страницы истории коми театра

Зачатки театральной культуры в Коми крае относятся уже к первой половине XIX века и связано это явление с семьей Ишимовых, высланных в Усть-Сысольск.

Александра Ишимова, дочь чиновника министерства полиции, подружившись с купеческими дочерьми, уговорила их «снять с головы платочки» и носить волосы «под гребенку», шить нарядные платья по петербургской моде, стала обучать манерам, столичным танцам.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

В 1831 году городничий Булахов по просьбе чиновников и купцов города писал прошение губернатору в Вологду, с предложением об открытии любительского театра в одном из частных домов. Позднее (1833) отправлен для утверждения и список репертуара, в котором значилась 31 пьеса, в то числе 4 оперы и 3 пьесы для детей.

«Господину Вологодскому гражданину губернатору.

Здешнее усть-сысольское господа чиновники, равно и купечество словесно мне объявили, что возымели они намерение временно открыть в частном доме театр, и просят моего позволения начать представления. А хотя указами из Вологодского губернского правления от 25 января и 7 июня 1798 и от 1808 года за № 2664 и велено увеселения в городах желающим производить и за каждое представление взыскивать с содержателя по 10 рублей в пользу воспитательному дому, но ныне без ведома Вашего превосходительства, здешним господам чиновникам и купцам театрального представления позволить я смелости не имею, о чем Вашему превосходительству на благорассмотрение сим честь имею донести и покорнейше прошу на вышепрописанный предмет снабдить меня начальническим предписанием.

Вскоре последовало на то разрешение губернатора.

К сожалению, мы не знаем, кто составил первый городской театральный кружок и какие именно пьесы были поставлены. Но можно сказать, что с этого времени любительские театральные постановки в Усть-Сысольске вошли в традицию, проходили ежегодно в зимнее время 2 раза в месяц. Местом для таких представлений служили купеческие дома.

Учительница Феоктиста Ивановна Забоева вспоминала, что, по рассказам ее родителей, в 40-50-е годы XIX века в Усть-Сысольске постоянно ставились любительские театральные спектакли. «Пьесы разыгрывались» в доме бывшего купца (к тому времени он разорился и перешел в мещанство) Ивана Андреевича Еремеева, некогда купленном им у С. Г. Суханова (дом этот помещался «за кварталами», на самом «краю обрыва Сысолы»). «Дом был двухэтажный, было много комнат, были и большие комнаты-залы, где можно было установить сцену и разместить человек 60-80 зрителей. Разорившийся купец-старик Еремеев жил в этом доме совсем один и охотно отдавал в аренду свой дом за самую низкую цену под театральные представления».

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Ученицы Усть-Cысольского женского училища в карнавальных нарядах. Фото из архива А. Г. Малыхиной

После смерти И. А. Еремеева в конце 50-х годов XIX века его вконец обветшавший дом был разобран, а спектакли стали ставиться в здании бывшей ратуши, где имелся довольно просторный зал.

Состав труппы, разумеется, не был постоянным. В каждом спектакле участвовало 10-15 человек. Но общее число актеров для такого маленького города было весьма внушительным. Судя по сохранившимся рукописным афишам 1871-1874 годов, в спектаклях принимали участие около 40 человек. Прежде всего, это учителя, чиновники и их жены и дочери, а также молодежь из купеческих и образованных мещанских семей.

Артисты-любители, в основном интеллигенция города, выступали в театре безвозмездно. Собранные от спектаклей средства шли в основном на покрытие расходов за аренду помещения, на приобретение грима и других хозяйственных нужд, но также и на благотворительные цели. Рукописная афиша 1871 года извещала о спектакле в пользу учениц женской гимназии. Это была комедия П. А. Каратыгина «Разбитая чашка».

Сбор от спектакля «Женитьба»» Н. В. Гоголя был передан в пользу арестантов городского замка; несколько спектаклей были даны в пользу пострадавших от голода жителей в Самарской губернии, жителей Тираспольского уезда Херсонской губернии, пострадавших от неурожая.

На рубеже XIX – начала ХХ вв. центром театральной деятельности в г. Усть-Сысольске стал народный дом, в котором имелся большой зал со сценой. Здание было построено в 1890-м году, располагалось на территории нынешнего городского парка.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Народный дом общества трезвости в Усть-Сысольске,

где с конца ХIХ века устраивались лекции, концерты и театральные постановки на русском языке

Газета «Вологодские губернские ведомости» 1900 года от 11 февраля писала: «в городе имеется клуб, в котором устраиваются танцевальные вечера, маскарады и спектакли, во время которых играет образовавшийся здесь не так давно оркестр любителей. Помещение хотя и не велико, но обставлено настолько, что имеет вид небольшого театра – со сценой, оркестром и прочим.

20 января в помещении клуба дан был спектакль, прошедший вполне удовлетворительно. Поставлена комедия Полонского «Чужие роли». 2 февраля состоялся 3-й спектакль, шла комедия Островского «Не в свои сани не садись» и в заключении водевиль с пением «Гамлет Сидорович и Офелия Кузьминична». Спектакль прошел очень дружно, с хорошим ансамблем…».

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Репертуар любительского театра был довольно разнообразен, ставились пьесы русских и зарубежных авторов: «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина, «Лекарь по неволе» Мольера, «Усмирение своенравной» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, «На дне» М. Горького, инсценированные рассказы А. Чехова и другие. Но самыми популярными были всегда пьесы А. Островского «Свои люди сочтемся», «Без вины виноватые», «Бедность – не порок», «На бойком месте», «Не в свои сани не садись».

В мае 1917 года усть-сысольским любительским театром впервые на зырянском языке был поставлен спектакль по пьесе Н. Гоголя «Женитьба» под руководством Н. Богословского. Перевод пьесы был коллективным. Полный сбор от спектакля выразился в сумме 386 рублей 36 копеек, большая часть которого была отправлена соотечественникам, находящимся в австро-германском плену.

Первая национальная драма на коми языке «Ыджыд мыж» (Большая вина) была поставлена на усть-сысольской сцене в 1919 году труппой коми артистов-любителей.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Живые картины по сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» в исполнении учеников городского училища

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Актеры-любители после спектакля по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Начало ХХ века

Из источников:

Первые театральные представления // Коми театр : время и люди. Сыктывкар, 2013. С. 7.

Другие источники:

Ишимова А. И. Уездный город 100 лет назад : из воспоминаний А. И. Ишимовой // Голос минувшего. 1923. № 2. С. 49.

Кощавцев В. Самодеятельный театр в Усть-Сысольске : [XIX в. ] // Красное знамя. 1989. 11 апр.

Источник

16-17 декабря в 18.30

92 сезон

История театра

В 1918 году Виктор Савин организовал труппу из любителей сцены и написал для нее драму на коми языке «Ыджыд мыж» (Большая вина). Спектакль был поставлен на сцене в начале 1919 года и восторженно принят зрителем.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра Основатель театра Виктор Савин

В 1921 году сформировался «Сыкомтевчук» (Усть-Сысольское коми театральное объединение). Руководителем и режиссером стал В.А. Савин. «Сыкомтевчук» сыграл большую роль в культурной жизни Коми края. Он функционировал около 8 лет. Назревала необходимость создания профессионального театра.

В 1930 году были организованы месячные театральные курсы. Сценическому мастерству артистов-любителей обучали приглашенные из Московского Дома народного творчества им. Н. Крупской режиссер Берсенев и композитор А. Голицын. Театр получил название КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр). Свой первый сезон КИППТ начал с 8 октября 1930 года. С этого времени театр драмы ведет свое летоисчисление.

Нужно было здание. В различных коллективах города начался сбор средств на постройку областного Дома культуры (Дома искусств), и в 1932 году здание будущего театра было в основном завершено. Зрительный зал на 589 мест с балконом, двухсветое фойе, буфет. Средняя часть здания (над буфетом) двухэтажная. На втором этаже этой части здания располагались репетиционный зал, помещения администрации театра и костюмерная. Задняя часть здания – трехэтажная, к ней примыкала одноэтажная пристройка, в которой располагались художественно-производственные мастерские, склад декораций и другие вспомогательные помещения. Это и был первый Коми областной национальный театр.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра Первые актеры передвижного театра (КИППТ)

Но вплоть до 1936 года театральное искусство в Коми носило характер «самодеятельного национального по форме и пролетарского по содержанию». Только в 1932 году начинают появляться первые профессиональные специалисты — так, художественным руководителем Коми театра становится выпускник Ленинградского техникума сценического искусства Выборов В.П. 14 июня 1936 года Постановлением Президиума Коми Областного исполнительного комитета создается Областной комбинат театральных предприятий, в который возвращаются выпускники Ленинградского театрального техникума: А.С. Тарабукина (Русина), С.И. Ермолин, П.А. Мысов, А.Г. Зин, И.И. Аврамов, И.Н. Попов и другие.

Из слияния самодеятельного русского драматического театра под руководством А. Ходырева, труппы КИППТа и выпускников Ленинградского театрального техникума образован Коми драматический театр, который в августе 1936 года, в день 15-летия Коми Автономной Советской Социалистической Республики, спектаклем «Егор Булычев и другие» по пьесе М. Горького открыл свой первый сезон.

С этого времени драматический театр ставил спектакли как на коми, так и на русском языках. 27 октября 1980 года указом Президиума Верховного Совета СССР драматический театр награжден Орденом Дружбы народов. В 1978 году театру присвоено имя Виктора Савина, а в 1995 году дано звание «академического».

Источник

Сыкомтевчук. У истоков коми театра

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Ровно 100 лет назад в Усть-Сысольске усилиями Виктора Савина была создана первая постоянно действующая коми театральная труппа «Сыкомтевчук» – Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукӧр (Усть-Сысольское коми театральное объединение). Именно она положила начало национальному театру Коми.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Шестьдесят одаренных и активных участников театральной самодеятельности объединились в первый полупрофессиональный театр. Организатором, режиссером и ведущим актером труппы стал Виктор Савин.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Коми театральное объединение «Сыкомтевчук» было официально утверждено Уполитпросветом 14 февраля 1921 года. Свои задачи коллектив видел в том, чтобы «создать народный коми театр, дать малопросвещенному, отсталому народу коми культурное воспитание путем постановок спектаклей на родном языке».

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Свой первый сезон театр открыл пьесой русского писателя Александра Неверова «Бабы» в переводе на коми язык. Перевод осуществили Агния Суханова, Анна Чеусова и Виктор Савин. 26 февраля 1921 года газета «Удж» за подписью «Любитель театра» поместила рецензию на премьерный показ: «12, 13 и 14 февраля 1921 года в народном доме с большим успехом шла драма Неверова в 4-х действиях – «Бабы» на зырянском языке в исполнении «Сыкомтевчук».

Театральные постановки были примитивны: декорации составлялись из имеющейся мебели, подручных вещей. Роли исполнялись в своих костюмах. Парики были редкостью. Бороды и усы за неимением клея крепились вареной картошкой, для имитации бороды использовались кудель или мох, вместо черной краски – сажа. Актеры работали под суфлера. Из музыкального сопровождения была одна гармошка. Несмотря на бедность реквизита, публика охотно смотрела спектакли. Зрители, большинство из которых впервые в жизни видели театральное представление, открывали для себя новое искусство.

Вслед за первой пьесой по примеру агиттеатра военных лет в 1921 году был проведен спектакль-митинг «Золотой клубок» («Зарни ёкмыль») в честь Парижской Коммуны. Еще одним спектаклем-митингом стала специально написанная В. Савиным для «Недели помощи голодающим» пьеса «Долг» («Водзӧс»), рисовавшая жизнь голодающих крестьян Поволжья и призывавшая к оказанию им помощи.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Здание Народного дома, центра культурной жизни в Усть-Сысольске. Фотография 1920-х годов

В начале 1920-х годов имевшиеся в местном репертуаре несколько коми и десяток переводных русских пьес, не могли удовлетворить театральную самодеятельность ни по тематике, ни по художественному уровню. Поэтому наиболее активные участники Сыкомтевчука пробуют писать пьесы сами. Известной популярностью пользовалась, например, детская пьеса Агнии Сухановой «К свету» («Югыдлань»).

Пьеса «Дым» («Тшын») осмеивала пустую мечту нэпманов о возрождении частнособственнического капитала в Коми крае. Усть-Сысольский мещанин Мосей Гришка считает себя высококультурным человеком. Ему претит соседство с «низким» людом, с зырянами, он пренебрежительно относится к родному народу и его «грубому» языку, щеголяет безобразно исковерканным русским. К тому же Мосей Гришка жаден. Какие-то проходимцы обворовывают его, оставляя «в дыму-чаду, как с похмелья». Всем своим пафосом пьеса утверждала историческую обреченность всяких надежд на реставрацию капитала.

Двухчастная комедия «В раю» («Райын») и «Неприкаянная душа» («Инасьтӧм лов») разоблачала церковь, религию, веру в потусторонний мир. Сюжет комедии «В раю» прост: это юмористический рассказ о путешествии духа умершего крестьянина по раю и аду. В пьесе нет развернутой интриги, но благодаря образу центрального героя — весельчака Сюзь Матвея — она стала живой и занимательной. Имя его сделалось нарицательным. Своими песнями и прибаутками, сопровождавшимися игрой на старинном музыкальном инструменте «сигудке», он издевается над «святыми». «Я свою деревню ни на какой небесный рай не променяю»,— эти многократно повторенные слова Сюзь Матвея стали лейтмотивом произведения, звучавшего как жизнерадостный гимн земле и труду.
Спектакль произвел на городских зрителей огромное впечатление. Он вывозился в пригородные клубы – Кируль и Тентюково, в ближайшие села, много раз повторялся в городе.

В 1925-1927 годах Виктор Савин обращается к истории коми народа, в частности к истории бунта усть-куломских крестьян в 1841-1843 годах. Он едет на место событий, ищет стариков – живых свидетелей, изучает архивные материалы. Пьесу называет «Усть-куломский бунт». Сюжет строит точно хронологически, сохраняя подлинные фамилии вожаков и участников событий.
В небольшое село Усть-Кулом в верховьях Вычегды, где насчитывалось всего 750 ревизских душ, из губернского центра г. Вологды направлен отряд в 200 солдат с пушками. Расправа была жестокой: 8 главарей бунта сосланы в Сибирь на каторгу, остальные 110 участников наказаны плетьми.

Драматург на большом историческом материале нарисовал картину подлинных событий. Спектакль был показан трижды. Вот как описал его Андрей Попов в газете «Югыд туй» за 30 декабря 1928 года:
«Кулӧмдінса бунт» кодь ыджыд ворсанторйыд ӧнӧдз миян эз на вӧв. Ыджыд, дерт, не кузянас (мунӧ 4 часысь дырджык, 8 картинаа), не ворсысь лыднас (50 кымын морт), ыджыд мич боксяньыс да тема боксяньыс… Уна йӧза ворсӧмъясыд (торъя нин 3-ӧд да 6-ӧд торъяс) татшӧм лӧсьыдатӧ миян гежӧда артмывлӧ. Мукӧд сценаяс дырйиис весиг сьӧлӧмыд юркнитлас – сэтшӧм бура ворсӧны».

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Группа «Сыкомтевчук» функционировала около 8 лет. Она имела большое значение для знакомства коми населения с новым искусством. Зрители, большинство из которых впервые увидели театральное представление, не замечали недостатков. Для них открылось неведомое: театр учил видеть добро, быть непримиримым к злу и несправедливости. Они входили в мир прекрасного.
В период НЭПа деятельность Сыкомтевчука постепенно свертывается, и к середине 20-х годов коллектив распадается. Попытки возобновить его работу предпринимались неоднократно, но безуспешно. Театральная самодеятельность, даже при известной профессионализации некоторых трупп, не могла удовлетворить быстро растущих культурных запросов нового зрителя.

Если в первые годы после Октября любительские кружки добивались известного успеха благодаря своему энтузиазму и непривычности драматического искусства в глухих деревнях, то впоследствии, как отмечал это сам основатель коми театра Виктор Савин в газете «Югыд туй» за 2 декабря 1922 года «. с переходом на мирное строительство, когда жизнь стала входить в нормальные условия, энтузиазм стал постепенно ослабевать, и театральное дело начало падать. К этому прибавились и другие причины: возросло самосознание населения, произошло перерождение зрителя, старый репертуар (большей частью агитки и малосодержательные и нехудожественные пьески) отжил свое время, а новый не так-то легко было создать. В результате несколько лет подряд театр переживает определенный кризис, стоит на месте и не может двинуться вперед ни на шаг».

Народу коми нужен был профессиональный драматический театр. В 1929 году «Сыкомтевчук» прекратил свое существование в качестве самодеятельного театрального объединения. Назрела необходимость создания профессионального коми театра. Переходом от Сыкомтевчука к профессиональному Коми драматическому театру стал полупрофессиональный Коми инструктивно-передвижной театр, открытый в начале 1930-х годов в Сыктывкаре по инициативе Виктора Савина.

Источники

Использованы фотографии из открытых источников.

Выставку подготовила специалист отдела основного хранения фондов Светлана Черных.

Источник

К середине 20-х годов становилось очевидным, что самодеятельный театр уже не может удовлетворить духовные запросы нового зрителя. Жизнь настоятельно выдвигала задачу создания профессионального театра.

Самое горячее участие в развитии национального театрального искусства принимал драматург Виктор Савин. Он был душой всех начинаний. Благодаря ему в 1928—1929 годах предпринимаются попытки оживить, заново организовать работу Сыктывкарского городского театра.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Предполагалось, что это будет профессиональный театр с более или менее постоянной труппой, основой которой должны были стать лучшие самодеятельные артисты труппы «Сыкомтѳвчук», участники самодеятельности Сыктывкарской совпартшколы и Педагогического техникума; при создании театра предполагалось также, что он будет действовать не только в Сыктывкаре, но и в самых отдаленных селах.

«Сыкомтевчук» долгое время не мог наладить работу. Однако, несмотря на огромные трудности, коллектив продолжал, хотя и редко, ставить пьесы драматургов-коми и переводы русских пьес.

В 1926-1928 годах в театре шли пьесы В. Савина «Инасьтӧм лов» («Неприкаянная душа»), «Ныв грек шобӧм» («Девичий грех»), комедия в переводе В. Савина «Секлетея — непочка», пьесы П. Шеболкина «Кык вок» («Два брата»), В. Савина «Ва шыр» («Водяная крыса») и «Кулӧмдисна бунт» («Усть-куломский бунт»). Как показывает перечень, репертуар этих лет создавался фактически усилиями одного Савина. В 1926-1932 годах им были написаны также пьесы «Дочь пармы», «Знамение», множество одноактных сатирических пьес.

Михаил Лебедев в первые годы Советской власти начал было активно работать над музыкальными пьесами, но к середине 20-х годов почти полностью отошел от театра. Во второй половине 20-х годов им была написана только одна крупная музыкальная пьеса «Настук», причем над музыкой работал опять-таки Савин. Отходит от драматургии В. Чисталев, в этот период не отличался драматургической активностью и Н. Попов. В результате в литературном конкурсе на лучшую пьесу в 1929 году из 25 пьес всего три были написаны профессионалами (Савиным и Лебедевым).

Драматургия Савина продолжала развиваться по двум главным направлениям: он создавал пьесы историко-героические и сатирические, бытовые. Историко-революционная пьеса «Усть-куломский бунт» (1927) раскрывала трагедию народа при царизме. Она рассказывала о том, как в 1841—1843 годах крестьяне села Усть-Кулом поднялись против угнетения, изгнали местное начальство и царских чиновников и обратились «за милостью» к царю. По царской «милости» в село из Вологды отправилась воинская команда, жестоко подавившая крестьянский бунт. Зачинщики были наказаны плетьми и сосланы в Сибирь. Пьеса завершалась трагично.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Но как и первая историко-революционная трагедия Савина «На восходе солнца увял цветок», она была насыщена оптимистической верой в непобедимую силу народа.

Пьеса «Парма ныв» («Дочь пармы») показывала жизнь народа коми на новом историческом этапе, после победы социалистической революции. Она повествовала о борьбе за раскрепощение женщины от патриархального гнета. Остро сатиричен образ Осипа Митрия, главного защитника домостроевских порядков в семье. Это тунеядец в полном смысле слова. Он живет за счет жены и падчерицы, обирает их, насмехается над ними. Моральное поражение Осипа Митрия символизировало победу нового.

В. Савин написал несколько одноактных сатирических пьес преимущественно антицерковного содержания. Вообще же в 20-е годы В. Савиным было написано более двадцати разнообразных пьес. Многие из них поныне пользуются популярностью на клубной сцене.

В 1926 году начал выходить первый литературно-художественный журнал на языке коми — «Тропа» («Ордым»). С 1931 года стал выпускаться журнал «Северная звезда» («Войвыв кодзув»). Все эти важные события в культурной жизни народа говорили о том, что назрела необходимость создания профессионального театра.

Трудное положение театра заставило местные партийные и советские органы уделить ему особое внимание. В результате осенью 1930 года был открыт первый профессиональный национальный театр КИППТ — Коми инструктивный передвижной показательный театр. КИППТ явился основой будущего Государственного драматического театра Коми, организованного в 1936 году, в дни пятнадцатилетия Коми АССР.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Театр первоначально имел небольшую труппу, состоявшую из 13 человек: режиссера, инструктора, гармониста и 10 актеров. Руководитель, режиссер и артист КИППТа — Виктор Савин. Артисты, бывшие участниками художественной самодеятельности, не обладали сценическим опытом.

Среди первых КИППТовцев были П. Мысов, Ф. Юранева и др. Весной 1931 года в передвижной театр влилась еще одна группа энтузиастов, среди которых были будущие известные драматурги-коми Н. Дьяконов и С. Ермолин.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

На помощь КИППТ из Москвы приехали режиссер Бартенев и композитор Голицын. Они вели краткосрочные театральные курсы. Творческую помощь молодому коллективу постоянно оказывал также организованный в Сыктывкаре русский театр и его художественный руководитель А. Ходырев.

За первый год своей деятельности КИППТ показал около 70 спектаклей и концертных программ. Программы своих выступлений кипптовцы часто строили на местном материале жизни колхозников и лесорубов. Актеры бичевали лодырей, пропагандировали опыт передовиков производства. Кипптовцы проводили также большую и политически важную общественную работу непосредственно на селе, в рабочих поселках, среди колхозников и рабочих.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Звезды первой труппы КИППТа. Слева направо: Авенир Сахаров, Анфим Костромин,

Андроник Козлов и Алексей Малыгин с гармошкой. 16 апреля 1931 года

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

КИППТ. 1931 год. На фотографии А. Костромин, В. Савин, П. Мысов, А. Малыгин, С. Ермолин, Н. Дьяконов

Спустя много лет кипптовцы так вспоминали о своей работе:

«Спали обычно в дороге, в санях. Зимой было тяжело, морозы доходили до 40°, но надо было, и мы — комсомольцы — ехали. Мы знали, что нас ждут, что наша работа приносит народу большую, настоящую пользу».

«. Летом на подводах, лодках, плотах, иногда на пароходах ездили мы от села к селу, заглядывая в самые глухие уголки нашего края. Наш приезд был настоящим праздником в деревнях, на лесосплавных участках, в колхозах.

На местных материалах сочиняли куплеты и частушки, высмеивая и критикуя недостатки. Я как-то подсчитал, что за четыре года лично мне пришлось написать более тысячи разных куплетов и частушек; выпускали также стенгазеты. Актеры рисовали для них шаржи и карикатуры, писали заметки и стихи. Я всегда был редактором этих газет»,— вспоминает артист С. И. Ермолин.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

В трудных условиях беспрерывных гастролей по республике комсомольский коллектив КИППТовцев достиг немалых успехов и заслужил уважение городского и сельского зрителя. Работа Передвижного театра получила высокую оценку и во время его выступлений в Москве на Всесоюзном смотре культурно-просветительных учреждений национальных республик в 1931 году, а также на краевой олимпиаде в Архангельске.

Но развитие театра затруднялось недостаточной профессиональной подготовкой коми актеров. Без решения проблемы актерских кадров театр не мог двинуться вперед ни на шаг. Поэтому в 1932 году ряд актеров КИППТ направляется в Ленинград на четырехлетнюю учебу. Из этой группы, подготовленной Н. И. Комаровской и ее ассистентом — режиссером Я. Б. Фридом, вышли первые коми мастера сцены: И. И. Аврамов, П. А. Мысов, С. И. Ермолин, Н. М. Дьяконов, А. С. Русина-Тарабукина, А. Г. Зин.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

«21 июня в Сыктывкар из Ленинграда прибыли заслуженная артистка Республики тов. Комаровская и профессиональный музыкант т. Загорный.

Цель их приезда – оказать помощь Коми-театру. Тов. Комаровская работаем мастером (педагогом) в коми отделении Ленинградского театрального техникума, где готовятся шесть коми артистов. Товарищи Комаровская и Загорный посетили Председателя Коми Облисполкома тов. И.Г. Коюшева. Они сообщили о целях своего приезда, поставили ряд вопросов, которые надо разрешить, чтобы создать в Сыктывкаре постоянную рабочую труппу коми театра и организовать работу по выявлению творческих музыкальных сил из среды коми.

Тов. Комаровская сообщила об успехах коми студентов, идущих впереди всех других групп педтехникума. Из студентов Дьяконов и Мысов хорошо учатся и имеют серьезные данные для того, чтобы быть в будущем режиссерами…

Под руководством тт. Комаровской и Загорного коми труппа дает ряд постановок в Сыктывкаре. Первая постановка будет 25 июня, пойдет пьеса «Лес» Островского.

Из газеты «За Новый Север». 1934. 24 июня. С. 4.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Труппа театра с педагогами Ленинградской студии Н. Комаровской и Я. Фрида. 1936 год.

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Театральная труппа 1936-1938 годов

страницы истории коми театра. Смотреть фото страницы истории коми театра. Смотреть картинку страницы истории коми театра. Картинка про страницы истории коми театра. Фото страницы истории коми театра

Источники:

Микушев А. Коми театр // История советского драматического театра. 1967. Т. 3: 1926-1932. С. 518-520.

Весна коми искусства: (театральное искусство) // 40 лет Коми АССР. Сыктывкар, 1961. С. 130-134.

Савин В. Коми театр йылысь // Югыд туй. 1930. Январ 20 лун.

Заслуженная артистка Республики т. Комаровская и профессиональный музыкант т. Загорный прибыли в Сыктывкар // За Новый Север. 1934. 24 июня. С. 4.

М.С. Кыдзи чужис коми национальный театр // Коми комсомолец. 1936. 5 сент. Пер. загл. : Как зарождался коми театр

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *