свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Общинник

Общинники (иначе люди, в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин») являлись основным населением Древней Руси.

Свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения.

См. также

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Смотреть что такое «Общинник» в других словарях:

ОБЩИННИК — и (редк.) ОБЩИННИК, общинника, муж. (ист.). Крестьянин, член сельской общины. «Что такое современная русская община и кого она наипаче обеспечивает, общинников или Колупаевых?» Салтыков Щедрин (о Колупаевых кулаках). Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

общинник — йомен Словарь русских синонимов. общинник сущ., кол во синонимов: 4 • йомен (2) • керл (4) … Словарь синонимов

Общинник — м. Член общины [община I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

общинник — общинник, общинники, общинника, общинников, общиннику, общинникам, общинника, общинников, общинником, общинниками, общиннике, общинниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

общинник — общ инник, а … Русский орфографический словарь

общинник — (2 м); мн. общи/нники, Р. общи/нников … Орфографический словарь русского языка

общинник — а, ч., іст. Член общини … Український тлумачний словник

общинник — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

общинник — общ/ин/ник/ … Морфемно-орфографический словарь

общинник-земледелец — общинник земледелец, общинника земледельца … Орфографический словарь-справочник

Источник

Крестьяне-общинники

Смотреть что такое «Крестьяне-общинники» в других словарях:

Смерды — крестьяне общинники в Киевской Руси. Изначально свободные, с развитием феодальных отношений постепенно попадали в зависимость от феодалов … Краткий словарь историко-правовых терминов

КРЕСТЬЯНСТВО — (рус. крестьянин первонач. от христианин ) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… … Советская историческая энциклопедия

Крестьянство — (от рус. «крестьянин», первоначально христианин, человек; в совр. значении с кон. 14 в.) самый древний и многочисленный из общественно экономических классов, составляющий и в современных условиях свыше половины населения земного шара. В… … Большая советская энциклопедия

Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

КРЕСТЬЯНСТВО — (от рус. «крестьянин», первоначально христианин, человек; в совр. значении с кон. 14 в.), в досоциалистич. формациях совокупность мелких с. х. производителей, ведущих индивидуальное хозяйство силами своей семьи; при социализме… … Философская энциклопедия

Раннефеодальное общество в Иране в V — первой половине VII в. — С историей Восточной Римской империи была связана история Ирана, где с III IV в. складывалось раннефеодальное общество. Угроза нашествия кочевых народов толкала Византийскую империю и Иранское государство Сасанидов к союзу, хотя между ними… … Всемирная история. Энциклопедия

Революция 1917 года в России — См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

Древняя Русь конца IX — начала XII в. — Объединение восточнославянских земель в составе Древнерусского государства в конце IX и в X в. Во второй половине IX в. новгородский князь Олег (по видимому, варяг по происхождению) объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

Армянская Советская Социалистическая Республика — (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Значение слова «общинник»

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Общинники (иначе люди, в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин») являлись основным населением Древней Руси.

Свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения.

О’БЩИННИК и (реже) ОБЩИ’ННИК, а, м. (истор.). Крестьянин, член сельской общины. Что такое современная русская община и кого она наипаче обеспечивает, общинников или Колупаевых? Слткв-Щдрн (о Колупаевых — кулаках).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

общи́нник

1. член общины ◆ Среди полноправных свободных различаются рядовые общинники — керлы и представители сохранившейся еще к этому времени родо-племенной знати — эрлы. А. Р. Корсунский, «Образование раннефеодального государства в Западной Европе», 1963 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси называлсяПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: накачаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «общинник&raquo

Предложения со словом «общинник&raquo

Цитаты из русской классики со словом «общинник»

Сочетаемость слова «общинник&raquo

Понятия, связанные со словом «общинник»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «общинник&raquo

Они строили дворы, охотничьи дома, организовывали собственное хозяйство, превращали рядовых свободных общинников в зависимых работников.

Но заметив интерес знатного господина, сельские труженики неизменно отворачивались, ведь не престало простым общинникам пялиться на горделивого аристократа.

С дальнейшим ходом исторического развития некоторые права свободных общинников становились формальными, в то время как за представителями знатных родов закреплялись личные привилегии, получившие сакральное обоснование.

Источник

Смерды в Древней Руси — определение, права и отличия от холопов

С IX по XIV век в Древней Руси смердами называли обычных крестьян. Этот термин имеет индоевропейское происхождение. Изначально название звучало как «смурд» или «сморд», а в переводе на русский оно означало «зависимый» или «простой человек». Это сословие преимущественно занималось земледелием, ухаживало за домашним скотом. Оно полностью зависело от хозяина.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Права и обязанности

Сначала смерды были свободными жителями деревень. После принятия крепостного права они стали принадлежать князьям и богатым помещикам. Таких людей по определению считали наиболее низким сословием в русском обществе, хотя у них были некоторые права:

Смерды не считались такими бесправными и зависимыми, как холопы. У них была возможность приобретать в собственность земельный участок, но при этом они обязывались обрабатывать поля помещика, которому принадлежали. Их жизнь имела такую же стоимость, как у холопов. Если кто-то убивал смерда, то он должен был заплатить официальный штраф — 5 р.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Когда на Руси приняли христианство, смердов стали называть крестьянами. Это понятие произошло от названия религии. Смерд — языческое слово. Хотя его долго еще использовали на Руси, оно приобрело негативный характер.

В последние годы истории государства так стали презрительно называться простолюдины. Это сословие обязано было нести воинскую повинность. Они могли лично принять участие в боевом походе в составе пехоты или конницы. Но можно было откупиться, предоставив войску лошадей.

У смердов было имущество, но избежать воинской повинности могли только самые зажиточные крестьяне. Кроме того, они входили в состав сельской общины. Если один крестьянин умирал, то его имущество могли поделить между собой другие общинники. Это правило было записано в своде законов «Русская правда».

Некоторые смерды имели право передавать свое имущество детям по наследству. Если же у человека не было потомков, то его дом и участок переходили князю.

В Новгородской республике крестьяне считались государственными, поэтому обрабатывали поля, которые принадлежали Руси. Князь имел право подарить смерда монастырю или церкви, тогда землепашец продолжал работать на участке храма.

Отличия от холопов

Понятие «холоп» несколько отличалось от смерда. Так называли население городов и деревень, которое не имело никаких прав. Это были уже не крестьяне, а рабы. Проживать они могли в любой местности. Подобное рабское положение отменили только в 1723 году после выхода указа Петра Первого.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Рабское положение было официально отражено во многих юридических моментах. Холопы полностью зависели от своего хозяина (помещика или князя). За любой проступок и преступление их могли казнить, при этом владельца никто не стал бы за такое судить. Если свободный человек убивал чужого холопа, тогда он должен был заплатить штраф. Подобный поступок приравнивался к порче имущества. У холопов, в отличие от смердов, отсутствовали права:

У холопов не было земельных наделов и никакой другой ценной собственности. Стать представителем этого сословия могли те, кто совершил преступление, проступки, погряз в долгах, родился в подобной семье или женился на таком человеке.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Когда князь гневался на крестьянина за какую-либо провинность, он мог отобрать всё его имущество и понизить его до холопа.

Торговцы, которые не смогли выплатить свои долги, продавали сами себя в холопы. Рождённые в таких семьях сразу же становились полноценными членами этого сословия. Свободная женщина, вышедшая замуж за раба, также становилась ниже на социальной лестнице.

Холопы занимались обработкой земли вместе со смердами, а также они выполняли работу в домах своего хозяина. Им поручали самые грязные и черные дела. Иногда их обучали ремёслам, чтобы можно было дороже продать. От умения и обязанностей такого человека зависела цена. Если холоп приносил пользу своему хозяину и хорошо исполнял работу, то помещик мог подарить ему собственное жилье. В редких случаях князь дарил вольную.

Принятые разряды

Холопов разделяли на классы в соответствии с их способностями и умениями. Каждый из разрядов занимался своей работой, имел определенную важность. Категории холопов:

К большим холопам относились в некотором смысле привилегированные рабы. Им поручали выполнять более ответственную работу.

Такие люди назначались управляющими поместьем, главными на кухнях, ответственными за погреба. В подчинении у них находились малые холопы.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Второй разряд выполнял чёрную и тяжёлую работу. С утра до вечера его представители могли находиться на кухне, готовить еду для хозяина и других слуг, а также заниматься ткачеством, прядением, шитьём и стиркой. Мужчины работали пастухами, конюхами, плотниками и столярами. При этом все малые холопы считались домашней прислугой, так как они практически никогда не выходили за пределы поместья. Если кто-то из этого разряда овладевал полезным ремеслом, то его называли деловым человеком.

В отдельную категорию выделяли боевых холопов. Они должны были сопровождать своего хозяина во время похода. Для этих групп отбирали самых сильных и смелых людей из больших холопов. Они и составляли основную часть княжеского войска и вооруженной охраны. По сравнению с другими разрядами их считали более привилегированными. То есть они занимали среднее положение между смердами и дворянами.

Могли входить в войска и родственники обедневших дворян. Они лишались имущества, а князь отнимал у них право на землю и даже собственную жизнь. Но дети дворян, которые опустились по социальной лестнице, часто становились в ряды войск. Именно из-за этого у них было гораздо больше прав, чем у управляющих или чернорабочих. Воины владели незначительным имуществом. В их распоряжении было не более 2 лошадей и всё боевое снаряжение.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

В редких случаях у таких людей были семьи, но и после смерти кормильца они продолжали оставаться холопами.

Переходы между сословиями

В 1861 году было официально отменено крепостное право. Все холопы и смерды получили свободу. В тот период начал формироваться новый класс общества — мещанство. Так называли низший ранг городского населения.

Мещанами считались бывшие смерды и боевые холопы. Их освобождали из-за крестьянской реформы или за особые заслуги. Солдаты могли получить вольную, если отличились на поле боя или хорошо выполняли свои воинские обязанности.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Мещане получали свободу и начинали платить налоги. Особо умелые могли заниматься разными ремеслами, открывать торговые лавки, торговать продуктами с собственных участков на рынке. Но за работу и проданную продукцию они должны были платить в казну налоги. В 1785 году Екатерина II официально закрепила их статус в документе под названием «Жалованная грамота городам». Мещан после этого считали «правильными» городскими обывателями, хотя по статусу они были ниже, чем купцы. Но именно это сословие овладело большей частью недвижимости в городе.

Постепенно класс мещан изменялся. Некоторые из его представителей не имели возможности или просто не хотели уплачивать налоги. Из-за этого их снова разжаловали в крестьян, то есть они попадали в зависимость от своего хозяина, работали на него. Другие богатели и получали образование. Благодаря этому они могли подниматься выше по социальной лестнице. Некоторые даже становились чиновниками. Постепенно общество расслоилось, представители низших слоев населения получили другие возможности и стали наравне со своими прошлыми хозяевами.

Хотя крепостное право отменили, в маленьких деревнях ещё были помещики, которые продолжали считать крестьян рабами.

свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Смотреть картинку свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Картинка про свободный крестьянин общинник в древней руси назывался. Фото свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Смерды не понимали, что уже должны были получить свободу, и продолжали работать на хозяина. Их судьбы по-прежнему зависели от помещика.

Низшие сословия населения — смерды и холопы — считались практически рабами. В Древней Руси их жизнь почти ничего не стоила. Помещики распоряжались ими, словно бездушными вещами.

Без разрешения хозяина они не могли жениться, выйти замуж, заняться другим видом деятельности.

Но постепенно их права увеличивались и расширялись, а после отмены крепостничества многие бывшие зависимые стали свободными торговцами, ремесленниками и даже чиновниками.

Источник

Свободный крестьянин общинник в древней руси назывался

Социально-экономический строй Киевской Руси. К середине XI в. на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Главным богатством и основным средством производства в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Заставить работника трудиться на себя феодал мог лишь с помощью внеэкономического принуждения. Отсюда личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был трудиться на него часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента. Рента могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).

Генезис феодализма, т. е. складывание феодальных отношений, — процесс длительный и многообразный. В результате него образовались два основных класса феодального общества — феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Возникновение класса феодалов шло по нескольким направлениям. Одним из возможных путей было превращение в феодалов старой родоплеменной знати, другим — оседание княжеских дружинников на земле, третьим — выделение из общин наиболее богатых общинников, «лучших людей». Классу феодалов противостоял класс феодально-зависимого крестьянства. Превращение бывших свободных общинников в феодально-зависимое крестьянство шло по трем основным направлениям: либо в результате захвата общинных земель феодалами, либо путем раздачи князем земель дружинникам, либо путем закабаления крестьян вследствие их разорения из-за неурожаев, голода, стихийных бедствий, нападений врагов и т. п.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был боярин или князь. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название люди. Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимости. Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — «закупы». Закуп должен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были и рабы, называемые холопами, или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имел довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Тем не менее очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *