свободы сеятель пустынный история создания
«Свободы сеятель пустынный»: анализ стихотворения
История создания произведения
К созданию стихотворения «Свободы сеятель пустынный» А.С. Пушкин приступил во время периода Южной ссылки. В это время он находился под неусыпным надзором полиции, что очень угнетало поэта. Для этого периода характерно чувство разочарования слабой силой воздействия поэзии на людей. Пушкин много размышлял в это время, и мысли его были не утешительны. Год написания стихотворения, 1823, явился переломным в творчестве поэта. Он испытал глубокое разочарование в своих мечтах о свободе, вольнолюбивые порывы сменились сомнениями в действии поэзии на людей.
Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.
Тема, идея, композиция
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова. Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась. Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.
Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем. Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях. Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.
Стихотворный размер
Размер стиха – четырехстопный ямб с пиррихием. Чередование мужской и женской рифмы придаёт стихотворению живость и немного спотыкающийся ритм.
Средства художественной выразительности
Выразительные средства, использованные здесь, придают произведению возвышенное звучание, особую роль в стихотворении играет использование старославянизмов и устаревших слов («бразды», «благой»). Основной прием, который Пушкин использует в «Сеятеле» это аллегория. «Звезда» у Пушкина – это желанные лучшие времена, когда придет конец рабству. «Живительное семя» — это аллегория вольнолюбивых идей поэта, которые он пытается посеять в разумах людей. Помимо этого, в стихотворении используются эпитеты, благодаря им, Пушкин даёт характеристику поэту и безмолвным народам («сеятель пустынный», «порабощенные бразды»).
История создания и анализ стиха «Свободы сеятель пустынный» показывают, каково было разочарование поэта в бессилии своего чудесного дара. Более всего Пушкину хотелось разбудить в безмолвствующей народной массе людей, осознающих свою роль в истории России, и призвать их к действиям против рабства.
Стихотворение и анализ «Свободы сеятель пустынный…»
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Краткое содержание
Г. Мясоедов. Сеятель. 1888
Содержание стихотворения отличается простотой. Сюжет состоит из двух частей:
В качестве вывода следует воспринимать последнее четверостишие произведения.
История создания
История появления на свет данного стихотворения связана с революционными событиями в Западной Европе, а также жизненными проблемами самого Пушкина. Стихотворение было написано в 1823г. В это время поэт находился в Южной ссылке: на протяжении четырёх лет за Пушкиным велось пристальное жандармское наблюдение, угнетающее поэта. Он считал подобную слежку за собой крайне унизительной.
Революционные волнения на территории Западной Европы лишь подливали масла в огонь: там люди активно отстаивали свою свободу и права. Русский же народ категорически отвергал революционный путь решения социальных проблем, предпочитая оставаться в крепостном ярме. Своё личное отношение к возникшей ситуации Пушкин выразил в этом произведении. При жизни автора стихотворение ни разу не было опубликовано по причине того, что в нём поднималась чрезвычайно острая проблема.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики. В то же время, во втором куплете присутствуют черты послания и сюжетной лирики. Стихотворение написано в рамках литературного направления «романтизм». Это отражается в наличии яркого конфликта личности с обществом, показанным в произведении. Бездействующая толпа противопоставлена активности творца, желающего одарить свободой людские сердца.
Поэтический размер – излюбленный поэтом четырёхстопный ямб. Пушкин применяет рифмовку двух видов: перекрёстную и кольцевую. Рифма женская/мужская.
Композиция
Композиция линейная: с её помощью в произведении отражается последовательное развитие сюжетной линии:
Образы и символы
Особую роль в произведении играют символы, отсылающие к сюжету евангельской притчи о сеятеле. Автор даёт указание на этот факт в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что лишь часть семян, посеянных Христом, взойдёт. Но в притче хотя бы случился небольшой урожай, а в произведении Пушкина урожая не было вовсе: сеятель напрасно потратил своё время. В стихотворении представлена яркая палитра образов:
Темы и настроение
Основная тема произведения – разочарование творца не только в собственном даре, но и окружающем его обществе. Поэт не может повлиять на сердца людские, привнести в них жажду истинной свободы. Это осознание погружает его в пучину печали. Поэт понимает: все силы, отданные им во благо народа, не возымели никакого смысла.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в том, что любое движение в сторону свободы должно быть всесторонним. Абсолютно бессмысленно ждать добросердечного сеятеля, который придёт, чтобы вырастить семя свободы и счастья. Необходимо затратить много сил, труда, а главное – личной воли, чтобы победить косность, безволие, ограниченность. Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что рабство находится внутри нас, и никто не сможет победить его, кроме нас самих.
Средства выразительности
Пушкин ради раскрытия темы и реализации идеи стихотворения использует выразительные средства. Они позволяют автору интерпретировать библейский сюжет. В тексте представлены следующие средства выразительности:
Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, в период южной ссылки.
Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.
Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.
Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.
2. Литературное направление
Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.
Произведение написано в реалистической манере.
3. Род
Стихотворение является образцом гражданской лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения – послание.
Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.
Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.
5. Проблематика
В стихотворении затронута социальная проблематика.
Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.
6. Тематика
Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.
В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.
Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.
Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.
8. Пафос
Стихотворение написано с пафосом отрицания.
Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»
9. Система образов
Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.
Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.
Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.
Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.
Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.
Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».
Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.
Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.
Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.
12. Сюжет
Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:
В качестве вывода звучит последнее четверостишие:
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
13. Композиция
Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.
В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.
Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».
14. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.
Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.
Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.
Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.
Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».
Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.
16. Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.
Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.
Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.
17. Значение произведения
Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.
Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.
Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.
18. Актуальность
Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.
19. Моё отношение
Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.
Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.
20. Чему учит
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.
«Свободы сеятель пустынный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, история создания, идея
«Свободы сеятель пустынный» – попытка осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте. Стихотворение изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Свободы сеятель пустынный» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.
История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.
Тема стихотворения – порабощение народа.
Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА
Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
История создания
История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.
Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.
В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.
Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.
Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.
Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.
Композиция
Композиция простая. Это монолог сеятеля, который автор делит его на две части по смыслу: рассказ сеятеля о своем тщетном труде и его резкое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: два семистишья, границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стиха.
Жанр произведения – гражданская лирика. В то же время в нем есть признаки послания (во втором куплете) и сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены перекрестной АВАВ, некоторые – кольцевой. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.
Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллитерация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»
Разные поэты пытались осмыслить проблемы русского народа через библейские сюжеты. Не стал исключением Пушкин. Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» знакомит с особенностями текста. Александр Сергеевич задается вопросом, так ли людям нужна свобода, если они не борются за нее. Поэзия пронизана переживаниями автора.
История создания
Стихотворение было написано в 1823 году. В это время Пушкин находился в Южной ссылке. За ним осуществляли строгий надзор, что сильно угнетало поэта. Подобный распорядок казался Александру Сергеевичу унизительным. В это же время до него доходили новости о революционных событиях в Западной Европе.
Все это заставляло Пушкина постоянно размышлять. Он тоже видел угнетения людей, считал царское правление недостойным, но в одиночестве поэт не мог ничего сделать. Его возмущало, что в Европе люди боролись за свои права и сражались за свободу, в то время как в России были терпеливыми.
Так появилось стихотворение, которое выражало мнение поэта. В тексте Пушкин использовал библейскую историю о сеятеле. Ее рассказал Иисус Христос. Он поведал о том, что сеятель разбросал семена. Часть съели птицы, некоторые взошли на каменистой почве, но растения засохли. И только небольшое количество семян дало плоды.
Смысл притчи прост — не всегда труд сеятеля виден сразу, иногда должно пройти много времени.
Краткое содержание
Лирический герой сеять вышел еще до появления первых звезд и принялся разбрасывать семена. Никто не помогает ему, поэтому он трудится один. Он вспахал землю, подготовил почву и принялся сеять. Герой надеялся, что его усилия не пропадут даром, он получил множество всходов.
Но сеятель только зря потерял время. Ничего не получилось сделать. Тогда он обращается к мирным народам, которые напоминают пасущиеся стада. Лирический герой сокрушается, что его усилия пропадают и никого не интересуют, поэтому он говорит стадам: их будут резать и стричь с них шерсть, ведь на большее они не годятся. Им остается только нести ярмо и терпеть бичи пастухов. Герой подводит неутешительный итог: потомки этого стада тоже будут покорно служить и не пытаться освободиться.
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. В символах и образах поэт скрыл важное послание. Лирический герой пытался призвать народ к революции, борьбе за свободу, противостоянию, но безуспешно. Все его слова остались без ответа. В отчаянии поэт назвал людей стадом, которое согласно покорно все терпеть, а не пытаться сражаться за светлое будущее.
Стих Пушкина очень эмоциональный. В нем ярко выражена авторская позиция. Поэт томился в ссылке, его раздражала бездеятельность русского народа. Люди были согласны мириться с царем, бесправием и другими плохими вещами, в то время как в Европе народ поднялся на борьбу за права. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
Стихотворение Пушкина подверглось цензуре. Его отказались публиковать, поэтому оно долго передавалось читателям в рукописном виде.
Произведение написано от первого лица и позволяет лучше передать переживания автора. Герой пытался словами призывать людей к борьбе, но безуспешно. Никто его не послушал.
При написании стихотворения Пушкин использовал следующие средства выразительности:
Размер стихотворения — четырехстопный ямб. Это позволяет передать эмоциональность текста.
Главная идея работы заключается в размышлениях над тем, нужна ли свобода людям. Веками они находятся в рабстве и привыкли к нему, стали воспринимать его чем-то обыденным. Таких людей бесполезно призывать к борьбе.
Стихотворение Пушкина остается актуальным и сейчас. Люди готовы мириться с несправедливостью, терпеть, а не сражаться за свои права. Единственные бунтари остаются одинокими в своих начинаниях, их не поддерживают и не помогают в борьбе. Но, возможно, спустя годы семена все же прорастут в благодатной почве.