свиридов время вперед история создания
Свиридов время вперед история создания
Георгий Свиридов «Время вперёд!»
Историю создания сюиты Свиридова «Время вперёд!», а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Творчество Георгия Васильевича в ту пору в основном было сосредоточено на вокально-хоровых произведениях, но тем не менее он частенько обращался к инструментальной музыке, которую ради заработка писал для художественных фильмов и драматических спектаклей. Необходимо заметить, что подобные сочинения композитора не оставались без внимания общественности. Так, после того как в 1965 году Свиридов обрёл всенародное признание за музыкальные иллюстрации к фильму «Метель» , снятому по одноимённой повести А.С. Пушкина, он сразу получил важный госзаказ.
В то время вся страна заблаговременно готовилась к знаменательной дате – 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На киностудии Мосфильм к этому важному событию было решено снять двухсерийный фильм «Время вперёд!», по одноимённому роману Валентина Катаева, рассказывающему о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Режиссура киноленты была поручена Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, с которым Георгий Васильевич в 1960 году работал над фильмом «Воскресенье».
Музыку к киноэпопее «Время вперёд!» композитор написал за короткий срок, и также быстро была сделана её запись, на которой партию рояля исполнил сам Свиридов. На экраны кинотеатров фильм вышел в ноябре того же года, а вскоре после этого Георгий Васильевич принял решение объединить музыкальный материал в сюиту. Свиридовский цикл, названный композитором по имени фильма, впервые был опубликован в 1968 году.
Интересные факты
Содержание сюиты «Время вперёд!»
Сюита Георгия Свиридова «Время вперёд!» относится к циклическим произведениям, которые впервые появились в середине девятнадцатого века и составлялись из наиболее ярких номеров опер и балетов, а также музыкальных иллюстраций к театральным спектаклям. В двадцатом веке с развитием кинематографа такие сюиты стали составляться из музыки к фильмам.
В свою сюиту «Время вперёд!» композитор включил шесть номеров: «Время, вперёд!», «Уральский напев», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Частушка». Они объединены единым сюжетом и отражают динамичное развитие молодой Советской страны
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Время вперёд!» Свиридова
7 фактов о сюите «Время, вперед!»
Сюиту «Время, вперед!» Георгий Свиридов написал для художественного фильма, но уже несколько десятилетий она звучит в заставке новостной программы «Время», а в 2014 году ее включили в шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Рассказываем об истории известного произведения.
Автор: Лидия Туляганова
Сюиту Георгий Свиридов написал к кинофильму «Время, вперед!»
Автор мелодии Георгий Свиридов родился в 1915 году. Первые музыкальные произведения он написал в 20 лет, но настоящая известность к нему пришла почти в 50 — в 1964 году. Тогда на советские киноэкраны вышел кинофильм «Метель», в котором звучала музыка Свиридова.
Вскоре режиссер Михаил Швейцер предложил композитору написать сюиту для его будущего фильма «Время, вперед!» по повести Валентина Катаева. Георгий Свиридов вспоминал: «И мне пришла в голову мысль сразу же мелькнувшей в моей голове острой ритмической формулой сделать такую маленькую кинопанораму… В те годы я работал довольно быстро, и новую запись музыки, написанную без учета хронометрических мерок, мы сделали тут же».
На первой записи композитор сам сыграл сольную партию на рояле
Сюита «Время, вперед!». Исполняет Георгий Свиридов
Исполнять сюиту должен был симфонический оркестр. Чтобы не тратить много времени на репетиции, на записи сольную партию фортепиано композитор сыграл сам: рояль задавал нужный темп и экспрессию. Главный мотив произведения исполняли на духовых инструментах.
Музыку наложили на архивные видеозаписи 1930-х годов, чтобы перенести зрителя в эпоху индустриализации. Свиридов писал в дневнике: «Швейцер сделал блестящую киноэкспликацию под эту музыку, кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло. Это оказалось в полном смысле слова находкой Швейцера, которую многие киноспециалисты изрядно начали эксплуатировать».
Название сюиты было заимствовано из строк Маяковского
Валентин Катаев, автор повести, в названии использовал строки из пьесы Владимира Маяковского «Баня». В ее заключительной части звучит «Марш времени»:
Заголовок повести унаследовал фильм, а вместе с ним и главная музыкальная тема.
Наиболее известной стала 6-я часть сюиты
Сюита «Время вперед!» в 6 частях. Музыка Георгия Свиридова. Исполняет Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Фрагмент концерта, посвященного 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Запись в Большом зале Московской консерватории. 1975 год
В 1968 году композитор впервые опубликовал сюиту полностью. Она состояла из шести разнохарактерных частей. Например, в неторопливом «Уральском напеве» можно было услышать и азиатские мелодии, и русские лирические мотивы. Во второй части — задорной «Частушке» — некоторые инструменты подражали звучанию балалайки. Также в состав сюиты вошли «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь» и еще один фрагмент, который так и назывался — «Время, вперед!». Именно он и стал самым известным из всей сюиты. «Время, вперед!» исполняли не только в СССР — эту мелодию можно было услышать в эфире западных радиостанций.
Заставка для программы «Время»
В том же 1968 году сюита «Время, вперед!» Свиридова впервые прозвучала на телевидении. Ее использовали в качестве заставки новостной программы «Время» Центрального телевидения Гостелерадио СССР (сегодня — Первый канал). Вскоре музыку назвали «слишком тревожной» и попросили переписать ее «потише». Композитор проигнорировал эту просьбу. В начале 1980-х годов сюиту сняли с эфира: советские войска вошли в Афганистан, и на телевидении посчитали, что она может звучать как объявление войны. Однако через несколько лет музыкальный фрагмент снова стал предварять выпуск новостей. Чтобы сэкономить эфирное время, сюиту сократили. «Так или иначе, — писал в мемуарах Свиридов, — музыка «Время, вперед!» еще несколько лет открывала передачу, под конец от нее остался жалкий огрызок».
Мелодия меняла свое звучание на более современное дважды: в 1996 году аранжировку подготовил композитор Сергей Чекрыжов, а в 2000 году — Олег Литвишко. Ее можно услышать на телевидении и в наши дни.
Свиридов не получал гонорары за использование музыки
Сюиту «Время, вперед!» использовали не только в новостях, но и во многих документальных и художественных фильмах. Одна из кинолент, по воспоминаниям композитора, даже вошла в программу зарубежного кинофестиваля и получила приз. Как правило, режиссеры не спрашивали разрешения у Свиридова. Композитор писал в мемуарах: «За все это я, автор, придумавший и сочинивший эти звуки, нашедший их комбинацию, мелодии, гармонии, ритм, оркестровые краски, не получил от радио и TV ломаного гроша. Но я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны».
Сюита прозвучала на открытии Олимпийских игр в Сочи
На открытии XXII Олимпийских игр в Сочи в 2014 году зрителям показывали масштабный спектакль, посвященный истории России. Сюитой «Время, вперед!» Георгия Свиридова озвучивали эпоху авангарда. Сотни танцоров в контрастных черно-красных костюмах исполнили «супрематический балет». Вместе с ними на сцене появлялись стилизованные тракторы, сеялки, громадные шестерни и различные механизмы. Специальную версию «Времени» подготовил композитор и продюсер Игорь Матвиенко.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Георгий Свиридов. «Время, вперед!»
Георгий Свиридов. «Время, вперед!»
Есть такая несколько болезненная страстишка — сравнивать знаменитых людей с чем-нибудь огромным — с Гималаями, с Тихим океаном, с Барабинской степью.
И даже если эти ходячие Гималаи на деле не выше поленницы, а вся степь — полчаса езды на сусликах, мания возвеличивания остаётся.
Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным.
Пусть он будет у меня — не океан, куда впадают реки с громкими именами.
Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами.
И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте…
Не знаю, имеет ли это мировое значение…
Валерий Гаврилин
«ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!»
Сюита Георгия Свиридова из музыки к фильму режиссера Михаила Швейцера по одноименному роману Валентина Катаева, посвященному строительству Магнитогорска, написана композитором в 1965 году.
Третья часть — «Марш» — картина постепенно приближающегося мощного шествия.
Четвертая часть — «Маленький фокстрот» — изящная оркестровая пьеса с тонкими, легкими и хрупкими звучаниями. Это, конечно, не бытовой танец. Композитор нашего века «опоэтизировал» современный фокстрот, подобно тому, как композиторы прошлого опоэтизировали, например, менуэт или вальс.
Следующая часть называется «Ночь». Это картина ночного покоя, спящей земли. Первая половина пьесы построена на звучании низких регистров струнных инструментов, вторая, как бы колыбельная песня, появляется у засурдиненных труб и переходит в хор скрипок, играющих в высоком регистре.
Последняя часть сюиты — «Время, вперед!» — представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность. Использованная в целом ряде кинофильмов, теле- и радиопередач, эта музыка, соединяющая в себе одновременно стремительность и мощь, действительно, может служить символом нашего времени.
СЮИТА(с французского «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Сюитой также называют ряд пьес из музыки к балету, драматическому спектаклю, кинофильму. Существуют также два особых вида сюиты — вокальная и хоровая, а также сюита в виде музыкально-хореографической композиции из нескольких характерных танцев (дивертисмента).
leon_rumata
Время собирать камни.
Журнал настоящих людей
Музыка Георгия Свиридова из фильма «Время, вперёд!» одна из самых узнаваемых и ярких мелодий советского времени, ставшая своеобразной визитной карточкой СССР.
В течение продолжительного времени она использовалась в заставке программы «Время», известной любому жителю СССР 1970-1980-х годов.
В «Музыкальном этюде №1» мы говорили о Дмитрии Шостаковиче и его «Ленинградской симфонии». Традиции своего учителя продолжил его блестящий ученик Георгий Васильевич Свиридов, заслуженный композитор СССР, титан советского времени.
Родился Георгий Свиридов в городе Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего. Отец его поддерживал большевиков и погиб на Гражданской войне, когда мальчику было 4 года. Семья переехала в Курск. Здесь, учась в начальной школе, Георгий увлекся игрой на балалайке, играл в местном ансамбле народных инструментов. В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано и композиции Центральном музыкальном техникуме (окончил в 1936 году). В этом же году он поступает в Ленинградскую консерваторию и учится в классе композиции П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича, который заканчивает в 1941-м году. Затем Георгий Васильевич много работает в театре и кино, а с 1958 по 1973 год руководит Союзом композиторов РСФСР.
Творчество Свиридова уникально тем, что в нем органично соединились мотивы исконно русские, традиционные мотивы и привнесенные новым временем мотивы советской действительности.
Советский мир и, казалось бы, абсолютно чуждое советскому религиозное, глубоко православное начало находят место в его творчестве. Написанные в разные периоды жизни произведения не только не противоречат друг другу, но и будучи взяты последовательно как культурные пласты, объединные его талантом, порождают первые ростки синтеза, столь необходимого нам сегодня.
Знакомство с творчеством Свиридова мы начнём со знаменитой композицией «Время вперёд!», которая облетела весь мир и стала одним из музыкальных символов СССР, символом нового времени. Советский человек слушал эту композию практически каждый день. Как думаете, где?
Музыка была написана к 2-серийному кинофильму «Время вперёд!», снятому в 1965 году по одноимённому роману Валентина Катаева. Действие фильма разворачивается в одну из первых пятилеток индустриализации и посвящено строительству Магнитогорского металлургического комбината.
Из музыкального материала была составлена сюита под одноимённым названием, жемчужиной которой стал одноименный номер «Время, вперёд!»
Сюита (от франц. Suite — «последовательность») — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких разнохарактерных пьес. Изначально объединяла серию танцев: алеманда, куранта, сарабанда, жига, гавот и др.
Сюита состоит из 6 частей:
1. Уральский напев. Символизирует Урал, стык Европы и Азии.
2. Частушка. Основана на коротеньком бойком мотиве, который варьируется различными инструментами.
3. Марш. Мощное постепенно приближающееся шествие.
4. Маленький фокстрот.
5. Ночь. Картина ночного покоя, спящей земли.
6. Время, вперёд! Воплощение стремительного безудержного времени, несущегося в будущее. Полёт к новым свершениям.
Музыка очень динамичная, содержательная, можно даже сказать страстная.
Доклад «Сюита «Время, вперед!» Г.В. Свиридова «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сюита «Время, вперед!» Г.В. Свиридова
Выполнил: студент ЯМК(У) II курс ВО
Преподаватель-консультант: Давлетова Розалия Рашитовна
Георгий Васильевич Свиридов – советский и российский композитор, пианист ХХ века.
Музыку Георгия Свиридова легко отличить от произведений других композиторов. Она обладает неприхотливой выразительностью, ей присущ богатый внутренний мир, и она легка для понимания. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».
Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались успехом у критиков и слушателей за их простые, тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, национальный характер высказывания.
Композитор в своем творчестве обращается к разным жанрам. Но такие жанры – как романс, песня, хоровая поэма или оратория, которые связаны со словом, с живой интонацией, привлекают его внимание.
Георгий Свиридов – автор музыки к тринадцати фильмам. Среди них можно назвать такие значимые фильмы как Красная площадь (1960), Метель (1964), и Время, вперёд! (1966).
Но мы в нашем докладе остановимся, подробнее на музыке к кинофильму «Время, вперед!»
Музыка к 2-серийному кинофильму «Время вперёд!» была написана в 1965 году по одноимённому роману Валентина Катаева 9 посвященному строительству Магнитогорска. Она – одна из самых узнаваемых и ярких мелодий советского времени.
Впоследствии композитором и з музыкального материала фильма была составлена сюита под названием «Время, вперёд!».
Как все мы знаем, Сюита (от франц. Suite — «последовательность») — различных пьес, объединенных одним сюжетом. В сюите «Время, вперед!» шесть частей, которые объединены сюжетом, передающим атмосферу бурного становления молодой Страны Советов.
Первая из них – «Уральский напев» основана на двух музыкально-тематических образованиях, которые как бы символизируя Урал – стык Европы и Азии.
Первая тема – суровая и резкая, звучит в тембре труб и тромбонов, напоминает нам звучание азиатских зурн или карнаев, вторая – мягкий хорал деревянных духовых с русским колоритом. Заключает часть первой темы трехголосное изложение струнного оркестра.
Третья часть – это «Марш» рисующий картину постепенно приближающегося мощного шествия.
Шестая часть сюиты «Время, вперед!» представляет собой образ безостановочно бегущего времени. Эта яркая и известная часть сюиты «Время, вперед!», использованная в целом ряде кинофильмов, теле- и радиопередач. Эта музыка, соединяющая в себе одновременно стремительность и мощь, действительно, может служить символом нашего времени.
Динамичная, содержательная музыка к кинофильму «Время, вперед!» многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также была использована на церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
И в завершении приведем слова режиссера фильма «Время, вперед!» Михаила Швейцера 11 : «… эта музыка – навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое, вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно». За полвека вряд ли можно найти произведение, которое передавало бы дух современности, дух сегодняшнего дня, подобно гениальной музыке Г.В. Свиридова.
Использованная литература и интернет ресурсы:
Советская музыкальная литература. Вып.1: Учебник для музыкальных училищ. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1981. – 559 с., ил., портр., нот.
1 Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – русский поэт, драматург и прозаик.
2 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – русский поэт, прозаик, драматург, художник.
3 Федор Иванович Тютчев (1803-1873) – русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
4 Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) – русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.
5 Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики.
6 Александр Александрович Блок (1880-1921) – русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.
7 Роберт Бернс (1759-1796) – шотландский поэт, фольклорист, автор стихотворений и поэм.
8 Исаакян Аветик Саакович (1875-1957) – армянский, советский поэт, прозаик, публицист.
9 Катаев Валентин Петрович (1897-1986) – русский советский писатель и журналист, прозаик, драматург, поэт и сценарист.
11 Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000) – советский российский кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР.