страницы истории поселка репино
История
Репино (до 1948 года — Куо́ккала (фин. Kuokkala)
В средние века деревня Куоккала занимала обширные территории, расположенные в нижнем течении реки Сестры вплоть до её устья. По условиям Ореховецкого мирного договора, в котором впервые упоминается данная территория, заключённого в 1323 году между Новгородом и Швецией, было предусмотрено право русских пользоваться местами рыболовства, расположенными за установленной границей. Это право приграничной рыбной ловли сохранялось более двух веков. По одной из версий, название «Куоккала» — видоизменённая форма от «Коуккула» (от фин. koukku — рыболовный крючок).
Русское и финское население жило здесь по соседству в течение нескольких столетий. Об этом свидетельствует местная топонимика. Второе название Западной Куоккалы — Ванасси. Как полагают, это финнизированная форма имени Афанасий. Уже в XVII веке на перекрёстке прибрежной дороги и дороги на деревню Хаапала (Ленинское) стоял кабак, который в следующем столетии стали именовать кабаком Афанасьева, вероятно, по фамилии его владельца. От него деревня Западная Куоккала и получила своё второе имя.
После открытия в 1870 году Финляндской железной дороги земли стали активно скупаться и застраиваться богатыми петербуржцами. В 1889 году в Куоккале была построена платформа, которая превратилась в станцию в 1897 году. Затем в южной части Куоккалы появилась ещё одна платформа, которая в 1906 году также стала станцией. Она была построена на средства финского предпринимателя, жившего в Санкт-Петербурге, Олафа (Олли) Уллберга. По имени своего основателя станция и прилегающая к ней местность получили вскоре название «Оллила» (совр. Солнечное).
До 1939 года деревня Куоккала входила в состав волости Териоки Выборгской губернии. Она состояла из двух частей: Западной Куоккалы (фин. Länsi-Kuokkala) и Дальней Куоккалы (фин. Perä-Kuokkala). Дальняя Куоккала в свою очередь условно делилась на два посёлка: Оллила и Раяйоки.
В 1948 году посёлок был переименован в честь И. Е. Репина.
Здесь в своей усадьбе «Пенаты» художник жил и был похоронен.
После войны усадьба была восстановлена, и в ней организован музей.
Церковь Преображения Господня.
В 1893-1894 годах, в имении генерал-майора Ридингера в Куоккале, была построена деревянная церковь. «Церковь крепкая, строена и ремонтирована на пожертвования купца Максимова», — писал в дневнике Корней Чуковский. По воспоминаниям писателя, храм посещал Илья Репин.
Деревянная церковь Преображения Господня с остроконечной колокольней стояла на красивом возвышенном месте, сейчас это территория между Кленовой улицей 17 и Приморским шоссе 417. Спустившись с холма можно было выйти на Большую дорогу (Приморское шоссе). Все куоккальские жители, вспоминал академик Д. С. Лихачев, и православные, и лютеране, и католики собирались в русской православной церкви – единственном богоугодном заведении в поселке. На лужайке перед храмом дачники чаще всего и общались, обсуждая газетные и местные новости. В безветренную погоду до Куоккалы доносился звон колоколов Исаакиевского собора. А в пасхальную ночь звонить в колокола местной церкви разрешалось всем желающим, чем многие с удовольствием и пользовались.
Первоначальный храм, построенный в 1894 году, сгорел на Пасху в 1909 году. Был повторно отстроен и вновь горел 9 апреля 1916 года от удара молнии.
Вид второго храма с 1910 по 1916 год
Новое здание этой церкви, построенное в 1917 году, простояло до «зимней» войны 1939-40 гг.
Вид третьего храма с 1917 по 1939 год
Сохранилось несколько изображений куоккальской церкви, выполненной, вероятно, в разные годы, поскольку они несколько отличаются друг от друга. Трудно сказать какой выглядела церковь в первоначальном виде, фотографии дают нам представление о восстановленном здании 1910-х годов и о последнем её варианте, времен независимой Финляндии. В феврале 1925 году был ограблен, унесли дорогие превосходные иконы, крест и другую утварь. Да и прихожан у неё к тому времени осталось совсем немного.
Службу в те годы в этой церкви вел священник Иоанн Яковлевич Цветков, портрет которого Репин писал в 1924 году. До него в этой церкви служил протоиерей Владимир Петрович Анненский, умерший в феврале 1920 году, сменивший в 1916 году священника Тихона Сергеевича Тихомирова.
Часовня в Пенатах
Существовала еще и часовня Юрия Репина в «Пенатах».
Есть сведения в Интернете, что в 1910-ые годы на территории усадьбы Ридингера имелась и небольшая православная каменная часовня, изображение которой сохранилось только на почтовой открытке. Здания ридингеровской часовни давно уже нет, а место его расположения затерялось в памяти потомков. Вполне возможно, что эта часовня также стояла на высоком месте. Можно предположить, что ныне тут проходит небольшая Кленовая улица, неподалеку от улицы Глинки, которая помечена на старой карте Куоккалы как «дорога Глинки». По ней можно было спуститься на Большую дорогу, отделенную от залива небольшой рощицей высоких сосен.
Часовня усадьбы Ридингера (1910-е годы)
На этом месте еще несколько лет назад просматривалось каменное основание, фундамент, видимо, оставшийся от часовни Ридингера. По словам местных жителей за послевоенные годы на нем пытались строить то баню, то кафе, то ресторан, но трижды пожар уничтожал постройки. После этого всякое строительство здесь прекратили, оставив основание церкви с подвальным помещением в покое. Но скоро и от этого фундамента не останется и следа, поскольку вся окрестная территория продана частному владельцу, который намерен возвести здесь жилые коттеджи.
Дачники, интеллигенты и революционеры Куоккалы (ныне Репино)
Репино — одно из популярных мест отдыха на Финском заливе. Это поселок в Курортном районе Санкт-Петербурга, известный своими прекрасными песчаными пляжами и музеем-усадьбой Ильи Репина «Пенаты».
Финский залив в Репино
До 1948 года Репино называлось Куоккала (фин. Kuokkala). По одной из версий, его название происходит от финского koukku, что означает «рыболовный крючок». На протяжении столетий здесь сталкивались интересы Швеции и Новгородских земель. Жили в Куоккале преимущественно финны и русские.
Берег Финского залива в Репино
В 1714 году по приказу Петра I близ Куоккалы началось строительство Сестрорецкого оружейного завода. В 1811 году Куоккала в составе Выборгской губернии была передана Великому княжеству Финляндскому, однако в 1864 году Оружейный завод вместе со Сестрорецкой слободой был возвращен в состав Санкт-Петербургской губернии.
Репино, утренний штиль. Вдали видны новостройки Сестрорецка
После того, как в 1870 году было открыто движение по Финляндской железной дороге, Куоккала, как и другие прибрежные поселки, включая Терийоки, превратилась в популярное дачное место. В 1889 году в Куоккале была построена платформа, ставшая в 1897 году станцией. В 1892 году в Куоккале появился телеграф, а через несколько лет — почта. В 1906 году на средства финского предпринимателя Олафа (Олли) Уллберга в южной части Куоккалы была открыта еще одна станция. Вскоре она и вся местность вокруг в честь него стали называться Оллила (ныне Солнечное).
Станция Куоккала, 1904-1909 годы. Не сохранилась. Источник фото: pastvu.com
Куоккала и Оллила превратились в популярное дачное место. Людей привлекала не только красота природы, но и либеральные порядки Великого княжества Финляндского. Неудивительно, что среди дачников здесь было много представителей русской интеллигенции — художников, писателей, поэтов, музыкантов, критиков, ученых и т.п.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Оллила. Построена в 1911 году. Закрыта и разобрана в 1925 году. Источник фото: pastvu.com
Таможня, которая находилась в Белоострове, не была серьезной преградой для отдыхающих. Многие из живущих здесь продолжали работать в Петербурге. Тех, кто жил на побережье круглый год, называли «зимогорами».
Вокзальная площадь станции Куоккала. Фото 1900-1910 годов. Источник фото: pastvu.com
К 1908 году в Куоккале насчитывалось 762 дачи, в Оллиле — 440 дач, проживало 1600 финнов, летом приезжало несколько десятков тысяч жителей Петербурга. Стоимость дач в Куоккале и Оллиле была весьма высока, но существенно дешевле, чем аренда квартиры в столице. Так, по данным за 1913 год, в Оллиле дачи на побережье стоили от 400 до 900 рублей, за 2-4-комнатные крестьянские дома дальше от берега просили 80-160 рублей за лето.
Куоккала. Берег моря. Фото 1900-1910 годов. Источник фото: pastvu.com
В 1899 году участок земли в Куоккале приобрел знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин. В честь римских богов-покровителей домашнего очага он назвал свою усадьбу «Пенаты». Здесь художник прожил 30 лет, до самой своей смерти в 1930 году. Здесь он и похоронен. По инициативе второй жены Репина Натальи Борисовны Нордман (1863-1914), каждую неделю в «Пенатах» устраивались «репинские среды», на которых собирался весь цвет русской интеллигенции.
Усадьба Ильи Репина «Пенаты»
В 1906 году в Куоккале поселился молодой Корней Иванович Чуковский. Сначала он жил в доме с «несуразной башенкой» неподалеку от железнодорожной станции, одно время арендовал дачу бывшего народовольца П.С.Анненкова. В начале осени 1907 года он познакомился с Репиным. В 1913 году при его финансовом содействии Чуковский купил дачу у самого моря, рядом с «Пенатами», которую Репин полностью перестроил.
Дом Чуковских в Куоккале. Рисунок В.Н.Бокариуса
В 1914 году с подачи Ильи Репина Чуковский завел тетрадь для автографов, которую назвал «Чукоккала» (от фамилии Чуковский и названия Куоккала). Её он вел до самой своей смерти. В ней оставили свои автографы, экспромты, шаржи Блок, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Белый, Бунин, Гумилев и другие великие люди. Ираклий Андронников образно назвал её «биографией времени».
Обложка «Чукоккалы»
В Куоккале и Олилле жили и другие известные люди того времени: Леонид Андреев, Юрий Анненков, Владимир Короленко, Сергей Сергеев-Ценский, одно лето тут провел Владимир Маяковский. В 1904-1905 годах здесь снимал виллу Линтула Максим Горький.
В Куоккале прошло детство великого ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева, родители которого на протяжении многих лет снимали в этих местах дачи. Вот как он описывает Куоккалу в своих «Воспоминаниях»:
И какие только национальности не жили в Куоккале: русские, финны-крестьяне, сдававшие дешевые дачи (с финскими мальчиками мы играли в прятки и другие шумные игры), петербургские немцы, финляндские шведы, петербургские французы и итальянская семья Пуни – с необыкновенно темпераментным стариком Альбертом Пуни во главе, вечным заводилой различных споров, в которых он всегда и вполне искренне выступал как отчаянный русский патриот.
На благотворительных спектаклях стремились поразить неожиданностями. Ставились фарсы, шутили над всеми известными дачниками. Мой старший брат Миша играл в куоккальском театре в фарсе Е. А. Мировича (Дунаева) «Графиня Эльвира». Но были и «серьезные» спектакли. Репин читал свои воспоминания. Чуковский читал «Крокодила». Жена Репина знакомила с травами и травоедением.
Почти все (кроме новичков) были знакомы друг с другом, ходили друг к другу в гости. Создавали благотворительные сборы, детские сады на общественных началах. Взрослые и дети вместе играли в крокет, в серсо, в рюхи. На даче у Пуни большими компаниями катались на гигантских шагах, делали на них «звездочку», при которой «закрученный» другими катающийся взлетал очень высоко — почти вровень с макушкой столба. Пожилые играли в саду в винт и преферанс. Неторопливо беседовали. Общественным местом была церковь, где собирались все, в том числе лютеране и католики, но стояли в ней не всегда полностью всю службу, а выходили на лужайку, где были врыты деревянные скамейки и можно было поговорить, посплетничать.
Жизнь дачной местности летом была совершенно непохожа на современную. Дачники постоянно общались, ходили друг к другу в гости, обсуждали все новости — как газетные, так и местные. Каждый заботился о своей репутации, о том, что о нем говорят. Наряжались не только для того, чтобы похвастаться своей портнихой, но и чтобы создать «свой образ». Мария Альбертовна Пуни одевалась экстравагантно, другие — подчеркнуто скромно или «строго» — в аристократическом вкусе.
Все это создавало культуру. Культура дачного общества была повторением русской культуры в целом, но в меньшем масштабе. Она носила разговорный характер. Мнение каждого вырабатывалось в беседах с друзьями, иногда в спорах, которые не вели к вражде, но создавали интеллектуальную индивидуальность каждого.
К прогулкам готовились за неделю. Обсуждались наряды. Прогулочный костюм должен был быть скромным и вместе с тем красивым. Обувь! — это был главный вопрос для дам. Готовились бутерброды, закуски, напитки. Надо было не только поесть семье, но и угостить знакомых.
Но не только интеллигенцию привлекала Куоккала. Здесь нашли убежище скрывающиеся от царского режима революционеры, которые называли Финляндию «красным тылом революции». В 1905 году революционный деятель Гавриил Давидович Лейтейзен (1874-1919) снял дачу «Ваза», ставшую местом нелегальных встреч. В 1906-1907 годах здесь жил В.И.Ленин, бывали Н.К.Крупская, М.И.Ульянова,В.Д.Бонч-Бруевич, А.В.Луначарский, Роза Люксембург и другие.
Дача «Ваза» в Куоккала. Источник фото: pastvu.com
После Октябрьской революции Куоккала оказалась на территории Финляндской республики. Граница с Советской Россией прошла совсем недалеко — по реке Сестре около Сестрорецка. 23 апреля 1918 года на станции Куоккала произошел бой между белыми и красными финнами. Дом К.И.Чуковского был разграблен…
Сосны на берегу Финского залива в Репино
С 1924 года Куоккала вновь стала функционировать в качестве курорта. Однако многое изменилось за прошедшие годы: не было здесь прежних петербургских дачников, давала о себе знать близость границы. В период с 1930 по 1940 год была утрачена дача «Ваза» — то ли ее разобрали, то ли она сгорела: финнов большевистские реликвии вряд ли интересовали. В «Пенатах» доживал свои годы одинокий, лишенный прежнего блестящего общества Илья Репин.
Штиль
В ноябре 1939 года Куоккалу захватили советские войска. В конце августа 1941 года её вновь заняли финны, а в июне 1944 года разрушенная войной Куоккала окончательно стала советской. От усадьбы «Пенаты» остались лишь обгоревшие руины.
Чайки
После войны жизнь в Куоккале начала возрождаться. На место финнов переселились новые люди, приехавшие сюда из разных уголков Советского Союза. Дом Чуковского перешел в собственность Управления дачного обслуживания Ленисполкома. Права на него обласканный советской властью К.И.Чуковский так и не смог вернуть. Постепенно ветшающий дом, не имеющий охранного статуса, сгорел в 1986 году. «Пенатам» повезло гораздо больше: 24 июня 1962 года воссозданный дом Репина открыл свои двери в качестве музея.
Сосна
В наши дни Репино, как и прежде — курорт. Вдоль Финского залива построены современные гостиничные комплексы, санатории и пансионаты. Летом здесь весьма многолюдно.
Пансионаты на побережье в Репино
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Репино. Историческая справка.
M0ndschein все записи автора Если ехать из Петербурга по северному берегу Финского залива, то через 44 километра Приморское шоссе приведет в поселок Репино (бывшая Куоккала), и вскоре справа, за деревьями, блеснет стеклянными крышами двухэтажный деревянный дом, а у дороги появятся резные узорчатые ворота с надписью: «Пенаты». Это Музей-усадьба И. Е. Репина (1844-1930).
В усадьбе, ставшей в 1940 году мемориальным музеем, великий художник прожил три десятилетия. Здесь провел он остаток дней и здесь же осенью 1930 года был похоронен на холме, который сам определил как место будущей могилы. В то время Куоккала была финской территорией. В «Пенатах» стояли два дома. В том, что вблизи дороги, жил со своей семьей Юрий Ильич Репин, сын художника и сам художник. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Она открывала для осмотра его мастерскую многочисленным посетителям, желавшим видеть, как жил и работал Репин.
Фасад дома Репина в «Пенатах»
В самом конце 1939 года, ввиду начавшейся зимней военной кампании за Карельский перешеек, дети художника спешно покинули «Пенаты» и перебрались в Хельсинки. «Пенаты» оказались на территории СССР. Делами усадьбы занялась Российская Академия художеств, ставшая правопреемницей Императорской Академии художеств, которой когда-то были завещаны «Пенаты». Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать. Картины и рисунки Репина, предметы обстановки и личные вещи провели в надежных подвалах старинного здания Академии на Васильевском острове все военные годы и всю блокаду. В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. Тогда стало известно, что репинского дома больше нет. Сгорели и дом Юрия, и все беседки в парке. Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Усадьбу решено было восстановить. Исторических материалов хватало. Ведь сохранился архив Репина, содержащий множество фотографий, запечатлевших не только обитателей «Пенатов», их друзей и родных, но и всю обстановку, убранство комнат, вид дома снаружи и парк.
Необыкновенный живописный дар в соединении с большой гражданской чуткостью сделал Репина тем художником, который, по словам его ученика И. Э. Грабаря, стал «героем своего времени. давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались». По-видимому, поселяясь в «Пенатах», Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли навсегда останется для него родным домом, а также символом родины для многих соотечественников, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Но это уже потом, а тогда у дачного забора на Большой дороге прибили небольшую дощечку с надписью: «Vi a Penates». Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что «Пенаты» являются «дачей Н. Б. Нордман». Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным. Считалось, что он поселился «на даче г-жи Нордман». Спустя много лет художник признался в одном из писем, что Нордман была бедна и он хотел оградить ее от лишений на случай своей смерти. Судьба же решила иначе. Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). Приехавший в Швейцарию Репин не застал Наталию Борисовну в живых, смог лишь зарисовать могилу. Вернувшись в Россию, он обнародовал завещание Нордман, по которому становился пожизненным владельцем «Пенатов». Затем усадьба переходила в ведение Академии художеств, которая должна была сохранить все комнаты, носившие «отпечаток вкусов и привычек Репина». Завещательница подробно расписала правила посещения будущего музея в целях его сбережения от порчи и пожара. Репину пришлось внести в казну Академии около сорока тысяч рублей на будущее содержание усадьбы, и тогда этот дар был принят.
И. Е. Репин и его жена Н. Б. Нордман в «Пенатах». Фото 1905 г.
Но то был лишь конец повести. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. Но наибольший успех принесли ей занятия фотографией, которой обучали на курсах при Русском техническом обществе. Закончив их, Нордман стала участвовать в конкурсах и однажды получила серебряную медаль за снимки уличных типов и жанровых сцен. Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. В 1899 году она сделала серию портретов художника в разных поворотах головы, как на ленте кинематографа. Один из портретов был помещен на обложке книги «Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина» (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман.
В мае 1900 года хозяева «Пенатов» уехали в Париж. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. В Париже купили новый фотоаппарат «Кодак». Репин учился снимать. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета» (1901-1903). Изучив на коллективном снимке повадки, жесты и положение моделей, Репин усаживал их соответственно для написания этюда, а затем фотографировал. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. К концу работы художник держал в руках, помимо знаменитых портретных этюдов, и документально запечатленную сцену, где зафиксированы детали одежды, ордена и прочие аксессуары.
Какой простор!
Во время переезда в «Пенаты» Репин еще продолжал оставаться профессором-руководителем мастерской в Академии художеств, и его многочисленные ученики, некоторые из них впоследствии стали знаменитыми, были серьезно озабочены стремлением учителя их покинуть, переехав в Куоккалу.
А.М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин на «Аллее Пушкина» в «Пенатах» 18 августа 1904 года
Так, А. И. Куприн в 1920 году вспоминал события пятнадцатилетней давности, когда ему довелось видеть работу Репина над портретом М. Ф. Андреевой: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне); Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой. «
Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. В то трагическое для России время в дачную Куоккалу переместился в какой-то мере центр общественной жизни. Вообще Финляндия, имевшая некоторую автономию в царской России, притягивала русскую интеллигенцию ощущением свободы. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в «Пенаты». Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. Репин зарисовал Горького читающим только что написанную драму «Дети Солнца», а рядом слушающих Стасова и Н. Гарина-Михайловского. Тогда же писал он портреты В. В. Стасова, М. Ф. Андреевой и особенно полюбившегося Леонида Андреева, с которым впоследствии художника связывала настоящая дружба.
В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. Освещение получилось прекрасное. И теперь, когда посетители, осмотрев комнаты первого этажа, поднимаются на второй и распахивают дверь в мастерскую, у многих вырывается невольный возглас восхищения, будто они попали в богато украшенный дворец. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была совершенно пустой.
Помимо работы над новыми произведениями Репин часто обращался к старым сюжетам. Он снова писал начатую еще в 1870-е годы картину «Крестный ход в дубовом лесу», сделал новые варианты таких вещей, как «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца», 1909) и «Дуэль» («Поединок», 1913). Были написаны несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» (1904), «17 октября 1905 года» (1907-1911), «Защитники Москвы» и «В осажденной Москве» (1912), «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (1914).
Для некоторых картин позировал молодой литератор, с которым Репин познакомился осенью 1907 года. В судьбе обоих знакомство оставило глубокий след. Это был Корней Иванович Чуковский, ставший свидетелем создания многих картин Репина, спутником в поездках, а также редактором литературных трудов художника, объединенных в книге «Далекое близкое».
Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему».
Часто и в «Пенатах» собирались чисто литературные «среды». После осмотра мастерской и знакомства с новыми картинами художника приглашенные оставались обедать. Обеды в «Пенатах» были не совсем обычными, они приготовлялись только из растительных продуктов. В газетах того времени журналисты состязались в остроумии, расписывая «супы из сена», которыми потчевали несчастных гостей, совершавших потом набеги на станционный буфет. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Многие знали вышедшую в 1870-е годы статью А. Н. Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», в которой излагались основы питания «безубойными» продуктами. На Репина большое впечатление произвела и моральная проповедь Л. Н. Толстого, считавшего, что человек может и должен стать лучше, отучившись убивать другое живое существо для своей пользы. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то избирательным, и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, пришлось перейти на смешанное питание. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом.
Беседка «Храм Озириса и Изиды». В репинские «среды» эта беседка часто служила эстрадой для концертов, докладов и лекций. (Восстановлена в 1960 году).
В парадную столовую превратили ту большую комнату первого этажа, в которой Репин прежде работал. Там и поставили знаменитый круглый стол с вертящейся серединой, о котором тоже многие писали. Репин и Нордман пересмотрели множество конструкций, прежде чем заказали «построить» стол местному столяру-краснодеревцу Пекко Ханикайнену. На среднюю, поворотную, часть до начала обеда составлялась вся снедь, служащие в доме садились вместе с гостями. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики.
Стремление постигнуть природу творческого человека было предметом мучений Репина, его надежд и разочарований. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно, изобразив писателя сжигающим второй том «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя», 1909). В 1910 году по заказу Лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в Прагу.
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года