страницы истории общественной мысли кратко
Страницы истории общественной мысли кратко
Маловичко С.И., доктор исторических наук, профессор
Мухутдинов А.А., кандидат исторических наук, доцент
Реснянский С.И., доктор исторических наук, профессор
Основой курса лекций по истории общественной мысли в России является, в первую очередь, история развития исторического мышления. Отечественная традиция размышления о прошлом претерпевала изменения вместе с развитием древнерусской, а затем русской культуры и, конечно, появлением научного знания. Русское историческое мышление на протяжении столетий было зависимо от общих, но нередко и отличных для европейских народов традиций памяти и форм как научного, так и ненаучного мышления.
В лекциях мы применяем широкий контекстуальный подход к рассмотрению общественной мысли в России, соотнося ее (с XX в. массовое сознание) с современным ей научным знанием. Авторы обратили внимание на недостаточно освещенные в нашей исторической литературе вопросы о влиянии текста Библии на сознание древнерусского летописца, о жизни некоторых исторических конструкций киевского «Синопсиса» в русской литературе и общественном сознании XVIII–XX вв., о возникновении двух типов историописания: социально ориентированного и научного (на примере исторических текстов М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера), о политике памяти, которую пыталась провести посредством своего сочинения Екатерина II. Кроме того, мы сосредоточиваем внимание на феноменах интеллектуальных практик, связанных с восприятием времени, конструированием в сознании россиян отношения к «справедливым» и «несправедливым» войнам в прошлом, появлением евроцентризма и ориентализма. В отдельных темах предлагается рассмотрение сложного процесса перехода от традиционного восточного восприятия прошлого (на примере Северного Кавказа) к европейской модели линейной истории, восприятие и написание истории непрофессиональным историописателем (выпускником гимназии), а также соотношения научного исторического знания, общественного сознания и осуществления политики памяти политическими элитами.
Говоря об общественном сознании XVIII – начала XX вв. мы придаем большее значение источникам, отразившим человеческую субъективность: воспоминания, публикации в периодической печати, выпускные сочинения гимназистов и т. д. Такие источники наполнены информацией, несущей культурно-историческую специфику своего времени, а также представления, характерные для определенной социальной группы или общества в целом. В указанных исторических источниках отражены важные для современного исследователя убеждения и предпочтения, иерархия ценностей их авторов. Конечно, их использование предполагает активную позицию исследователя. Внимательное чтение, например, материалов периодики или сочинений гимназистов (являющихся продуктами человеческого интеллекта того или иного периода), позволило нам вычленить категории мышления, способы постижения окружающего социального мира и его презентацию людьми, не принадлежавшими к науке. Однако следует помнить, что мышление авторов, конструировавших культурно-исторические образы, формировалось наукой, образованием, мировоззренческими установками, господствовавшими в их современности.
Изучаемые черты общественного и исторического мышления прошлого были составной частью интеллектуальной сферы людей, которые объясняли/постигали прошлое и настоящее в свете определенных понятий и метафор, данных им культурой, в границах которой им суждено существовать и мыслить. Они старались быть современными, как им казалось, давали читателю логичные описания и объяснения, но не придавали значения тому, чему придает значение наша культура. Поэтому, выстраивая дистанцию между нашей культурой и культурой познаваемого прошлого, мы должны учитывать ее формы, идеологию и мыслительные способности людей того времени. На наш взгляд, затрагиваемые в учебном пособии темы важны для современного образованного человека, так как обращение к интеллектуальной культуре прошлого в какой-то степени позволяет нашей культуре понять свои собственные качества.
Факторы самобытности русской истории
1. Основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.
2. Влияние на русскую историю различных факторов:
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль
Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.
2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.
• Наиболее широко были распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал «Пчела», инициировавшая создание в 1765 г. Вольного экономического общества.
Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.
Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.
• Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Я. И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков высмеивал не абстрактные «пороки человека», а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». В 1792 г. Новиков за связь с прусскими масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.
К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.
2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М. М. Щербатов («Путешествие в землю Офирскую» и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению Российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.
2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси
§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным
§ 1. Общественная мысль
§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы
Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия
Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Макиавелли (1469–1527), секретарь флорентийского правительства в период антимедичейской республики, в трактате «Государь» обращается к дому Медичи с призывом освободить Италию от варваров. Гвиччардини пишет первую «Историю
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в. § 1. Национальные корни отечественной культуры и иностранные влияния.«Золотой век» русской культурыТермин «культура» происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи
3. Быт и общественная мысль
3. Быт и общественная мысль В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается
4. Литература и общественная мысль. Театр
4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был
3. Литература и общественная мысль
3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.
4. Литература и общественная мысль
4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев
4. Общественная мысль. Уровень жизни
4. Общественная мысль. Уровень жизни Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры,
2. Наука, литература и общественная мысль
2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает
Урок-лекция по обществознанию на тему: «Страницы истории общества и общественной мысли» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Страницы истории общества и общественной мысли.
1) обеспечить учащихся возможностью овладеть знаниями, которые накопило человечество о природе человека, возникновении общества и его развитии, многовековом
2) сформировать умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников;
3) развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними;
4) способствовать формированию уважения к многовековой истории, помочь понять проблемы и реалии современного мира;
«Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией»
(341-270 до н.э. греческий философ-материалист)
1.Представления о человеке и обществе на уровне мифологического сознания.
3. Платон и Аристотель об обществе и государстве.
5. Философия эпохи Возрождения.
6. Немецкая классическая философия.
7. Постклассические мыслители.
8. Современный этап развития философской мысли.
Люди издавна пытались объяснить существование общества: как оно появилось, в каком направлении меняется общественная жизнь? Какое место отводится людям в этом многообразном мире?
В разные исторические эпохи люди давали неодинаковые ответы на эти и подобные им вопросы.
На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология (греч.- предание, сказание). Мифы стали первоначальными формами духовной культуры человека. Они объясняли человеку в древности происхождение мира, Вселенной (весь сущ. материальный мир, безграничный во времени и пространстве), самого человека, происхождение Солнца, Луны, различные явления природы (весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества).
Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бытия искали религия и философия (с греч.- любовь к мудрости, любомудрие).
Главные вопросы философии:
-происхождение мира (космос);
-возникновение биологической жизни;
-что первично: материя или сознание?
Проверьте свои способности к философии (ответы Фалеса)
1.Что старше всего? ( Бог, ибо он не рожден)
2.Что больше всего? (пространство, охватывает весь мир в котором вмещаются вещи)
3 Что прекраснее всего? (мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью)
4.Что мудрее всего? (время, оно уже породило одно и породит другое)
5.Что обще всем? (надежда, ее имеют и те, у кого нет ничего другого)
6.Что полезнее всего? (добродетель, ибо, благодаря ей, все иное может найти себе применение и стать полезным)
7.Что самое вредное? (порок, ибо в его присутствии портится почти все)
Индия и Китай, Греция стали цивилизациями, где появились религиозно-философские картины мира, оказавшие влияние на мировоззрение многих поколений людей.
Вся история мировой философии представляет собой борьбу двух основных направлений:
МАТЕРИАЛИЗМА и ИДЕАЛИЗМА
Согласно локаята все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Существует только земная жизнь.
В это же время начинает развиваться материалистическое мировоззрение в Китае.
По представлениям древних китайцев, человек объединяет темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает срединное положение в мире.
Данные положения развивали сторонники ДАОСИЗМА (дао-путь).
Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. В древневосточной философии еще не сложились представления о человеке как личности, отделенной от космоса.
Античность – история и культура древней Греции и Рима.
Начиная с VI века до н. э. философия получает бурное развитие в ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Древнегреческие философы задумывались над сущностью природы космоса, мира в целом, критиковали мифологию. Главные вопросы, которые исследовали античные философы это: человек, общество и государство. Они разработали такие понятия и категории, как бытие, сознание, познание и др. Греческий корень –косм- означает «порядок».
Первыми древнегреческими материалистами были представители милетской школы.
Древние греки любили задавать вопросы не только другим, но и самим себе. Вот диалог Фалеса с самим собой:
-Что такое вот эта штучка в перстне?- Аметист.
-Что такое аметист?- Камень.
-Что такое камень?- Вещество.
-Что такое вещество.
На этот вопрос ответа не нашлось. Оказалось, в языке еще нет слова, определяющее само это понятие. Тогда греческие философы решили придумать это слово. Придали слову «лес» новое значение (т.е. «лес» в смысле строительный материал). Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово как материес. Так возник термин «материя»
ФАЛЕС (ок.625-547 г. До н. э.)
Согласно его учению, первоосновой всего существующего является единое материальное начало-вода. Все произошло из воды и в конце концов превращается в воду. Исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), считал, что вода- источник жизни.
АНАКСИМАНДР (ок.610-540г. до н. э.)
АНАКСИМЕН( ок.588-525 до н.э.)
Первой формой ИДЕАЛИЗМА в Древней Греции было пифагорейство.
Основатель – Пифагор (ок. 580-500 до н. э.).
Соотношение двух звуков одновременно называется гармонией.
Верхний звук- вершина;
Греческий мудрец попытался установить, кто из людей сильнее: мужчина или женщина?
Большой вклад в развитие материалистических воззрений внес ГЕРАКЛИД (ок. 520 460 до н. э.), написал сочинение « О природе».
Согласно его учению, материальной субстанцией всего существующего в мире является огонь. Все происходит из огня и все, в конечном счете, превращается в огонь. Мир по Гераклиду никем не создан, но существует вечно. «Этот космос не создал никакой бог и никакой человек, но он всегда был и будет вечно живым огнем».
Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением ДЕМОКРИТА (ок.460-370 до н. э.), основателя атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Двигаясь в пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела, распад атомов ведет к их гибели. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела.
СОКРАТ (ок.469- 399 г. до н. э.), философ-идеалист.
Строение мира, физическая природа вещей не познаваемы;
Знать мы можем только себя самих; «Познай самого себя, тогда познаешь и весь мир»,
« Я знаю только то, что ничего не знаю», « Я – человек и, следовательно. Ничто человеческое мне не чуждо»
Философ- софист, материалист, скептик
«Человек есть мера всех вещей»
Пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной мысли
В основе его учения лежит принцип деления бытия на реальный мир (идеи) и нереальный (чувства). Мир идей, по Платону, существует вечно, отдельные же вещи, явления преходящи.
Душа – понятие, которое отражает внутренний мир человека.
(«звезда упала- одновременно кто-то родился и кто-то умер»)
Душа создается один раз. Происходит переселение души в нового человека. В животное или растение. Самое большое наказание- переселение души мужчины в женщину (лучше в животное).
Душа имеет три компонента:
— аффективный (страстный)- мужество;
Платон дает детальное описание существующих обществ:
—тимократия ( честолюбие)- власть честолюбцев, каждый занят своим делом, не вмешивается в дела других, (все стремятся к накоплению богатства);
—демократией ( извращенная форма олигархии)- власть бедных;
—тирания (власть одного)- возникает как вырождение демократии.
Согласно Платону, нужно создать идеальное государство, где будут:
Справедливость (жить по душе)
« каждый имел свое и исполнял свое», «дело по душе должно быть»;
2.Должна быть общность имущества ( в т. ч. жены и дети)
АРИСТОТЕЛЬ (384- 322 до н. э.), ученик Платона, философ-материалист воспитатель Александра Македонского. Автор высказывания: « Платон мне друг, но истина дороже». Основатель афинского ликея.
Сочинения: «Политика», «Риторика», «Этика», «Метафизика».
В философии различал:
1) Теоретическую часть- учение о бытие, его частях, причинах и началах;
Считал первоосновой материю и форму (сущностное понятие бытия)
Определил место человека в природе.
Называл три вида жизни:
— растения (душа и форма)- стремятся к воспроизводству;
— животные (душа)- способны к ощущению;
— человек (душа)- способен к размышлению;
Каждая душа включает в себя предыдущую (жив., раст.).
В зависимости от души человек ведет растительный или животный образ жизни.
В человеке должна быть этика (мораль).
Цель- показатель разумности.
Все стремятся к благу.
Благо- хорошая жизнь и деятельность ( добродеятельность):
а) умение верно ориентироваться в любой обстановке;
б) умение выбрать правильно надлежащий поступок;
в) умение верно определять местонахождение добра (середину).
В человеке может быть избыток, недостаток и норма добродеятельности.
Человек свободен в выборе добра и зла.
Аристотель определял, что политика- учение о государстве.
Он считал, что все люди имеют один корень бытия и поэтому необходимо создать единое мировое государство. Создал классическую идею происхождения государства:
СЕЛЕНИЕ (разросшаяся семья)
ГОСУДАРСТВО ( разросшееся селение)
Государство— совокупность людей, состоящих в кровном родстве ( группа родственников).
Аристотель предлагал три основания выделения форм государства:
а) количественное (кому принадлежит власть)
б) качественное (правильно или нет осуществляется управление в государстве;
в) имущественное (бедные или богатые стоят у власти).
1.Монархия (один правит во имя всех).
2.Аристократия (меньшинство правит во имя всех).
3. Республика (большинство правит во имя всех)
Тирания (один правит только во имя себя).
Олигархия (меньшинство правит во имя богатых).
Демократия (большинство правит во имя бедных).
Каждый тип легко переходит друг в друга.
ЦИЦЕРОН (106- 43 до н. э.), философ- материалист
Сочинения: «О государстве», « О законах». « О границах добра и зла».
Определял три формы государства: монархию, олигархию, охлократию. Предлагал слить все формы государства в одну.
-Подготовить сообщения о римских философах (реферат + краткое изложение основных идей)
-выписать из словаря: орфики, киники, стоики, софисты, скептики. гедонизм
-эссе «Возможна ли полная атараксия?» (атараксия греч.- невозмутимость).
-размышление «В чем смысл жизни?».
Тесно связана с религиозной формой познания. Развиваются основные философские доктрины: патристика (догмат христианства), схоластика (греч. школьный, обоснование христианского вероучения), теология (богословие). Разрабатывается проблема соотношения философии и знания, показывается власть Бога над человеком. Чем проще человеческая душа, чем меньше в ней знаний, тем короче путь к Богу.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
Христианский богослов, философ- мистик, философ патристики, епископ в греческой колонии в Африке.
Сочинение «О граде божием» 426г.
Мировоззрение Августина – теоцентрично ( бог пронизывает все).
История человечества есть история борьбы царства света (царства божьего) с царством тьмы, под которым понималась любовь к себе и ненависть к другому.
«Без веры нет знания, нет истины».
«Любовь к себе, доведенная до презрения себя как греховного существа, суть- любовь к богу, а любовь к себе, доведенная до презрения к богу- есть порок»
Итальянский богослов и философ, философ- схоласт, теоретик инквизиции, причислен к лику святых.
Сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников»
Первопричиной всего сущ. считал бога.
Приводил пять доказательств бытия божия:
1.Доказательство от движения:
В мире все движется. Все движения приводятся в движение другим и т. д.
Однако, цепь двигателей не может быть бесконечной, был предмет, который дал движение другому предмету (этот предмет – Бог).
2. Доказательство от производящей причины:
в мире сущ. определенный порядок, первопричина- Бог.
3.Доказательство от необходимости:
Вещи, предметы преходящи, случайны, все в мире сущ. как необходимое (дерево растет, затем погибает
4.Доказательство от степени совершенства:
5.Доказательство от руководства миром:
Судьба – непостижимая предопределенность событий и поступков.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС)
а) возрождение античности;
б) реабилитация человека;
Гуманизм (лат. человеческий) – признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и утверждение своих способностей)
Итальянские гуманисты к четырем основным стихиям воды, земли, воздуха и огня добавили новую, пятую- человека.
Слово quinta essential (пятая сущность) стало синонимом понятия «человек»
Квинтэссенция (лат.- пятая сущность)- самое главное, важное, наиболее существенное.
Философию гуманизма представляли Л.Баттиста Альберти, Э. Роттердамский, М.Монтень, Т.Мор, поэты А.Данте и Ф. Петрарка.
ФРЕНСИС БЭКОН (1561- 1626)
Английский философ- материалист, автор трактата « Новый Органон»
Материя- это совокупность частиц, а природа- совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи явл. движение.
НИКОЛАЙ КРЕБС ( КУЗАНСКИЙ) (1401- 1464)
Немецкий философ-богослов. кардинал
Сочинения « Об ученом незнании», « О происхождении»
Центром мира может быть любая точка.
Человек- малое подобие Бога, должен стремиться к гуманизму.
Для этой эпохи характерно:
1.Распространение научных знаний;
2.Уверенность в мощи человеческого разума.
Чел. разум может все.
3.Опора на материалистов античности (Демокрит).
Человек рассматривается как человеческая природа.
Природа = растительная природа + животная природа + человеческая природа
Человеческое общество рассматривается как результат договора между людьми.
Общество проходит несколько стадий:
-стадия естественного состояния;
-стадия заключения общественного договора;
-стадия цивилизованного состояния;
Английский философ – материалист
Сочинения: « Философские элементы учения о гражданине», « Левиафан»
Сложное тело природы, создатель искусственных общественных систем, совокупность страстей, сил, потребностей.
Люди от природы подвержены гневу, страху и другим животным страстям.
Человек действует исходя из любви к самому себе, враг другому человеку вследствие своего эгоизма. Люди равны от природы друг другу.
Мир – совокупность тел, подчиненных законам механического движения.
Создал учение об этапах сущ. человека и общества:
-естественное состояние людей;
-война всех против всех;
-человек сам творит свое бытие;
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (н-р: п\о, р\в, феод., капит., русское, американское и т.д.)
В обществе должна властвовать мораль.
Мораль (нравственность) – свод конкретных правил поведения.
« Не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе»
Английский философ- материалист, эмпирик
Сочинения: « Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правлении»
Выделил основные естественные права человека:
-на собственность (результат своего труда)
Определил, как собственность образуется на основе труда:
Труд- источник собственности.
Предлагал различные формы государственного устройства:
-олигархия- власть в руках избранных лиц;
-монархия законодательная власть в руках одного;
Считал, что лучшие учителя- опыт и отечественная история.
Сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии»
«Мыслю, следовательно, существую»
КЛОД АНДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ
Французский философ- материалист
Сочинения: «Об уме», « О человеке»
Человек должен постоянно совершенствовать свое мастерство.
Над людьми должен властвовать закон. Силой развития общества явл. интерес, вытекающий из человеческого самолюбия. Люди всегда стремятся к благу.
Виды блага (интереса):
Интересы не должны противоречить друг другу, а наоборот выражать другие интересы. Развил идею зависимости человека от внешней среды: люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Люди- продукты среды.
Главной является политическая среда (т.е. форма правления, законы, которые есть)
Английский экономист и философ
Сочинение: « Исследования о природе, причинах богатств народов»
Общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда. Т.о., работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя.
Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства.
Отрицал все меры мобильности рабочей силы (человек сам ищет себе работу).
Выделил основные условия процветания государства:
-господство частной собственности;
-невмешательство государства в экономику;
-отсутствие препятствий для развития личной инициативы;
Общество представлял как большую мануфактуру:
— организационный (управленческий) труд- прибыль – класс капиталистов
Т.о. Смит выделял три основных класса общества: землевладельцы, наемные рабочие, капиталисты, все остальные слои населения он относил к непроизводительным классам.
Ученый- энциклопедист, философ- материалист
Сочинения: «О слоях земных», «Размышления о причине теплоты и холода», « О тяжести тел и об извечности первичного движения»
Считал, что материя состоит из атомов, кот., соединяясь, образуют корпускулы (молекулы), а из последних состоят все «чувственные тела». Он впервые обосновал идею вечности и не уничтожимости материи и движения.
Открыл закон сохранения вещества и движения.
« Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же и отнимается у другого».
Писатель, философ- материалист
Сочинения: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии»
В центре философии Радищева- проблема человека с его неотъемлемыми правами:
-сохранность личная (право на жизнь);
-право на собственность;
ПОПОВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКИТОВИЧ
Просветитель, профессор красноречия и философии, поэт, ученик Ломоносова М.В.
Сочинения: «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества»
Все люди по своей природе равны.
ДЕСНИЦКИЙ СЕМЕН ЕФИМОВИЧ
Просветитель, профессор права
Сочинения: « Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения…», «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов…»
Выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого общества:
— скотоводство или пастушество;
Определил причины установления государственной власти:
— физическую (власть сильных);
КЛАССИКИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.Разработали диалектический подход к анализу всех, в т.ч. и общественных явлений:
— принцип внутренней противоречивости;
2. Искали объективные внеприродные основы исторического процесса (в самом человеке)
3.Рассмотрели принцип активности человека как субъекта исторического процесса (творец самого себя, своей истории)
Философ- идеалист, агностик
Агностицизм (греч.- отрицание знания)- учение, отрицающее возможность познания мира.
Сочинения: « Критика чистого разума», « Критика способности суждения»
Заложил основы гносеологии (теории познания). Познание рассматривал как деятельность человека, протекающую по собственным законам.
Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем нет никаких закономерностей, он сущ. вне пространства и времени и лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, т.о. получается, что человек создает, творит мир явлений, законы, действующие в этом мире.
-что я должен делать?
-на что я могу надеяться?
Кант отвечает на эти вопросы так:
-человек может знать о мире на уровне математики и естественных наук;
-поступать по человечески;
Определил правила человеческого поведения:
-легальные поступки (корыстные интересы);
-собственно- моральные поступки (добрые);
« Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству»
Всякая личность- самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, даже для всеобщего блага
Человеческое в человеке восторжествует.
— создание всеобщего сената народов;
-воспитание как развитие талантов, форм морального характера;
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ
Сочинения: «Наукоучение», «Опыт критики всяческого откровения»
Рассматривал человека как субъекта исторического развития.
Исходным пунктом является Я.
3) Не Я сущ. в Я (единство)
(любое бытие- принцип внутренней противоречивости)
Любой человек- единство Я и не Я.
Человек должен действовать, действовать, действовать.
(как у Ленина: учиться, учиться, учиться)
« Счастливым и свободным может быть только совестливый человек. Поступай согласно своей совести»
Определил три этапа в развитии человечества:
-человек свободен как эстетический субъект;
-научная, мыслящая свобода;
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
Сочинения: «Феноменология духа», « Наука логики», « Философия права», « Лекции по истории философии», « Лекции по эстетике», «Лекции по философии истории»
Это начало активно и деятельно, его деятельность состоит в мышлении, т.е. самопознании.
Этапы развития абсолютной идеи:
-развитие идеи внутри себя;
Различал три периода в истории человеческого общества:
Индия, Китай, Персия ( Иран)- не было свободы, кроме одного;
Германский мир-свобода всеобщая ( гражданское общество)
— землевладельческое (землевладельцы, крестьяне);
— промышленное (наемные рабочие, купцы, фабриканты);
— всеобщее (чиновники госуд. аппарата);
Зафиксировал неравенство, внутреннюю противоречивость общества, отрицательные последствия разделения труда в человеческом обществе.
Гегель разработал учение о диалектике, сформулировал основные законы и категории.
Диалектика ( греч. – веду беседу, рассуждаю)- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
В диалектике наблюдаются две тенденции (две стороны):
— революционная (« все течет, все изменяется»);
— консервативная (несмотря на постоянные изменения, в определенных границах предметы и явления остаются самими собой);
Все явления между собой связаны. Связи бывают существенные и несущественные, главные и второстепенные.
Существенные связи между явлениями, характеризующиеся устойчивостью и повторяемостью, называются законами.
Законов природы много. Все они изучаются той или иной наукой. А самые общие законы, которые лежат в основе частных законов, изучаются философией.
I Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Этот закон показывает, как происходят изменения.
( н-р, изменение черт характера)
Мера— количество и качество, взятые в единстве.
Первыми в процессе развития всегда изменяются количественные показатели.
Т.о. количество порождает качество и наоборот (н-р., закрытый сосуд с водой при замерзании лопается; вода при замерзании расширяется т.е. новое качественное состояние воды порождает количество)
II Закон единства и борьбы противоположностей.
Это главный закон. Он показывает, в чем источник движения.
Все явления раздваиваются на противоположности. Между ними идет борьба, кот. заканчивается в какой-то момент гибелью данного явления, данного качества, данной меры и возникновением нового явления, нового качества, новой меры.
Этот закон имеет двухстороннюю структуру:
— единство противоположностей (временно, релятивно (относительно);
— борьба противоположностей (абсолютна, постоянна);
— умножение и деление;
— дифференцирование и интегрирование;
— ассоциация и диссоциация атомов;
— ассимиляция и диссимиляция;
— наследственность и изменчивость;
— качество и количество;
III Закон отрицания отрицания.
Этот закон утверждает поступательное развитие мира, но развитие идет не по прямой линии (снизу вверх) и не по кругу, а по спирали ( н-р.. бросим в землю зерно, картофель, из них появятся неск-ко зерен, картофелин, при этом семена погибнут).
Умножая два числа со знаком минус, получаем число со знаком плюс.
— эссе « Известное еще не есть понятное» Гегель
ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ
Философ- материалист, атеист, сторонник социализма
Сочинения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», « Основы философии будущего»
Фейербах считал, что мышление не может сущ. вне человека и независимо от него, ибо оно неразрывно связано с деятельностью человеческого мозга, с материальным.
Природа человека составляет его сущность.
Природу человека составляют:
— духовная деятельность (воля, чувства, разум);
— общение человека с человеком;
Счастье— это такое состояние, при кот. существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет свои индивидуальные потребности и стремления, относящиеся к его сущности и к его жизни.
— эссе «Что такое счастье»
— позитивизм; (О.Копт, М.Вебер, Б Рассел, Г. Спенсер)
— экзистенциализм (С.Кьеркегор, Ж Сартр, К. Ясперс, А. Камю)
— натурализм ( Ч. Дарвин. А. Смолл )
— исторический материализм (К.Маркс)
— неотомизм ( Ж. Маритен);
ПОЗИТИВИЗМ ( лат. положительный)
Источник знания- конкретные науки.
Французский философ- позитивист
Сочинение: « Курс позитивной философии»
Предложил изучать общество на научной основе и определил место социологии в системе других наук. Термин «социология» обосновал Конт.
Стадии познания природы:
Английский философ- позитивист
Сочинение: « Система синтетической философии»
Общество рассматривал как биологический организм, законы природы тождественны законам общества.
— поддерживающая система (питание, жизнедеятельность экономическая сфера);
— распределительная (разделение труда);
— регулятивная (подчинение составных частей целому, государству);
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ( философия существования)
Человек- объект научного исследования
СЕРЕН ААБЬЕ КЬЕРКЕГОР
Датский философ- экзистенциалист
Сочинения: « Или- или», «Страх и трепет, « Болезнь к смерти»
«Нужно жить, дыша страданием»
НАТУРАЛИЗМ (лат. природа), социал- дарвинизм
АЛБИОН ВУДБЕРИ СМОЛЛ
Рассматривал социальную жизнь как результат взаимодействия шести классов интересов, ориентированных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость.
Немецкий философ- материалист, основатель научного коммунизма
Сочинения: « Экономическо-философские рукописи», «Немецкая идеология»
Его появление подготовило учение социалистов- утопистов А.Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье, мечтавших о справедливом обществе.
Ввел понятия: практика, общественное бытие, общественно- экономическая формация.
Общество- совокупность отношений, присущих людям
Сущность человека (единство материального и духовного)- сущностные силы (истина, красота, добро, справедливость)- человеческая деятельность ( производственные отношения)- общественные отношения.
Формы проявления сущности человека:
материально- практические отношения:
а) производственные отношения (трудовые)- благо;
б) политико-правовые отношения – справедливость;
-(М) (Д)- духовный компонент- чувство,
материальное определяет духовное и наоборот,
практически- духовная деятельность (ценностно-ориентированная):
а) эстетические отношения (производство красоты);
б) нравственные отношения (добро);
(М) Д- духовный компонент- разум,
определяющим является духовное,
духовно- теоретическая познавательная деятельность:
а) познание природы;
Человек имеет возможность развивать свои сущностные силы.
« Люди- живые, телесные существа.
Чтобы иметь средства к жизни- люди их должны производить»
НЕОТОМИЗМ (философская доктрина католичества)
Сочинения: «Антимодерн», «Интегральный гуманизм»
Выдвинул идею «интегрального гуманизма», призванного перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей.
СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Философ- идеалист, богослов, публицист и поэт
Сочинения: « Философские начала цельного познания», « Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», «История и будущность теократии»
Общественная жизнь и ее формы имеют свой источник в началах самого человека.
Основные начала чел. природы:
— чувства (объективная красота);
— мышление (объективная истина);
— воля (объективное благо);
Три формы воли (общественной жизни):
-материальная (обеспечение необходимых средств существования);
Возникает экономическое общество (земство)
— формальная (отношения друг к другу);
Основной принцип- право
— абсолютная (духовное общество);
Мышление – сфера объективной истины;
Три основных формы:
-материальная (конкретные науки: физика, химия)
Эмпирическое содержание (опыт)
Абсолютная реальность, абсолютное существо
Три основных формы:
— материальная (техническое художество, т.е. материальное творчество);
— формальная (изящное художество: ваяние, музыка, поэзия, живопись);
Три основных формы находятся в координации:
Высшим началом чел. жизни является чувства, высшей степенью чувства является мистика.
Есть закон в развитии общества.
Три этапа в развитии:
I этап— слитость внутри целого,
Период древней истории (до возникновения христианства), все начала человека, все степени их проявления слиты друг с другом;
Общества: теософия (мышление), теократия (воля), теургия (чувства).
II этап— дифференциация элементов внутри целого, с возникновением христианства до вт. пол. XIX в. Отделение общества светского от общества церковного
Вначале была господствующей церковь, затем государство, затем экономическое общество.
III этап— синтез элементов внутри целого, окончательный период чел. общества.
В области чувства- сочетание мистики, изящного и технического художеств в единое целое—-свободная теургия;
В области мышления – гармоничное соединение теологии, философии и науки, общество цельного знания;
В области воли- свободный внутренний союз духовного общества (церкви) с политическим и экономическим обществом ( государством), теократия.
Кто осуществит III этап?
Мусульманская цивилизация, западная цивилизация или славянская цивилизация?
— эссе «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант»
БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Философ- мистик, экзистенциалист
Сочинения: « Философия неравенства», « Философия свободы»
Основной проблемой философии явл. проблема человека. Открывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм (внутренний мир) и микротеос («малый бог»).
Он сотворен по образу и подобию Бога.
Человек- существо духовное, физическое и плотское,
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Основные направления философской мысли:
-сциентизм (знания, наука);
Сциентисты считают научное знание высшей культурной ценностью современности, недооценивают негативных последствий стремительного развития науки.
ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Сочинение: «О научном мировоззрении»
Развитие мира зависит от характера деятельности человека.
Разработал теорию о ноосфере (сфере разума).
— эссе «Всякая философия- мировоззрение, но не всякое мировоззрение- философия»
«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно»