степняки это древняя русь
§ 1. Степные кочевники
§ 1. Степные кочевники
Огромные степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из далеких пределов Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Впрочем, последние больше жили в лесостепной и лесной зонах, и только о мадьярской орде известно, что она какое-то время обитала в степной полосе. Однако мадьяры уже до прихода в Европу впитали в себя значительное число иранцев, следы чего обильно сохранились в венгерском языке. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса.
Место их в наших южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе тюркских племен, т.е. родственные (по языку) нынешним туркменам. Часть печенегов еще в первой половине X в., а возможно и позже, оставалась на востоке, в степях нынешнего Казахстана, но основная масса обосновалась в степной части Украины.
Печенежская орда никогда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами, а во главе каждой фемы стояли собственные архонты (князья, ханы). Эти восемь фем в свою очередь делились на сорок более мелких объединений со своими главами. Четыре фемы обитали по левую сторону Днепра, четыре — по правую.
На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере — с Русью, на юге — с крымскими владениями Византии (Херсонесом). Под их контролем находилось все нижнее течение Днепра, т.е. конечная часть «пути из варяг в греки». Константин Багрянородный красочно описывает, как русы вынуждены были у днепровских порогов обороняться от нападавших печенегов. Последние (возможно, речь должна идти о разных ордах) могли находиться в союзе с русами или, наоборот, являлись их врагами. Первые столкновения Руси с печенегами русская летопись датирует 915г.
Первоначально печенеги оставались врагами хазар, однако с ослаблением последних, а также под влиянием усиления Руси и подстрекательства греков, печенеги все чаще становились главными противниками русских на юге. Особенно явственно это обнаружилось при Святославе, когда в отсутствие князя печенеги даже пытались взять Киев. В это же приблизительно время с востока через печенежские кочевья прорвалась родственная печенегам орда гузов-торков, которая отдалась под покровительство Киева и заняла русско-печенежское пограничье на юге полянской земли.
Наибольшее усиление печенежских орд приходится на конец X—начало XI в., когда они временно заняли даже районы к северу от реки Рось до реки Стугны. Печенегами заинтересовались католическая церковь, чьи миссионеры направились в степь с целью обращения степняков в христианство. Любопытно, что им в этом содействовал и князь Владимир.
Занявшие южные степи кыпчаки, которых русские именовали половцами, а венгры — куманами, пришли с востока. Они были ответвлением большой тюркской орды, называемой кимаки, обитавшей в X в. на востоке современного Казахстана, имея соседями печенегов, обитавших западнее. Движение кыпчаков, отделившихся от прочих кимаков, на запад началось в первых десятилетиях XI в. В середине века они уже господствовали на огромном степном пространстве от Алтая до Дуная, получившем название Даште-кипчак или Половецкая степь. Но почти сразу обнаружилась разобщенность восточных и западных кыпчаков, которые никогда не составляли единого политического целого. Впрочем, это трудно сказать даже для европейских кыпчаков (половцев).
Порой отдельные орды объединялись, иногда враждовали друг с другом. Весьма сложными складывались отношения половцев с соседними странами и народами. На Северном Кавказе они заселили его степную часть и нередко враждовали с местным населением, особенно с аланами, горцами Дагестана и адыгами. В конечном счете кыпчаки в ряде предгорных районов смешивались с более старым населением, и в итоге такого смешения возникли этносы карачаевцев, балкарцев и кумыков, говорящие на языках — потомках кыпчакского, но являющихся одновременно и потомками части алан и некоторых других кавказских народов.
На протяжении XI—XII вв. половцы заселили и степные пространства Крыма, а на северо-востоке их этническое влияние распространилось на Волжскую Булгарию и Башкурт, хотя, как мы говорим, «кыпчакизация» булгар волжских и башкуртов имела место уже позже, в период Золотой Орды.
После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами усилились, столкновения их с русскими носили разный характер, приводя к разным результатам. Имели место весьма успешные походы в степь, но наряду с ними и тяжкие поражения русских (знаменитый поход Игоря Святославича). Важнее здесь отметить другое. Длительное соседство половцев с Русью приводило не только к войнам, но и к системе мирных сношений разного вида. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, имела место постоянная торговля между кочевниками половцами и русскими. Под воздействием более культурной Руси в половецкую среду проникало христианство, и наследники половецких ханов принимали христианские имена (Юрий Кончакович, сын победителя Игоря Святославича). Еще важнее отметить наметившуюся тенденцию к частичному оседанию половцев на землю, что имело место и на востоке под влиянием среднеазиатских обществ и в Европе под воздействием Руси. Известны даже половецкие города (например, на месте нынешнего Харькова, или таинственного города Суджа, откуда был взят в Грузию для женитьбы на царице Тамар Юрий Андреевич). Такое сближение между половцами и русскими в разных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20—30-х годах XIII в., которое для европейских половцев (в отличие от азиатских кыпчаков) стало, как и для Руси, национальной трагедией.
Бродники: кем были таинственные степняки Древней Руси и куда они пропали
Несколько раз в русских летописях всплывает загадочный народ, именуемый бродниками. Они больше всего знамениты своей предательской по отношению к Руси ролью, которую сыграли в роковой битве на Калке 1223 года. Тогда воевода бродников Плоскыня (единственное известное из источников личное имя у бродников) поклялся блокированным в обозе русским князьям, что в случае их сдачи монголам те не прольют их крови. Пленённые князья, как известно, были подвергнуты монголами мучительному умерщвлению.
Гипотезы о происхождении
Есть две версии происхождения названия бродники – от слов «бродить» и «брод». Ближе к истине, скорее всего, вторая. В «Слове о полку Игореве» упоминаются загадочные «деремелы». Исследователи склоняются к мысли, что оно связано с тюркским словом, означающим брод. Таким образом, бродники, согласно этой гипотезе, выступают как «знатоки бродов», иначе говоря – знатоки степных дорог и переправ через реки, проводники по степям.
Наличие двух этимологически тождественных названий этого народа – славянского и тюркского – заставляет предполагать, что бродники имели смешанное происхождение. И, скорее всего, тюркские корни у них были более глубокими, иначе автору «Слова о полку Игореве» не пришлось бы называть их по-тюркски. А «бродники» было уже переводом на славянский язык тюркского слова.
Есть гипотеза о молдавско-валашском (румынском) происхождении бродников. Она основана на локализации бродников и на предположениях о происхождении соседних с ними болоховцев. Согласно источникам, главной областью обитания бродников являлась Южная Бессарабия. Болоховцы жили в то же самое время на южных границах Киевской земли, в верховьях Южного Буга. Название болоховцы созвучно волохам. Но только этим и ограничиваются все доводы. Конечно, весьма возможно, что в состав бродников, если они были чем-то вроде позднейшего казачества, вливалось и романизованное население Нижнего Подунавья.
Византийские и западноевропейские источники знают бродников под их русским именем. Первые упоминания о них в летописях относятся к 1147 году. Вместе с половцами они нередко участвуют в междоусобицах русских князей. Византийский историк Никита Хониат упоминает про бродников в 1190 году, причисляя их при этом к «тавроскифам» – таким именем греки часто награждали русским.
Большее количество известий о бродниках относится к XIII веку, особенно в связи с монгольским нашествием. Судя по описанию битвы на Калке, бродники были союзниками монголов. Венгерский король Бела IV, подвергшийся нападению Батыя, называл бродников восточными соседями своей страны, наряду с русскими, половцами (куманами) и болгарами. Всех их он охарактеризовал как покорённых татарами.
Соотношение с будущим казачеством
Прозвище Плоскыня явно славянское. Что ж, бродники, по всей видимости, имели смешанное этническое происхождение, как и последующие казаки. Кстати, бродников и считают предшественниками будущих казаков (тюркское слово). Но если они и были таковыми, то, во всяком случае, не единственными.
Наряду с бродниками, честь считаться предками казаков в эпоху Киевской Руси разделяют болоховцы и берладники. Про болоховцев упомянуто выше. Берладники концентрировались вокруг города Берладь (ныне румынский Бырлад) на одноимённой речке, притоке Сирета. Берладь в XII веке служила пристанищем беглых, неспокойных людей из Киевской Руси, в том числе некоторых князей-изгоев. Берладники совершали набеги на окрестные земли, грабили купеческие караваны, захватывали торговые города. Так, в 1161 году они заняли русскую факторию Олешье в устье Днепра. Берладь до известной степени напоминает позднейшую Запорожскую Сечь.
Неизвестно, как соотносились берладники с бродниками. Точных указаний на это в источниках нет, летописи их не смешивают, несмотря на близкое территориальное соседство. Некоторые историки считают берладников ветвью бродников.
После 1254 года бродники перестают упоминаться. Их выпадение из источников может быть связано с войной, проведённой против соседних болоховцев галицким князем Даниилом Романовичем. Впрочем, утрата названия ещё не означает исчезновения народа.
Религия бродников
Представляет интерес вопрос о вероисповедании бродников. Судя по клятве (крестному целованию) Плоскыни в битве на Калке, бродники – какая-то часть точно – являлись православными христианами. Впрочем, православными считались также частично и половцы. Бела IV называет бродников «неверными», однако он характеризует тем же словом и русских. В данном контексте «неверные» это любые некатолики, а значит, бродники могли быть православными. Ещё в 1227 году Римский папа Григорий IX посылал своих миссионеров к половцам и бродникам, чтобы привести тех и других в католичество. Миссия, очевидно, была безуспешной.
Скорее всего, бродники были в основном православными, особенно если они состояли, по большей части, из беглых русских. Но их православие легко могло сочетаться с традиционными верованиями славян, тюрков и других народов этого региона. Так, в соседней Болоховской земле до XVII века практиковались языческие обряды, а вещуны-гольдовники или характерники имели большой моральный вес в запорожском казачестве.
Какими внешне были степняки?
Какими внешне были степняки?
На протяжении многих сотен веков Русь постоянно соприкасалась со степными племенами. Вдоль ее южных границ проходили авары и венгры, гунны и булгары, жестокие опустошительные набеги совершали печенеги и половцы, два столетия Русь была под монгольским игом. И все эти степняки, одни в большей мере, другие в меньшей, вливались в Русь, где и ассимилировались русскими. На русских землях селились не только родами и ордами, но и целыми племенами, народами. Вспомните племена торок и берендеев, поселившихся целиком в южных русских княжествах.
А теперь подумайте и скажите, как должны выглядеть их потомки, т. е. потомки от смешанных браков русских и кочевников-азиатов? Сына русского и монголки европейцем уже не назовешь, это метис с явной азиатской примесью. Правильно было бы сказать — монголоидной, одной из трех человеческих рас. Но, чтобы нам, дорогой читатель, не путать ее с названием «монголы», назовем монголоидов азиатами, а европеоидов — европейцами.
Итак, ребенок от смешанного брака европейцев (в данном случае русских) с азиатами (здесь могут быть и торки, и монголы, и берендеи, и половцы и т. д.) окажется метисом с явными азиатскими чертами, хотя и довольно сглаженными. Какое должно быть процентное соотношение европейцев (славян, финно-угров, балтов) с азиатами, чтобы в итоге получился тот расовый тип, который мы видим сегодня у русских?
Если бы азиаты составляли, скажем, первоначально 10%, а европейцы — 90%, то во втором поколении при условии полного взаимосмешения европейцев было бы 80%, а метисов с явными азиатскими чертами — 20%. Следующее поколение при тех же условиях дало бы такую картину: 60% — европейцы и 40% — полуметисы, т. е. скорее европейцы, но азиатские признаки отчетливо видны (у кого скулы, у кого разрез глаз, у кого плоский нос, а то и одновременное сочетание нескольких азиатских признаков). Эти же признаки, пусть в значительно ослабленном виде, были бы и в следующем поколении, а это уже 80% всего населения. Выйдите на улицу в европейской части России, всмотритесь в лица прохожих, разве вы видите такую картину? Основная масса — типичные европейцы.
Неискушенный читатель, конечно, может задаться вопросом: «А сколько всего было поколений с тех времен? Может быть, азиаты уже и „стерлись“?» На это отвечу: если, предположим, несколько сот лет тому назад доля азиатов в каком-либо народе составляла 10%, то и сейчас процент азиатских генов должен остаться тем же.
Какой же вывод? В русской крови нет даже 10% крови азиатов. Это однозначно. Думаю, и 5% много.
Если эти рассуждения кого-то не устроят, то рассмотрим другой вариант решения этой задачи. Мерить череп, ширину носов или что-либо еще — это не очень наглядно. А вот цвет глаз — это интересно. Еще со школьных уроков биологии нам известно, что светлый цвет глаз обуславливают рецессивные гены, а карий цвет — гены доминантные. Всего у человека за каждый признак ответственны два гена. Если один доминантный, а другой рецессивный, то проявляется признак соответствующий доминантному гену. То есть, если скрестить светлоглазого европейца и кареглазую азиатку, ребенок будет кареглазым (за очень редким исключением). Почему? Потому что у подавляющего большинства представителей желтой расы карий цвет глаз обуславливают два доминантных гена. Если этого ребенка впоследствии снова скрестить со светлоглазым человеком, то у 50% их детей будут светлые глаза, а у другой половины карие.
А теперь посмотрим на процентное соотношение светлых глаз у различных народов.
Прибалтийский регион — 59%, верхнеднепровский-валдайский (белорусы, литовцы, западные русские, мордва-эрзя) — 53%, приднепровский (украинцы) — 39%, центрально-восточноевропейский (русские) — 47,5%, белозерско-камский (мордва, весь, коми) — 55%, волго-камский (мари, удмурты, чуваши) — 24%, приуральский (манси) — 15%, степной (мишари) — 23%.
Какова разница этого показателя у русских и прибалтов с весью и коми, куда степняки не проникали (опять же за редким исключением)? Разница где-то в 6—7%. А эту разницу дали не только азиаты, но и европейцы-южане, тоже кареглазые, причем большинство из них имели кареглазость с обоими доминантными генами.
Таким образом, в этом варианте решения задачи у русских не будет и 3—4% азиатской крови.
Столетиями в степных и лесостепных местах, а также далее к северу Руси шел сильный ассимиляционный процесс между славянами и степняками, которые вливались и вливались в русские земли, и, в конце концов, выясняется, что их было не более 3—4% от общего населения Руси! Ну не может быть такой цифры! Но, как часто бывает, «ларчик открывается просто», если согласиться с мнением, что степняки в большинстве своем были не азиатами, а европейцами. При этом степняки, жившие на Алтае и в Монголии, были ярко выраженными азиатами, а ближе к Уралу имели практически чистый европейский облик.
Я, конечно, понимаю тех, кто сейчас воскликнул: «Что за вздор!» Но, уважаемые читатели, это не вздор, и доказать это будет совсем не трудно. Кстати, подавляющее большинство российских дворянских родов происходят от татар. Так что же, все эти Голицыны, Апраксины, Суворовы, Тимирязевы, Кутузовы, Ушаковы, Тургеневы и прочие скуластые и узкоглазые? Да нет, такие же, как и все русские.
Во втором тысячелетии до нашей эры на территории Южного Приуралья, Казахстана и Западной Сибири (т. е. вплоть до районов Западной Монголии) была распространена андроновская культура, ныне широко представленная могильниками и остатками поселений. Андроновцы по своему типу относились к СЕВЕРНОЙ ветви европеоидов. Да, в степях в те времена жили светлоглазые блондины и шатены.
Но это было давно, и уже тогда началось постепенное и медленное проникновение азиатских расовых элементов из районов Восточной Сибири. Азиаты как в одиночку по каким-либо причинам оказывались среди андроновцев, так и целыми племенами «выплескивались» из глубин Восточной Азии. Как мы знаем из истории, часто более сильные племена вытесняли слабых соседей из обжитых ими районов кочевий. Что происходило с этими слабыми племенами на западе? Часть из них, и вероятно значительная, просто уничтожалась местным населением.
Вспомним известные примеры из жизни Европы. Так, в 631 году союзник авар — орда тюрок-протоболгар, размещавшаяся в Среднем Подунавье, откочевала в Баварию, где и была практически полностью уничтожена.
В других случаях победители оставляли в живых женщин поверженных врагов, так начиналась метизация. Судьба же других восточных кочевых племен складывалась по-разному. Одни, покорив (перебив или включив в свой состав) местные племена, осваивали новую территорию, другие, не найдя свободной земли, шли дальше на запад и в конце концов или погибали, или, включив в свой поток отдельные местные племена, появлялись на границах Европы «бичами времен». Достаточно назвать вторжения авар, гуннов и венгров (угров).
Давайте внимательно посмотрим на венгров. Оказывается, помимо семи чисто венгерских племен среди них было три племени тюркоязычных кабаров, которые в течение короткого времени были ассимилированы мадьярами — главным из семи венгерских племен. (Впрочем, кабары считаются тюрками из-за свидетельства Константина Багрянородного, который назвал кабаров племенем из рода хазар, но кто сами хазары — тюрки или финно-угры?)
По мнению венгерских археологов, изучавших аварские погребения, 80% аварских черепов европеоиды, 20% принадлежат к западносибирскому слабовыраженному монголоидному типу. А так как археологи изучали черепа не самых первых авар, а авар, которые длительное время уже смешивались друг с другом, то окажется, что реальная первоначальная монголоидная доля (т. е. доля ярко выраженных монголоидов) была у них не более 5, может, 7%.
А что собой представляли гунны? Уже в самом начале появления в Причерноморье гунны, по мнению ученых, представляли смесь из чисто гуннов — тюркоязычных хунну, уральских угров и сармат. А уже в Европе это была пестрая смесь, в которую влились германские племена остготов и гепидов, различные славяне и другие жители покоренных Аттилой земель. Всех их называют общим именем — гунны, хотя чисто гуннов оставалась лишь незначительная часть.
Я хочу процитировать Рашид-ад-Дина: «Многие роды поставляли величие и достоинство в том, что относили себя к татарам и стали известны под их именем, подобно тому как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена, которые имели каждое свое определенное имя, называли себя монголами из желания перенести на себя славу последних; потомки же этих родов возомнили себя издревле носящими это имя, ЧЕГО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫЛО».
Первые три сына у Чингисхана, как и он сам, были рыжими, но когда ему показали его четвертого сына Тулуя, то в легендах сказано, что Чингисхан очень удивился его черным волосам. А теперь снова вернемся к «Тайной истории». Из нее мы знаем, что некоторое время его жена Бортэ находилась в плену у меркитов и после освобождения она оказалась беременной и вскоре родила первенца — Джучи, отца Батыя. Тэмучин признал его своим сыном, объявив, что жена попала в плен уже беременной, а когда дети подросли, то второй сын, Чагатай, объявил Джучи «наследником меркитского плена». Итак, вот что мы имеем: Джучи, как и Чингисхан, был рыжим, но если его всерьез считали незаконнорожденным, то получается, что среди меркитов (монгольского племени) было много рыжеволосых.
Здесь сразу нужно оговориться, что современные монголы Монголии, как, впрочем, и их предки из тринадцатого века типичные монголоиды. А степняки с европейской внешностью кочевали в Причерноморье, в степях Западного Казахстана, и среди них были меркиты и другие монгалы по альтернативной версии.
Кстати, Гумилев утверждает, что согласно летописцам древние монголы были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым, а современный облик их потомки, т. е. монголы современной Монголии, обрели путем смешанных браков с окружающими их низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами.
Но любой, мало-мальски знающий антропологию, взглянув на современных монголов, воскликнет: «Это ж сколько на одного светловолосого европеоидного прамонгола потребовалось ДЕСЯТКОВ людей желтой расы, чтобы их потомки стали так монголоидно выглядеть!» Потому что в современных монголах не видно даже малой доли европеоидной крови.
У некоторых отечественных авторов, имеющих свой особый взгляд на русскую историю, можно встретить утверждения о том, что половцы были блондинами. Так, Чивилихин в «Памяти» утверждал, что само название половцев происходит от соломенного цвета их волос, а Бушков писал, что половцы «относятся не к монголоидам, а к нормальному европеоидному типу, светловолосые, светлоглазые, ничуть не раскосые… (И язык у них схож со славянским)».
А вот что пишет венгерский ученый Мункачи: «Команы были светловолосыми блондинами, и чанго, их вероятные потомки, сохранившиеся в Молдавии и Венгрии, еще в столь слабой степени утратили эту особенность типа, что их антропологической характеристикой и до сих пор могут служить белокурые, иногда светлые, как лен, иногда рыжеватые, нередко вьющиеся волосы и голубые глаза, хотя субъекты с карими глазами среди них вовсе не редкость». Рыжеволосым был Шемс ад-Дин Сонкор, один из мамлюкских вождей, родом кипчак.
Наконец, здесь следует привести утверждение известного французского историка профессора Мюссе. Он пишет о половцах, что, «говоря на тюркском языке, они, по-видимому, были блондинами с голубыми глазами. Придя из Центральной Азии…». Для традиционной истории это нонсенс, такого быть не может. Вот что тот же Мюссе писал про венгров: «Не похоже, чтобы в результате смешения с тюрками видоизменился физический тип венгров, который всегда оставался отчетливо европеоидным». То есть, с одной стороны, он утверждает, что половцы — тюрки из Центральной Азии почему-то блондины, а с другой стороны — для него тюрки не могут быть европеоидными. Как видите, постулаты и штампы, на которых базируется традиционная история, завели ее в тупик.
То, что половцы — славяне, как это утверждали Иловайский и другие, конечно, неверно. Но здесь речь идет об их внешности. Без сомнения, половцы в своей основе были европеоидами, но блондинами ли? Последние среди них вполне могли встречаться, но все-таки в небольшом количестве. Плюс ко всему среди половцев были, конечно, и люди с монголоидной примесью. Их пропорции вполне могли быть такими, как, скажем, среди авар венгерских захоронений.
Так прав ли был Александр Блок? В части того, что мы потомки скифов и азиатов — да, но то, что наши предки — степняки были (а нашими предками еще являются и славяне, и финно-угры) раскосыми, то он сильно ошибался. Да, действительно, монголоидов и метисов среди степняков было много, часто целые племена, но большинство кочевников все же были европеоидны, многие — светлоглазыми и светловолосыми (как Борджигины). Поэтому-то несмотря на то, что постоянно, из века в век, вливавшиеся на территорию Руси в большом количестве степняки ассимилировались русскими, последние при этом оставались по облику европейцами. И опять же, это еще раз свидетельствует о том, что не могло татаро-монгольское нашествие начаться из глубин Азии, с территории современной Монголии.
Читайте также
КАКИМИ ОНИ БЫЛИ? ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО
КАКИМИ ОНИ БЫЛИ? ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО Несколько сот лет существовал громадный мир – мир Античности, начиная с зарождения античной цивилизации – Минойского и Микенского царств, с осады Трои и путешествия Одиссея до времен возвышения Афин и походов Александра Македонского. В
Какими были боевые доспехи самураев?
Какими были боевые доспехи самураев? Насколько доспехи самураев были самобытным творением японских оружейных мастеров, легко понять, сравнив их с теми, что носили в средневековье рыцари Европы. Начиная с середины XIII в. они защищали себя железным панцирем, сделанным из
Какими были города мавров?
Какими были города мавров? В Кордовском халифате в пору его расцвета было 80 больших городов, 300 маленьких и 1200 деревень только по берегам Гвадалквивира. В Кордове жило от 0,5 до 1 млн. человек (сегодня — около 100 тысяч), в Гранаде в XIV в. — свыше 400 тысяч человек (сегодня 117
Отступление. Гвардейцы, какими они были
20. А КАКИМИ ОНИ БЫЛИ, РУССКИЕ?
20. А КАКИМИ ОНИ БЫЛИ, РУССКИЕ? О России писали очень многие современники-иноземцы, и писали по-разному. Можно даже отметить очевидную закономерность. Те путешественники, чья миссия в нашу страну была удачной, отзывались о ней благожелательно. А те, кто потерпел фиаско, не
3. «Какими же все мы были идиотами!»
3. «Какими же все мы были идиотами!» О Боре было известно, что нет такого поезда или парохода, на который он сумел бы не опоздать. Бору нужно было напоминать, что и поезда, и пароходы отходят по расписанию, а не по наитию, а под конец чуть ли не брать под руки и чуть ли не силой
Какими были имена русских князей
Какими были имена русских князей Одной из важных особенностей наследных институтов власти является значение имени правителя.Как известно, неотъемлемой частью «норманнской теории» является полемика об именах древнерусских князей, начатая Готлибом Зигфридом Байером,
Какими они были
Какими они были – Ванька! Подь сюды. Тащи портки и сапоги, правь самовар, чаю с утра желаю. Почесывая необъятное брюхо, жмурясь на сияющее в окне яркое солнце, купец первой гильдии Иван Федорович Паприщев поднялся с застеленной мягкой периной французской кровати и начал
Какими были первые колесницы?
Какими были их кони?
Какими были их кони? С лебединой шеей твой гнедой, Тонкий, в две ладони шириной, Готов к взлету. Нартский эпос Каковы же были эти древние кони, что можем мы сказать о них, глядя на скульптурные и чеканные изображения, изучая описания современников и дошедший до нас
А какими они были, русские?
А какими они были, русские? О России писали очень многие современники-иноземцы, и писали по-разному. Можно даже отметить очевидную закономерность. Те путешественники, чья миссия в нашу страну была удачной, отзывались о ней благожелательно. А те, кто потерпел фиаско, не