строевая подготовка в армии история
Строевая подготовка в армии история
«Если вы, гражданские, такие умные, почему же вы строем не ходите?»
Вместе с тем примерно с середины XVIII века в Европе того времени боевые построения начали вырождаться в некое крайне странное искусство. Когда не было войны, солдаты скучали и спивались, дисциплина страдала. Скучали и их военачальники-дворяне. Доподлинно неизвестно (по крайней мере мне, неисторику), кому первому пришла в голову идея вырядить солдат в одинаковые ливреи и напудренные парики, выстроить на плацу под окнами дворца и заставить их двигаться совершенно синхронно, образуя своими рядами правильные и постоянно меняющиеся фигуры. Нечто сродни этому делали тогда садовники, подстригая кусты и деревья правильными геометрическими фигурами и превращая сад или парк в произведение искусства.
Новый импульс шагистика плучила с введением всеобщей воинской обязанности и особенно в юной Стране Советов. «Забривать» стали поголовно всех, в т.ч. и образованных молодых людей. Очень часто имела место ситуация, когда муштруемый был намного умнее и образованее своего командира, командиру же, понятное дело, этот расклад казался чрезвычайно обидным. В строевой подготовке заключалась «отдушина» для таких командиров, он мог потешить своё попранное чувство превосходства над подчинёнными, упиться властью. Придраться к выполнению отдельных элементов этого военного балета было легче лёгкого, с неугодным можно было и отдельно «позаниматься», причём часами напролёт. Видя, что «слишком умный» после нескольких часов индивидуальной «строевой подготовки» отупел, командир испытывал чувство удовлетворения.
Немного личных впечатлений. Когда ехали в поезде из родного города в часть, воображение рисовало наступление сквозь огонь и дым, прыжки по горящим руинам со стрельбой в полёте, обучение на полосе препятствий, всё как в телепередаче «Служу Советскому Союзу». Полоса препятствий действительно была, один раз, в карантине. Сержант с явным отвращением подвёл строй к полосе препятствий, долго и матерно рассказывал о службе и о полосе препятствий, угрожал по привычке. Потом попытался показать преодоление одного из элементов полосы, у него ничего не получилось. Новобранцы не стали даже и пробовать. Сержант не настаивал, не смог ведь показать. Я для интереса подошёл к барьеру и посмотрел снизу вверх, барьер уходил в небо как Импайр Стрит Билдинг. Неизвестно, каждый офицер преодолел бы этот барьер, были ведь всякие, и с нехилыми «мозолями». Короче — ну её, эту полосу. На дворе стоял 1986 год, сильный недобор в Вооружённых силах СССР, военкоматы гребли всех, больных, кривых, увечных, сидельцев. Какая полоса.
Задачи и виды строевой подготовки военнослужащих ВС РФ, методика проведения
Что такое строевая подготовка: основные термины и понятия
Сводом норм и правил, определяющих все требования строевой подготовки, является Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Его редакция, действующая на настоящий момент, была утверждена Приказом Министра обороны РФ № 111 от 11.03.2006 г. В качестве основных положений этот документ устанавливает следующие основные термины и понятия:
В качестве основных видов воинского строя установлены следующие:
Задачи строевой подготовки: устав
Строевой Устав ВС РФ определяет:
Дисциплина
Армия — это одна из основополагающих общественных структур, обеспечивающая безопасность и само существование общества и государства. Эффективная деятельность такой структуры основана на строгом и безупречном исполнении военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами вышестоящих командиров. В свою очередь, это повышает важность дисциплины как основы для поддержания требуемого порядка. В этом плане именно строевая подготовка закладывает базу как в умениях военнослужащего подчиняться приказам, так и в командирских умениях грамотно их отдавать, избегая неоднозначных толкований.
Быстрота реакции
Это свойство относится к числу важнейших показателей психофизического состояния каждой человеческой личности. Оно вместе с человеком воспитывается и совершенствуется, поскольку требует проявления в различных сторонах его жизни и деятельности и во многом обусловливает его способность к определенным жизненным и профессиональным навыкам. Для военнослужащих требования к быстроте реакции — также в числе основополагающих. Хороший уровень строевой подготовки вырабатывает набор сигналов, которые солдат выполняет на подсознательном уровне и понимает без пояснений. Таким образом, без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий солдат в современном бою. Следует также учесть, что, несмотря на развитие военной техники, решающая роль в боевых действиях по-прежнему принадлежит человеку, его умению не допускать неверных (в том числе поспешных или запоздалых) движений.
Чувство сплоченности
Виды строевой подготовки в ВС РФ
Строевая подготовка в ВС РФ включает в себя такие виды:
Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
Одиночной является индивидуальная подготовка военнослужащих, проводимая ими в составе подразделения под руководством своего непосредственного командира. В ходе практических тренировок солдаты находятся в разомкнутом строю.
Групповой метод подготовки военнослужащих реализуется по составлению строя различных порядков в колонны и шеренги. Групповая подготовка солдат проводится по выработке строевого шага и выполнению команд на месте и на ходу. Дальнейшие групповые занятия направлены на накопление опыта и умений в действиях практической направленности.
Методика проведения занятий по строевой подготовке
Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, со всеми взводами одновременно. Они проводятся регулярно в течение всего периода первичного обучения военнослужащих. Практические строевые занятия включают в себя следующие этапы:
В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность, четкость выполнения строевых приемов и действий. Все военнослужащие должны знать наизусть свои обязанности перед построением и в строю.
Для того, чтобы повысить уровень строевой выучки солдат, в частях и соединениях проводятся состязания на лучший взвод, роту или батальон по строевой подготовке. В часы самоподготовки военнослужащие изучают положения Строевого устава.
В качестве стандартной основы строевой подготовки обучающиеся должны знать и уметь выполнять:
При оценке одиночной строевой подготовки военнослужащий оценивается за состояние внешнего вида, знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности и выполнение строевых приемов в соответствии с требованиями программы обучения.
Оценка военнослужащим за внешний вид определяется: «удовлетворительно», если военнослужащий имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей (планок с лентами орденов и медалей), нагрудных знаков и значков.
Обучение строевым приемам и движениям без оружия
Обучение строевым приемам и движениям с оружием
Обучение способам управления строем
Обучение способам и навыкам управления строем относится к компетенциям военнослужащих в рангах командиров, начиная с младшего командного состава. Процесс такого обучения требует знаний команд и сигналов, установленных Строевым уставом в целях управления строем — таких, как «Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну» и т.п.
Строевые команды в ВС РФ
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами (в т.ч. жестами рук, флажками, фонарем) и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
Строевые команды в армии принято разделять на предварительную и исполнительную. В то же время Уставом допускается, что такие команды могут быть и только исполнительными.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
Исполнительная команда (в Уставе, как и в данном разделе — выделяется крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя.
При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем. При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Как пример — «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА».
При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил России.
Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю
Этот перечень обязанностей оговаривается Строевым Уставом ВС РФ отдельно для командиров и военнослужащих. Для первых из них — в статье 25, для вторых — в статье 26.
Обязанности командира
В числе обязанностей командира значатся:
Обязанности военнослужащего
Военнослужащий, согласно требованиям Строевого устава, обязан:
Быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. Передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Общий дух реформ императора Павла и то направление, которое установилось с самого начала этого царствования в управлении армией, уже предрешают систему обучения и воспитания войск эпохи Павла и влияние того и другого на боевую подготовку армии. Но чтобы получить полную картину по данному вопросу, необходимо хотя бы в общих чертах остановиться на уставах того времени.
29 ноября 1796 г. по предложению, данному Военной коллегии от ее президента, графа Салтыкова, было во исполнение высочайшего соизволения предписано немедленно ввести в действие вновь изданные уставы: 1) воинский устав о полевой пехотной службе; 2) воинский устав о полевой кавалерийской службе; 3) воинский устав о полевой гусарской службе и 4) о кавалерийской службе.
Объявление этих уставов уже через три недели после восшествия на престол императора Павла ясно свидетельствует, с одной стороны, о гатчинском происхождении их, а с другой — о той торопливости, с которой Павел стремился ввести новые порядки в армии, совершенно искоренив старые.
Во всех новых уставах совершенно не видно опыта ни блестящих войн предшествовавшего царствования, ни революционных войн; эти уставы разработаны, без всякой связи с духом времени и потребностями жизни, в гатчинском уединении при помощи различных штукмейстеров. Все уставы проникнуты стремлением решительно во всем ввести строгую регламентацию, дать указание на каждый частный случай при условии, что за малейшее отступление от устава строго, а часто и жестоко взыскивалось.
В общем Павловские уставы положили у нас начало крайне мелочным требованиям в обучении армии, выдвинув на первый план не боевую подготовку, а подготовку к вахтпараду. Проникаясь с течением времени все больше и больше духом уставов, войска вскоре стали видеть венец своей подготовки в том, чтобы на смотру не сбиться с ноги, чтобы линия фронта не изогнулась, чтобы интервалы и дистанции были в точности соблюдены, чтобы общий вид части при прохождении церемониальным маршем был блестящ.
В частности, особенностями пехотного устава 1796 г. являются: преобладающее значение в нем линейных построений, отсутствие даже упоминания о колоннах и каре, придание большого значения равнению и правильности шага, сильное развитие правил для наступательной, отступной и плутоножной стрельбы, полное отсутствие указаний о рассыпном строе.
Особенностями же кавалерийского устава были: узаконение двухшереножного строя, полнота, рациональность и последовательность одиночного обучения на коне, сокращение до разумных пределов подготовки к пехотному строю, производство эволюции непременно на галопе, хорошо развитые правила атаки.
Отрицательные стороны Павловских уставов, несмотря на то что во многом они были выше уставов 1763 г., не были уравновешены ни соответствующими инструкциями, ни практическим применением уставов.
К числу боевых инструкций, изданных в царствование императора Павла, нужно причислить: 1) тактические правила, или наставление воинским эволюциям с планами 1797 г.; 2) правила о службе кавалерийской 1796 г. и 3) наставление генерал-майорам кавалерии 1796 г.
«Тактические правила» собственно с тактикой ничего общего не имели. В общем, они повторяли во многом пехотный устав, указывая те же строи, те же виды и способы стрельбы. Новым, по сравнению с уставом, являлись только каре, различные построения его из одного или нескольких батальонов и различные эволюции с ним.
«Правила о службе кавалерийской 1796 года» предназначались главным образом для гусар. В них прежде всего более подробно, чем в уставе, излагалась сторожевая служба, которую преимущественно несли легкие войска. В виде особого приложения к «Правилам» было добавлено «Наставление генерал-майорам кавалерии 1796 года». В этом наставлении указывались обязанности генерал-майоров в сторожевой службе, во время марша и в бою.
В общем, все наставления в царствование императора Павла, касавшиеся кавалерии, развивали уставные положения, подобно тому как это делали и наставления, относившиеся к пехоте, но здесь они приносят больше пользы, так как сами уставы имели много положительных сторон.
Взгляды императора Павла, наложившие отпечаток на всю его эпоху, особенно неблагоприятно сказались на приемах обучения войск. Этому способствовали также положения уставов 1796 г., которые точно и безусловно определяли формы различных строев и способы перехода одного строя в другой не только элементарных единиц, но и более крупных войсковых соединений. Немалую роль в деле обучения сыграло также увлечение государя разводами, которые он признавал могучим средством для распространения в армии правильных, по его мнению, основ обучения, так как источник боевых успехов видел в идеальном исполнении тонкостей строя и в обращении войск в живую машину. Главной целью обучения становились точное, до самых мельчайших подробностей воспроизведение уставных форм и механическое движение при соблюдении самого строгого равнения и держания дистанции и интервалов.
Таким образом, постепенно воцарилось обучение ради церемониала и вахтпарада, причем малейшее отступление от буквы устава с одобрения самого государя жестоко каралось. При таких условиях экзерциция занимает все время, эволюции же и маневры отрядов небольшого состава, разнообразные по содержанию, поучительные для войск и низших начальников, уступают место линейным учениям больших отрядов на ровной однообразной местности, учениям, сводящимся к приемам механической дрессировки.
Производившиеся весьма редко маневры ничем не отличались от обычных учений, на них также главным образом стремились к воспроизведению механических движений на ограниченном пространстве. Вместо лагерных сборов в годы Екатерининского царствования установлены были сборы при полковых штабах на шесть недель.
В результате в деле обучения водворяется педантизм и крайняя односторонность, выдвигавшие на первое место внешнюю сторону в ущерб, конечно, внутреннему содержанию и убивавшие всякую самостоятельность и самодеятельность. Таким образом, нужно признать, что армия времен императора Павла как боевое орудие была несравненно хуже подготовлена, чем армия эпохи Екатерины II. Воспитание войск в царствование императора Павла было еще в худших условиях, чем обучение, так как ему не придавали никакого значения, да для него не оставалось и времени.
Взгляды Павла на конечную цель обучения армии, на средства этого обучения, на способы управления армией и на свою роль в этом, наконец, личный характер государя, его нервный темперамент при своеобразном понимании степеней и пределов своей власти как самодержавного монарха — все это отразилось на системе образования войск, которая приводила к полному обезличению, шаблону, подавлению разумной деятельности исполнителей. В армии закон не уважался, властью никто не пользовался, каждый опасался принять на свой страх то или другое решение, если только оно не подсказывалось уставом. В противоположность предшествующей эпохе в армии развились грубость и унижение личности. Обращение старших с младшими, особенно с нижними чинами, стало жестоким. Наложение взысканий не регулировалось никаким законом.
При таких условиях лучшее достояние Екатерининской армии, давшее столько блестящих и искусных побед — частный почин, самостоятельность и самодеятельность, — были сведены на нет. Взамен их укоренилось требование слепого, нерассуждающего повиновения и безусловного исполнения, без малейшего нарушения устава, который несомненно, однако, не мог предусмотреть всю бесконечно разнообразную обстановку деятельности.
В первый же год царствования Павла I во время ничем не нарушаемого мира в стране семь генералов были произведены в фельдмаршалы. Желание дать каждому полку шефа в генеральском чине повело за собой большое производство в этот чин, причем при назначении шефов фельдмаршалы были поставлены в общий список генералов, получая такое же назначение шефами, как и только что произведенные в генеральский чин гатчинцы. Суворов по этому поводу писал: «Фельдмаршалы кассированы без прослуг в общем генералитете… В Москве я безгласен и для декорации величества».
Массе лиц из гатчинцев были пожалованы ордена без всяких видимых заслуг с их стороны. Наказание арестом даже генералов применялось крайне широко за малейшие, чисто формальные нарушения в несении службы. Нередко за ничтожные провинности офицеры и генералы исключались со службы, причем соответствующие приказы редактировались в крайне обидных и даже оскорбительных для увольняемых выражениях. Все это подрывало уважение к наградам, роняло чинопочитание, расшатывало дисциплину, ставило в первые ряды людей, совершенно не заслуживающих этого, и в то же время обесценивало людей, действительно выдающихся.
Читайте также
ПОДГОТОВКА ВОЙСК
ПОДГОТОВКА ВОЙСК На этом этапе войны, естественно, становилось все труднее и труднее поддерживать равновесие в умах и душах солдат. Постепенно все, у кого оставалась хоть капля здравого смысла, начинали понимать, что выиграть эту войну уже нельзя, независимо от того,
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА, ВЕЩЕВОЕ, ДЕНЕЖНОЕ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ
Подготовка войск
Подготовка войск Действовавший в районе Халхин-Гола 57-й особый корпус был развернут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу, а Г. К. Жуков назначается ее командующим. В соответствии с постановлением Главного военного совета РККА был учрежден Военный совет армейской группы в
ПОДГОТОВКА ВОЙСК
ПОДГОТОВКА ВОЙСК 64. Автомобиль японской армии, брошенный в результате советского наступления. Район реки Халхин-Гол, июль 1939 года (АВЛ). Действовавший в районе Халхин-Гола 57-й особый корпус был развернут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу, а Г.К. Жуков назначается ее
2. Оперативно-боевая деятельность войск
2. Оперативно-боевая деятельность войск Оперативно-боевая деятельность войск НКВД – выполнение внезапно возникших, не терпящих отлагательств служебно-боевых и боевых задач по розыску, захвату и ликвидации вражеских десантов, диверсионных групп и агентуры противника,
Глава I Строевая подготовка войск
I. Детские годы. Воспитание. Постоянная работа над собой. Среднее и высшее образование. Военная подготовка. Строевая служба. Подготовка к государственной деятельности
I. Детские годы. Воспитание. Постоянная работа над собой. Среднее и высшее образование. Военная подготовка. Строевая служба. Подготовка к государственной деятельности Уже с ранних лет детства Великий Князь Николай Александрович, как свидетельствует о том его первая
Боевая подготовка
Доклад на тему «Строевая подготовка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй.
В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний.
СТРОЕВОЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введен в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 г. N 111
Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.
1. СТРОИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
11. Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.
Развернутый строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
16. Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.
Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.
Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
17. Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произносится четко, без резкого повышения голоса.
18. Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4 к настоящему Уставу.
При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем.
19 Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.
При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.
Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».
Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
20. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
21. При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
22. При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85 настоящего Устава. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.
Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.
23. Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ», перед которой указывается порядок построения.
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
24. При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.
ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ
25. Командир обязан:
указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;
проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;
проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.
26. Военнослужащий обязан:
аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.