейные совершали разные обряды на достаток и плодородие. Каждый стремится и по сей день загадать желание под бой курантов. Ведь именно в этот момент эмоциональный фон большинства положительный, а значит и успех на исполнение желания возрастает.
История праздника новый год. Разные даты и традиции
История история праздника новый год. В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени.
Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.
Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками.
Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.
Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.
Сколько лет Деду Морозу?
Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок.
Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.
Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели.
Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.
История праздника новый год
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек.
Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек.
Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты.
Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.
Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой.
После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу.
Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки.
В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Латинское название этого месяца Январём, связано с представлением древнеримского язычества, где покровителем этого месяца является бог Янус. Этот древнейший из римских богов, блюститель мирового порядка, всех входов и выходов, покровитель общественных союзов и всех деловых начал, при обращении к богам почитался прежде других. Жрец бога Януса являлся главным лицом духовенства в Древнем Риме и возглавлял всех древнеримских жрецов.
с 31 декабря на 1 января – всю ночь варили кашу Овсеню: принеся крупу, ее не трогали, пока не истопится печь, горшок ставили в печь с поклонами. По пропечке каши гадали: густая каша – к урожаю, бледная и жидкая – к недороду, а убежит каша или треснет горшок – к беде. Также в эту ночь гуляли ряженые.
В канун Нового года двенадцать (по числу месяцев) избранных стариков относили к храму снопы – ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а на утро смотрели – на каком из снопов окажется больше инея, то и надо в новом году сеять больше остального.
1 января (дата, принятая на данный момент после всех изменений в календарях) – праздник Нового года, Таусень или же день Овсеня.
Люди устраивали семейные, родовые или же общинные пиры из лучших запасов. Считали своим долгом поклониться Земле. Дети посолонь связывали ножки столов, дабы лучше скрепить между собой домочадцев. Молодежь затевала игры – снежные войны (символ борьбы старого и нового годов) и катания с горок. «Всем миром» добывали посредством трения «живой огонь», который должен был неугасимо гореть шесть дней (в память о тех временах, когда такой огонь горел на капищах целый год, а новое его возжигание символизировало участие всех людей в божьих трудах по созданию нового времени). Чествовали и самого Овсеня как подателя даров и покровителя дарящих. Устраивались подобия более поздних колядований (см. ниже). На Украине аналоги колядок, которые поются не на Рождество, а на Новый год, называются «щедровки». Пелись песни, призывающие добро к щедрым и неурожай на скупых. Например:
1) Ой, овсень, ой, коляда!
— Дома ли хозяин?
— Его дома нету;
Он уехал в поле
Пшеницу сеять.
— Сейся пшеница,
Колос колосистый,
Зерно зернисто!
2) Таусень, Таусень!
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку!
Всем понемножку!
Неси – не тряси,
Давай – не ломай!
(если подадут)
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
(если не подадут)
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа.
В те времена, когда день Овсеня и Зимний солнцеворот были одним праздником, в обряды включались еще и кулачные бои (по парам, стенка на стенку, общая свалка), начинавшиеся с того, что ребятня «для затравки» воевала друг с другом снежками.
С 1 по 6 января – взъяренная людским праздником нечисть особенно злобствует и никому не дает прохода. В это время люди уделяли особое внимание домашнему очагу и оберегам. Следили, чтобы не погас «живой огонь». Также старались уследить за детьми, дабы те не попались нечистой силе, бесящейся в буквальном смысле.
Дух был в самой старой и самой могучей ели, перед которой собирались в зимний период солнцестояния, чтобы задобрить духа. Задабривать в старые времена умели только одним методом – принесением жертв. Поначалу это были людские жертвы, позже ими стали животные.
Внутренности мертвых жертв развешивали на ветках ели, а сама ветка была обмазана кровью. Они являлись прообразом современных елочных игрушек.
Древние кельты
Кроме того, на Самайн гасились очаги во всех домах, а друиды разжигали ритуальные костры, от которых в Новом году очаги в домах зажигались снова.
Древние скандинавы
Новое в блогах
ЧТО ПРАЗДНУЕМ-ТО, В НОЧЬ С 31 ДЕКАБРЯ НА 1 ЯНВАРЯ..
» Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. В любом случае, человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января.»
Date: Sat, 26 Dec 2015 04:47
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ПРАЗДНУЕТ В НОВЫЙ ГОД,
И О СВЯЗИ ЭТОГО НЕЗНАНИЯ С НАЦИЗМОМ, НАЦИОНАЛИЗМОМ, РАСИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ
[600×480]
Так, да не так.
Зададимся казалось бы самым очевидным вопросом.
1 января 2016 года наступит Новый 2016 год от… от чего? От какого события? От какой даты берет начало Новая Эра? От Рождества Христова – дружно ответит цивилизованный мир. А коль это так – а по убеждению миллиардов людей на Земном шаре это бесспорно так, не зря же Новая эра обозначается буквами: от Р.Х. – ответьте на следующий вопрос: Если Новая Эра отсчитывается от Рождества Христова, то почему же Рождество приходит на неделю раньше, чем Новый Год – причем на один и тот же временной интервал, восемь дней – и в Католическом, и в Православном мире (то есть и по Григорианскому, и по Юлианскому календарям).
Ответ, который дает подавляющее большинство во всех странах: «сдвиг приблизительно на неделю связан с високосными годами» – абсурден: за 20 веков сдвиг между календарями произошел на 13 дней, а не на восемь – как известно со школы каждому, даже не очень образованному, человеку. Ну и в чем же дело? – меланхолично спрашивает практически каждый, кому я задавал это вопрос.
С подчеркнутым равнодушием, которое само по себе знаменательно и требует самоанализа. Елико далеко не случайно, а уходит в глубину подсознания. Индивидуального и коллективного.
Что ж, напомню и расскажу.
Дело было, само собой разумеется, в древнем Риме. Где главным праздником года были Сатурналии – в честь Бога Времени. Начинавшиеся 17 декабря и длившиеся неделю. В это непохожее на никакое другое время Сатурна-Времени господа садились за один стол с рабами, школьники прерывали учебу, устраивались карнавалы, люди обменивались подарками, преступников запрещалось казнить…
При этом, для того чтобы не отвратить римлян от новых верований и тем более не разгневать, старались совместить новые праздники с традиционными, а не просто отменить те, которые имели тысячелетнюю привычку отмечать их. Именно поэтому самый светлый праздник Новой Веры – Рождество – был перенесен на Зиму (хотя из Евангелий очевидно, что Христос родился весной). Праздники начинавшиеся Рождеством, в Христианстве тоже длились неделю – а заканчивались непосредственно в Новый Год! Казалось бы, все возвышенно и логично. Все да не все. Почему же в таком случае Рождество было решено отмечать 25 декабря, а не начинать с него Новый Год? Получается, что Христос родился на восемь дней раньше Эры, начавшейся – как сегодня известно каждому – с Его рождения. Абсурдно, не правда ли? Или как минимум, странновато.
А с другого праздника Христианства. Который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с него. С ДНЯ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДА.
По возвышенности и духовности не только не уступая, но и (говоря объективно, без религиозных пристрастий) превосходя Сатурналии. Почему же это переменилось? Как человечество могло позабыть – и активно, сознательно позабыть – что именно празднует под Новый Год и с чего берет начало Новая Эра? Почему время от Рождества до Нового Года перестало быть священным, сакральным? Почему церковь разрешила в этом, единственном (!) случае заведомо языческие обычаи?
Елочки, веточки, Дед Мороз, Санта Клаус с Подарками, Баба Яга с Змеем Горынычем, пляски снегурочек и снежинок, шар падающий на Таймс Сквер – все что угодно, лишь бы забыть то, что именно празднуется в – не побоюсь этого утверждения – самый любимый праздник всего человечества: и религиозного, и не очень! Как могло позабыться – и позабыться активно, по формуле не знаю и не хочу знать – с чего отсчитывается не что-то второстепенное, а Новая Эра! Вопрос требующий тщательного изучения историками ввиду колоссальной важности для современности.
Проявившимся в отдалении (из века в век далее) первой части Священного Писания (в переводе на русский именуемой Ветхий Завет) от Завета Нового в сознании верующих и клира. Вдумайся, читатель. Если Отцы Церкви, христиане первого тысячелетия христианства и даже Крестоносцы (либерализмом вообще и любовью к народу Книги в частности не отличавшиеся) знали, что Новая Эра отсчитывается от Обрезания Господа, почитали и уважали этот Великий День, то почему же современное человечество не знает, что празднует? И даже еще того удивительнее: активно не хочет знать!
Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости.
Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма.
Человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И от того, насколько трезво и здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее.
Юрий Магаршак. Предновогоднее время. Конец 2015 года от О.Г.
Прежде всего, она предполагает читателя, обладающего некоторой общей культурой. Постсоветский «интеллигент», как правило, ничего или почти ничего не знает. А потому, поведанная автором история производит на него ошеломляющее впечатление. Между тем, в плане изложения фактического материала здесь все правильно.
Празднование Рождества устанавливается в IV веке и смыслово связано с зимним солнцестоянием..
— То есть, имеет основы еще гораздо более древние, на порядок более древние, чем иудаизм. — Л.А.
Символика простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над смертью. В то время одним из самых сильных конкурентов христианства был митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты в ритуалах и представлениях конкурирующих культов.
Есть предположение – день Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры, который праздновался 25 декабря, в день зимнего равноденствия.
Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.
В таком обсуждении имеет право на существование позиция Юрия Магаршака.
Заданная идеологической идентификацией нетерпимость появляется вместе с монотеизмом. Это – печальное и неизбежное следствие монотеистического взгляда на мир. Политеисты толерантны. Вера в иных богов не затрагивала картину мира язычника. Идея единого Бога такова, что иноверец отрицает «нашего» Бога. Толерантность приходит в мир вместе с разворачиванием секуляризации и снижением накала религиозного горения.
Эта проблема не имеет отношения к Спасителю. Эта – наша проблема.
Кандидат культурологических наук, доктор философских наук. Преподает в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова (курс лекций по Теории локальных цивилизаций на Факультете Мировой Политики), профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Автор ряда монографий, составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое raquo..»
Вадим Мудрый # написал комментарий 26 декабря 2015, 11:02 Ой, как всё, оказывается, у нас запущено.
«Новогодний» святой, исцеляющий от пьянства. Мученик Вонифатий. Церковный календарь на 1 января
1 января 2021 года (19 декабря 2020-го по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице (тридцатой недели после праздника Святой Троицы). Рождественский пост. Несмотря на празднование гражданского новолетия (Нового года), согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется только постная пища без растительного масла. Послабления в посте возможны, однако воцерковлённым людям важно согласовывать их со священником.
Мученик Вонифатий (Внифантий) Тарсийский. Согласно житийным сведениям, Вонифатий управлял имениями знатной римлянки Аглаи, с которой состоял в блудной связи, хотя осознавал свои грехи,
был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь.
Однажды Аглая направила своего слугу и любовника в Малую Азию выкупить мощи мучеников и привести их ей. Прибыв в армянский город Тарс, Вонифатий стал свидетелем мученичества двадцати христиан. Увидев это, он осознал, что может омыть свои грехи мученической кровью, и смело исповедал себя христианином, целуя оковы мучеников. Святого Вонифатия подвергли страшным истязаниям, после чего усекли мечом. Это произошло в 290 году от Рождества Христова. Узнав об этом, Аглая также покаялась и в дальнейшей своей праведной жизни сподобилась святости.
В православной традиции именно этому святому мученику принято молиться об исцелении от недуга пьянства и греха чревоугодия. А потому его память, пришедшаяся по гражданскому календарю на 1 января, особенно промыслительна и поучительна.
Мученики Илия, Пров и Арис Египтяне. Христиане, самоотверженно служившие в темнице своим единоверцам-узникам в период антицерковных гонений императора-язычника Максимина, царствовавшего в Римской империи в 305–313 годах от Рождества Христова. В 308 году тайное служение этих святых было раскрыто, они были схвачены и, претерпев тяжкие мучения, казнены.
Мученики Полиевкт и Тимофей диакон. Святые, принявшие мученические венцы в IV столетии от Рождества Христова. Житийные сведения об этих угодниках Божиих не сохранились.
Святитель Григорий, епископ Омиритский. Один из самых почитаемых святых чудотворцев VI столетия. С юных лет будущий святой был избран Господом к святительскому служению, его Житие описывает целый ряд чудесных свидетельств избранности этого угодника Божия. Так и случилось: отец Григорий стал епископом Зафара, столицы Омиритской (Химьярской) области в Аравии, где в то время абиссинский царь восстановил христианство после разорения иудеями (в начале VI века принявший иудаизм Юсуф Зу-Нувас (Дунаан), царь южноарабского царства Химьяр, уничтожил тысячи христиан в своей местности).
Впоследствии именно святитель Григорий возродил многие христианские святыни Омиритской (Химьярской) земли. По молитвам этого святого агрессивно настроенным иудеям-антихристианам явился Сам Христос, после чего они ослепли, и только святой Григорий смог их исцелить. Многие иудеи тогда приняли Святое Крещение. После 30 лет святительского служения епископ Григорий отошёл ко Господу в 552 году от Рождества Христова.
Святитель Григорий, епископ Омиритский. Фото: www.pravoslavie.ru
Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский. Святой VI столетия, архипастырь Церкви Христовой, прославившийся нестяжательностью, нищелюбием и прижизненными чудотворениями.
Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах. Русский святой, уроженец Мурома, совершавший духовные подвиги в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре и отошедший ко Господу около 1188 года. Многие исследователи отождествляют преподобного Илию и былинного богатыря Илью Муромца.
Преподобный Илия Муромец. Фото: www.pravoslavie.ru
Поздравляем православных христиан с наступившим гражданским новолетием (Новым годом) и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»