страна шамбала в легенде и в истории

Страна Шамбала в легенде и в истории

Опубликовано // Азия и Африка сегодня, 1968, No 5.

Легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета XV в. Но рисуется Шамбала не как страна насилия, а как обитель блаженства и помещается где-то на северо-западе, подобно Утопии Томаса Мора или Атлантиде Платона. Правда, в одном из вариантов легенды имеется пророчество о грядущей войне Шамбалы с еретиками, нечто вроде описания апокалиптического конца мира и наступления вечного блаженства, но опять-таки не торжества мрака и насилия.

Как всякая легенда, концепция Шамбалы имеет свою реальную основу, однако до тех пор, пока хроники древнетибетской религии бон были неизвестны европейским ученым, мысли о Шамбале питали только бредовую фантазию фашистских «теоретиков». Но в 60-е годы тибетские эмигранты опубликовали среди прочих сочинений «Тибетско-шашунский словарь», в котором была помещена карта страны Шамбала в специфической, непривычной для нас проекции. На первый взгляд, эта карта представляется совершенно фантастической, не имеющей никакого отношения к действительности, но научное исследование требует внимания, прилежания и уважения к самым непривычным формам изложения непонятных и неожиданных мыслей. Мы не можем требовать от древнего картографа, чтобы он изображал реальную действительность так, как привыкли видеть ее мы две тысячи лет спустя. Кто знает, может быть, через две тысячи лет и наши географические карты покажутся несовершенными и даже смешными. И поэтому, когда удалось прочесть сначала несколько названий, а потом уже и другие, то оказалось, что неизвестный древний географ изобразил страну, которую мы хорошо знаем по истории древнего мира,

Путь исследования

Прочие названия требуют дальнейшей работы, и, вероятно, не все из них удастся расшифровать и сопоставить с уже известными. Собственно, так и должно быть, потому что древний восточный географ имел много сведений, которых не имели греки, и, следовательно, тибетский вариант географии Переднего Востока должен дополнить те отрывочные сведения, которые донесли до нас Геродот, Страбон и другие западные авторы. Но ведь это только повышает ценность источника, и будущее покажет, насколько он обогатит историческую географию. Нам же сейчас надлежит перейти к следующей проблеме: датировке эпохи создания карты. Отметим для начала, что автор знает город Александрию, стало быть, он жил после Александра Македонского. С другой стороны, на карте нет ни одного римского названия, а это значит, что карта составлялась до завоевания Востока Помпеем. Таким образом, не входя в противоречие ни с одним из названий источника, можно с уверенностью сказать, что автор был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями, Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности.

Ученый не имеет права рассчитывать на доверие своих читателей и, больше того, сам не должен верить себе, пока не убедится в том, что выводы его безукоризненно правильны. Поэтому привлечем другие сочинения, в первую очередь «Биографию Шенраба».

Римский митраизм, побежденный христианством, принадлежит истории, но тибетский, под названием бон, существует до нашего времени. Его не мог сломить даже натиск буддизма, так как воинственные горцы предпочитали оптимистическую религию обожествленной природы, предписывающую верность слову, самопожертвование и любовь к миру, непонятной для них философии мудрецов Индии и Китая. В ответ на уверение в бренности всего сущего и в ничтожности всего земного, а также в бессилии нашего знания они отвечали: «Не слушай болтовню буддистов, твое сердце подскажет тебе, где черное, а где белое», а о том, что они считали «белым», то есть хорошим, гласит бонский гимн:

Как видно из содержания и интонации текста, эта концепция перекликается с наиболее мужественными и жизнеутверждающими настроениями, свойственными человечеству во все века, в том числе и в наше время. Последователи бона прошли через эпохи жестоких гонений, за две тысячи лет повторявшихся неоднократно, и пронесли для нас традицию древней науки, благодаря которой освещены многие темные моменты истории и разоблачены очень вредные предрассудки.

Итак, как ни странно, некоторые события, пережитые нами в XX в., находят себе объяснение в далекой истории, где заблуждения причудливо переплетаются с истиной, но истина их превозмогает.

Источник

Страна шамбала в легенде и в истории

Лев Николаевич Гумилев

Страна Шамбала в легенде и в истории

Французские авторы Л. Повель и Ж. Бержье в исключительно интересной статье «Какому богу поклонялся Гитлер?» (Журнал «Наука и религия», 1966, N 10–11.) отметили, что учителя Гитлера — Дитрих Эккардт, Хаусхофер и Альфред Розенберг — почерпнули свою уверенность в том, что «их несут силы мрака» из тибетской легенды, переосмысленной ими для себя. По-видимому, они убедили и себя, и Гитлера, что эта легенда действительно тибетская и древняя. Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала — центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги — водители народов якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» — сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган, что в этом руководители нацизма якобы видели глубокий магический смысл. Они обосновывали свои злодеяния верой в «силы мрака», но легенда, на которой они будто бы базировались, была плодом и последствием глубокого невежества европейского обывателя XX века.

Легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета XV в. Но рисуется Шамбала не как страна насилия, а как обитель блаженства и помещается где-то на северо-западе, подобно Утопии Томаса Мора или Атлантиде Платона. Правда, в одном из вариантов легенды имеется пророчество о грядущей войне Шамбалы с еретиками, нечто вроде описания апокалиптического конца мира и наступления вечного блаженства, но опять-таки не торжества мрака и насилия.

Как всякая легенда, концепция Шамбалы имеет свою реальную основу, однако до тех пор, пока хроники древнетибетской религии бон были неизвестны европейским ученым, мысли о Шамбале питали только бредовую фантазию фашистских «теоретиков». Но в 60-е годы тибетские эмигранты опубликовали среди прочих сочинений «Тибетско-шашунский словарь», в котором была помещена карта страны Шамбала в специфической, непривычной для нас проекции. На первый взгляд, эта карта представляется совершенно фантастической, не имеющей никакого отношения к действительности, но научное исследование требует внимания, прилежания и уважения к самым непривычным формам изложения непонятных и неожиданных мыслей. Мы не можем требовать от древнего картографа, чтобы он изображал реальную действительность так, как привыкли видеть ее мы две тысячи лет спустя. Кто знает, может быть, через две тысячи лет и наши географические карты покажутся несовершенными и даже смешными. И поэтому, когда удалось прочесть сначала несколько названий, а потом уже и другие, то оказалось, что неизвестный древний географ изобразил страну, которую мы хорошо знаем по истории древнего мира,

Первое, что бросилось в глаза, — было хорошо известное нам название «сак». Кочевой народ саки, родственники скифов, воевали с парфянами в 127–114 гг. до н. э. Сначала им удалось прорваться из Средней Азии в Иран, но потом они были оттеснены на его восточную окраину, в сухие степи, получившие название Сеистан (Сакастан). Это вполне реальное событие заставило нас продолжить поиски, увенчавшиеся успехом. Выяснилось, что центральный город страны Шамбала носил название Барпасаргад, то есть был одной из столиц Ахеменидской монархии. Наличие двух зафиксированных пунктов позволило ориентировать карту по странам света и определить еще несколько важных пунктов. К западу от Пасаргад расположена страна Хос, в которой легко угадать эламский город Сузы; тут филология и география совпадают. Как известно, к западу от Сузианы была расположена Вавилония, где в VI в, до н. э. господствовало семитское племя халдеев. На нашей карте халдеи названы словом, которое мы реконструируем как «гьялд», что соответствует их самоназванию «калду», тогда как греческий, привычный нам вариант отстоит дальше от оригинала. Но самое интересное, что столица этой страны — Вавилон наименован как «Страна, где собраны жрецы». В этом названии отражено характерное для Вавилона обилие языческих культов. Обнадеженные успехом, мы двинулись дальше на запад и обнаружили, что карта заканчивается «Окружным вытянутым морем», на берегу которого расположены Пун (Финикия) и город Несендры, то есть Александрия. Таким образом, наш географ знал о существовании Египта, хотя отзывается о нем крайне нелестно. По его мнению, Египет — это «Страна демонов, крадущих людей» (по-видимому, работорговля и в те времена не вызывала восторга у наиболее интеллигентной части человечества).

Теперь попробуем двинуться от Пасаргад на восток. И там мы встречаем знакомые названия. На своем месте расположена страна Абадара — хорошо известная Бактрия, охватывающая современный Северный Афганистан и современный Южный Таджикистан. Южнее Бактрии лежит «Черная долина страданий», в которой нельзя не узнать страшную пустыню Белуджистана, где чуть было не погибло войско Александра Македонского. И, наконец, к северу от Пасаргад лежит страна Гергайон, знаменитая Гиркания, страна воинственных горцев, которых древние авторы сравнивали с волками (по-персидски «волк» — «гург»).

Прочие названия требуют дальнейшей работы, и, вероятно, не все из них удастся расшифровать и сопоставить с уже известными. Собственно, так и должно быть, потому что древний восточный географ имел много сведений, которых не имели греки, и, следовательно, тибетский вариант географии Переднего Востока должен дополнить те отрывочные сведения, которые донесли до нас Геродот, Страбон и другие западные авторы. Но ведь это только повышает ценность источника, и будущее покажет, насколько он обогатит историческую географию. Нам же сейчас надлежит перейти к следующей проблеме: датировке эпохи создания карты. Отметим для начала, что автор знает город Александрию, стало быть, он жил после Александра Македонского. С другой стороны, на карте нет ни одного римского названия, а это значит, что карта составлялась до завоевания Востока Помпеем. Таким образом, не входя в противоречие ни с одним из названий источника, можно с уверенностью сказать, что автор был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями, Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности.

Этот, на первый взгляд неожиданный, вывод подтверждается канвой исторических событий III–II вв. до н. э. Первые сирийские цари: Селевк Никатор и Антиох, объединив большую часть развалившейся Сирийской монархии, создали исключительно благоприятные условия для развития ремесел и торговли, Антиохия, построенная на реке Оронте, в течение многих веков представлялась прообразом веселой, разгульной и беззаботной жизни, а один из кварталов ее — Дафнэ был местом, где танцовщицы впервые открыли «стриптиз». Поэтому неудивительно, что тибетские горцы, встречавшиеся с сирийскими купцами в Хотане, Кашгарии и Балхе, наслушались рассказов о веселой жизни, и это дало достаточный повод для создания утопии, которая пережила и Селевкидскую монархию, и порожденные ею веселые беспутства. Таким образом, мы можем констатировать, что никаких специально «злых», а тем более «потусторонних сил мрака» с легендой о Шамбале связывать не стоит: там поклонялись Афродите, Адонису, Таммузу, практически также Дионису, но не «могуществам, которые способствовали насилию и требовали человеческих жертв».

Источник

Легенда о Шамбале имеет историческую основу

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Легенда о Шамбале. Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627 г. из писем иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраль. Во время своего посещения Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, расположенной где-то на севере или на северо-западе, и которая граничит с другой страной, называемой SOGPO (Татария).

«Здесь существует страна,

–пишет Стефан Каселл,

очень известная в этих краях, которая зовется Шамбала, границы которой еще называются SOGPO, но о вере ее населения король не смог сообщить никаких сведений.

Я думаю, что она может быть частью Катая, так как он очень большой, а пограничная страна SOGPO может являться королевством татар, которое полностью входит в пределы Катая».

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

В письме в 1628 г. Стефан Каселл уточняет:

«Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария» (т.е. Россия).

Это письмо в дальнейшем послужило основанием для гипотезы, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза, на территории среднеазиатских республик. Cтефан Кассел даже попытался достичь этой загадочной страны – из публикаций Б.Дандарона известно, что С.Каселл добрался в Тибете до Шигадзе и прожил там двадцать три года, вплоть до своей смерти в 1650 году.

Легенда о Шамбале реальна

В 1827–1830 гг. венгерский ученый, основатель современной тибетологии Чома де Кереш, на основании изучения в тибетских монастырях буддийских сочинений пришел к выводу, что в легенде о Шамбале отразился факт существования в первых веках нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII в.

В небольшой статье, опубликованной им в 1833 г. в журнале Азиатского общества Бенгалии, Ч. Де Кереш указывает относительно точные ее координаты: между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксартес (Сырдарья).

Автор упоминает о столице Шамбалы–Калапе,

«великолепном городе, резиденции многих блестящих королей, расположенной за рекой Сита, или Яксартес, где продолжительность дней от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния увеличивается на двенадцать индийских часов, что составляет четыре часа сорок восемь минут по нашему счету».

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Таким образом, Кереш соотнес Шамбалу с легендарной страной, местоположение которой он определил севернее реки Сырдарья. Этот регион в разное время и у разных народов назывался по-разному: Западным краем, Бактрией, Тохаристаном, Туркестаном.

Бурное процветание этой «купеческой цивилизации» на протяжении двух последних тысячелетий было связано с северным путем в Китай, проходящем через Хами, Турфан, Карашар, Кучу и Аксу. Иранцы и греки, кушане и китайцы, тибетцы и уйгуры, арабы и тюрки, монголы–появлялись друг за другом в качестве господствующей силы на караванных путях и устанавливали над этой территорией свой протекторат.

В тибетских исторических сочинениях и обширной литературе по системе Калачакра постоянно упоминается царство Шамбала. Туда учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения Буддой Шакьямури царю Сучандре в 878г. до н.э. по тибетскому летоисчислению (483–380г. до н.э. по европейскому летоисчислению).

В текстах говорится, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой».

Под «девяносто шестью областями своей страны» можно понимать и города, которые в то время именовались городами-странами.

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV пишет об этом событии так:

«Царь Сучандра был родом из Шамбхалы, местонахождение которой проф. Дж.Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим?), т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакра как государственную религию».

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

В сочинении о географии мира тибетского ученого Манчжула Хутукту, жившего в первой половине XIX в., знаменитому царству Шамбала отводится верховная роль. В описании оно размещается далеко на севере и вмещает в себя 96 царств, среди которых Цзамбака, обезьян, золотоглазых, Ругма, Бурматма, Золотое. Приводимые названия трудно отождествить с какими-либо известными, но напрашивается ассоциация с 90-главой монголо-татарской ордой, описываемой в татарском эпосе «Идегей», границы которой распространялись до Туркестана.

В иконографии Шамбала изображается подобно лепесткам лотоса. Внешняя область Шамбалы разделена на восемь областей (регионов), каждый из которых содержит по двенадцать районов (провинций, княжеств-городов), их общее количество равно девяносто шести.

О Шамбале. Путь к стране.

Жители царства Шамбала являлись практиками буддийских тантр, главным образом, Калачакры-тантра. Достигнув в этом значительных успехов, они развили учение, которое затем уже из Шамбалы распространилось в Индию и Тибет. Согласно тибетским летописям до получения посвящения в Калачакру-тантра и достижения успехов в ее практике цари и жители Шамбалы были обычными людьми, а сама страна реальной физической страной, куда свободно можно было попасть вместе с купеческим караваном. После получения посвящения жители страны, а следом и сама страна, стали для обычных людей недоступными.

Из тибетских исторических хроник известен перечень двадцати пяти Кулик-императоров Шамбалы, правивших в период с 878 г. до н.э. по 1727 г. Имена из списка не удается отождествить с известными из истории древними правителями. Правильность вычисленного времени правления императоров Шамбалы подвергается сомнению, так как согласно списку каждый из двадцати пяти императоров правил ровно по 100 лет, что наводит на мысль о некой искусственности этого списка.

Существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как LAMYIG, лам-иг (описание дороги). Один из таких путеводителей обнаружен в Ганджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIIIв.

Наиболее известным описанием царства Шамбала является «Шамбхала Лам-иг» в сочинении Панчен-ламы VI Лобсан Балдан Ешея* (1738–гг.), переведенного в 1915г. на немецкий язык проф. А.Грюнведелем. Трактат носит название «Источник десяти миллионов чудес–объяснение великого места сиддхов страны Шамбала и описание Индии», дата написания 1775г. Здесь использованы практически все имевшиеся к тому времени источники о Шамбале. Сам трактат состоит из трех частей и содержит описание пути следования, описание положения и условий жизни в стране, а также описание того, как пребывает царь и Святое учение. Кроме письменных источников Лобсан Балдан Ешей ссылается на устные сообщения странников.

В современных публикациях о Шамбале, кроме «Пути в Шамбалу» Панчен-ламы VI, наиболее часто упоминается «Синяя летопись» (1478 г.)–самое известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гой-лоцава Шоннупэлом (1392–1481 гг.). Из анализа текста «Синей летописи» следует, что Шамбала–это небольшое гималайское княжество на севере Индии, в которое свободно в те времена добирались с купеческими караванами буддийские паломники; единственным его отличием от окружающих княжеств являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры Калачакры-тантры.

Для изучения этих сутр монахи проделывали длинный путь через Гималайские горы в княжество Шамбалу. В тексте «Синей летописи» указывается, что княжество Шамбала не было самым важным духовным буддийским центром, на первом месте по значимости стояла страна богов–Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват в Пакистане (о духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в Уддияне).

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории
В жизнеописании Падмасамбхавы, который прибыл в Тибет по приглашению царя Трисонга Дэвцэна (Khri-srong Lde’u-bstan, годы правления 755–780 гг.) указывается, что Падмасамбхава провел разные годы своей жизни поочередно в Уддияне, Шанг-Шунге, Шамбале и на горе Кайлаша.

Количество упоминаний Шамбалы в исторических текстах настолько велико, что не оставляет сомнений в ее реальном существовании в древности.

Источник

Страна Шамбала в легенде и в истории

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Французские авторы Л. Повель и Ж. Бержье в исключительно интересной статье «Какому богу поклонялся Гитлер?» (Журнал «Наука и религия», 1966, N 10–11.) отметили, что учителя Гитлера — Дитрих Эккардт, Хаусхофер и Альфред Розенберг — почерпнули свою уверенность в том, что «их несут силы мрака» из тибетской легенды, переосмысленной ими для себя. По-видимому, они убедили и себя, и Гитлера, что эта легенда действительно тибетская и древняя. Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала — центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги — водители народов якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» — сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган, что в этом руководители нацизма якобы видели глубокий магический смысл. Они обосновывали свои злодеяния верой в «силы мрака», но легенда, на которой они будто бы базировались, была плодом и последствием глубокого невежества европейского обывателя XX века.

Страна Шамбала в легенде и в истории скачать fb2, epub бесплатно

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Когда в середине VII века по приглашению тибетского владыки Сронцзангампо в Тибет явились из Индии буддийские монахи, то они столкнулись там не с первобытным язычеством — почитанием сил природы, не с шаманизмом — практикой вызывания духов и даже не с культом мертвых предков, а с продуманной, теоретически отработанной религиозной системой, носившей название бон. Несмотря на активную поддержку центральной власти, буддистам пришлось выдержать тысячелетнюю борьбу, в результате которой им не удалось достигнуть полной победы. До сих пор в Тибете наряду с желтой верой — ламаизмом существует и учение бона, с той лишь разницей, что борьба между этими религиями больше не влечет за собой ни гекатомб из человеческих тел, ни потоков крови. Однако все это имело место в первые века проникновения буддизма в Тибет (VII–XI вв.).

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

В истории Срединной Азии проблемы, связанные с созданием и крушением Тибетской империи VII–IX вв., освещены наименее полно. Изучение буддизма, его догматики и философии, заслонило светскую историю тибетского народа, сумевшего в течение двухсот лет удерживать ведущее положение в Центральной Азии, Северной Индии и Китае. Китайские источники дают нам только сухой перечень военных столкновений, а единственным источником по внутренней истории Тибета являются буддийские хроники и легенды, отраженные отчасти в иконной живописи. Этот источник требует сугубого внимания и критической настороженности, но он дает возможность прояснить некоторые факты древней истории и отношение к ним современников.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Одной из наиболее пагубных для научного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые, будучи некогда высказаны как гипотезы, в дальнейшем принимаются как непререкаемые истины. Сила давности парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая картину исторического процесса. К числу таких мнений принадлежит представление о монгольской религии ХII-ХIII вв. как о примитивном язычестве.

В 1891 г. Дорджи Банзаров описал взгляды монгольских, вернее бурятских, современных ему язычников, снабдив сочинение большим количеством исторических экскурсов, и в заключение сделал вывод, «что так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой-либо другой веры».[1, с. 5]

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Развитие древних государственных образований в Азии, с одной стороны, подчинено общей закономерности становления классового общества, с другой — имеет свои специфические особенности. Чтобы понять соотношение между этими сторонами, чтобы отделить общее от частного, целесообразнее всего применить метод исторического исследования, т. е. в хронологической последовательности проследить ход событий от возникновения культурной традиции до ее конца, под тем или иным углом зрения. Поставленная нами проблема формулируется так: почему бедное в природном отношении Тибетское нагорье оказалось в состоянии вскормить народ, выступивший, несмотря на свою немногочисленность, претендентом на роль гегемона Срединной Азии, и почему эта попытка стать гегемоном не удалась? Для ответа необходимо обратиться к светской политической истории Тибета, а поскольку таковая в историографии отсутствует, написать ее и тем самым получить решение, подсказанное самими фактами.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

1. История Тибета в эпоху его расцвета (VII–IX вв.) в XIX — первой половине XX века изображалась крайне однобоко. В распоряжении историков были только сочинения буддийского направления, трактовавшие местную религию бон как демонопоклонничество и уделявшие крайне мало внимания событиям политической истории, этногенезу тибетцев и историческим судьбам народов, сопредельных с Тибетом. В настоящее время эти пробелы в известной мере восполнены, но встали новые вопросы, уже не о ходе событий, а о генезисе их и интерпретации тибетской этнической истории на фоне общей истории Восточной Азии.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме (ламаизме) кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном изучении обнаруживается, что разнообразие заключено в строгую систему, а трактовка сюжетов подчинена не менее строгому канону.

Но наряду с каноническими сюжетами существуют локальные варианты икон, тесно связанные с местом написания, эпохой и личностью автора иконы. При наличии большого количества вариантов в поле зрения исследователя иконографический материал может быть использован как археологический источник. Так как большое количество вариантов характерно для буддийской иконографии, то, работая в этом направлении, мы вправе ожидать значительных результатов, важных для уяснения темных вопросов истории Срединной Азии. Но мало этого: канонический сюжет создавался в конкретных условиях, он имел связь с фактом исторической действительности, и в этом аспекте нам не менее важны мифы, отраженные в изображениях. Наконец, наличие столь большого количества икон наводит на мысль, что здесь отнюдь не просто любовь к живописи. Так как нам известно, что живопись при отсутствии грамотности является мощным средством агитации, то необходимо учесть ее направление и постараться понять, как реагировал тибетец VIII века на предлагаемые ему картины, ибо эта реакция и была целью буддийского монаха-художника.[1]

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Книга выдающегося русского этнографа Льва Николаевича Гумилева посвящена одной из самых сложных и запутанных проблем отечественной истории — вопросу взаимоотношений Древней Руси и кочевников Великой степи на протяжении всего Средневековья. Увлекательная и эмоциональная, написанная безупречным языком, эта работа стала блестящей попыткой реконструкции подробной и целостной картины истории Евразии в XI–XIV веках.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Знаменитый трактат «Этногенез и биосфера Земли» — основополагающий труд выдающегося отечественного историка, географа и философа Льва Николаевича Гумилева, посвященный проблеме возникновения и взаимоотношений этносов на Земле. Исследуя динамику движения народов, в поисках своей исторической идентичности вступающих в конфликты с окружающей средой, Гумилев собрал и обработал огромное количество научных и культурологических данных. В этой переведенной на многие языки уникальной книге, которую автор считал своим главным произведением, сформулированы и подробно развиты основные положения разработанной Л. Н. Гумилевым теории этногенеза и учение о пассионарности.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Книга, предлагаемая вниманию читателей, не укладывается ни в один из принятых в современной научной литературе жанров. Ее нельзя назвать научно-популярным очерком в полном смысле слова, несмотря на то, что она написана в популярной форме и рассчитана на широкий круг читателей. Она популяризирует, однако, не результаты сугубо научных, академических исследований, написанных для узкого круга специалистов, а совершенно новое исследование, которое содержится в ней самой … популярная форма, а главное — метод исследования автора коренным образом отличаются от формы и метода монографий. Книгу Л. Н. Гумилева скорее всего можно назвать научным трактатом в средневековом смысле слова.

Можно ли считать такой давно вышедший из употребления жанр подходящим для современного научного исследования? Ответ на этот вопрос дает сама книга.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Лев Николаевич Гумилев русский ученый, историк-этнолог, философ и географ, поэт и переводчик, основоположник пассионарной теории этногенеза.

В книгу вошли две известнейшие его работы. «Этногенез и биосфера Земли» – главный труд Льва Гумилева, переведенный на многие языки, посвященный проблеме возникновения и взаимоотношений этносов на Земле. «Конец и вновь начало» – работа, написанная на основе лекций по народоведению, прочитанных Гумилевым в Ленинграде и Москве в 1980-е годы и пользовавшихся невероятным успехом среди аудитории.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

«Древние тюрки» — знаменитая работа гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Николаевича Гумилева (1912–1992), посвященная сравнительно малоизученному периоду мировой истории VI–VIII вв. н. э., совпавшему с образованием и расцветом Великого тюркского каганата. Осуществленный автором анализ этнических, политических и религиозных аспектов бытия этой державы представлен в присущей автору увлекательной и образной манере повествования.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Одна из самых популярных книг выдающегося отечественного историка и географа Л. Н. Гумилева написана на основе лекций, прочитанных автором в 80-е годы перед разными аудиториями Москвы и Ленинграда и пользовавшихся огромным успехом у всех, кто способен мыслить самостоятельно и творчески. Понятия оригинальной авторской теории пассионарности, объясняющей закономерности возникновения и развития этносов, гибели и крушения великих империй, изложены в увлекательной форме, на примерах из жизни многих народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии и Америки и деятельности их выдающихся представителей (пассионариев), оставивших яркий след в Истории. Книга печатается по авторскому экземпляру рукописи с восстановлением множества купюр, сделанных цензурой издательства «Наука» при первом издании книги в 1990 г.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Историко-географическая монография «Тысячелетие вокруг Каспия» построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате «Этногенез и биосфера Земли» (Л., из-во Ленинградского университета, 1989 г.). Это будет уже не продолжение изложенной концепции, а этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет с III в. до н. э. по XII в. н. э., в котором судьба Хазарского каганата — кусочек мозаичного панно. Выбор сюжета подсказан возможностью обозреть из одной точки историю ойкумены и этногенез древних этносов Великой степи в эпоху, когда этнические процессы были начаты и закончены, после чего наступило обновление — новый, еще не законченный виток этногенеза.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

«Три китайских царства» – книга, которая состоит из работ Льва Николаевича Гумилева, в значительной мере, посвященных китайской истории. Они опубликованы в советской периодике 50-80-х гг. прошлого века, хотя есть и более поздние его работы, в том числе, «Ритмы Евразии» – последний, незавершенный труд великого евразийца.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

История: Годовые кольца Всемирной истории Сергея Смирнова

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Основные направления правительственной политики

в ходе экономических реформ

Из рецензии на работу Н. Д. Стафеева

«Основные направления правительственной политики в ходе экономических реформ»

Работа представляет собой попытку рассмотреть механизм реформ в свете политических программ реставраторов капитализма. Автор предпослал значительное историческое исследование, рассмотрение опыта дореволюционной и революционной России и послереволюционного СССР. При этом социализм справедливо рассматривается, как необходимый путь развития человечества, который сумел за 70 лет подтвердить свою жизненность и эффективность. Однако, всякое отставание в его совершенствовании, как показала практика, чревато серьезными трудностями, способными вылиться в откаты назад и временные поражения. Автор сделал попытку раскрыть одну из сторон деградации социалистического общества, вылившуюся в буржуазную контрреволюцию и тяжелейшие страдания трудящихся.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Агония «Бородино» (фрагмент)

глава 7. ПОЖАРЫ ПОРОХА.

«Судьба «Бородино» обернулась жестокой иронией морского сражения: последним залпом «Фудзи», столь счастливо избежавший гибели двумя часами ранее, вызвал сильнейший пожар в 152-мм башне русского броненосца, в результате которого, видимо произошла детонация зарядов. Во всяком случае, гибель «Бородино» в описании Пэкинхэма очень напоминает мгновенный «уход со сцены» английских линейных крейсеров.» (В.Кофман).

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Д. М. Туган-Барановский

«Лошадь, которую я пытался обуздать»

(печать при Наполеоне)

Путь Наполеона к высшей власти обстоятельно освещен в литературе. Историки ясно представляют основные этапы его триумфального возвышения: переворот 18 брюмера, конкордат с папой Пием VII, пожизненное консульство, императорский трон. Но в огромной литературе остались в тени, на мой взгляд, весьма существенные вопросы: какими способами Наполеон достигал политического успеха и какое место в достижении этого успеха он отводил общественному мнению?

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Историческая заслуга парламентаризма

В результате буржуазных революций и реализации лозунга «Свобода, равенство, братство» парламент приобрел современный облик. Общенародная выборность органов власти означала, что власть выражает отныне интересы не личности (короля или другого правителя), как это было в эпоху феодального абсолютизма, а большинства народа. Чрезвычайно важным оказалось то, что парламентаризм смог обеспечить эволюционный путь развития общества. До этого не было механизма, который приводил бы общественное устройство в соответствие с меняющимися условиями. В этих обстоятельствах единственным способом обеспечения такого соответствия оставался путь революций со всеми негативными сопутствующими явлениями.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Двенадцать лет борьбы против фашизма и войны

Очерки по истории Коммунистической Партии Германии

в период с 1933 по l945 годы

Перевод с немецкого Н.С. Португалова.

<1>Так помечены ссылки на примечания.

Аннотация издательства: Работа Отто Винцера, члена ЦК Социалистической единой партии Германии, депутата Народной палаты Германской Демократической Республики, представляет собой попытку осветить важнейшие события истории Коммунистической партии Германии в 1933-1945 годы, которые до сих пор не были исследованы в исторической литературе. В своей работе Отто Винцер использовал новые, ранее неизвестные материалы и источники. Изучение истории КПГ этого периода имеет большое значение для уяснения истории Германии вообще и путей ее дальнейшего развития в частности.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Воспоминания и документы

Приложения: Варшавский код 185 Список псевдонимов 187 Библиография 190

Ю. А. Артамонов Письмо M. M. Таликовского M. В. Захарченко Письмо А. Федорова (Якушева) Письмо ген. А. П. Кутепова К. А. Ширинский-Шахматов Магазин А. Коваленки в Киеве

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Владимир Савельевич Войтинский

1917-й. Год побед и поражений

доктора исторических наук

доктора исторических наук

доктора исторических наук Г. ИОФФЕ

В этой книге публикуются воспоминания В. С. Войтинского (1885-1960), непосредственного участника революционных событий в России начала XX в. В 1917 г. он являлся членом Исполкома Петроградского совета и комиссаром Временного правительства на Северном фронте. После революции жил в эмиграции.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Роман американского писателя и сценариста видеоигр (в их числе — «System Shock», «Deus Ex», «Clive Barker’s Undying», «Thief: Deadly Shadows», «Tomb Raider: Legend») Остина Гроссмана построен как чередование рассказов двух персонажей — Доктора Невозможного и Фаталь. Доктор Невозможный называет себя суперзлодеем вида «безумный гений» — он страдает от «злокачественной гиперкогнитивной дисфункции» (синдром «злого умника»). Фаталь — это киборг женского пола. Роман начинается с того, что она присоединяется к группе супергероев под названием «Чемпионы»…

Это электронное издание — дебютная книга автора на русском языке.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Опытный психотерапевт Джулиус узнает, что смертельно болен. Его дни сочтены, и в последний год жизни он решает исправить давнюю ошибку и вылечить пациента, с которым двадцать лет назад потерпел крах. Филип — философ по профессии и мизантроп по призванию — планирует заниматься «философским консультированием» и лечить людей философией Шопенгауэра — так, как вылечил когда-то себя. Эти двое сталкиваются в психотерапевтической группе и за год меняются до неузнаваемости. Один учится умирать. Другой учится жить. «Генеральная репетиция жизни», происходящая в группе, от жизни неотличима, столь же увлекательна и так же полна неожиданностей.

Ирвин Д. Ялом — американский психотерапевт, автор нескольких международных бестселлеров, теоретик и практик психотерапии и популярный писатель. Перед вами его последний роман. «Шопенгауэр как лекарство» — книга о том, как философия губит и спасает человеческую душу. Впервые на русском языке.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

Второй том Сочинений И.В… Сталина содержит произведения, написанные преимущественно в период со второй половины 1907 года по 1913 год, до ссылки товарища Сталина в Туруханский край, где он пробыл по февраль 1917 года. Эти произведения охватывают, главным образом, два периода революционной деятельности товарища Сталина, период Бакинский и период Петербургский.

Произведения, относящиеся к первой половине 1907 года, посвящены тактике большевиков в первой русской революции. В произведениях, написанных с июня 1907 года — в период революционной деятельности товарища Сталина преимущественно в Баку, освещается борьба большевиков с меньшевиками-ликвидаторами за сохранение в укрепление нелегальной революционной марксистской партии.

страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть фото страна шамбала в легенде и в истории. Смотреть картинку страна шамбала в легенде и в истории. Картинка про страна шамбала в легенде и в истории. Фото страна шамбала в легенде и в истории

А. Б. Иехошуа (родился в 1936 году в Иерусалиме) — известный израильский прозаик, драматург и эссеист. Уже первые его рассказы, печатавшиеся в пятидесятых годах, произвели сильное впечатление близкой к сюрреализму повествовательной манерой, сочетанием фантастики и натурализма. Их действие развивается вне четких временных и пространственных рамок, герои находятся как бы во власти могучих внешних сил.

В последующих рассказах А. Б. Иехошуа, написанных в шестидесятые и особенно семидесятые годы, в пьесах и романе «Любовник» все ярче выявляются проблемы современного израильского общества. Сущность этих проблем писатель стремится раскрыть через внутреннее восприятие героев. На их личную жизнь и психику тяжелым грузом ложится арабо-израильский конфликт, войны, которые приходится вести еврейскому государству, и то обстоятельство, что евреи в Израиле вынуждены вмешиваться в судьбу другого народа.

В 1990 году А. Б. Иехошуа выпустил многоплановый роман «Господин Мани», состоящий из пяти диалогов, причем в каждом из них читатель слышит голос только одного собеседника, и лишь по его репликам можно догадаться о реакции других. Повествование свободно переходит от событий восьмидесятых годов нашего столетия к событиям конца, середины и начала девятнадцатого века, а география охватывает Израиль, Центральную Европу, Крит, Грецию, Турцию.

«Господин Мани» — это сага об одной еврейской семье, представители которой испытали на себе все превратности еврейской судьбы и выжили, несмотря на проблемы самоидентификации, возникавшие в каждом поколении. Роман побуждает размышлять о «жизни идей», об их влиянии на конкретные судьбы, подчас роковом. В этом произведении А. Б. Иехошуа, как и в других его романах и повестях (например, «Молхо», «Лето 1970»), нет недостатка в философских метафорах, символах и аллегориях, с помощью которых автор настойчиво пытается привлечь внимание читателей к вечным вопросам человеческого существования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *