стз это в истории
Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод и его гибель— вид сверху.
Случайно наткнулся в «тырнете» на пост про гибель (по-другому не сказать), Сталинградского Волгоградского Тракторного завода, в былые времена флагмана передового тракторостроения в бывшем СССР.
Автор 2-х минутного видеоролика съемок с квадрокоптера сопровождает увиденное словами:
«Меня это убило наповал!
Это просто безысходность, боль и отчаяние – именно такие чувства я испытывал, когда посмотрел отснятое видео с тракторного завода!
Жуть-жуткая. Впечатлительным лучше не смотреть. Даже как-то не верится в ЭТО…»
Подробнее вот здесь: bloknot-volgograd.ru/news…raktornyy-zavod-po-711692
«Сталинградский Волгоградский Тракторный завод — вид сверху.
«polnaya-razrukha-volgogradskiy-traktornyy-zavod-po-711692
Ну и я тоже бываю иногда там рядом (в ТРК «Diamant»), но только с «глянцевой» стороны этого знаменитого на всю страну завода и никогда не мог подумать что там присутствует «такой сифилис и разруха».
Поэтому я тоже решил чуть-чуть вспомнить сам и напомнить другим историю становления, расцвета и гибели СТЗ/ВгТЗ, следовательно будет достаточного много букв, слов и фото, но без этого в изложении этой печальной истории нельзя.
Решение о строительстве в Сталинграде первого в стране тракторного завода было принято в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР, и уже через 3 года в июне 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 30 л.с. Наш первый трактор, как и многие другие машины тех лет, был копией американского трактора компании Mc Cormic, приобретенного в США. Кстати, эта компания и сейчас успешно функционирует и в наши дни в США.
Уже тогда с конвейера тогда сходило по 144 трактора в сутки.
В июле 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К июлю 1940 года на СТЗ было выпущено уже 233000 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных). Более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
С началом Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-72, а также танковых двигателей (и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт.
Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва войск вермахта к Сталинграду в августе 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.
В послевоенное время эти трактора с успехом использовались как в жаркой Африке, так и в условиях жуткого холода в Антарктиде.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75,
самого массового трактора, вышедшего из стен ВгТЗ.
В 1961 году Сталинградский тракторный завод был переименован в Волгоградский тракторный завод.
В 1964 был демонтирован старый большой конвейер и вступил в строй новый сборочный цех с двумя конвейерами: один для сборки основных тракторов, другой — для модификации болотоходной, крутосклонной, промышленной, а также тракторов переходных и новых моделей. Реконструкция завода в основном закончена в 1968. В январе 1970г. уже был выпущен миллионный трактор.
В 1992 году состоялась приватизация Волгоградского тракторного завода посредством акционирования.
C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с.
ПТ-76 (выпускался с 1951 по 1967 год)
БТР-50 (В серии в 1952—1972г.г.).
БМД-1 (1968- по 1987 годы)
БМД-2 (с 1985г по 2000г.г.)
БМД-3 (с 1985 по 1997)
БМД-4 (с 2015 г по н.в.)
БТР-Д (с 1974г. по 1985г)
2С25 «Спрут-СД» (1983-2010г.г.)
Но в 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода стала Тракторная компания «ВгТЗ».
Вся эта информация взята из многих сайтов интернета, в том числе и из Википедии.
Вот так обидно и бесславно закончилась трудовая летопись легендарного Сталинградского тракторного завода, впрочем также как московских АМО /ЗИЛ, МЗМА /АЗЛК /АО «Москвич» и многих других гигантов советской индустрии, которые помогли нашей стране подняться в годы коллективизации и индустриализации в 20-40-е годы, выстоять в Великой Отечесвенной войне 1941-1945г.г., пережить послевоенную разруху, построить развитое социалистическое общество.
Вот взгляд на сложившуюся обстановку на ВГТЗ представителя пресс-службы концерна «Тракторный завод», которому принадлежит «ВГТЗ».
На вопрос корреспондента:
» Почему на территории завода столько разрушенных зданий?»
Последовал ответ представителя пресс-службы:
«Если речь идет о неиспользуемых производственных площадях, так называемом, Прибрежном корпусе, так он уже давно не эксплуатируется и не задействован еще с 90-х годов. Кроме того, с появлением нового собственника часть производства «ужали» в размерах. Это было сделано для «повышения эффективности производства и сокращения текущих расходов», как сказано в официальном релизе.
Поэтому сегодня все производство сконцентрировано на небольшой территории. Здесь осуществляется механическая обработка деталей и сборка готовых изделий, в том числе и в рамках выполнения гособоронзаказа.
А вот корпуса боевых машин десанта сейчас производят в цехах на арендуемых площадях у Судоверфи в Красноамрейском районе Волгограда. Именно там налаживается серийный выпуск БМД-4М.
А вот интервью, взятое у бвышего работника ВгТЗ:
«Я работал немного на главном конвейере. До 100 тракторов в смену он выдавал при 3-сменке. Плюс экспортный конвейер по 25 тракторов давал при 2-сменке. Плюс, примерно 60 машин БМД для ВДВ в месяц. Сейчас производство БМД передано Кургану. Если что-то и делается на ВГТЗ, то временно, до полного переноса в Курган. И производственная программа, раз в 10-50 меньше советской…(.www.volgograd.kp.ru/daily/26499/3368297/)
Вот еще несколько фотографий для сравнения:
И вот фото 2016 года:
Найдите хотя бы несколько существенных отличий в этих фото развалин. Найти трудно, также как и в похожих развалинах Донецкого аэропорта. Но там была настоящая война! А здесь завод площадью нескольких квадратных километров так разрушен без единого выстрела и взрыва! Не смогли фашисты разрушить это производство в 1942-43г.г., заито смогли наши чиновники и бюрократы в 21 веке!
Единственное, что от него осталось в первозданном виде — так это знаменитая внешняя коллонада с проходной и здания заводоуправления,
спроектированные и построенные под руководством знаменитого американского архитектора Альберта Кана, а также громадина торгово-развлекательного комплекса «Diamant», расположившившегося там же!
Вот такой получился мрачный экскурс в историю великого города и знаменитого завода.
Стз это в истории
17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского дал стране первую продукцию – с конвейера сошёл колесный трактор СТЗ-1. На проектную мощность производство было выведено 20 апреля 1932 года: с этого времени конвейер выдавал 144 колесных машин в сутки.
Решение о постройке тракторного завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР в 1926 году. Местом постройки предприятия выбрали Сталинград: была найдена подходящая площадка для строительства в 14 км от центра города. Это был флагман страны Советов – первый тракторный завод СССР. По просьбе трудящихся, предприятию присвоили имя умершего в 1926 году Ф.Э. Дзержинского. ЦИК СССР удовлетворил эту просьбу.
Сдаточная площадка Сталинградского тракторного завода. На переднем плане танки Т-34, на заднем – артиллерийские тягачи СТЗ-5. Июль 1942 года
Закладка предприятия состоялась 12 июля 1926 года. Завод был построен в рекордно-короткие сроки – понадобилось всего 11 месяцев. Проектирование и оснащение завода оборудованием осуществлялось приглашенными американскими инженерами. Еще на стадии проектирования и строительства они задавались вопросом, отчего заказчик требует избыточного запаса прочности крановых конструкций. Планирующийся выпуск тракторов весом около 5 т не нуждался в кранах, способных поднимать и перемещать конструкции массой 40-50 т. По-видимому, специалисты из США здраво рассуждали, что тракторный завод должен выпускать тракторы: танки будут строить на танкостроительном предприятии. К тому же избыточные мощности, заложенные в производство, приводят к низкой рентабельности предприятия. Руководство же страны, исходя из неминуемости крупномасштабного военного конфликта, закладывало в отечественные заводы и фабрики возможность быстрого перехода к выпуску продукции военного назначения. Так, макаронные фабрики могли быть переведены на выпуск артиллерийских порохов, а папиросные фабрики – на производство патронов.
С середины лета 1937 года Сталинградский тракторный завод приступил к производству гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). В ноябре этого же года на базе нового гусеничного трактора был налажен выпуск артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ). К 17 июня 1940 года было произведено 25000 гусеничных тракторов. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1938 года трактор АСХТЗ-НАТИ получил высшую награду – «Гран-При».
Завод и окружающая территория во время Сталинградской битвы. Съемка Люфтваффе 17 октября 1942 года
Сталинградский тракторный завод является и неотъемлемой частью отечественного танкостроения. Работы в этой сфере были начаты на СТЗ в 1932 году, когда в его стенах был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), возглавляемый Н.Д. Вернером. Этот отдел подготовил документацию для серийного производства танков Т-26.
Следующей машиной, освоенной СТЗ, стал КВ-1. В дополнение к этому тяжелому танку, в 1940 году было получено задание об организации серийного производства средних танков Т-34-76 и двигателей В-2. Начать выпуск сталинградцы смогли в январе 1941 года. Помимо дизелей В-2, на Сталинградском тракторном заводе выпускали и карбюраторные двигатели М-17.
После начала Великой Отечественной войны СТЗ продолжал выпуск танков Т-34-76 и КВ-1, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники для советско-германского фронта. В связи с эвакуацией предприятий европейской части СССР, заводу пришлось приступить к самостоятельному выпуску всех комплектующих.
Заводские руины в ноябре 1942 года
Приближение боевых действий, а впоследствии и начавшиеся бои на подступах к городу, не смогли остановить производство: танки Сталинградского танкового завода прямо с конвейера вступали в бой. Зачастую за рычагами боевых машин сидели рабочие предприятия, досконально знавшие свои Т-34 и КВ-1. Так, прорыв частей Вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, когда немцы пытались ударом вдоль реки с севера захватить город, был провален, так как атака была отбита бригадой рабочего ополчения СТЗ. Возглавлял подразделение инженер-технолог Сталинградского тракторного завода Николай Леонтьевич Вычугов. И все же 13 сентября 1942 года конвейер был остановлен – бои шли уже на территории завода…
Почти через два года Сталинградский тракторный завод, разрушенный до основания в ходе грандиозного сражения на Волге, 17 июня 1944 года сумел возобновить производство. Освобожденный Сталинград, как и прежде, поставлял Красной Армии легендарный танк Т-34. В послевоенные годы СТЗ оставался флагманом советского производства. Трактора с его конвейера обрабатывали поля в разных уголках страны.
В последнее время доходят различные слухи о якобы полной ликвидации тракторной компании «ВгТЗ», но эти данные, к счастью, остаются лишь слухами: предприятие получило государственный заказ и продолжает свою деятельность.
Т-34Э СТЗ на wiki.warthunder.ru
Эта аббревиатура означала Т-34 экранированный, Сталинградский тракторный завод.
Хроники Сталинградского тракторного завода
6 декабря 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О Ростовском сельмашстрое и Сталинградском тракторном заводе»: «Исходя из решения ЦК о форсировании темпа строительства колхозов и совхозов установить тип трактора «Интернационал» в 15/30 сил, вместо ранее предусмотренного 10/20 сильного, как наиболее целесообразного и экономически выгодного для работы в обобществленном секторе сельского хозяйства. Поручить ВСНХ СССР вести строительство Сталинградского завода с расчетом окончания постройки завода в конце 1931 года. «
8 мая 1929 г. торговый представитель СССР в Америке Саул Брон и американский промышленный архитектор Альберт Кан подписали контракт на проектирование и сопровождение строительства 3-х основных производственных цехов Сталинградского тракторного завода. Вспомогательные цеха были отданы для проектирования другим специалистам и фирмам: проект кузницы был поручен инженеру Смиту, литейную проектировала фирма «Франк Чейс», проект холодной штамповки осуществляли две фирмы: «Ниагара» и «Блисс», а первой и второй термических мастерских – фирма «Роквелл».
В решении Политбюро от 8 июля 1929 года в связи с «выявившимися техническими возможностями» на полгода уменьшался срок пуска завода и ставилась цель провести пуск к концу 1930 года. «Выявившиеся возможности» включали в себя заказ металлоконструкций в Америке и возможности монтировать фундамент с анкерными болтами загодя, до прибытия металлических ферм.
Сначала был забор.
Столь сжатыми сроками строительства были удивлены даже американцы. Госпромстрой (на базе которого в июне 1930-го будет сформирован Госпроектстрой под руководством «архитектора сталинской индустриализации» Альберта Кана) в заявлении, опубликованном в «Торгово-промышленной газете» 2 июня 1929 года, раскритиковал высокие темпы строительства, фактически объявив их неразумными. Заявлять такое со стороны советской строительной организации было очень опрометчивым поступком, и вскоре руководство Госпромстроя подверглось чистке, документация на основные цеха СТЗ была изъята у Госпромстроя и отдана Тракторострою. Документацию эту разрабатывала фирма Альберта Кана в Детройте. В середине июля 1929 г. первый директор завода В.И.Иванов издает приказ: «Американского специалиста мистера Джона Калдера назначить главным производителем работ по строительству завода. Его помощником утвердить мистера Сваджана.»
Несмотря на наличие сильной команды американских специалистов, сложностей хватало. Главная проблемой была кадровая. На 1 июля 1929 года на строительстве работало около 2800 человек. Но не хватало желающих работать на голом энтузиазме, за гроши. Никто из старых рабочих, артельщиков не хотел работать бесплатно и сверхурочно. Нужно было найти выход – привлечь такой рабочий ресурс, который бы работал за идею, которому нужны не столько деньги, а больше почести и похвалы. И решение было найдено. В. И. Иванов встретился с генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым: «Нужны люди. Нужны сейчас. Дайте нам отряд в семь тысяч. Сперва они будут строить, потом станут хозяевами умнейших станков».
В общей сложности в строительстве и работе СТЗ принимали участие несколько сотен американцев. Кого-то они раздражали, а других приводили в восхищение. Американская деловитость и практичность не вязалась с революционным энтузиазмом некоторых идейных строителей СТЗ. Руководство пыталось искать пути примирения двух конфликтующих идеологий и приобщить молодежь к американскому опыту и стилю работы. На комсомольской конференции в августе 1929 г., В.И. Иванов говорил: «Еще недавно среди нас ценился тот, кто копал землю и таскал мешки вдвое быстрее других, кто на глазах у изумленных товарищей мог сломать руками подкову, но кто уже пять лет не брал книгу в руки. Все это выдавалось за революционную романтику. Но настоящий революционный романтик именно тот, кто, как наш слесарь Загряжский, чтобы лучше овладеть заграничным станком, изучает английский язык, и хочет сам разобраться в премудростях технической литературы. Новым нашим заводам нужны именно такие люди, как слесарь Загряжский!»
Как писал журнал Техника-Молодежи №10 от 1938 года: «Американцы вникали в мелочи, сами залезали в котлованы и на конструкции, показывали рабочим, как надо взять клещи, молоток, как подойти к машине. Они приходили на работу в широкой удобной спецовке со множеством карманов, всегда спокойные, бритые. Во всем, что они делали, был общий стиль простоты, точности, спокойной деловитости…»
Планы по запуску завода были уже давно сорваны, наступило время лихорадочной спешки. Для срочного монтажа были созданы 44 ударные бригады с общей численностью до 3000 человек, в основном комсомольцев. Некоторые бригады занимались тем, что ездили по СССР и пытались ускорить поставку оборудования на завод. Например, в Новороссийске приехавшие комсомольцы застали оборудование в порту в длительной очереди на разгрузку. Ударная бригада самостоятельно организовала сверхплановую разгрузку нужного оборудования и его погрузку на железнодорожные платформы.
Несмотря на всемерные усилия, на 1 мая 1930 г. на СТЗ имелось только 25% необходимого оборудования. Наконец, большой конвейер был смонтирован. Во дворе завода еще валялись леса, значительная часть оборудования еще не поступила на завод. Фактически, за исключением нескольких единиц оборудования, в рабочем состоянии был один лишь конвейер. Решили, что первое время сборка будет идти из машинокомплектов, пришедших из Америки. Но все же по плану часть деталей должна быть изготовлена на месте, фактически полукустарным способом подгонкой напильником. Раму делали в ремонтно-механическом практически вручную.
И все-таки завод был объявлен готовым. 9 июня 1930 г. М. И. Калинин посетил строительство СТЗ. Выступая на 6-тысячном митинге в чугунолитейном цехе, он сказал: «Огромный завод мы построили для того, чтобы вывести деревню из нищих, чтобы русский крестьянин производил на базе машинной техники столько же, сколько производят передовые в техническом отношении страны».
Первый и пока единственный на конвейере трактор загодя уже собирали и разбирали несколько раз, готовясь к торжественному пуску. Все детали были заранее подогнаны, каждый сборщик уже десятки раз отрепетировал свою роль. Выехав из цеха, трактор заглох. Совместными усилиями двигатель был запущен, трактор доехал до места проведения митинга, но после митинга трактору снова потребовался ремонт. Времени было недостаточно, т.к. день спустя трактор, предназначенный в подарок XVI съезду партии, уже был погружен в железнодорожный товарный вагон, идущий в Москву. Поэтому вместе с трактором в Москву отправились и ремонтники. За время пути прямо в вагоне, успев несколько раз перебирать двигатель, трактор все-таки привели в рабочее состояние, что позволило ему без проблем проехать по Москве в сопровождении ликующей толпы.
Доктор Свенфон-Мюллер написал в „Фоссише Цейтунг“ статью, в которой в пух и прах разнес все тщания наладить поточное производство на СТЗ: „Хватаешься за голову! Верховные комиссары всерьез полагают, что 7 200 необученных подростков, среди них 35 процентов девушек, смогут сегодня-завтра скопировать методы Форда, основанные на опыте целого поколения, на высококвалифицированной, дисциплинированной и хорошо оплачиваемой “рабочей силе“, на курсе первоклассных инженеров и мастеров, и в первую очередь на „лучшем в мире материале. “
Увы, голоса скептиков звучали в унисон с реальностью. В июне 1930 г. завод выпустил всего 2 трактора, в июле — 5, в августе — 15, сентябре — 14, а всего до конца года, то есть за 6 с половиной месяцев, 1002.
Настоящие трудности только начинались. Серго Орджоникидзе вспоминал: «Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; но как же теперь получить трактор? Мы долгое время ходили вокруг этих станков, вероятно, многие из вас читали в газетах и помнят, сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику. Помню, когда открыли этот завод, – летом выпустили трактор, затем прошло 4–5 месяцев – ни одного трактора никак не могли выдать… Весь следующий год мы также возились, кое-как довели количество тракторов в день до 10, затем до 25 и очень обрадовались…»
Один из американских специалистов вспоминал о работе на СТЗ: «Производство тракторов постоянно лихорадит, а конвейер, самый смысл существования которого в непрерывном движении, в Сталинграде гораздо больше стоит, чем движется. В общей сложности время его движения составляло лишь около одной трети всего рабочего времени. Потоки деталей каждый день прерывались то тут, то там, то из-за особенно высокого процента брака, то из-за поломки станков, то из-за отсутствия воздуха в литейной и десятков других причин,почти всегда неожиданных, внезапных, замечаемых лишь тогда, когда уже поздно предотвратить прорыв потока, тем более, что завод живёт без минимально необходимых резервов деталей, станков, инструментов, штампов, моделей и т.д. Причём в случае возникновения отдельных прорывов все бросаются к узкому месту, забывая об остальном производстве. «
Напряженность в отношениях всегда чувствовалась между иностранными и русскими рабочими. Порядка 300-400 американцев (а были и иностранцы других национальностей) работало на СТЗ в 30-х годах. Жили они в отдельном поселке, в благоустроенных меблированных домиках из расчета 12 кв. м. площади на человека. Их дети ходили в отдельную иностранную школу, был свой магазин, медпункт, баня. Все это резко контрастировало с положением пролетария советского, влачившего полуголодное существование, жившего с семьей в бараке, где на человека приходилось по 2 кв. м. жилой площади. Баня, одна на огромный рабочий поселок, явно не справлялась. Маленькой амбулатории тоже было недостаточно. Бюро заводского комитета ВКП(б) констатировало: «…Не совсем благоприятная обстановка с жилищами и питанием, рваческие настроения, пьянство, дебоши и паникёрство, разлагающе действующие на остальную здоровую часть рабочих. «
Плохой водопровод был наиболее узким местом рабочего поселка. Отсутствие фильтрации приводило к развитию желудочных заболеваний весной и летом, а в ноябре 1930 года в результате попадания в водопровод сточных вод началась эпидемия тифа. Смертельное заболевание унесло жизни множества советских рабочих и нескольких иностранцев.
Из Спецсводки № 23 ИНФО ОГПУ о перебоях в продснабжении промрайонов и городов. 3 сентября 1930 г. НИЖНЕ-ВОЛЖСКИЙ КРАЙ На 15 августа 1930 г. «…В закрытом распределителе ЦРК, предназначенном для обслуживания 400 американских рабочих Сталинградского тракторного завода, до 7 августа продукты питания отсутствовали. После попытки забастовки со стороны американских рабочих, Правление ЦРК отпустило 1300 кг сливочного масла и другие продукты …На Судоверфи (Сталинград) отмечены случаи, когда в лавках отсутствует хлеб по 2-3 дня …Тракторный завод (Сталинград). Чинить обувь негде, многим рабочим приходится ходить без обуви …При введении выдачи белого хлеба в Сталинграде очереди у распределителей доходили до 1000 человек …В закрытом распределителе Сталинградского Тракторостроя, снабжающем американских рабочих, 1000 кг сливочного масла хранится под открытым небом, подвергаясь порче. Постановка общественного питания в столовых ЦРК Астрахани и Сталинграда продолжает ухудшаться …Тракторострой. Обеды, доставляемые на строительство, грязно приготовлены, особенно гороховый суп, который бывает почти ежедневно.» http://istmat.info/node/26922
И так же медленно повышалось качество сталинградских тракторов. Срывались поставки тракторов для сельского хозяйства. 23 апреля 1934 года нарком земледелия СССР М. А. Чернов докладывал Сталину: «По данным на 21 апреля, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы из причитающихся Наркомзему до 1 мая 23 050 тракторов отгрузили 18 745 штук. Остается догрузить 4305 тракторов. Тракторные заводы, снимая с конвейера трактора, задерживают их отгрузку из-за некомплектности. На Сталинградском тракторном заводе количество некомплектных тракторов в последних числах марта и в первой половине апреля доходило до 1600 штук. Трактора снимаются с конвейера и ставятся на заводскую площадку вместо отправки их в МТС и совхозы на полевую работу.»
31 марта 1935 года начальник экономического управления Главного управления госбезопасности НКВД СССР Л. Г. Миронов сообщал Сталину: «Управление по Сталинградскому краю установило выпуск недоброкачественных тракторов Сталинградским тракторным заводом. Целый ряд ответственнейших деталей тракторов выпускается с производства на сборку с заведомым браком, не соответствуя техническим условиям и вопреки установленным правилам, при прямом попустительстве руководящего персонала завода, что приводит к быстрому выходу из строя тракторов во время работы в поле. Вот факты: рама (деталь N1) систематически изготавливается и выпускается с большими перекосами отверстий под полуосевые рукава и промежуточную передачу, что приводит к неправильному соединению шестеренок венца дифференциала (детали N98 и N112), зубья которых, находясь в неполном зацеплении, вызывают ускоренный износ шестеренок. Бракованной рамы за время с октября 1934 года по март 1935 года выпущено 11 000 штук. Из указанных лиц — Белохвостов, Сазонов и другие являются активными троцкистами и эта контрреволюционная троцкистская группировка сомкнулась во вредительских целях с частью к/р специалистов, в состав которой также входили бывш. троцкисты, направив свою к/р работу на подрыв качества тракторов.»
Как видим, руководство партии нашло способ бороться с выпуском некачественной продукции, объявляя бракоделов «троцкистами» и «контрреволюционерами». Вместо делового решения проблем началась охота на ведьм. В 1936г. на заводе арестована группа специалистов немецкого происхождения из 11 человек, почти все они были расстреляны по обвинению в «шпионской деятельности». Cписок осужденных советских граждан на Сталинградском тракторном заводе в 1937-1938гг.:
С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. К концу 1937 года был освоен выпуск транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5 «Сталинец» с двигателем мощностью 52-56 л.с. Всего было выпущено 9944 СТЗ-5, который стал основным тягачом Красной Армии.
Артиллерийский тягач СТЗ-5 «Сталинец» на Красной площади
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города с ходу ударом вдоль реки с севера была отбита с участием отряда рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под командованием инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.
В 1944 завод снова начал выпуск продукции
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 впервые в СССР оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции завод приступил к выпуску гусеничных тракторов ДТ-75 мощностью 90 л.с. ДТ-75 стал базой для целого семейства тракторов, которые выпускались весь советский период.
В постсоветский период завод был приватизирован, в 2005 прошел процедуру банкротства, затем разделен на несколько предприятий. Производство тракторов фактически прекратилось, не выдержав конкуренции с мировыми производителями. Военную продукцию (БМД-4 и на ее базе самоходную противотанковую пушку «Спрут-СД») выпускает предприятие, вошедшее в государственную оборонную корпорацию «Ростех». БМД-4 имеет новый мощный двигатель 450 л.с., при массе машины 13,6 т это позволяет иметь высокие показатели проходимости по резко пересеченной местности.