страницы русской истории в новейшей отечественной литературе
Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
12.1. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
12.2. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
12.3. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.
12.4. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х — 2000-х годов)
Комментарии к сочинениям
12.1. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»). «Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя.
Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка. », и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть. ») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего».
Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе. Именно в этом монологе раскрываются взгляды Чацкого на просвещение, на крепостное право, на службу.
Словами «В той комнате незначащая встреча. » начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта. Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного.
Таким образом, монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они помогают нам увидеть образ тогдашней России, узнать авторскую позицию по волнующим прогрессивных людей того времени вопросам.
12.2. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
На выбор могут быть раскрыты образы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского, других героев произведения.
Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого.
В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора – показать становление декабристского движения в России. На примере Пьера также может быть раскрыт художественный принцип Толстого – «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.
Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей – человек деятельный, достоин подражания.
12.3. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.
Тема может быть раскрыта на примере стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная», «Я последний поэт деревни», «Русь советская» и других. В раскрытии темы важно отметить, что образ Родины для Есенина тесно связан с образом деревни и родной природы. В творчестве поэта тема Родины звучит по-разному в разные периоды творчества: от восторженно-умилительного в ранних стихах до трагического осознания своей отчужденности от советской России. Но в стихах Есенина всегда поражает та святая вера в необъятные просторы Руси, в светлую её будущность, которая даёт нам право считать поэта настоящим певцом России.
12.4. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х — 2000-х годов)
Тема может быть раскрыта на примере романа Алексея Варламова «Лох», романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина и других.
Действие романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина охватывает два периода — Россия 1918—1919 годов и середины 1990-х. Центральный план повествования — взаимоотношения Василия Чапаева и поэта-декадента Петра Пустоты (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним), якобы сражающихся на фронтах Гражданской войны. Второстепенные планы — линия Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявшего впоследствии попытку самоубийства, а также линия Марии и Арнольда Шварценеггера. В символическом плане обе линии соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в реальности Сердюка) или с Западом (реальность Марии). Последняя, четвёртая, линия символизирует логику сверхчеловека в лице бандита Володина. Все четверо — Пётр Пустота, Сердюк, Мария и Володин — пребывают в психиатрической лечебнице, где проходят курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.
Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский, которому отводится роль «демиурга». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином» и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.
Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению, добиться которого ему помогает Чапаев.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями 7 главных трендов современной российской литературы: от исторического романа до магического реализмаЕсли вам кажется, что российская литература стоит на месте да и вообще «там нечего читать», приготовьтесь поменять свое мнение. Наталья Ломыкина, критик, литературный обозреватель Forbes, рассказывает о главных трендах в отечественной прозе. В тексте упоминается такое количество отменных книг, что вам еще долго будет чем заняться в свободное время. 7 главных трендов современной российской литературы: от исторического романа до магического реализма 1. Обращение к прошлому и его интерпретацияК счастью, исторический роман в последние годы перестает быть единственным синонимом «современной русской литературы» (как это было еще в прошлом десятилетии, когда короткий список значимой премии мог сплошь состоять из исторических романов). Но писатели по-прежнему с удовольствием используют ту возможность всесторонне оценить и осмыслить происходившее в отечестве, которую дает только время. Мало кому из больших прозаиков удается избежать искушения обратиться к прошлому, чтобы увидеть масштаб происходящего, восстановить причинно-следственные связи, проанализировать тайные мотивы и непредвиденные последствия — и чуть лучше понять настоящее. Другое дело, что немногим хватает таланта оживить прошлое, как, скажем, Алексею Иванову в блистательных романах «Золото бунта» и «Тобол», где погружаешься не просто в реалии ушедших эпох — но в язык и сознание наших предков. Не у всех получается, как у Захара Прилепина в мощной «Обители», заставить читателя прожить страшные моменты недавней истории. (Успех романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» требует и ее поставить в этот ряд, но из «Зулейхи» я бы субъективно взяла только первые пять глав, а остальное отправила на доработку.) Читайте такжеИногда детальная реконструкция недавнего прошлого становится своеобразной лупой, через которую можно увидеть, из чего мы сделаны и на что способны, — этот фокус блестяще проворачивает в романе «Город Брежнев» Шамиль Идиатуллин. Вообще историческое начало — самая удобная писательская ширма. Пристроившись за нею, автор может делать что угодно, например последовательно проводить мысль, что времени нет, а есть только любовь, как это делает Евгений Водолазкин в романах «Лавр» и «Авиатор». Или, наоборот, отрицать все, кроме конкретного времени, — так у Дмитрия Быкова из трех линий, стремящихся в одну точку, 22 июня 1941 года, получился один из его лучших романов «Июнь». Словом, как сказал Евгений Водолазкин, «история — это одно из имен опыта. В конце концов, от жизни остается только история». А от литературы, по-видимому, исторический роман. 2. Эксперименты с языкомВторая важная тенденция — поиск нового языка, чтобы говорить о современном. В ХХI веке язык становится все грубее, брутальнее и увесистее. Никакого пиетета к современности литература словно бы не испытывает. Сегодняшний день — сор, из которого растет проза, с ним можно (а то и нужно) обращаться вольно, чтобы не сразу читатель почувствовал авторскую горечь и разочарование, а под ними — нежность. Председатель совета экспертов «Большой книги» Михаил Бутов, представляя финалистов 2020 года, отметил, что они «демонстрируют заметную тенденцию к языковой брутальности, которая при этом совершенно не отменяет серьезности и глубины текста». Жестко и угрюмо, в точном соответствии с названием своего сборника, пишет о взрослевших в 1990-е мужчинах Андрей Рубанов. Перемежая шахтерские профессиональные словечки с грубым сленгом украинских политиков, Сергей Самсонов разворачивает эпопею о событиях «донбасской весны» в премированном «Ясной Поляной» романе «Держаться за землю». Умение Дмитрия Захарова выписывать речевые портреты героев и все та же актуальная политическая лексика превращают полуфантастическую антиутопию «Средняя Эдда» в сверхсовременную прозу. Лауреат «Нацбеста» Михаил Елизаров, соединяя в романе «Земля» откровенную, грубоватую, порой обсценную лексику парней-могильщиков с нарочито простым, довлатовским синтаксисом, погружается в философию смерти на фоне быта русской жизни. Сюжетно это роман о становлении-взрослении землекопа Володи Кротышева, Крота: постсоветское детство, вечные отцовские переезды и неустроенность, служба в стройбате, где приходится копать от забора до обеда, и, наконец, 1990-е в похоронном бизнесе. Если же говорить о метафизическом уровне текста, то только ленивый не назвал елизаровскую «Землю» исследованием «русского танатоса». Попытки современных прозаиков подобрать языковой код к сегодняшнему дню напоминают старания известного героя сложить из ледяных кристаллов слово «Вечность». Читайте такжеПопытки современных прозаиков подобрать языковой код к сегодняшнему дню напоминают старания известного героя сложить из ледяных кристаллов слово «Вечность». Удаются они не всегда, но сам процесс эксперимента и поиска важен для развития языка. 3. Интересная малая прозаНе каждому автору хватает дыхания на большой роман о современной жизни, а вот на рассказ или повесть — да. Так что сборники рассказов, как картины импрессионистов, куда честнее и выразительнее передают писательские ощущения от происходящего вокруг прямо сейчас. Пожалуй, самыми показательными в этом смысле будут книги Ксении Букши «Открывается внутрь» и «Петля» Романа Сенчина. Оба автора владеют той писательской оптикой, которая позволяет пристально, но без оценок и эмоций вглядываться в житейские истории обычных людей, уязвимых, одиноких, потерянных. Именно такой, отстраненный, беспристрастный взгляд исследователя позволяет через героев показать среду, увидеть всю ее неприглядность и… продолжить изучение. Герои Букши просто едут по своим делам на 306-й маршрутке или топчутся на остановке, и ты их точно уже встречал, ведь это сын маминой коллеги, это пацан из соседского двора, это девица, которую удочерила тетя Лена из шахматного клуба, а это чудак, который обычно выходит на следующей. Сборники рассказов, как картины импрессионистов, куда честнее и выразительнее передают писательские ощущения от происходящего вокруг прямо сейчас. Читайте такжеМагия сборников проявляется не сразу, важно не отвлекаться и не перемежать чтение другими книгами. Рассказ, еще один — и вдруг невидимая петля связывает их воедино, и в центре этого узла твоя собственная жизнь, нелепая, не всегда счастливая, но, гляди-ка, настоящая. Острее всего, пожалуй, позволяет ощутить это недавний сборник Людмилы Улицкой «О теле души». Ей удалось так точно передать тонкость и размытость границы между реальностью и небытием, что, с одной стороны, перестаешь очень уж сильно страшиться смерти, а с другой — острее чувствуешь, что живешь. 4. Переформатирование литературыХудожественная проза все чаще отрицает границы, в том числе жанровые, и все больше заходит на территорию нон-фикшен. В особо удачных случаях из документов, благодаря авторскому прочтению, рождается настоящее искусство. Так получилось у Леонида Юзефовича с историей трагического противостояния белого генерала, правдоискателя Анатолия Пепеляева и красного командира, анархиста Ивана Строда. Документальный роман «Зимняя дорога» о, казалось бы, малоизвестном эпизоде Гражданской войны благодаря беспристрастности историка и таланту рассказчика Юзефовича по силе воздействия становится практически эпосом о страшном времени бессмысленной битвы и о том, что в любых, даже самых нечеловеческих условиях можно и должно оставаться человеком. Архивные документы и дневниковые записи под внимательным взглядом Леонида Юзефовича превращаются в роман о трагических судьбах двух достойных мужчин, которые одинаково сильно и бескорыстно любили свою страну. Такие люди, как Пепеляев и Строд, могли оба быть опорой России, но жизнь свела их в снегах Якутии в тяжелое время, «между миром, который уже умер, и миром, который еще не родился». Кроме докфикшен, в литературе набирает обороты автофикшен. В мировой прозе это направление оккупировал Карл Уве Кнаусгор, который сделал автофикшен жизни писателя средних лет международным бестселлером. У нас нет такого настойчивого голоса и я-потока, который всецело завладел бы читательским вниманием (но, может, это и хорошо, а то пока читаешь о жизни Кнаусгора, некогда жить своей), но есть премированная «Памяти памяти» Марии Степановой, которую можно читать с любого места, пропадая в авторских наблюдениях, в вечном поиске ускользающей от нас сути причудливого переплетения воспоминаний и судеб. У нас есть щедро замешанные на цинизме и жалости сборники рассказов-воспоминаний Наталии Ким «Родина моя, Автозавод» и «По фактической погоде», где описан с любовью и сожалением маргинальный, заблудший, похмельный мир советской и постсоветской рабочей интеллигенции. Художественная проза все чаще отрицает границы, в том числе жанровые, и все больше заходит на территорию нон-фикшен. В особо удачных случаях из документов, благодаря авторскому прочтению, рождается настоящее искусство. Читайте такжеЕсть, наконец, «городской невротик» Андрей Аствацатуров, превративший в героя прозы собственное альтер эго. «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах» — все это, по выражению самого Андрея, «псевдоавтобиография»: «Хотя у моего героя то же имя, живет он там же, где я, и работает там же, важно понимать, что роман — это все-таки слова. Это ситуация правдоподобия, потому что правда чаще всего банальна». Литературовед Аствацатуров лучше многих знает, что «не только текст похож на жизнь, но и жизнь похожа на текст». 5. Проза медиковСледующие три тенденции, пожалуй, не такие яркие, но все равно отчетливые. Из бурного общего потока полудокументальных текстов уверенно, в полном соответствии с литературной булгаковской традицией выделяется проза врачей. Прежде всего, конечно, обаятельнейшие, написанные прекрасным литературным языком «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова. Как точно подметил в свое время Лев Рубинштейн, «обычно что-нибудь одно — либо живой, а иногда и уникальный, человеческий опыт, либо убедительная и располагающая интонация рассказчика. Счастливое сочетание того и другого — вещь необычайно редкая, а потому и особенно ценная. Случай Алексея Моторова — тот самый редкий случай». Это истории из 1980-х, когда будущий врач Алеша Моторов только окончил медицинское училище и несколько лет работал медбратом в реанимационном отделении большой московской больницы. Смешные и циничные врачебные байки, драматичные истории о случаях, которые для одних — чудо, а для других — «сложное ночное дежурство», ностальгические зарисовки о времени в один текст объединяют любознательность самого автора и его искренняя благодарность коллегам-врачам. Еще одна стоящая книга о буднях врачей — «Нью-йоркский обход» Александра Стесина, получивший недавно премию «НОС». Мемуарный роман о работе русского врача-онколога в разных (в том числе по уровню и статусу) больницах Нью-Йорка. Здесь чуть меньше собственно медицинских историй и чуть больше зарисовок культурологических — сам Стесин очень точно называет свою книгу «смесью травелога с мемуаром на фоне медицинской тематики». Если же хочется больше «клинических случаев» — это «Записки патологоанатома» и «Записки из скорой помощи» Андрея Шляхова. Я спросила у судмедэксперта Ольги Фатеевой, автора книги «Скоропостижка», почему так интересно писать и читать истории о работе врачей. Врачи пишут, потому что «хотят, осознанно или невольно, поделиться тем особым отношением к жизни, которое можно назвать здоровым фатализмом», — ответила Ольга, и нам действительно не хватает этого цинизма-фатализма и умения посмеяться над своими страхами. Кроме того, творчество для врачей — это психотерапия: «отдать свои переживания бумаге, освободиться, проанализировать, признать ошибки или помочь себя же простить». Врачи чаще других подходят к границе жизни и смерти, чаще других заглядывают за край. Иногда им удается отвоевать у смерти человека, который почти перешел черту. Иногда не удается. Событие русской истории запечатлённое в литературе готовое итоговое сочинение 2021ПОДЕЛИТЬСЯГотовое проверенное сочинение на тему событие русской истории запечатлённое в литературе (107) итогового сочинения ЕГЭ 2021, официальная дата проведения 15 апреля 2021 год. Готовое сочинение №1Во многих художественных произведениях отечественных писателей отражена историческая тема, поскольку история – это реальность, которую отображали в своих произведениях многие писатели. Историческая тема поднимается в следующих произведениях: роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон», поэма А.А. Ахматовой «Реквием», роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Сюжет романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» охватывает довольно большой промежуток времени: с 1912 по 1922 годы. Автор отображает следующие исторические события: Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. В центре повествования А.А. Ахматовой находятся «страшные годы ежовщины». Лирическая героиня, которая столкнулась с арестом сына, выражает всю боль, которую испытывали представители советского народа в период сталинских репрессий. В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне в 1942 году, когда он был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью. И М.А. Шолохов, и А.А. Ахматова, и А.А. Фадеев описывают в своих произведениях не вымышленные, а реально происходившие с русским народом события, которые являются необъемлемой частью истории всего народа. Они хотели запечатлеть все те события, с которыми столкнулись представители русского народа, те события, которые они видели собственными глазами. М.А. Шолохов, А.А. Ахматова и А.А. Фадеев реалистично описывают те исторические события, которые легли в основу их произведений, несмотря на наличие художественного вымысла. В «Тихом Доне» на примере мечущегося между «красными» и «белыми» Григория Мелехова показано то, что многие участники Гражданской войны на самом деле не понимали, на чьей стороне находится правда. В поэме «Реквием» с чудовищной достоверностью описываются чувства и переживания тех людей, чьих родных и близких арестовали или репрессировали, поскольку сама А.А. Ахматова провела целых 17 месяцев в тюремных очередях. В «Молодой гвардии» описана та смелость, с которой истинные патриоты боролись с врагом, находясь в подпольной организации, и та жестокость, с которой действовали оккупировавшие Краснодон немцы и жители города, перешедшие на их сторону. С помощью всех трех произведений сохраняется память об определенных исторических событиях. Описывая Гражданскую войну, время сталинских репрессий, Великую Отечественную войну, М.А. Шолохов, А.А. Ахматова и А.А. Фадеев преподают последующим поколениям уроки, указывая на ошибки их поколений. Готовое сочинение №2Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками. О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных эпох, где они предстают на фоне важных событий, среди грандиозных баталий, мира и перемирий, в периоды преобразований. Исторические книги – потомки античных летописей, которые известны нам со времен Древней Руси. Но автору и читателю важны не только факты истории. Не меньший интерес вызывает жизнь людей в определенные периоды, их чувства, мысли, переживания. А.С. Пушкин воссоздал «Историю Пугачева» и практически одновременно с историческим повествованием написал «Капитанскую дочку» Писателю мало языка фактов, он обращается к художественной прозе, с помощью которой раскрывает внутренний мир героев, непосредственно участвовавших в событиях. История сухо повествует о деятельности известных личностей: монархов, дипломатов, полководцев, бунтарей и др. В художественной литературе они представлены обычными людьми, которым свойственны радость и грусть, любовь и ненависть, мечтания и свершения. Только такая всесторонняя книга способна дать широкое представление о незаурядной личности. Исторические события также отражаются в народном фольклоре, о них слагают мифы и легенды. История и литература с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю пищу для размышлений. Порой литераторы предсказывают исторические события, развитие государств и обществ. Не случайно их называют пророками и предвестниками изменений. У истории свои законы развития, хотя они взаимосвязаны с развитием литературы. История не диктует и не воздействует напрямую на авторов художественных произведений, ее влияние мягкое и многогранное. Готовое сочинение №3Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин. Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным. Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей. В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров. Готовое сочинение №4Можно ли изучать историю, читая произведения художественной литературы? Я считаю, что конечно можно. Ничто, кроме рассказов и поэм, написанных несколько веков назад, не способно так глубоко погрузить читателя в эпоху, когда было создано произведение. Художественные материалы в той или иной мере обладают признаками историзма, содержат вышедшие из употребления слова, что наиболее отчётливо позволяет понять жизнь людей в прошлом. Так, например, в произведении Л.Н. Толстого «После бала» описывается жизнь людей XIX века. Здесь рассказывается о мужчине, который перестал общаться с возлюбленной после того, как увидел жестокость её отца по отношению к людям: «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатки бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно бил татарина». Прочитав это произведение, читатель чётко видит, что происходило столетие назад, всю жестокость того времени и произвол людей высоких рангов. Также в произведении И.А. Бунина «Кавказ» перед читателем снова предстаёт жизнь XIX века. Здесь повествуется об отношениях автора с замужней девушкой, супруг которой застрелился, не перенеся предательства своей возлюбленной. Перенестись в ту эпоху читателю помогают историзмы, использованные автором: «вуалька», «картуз», «кизяк», «духан» и другие. Яркий исторический фон представлен в поэме С.А. Есенина «Пугачёв». Здесь поэт рассказывает нам о том, как Пугачёв бродил по России. Тут присутствует монолог уральского каторжника, который упоминает в своей речи этого самозванца, что означает то, что Пугачёв был на Урале. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее. «Слава ему! Пусть он даже не Петр, чернь его любит за буйство и удаль», — это указывает на то, что каторжник (таких людей было довольно много) уважает Пугачёва и готов встать на его сторону. История как фон, на котором происходят события, помогает понять людей, события, мысли автора. Помочь в её изучении могут произведения, написанные в данный исторический период, благодаря мастерски использованным авторским приёмам, созданному сюжету и небольшим деталям. Готовое сочинение №5В русской литературе есть немало исторических произведений, в которых запечатлены славные страницы из прошлого нашей страны. Они особенно интересны читателю, ведь он узнает что-то новое о хорошо забытом старом и прослеживает свою связь с предками, черпая их мудрость. Я хотел бы заострить внимание на двух произведениях, где исторические события стали главными героями. В контексте этой темы нельзя не вспомнить о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». История запоминает тех, кто оказался на гребне народной стихии и формально возглавил ее движение. Л.Н. Толстой описывает лидеров стран, которые участвовали в войне 1812 года. Их биографии мы проходим на уроках до сих пор и хорошо знаем, потому что решения этих людей характеризовали глобальные исторические процессы. Так, Наполеон стал известен благодаря тому, что оказался главным действующим лицом французской революции. Он играл роль символа движения западных цивилизаций на восток и формально командовал этим вторжением, однако на деле его власть была лишь выражением народной воли, как считает автор. Многие исследователи ошибочно полагают, что французский император вошел в историю из-за гениального дара полководца или иных личных достоинств, но Толстой убедительно доказывает, что заслуга Наполеона заключается лишь в том, что он воплощал в себе идеологию революционной жизни народа и оказался в нужном месте в нужный час. Он занял свое место в учебниках, так как, находясь в высших эшелонах власти, выразил стремление европейской цивилизации на восток, став лидером народных масс. Именно такие люди, восприимчивые к голосу своей нации, играют важную роль. Как мы видим, «Война и мир» — книга, которая погружает читателя в исторические процессы того времени, а значит, служит источником знаний, незаменимых для патриота. Не менее знаковое произведение — «Слово о полку Игореве». О том, как думали и что чувствовали наши предки, мы узнаем только из литературных творений интересующей нас эпохи. Ни один другой памятник не расскажет о таких тонких материях, как ментальность и мировоззрение людей. Например, древнейшим творением, написанным на русском языке, считается «Слово о полку Игореве». В речи автора соединились эпическая мощь и лирическая нежность нашего великого и могучего русского языка. Из произведения мы узнаем подробности о быте, нраве, вере и духовных ценностях наших предков. Так, автор упоминает о дурном природном знамении в виде солнечного затмения, которого древние люди очень боялись. Противостоять угрозам им помогали другие силы природы: Ярославна просила о заступничестве у ветра, солнца, реки. Игорю помогали животные и птицы. Их близость к окружающему миру объясняется языческим прошлым Руси. Не менее интересен подход автора к изображаемым событиям: он искренне радуется за своих героев, чувствуя свою причастность к истории Родины. Благодаря «Слову о полку Игореве» читатель может удержать в памяти образ древней цивилизации, породившей современную Россию. Таким образом, в русской литературе нашли свое отражение многие события из истории нашей Родины. У нас богатые летописи, в которых очень много славных подвигов, достойных вечной памяти. Искусство становится их архивариусом, который служит нам верой и правдой, чтобы мы могли больше узнать об истории своих предков. Аргументы к теме событие русской истории запечатлённое в литературе1) «Бородино» М.Ю. Лермонтов. (Отечественная война 1812 года) Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении «Бородино» запечатлел страшные картины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, поэт рисует образы настоящих людей, которые любят свою родину и готовы защищать её до последнего. Вспомним некоторые строки: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». М.Ю. Лермонтов желает увековечить подвиг предков и напомнить молодому поколению, как важно и даже необходимо быть достойными людьми. Таким образом, память о прошлом, о былых подвигах и ужасах войны поможет новым людям стать более ответственными и храбрыми, перенять у предков лучшие черты, а также не допустить подобных войн вновь.
|