стихотворный размер сказки о царе салтане
Характеристика сказки Пушкина про царя Салтана
Сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане содержит все самые лучшие качества, присущие народным сказкам.
Главное качество сказки — укрепление веры в силу добра и торжество справедливости. И данное произведение полностью подходит под этот критерий.
В сказке о царе Салтане есть отрицательные герои, которые пытаются обманом и предательством навредить положительным персонажам. Но в конце они проигрывают стремлениям добрых героев.
Все сюжетные линии произведения доведены до логического завершения, нет никакой недосказанности.
В сказке тожество добра над злом выражается также в торжестве жизни над смертью. Царевна вместе с ребенком могла утонуть в море, но спаслась. Лебедь погибала от клюва злого коршуна, но Гвидон помог ей выжить. Комара тоже пытались поймать и прихлопнуть, но не смогли этого сделать.
Произведение имеет воспитательную функцию. В нем отчетливо просматривается мысль, что плохими делами добиваться своих целей бессмысленно, так как это не приведет ни к чему хорошему.
Стихотворный размер сказки — четырехстопный хорей. Мужская и женская рифма чередуются на протяжении всего текста.
Композиция произведения следующая:
В сказке используется большое количество средств художественной выразительности:
Все эти средства делают произведение ярким, живым, наполненным смыслом. Именно поэтому «Сказка о царе Салтане» прекрасное произведение, которое нравится и детям и взрослым.
Как называется стихотворный размер сказки » Сказка о царе Салтане «?
В те времена она была чистой, можно было бы в ней мыть грязных детишек, а вот в настоящее время она несколько загрязнилась, и писатель не стал бы туда окунать ребёнка.
А кто Вам сказал, что эта очаровательная парочка зубастых и зеленохвостатых разного возраста? 🙂 Корней Иванович ничего о их возрасте не пишет. Поэтому лично я склонна полагать, что сии представители семейства крокодиловых родились в один и тот же день, то бишь являются близнецами. 🙂
Таня мячик уронила
В в воды тихие речушки
От того что сочинила
Мадам Барто судьбу девчушки.
И сюжет не завершила
Возвернулся ль мячик Тане
Что река не утопила
Неизвестно и поныне.
Не роняйте в воду дети
И не суйтесь в воду сами
Без присмотра сильных взрослых
Есть у нее замечательная сказка про Асю, Кляксича и букву А. Но первое, что мне вспоминается при упоминании Токмаковой,- это стихотворение про рыбку, которое очень любили в раннем детстве мои дети.
Каким стихотворным размером написана «Сказка о царе Салтане»?
Сражались они жестоко, потому что в их сердцах присутствует гнев.
Бедные кони бьются под ним от сумасшедший силушки богатырей.
Но вот один воин железною рукой вырывает из седла наездника.
Сражались Руслан и Рогдай и нашел конец в пустыне.
Рогдай не смог победить Ведь схватка была долгой и сложной.
Рогдай, действительно, вместо того, чтобы поспешить за Людмилой, бросился вначале за своим соперником. Он понимал, что, пока жив Руслан, Людмила не будет его, Рогдая. Даже если он ее найдет, все равно любить она будет своего мужа. В поэме вообще оказывается, что никто, кроме Руслана, Людмилу и не любил. У каждого «любящего» какие-то свои, более важные дела нашлись, когда Черномор похитил девушку.
Кажется, в вопросе под словом «он» следует понимать Рогдая, как это сделали другие до меня, хотя и не совсем понятно, откуда они это поняли. 🙂
Не знаю, нужен ли какой-то культ. Хоть Пушкину, хоть Гагарину.
Просто кто любит поэзию, то читает и знает. Без официального напоминания. Школьные годы никоим образом лично у меня не могли отбить охоту читать Пушкина ли, Чехова.
Я вообще не представляю, какими должны быть монстрами те учителя литературы, чтобы у такого количества людей напрочь уничтожить любовь к истинной красоте, стилю, гармонии, изяществу и мысли.
Возможно, мне понятен и дорог Пушкин ещё и потому, что я живу в Петербурге. Этот город немыслим без поэзии, Пушкина ли, Блока, Бродского, без музыки, ты сопричастен так или иначе, ты вовлечён в русскую культуру.
Пушкин для меня не только гений поэзии, он настоящий, живой человек, страдающий, мыслящий, любящий. Я недавно перечитала его письма. Какой он друг! Он язвителен, остроумен, в то же время необыкновенно заботлив, деликатен, умен, мудр и все понимает и предвидит.
И это все есть в его поэзии.
Одна строчка может просто так много вам сказать. Это гению подвластно.
Историзмы и архаизмы в «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А.С. Пушкина
Ключевые слова: историзмов; архаизмов; рукописи; образование; формирование культуры; анализ произведения, роль слов; устаревшие слова; исторический колорит; лексика.
Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи исследования:
— изучить историю создания «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина;
— проанализировать устаревшие слова в «Сказке о царе Салтане»;
— выявить роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Объектом исследованиявыбрана«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
В качестве методов исследования использовались: изучение литературных источников, поиск и сравнение, анализ лексики, систематизирование и обобщение информации, оформление результата.
Для человека двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, который употреблял поэт почти два столетия назад. Именно поэтому актуально исследовать произведение А.С.Пушкина и найти в нём устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение.
История создания «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им конспективно в 1828 году. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок, например, волшебный образ Царевны Лебедя, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.
Считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин делает в 1822 году в Кишинёве. Это короткая схематическая запись, которая представляет собой, конспект литературного, западноевропейского источника, о чём свидетельствуют такие детали, как «оракул», «ладья», «буря», объявление войны и другое. Разобраться в этой схематичной записи сложно из-за путаницы в персонажах. Следующая краткая запись сказки была сделана Пушкиным в 1824—1825 гг., во время пребывания в Михайловском. Эта запись восходит, как предполагаются, к няне Арине Родионовне и находится среди записей, известных под условным названием «Сказок Арины Родионовны»[5].
Сказка была завершена летом-осенью 1831 года, когда Пушкин жил в Царском Селе на даче А.Китаевой. В этот период он находился в постоянном общении с В.Жуковским, с которым вступил в соревнование, работая над одним и тем же «русским народным» материалом. Жуковский предложил написать каждому по стихотворной переработке народной сказки. Он тогда работал над сказками «О спящей царевне» и «О царе Берендее», а Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане» и «Балду».
Анализ и роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане»
Архаизмы и историзмы используются, как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи. Они используются также в научно-исторической литературе.
В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкин использовал очень большое количество архаизмов и историзмов. Количество архаизмов и историзмов, оказалось, что в сказке они составляют 8 %. Было определено значение 50 слов, среди них 33 архаизма и 17 историзмов.
Презентация к уроку
Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
— Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
— Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
— Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
— Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
— Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
— Каких героев в сказке больше?
— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…»
Волшебные сказки
1. Нет зачина.
1. Начинается с зачина.
2. Троекратный повтор событий.
2. Троекратный повтор событий.
3. Волшебные события, герои.
3. Волшебные события, герои, предметы.
5. Зло прощено.
6. Сказочная концовка.
6. Сказочная концовка.
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!