свободные общинники в древней руси это
Категории населения в Древней Руси
Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.
Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь | Правящая верхушка общества. |
Дружина | Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения. |
Старшая (бояре) | Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства. |
Младшая (отроки) | Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников. |
Духовенство | Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва. |
Зависимые крестьяне | Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды. |
Холопы (челядь) | Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. |
Закупы | Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев. |
Рядовичи | Покоренные племена, платившие дань. |
Смерды | Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя |
Свободные и несвободные
Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Князь
Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.
Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.
Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.
Свободные граждане
Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.
Верхушка общества – это:
Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.
Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.
Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.
Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.
Зависимое население
К зависимому населению относились:
Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.
Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.
Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.
Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.
Общинник
Общинники (иначе люди, в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин») являлись основным населением Древней Руси.
Свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения.
См. также
Смотреть что такое «Общинник» в других словарях:
ОБЩИННИК — и (редк.) ОБЩИННИК, общинника, муж. (ист.). Крестьянин, член сельской общины. «Что такое современная русская община и кого она наипаче обеспечивает, общинников или Колупаевых?» Салтыков Щедрин (о Колупаевых кулаках). Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова
общинник — йомен Словарь русских синонимов. общинник сущ., кол во синонимов: 4 • йомен (2) • керл (4) … Словарь синонимов
Общинник — м. Член общины [община I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
общинник — общинник, общинники, общинника, общинников, общиннику, общинникам, общинника, общинников, общинником, общинниками, общиннике, общинниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
общинник — общ инник, а … Русский орфографический словарь
общинник — (2 м); мн. общи/нники, Р. общи/нников … Орфографический словарь русского языка
общинник — а, ч., іст. Член общини … Український тлумачний словник
общинник — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
общинник — общ/ин/ник/ … Морфемно-орфографический словарь
общинник-земледелец — общинник земледелец, общинника земледельца … Орфографический словарь-справочник
Категории населения. «Русская Правда»
О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника — «Русской Правды» (юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве). «Русская Правда» состоит из «Правды Ярослава» (первые 17 статей) и «Правды Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого, «Устава Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» регламентирует отношения между свободными людьми прежде всего в среде княжеской дружины. «Правда Ярославичей» же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.
«Русская Правда» дает сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально‑зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, о быте, нравах человека Древней Руси.
Имеется более 100 списков «Русской Правды» и три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. По Краткой «Правде» можно проследить становление феодальных отношений, в Пространной «Правде» отразилось уже развитое древнерусское феодальное право, третья редакция «Русской Правды», Сокращенная, самая поздняя.
Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. (как церковное и монастырское землевладения). В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), княжеская и боярская. Верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.
До середины XII в. господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани. При этом полюдье выполняло две функции — взимание дани и кормление дружины.
Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на земле, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, оставляя часть себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные — это сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники — свободные смерды). Княжеская и местная аристократии стали известны как боярство, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.
«Русская Правда» дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявших государственные функции управления и сбора налогов: княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления); емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).
Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.
С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались «купцами» и «ремесленниками».
Все свободное население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.
«Русская Правда» знает уже несколько категорий лично зависимых крестьян — закупов, холопов, рядовичей. Феодально‑зависимое население пополнялось из рядов свободного, т. е. происходил процесс закрепощения. Другим источником его пополнения были немногочисленные рабы (часто пленники‑иноземцы), лично зависимые от князя или бояр‑дружинников и посаженные на землю в вотчинах.
Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань. Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.
Полусвободные. Связь между полусвободными и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным. Особенность отношения состояла в том, что долг должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником. Рядовичи заключали «ряд» (договор) и отрабатывали деньги или услугу за определенный срок по этому договору. Вдачи, мужчины или женщины, «отдавались» на временную службу господину. Это делалось в основном во времена отчаяния — в период голода или после опустошительной войны. Еще одна категория полусвободных — изгои. Источники в качестве феодально‑зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчинных ремесленников.
В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.
Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.
Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.
Характерные особенности «Русской Правды»:
— была распространена во всех землях Древней Руси как основной источник права;
— являлась основной юридической нормой до конца XV в.;
— являлась кодексом частного права;
— объектами преступлений были личность и имущество;
ГОРОДСКАЯ ОБЩИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
И. Фроянов
ГОРОДСКАЯ ОБЩИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Древнерусская государственность, сложившаяся в ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины.
Участвовать в вечевых мероприятиях было не обязанностью, а правом граждан, которым они могли пользоваться по своему усмотрению. Этим правом обладали не все свободные жители, а только главы больших семей, «мужи», как их именуют древнерусские источники: на вече они принимали решения за себя и за своих «детей», физически вполне взрослых, но не достигших еще гражданского полноправия.
Вечевые постановления принимались консенсусом, хотя и достигавшимся нередко в ходе острой борьбы и столкновения различных мнений. Никакого подсчета отдельных голосов, поданных в пользу того или иного решения, не производилось, необходимо было общее согласие веча для того, чтобы решение вступило в силу. Иначе и быть не могло, ведь при характерной для того времени неразвитости аппарата государственного принуждения любое принятое постановление могло быть исполнено лишь при условии согласия с ним и поддержки подавляющего большинства простых граждан.
Важную роль в ходе вечевых прений играли общинные лидеры-бояре, силой личного авторитета и умением убеждать или отстаивать свою правоту, и увлекали за собой рядовых вечников, апеллируя к общим интересам земли, в сознании древнерусских людей стоявшим выше любых индивидуальных или групповых интересов. При этом окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что указывает на демократический характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из волости.
Решению вече старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Компетенция вече ничем не была ограничена, собравшиеся на нем граждане могли рассматривать и принимать решения по любому вопросу, имеющему общественно-важное значение.
Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, объявляло денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, смещало неугодных представителей назначаемой князьями администрации.
Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В своей деятельности он опирается на дружину, объединявшую его ближайших сподвижников и слуг. Из числа дружинников князь производит назначения на военные и административные должности руководимого им аппарата государственного управления. За действия «княжих мужей» последний отвечает, как за свои собственные поступки.
Третьим институтом общинной государственности является боярская дума («совет»), приходящая на смену старейшин родоплеменной эпохи. Боярская дума не имеет четко зафиксированного статуса в писаном праве, однако обычай требовал от князя обязательного согласования своих действий с боярами, «лучшими мужами», отказ от «думы» с которыми вызывал резкое недовольство общины и мог послужить основанием для лишения князя власти. Боярская дума формировалась из наиболее влиятельных представителей городской общины, земских бояр. Вот почему так часто боярские «советы» совпадают с принимаемыми следом вечевыми решениями, а князь, не нашедший поддержки бояр, как правило, не находит ее и на вече.
Положение воеводы и тысяцкого напрямую не зависит от перемен, происходящих на княжеском столе. Они остаются на своих местах даже в тех случаях, когда сменяются князья из враждующих между собой династий при том, что воевода, к примеру, мог участвовать в боевых действиях против тех князей, кто со временем занимал стол в его земле.
Прежде всего, привлекает внимание чрезвычайно высокое общественное положение тысяцкого, близкое к положению князя. Иногда источники даже называют тысяцкого князем, распоряжающимся боярами, «сущими под ним». Имеются также данные о том, что не только бояре, но и непосредственно князья могли «держать тысячу». По правлению тысяцких (так же, как и князей) в ряде случаев ведется счет времени летописцем, связывающим с их именами те или иные события. Наряду с князьями тысяцкие участвуют в выработке законов, по которым живет община, им также принадлежит право суда по некоторым делам, разнообразные представительские функции.
Власть воеводы и тысяцкого распространялась и на подчиненные старшему городу пригороды. Во время проведенных военных действий, когда земля испытывала непосредственную вражескую угрозу, эта власть приобретала чрезвычайный характер. Столичный воевода своей волей мог отменить решение веча пригорода, если таковое шло вразрез с интересами общины старшего города и ставило под вопрос территориальную целостность земли. Подобно посаднику, воевода и тысяцкий со своей стороны заботятся о сохранении единства земли и всячески пресекают сепаратистские устремления мятежных пригородов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов