свадебный сарафан на руси
Свадебный наряд на Руси
Вплоть до начала XX века в некоторых крестьянских семьях сохранялись свадебные традиции, связанные еще с языческими поверьями.
Венки и ленты
Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.
Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.
Три платья для Золушки
Зачем невесте длинные рукава?
Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.
Готовь сани с лета, а платье — с детства
В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.
Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».
Наряд для жениха
С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.
Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.
Свадебный сарафан на руси
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
НЕ ШЕЙ МНЕ, МАТУШКА, КРАСНЫЙ САРАФАН
Для того, чтобы понимать современную моду, которая пришла на смену исконным традициям, давайте попытаемся разобраться, что же символизировал на Руси традиционный свадебный наряд.
История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, до этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.
Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан, а традиция выходить замуж в белом пришла из Европы (во времена правления Петра I).
Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.
Первая версия. Королева Виктория в середине 17 века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.
Вторая версия. Немного раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне.
На Руси же даже в конце 19 века почти повсеместно был распространен русский народный свадебный костюм, который переливался всеми оттенками красного.
На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.
После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.
Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном.
Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства — ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты.
Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью.
Шился он из парчи, и оборачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг. Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткий широкий жакет. Он также богато отделывался вышивкой, позументами и канителью.
Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались «плакательными», и выполняли «защитную» функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.
Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.
Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку — ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке.
Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу. Вуаль, фата для невесты не только украшение, но и защита от злых духов, нечистой силы.
(«Защитную» функцию играли и многие ритуалы — например, перенесение невесты через порог (где обитает злая сила) на руках жениха, а также «шумовое» оформление свадебной процессии: поздравительные выкрики, пение, фейерверк или даже выстрелы из ружья).
Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором — кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.
Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.
История свадебного наряда русских невест
Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.
Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.
В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.
В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).
Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!
В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.
А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.
Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).
Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.
Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.
Наряды русских невест начала ХХ века
«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» — так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» — плотная, негибкая, «похожая на вафлю» — как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.
Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.
А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)
(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.
80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).
Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!
Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!
Свадебный наряд на Руси
Свадебный наряд русской невесты
Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…
История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, вместе с отделения церкви от государства и отменой венчания. До этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.
В старину девушка, выходящая замуж, считалась «умершей» для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.
На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.
После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.
Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оторачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг.
Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткую широкую душегрею, напоминающую жакет. Она также богато отделывалась вышивкой, позументами и канителью.
Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались «плакательными», и выполняли «защитную» функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.
Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.
Свадебный головной убор русской невесты
Головные уборы русских невест
Особое место можно отвести украшениям косы невесты. такие украшения назывались косниками и представляли собой богато расшитые ленты с объемными подвесками на концах, расшитые бисером, жемчугом, бахромой, кружевом.
Свадебный наряд жениха
Свадебный наряд жениха
Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.
Свадебный мужской наряд состоял из темно-синих, в тонкую полоску, штанов из домотканого сукна, рубахи, отделанной вышивкой и тканого пояса. Иногда ансамбль дополнял кафтан или шуба. Во время венчания жениха нередко подпоясывали искусно расшитым полотенцем.
Рубаха украшалась широким узором вышивки красного цвета по рукавам и подолу. Иногда расшивалась и грудь. Свадебная рубаха готовилась руками невесты, которая с молитвами вышивала ее, вкладывая в узор своеобразное послание с пожеланиями благополучия, доброты и любви.
Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике советы молодоженам на свадьбу, свадебные традиции и обряды, правила для гостей на свадьбе, забавные свадебные истории. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.
wedding_storia
Свадебная история
Создай свою свадебную историю
История свадебного платья на Руси
Россия просто уникальная страна, мы всегда выбираем свой особый путь. Так же и история развития свадебного убранства уникальна и необычна. История эволюции свадебного платья увлекательна и необычна.
Поверх рубахи одевали расшитый праздничный сарафан. Долгое время была традиция невесте самой вышивать свое свадебное платье бисером и тесьмой. Позже традиция исчезла, но сарафаны и далее расшивали на полупарчовых или парчовых тканях серебряным и золотыми нитками.
Уже в 15 веке платья знатных невест расшивали жемчугом. Такое великолепие обрамлял мех, и все свадебное платье весило до 15 килограмм.
С начала 18 века свадебное платье приобрело свой европейский облик. Указом Петра Первого придворные дамы должны были следовать именно европейской моде, свадебной в том числе. Так что после этого придворная мода следовала за европейской модой, поначалу это был стиль рококо. Полюбоваться нарядами можно в Оружейной палате и других музеях России.
До 1812 года в свадебной моде господствовал стиль ампир. Яркий пример – Наташа Ростова.
В 19 веке появляются великолепные французские платья. С корсетами, расшитыми золотом и серебром, с великолепными кружевами ручной роботы на кринолинах.
Знатные семьи иногда покупали сразу два свадебных наряда для: один для венчания в церкви – более скромный, с прикрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского раута.
Движение Еевропейской моды остановилось после революции 1917 года. Ушло в прошлое церковное венчание, появились Загсы. Ссвадебная мода ушла в забвение на несколько десятилетий. Регистрировать брак в ЗАГС новобрачные приходили в повседневной одежде.