святочная маска на руси 4 буквы сканворд
Святочная маска на руси 4 буквы сканворд
ювелирная мастерская «РУЯН» запись закреплена
Святочная маска (рожа, личина, харя) надевалась ряженым во время
святочных игр на вечёрках и обходах домов. Считалось, что ряженые
представляют собой силы потустороннего мира. В народном представлении она выступала как нечистый предмет. Парни, надевавшие в святки маски, должны были ритуально очиститься святой водой в Водосвятие. Крестьяне обычно не хранили личины, так как, по поверьям, они могли принести несчастье дому.
Для вас небольшой обзор материалов историков и этнографов конца XIX начала XX вв., связанных с некоторыми святочными играми и костюмами, в которые наряжались их участники.
В трудах И.К. Копаневич есть данные, что в первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». «Появляются здесь «тальяночки», в иных селах – балалайки и даже скрипки, – и деревенский бал открывается!». Далее Копаневич подчеркивает, что непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание.
«Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.».
Излюбленным персонажем деревенской публики был «медведь». Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж – «журав», «т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры «… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством». К таким играм относятся «венчание» и «похороны».
У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений. В.Ф. Кудрявцев записал их и опубликовал в 1870 г.
Как и в записях Капаневич, Кудрявцев пишет, что долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. «В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой – козу, третий – скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам». Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа «черт», который предстает перед собравшимися в страшном обличье – с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый «обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов».
У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его «волшебный» или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в
частности берестяные. Маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок. В этнографических записках Ф.Д. Нефедова] интересный фрагмент появления ряженых в избе, вот как они выглядели: «Показались два парня в берестяных масках и с деревянными
лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и
спрашивают: «Сколько набить аршин набойки?». Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин
набойки. В избе крик и хохот».